СЕМЕЙНАЯ И ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 2. С. 11-18.
УДК 159.9+316.6+159.922.1
ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУЖЧИНЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Е.А. ВАРЛАШКИНА, С.В. КОЗУБЕНКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Nowdays modern men in aspiration to an ideal image physical "I" give special attention to the appearance. The perception of an image of outwardly attractive man has gender specificity. In given article results of research of an image of outwardly attractive man in the mass conscious-
ness, reflecting gender aspect are presented.
Значение внешности в жизнедеятельности человека очень трудно недооценить, так как внешность - это и источник удовлетворенности жизни, способ влияния на других людей и средство достижения определенного результата. Сегодня социальная жизнь современного человека находится под неизбежным влиянием культа глянца и гламура, транслирующих эпотажность внешности, её исключительную значимость в достижении социального успеха и благополучия. В научной литературе встречаются данные о том, что «красивые люди кажутся счастливее, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, чем менее привлекательные» [5, с. 545]. Всё чаще общество не принимает физически непривлекательного человека (лукизм), игнорируя результаты, достигнутые личностью, оказывая влияние на самооценку и формирование неудовлетворенности образом физического «Я». Безусловно, в такой ситуации человек вынужден реагировать на социальный вызов, пытаясь соответствовать социально-одобряемыми образам внешней привлекательности. Повышенное внимание к собственной внешности становится повседневной, необходимой реальностью современного человека, стремящегося бороться с признаками надвигающегося старения. Заботясь о привлекательной внешности, человек обращается к помощи диет, занятиям спортом, косметологии и эстетической хирургии.
© Варлашкина Е.А., Козубенко С. В., 2011
Безудержное стремление к идеальному образу физического «Я» часто приводит не только к необратимым изменениям, приносящим вред здоровью, но и имеет ряд серьезных психологических последствий. В.А. Лабунская отмечает, что в данном случае человек испытывает зависимость идентификации и самоидентификации от «правил чужой игры». Ссылаясь на О. Вайнштейна, она утверждает, что «человек, находясь в поле визуальных практик, научается прибывать под взглядом, усваивает предлагаемые “визуальные коды”, формирующие и взгляд самого человека, и окружающий мир, и его мир» [4, с. 222].
Но специалисты в области психологии внешности предупреждают, что, во-первых, образы внешней привлекательности и красоты, транслируемые современными СМИ, характеризуются, как никогда ранее, труднодостижимыми. Во-вторых, невозможность приблизиться к идеалу обусловлена не только огромными уникальными техническими возможностями массмедиа, но и перекосами, утрированностью и отдаленностью идеализированных образов от реальной жизни человека [2].
В исследованиях по гендерной психологии указывается, что женщины в большей степени, чем мужчины испытывают на себе социокультурные влияния, связанные с идеализаций внешней привлекательности [3; 6; 7]. И.С. Клецина выделяет привлекательную внешность как одну из констант женского
самоутверждения [3]. Однако в настоящее время современные мужчины также проявляют повышенный интерес к своему внешнему виду. В СМИ распространен образ молодого, модного, спортивного, загорелого и ухоженного мужчины. На наш взгляд, привлекательная внешность начинает занимать ведущее место в иерархии жизненных ценностей мужчины.
Стремясь быть внешне привлекательным, мужчины используют различные средства и способы усовершенствования своего внешнего облика, прибегая не только к традиционно маскулинным способам поддержания привлекательности внешности (регулярные занятия спортом), но и фемининным способам - обращаются к услугами мастеров педикюра и маникюра, посещают косметологов, прибегают к услугам эстетической медицины и др. На наш взгляд, обращение к фемининным способам поддержания внешней привлекательности у мужчин имеет двоякие последствия. С одной стороны, опрятность и ухоженность внешности, безусловно, является важным компонентом имиджа делового, целеустремленного, уверенного в себе мужчины. Но, с другой стороны, мы полагаем, что происходит «размывание» традиционных гендерных ролей, разрушение гендерных стереотипов и гендерной идентичности, что вызвано всё большим следованием мужчин образцам внешней привлекательности наравне с женщинами. Исчезают качества, которые мужчины с полным основанием могли бы назвать своими и записать исключительно на свой счет.
