Товышева И.З.
соискатель кафедры менеджмента,
Российский государственный университет туризма и сервиса [email protected]
отметка для вуза
внешняя оценка качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования как основа целостной общероссийской
системы оценки качества образования
_Аннотация
Проведенный мониторинг удовлетворенности потребителей выявил, что повышению качества образовательных услуг учреждения высшего профессионального образования способствует внешняя оценка качества образовательных услуг.
Ключевые слова: качество и потребитель образовательных услуг, внешняя оценка качества вуза
На современном этапе одним из условий повышения конкурентоспособности национальной экономики является повышение качества образовательных услуг Это связано с тем, что уровень образования общества и научного потенциала представляет собой важное условие экономического роста страны. Сегодня мы можем констатировать тот факт, что рынок образовательных услуг - это рынок покупателей, на котором больше власти имеют потребители (студенты, работодатели) и, где производители образовательных услуг (учебные заведения) вынуждены занимать активную позицию с целью убедить потенциального потребителя в получении качественных образовательных услуг именно у них. Кроме того, в общественном сознании созрело понимание, что фактор
качества в профессиональном образовании может и должен сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, в решении вопросов согласования спроса и предложения на образовательные услуги.
Качество - понятие многогранное, которое, как правило, по-разному трактуется заинтересованными сторонами [1, с. 23]. С позиций потребителя (студент, родители, работодатели) качество - это способность совокупности свойств товара/услуги отвечать требованиям потребителя. В соответствии с рекомендациями международного стандарта ИСО 9000:2000, автор считает целесообразным под качеством образовательного процесса понимать способность неотъемлемых свойств образовательного процесса отвечать требованиям всех его участ-
образование
ников, а также других заинтересованных сторон [2, с. 12]. Анализ проведенных исследований удовлетворенности студентов и выпускников качеством образовательных услуг выявил следующие характеристики предоставления образовательной услуги, которые студенты отнесли к показателям качества:
• актуальность содержания учебного материала (87 %);
• доступность коммуникации (62 %);
• методическое сопровождение (наличие учебных материалов) (68 %);
• техническая оснащенность образовательного процесса (90 %);
• профессиональный уровень преподавателя (92 %);
• внешний вид преподавателя (72 %);
• поддержание устойчивой мотивации к процессу обучения (48 %);
• психологическая совместимость с преподавателем в процессе коммуникации (89 %);
• гарантия качества образовательного процесса и его результата (52 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что современные студенты предъявляют высокие требования к качеству процесса обучения, в то же время, не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалось качество образования как способность совокупности неотъемлемых свойств объекта (в данном случае процесса образования)
отвечать требованиям потребителей (студентов) и других заинтересованных сторон (вуз, профессорско-преподавательский состав (ППС), предприятие и государство в целом). Качество образовательных услуг во многом определяется качеством обучения профессорско-преподавательским составом. Квалифицированно оценить качество педагогической деятельности нелегко и для этого недостаточно комплексной оценки студентами всего ППС. Необходима оценка педагогической деятельности каждого преподавателя в отдельности по наиболее значимым составляющим (4, с. 58].
Проведенный опрос студентов Оренбургского государственного института менеджмента (ОГИМ) о качестве педагогической деятельности по анкете Преподаватель глазами студентов (табл. 1) подтвердил хороший уровень качества деятельности ППС (средний балл анкеты по всем опрошенным - 1,5), а следовательно, можно говорить об удовлетворенности студентов качеством преподавания. При оценке качества образовательных услуг ключевым показателем является удовлетворенность работодателей, 68% опрошенных работодателей Оренбургской области отметили, что подготовка выпускников ОГИМ соответствует современному уровню раз-
Таблица 1
Результаты опроса студентов Оренбургского государственного института менеджмента
Результаты анкетирования Средний балл по анкете Удельный вес деятельности преподавателей по уровням оценки, %
Хороший уровень > 1,5 60,7
Не вызывает тревоги 0,8 - 1,5 19,1
Есть некоторые проблемы 0,5 - 0,79 14,9
Есть серьезные проблемы < 0,5 4,3
пивная экономика, 2010, № 5
вития производства; 32% считают, что соответствует не в полной мере. Ответа «не соответствует» не было. Работодатели обращают больше внимания на личностные качества выпускника, чем на его профессиональные знания в какой-то конкретной области. Руководители организаций-работодателей считают, что инициатива и творчество, ответственность и коммуникабельность, понимание нужд заказчика и предприимчивость, готовность к самосовершенствованию, умение работать в команде являются главными качествами специалиста. Основным недостатком в процессе подготовки специалистов, по мнению работодателей (33%), является то, что Институт уделяет мало внимания привитию профессиональных умений и практических навыков. Аналогичное пожелание высказали и 29% опрошенных выпускников Института прошлых лет.
Таким образом, проведенный мониторинг удовлетворенности потребителей позволил сделать вывод, что повышению качества образовательных услуг учреждения высшего профессионального образования будет способствовать внешняя оценка качества образовательных услуг Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др.) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков) [3, с. 18].
В последнее десятилетие разработка подходов к внешней оценке качества образования в России осуществля-
ется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, завершился эксперимент по введению ЕГЭ. Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов, разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.
В то же время система внешней оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования (6, с. 5]. О необходимости продолжения формирования единой общероссийской системы для оценки качества образования заявил премьер-министр России
образо1
Владимир Путин, выступая на заседании президиума Совета по нацпроек-там 27 февраля 2010 года. По словам премьера, учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень преподавания (5]. Таким образом, решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к внешней оценке образования как основе целостной общероссийской системы оценки его качества, необходима дальнейшая разработка технологий и процедур внешней оценки образования на разных уровнях.
Литература
1. Всеобщее управление на основе качества / Ю.С. Карабасов, А.И. Кочетов, В.П. Соловьев, Л.А. Дубовина: Учеб. пособие. - М.: МИСиС, 2003. -145 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
3. Звонников, В.И. Проведение мониторинга качества образования: Методические рекомендации / В.И. Звонников, Н.Ф. Ефремова, Н.Н. Найденова, М.Б. Челышкова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 64 с.
4. Измерения в системе образования и управление качеством образования. Региональная научно-практическая конференция. - Вологда, 2001. - 164 с.
5. Материалы заседания президиума Совета по нацпроектам. (Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://ndce.edu.ru/news/ index.php?group=9.
6. Развитие региональной системы оценки качества образования. - М.: Эврика, 2006. - 32 с.
кэ
Tovysheva I.Z.
applicant of Management Department, Russian State University for Tourism and Service
External evaluation of quality of educational services of higher education institutions as a basis for an integrated all-Russian system of education quality evaluation
_Abstract
The conducted monitoring of customer satisfaction showed that improving the quality of educational services institutions of higher education contributes to external evaluation of the quality of educational services.
Keywords: quality of educational services, users of educational services, external quality assessment of high school
креативная экономика, 2010, № 5