Научная статья на тему 'Внешняя торговля Калининградской области: основные тенденции'

Внешняя торговля Калининградской области: основные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3221
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОВАРООБОРОТ / ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN COMMERCE / EXPORT / IMPORT / GOODS TURNOVER / CROSSBORDE TRADE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / FREE CUSTOM ZONE / EXTERNAL TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев Ю. М.

Раскрываются основные тенденции развития внешней торговли Калининградской области в новых геополитических условиях. Представлены основные особенности внешней торговли эксклавного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade of the Kaliningrad region: major trends

The author exposes major trends of foreign trade development in the Kaliningrad region in new geopolitical situation, basic features of exports and imports in the exclave region.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля Калининградской области: основные тенденции»

УДК 339.5

Ю. М. Зверев

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Раскрываются основные тенденции развития внешней торговли Калининградской области в новых геополитических условиях. Представлены основные особенности внешней торговли эксклавного региона.

The author exposes major trends of foreign trade development in the Kaliningrad region in new geopolitical situation, basic features of exports and imports in the exclave region.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, товарооборот, приграничная торговля, особая экономическая зона, свободная таможенная зона, внешнеторговый оборот.

Key Words: foreign commerce, export, import, goods turnover, crossborde trade, special economic zone, free custom zone, external turnover.

С 1991 г., после создания в Калининградской области свободной экономической зоны (СЭЗ) «Янтарь», регион начал функционировать в режиме свободной таможенной зоны. Принятый 22 января 1996 г. федеральный закон «Об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» сохранил таможенные льготы.

В соответствии с новым федеральный законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г. режим свободной таможенной зоны сохраняется на десятилетний переходный период для юридических лиц, осуществлявших свою деятельность в соответствии с Федеральным законом 1996 г.

Режим СЭЗ/ОЭЗ способствовал быстрому и неуклонному росту внешнеторгового оборота Калининградской области. Исключением стали только 1998 и 1999 гг. из-за последствий финансового кризиса августа 1998 г. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика внешней торговли Калининградской области (товары и услуги) в 1992—2007 гг., млн дол.

Год Экспорт Импорт Оборот Сальдо

1992 91,4 54,0 145,4 +37,4

1993 126,0 76,0 202,0 +50,0

Окончание табл. 1

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 70 — 74.

Год Экспорт Импорт Оборот Сальдо

1994 234,0 146,0 380,0 +88,0

1995 459,4 585,1 1044,5 -125,7

1996 480,8 1030,0 1510,8 -549,2

1997 457,7 1285,8 743,5 -828,1

1998 429,3 1187,9 1617,2 -758,6

1999 383,6 824,1 1207,7 -440,5

2000 519,0 884,2 1403,2 -365,2

2001 507,5 1093,0 1600,5 -585,5

2002 547,2 1655,9 2203,1 -1108,7

2003 663,7 2197,3 2861,0 -1533,6

2004 1264,3 3198,1 4462,4 -1951,8

2005 2004,9 4194,1 6199,0 -2189,2

2006 2690,4 5515,3 8205,7 -2824,9

2007 5268,9 8219,0 13487,9 -2950,1

Источник: [1; 4].

В период с 1992 по 2007 г. внешнеторговый оборот Калининградской области (товары и услуги) увеличился в 92,7 раза (в том числе экспорт — в 57,6 раза, импорт — в 152,2 раза) [1; 4].

Доля области во внешней торговле России товарами за период с 1993 по 2007 г.1 возросла: во внешнеторговом обороте с 0,2 до 2,3 %, в экспорте — с 0,2 до 1,4 %, в импорте — с 0,2 до 3,6 % [1; 3; 4].

Характерной особенностью внешней торговли Калининградской области является внешнеторговый дефицит, составивший в 2007 г. по товарам и услугам почти 3 млрд дол. Это обстоятельство достаточно часто воспринимается как недостаток внешней торговли Калининградской области и свидетельство несовершенства действующего режима ОЭЗ. Если бы область была самостоятельным государством и потребляла все ввезенное сама, то эти упреки были бы справедливы. Но Калининградская область — неотъемлемая часть Российской Федерации, и ее внешнеторговый оборот — лишь небольшая часть всей внешней торговли России, сальдо которой, кстати, весь постсоветский период остается положительным. Значительная (а по некоторым категориям товаров и основная) часть импорта в итоге вывозится в остальные регионы России или используется для производства импортозамещающей продукции в режиме ОЭЗ для общероссийского рынка2. Существующий внешнеторговый дефицит области, таким образом, характеризует ее место в общероссийском разделении труда — обеспечение импорта в другие регионы России и производство импортозамещающей продукции для других российских регионов.

