Научная статья на тему 'Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития'

Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3198
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / внешнеторговая деятельность / упрощение процедур торговли / меры по упрощению процедур торговли / таможенное администрирование / foreign trade / foreign trade activity / trade facilitation / trade facilitation measures / customs administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Наталья Александровна, Ненадышина Татьяна Сергеевна

В статье проведен анализ российской внешней торговли, определены основные тенденции, проблемы и особенности её развития. Авторами приведено обоснование целесообразности упрощения процедур торговли Российской Федерации в целях обеспечения внешнеторговых интересов. Даны определения понятий «упрощение процедур торговли», «механизм упрощения процедур торговли». Раскрыт генезис мер по упрощению процедур торговли, основные направления реализации актуальных мер в рассматриваемой сфере, их современный экономический смысл, а также отмечены ключевые проблемы имплементации мер по упрощению процедур торговли. Приведена аргументация в пользу необходимости разработки и принятия концепции упрощения процедур торговли России и создания национального комитета по упрощению процедур торговли. В статье изложены рекомендации по совершенствованию таможенного администрирования и реализации приоритетных мер по упрощению процедур торговли Российской Федерации в целях обеспечения внешнеторговых интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Trade of Russia: Trends and Development Prospects

This article is devoted to the analysis of Russia’s foreign trade. The authors identify the main trends, issues and features of Russia’s foreign trade and justify the need for trade facilitation in order to ensure the country’s foreign trade interests. The concepts of “trade facilitation” and “trade facilitation mechanism” are defined. The authors describe the genesis of trade facilitation measures, the main areas for implementation of the relevant measures, and their current economic meaning. In addition, key issues of trade facilitation measures implementation are noted. The arguments in favour of the need to develop and adopt the trade facilitation concept in Russia and to create a national committee on trade facilitation are given. The article also provides suggestions for improvement of customs administration and implementation of priority measures to facilitate trade in Russia in order to ensure its foreign trade interests.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития»

Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития

УДК:339.5(470); Наталья Александровна БУДАРИНА,

ББК:65.428(2Рос); Б90 доктор экономических наук, доцент,

DOI: 10.24412/2072-8042-2022-6-7-24 Российская таможенная академия

(140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4) - профессор кафедры международных экономических отношений, e-mail: [email protected];

Татьяна Сергеевна НЕНАДЫШИНА, Российская таможенная академия (140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4) - соискатель кафедры международных экономических отношений, e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье проведен анализ российской внешней торговли, определены основные тенденции, проблемы и особенности её развития. Авторами приведено обоснование целесообразности упрощения процедур торговли Российской Федерации в целях обеспечения внешнеторговых интересов. Даны определения понятий «упрощение процедур торговли», «механизм упрощения процедур торговли». Раскрыт генезис мер по упрощению процедур торговли, основные направления реализации актуальных мер в рассматриваемой сфере, их современный экономический смысл, а также отмечены ключевые проблемы импле-ментации мер по упрощению процедур торговли. Приведена аргументация в пользу необходимости разработки и принятия концепции упрощения процедур торговли России и создания национального комитета по упрощению процедур торговли. В статье изложены рекомендации по совершенствованию таможенного администрирования и реализации приоритетных мер по упрощению процедур торговли Российской Федерации в целях обеспечения внешнеторговых интересов.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеторговая деятельность, упрощение процедур торговли, меры по упрощению процедур торговли, таможенное администрирование.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Foreign Trade of Russia: Trends and Development Prospects

Natalya Alexandrovna BUDARINA,

Doctor of economics, Associate Professor, Russian Customs Academy (140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4) - Professor of the Department of International Economic Relations, e-mail: [email protected]; Tatiana Sergeevna NENADYSHINA,

Russian Customs Academy (140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4) Applicant of the Department of International Economic Relations, e-mail: [email protected]

