Научная статья на тему 'Внешняя политика Азербайджана в контексте политики безопасности'

Внешняя политика Азербайджана в контексте политики безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4175
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / DOMESTIC POLICY / FOREIGN POLICY / SECURITY / INDEPENDENCE / TERRITORIAL INTEGRITY / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алигаджиев Газимагомед Залумханович

В статье анализируются векторы современной внешней политики Азербайджана, обусловленные интересами внешней безопасности и сохранения политической и территориальной целостности в связи с сохраняющим актуальность конфликтом относительно Нагорного Карабаха и принятием в этих целях Концепции национальной безопасности Республики Азербайджан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign policy of Azerbaijan in the context of security policy

The article analyzes the vectors of modern foreign policy of Azerbaijan, conditioned by the interests of external security and preservation of political and territorial integrity in connection with the ongoing relevance of the conflict over Nagorno-Karabakh and the adoption of the National Security Concept of the Republic of Azerbaijan for these purposes.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Азербайджана в контексте политики безопасности»

Г.З. АЛИГАДЖИЕВ аспирант Института международных отношений ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»'

Внешняя политика Азербайджана в контексте политики безопасности

Анализируя основные векторы азербайджанской внешней политики, следует подчеркнуть, что главной внешнеполитической задачей современного Азербайджана выступает необходимость сохранения политического и территориального единства, что неразрывно связано с восстановлением контроля над территорией Нагорного Карабаха и семи соседних районов (Агдам, Джебраил, Зангелан, Кель-баджар, Кубатлы, Лачин, Физули). Подтверждение этому можно найти в Концепции национальной безопасности Республики Азербайджан1, в которой вызовы и угрозы независимости, суверенитету, территориальной целостности и конституционному порядку рассматриваются азербайджанским политическим истеблишментом в качестве основных вызовов и угроз национальной безопасности Азербайджана на современном этапе.

Говоря о внешней политике Азербайджана, необходимо также учитывать его геополитическое положение, а именно то, что данное государство граничит с крупными глобальными и региональными державами, такими как Россия, Иран и Турция. Данное обстоятельство непременно учитывается азербайджанским политическим истеблишментом при определении внешнеполитического курса собственного государства.

С другой стороны, Азербайджан осознает свою геостратегическую важность, поскольку является единственным государством, способным обеспечить транзит каспийских

* Алигаджиев Газимагомед Залумханович, e-mail: aligadzhiev1981@mail.ru

1 National Security Concept of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // Center for Security Studies. - Режим доступа: https://www.fi-les.ethz.ch/isn/154917/Azerbaijan2007.pdf

углеводородных ресурсов в европейские страны без вовлечения в этот процесс России или Ирана. Помимо этого, в Баку также осознают, что геополитическое положение Азербайджана позволяет ему «играть» на противоречиях и региональных амбициях глобальных и региональных держав, извлекая из этого определенные дивиденды. Как официально декларируется в вышеупомянутой Концепции национальной безопасности Республики Азербайджан, одним из приоритетов для Баку является проведение диверсифицированной и сбалансированной внешней политики.

Как уже было отмечено, восстановление контроля над Нагорным Карабахом и другими территориями, потерянными в начале 1990-х гг., во многих отношениях является основной задачей внешней политики современного Азербайджана. Таким образом, Нагорно-Карабахская проблема, по большому счету, формирует стратегическую ориентацию Баку на современном этапе1.

В этом контексте можно предположить, что поддержка Россией Армении в рамках Нагорно-Карабахского конфликта отчасти «подтолкнула» Баку к сотрудничеству с западными государствами в середине 90-х гг. С другой стороны, не вызывает сомнения тот факт, что в Азербайджане осознают необходимость вовлечения России в процесс мирного урегулирования данного конфликта, тем более что Баку никогда открыто не шел на конфронтацию с Россией, в отличие, например, от соседней Грузии.

После российско-грузинского конфликта в 2008 г. в Баку осознали, что ни западные государства, ни евроатланти-ческие структуры, такие как НАТО, не будут оказывать помощь Азербайджану в случае открытой конфронтации с Россией. Более того, сравнительно недавно внутри азербайджанского политического истеблишмента начало возрастать чувство опасения относительно того, что продвижение западными государствами демократии может нести в себе угрозу стабильности Азербайджана. Подобные опасения усилились в начале 2014 г. после свержения украинс-

1 См., например/ De Waal Th. Black Garden: Armenia and Azerbaijan Through Peace and War. N.Y.: New York University Press, 2003. 337 p.; Nagorno-Karabakh: Viewing the Conflict from the Ground [Электронный ресурс] // International Crisis Group. - Режим доступа: https://www.crisis-group.org/europe-central-asia/caucasus/nagorno-karabakh-azerbaijan/nagorno-karabakh-viewing-conflict-ground

кого президента Виктора Януковича и последующей за этим политической и экономической нестабильности Украины. В результате в последние годы Азербайджан старается проявлять еще большую гибкость в рамках выстраивания отношений с Россией и Западом.

