Научная статья на тему 'Внешняя среда предприятия'

Внешняя среда предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6908
827
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малашук Н.М.

В данной статье затрагивается проблема анализа внешней среды предприятия. Рассмотрены факторы внешней среды. Обоснована необходимость отслеживания изменений внешней среды предприятия. Доказано, что внешняя среда оказывает сильное влияние на предприятие и способность его функционирования, а также то, что предприятию необходимо приспосабливаться к изменениям внешней среды. Иначе выживание предприятие ставиться под угрозу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя среда предприятия»

Среди атрибутов организационной культуры прямое отношение к формированию имиджа компании имеют фирменный стиль, в котором интегрируются визуальные и вербальные составляющие организации, и «базовые метафоры», или интеграционные символы, которые вырабатываются группой для самоопределения и находят воплощение во внешних аспектах существования организации.

В целом, организационная культура как идеология компании, наделяет имидж смысловым содержанием. Имидж любого предприятия формируется с целью достижения его главных задач за счет создания в сознании различных целевых групп образа, обеспечивающего благосклонное отношение и приверженность к его товарам, услугам и деятельности в целом. Имидж предприятия следует понимать целенаправленно как образ предприятия.

Список литературы:

1. Алешина И. Корпоративный имидж // Маркетинг. - 1998. - № 1. -С. 50-54.

2. Вольдман Л.Ю. Имидж организации и механизм его формирования // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 4. - С. 14-18.

3. Сотникова А. С. Формирование и оценка имиджа и репутации организации // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 6. - С. 136-142.

4. Ушакова Н.В. Имиджелогия: учебное пособие для бакалавров. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 202 с.

5. Фёдорова В.А. Содержание понятия «имидж предприятия» // Экономика транспортного комплекса. - 2013. - № 21. - С. 36.

6. Фомина Е.В. Управление деловым имиджем фирмы в современной российской экономике // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 1. -С. 46-53.

7. Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 68-77.

8. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел-синтез, 2013. - 274 с.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ © Малашук Н.М.1

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

В данной статье затрагивается проблема анализа внешней среды предприятия. Рассмотрены факторы внешней среды. Обоснована необ-

1 Магистр 1 курса. Научный руководитель: Васюхин О.В., заведующий кафедрой Прикладной экономики и маркетинга, доктор экономических наук, профессор.

ходимость отслеживания изменений внешней среды предприятия. Доказано, что внешняя среда оказывает сильное влияние на предприятие и способность его функционирования, а также то, что предприятию необходимо приспосабливаться к изменениям внешней среды. Иначе выживание предприятие ставиться под угрозу.

Ключевые слова предприятие, внешняя среда, факторы внешней среды.

При переходе к рыночным отношениям в России стали образовываться предприятия, количество которых росло с каждым годом, и которым приходилось выживать в агрессивной и неопределенной внешней среде. У предприятий появилась необходимость обращать внимание на все факторы внешней среды и считаться с каждым из них. Одной из главных задач предприятий стало оперативное отслеживание изменений внешней среды, их оценка и выбор наилучшего варианта ответной реакции.

Изначально внешняя среда предприятия рассматривалась как уже заданные условия, которые руководитель предприятия не мог контролировать. Сейчас же внешнею среду рассматривают как возможность, которая позволяет развиваться на рынке, постоянно выявляя угрозы и возможности, необходимые для достижения целей предприятия. Любое предприятие должно не просто приспосабливаться к внешней среде, предприятие должно искать возможности получения новых ресурсов из внешней среды.

Предприятию необходимо приспосабливаться к воздействию внешней среды, в противном случае выживание предприятия ставиться под угрозу, не говоря уже о его эффективности ведения деятельности. Внешняя среда так же влияет на цели предприятия, его миссию и текущую деятельность. Поэтому руководителю предприятия, следует здраво оценивать ситуацию и не игнорировать влияние внешней среды.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния [1].

Факторы влияния могут быть следующими:

1) экономические факторы,

2) правовые факторы,

3) политические факторы,

4) технологические факторы,

5) факторы социального характера,

6) природные факторы [2].

Данные факторы никак не зависят от деятельности предприятия, но они оказывают очень сильное влияние на его нормальное функционирование и

развитие, поэтому требуют особого внимания со стороны руководства. Однако воздействие этих факторов на различные предприятия может быть совершенно разное. Предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результат его деятельности как в текущий момент, так и в будущем. Предприятие должно проводить исследования и разрабатывать конкретные методы для ограничения воздействия негативных факторов, которые влияют на его деятельность в большей степени.