Abstract

This article is devoted to the analysis of Russia's foreign trade. The authors identify the main trends, issues and features of Russia's foreign trade and justify the need for trade facilitation in order to ensure the country's foreign trade interests. The concepts of "trade facilitation" and "trade facilitation mechanism" are defined. The authors describe the genesis of trade facilitation measures, the main areas for implementation of the relevant measures, and their current economic meaning. In addition, key issues of trade facilitation measures implementation are noted. The arguments in favour of the need to develop and adopt the trade facilitation concept in Russia and to create a national committee on trade facilitation are given. The article also provides suggestions for improvement of customs administration and implementation of priority measures to facilitate trade in Russia in order to ensure its foreign trade interests.

Keywords: foreign trade, foreign trade activity, trade facilitation, trade facilitation measures, customs administration.

Внешняя торговля является важным инструментом интеграции государства в систему международной производственной кооперации и оказывает значительное влияние на формирование ключевых направлений международных экономических отношений страны. Товарная структура внешнеторговых потоков и их объем во многом обуславливают не только экономический, но и политический статус государства. В условиях усиления геополитического давления российская внешняя торговля вошла в период спада. В отношении России введено рекордное за последнее десятилетние количество экономических санкций, которые диверсифицирова-

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

ны не только в зависимости от сфер экономического воздействия, увеличилось и количество стран, которые ввели ограничения в торговле с Россией. Сложившаяся ситуация стала причиной ввода Правительством РФ экстренных мер, направленных на недопущение товарного дефицита, которые обусловили введение запретов и ограничений на вывоз отдельных категорий товаров, а также мер, направленных на обеспечение внутригосударственных потребностей в товарах первой необходимости, которые отнесены к группе критического импорта. Указанные обстоятельства осложняются структурными проблемами, с учетом влияния которых российская внешняя торговля развивалась на протяжении значительного времени. В текущих условиях функционирования российской экономики требуется выработка подходов к адаптации к новым реалиям осуществления внешнеторговой деятельности и в перспективе оказания поддержки развитию внешней торговли. Перед нашей страной стоит сложная задача обеспечения экономической безопасности и форсирования усилий, направленных на становление инновационной цифровой экономики. Решение указанной задачи требует комплексного подхода к её достижению, который предполагает применение тарифных, нетарифных, административных и финансовых мер поддержки отечественным производителям и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Целью настоящей статьи является выявление тенденций и проблем российской внешней торговли в ретроспективе и в текущих условиях, обоснование целесообразности упрощения процедур торговли для её развития, формирование предложений по выработке концептуального подхода к упрощению процедур торговли России и комплекса мер, обеспечивающих реализацию внешнеторговых интересов страны.

Методология исследования основана на использовании таких общенаучных методов, как синтез, дедукция, индукция, контент анализ нормативных актов, методы статистического анализа: статистического наблюдения, систематизации и представления данных, анализа структуры совокупности и группировок, индексный метод.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

В настоящей статье внешняя торговля России будет рассмотрена в рамках периода с 2000 по 2021 год. Отметим, что временной отрезок с 2000 до 2008 года характеризовался наибольшей стабильностью динамики развития и устойчивым ростом внешней торговли (см. рисунок 1).

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

1ÜH5DDD = Экспорт Импорт -Оборот Сальдо

BDKiDD БШНМ) 4WM5DD 2K1DDD D

о Н П 14 4 Wi IJ^I Г*^ Гс] л i-HrJlTlTl-l/'i^nr^OÜOlO^H

.^ООООООООО^-1 "—I ^Ч ^Ч т—I ^Ч ^ ^Ч ^Ч ^ L'J L4

RRRRRRRRRRR RRRRRRRRRRR

Рис. 1 - Динамика внешней торговли Российской Федерации 2000-2021 годы, млрд долл. США