Товарная структура экспорта Калининградской области отражает общероссийскую тенденцию преобладания в нем сырьевых ресурсов. Ведущие экспортные товары: топливо (прежде всего нефть и

1 За 1992 г. имеются только данные об экспорте товаров и услуг.

2 В 2007 г. вывоз калининградской продукции на остальную территорию России составил более 5,3 млрд дол. и возрос по сравнению с 2000 г. в 12,5 раза [5; 6].

нефтепродукты) — 73,8 %, рыба и ракообразные (1,9 %), удобрения (1,5 %), черные металлы и изделия из них (1,3 %), бумага и картон (1,1 %) и др. [2]. В то же время второй после топлива экспортной товарной группой является машиностроительная продукция — гражданские суда, строящиеся на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"».

Согласно статистическим данным за 2006 г., в структуре импорта Калининградской области [2] преобладали продовольственные и потребительские товары, часть из которых поступала затем на российский рынок. Главным импортным товаром были легковые и грузовые автомобили и автобусы (5,3 %). Импорт черных металлов (4,6 %) и пластмасс (4,0 %) в значительной степени связан с развитием импортозамещающих производств и строительства. Мясо и мясопродукты (4,6 %) ввозятся для местных мясоперерабатывающих производств (на область в 2006 г. пришлось около 23 % общероссийского производства мясных консервов — 1-е место в стране). Рыба и рыбопродукты (2,3 %)

— главным образом продукция бывших калининградских судов, ушедших после приватизации в страны «удобного флага», чтобы избежать налогообложения.

Однако основная часть импорта за 2006 г. в публикации Территориального органа федеральной службы Государственной статистики по Калининградской области не была распределена по товарным группам. Как следует из «Отчета о результатах функционирования ОЭЗ в Калининградской области в 2007 году» [5], в 2007 г. основными ввозимыми товарами являлись отнюдь не продовольственные потребительские товары, а товары производственного назначении — устройства на жидких кристаллах (15,2 % импорта), кузова для моторных транспортных средств (12,6 %), части и детали для теле- и видеоаппаратуры (7,3 %) [5]. Это связано с наличием в Калининградской области импортозамещающих производств, работающих на импортных комплектующих, — автосборочного предприятия ОАО «Автотор», а также нескольких предприятий по сборке теле- и видеоаппаратуры (ООО «ТелеБалт», ООО «Балтмикст», ООО «Стелла Плюс», ООО «Телеволна», ООО «Товары будущего» и др.)3.

Для географической структуры внешней торговли Калининградской области характерно значительное преобладание стран дальнего зарубежья. На страны Европейского союза в 2007 г. приходилось более 60 % оборота внешней торговли товарами Калининградской области, причем экспорт в страны ЕС превышает импорт. Доля СНГ составляла, напротив, только 2,9 % внешнеторгового оборота региона (табл. 2) [1].

Еще в 2000 г. около 47 % внешнеторгового оборота Калининградской области (по товарам) приходилось на Польшу, Германию и Литву. К 2007 г. их доля сократилась до 21,6 %, причем Польша и Литва занимают теперь только 4-е и 7-е места (в 2000 г. — 1-е и 3-е соответственно). В тройку ведущих партнеров Калининградской области в торговле то-

3 По экспертным оценкам, доля Калининградской области в общероссийском производстве телевизоров достигает 85 %.

варами сейчас входят Нидерланды, Германия и Китай. Но их доля (36,9 %) ниже, чем у Польши, Германии и Литвы в 2000 г. [1]. То есть внешняя торговля Калининградской области в географическом плане стала более дифференцирована, особенно в сфере импорта.

Таблица 2

Географическая структура внешней торговли товарами Калининградской области в 2007 г.