Говоря об инструментах внешней политики, которыми располагает Баку, необходимо подчеркнуть, что энергоресурсы являются одним из важнейших внешнеполитических инструментов несмотря на то, что в глобальном масштабе объемы их добычи и продажи на мировых рынках остаются достаточно «скромными». Так, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, «нельзя оценивать

общее политическое развитие региона без учета ситуации

1

на энергетических рынках» .

Баку старается максимально выгодно для себя использовать «статус» экспортера углеводородных ресурсов для того, чтобы привлечь как можно большее количество иностранных инвестиций в энергетический сектор, развивать энергетическую инфраструктуру в рамках транзита углеводородных видов энергетического сырья по направлению «Восток - Запад», без вовлечения в этот процесс России, а также проводить политику экономической изоляции Армении как минимум до тех пор, пока Нагорно-Карабахская проблема остается нерешенной2.

Помимо этого, доходы от продажи углеводородных ресурсов также позволили Азербайджану вложить большое количество денежных средств в модернизацию собственных вооруженных сил, что, по мнению азербайджанского политического истеблишмента, было необходимым после поражения в Карабахской войне в 90-х гг. Роль энергетического фактора была велика и в рамках развития отношений Азербайджана с Турцией и Европой, однако в контексте событий, ставших следствием российско-грузинского конфликта 2008 г., также проявилась и потенциальная уязвимость.

1 Aliyev I. Foreign Policy Challenges for Azerbaijan [Электронный ресурс] // Chatham House. - Режим доступа: https://www.chathamhouse.org/sites/de-fault/files/14383_130709aliyev.pdf

2 См. подробнее: Starr F, Cornell S. The Baku-Tbilisi-Ceyhan Pipeline: Oil Window to the West [Электронный ресурс] // Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. - Режим доступа: https://www.silkroadstudies.org/re-sources/pdf/Monographs/2005_01_MONO_Starr-Comell_BTC-Pipeline.pdf

Более того, учитывая то обстоятельство, что доходы от продажи энергоресурсов составляют порядка 3/4 от общего объема доходов государства, резкое снижение мировых цен на данный вид ресурсов, которое началось в 2014 г., нанесло серьезный ущерб экономике Азербайджана. Это привело к сокращению бюджетных расходов, инфляции, девальвации национальной валюты, обращению за помощью к международным финансовым институтам, а также

1

к протестам во многих городах по всей стране .

Очевидно, что экономический спад и социальная нестабильность в Азербайджане стали причиной еще большего осложнения геополитической ситуации в регионе, в особенности вокруг Нагорно-Карабахского конфликта. Следует отметить, что новый этап в эскалации данного конфликта совпал со значительным ухудшением внутренней ситуации в Азербайджане. Так, некоторые ученые предполагают, что наличие в Азербайджане нерешенных внутренних проблем и противоречий и стало одной из главных причин эскалации конфликта в Нагорном Карабахе весной 2016 г.2.

Учитывая энергетические запасы и наличие выхода к Каспийскому морю, Азербайджан является своего рода «воротами» в Южный Кавказ. Говоря о внешней политике современного Азербайджана, необходимо указать на одну из основных ее особенностей: в то время как в своей внешнеэкономической политике Азербайджан главным образом ориентируется на Запад, в вопросах обеспечения национальной безопасности данное государство уделяет первоочередное внимание региону, в котором оно расположено. Речь идет о Кавказско-Каспийском регионе в целом и регионе Южного Кавказа в частности. Так, военный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха привел к разрыву дипломатических, экономических, инфраструктурных и иных видов связей между двумя государствами, а также к ухудшению геополитической ситуации в регионе в целом. С другой стороны, Азербайджан поддерживает

1 См., например: В Азербайджане разогнали акцию протеста против роста цен [Электронный ресурс] // BBC News. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/international/2016/01/160114_azeri_protests_prices См., например: Grono M. What's Behind the Flare-up in Nagorno-Karabakh? [Электронный ресурс] // The Moscow Times. - Режим доступа: https://themoscowtimes.com/articles/whats-behind-the-flare-up-in-nagorno-karabakh-op-ed-52378

достаточно тесные отношения с Грузией, с которой ему удалось достичь взаимопонимания по широкому спектру вопросов: от энергетических и инфраструктурных до вопросов безопасности.