Fig. 1 - Dynamics of Foreign Trade of the Russian Federation 2000-2021, bln. USA

Источник: составлено на основе данных статистики Федеральной таможенной службы

Начиная с 2009 года наблюдается цикличность динамики внешнеторговых показателей нашей страны, которая в значительной мере обусловлена влияниям экзогенных факторов. Так, на фоне мирового финансово-экономического кризиса 2008 года внешнеторговый оборот снизился на 36%, объем экспорта сократился до 301,6 млрд долл. США, импорта до 167,3 млрд долл. США. Однако уже в 2012 году внешнеторговый оборот достиг максимального объема в современной истории России и составил 841,9 млрд. долларов США. В 2013 году зафиксирован рекордный объем экспорта, который составил 525,9 млрд долл. США, что обусловлено ростом цены топливно-энергетических ресурсов. Новый спад пришелся на 2015-2016 годы. В 2016 году значение сольдо внешней торговли достигло показателя ниже 2009 года и составило 103,2 млрд долл. США. Начиная с 2016 года, в связи с введением экономических санкций со стороны США и стран Европейского союза (ЕС), Россия отказалась от импорта ряда продовольственных продуктов, что сократило колебания трека импорта на отрезке с 2016 по 2021 года. Однако сохранились флуктуации стоимостного объема экспорта, обусловленные изменениями конъюнктуры на рынках топливно-энергетических ресурсов. Значительный спад в стоимостном и физическом выражении проявился в динамике российского экспорта в связи с замедлением развития мировой экономики в 2019 году с начала пандемии COVID-19. В целом, товарная структура экспорта и импорта в рамках рассматриваемого периода не претерпела серьёзных изменений несмотря на внешнее санкционное давление, проводимую политику импортозамещения и стимулирования несырьевого неэнергетического экспорта, о чем свидетельствует внешнеторговая статистика ФТС России (см. рисунок 2).

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Экспорт — Импорт

_ »H^ipiVfi^iillinflKlt'»

^ ВЦ н ш И^рэдуч-ыяиагисуп

■ ■ ■ аПЛНПШСН М|Ч>" Н pr!F"l ада ■ _ грои.^™.

ПМ I I ■ _ I I ■ТНин»

N1,1111

11111111 111111 И——

Ml ■ ■ПцАотчшнмнчп-п' I П|1Ц1рЧЧР1«|1

НО ■■■■■■■■ II**™»™«* ■■■■■■■■ при.шмткг,

»u ии mi им ии ии ии ая и(7 ви вв ян" г^аи^

Рис. 2 - Динамика российской внешней торговли в период 2013-2020 гг.

Fig. 2 - Dynamics of Russian foreign trade in the period 2013-2020.

Источник: составлено на основе данных статистики Федеральной таможенной службы

Лишь 2021 году наблюдалось отклонение от сложившихся тенденций формирования структуры российской внешней торговли. Оживление мировой экономики и разрыв устоявшихся производственно-сбытовых цепей, обусловленный принятием мер по нераспространению COVID-19, стали стимулом расширения российского несырьевого неэнергетического экспорта (его доля увеличилась на 36% по сравнению с 2020 годом - до более 191 млрд долл. США), однако на российскую внешнюю торговлю оказали влияние новые экономические санкции, введенные в начале 2022 года странами различных регионов мира, что замедлило указанную положительную динамику.

Для периода с 2011 по 2021 год рассчитаны показатели внешнеторговой, экспортной и импортной квоты, а также коэффициент покрытия импорта экспортом (см. рисунок 3). Анализ динамики указанных показателей позволяет сделать вывод о том, что экономика России характеризуется открытостью (внешнеторговая квота близка к 40%, а в некоторые годы её значение превышает данный уровень). В рамках анализируемого периода коэффициент покрытия экспорта импортом превышает 100%, данный результат свидетельствует об отсутствии недостатка финансовых ресурсов внутри страны для диверсификации участия российских субъектов экономики во внешнеторговой деятельности.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

11 Q

Рис. 3 - Основные показатели развития внешней торговли 2011-2021 гг.