Такие изменения в применении способов улучшения своего внешнего облика и стремление к идеалам в поведении мужчин требуют более пристального внимания со стороны психологической науки. Идеалы красоты, распространенные в обществе, постоянно меняются, а следовательно, и изменяется представление об образе физического «Я» мужчин. Мы считаем перспективными исследования содержания образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании, а также гендерной обусловленности данного феномена, раскрывая перспективы последующих эмпирических исследований в области психологии внешности.
Целью нашего исследования является изучение образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании мужчин и женщин.
Достижение цели определяется следующими исследовательскими задачами:
1) изучить описательные характеристики образа внешне привлекательного мужчины, а также степень их выраженности в массовом сознании в зависимости от гендерной специфики;
2) определить факторную структуру образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании мужчин и женщин;
3) выявить гендерные особенности образа внешне привлекательного мужчины.
Выборку исследования составили 120 человек (60 мужчин и 60 женщин в возрасте от 20-35 лет). Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе для сбора описательных характеристик внешне привлекательного мужчины были сформированы две группы (по 35 человек в группе мужчин и женщин) общей численностью 70 человек. На втором этапе исследования для изучения степени выраженности описательных характеристик и факторной структуры образа внешне привлекательного мужчины были сформированы две группы (по 25 человек в группе мужчин и женщин) общей численностью 50 человек. Группы испытуемых уравновешены по параметрам пола, возраста, образования, семейного положения.
Основным методом нашего исследования является опрос (анкетирование). Для сбора описательных характеристик внешней привлекательности мужчин использовалась методика свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать по пять ассоциаций понятия «внешне привлекательный мужчина» [1, с. 150]. Для изучения степени выраженности описательных характеристик мы использовали анкету. В состав анкеты включены выявленные на первом этапе описательные характеристики внешности мужчин, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале, где: 0 - данная характеристика вообще не свойственна внешне привлекательному мужчине; 1 - данная характеристика скорее не свойственна; 2 - затрудняюсь ответить; 3 -характеристика скорее свойственна; 4 - характеристика полностью свойственна. Для сбора социально-демографических характеристик испытуемых на всех этапах исследования мы применяли анкету.
Для обработки эмпирических данных использовались следующие методы статистической обработки:
1) для определения значимости различий в описательных характеристиках внешне привлекательного мужчины использовался коэффициент углового преобразования Фишера (ф*-критерий);
2) для оценки значимости различий в степени выраженности описательных характеристик внешней привлекательности мужчин использовался и-критерий Манна - Уитни;
3) факторный анализ использовался для выявления структуры образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании мужчин и женщин [6].
Результаты исследования
На первом этапе исследования нами были выявлены 26 описательных характеристик образа внешне привлекательного мужчины, определена частота их встречаемости, а также отражена гендерная специфика данных характеристик в массовом сознании мужчин и женщин. Результаты анализа представлены в табл. 1.
В массовом сознании мужчин и женщин феномен внешней привлекательности мужчин представлен большим количеством описательных характеристик, отражающих эмоционально-оценочные реакции анатомических и оформительских особенностей внешности, коммуникативной и личностной сфер, что говорит о неоднозначности данных представлений, о разнообразии восприятия образа физического «Я», а также о его многогранности.
Мужчины при описании образа внешне привлекательного мужчины значимо чаще используют такие описательные характеристики как: «стройный», «нравится женщинам», «высокий», «в хорошей спортивной форме». Вероятно, в массовом сознании мужчин образ внешней привлекательности больше ориентирован на истинно маскулинные характеристики, необходимые для привлечения внимания противоположного пола в соответствии с гендерными ролями мужчин.