Когда речь идет о проблеме Нагорного Карабаха, то практически невозможно переоценить ее важность в контексте выработки Азербайджаном собственной внешнеполитической стратегии. Несмотря на то, что Нагорно-Ка-рабахский конфликт зачастую характеризуют как «замороженный», де-факто он таковым не является, поскольку с постоянной периодичностью происходит его эскалация. Так, например, в апреле 2016 г. череда пограничных инцидентов, в рамках которых обе стороны понесли потери, могла привести к возобновлению полномасштабных боевых действий1.

В Концепции национальной безопасности Азербайджана, с одной стороны, уделено первоочередное внимание важности «восстановления территориальной целостности», а с другой - готовности Азербайджана применить силу для обретения контроля над территорией Нагорного Карабаха и семи соседних районов в том случае, если не будет достигнуто политическое урегулирование данного конфликта.

Несмотря на подписанное в мае 1994 г. Соглашение о прекращении огня, благодаря которому основные боевые действия были приостановлены, обе стороны на постоянной основе обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня, а в 2015 г. подвезли к границе тяжелое вооружение, что, помимо прочего, привело к увеличению количества жертв с обеих сторон2. В свою очередь, Азербайджан, в отличие от Армении, не поддерживает идею расширения деятельности международного мониторин-

1 См. подробнее: Bagirova N., Mkrtchyan H. Warring sides declare ceasefire over Nagorno-Karabakh [Электронный ресурс] // Reuters. - Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-nagorno-karabakh-fighting-idUSKCN0X20DV

2 См., например: Ayunts A. Nagorny Karabakh Conflict Escalation and the Peace Process [Электронный ресурс] // Caucasus Analytical Digest. - Режим доступа: http://www.css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/cen-ter-for-securities-studies/pdfs/CAD-65-2-4.pdf; Khojoyan S, Halpin A. Frozen War Thaws in Russian Backyard as Karabakh Flares [Электронный ресурс] // Bloomberg. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2015-10-22/frozen-war-thaws-in-russian-backyard-as-nagorno-karabakh-flares

гового механизма во главе с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе1.

Для того, чтобы быть конкурентоспособным в контексте обретения контроля над территорией Нагорного Карабаха и семи соседних районов, Баку провел модернизацию собственных вооруженных сил. Так, военные расходы Азербайджана увеличились с 240 млн. долл. США в 1992 г. до 1529 млн. долл. США в 2017 г.2, что, несомненно, повлияло на баланс сил в отношениях с Арменией и повысило вероятность перехода конфликта в острую фазу. С другой стороны, увеличение оборонных расходов Азербайджана совпало с обретением Арменией высокоточных систем воору-

3

жений дальнего радиуса действия .

Таким образом, расширение военных возможностей Баку, не говоря уже об отсутствии положения о контроле над вооружениями в рамках договоренностей о прекращении огня, равно как и постоянные неудачи в попытках дипломатическим путем добиться «восстановления территориальной целостности Азербайджана» в совокупности могут привести к тому, что азербайджанская сторона будет всерьез рассматривать военный путь решения данного конфликта как единственно возможный.

Алигаджиев Г.З. Внешняя политика Азербайджана в контексте политики безопасности. В статье анализируются векторы современной внешней политики Азербайджана, обусловленные интересами внешней безопасности и сохранения политической и территориальной целостности в связи с сохраняющим актуальность конфликтом относительно Нагорного Карабаха и принятием в этих целях Концепции национальной безопасности Республики Азербайджан.

1 См. подробнее: Freizer S. Twenty years after the Nagorny Karabakh Ceasefire: An Opportunity to Move Towards More Inclusive Conflict Resolution [Электронный ресурс] // Caucasus Survey. - Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/23761199.2014.11417295

2 SIPRI Military Expenditure Database [Электронный ресурс] // Stockholm International Peace Research Institute. - Режим доступа: https://www.sip-ri.org/sites/default/files/1_Data%20for%20all%20countries%20from%201988% E2%80%932017%20in%20constant%20%282016%29%20USD.pdf

3 См., например: Армения прокомментировала появление у нее комплексов «Искандер» [Электронный ресурс] // Звезда. - Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201702221446-55ti.htm

Ключевые слова: внутренняя политика, внешняя политика, безопасность, независимость, территориальная целость, геополитика.

Aligadjiev G.S. Foreign policy of Azerbaijan in the context of security policy. The article analyzes the vectors of modern foreign policy of Azerbaijan, conditioned by the interests of external security and preservation of political and territorial integrity in connection with the ongoing relevance of the conflict over Nagorno-Karabakh and the adoption of the National Security Concept of the Republic of Azerbaijan for these purposes.

Keywords: domestic policy, foreign policy, security, independence, territorial integrity, geopolitics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.