Научная статья на тему 'Внешняя культурная политика Франции на современном этапе'

Внешняя культурная политика Франции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3699
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Писарева М. В.

Статья посвящена проблеме международной деятельности Франции в области культурного сотрудничества в начале XXI в. Рассматриваются концепция, основные направления и формы, вопросы финансирования, механизм разработки и реализации внешней культурной политики, а также деятельность ее основных акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign cultural policy of modern France

The article focuses on the international cultural activity ofFrance in the early 21st century, its concepts, trends and forms, financing mechanisms ofworking out and realization of thc activity as well as the activity of leading actors of the cultural policy

Текст научной работы на тему «Внешняя культурная политика Франции на современном этапе»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 4

М.В. Писарева

ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В настоящее время многие государства уже осознали, что культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества, и поняли большое значение взаимодействия культуры и дипломатии. В связи с этим можно говорить о сложившемся феномене внешней культурной политики, которая находится в дипломатическом арсенале большинства стран.1

Для успешной реализации внешней культурной политики от государства требуется, прежде всего, определить культурные ценности, осознать их значение, а также сформулировать приоритеты, цели и ключевые задачи. Это важнейший шаг, без которого невозможно выбрать правильное направление всей работы. Также необходимо: разработать концепцию и основной план действий; осуществлять достойное финансирование; создать систему институтов с четко определенными задачами, слаженно действующую на различных уровнях; поддерживать и поощрять негосударственные учреждения, занимающиеся вопросами внешней культурной политики - фонды, ассоциации, общественные организации и т.д.

Для Франции международное культурное сотрудничество, пропаганда своей культуры и языка традиционно являются неотъемлемым, и даже приоритетным направлением государственной политики, как внешней, так и внутренней. Эта страна одной из первых осознала большой потенциал культурного сотрудничества в содействии развитию межгосударственных отношений, свидетельством чему является создание в 1883 г. ассоциации «Альянс Франсез» (для сравнения, Британский Совет был основан в 1934 г., а первый немецкий культурный центр - прообраз открывшегося в 1951 г. Гёте-Института-в 1919г.).

Франция постоянно увеличивает финансирование своей внутренней культурной политики. Так, в 2005 г. Министерство культуры и коммуникации получило из государственного бюджета средств на 5,6% больше (2,787 млрд евро), чем в 2004 г., в то время как весь гражданский бюджет вырос лишь на 1,6%.2 Несмотря на все возрастающую тенденцию привлечения в эту сферу негосударственных средств, роль основного мецената французских культурных мероприятий за рубежом исполняет само государство. Начиная с 2005 г. во французском бюджете статья «Внешняя деятельность государства» подразумевает три программы: «Деятельность Франции в Европе и мире» (1,421 млрд евро), «Распространение культурного и научного влияния» (334,1 млн евро), «Французы за границей и иностранцы во Франции» (603,6 млн евро).3 В 2005 г. на проведение конкретно культурных мероприятий за рубежом различным министерствам было выделено около 1,36 млрд евро.4 Однако, несмотря на то что общая сумма увеличилась, финансирование некоторых важных статей, касающихся, к примеру, французских культурных

© М.В. Писарева, 2006

центров или Агентства по вопросам французского образования за рубежом, сократилось (на 2,3 и 2% соответственно).5

Во Франции не существует единого документа, который определял бы главное направление культурной дипломатии (как, к примеру, в России - «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами», или в Германии - «Внешняя культурная политика - концепция 2000»), а разработан целый корпус нормативных актов, в основном инициированных французским правительством. Это связано с наличием большого количества государственных структур, участвующих в реализации культурной внешней политики. Шагом к созданию общей стратегии можно назвать доклад сенатора Л. Дювернуа, сделанный от лица комиссии по культуре на заседании Сената 1 декабря 2004 г. и озаглавленный «К новой стратегии внешней культурной политики Франции: от исключительности к влиянию».7 В докладе анализируется текущее состояние французской культурной дипломатии и предлагаются возможные варианты решения некоторых проблем. В частности, автор говорит, что с некоторых пор в виду европейского строительства Франции недостаточно полагаться только на «французскую культурную исключительность», а необходимо содействовать выработке "стратегии влияния" за пределами страны с целью защиты национальных интересов и наконец-то сформулировать основную схему действий в сфере внешней культурной политики.