Таблица 1
Гендерные различия описательных характеристик образа внешне привлекательного мужчины
№ Характеристики внешне привлекательного мужчины Частота встречаемости Ф эмп.
Мужчины Женщины
чел. % чел. %
1 Мускулистый, накаченный, крепкого телосложения 10 38,5 9 34,6 0,34
2 Высокий 12 46,1 7 26,9 1,69**
3 Красивая улыбка 4 15,4 4 15,4 0
4 Сильный 4 15,4 6 23 0,82
5 Стильный, хорошо одет, хороший вкус 13 50 9 34,6 1,31
6 Умный, образованный 7 26,9 9 34,6 0,70
7 Красивый 6 23 4 15,4 0,82
8 С чувством юмора 8 30,8 15 57,7 2,30**
9 Ухоженный 6 23 11 42,3 1,75**
10 Загорелый 3 11,5 5 19,2 0,90
11 Опрятный 3 11,5 8 30,8 2,04**
12 Вежливый, обходительный - 0 7 26,9 4,58***
13 В хорошей спортивной форме 11 42,3 6 23 1,75**
14 Красивые волосы, прическа 4 15,4 5 19,2 0,42
15 Обаятельный 2 7,7 9 34,6 2 92***
16 Общительный, коммуникабельный 5 19,2 7 26,9 0,77
17 Милый, приятный - 0 4 15,4 3,39***
18 Брутальный 2 7,7 6 23 1,84**
19 Стройный 4 15,4 - 0 3,39***
20 Нравится женщинам 13 50 - 0 6,60***
21 Симпатичный 2 7,7 4 15,4 1,03
22 Уверенный в себе 2 7,7 6 23 1,84**
23 Видный - 0 4 15,4 3,39***
24 Страстный, сексуальный 4 15,4 4 15,4 0
25 Мужественный 3 11,5 4 15,4 0,48
26 Хороший парфюм - 0 5 19,2 3,80***
Примечание. Уровень значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
В отличие от мужчин, женщины при описании образа внешне привлекательного мужчины выделяют гораздо большее количество описательных характеристик, выделяя при этом не только истинно маскулинные качества как составляющую мужской привлекательности, но также личностные и оформительские характеристики. Кроме того, женщины значимо чаще мужчин используют следующие характеристики при описании образа внешне привлекательного мужчины: «вежливый, обходительный», «обаятельный», «милый, приятный», «видный», «хороший пар-фюм», «с чувством юмора», «ухоженный», «опрятный», «брутальный», «уверенный в себе». Мы полагаем, что для женщин большее значение в образе внешне привлекательного мужчины приобретает прежде всего высокий уровень коммуникативной культуры (обаятельный, милый, приятный, вежливый,
Степень выраженности оп внешне привлекательного мужчины в
обходительный), оформительские характеристики внешнего образа мужчины (хороший парфюм, ухоженный, опрятный), а также проявления маскулинности (брутальный, уверенный, видный). Женщинам свойственно фиксировать внимание на большом количестве различных составляющих внешнего облика мужчины, детализировать образ, тогда как в массовое сознание мужчин ориентировано на целостность образа физического «Я». Данные различия объясняются нами гендерными особенностями восприятия образа внешне привлекательного мужчины.
Анализируя гендерные особенности степени выраженности описательных характеристик образа внешне привлекательного мужчины, нами были выявлены значимые различия в образе физического «Я» мужчины, представленные в табл. 2.