Fig. 3 - Main indicators of foreign trade development 2011-2021.

Источник: рассчитано на основе данных Росстата России, Минфина России

Анализ направлений торговых потоков России показал, что санкционные ограничения со стороны США и ЕС привели к постепенному изменению географического распределения торговых потоков в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Отметим, что на долю стран дальнего зарубежья приходится около 90% поставок товаров в Россию [4]

Рис. 4 - Динамика экспорта и импорта России по ключевым группам стран, 2010-2020 гг., сезонно скорректированные ряды, среднемесячное значение 2010 года = 100

Fig. 4 - Dynamics of Russian exports and imports by key groups of countries, 2010-2020. seasonally adjusted series, 2010 monthly average = 100

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Проведенный анализ российской внешней торговли выявил следующие проблемы и особенности её развития:

• на внешнюю торговлю России значительное влияние оказывают экзогенные факторы (геополитические условия, конъюнктура внешних рынков, общие тенденции развития мировой экономики);

• дисбаланс товарной структуры экспорта и импорта: в экспорте превалируют товары низкой степени обработки и топливно-энергетических ресурсы, в импорте - инвестиционные товары и завершенная потребительская продукция;

• основные торговые партнеры России - страны дальнего зарубежья, заметна динамика смещения концентрации торговых потоков в страны Азии;

• исторически сформировавшаяся структура товарооборота России не претерпела значительных преобразований в условиях изменения ключевых торговых партнеров и проводимой политики импортозамещения и стимулирования несырьевого неэнергетического экспорта.

Складывающиеся в 2022 году условия ведения внешнеторговой деятельности и внешней торговли характеризуются ростом количества барьеров, обусловленных введением рядом стран экономических санкций, которые направлены, в том числе, на ограничение торговли с Россией, так же приняты ответные и стабилизирующие меры. В связи с усилением геополитического давления в срочном порядке был принят ряд документов, целью которых является обеспечение экономической безопасности государства, основу которых заложили Указ Президента РФ от 28.02.2022 №79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций», Указ Президента РФ от 01.03.2022 №81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 08.03.2022 №100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности», Указ Президента РФ от 03.05.2022 №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» и др. Таким образом, основной задачей в настоящее время является выстраивание новых логистических цепей поставок товаров в экспортном и импортном направлении.

УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Упрощение процедур торговли как комплекс разнообразных мер, обеспечивающих развитие как мировой торговли, так и внешней торговли отдельных государств имеет продолжительную историю развития. Генезис и особенности развития мер по упрощению процедур торговли заключаются в следующем:

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

13 ^

• основоположником разработки мер содействия международной торговли и упрощения процедур торговли стала Организация Объединенных Наций (ООН) и организации, входящие в её структуру. После Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров упрощение процедур торговли было включено в повестки для Всемирной таможенной организации (ВТа-мО) и Всемирной торговой организации (ВТО);

• меры по упрощению процедур торговли, предусмотренные правовыми инструментами международных организаций, как правило направлены на решение узкоспециализированных проблем, обусловленных спецификой деятельности международных организаций. Основными направлениями являются: унификация документов, гармонизация информационного взаимодействия, упрощение процедур пересечения границ и скоординированное управление границей, содействие международным перевозкам, установление государственно-частного партнерства. Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли является первым комплексным международным стандартом, который объединяет наиболее актуальные направления реализации меры по упрощению процедур торговли, которые получили наибольшее распространение в мировой практике;

• в период формирования Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли широкое распространение получила практика включения отдельных мер по упрощению процедур торговли в региональные торговые соглашения (РТС), которая сохранилась и по сей день. Наиболее распространенными мерами, включаемыми в РТС, является: обмен информацией в таможенной сфере, упрощение и гармонизация формальностей и процедур (при таможенной очистке), сотрудничество таможенных органов;

• эффективность тех или иных мер по упрощению процедур торговли в конкретном государстве зависит от его уровня экономического развития, для развивающих и наименее развитых стран экономический эффект от реализации мер по упрощению торговли имеет более выраженный характер, однако, уровень исполнения обязательств по упрощению процедур торговли этими странами является крайне низким, поэтому экономически развитые страны получают наибольшую выгоду от упрощения процедур торговли.