Внешняя среда предприятия довольно разнообразна, поэтому учитывать все факторы нет смысла. Достаточно определить первоочередные проблемы. Для учета влияния на предприятие факторы внешней среды разделяют на две группы:

1) микросреда,

2) макросреда.

Следует учитывать и то, что факторам макросреды присуща непредсказуемость и неопределенность, что делает их более опасными, чем факторы микросреды.

В последние годы во всем мире, в том числе и в России произошли значительные изменения условий, в которых существуют предприятия. Серьезные изменения внешней среды оказали серьезное влияние на управляемость предприятия, в связи с этим возросло число задач, многие из которых не могут решаться, исходя из полученного ранее опыта. Это повышает уровень неожиданности и может нанести непоправимый урон деятельности предприятия.

Анализ предприятия дает время для составления плана непредвиденных обстоятельств. Это позволяет заранее спрогнозировать и предугадать возможные угрозы, разработать систему мер, которые помогут предотвратить надвигающуюся катастрофу и превратить угрозы в возможности.

Предприятие должно не только определять и оценивать все факторы внешней среды, но и прогнозировать нестабильность будущего. Непредсказуемые изменения внешней среды могут нанести серьезный ущерб организации, что обязывает предприятие постоянно следить за всеми изменениями.

При анализе внешней среды предприятие может использовать концепцию «сильных и слабых сигналов» предложенную И. Ансоффом в работе [3]. Сильными сигналами является очевидная информация, на основании которой предприятие может дать оценку значимости факторов и принять соответствующие меры. Слабые сигналы представлены неочевидной информацией, которую можно охарактеризовать как неточную или как ранние проявления определенных факторов.

Внешняя среда предприятия является источником ресурсов, которые предприятие использует в своей деятельности. Она также является как потребителем, так и оценщиком результатов деятельности предприятия. От внешней среды зависит выживет ли предприятие или погибнет, поскольку

его продукция не будет принята, и доля рынка, которую сможет занять предприятие.

Методы анализа внешней среды дают возможность предприятию оценить состояние и перспективы развития важнейших факторов, таких как рынки, отрасли, поставщики, на те факторы, на которые предприятие не имеет возможность оказывать влияние. Руководство должно определить обладает ли предприятие нужными ресурсами, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями. И сможет ли предприятие противостоять будущим проблемам, которые связаны с внешними угрозами.

Таблица 1

Методы анализа внутренней среды предприятия

Вид анализа Преимущество Примечание

SWOT-анализ Можно использовать для определения основных направлений развития предприятия, найти главные проблемы, которые требуют немедленного решения. Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы

SNW-анализ Показывает среднерыночное состояние. Составляется табличная форма на основе SWOT-анализа по оценкам позиции.

PEST-анализ Используется для анализа макросреды для стран со слабо развитой экономикой, которая находиться в переходном состояние. Все четыре компоненты взаимосвязаны, что приводит к требованию системного стратегического анализа.

STEP-анализа Используется в странах с развитой экономикой и стабильной политической системой, приоритеты - учет социальных и технологических факторов. Необходимо использовать регулярно одинаковый формат, что даст наибольший результат при анализе макросреды. Это позволяет фиксировать показатели изменения факторов и их воздействие на предприятие. В результате данная модель позволит повысить качество принимаемых решений и получить модель реакции предприятия на воздействия внешних факторов.

Профиль среды Удобно составлять профиль для макросреды В результате получается интегральная оценка, которая показывает, насколько важен тот или иной фактор для предприятия.

Методика анализа угроз и возможностей макросреды ЕТОМ Внедрение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий. Выявляется влияние на стратегию предприятия, в итоге проводиться оценка сильных и слабых сторон предприятия, при этом руководителю необходимо иметь полное представление о возможностях предприятия и его проблемах.

Таким образом, внешняя среда предприятия, несомненно, очень разнообразна и сложна. Но, несмотря на все сложности ее анализа, предприятию, которое хочет выжить в непростых условиях современного мира, необходимо достигать поставленных целей и эффективно использовать угрозы, превращая их в возможности, а также своевременно реагировать на изменения внешней среды.

Список литературы:

1. Орчаков О.А. Теория организации: учеб. пособие / Под ред. О.А. Ор-чаков. - 2-е изд. - М.: МИЭМП, 2007. - 235 с.

2. Белявцев М.И. Маркетинг: учеб. пособие / М.И. Белявцев, Л.М. Иваненко. - Донецк, 2003. - 336 с.

3. Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. Экономика. - 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.