Таблица 2
исательных характеристик массовом сознании мужчин и женщин
№ Характеристики внешне привлекательного мужчины Степень выраженности (баллы) Критерий Манна-Уитни, и
Мужчины Женщины
1 Мускулистый, накаченный, крепкого телосложения 10 9 263,5
2 Высокий 12 7 250,5
3 Красивая улыбка 4 5 203
4 Сильный 4 6 256
5 Стильный, хорошо одет, хороший вкус 13 9 250,5
6 Умный, образованный 7 9 309,5
7 Красивый 6 4 232
8 С чувством юмора 8 15 282
9 Ухоженный 6 11 287, 5
10 Загорелый 3 5 295
11 Опрятный 3 8 202,5*
12 Вежливый, обходительный - 7 207*
13 В хорошей спортивной форме 11 6 216,5
14 Красивые волосы, прическа 4 5 296,5
15 Обаятельный 2 9 282,5
16 Общительный, коммуникабельный 5 7 205,5*
17 Милый, приятный - 4 257,5
18 Брутальный 2 6 216,5
19 Стройный 4 - 269,5
20 Нравится женщинам 13 - 244,5
21 Симпатичный 2 4 305,5
22 Уверенный в себе 2 6 312
23 Видный - 4 302,5
24 Страстный, сексуальный 4 4 264,5
25 Мужественный 3 4 214
26 Хороший парфюм - 5 304,5
Примечание. Уровень значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Образ внешне привлекательного мужчины имеет гендерную специфику выраженности по характеристикам «опрятный» ^=202,5), «вежливый, обходительный»
^=207), «общительный, коммуникабельный» ^=205,5). Полученные различия в оценке образа внешне привлекательного мужчины могут говорить о том, что для женщин большое значение приобретают характеристики мужчин, отражающие особенности личностной и коммуникативной сфер. Очевидно, что, несмотря на коренные изменения образа физического «Я» современного мужчины, давление модной индустрии, женщинам по-прежнему остаётся интересен мужчина, с которым приятно общаться, умеющий расположить к себе женщину.
На основе факторизации данных, в образе внешне привлекательного мужчины в обыденном сознании женщин было выделено 4 фактора, которые максимально отражают эмпирические данные и суммарно описывают 60,8 % общей дисперсии. Результаты факторного анализа представлены в табл. 3.
Фактор 1 «Обаяние, внешняя привлекательность», описывающий 19,8 % общей дисперсии, включает следующие характеристики: «обаятельный», «нравится женщинам»,
Факторная структура образа вн в массовом со
«видный», «загорелый», «стильный», «красивый», «мускулистый», «красивые волосы». Полученные характеристики позволяют сделать предположение о том, что в массовом сознании женщин образ внешне привлекательного мужчины определяется прежде всего обаянием и привлекательной внешностью. Данные особенности обладают высокой ценностью и являются важным критерием мужской привлекательности в сознании женщин.
Фактор 2 «Маскулинность», описывающий 17,9 % общей дисперсии, включает в себя такие характеристики, как: «мужественный», «сильный», «страстный», «брутальный». Данный фактор описывает мужчину как сильного, властного. Такой образ мужчины в представлении женщин, вероятно, связан с гендерными особенностями восприятия мужчин и выполняемых ими социальных ролей. Традиционно в обществе мужчина ассоциируется как носитель мужественности и защищенности, он должен оберегать слабую женщину, быть добытчикам и покровителем. В связи с этим в образе внешне привлекательного мужчины женщины хотят видеть не только обаятельного и привлекательного, но и сильного мужчину-защитника.