Но отсутствие единого документа вовсе не означает отсутствие во Франции концепции внешней культурной политики. Она строится на основе двух принципов: пер вый - помощь в развитии других стран и народов; второй - осуществление культурного обмена; при этом Франция в определенной степени исходит из нужд и пожеланий стран-партнеров. А поскольку географическое направление французской внешней культурной политики в большой степени ориентировано на бывшие французские колонии в Африке, культурные мероприятия зачастую имеют поддерживающий характер. Среди других важных стран - партнеров Франции в области культурного сотрудничества можно назвать Канаду, Германию, некоторые страны Латинской Америки, Китай, Россию.

Первостепенная роль во внешней культурной политике Франции отводится лингвистическому фактору. Для этой страны характерно понимание того, что язык является важным инструментом внешнеполитического культурного влияния. На протяжении XX в. в связи с возрастающей ролью английского языка международное значение французского языка снизилось. Так, с вхождением в Европейский Союз Австрии, Финляндии и Швеции (1995 г.), несмотря на то что в 1958 г. европейскими сообществами был установлен принцип равенства официальных языков, число официальных текстов Европейского Союза, первично составленных по-французски, стало постепенно сокращаться, уступая место англоязычным документам (Европейская комиссия: 1997 г. - 40% документов в первоначальной франкоязычной редакции, 1999 г. - 35%, 2002 г. - 29%; Совет Европы: 1997 г. - 42%, 1999 г. - 25%, 2002 г. - 18%).8 Еще в 1970 г. в целях поддержки французского языка в мире началось формирование Международной организации Фран-кофонии (франкоговорящее сообщество на сегодняшний день включает 131 млн человек, т.е. 2,5% населения земного шара9). В феврале 1986 г. в Версале состоялся первый саммит глав государств и правительств стран-франкофонов (в сентябре 2006 г. в Бухаресте пройдет уже одиннадцатый по счету саммит"'). Также действуют Межправительственное агентство франкофонии, Университетское агентство франкофонии, Международный союз франкофонной прессы и другие подобные организации. В настоящее время французский язык в 130 странах мира изучают 82,5 млн человек, преподавательский

корпус насчитывает 900 тыс. человек.11 На распространение французского языка и фран-кофонии государство выделяет порядка 880 млн евро в год.12

Цели увеличения значимости французского языка служит распространение французского телевидения и радио за рубежом - каналов TV5 и «Франс Интернасьональ» (CFI), а также «Радио Франс Интернасьональ» (RFI). Около 165 млн семей имеют доступ по кабельному и спутниковому каналам к TV5 в более чем 200 странах мира и порядка 45 млн человек регулярно слушают RFI.13 В течение нескольких лет во Франции зреет идея создания нового Международного информационного канала (CFII) с целью освещения международной обстановки и распространения информации о Франции. Канал должен начать вещание к концу 2006 г. и стать французским вариантом CNN с бюджетом 70 млн евро в год. С первых же дней своего существования CFII будет доступен в Европе, на всем африканском континенте, на Ближнем и Среднем Востоке и в Нью-Йорке на французском, английском, арабском, а затем испанском языках (примечательно, что в самой Франции французская версия не будет действовать, чтобы не конкурировать с местными каналами). Позже CFII распространится в Азию, Латинскую и Северную Америку.14 Стремление к усилению конкурентоспособности в сфере аудиовизуальных искусств - это национальная специфика внешней культурной политики Франции.

С той же целью пропаганды своего языка Франция поддерживает распространение французских художественных и документальных фильмов. Так, Министерство иностранных дел совместно с обществом «Лучшее французское кино» в 2005 г. представило в сети Интернет в свободном доступе около ста французских полнометражных фильмов последних лет15, а в рамках договора с прокатной компанией «Unifrance Film» МИД оказывает поддержку коммерческому распространению французского кино за рубежом, опираясь на департаменты по культуре при французских посольствах в разных странах (в Южной Корее, России, Венгрии, Чехии, Мексике, Кубе и т.д.).

Государство также поддерживает межгосударственное сотрудничество в области литературы, где Министерство иностранных дел организует различные программы: помощь в публикации французских книг за пределами страны и иностранных книг во Франции, поддержка переводов французских произведений на другие языки и обучения переводчиков. Для лучшей организации сотрудничества было создано 5 геолингвистических центров, вокруг которых строится работа по переводу книг за рубежом: центр арабского языка в Бейруте, испанского языка в Мехико, русского языка в Москве, китайского языка в Пекине и английского языка в Лондоне.16 Кроме того, уже в течение 26 лет в Париже под патронатом Национального синдиката книгоиздателей ежегодно проводится ориентированный на широкую публику Международный книжный салон, где различные издательства представляют свои книги, а гостями становятся сотни писателей. Традиция салона - приглашение одной из стран в качестве почетного гостя (в этом статусе уже выступили Италия, Нидерланды, Китай; а на юбилейном XXV салоне - Россия).