Следовательно, для достижения желаемых экономических эффектов от реализации мер по упрощению процедур торговли необходимо руководствоваться следующими принципами:

• основу упрощения процедур торговли должны закладывать меры, выработанные на международном уровне, что обеспечивает необходимый синер-гетический эффект;

• комплекс конкретных мер должен быть разработан с учетом внешнеторговых интересов страны, которые могут изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов.

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Из вышеуказанного следует, что на государственном уровне необходимо правовое закрепление концептуальной правовой основы упрощения процедур торговли (с учетом основных направлений экономической политики страны) и создание институционального механизма, позволяющего осуществлять быструю адаптацию мер к эндогенным и экзогенным факторам.

На современном этапе развития экономических отношений фундаментальная роль упрощения процедур торговли заключается не только в устранении «сопротивления» в цепи международного товарообмена, но и в изменении траектории внешней торговли отдельных государств за счет обеспечения их эффективного встраивания в процесс международного разделения труда. На наш взгляд, понятие «упрощение процедур торговли» может быть интерпретировано, как процесс реализации комплекса мер, направленных на создание благоприятных условий ведения внешнеторговой деятельности, посредством которых достигается снижение торговых издержек при внешней торговли товарами. Непосредственно процесс упрощения процедур торговли осуществляется на основе комплекса правовых инструментов в рамках деятельности различных институтов. То есть, процесс упрощения процедур торговли формируется в рамках специфического механизма. Под «механизмом упрощения процедур торговли» мы понимаем совокупность институциональных структур и правовых инструментов, а также форм и методов построения эффективно функционирующего процесса внешней торговли, что обеспечит интеграцию государства в систему мирохозяйственных отношений. Следовательно, формирование концептуальной и институциональной основы упрощения процедур торговли, и выработка подхода к реализации мер по упрощению процедур торговли с учетом внешнеторговых интересов будет способствовать экономическому развитию государства, обеспечивая его выгодное включение в международную производственную кооперацию, о чем свидетельствует ряд научных исследований Сан Л. [5], Хай Д. [и др.] [6], Чжао С., Чжан Ф. [7].

ПЕРСПЕКТИВЫ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ РОССИИ

Упрощение процедур торговли является актуальным инструментом обеспечения внешнеторговых интересов Российской Федерации, облегчая встраивание государства в глобальные цепи создания добавленной стоимости на производственном уровне и глобальные цепи поставок на операционном [8]. Внешнеторговые интересы России имеют отражение во внешнеторговой политике, цель которой согласно Федеральному Закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» заключается в создании благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

15 ^

Государственная внешнеторговая политика формируется положениями документов стратегического характера. Такие направления мер по упрощению процедур торговли, как повышение продуктивности бизнеса (ориентированного на внешние рынки), создание условий для поддержания экономической стабильности участников ВЭД и их обеспеченности инфраструктурой, развитие институциональной среды, обеспечивающей внешнеторговую деятельность, заложены следующими документами:

> Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

> Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;

> Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»;

> Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»;

> Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

Некоторые взаимосвязанные мероприятия, предусмотренные вышеуказанными правовыми актами не скоординированы по срокам их исполнения. Отметим, что отсутствие стратегии развития внешнеэкономической деятельности РФ затрудняет координацию мероприятий, заложенных вышеуказанными документами. Однако разработка и принятие стратегии развития внешнеэкономической деятельности не является оптимальным решением текущих проблем, ввиду того что изменчивые условия ведения ВЭД в последнее время затрудняют прогнозирование и целепо-лагание развития внешнеэкономической деятельности. Наиболее перспективным видится принятие концепции упрощения процедур торговли, закрепляющей основные цели, задачи и направления инициатив в данной сфере, а также правовые акты, формирующие концептуальную основу осуществления мер по упрощению процедур торговли, что обеспечит более гибкий подход для содействия развитию внешнеторговой деятельности и внешней торговли, а также ВЭД. Предлагаемые основные цели и задачи, определяющие направления упрощения процедур торговли России, которые могут быть отражены в концепции, представлены на рисунке 5.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Развит ие трап спо ртно-л отистической и

информационной инфраструктуры. !

обеспечения высокого уровня контроля н

обеспечивающей внешнюю торговлю ' г __■

представления упрощений для участников ВЭД

Побышеиие координации взаимодействии государственных контролирующих органов для

Цели:

1. Совершенствование институтов и механизмов координации и регулирования внешнеторговой деятельности,

2. Устранение административны*, инфраструктурных барьеров, которые зэтрудняют процесс внешней торговли.

Обеспечение безопасности цепей поставок товаров и реализации фискальной функции компетентных органов в связи с осуществлением внешней торговли экономическими субъектами, I 4. Стимулирование развития внешнеторговой деятельности как составной части внешнеэкономической деятел ьности Российской Федерации. Расширение практики применения Развитие правовой и институциональной

современных цифровых технологий в процессе соетаелйющей о&еспечения внешнеторговой осуществления внешней торговли деятельности

Рис. 5 - Основные цели и задачи концепции упрощения процедур торговли Российской Федерации

Fig. 5 - Main goals and objectives of the trade facilitation concept of the Russian Federation

Для эффективного функционирования механизма упрощения процедур торговли помимо концептуального подхода для повышения координации взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рассматриваемой сфере с учетом международной практики (комитеты по упрощению процедур торговли созданы в более чем ста странах для различных целей, например в Китае для развития внешней торговли, в первую очередь, электронной, в США в целях обеспечения национальных интересов американских производителей и экспортеров) считаем целесообразным создать национальный комитет по упрощению процедур торговли, основные функции которого будут заключаться в формировании предложений для выработки государственной политики в сфере внешнеторговой деятельности с учитывающих потребности участников ВЭД, разработка планов мероприятий по упрощению процедур торговли на среднесрочный и краткосрочные периоды, обеспечение высокого уровня координации между ФОИВ, ответственными за исполнение запланированных мероприятий, а также международное сотрудничество в сфере упрощения процедур торговли. Отметим, что таможенные органы должны занимать важное место в структуре национального комитета по упрощению процедур торговли и выполнять функции ключевого координатора процессов трансграничного перемещения товаров (см. рисунок 6).

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

Рис. 6 - Структура национального комитета по упрощению процедур торговли Fig. 6 - Structure of the National Trade Facilitation Committee Примечание: УПТ - упрощение процедур торговли

В ситуации динамично меняющихся условий ведения внешнеторговой деятельности для России возникает необходимость оперативной выработки мер, направленных на обеспечение экономической безопасности и внешнеторговых интересов. Следовательно, для эффективной реализации предпринимаемых мер и адаптации внешней торговли России к вводимым ограничениям (как санкционным, так и связанным с недопущением товарного дефицита) необходим координационный механизм, который бы обеспечивал оперативное информирование участников ВЭД о новых торговых правилах, консолидировал информацию о сложностях, с которыми сталкиваются участники, что дополнительно подтверждает целесообразность создания национального комитета по упрощению процедур торговли.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕР УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ РОССИИ

В условиях цифровизации процесса международной торговли и развития таможенного администрирования (разделение физического и документального контроля ввиду переноса основного декларационного массива в центры электронного декларирования, развитие документальной прослеживаемости товаров, постепенный переход к использованию электронных документов) создаются условия для значительного упрощения процедур торговли, сокращения временных и стоимостных издержек, связанных с трансграничным перемещением товаров.