Таблица 3 не привлекательного мужчины ании женщин
Фактор Название % описываемой дисперсии Описательные характеристики Факторная нагрузка
1 Обаяние, внешняя привлекательность 19,8 Обаятельный 0,848
Нравится женщинам 0,731
Видный 0,679
Загорелый 0,660
Стильный 0,644
Красивый 0,615
Мускулистый 0,610
Красивые волосы 0,603
2 Маскулинность 17,9 Мужественный 0,885
Сильный 0,737
Страстный 0,699
Брутальный 0,574
3 Вежливость, общительность 12,9 Общительный 0,683
Вежливый 0,683
Милый 0,681
С чувством юмора 0,659
Симпатичный 0,566
4 Уверенность, опрятность 10,2 Уверенный 0,887
Хороший парфюм 0,761
Опрятный 0,685
Умный 0,669
Высокий 0,667
Фактор 3 «Вежливость, общительность», описывающий 12,9 % общей дисперсии, включает в себя такие характеристики, как: «общительный», «вежливый», «милый», «с чувством юмора», «симпатичный». В массовом сознании женщин внешне привлекательный мужчина представлен больше как партнер по общению, обладающий чувством юмора. Данные коммуникативные особенности мужчины обладают высокой ценностью, значимостью для женщин, являются важными критериями мужской привлекательности в сознании женщин. Очевидно, что женщина считает внешне привлекательным такого мужчину, с которым приятно общаться, следовательно, общительность, вежливость и наличие чувства юмора позволяют мужчине расположить к себе женщин.
Фактор 4 «Уверенность, опрятность», описывающий 10,2 % общей дисперсии, включает следующие характеристики: «уверен-
ный», «хороший парфюм», «опрятный», «ум-
ный», «высокий». Полученные характеристики образа физического «Я» мужчины характеризуют его как уверенного в себе мужчину. Данный образ наполнен оформительскими характеристиками внешности («хороший парфюм», «опрятный»), которые являются хорошим дополнением к его уверенности и высокому интеллекту, делая его образ более целостным. Таким образом, можно сделать предположение, что для женщин внешне привлекательный мужчина - это не только тот, кто обладает хорошей внешностью и умело использует различные средства для её оформления, а это ещё умный и уверенный человек, с которым женщине комфортно и приятно общаться.
В структуре образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании мужчин было выделено также 4 фактора, которые максимально отражают эмпирические данные и суммарно описывают 61,1 % общей дисперсии. Результаты факторного анализа представлены в табл. 4.
Таблица 4
Факторная структура образа внешне привлекательного мужчины в массовом сознании мужчин
Фактор Название фактора % описываемой дисперсии Описательные характеристики Факторная нагрузка
1 Маскулинность 16,9 Мускулистый 0,794
Хороший парфюм 0,754
Брутальный 0,704
Красивая улыбка 0,665
Нравится женщинам 0,639
2 Обаяние, стиль 15,9 Обаятельный 0,817
Красивые волосы 0,791
Красивый 0,717
С чувством юмора 0,667
Вежливый 0,648
Стильный 0,619
Уверенный в себе 0,567
Общительный 0,532
3 Спортивность, опрятность 14,5 Видный 0,754
Опрятный 0,744
Загорелый 0,724
Спортивный 0,712
Ухоженный 0,608
Умный -0,553
Высокий 0,535
4 Стройность, симпатичность 13,8 Стройный 0,870
Симпатичный 0,861
Мужественный 0,594
Страстный 0,530
Фактор 1 «Маскулинность», описывающий 16,9 % общей дисперсии, включает в себя следующие характеристики: «мускули-
стый», «хороший парфюм», «брутальный», «красивая улыбка», «нравится женщинам». Данные характеристики внешней привлекательности описывают мужчину как мужественного и сильного, т. е. таким, каким и должен быть «настоящий» мужчина. В данном случае также можно говорить о связи с гендерными особенностями восприятия мужчин и их роли в обществе. Проявления мужественности говорит о силе мужчины, о его желании доминировать над женщиной, быть защитником, как и было традиционно в истории общества, так и остается актуальным в настоящее время. Данные характеристики обладают ценностью и значимостью в сознании современного мужчины, являются неотъемлемыми составляющими его образа физического «Я».