Страна Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт

млн дол. % млн дол. % млн дол. %

Всего 13071,7 100,0 5119,5 100,0 7952,2 100,0

Страны СНГ, всего 375,6 2,9, 156,6 3,1 219,0 2,8

В том числе:

Украина 173,8 1,3 55,9 1,1 117,9 1,5

Белоруссия 150,2 1,1 61,4 1,2 88,8 1,1

Страны ЕС, всего 7858,2 60,1 4174,3 81,5 3683,9 46,3

В том числе:

Нидерланды 1763,8 13,5 1561,4 30,5 202,5 2,5

Германия 1539,5 11,8 482,3 9,4 1057,2 13,3

Латвия 855,5 6,5 805,2 15,7 50,3 0,6

Польша 770,5 5,9 103,6 2,0 666,9 8,4

Литва 512,8 3,9 195,9 3,8 316,9 4,0

Финляндия 364,5 2,8 316,9 6,2 47,6 0,6

Швеция 306,3 2,3 193,5 3,8 112,8 1,4

Дания 272,9 2,1 195,4 3,8 77,5 1,0

Прочие страны ЕС 1472,4 11,3 320,1 6,3 1152,2 14,5

Китай 1519,2 11,6 13,3 0,3 1505,9 18,9

Республика Корея 669,3 5,1 0,2 0,0 669,1 8,4

США 495,6 3,8 11,2 0,2 484,4 6,1

Прочие страны 2153,8 16,5 763,9 14,9 1389,9 17,5

Так, доля пяти первых стран в импорте области (Китай, Германия, Польша, Республика Корея и США) составляет 55,1 %, в то время как доля первых пяти государств (Нидерланды, Латвия, Германия, Финляндия и Литва) в экспорте области — почти 2/3.

Всего в 2007 г. экспорт осуществлялся в 117 стран, а импорт шел из 151 страны мира [5].

К основным направлениям совершенствования внешней торговли Калининградской области можно отнести:

— усиление экспортной ориентации производства за счет увеличения экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости;

— более полное использование возможностей региона как одного из главных каналов импортных поставок на общероссийский рынок;

— повышение значения области в обслуживании внешних связей государств СНГ, прежде всего Беларуси и Казахстана;

— дальнейшая диверсификация внешнеторговых связей области с усилением внимания к таким направлениям, как США, Латинская Америка, Африка, Юго-Восточная Азия.

Расширение ЕС, состоявшееся 1 мая 2004 г., объективно осложняет доступ калининградской продукции на общероссийский рынок и поставки в регион сырья и материалов. Поэтому, а также в связи с тем, что новая стратегия развития Калининградской области предусматривает ее интеграцию как части России в Балтийский регион, будет усиливаться экспортная ориентация экономики региона. Уже сейчас необходимо проанализировать его экспортный потенциал, наметить конкретные меры по стимулированию формирования конкурентоспособных экспортных кластеров (прежде всего, кластеров в обрабатывающей промышленности, способных включиться в международные производственные сети, а также в сфере туристских, информационных, транспортных, логистических и других услуг). Возможно, есть смысл разработать совместно с федеральным Центром и принять специальную региональную программу стимулирования экспорта. Она, в частности, могла бы включать создание в Калининградской области специального центра сертификации продукции по стандартам ЕС (совместно с Евросоюзом) и сети центров, оказывающих консультационную, маркетинговую и иную поддержку предприятиям-экспортерам.

Список литературы

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Калининградской области за 2000 — 2007 гг.: статистический сборник. Калининград, 2008.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Калининградской области за 2006 год. Калининград, 2007.

3. Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) // Центральный банк Российской Федерации. URL: www.cbr.ru

4. Зверев Ю. М. Трансграничное экономическое сотрудничество: внешняя торговля / / Российская Балтика: приграничное сотрудничество / под общ. ред. А. П. Клемешева. Калининград, 2004. С. 17—28.

5. Отчет о результатах функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области в 2007 году / Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. URL: www.rosoez.ru

6. Цикель М. А., Жданов В. П., Федоров Г. М. Эффективность и совершенствование механизма Особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград, 2003.

Об авторе

Ю. М. Зверев — канд. геогр. наук, доц., директор Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта, yzverev@kantiana.ru.

The author

Y. M. Zverev — PhD in Geography, Director of the Baltic Sea region Institute at IKSUR, yzverev@kantiana.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.