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

Дж. Маклинден [10], Р. Зеллик [11], М. Полнер [12] в своих работах привели весомые аргументы в пользу того, что гармонизация и упрощение процессов на таможенной границе является базисом масштабных преобразований в сфере упрощения процедур торговли и значительно сокращает торговые издержки при осуществлении внешнеторговой деятельности.

«Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности», - отнесено к компетенции ФТС России, согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (Стратегия). Для достижения указанной цели в Стратегии подчеркнута важность комплексного подхода в вопросе упрощения процедур торговли с учетом мировых тенденций развития администрирования контрольной деятельности. В качестве основы выработки комплексного подхода администрирования процессов на граните, связанных с проведением различных видов государственного контроля целесообразно руководствоваться стандартами Всемирной таможенной организации (ВТО) и Всемирной таможенной организации (ВТамО), которые разработаны на основе наиболее эффективных международных практик. В соответствии с положениями Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г. - Пересмотренная Киотская конвенция), Компендиума по скоординированному управлению границей подход к таможенному администрированию в России при ввозе и вывозе может быть усовершенствован посредством повышения координации взаимодействия различных контролирующих органов на границе путем пересмотра некоторых бизнес процессов и расширения применения информационных технологий в процессе взаимодействия участников ВЭД и контролирующих органов (см. рисунки 7, 8).

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

19 0

Рис. 7 - Совершенствование подхода совершения формальностей, связанных с ввозом товаров, при осуществлении внешней торговли

Fig. 7 - Improving the Approach to Importation Formalities in Foreign Trade

Совершенствование подхода осуществления формальностей, связанных с ввозом товаров, при реализации внешней торговли позволит ускорить ввод товаров в торговый оборот, обеспечит сокращение временных и стоимостных издержек не только импортеров, но и производителей, использующих импортные товары, а также снизит издержки конечных потребителей.

Совершенствование подхода таможенного администрирования при вывозе товаров позволит ускорить проведение контроля, повысить его эффективность и упростить формальности для экспортеров, связанные не только с таможенной очисткой, но и налоговым администрированием.

В качестве комплексных рекомендаций по реализации мер упрощения процедур торговли Российской Федерации с учетом членства в Евразийском экономическом союзе, основываясь на результатах анализа, проведенного по методике [9], были выделены следующие приоритетные группы мер, которые являются логическим продолжением предложений по совершенствованию таможенного администрирования: внутригосударственная кооперация органов на границе; формальности

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

(процедурные); формальности (документарные); управление и процесс принятия решений; принятие предварительных решений; формальности (автоматизация); международная координация органов на границе; процедуры обжалования.

Рис. 8 - Совершенствование подхода совершения формальностей, связанных с вывозом товаров, при осуществлении внешней торговли

Fig. 8 - Improving the Foreign Trade Formalities Approach

Содержание предлагаемых мер отражено на рисунке 9 и отражает основные цели и направления решаемых задач, которые предложено отразить в концепции по упрощению процедур торговли Российской Федерации. Реализация предлагаемых мер будет способствовать снижению торговых издержек для участников ВЭД, обеспечению повышения продуктивности и конкурентоспособности российских производителей, тем самым будет способствовать реализации внешнеторговых интересов не только экспортеров, но и импортеров.

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

Рис. 9 - Ключевые положения приоритетных мер упрощения процедур торговли России в целях обеспечения внешнеторговых интересов

Fig. 9 - Key provisions of Russia's trade facilitation priorities for foreign trade interests

ВЫВОДЫ

Таким образом, с учетом того, что российская экономика является зависимой от внешнеэкономических факторов, для поддержания экономической устойчивости остро стоит вопрос о выработке походов, обеспечивающих быструю адаптацию к изменяющимся условиям ведения внешнеторговой деятельности. В настоящей статье обосновано, что упрощение процедур торговли является перспективным инструментом обеспечения устойчивого развития внешней торговли.