Фактор 2 «Обаяние, стиль», описывающий 15,9 % общей дисперсии, включает в себя характеристики: «обаятельный», «красивые волосы», «красивый», «с чувством юмора», «вежливый», «стильный», «уверенный в себе». Мужчины при описании образа внешне привлекательного мужчины выделяют оформительские («красивые волосы», «стиль»,
«красота»), коммуникативные («общительность») и личностные («обаяние», «вежливость») характеристики. Очевидно, что характеристики данного фактора указывают на ориентацию образа физического «Я» мужчины на нормы и требования современного общества. Современный мужчина должен быть обаятельным, с чувством юмора, уверенным в себе, вежливым и общительным, но при этом немаловажным компонентом внешней привлекательности мужчин является чувство стиля. Возможно, желание мужчин выглядеть стильно продиктовано современными тенденциями в моде и давлением СМИ, популяризирующих элементы стиля в образе мужчин как залог успешного и эффективного взаимодействия с людьми.
Фактор 3 «Спортивность, опрятность», описывающий 14,5 % общей дисперсии, включает в себя такие характеристики, как: «видный», «опрятный», «загорелый», «спортивный», «ухоженный», «умный» (отрицательное значение), «высокий». Полученные характеристики позволяют сделать предположение о том, что в массовом сознании
мужчин образ внешне привлекательного мужчины определяется прежде всего представленностью в нем физических («спортивный», «высокий»), личностных («опрятный», «умный») и оформительских («загорелый», «ухоженный») характеристик. Интересным для нас является отрицательное значение фактора интеллекта. Обращает на себя внимание то, что спортивный и опрятный мужчина не должен обладать высокими интеллектуальными способностями. Данную закономерность можно объяснить существующими в современном обществе стереотипами восприятия спортивных мужчин. Но, несмотря на это, многие мужчины считают таких мужчин внешне привлекательными, ведь отсутствие ума не делает их менее привлекательными, следовательно, и ценность Щ таких мужчин становится минимальной.
Фактор 4 «Стройность, симпатичность», описывающий 13,8 % общей дисперсии, включает в себя следующие характеристики: «стройный», «симпатичный», «мужествен-
ный», «страстный». Данный фактор описывает внешне привлекательного мужчину, образ которого включает в себя не только маскулинные, но и фемининные характеристики («стройный», «симпатичный»), что может быть обусловлено изменениями в образе физического «Я» мужчины, которые происходят в современном обществе, стиранием границ между мужскими и женскими идеалами привлекательной внешности. Возможно, выявленная закономерность определяется сближением гендерных и социальных ролей мужчин и женщин и, как следствие, приводит к неустойчивости границ образа внешне привлекательного мужчины.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить, что образ внешне привлекательного мужчины в массовом сознании женщин характеризуется детализацией разнообразных компонентов, а у мужчин, наоборот - ориентацией на целостность образа без излишнего внимания к отдельным деталям внешности. В обыденном сознании женщин и мужчин маскулинность и обаяние являются базовыми компонентами идеального образа физического «Я» современного мужчины. Маскулинность образа физического «Я» воспринимается женщинами как сила и способность мужчины защитить её, а мужчинами -как способ, необходимый для привлечения внимания со стороны противоположного по-
ла. Высокоразвитые коммуникативные навыки, обаяние, внешняя привлекательность, а также оформительские особенности образа физического «Я», подчеркивающие маскулинность, являются важными критериями восприятии идеальной внешности мужчин женщинами. В то же время массовое сознание мужчин при восприятии образа физического «Я» ориентировано на обаяние, чувство стиля и спортивность мужчины, а также ориентировано не только на маскулинность, но и отражает фемининные особенности внешности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. - М. : Аспект Пресс, 2007. -256 с.
2. Иваниченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. - М. : Смысл, 2007. -255 с.
3. Клецина И. А. Гендерная составляющая временной перспективы личности // Личность как субъект организации времени
своей жизни : сб. науч. ст. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2008. - С. 91-99.
4. Лабунская В. А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / отв. ред. Н. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2009. - С. 220-228.
5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1996. - 684 с.
6. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. -СПб. : Речь, 2004. - 392 с.
7. Палуди М. Психология женщины. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.