Проведённый анализ основных показателей российской внешней торговли за период с 2000 по 2021 год, позволил выявить тенденции, особенности и основные проблемы её развития. Описан генезис развития мер по упрощению процедур торговли, выделены актуальные направления их реализации, даны определения терминов «упрощение процедур торговли» и «механизм упрощения процедур торговли». Обоснована целесообразность реализации мер по упрощению процедур торговли Российской Федерации с целью обеспечения внешнеторговых интересов. Обоснована необходимость развития концептуальной основы и подхода реализации мер по упрощению процедур торговли (сформулированы основные цели, и задачи, обуславливающие направления упрощения процедур торговли в России, а также предложена организационная структура и ключевые функции националь-

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

ного комитета по упрощению процедур торговли. Обоснованы и сформулированы рекомендации в части совершенствования таможенного администрирования и реализации приоритетных мер по упрощению процедур торговли в Российской Федерации в целях обеспечения внешнеторговых интересов.

ИСТОЧНИКИ / REFERENCES:

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенная статистика [Электронный ресурс] @@ Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii: tamozhennaya statistika [Elektronnyj resurs]. - Режим доступа: http://customs.ru/statistic.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: внешняя торговля [Электронный ресурс] @@ Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki: vneshnyaya torgovlya [Elektronnyj resurs] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.

3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: статистика [Электронный ресурс] @@ Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii: statistika [Elektronnyj resurs] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics.

4. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: Динамика внешней торговли России в условиях пандемии COVID-19 / Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. - 2020 @@ Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: Dinamika vneshnej torgovli Rossii v usloviyah pandemii COVID-19 // Byulleten' o tekushchih tendenciyah rossijskoj ekonomiki. - 2020 - https://a https:// ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_sept2020.pdf.

5. Sun L. Measurement Analysis of Trade Facilitation in China-Aean Free Trade Area [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125101023/

6. Huy, D.T.N., Hang, N.T., Lan, L.T., Thach, N.N. Reforming specialized inspection procedures to improve business environment in Vietnam for trade facilitation implementation // Management. - 2021. - 25(1). P.234-258.

7. Zhao X, Zhang F. An Empirical Study on the Impact of Trade Facilitation on China's Export Trade / The Journal of Industrial Distribution & Business [Internet]. - 2020. -11(9). P. 7-16.

8. Бударина Н.А., Ненадышина Т.С. Упрощение процедур торговли в контексте обеспечения внешнеторговых интересов России / Вестник Российской таможенной академии. - 2022. - № 1 (58). - С. 34-45 @@ Budarina N.A., Nenadyshina T.S. Uproshchenie procedur torgovli v kontekste obespecheniya vneshnetorgovyh interesov Rossii / Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2022. - № 1 (58). - S. 34-45

9. Ненадышина Т.С. Определение приоритетных направлений упрощения процедур торговли в целях содействия встраиванию в глобальные цепи поставок и развития внешней торговли России. Международная торговля и торговая политика. 2021. 7(2) С. 80-96 @@ Nenadyshina T.S. Opredelenie prioritetnyh napravlenij uproshcheniya

6 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

procedur torgovli v celyah sodejstviya vstraivaniyu v global'nye cepi postavok i razvitiya vneshnej torgovli Rossii. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2021. 7(2) S. 80-96.

10. McLinden G. Enrique F. Widdowson D. Doyle T. Border Management Modernization The Worlrd Bank 2011 p. 385

11. Zoellick, R. B. Remarks on third global review of aid for trade, World Bank Group. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/ en/428431521636499841/Remarks-on-third-global-review-of-aid-for-trade-by-Robert-B-Zoellick-President-World-Bank-Group.

12. Polner M. Coordinated border management: From theory to practice / World Customs Journal. - Volume 5, Number 2 2011 P. 49-64.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.