Другим приоритетным направлением внешней культурной политики Франции является университетское и научное сотрудничество. Ежегодно французское правительство выделяет около 20 тыс. стипендий для стажировки и обучения иностранных студентов во Франции, а французские вузы подписывают соглашения о сотрудничестве с зарубежными высшими учебными заведениями. Также по всему миру действуют 28 французских исследовательских центров и около 150 археологических поисковых партий. Основной целью данного сотрудничества является создание молодой образо-

ванной элиты во Франции и за рубежом; формирование международных научных сетей; поддержка африканских стран.

Механизм разработки и реализации внешней культурной политики Франции совпадает с общим внешнеполитическим механизмом страны. Она не только финансируется, но и координируется и приводится в жизнь непосредственно государством, действующим в лице высших органов законодательной и исполнительной власти, т.е. Национального собрания и правительства, которые определяют ее наиболее важные приоритеты и направления. Главным реализатором международных культурных связей является Министерство иностранных дел. Другими акторами французской внешней культурной политики можно назвать Министерство культуры и коммуникации, отчасти Министерство народного образования, советников по культуре при посольствах, французские культурные центры и институты, «Альянс Франсез» и другие ассоциации и агентства.

В 1999 г. Юбер Ведрин, на тот момент министр иностранных дел Франции, заявил в одном из своих интервью: «Культура занимает важное место в сфере деятельности Министерства иностранных дел.... Я полагаю, если центр внешней политики дипломатический, политический и стратегический, ее экономическая и культурная составляющие также являются определяющими. Всё это образует единое целое»17. Данное высказывание позволяет судить как о французском понимании дипломатии, так и о кардинальной роли МИДа в сфере внешней культурной деятельности: в 2004 г. министерство получило свыше 80% (1,1 млрд евро) от общей суммы, выделенной на проведение культурных мероприятий за рубежом, тогда как Министерство народного образования - 8,6%, а Министерство культуры - 2,3%.18

В составе Министерства иностранных дел внешнюю культурную политику осуществляет Главное управление международного сотрудничества и развития (БССГО), также оно занимается вопросами научного и технического сотрудничества и другими гуманитарными проблемами, такими как помощь странам «третьего мира», участие в борьбе против СПИДа и т.д. Это одно из наиболее важных подразделений МИДа, о чем можно судить как по тому, что в 2005 г. на его деятельность было выделено практически 50% (2,2 млрд евро)19 от общего бюджета министерства, так и по общей численности сотрудников управления (около 600 человек в Париже и в десять раз больше во всем остальном мире).20 В вышеупомянутом докладе «К новой стратегии внешней культурной политики Франции» говорится о неудовлетворенности деятельностью ЭССГО в направлении культурной дипломатии в связи с его слишком широкими функциями и о необходимости вследствие этого создать новый орган при Министерстве иностранных дел - Агентство французской культуры за рубежом, которое бы координировало деятельность всех культурных учреждений за пределами Франции. Агентство должно стать исполнительным органом МИДа, заниматься исключительно культурными вопросами, в отличие от ОССШ, и управляться Административным советом, в который бы вошли представители Министерства иностранных дел и Министерства культуры и коммуникации, что позволило бы последнему играть определенную роль в международных культурных связях.

Министерство культуры и коммуникации Франции долгое время довольствовалось национальным уровнем своей политики, развивая международные связи лишь в узких, забытых МИДом областях или в целях поддержки подопечных ему заведений (Лувр, Национальная библиотека Франции и т.д.). Однако постепенно, вопреки монополистическим претензиям Министерства иностранных дел, Министерство культуры и

коммуникации начинает проводить некоторую, пока еще скромную и не слишком заметную, политику на международном уровне. 18 августа 2004 г. в его структуре было создано Представительство по развитию и международным делам (Г)1)А1), ответственное за внутреннее и внешнее культурное сотрудничество. В бюджете 2005 г. на деятельность ОБА1 всего было выделено 56,65 млн евро, из которых 18 млн - на внешнюю культурную политику Представительства.21 Министерство культуры и коммуникации Франции намерено усилить свою роль на международной арене. Нам это решение представляется правильным, поскольку данное министерство, как основной инициатор и координатор культурной политики внутри страны, не может не видеть необходимого направления внешних культурных связей.

Еще одним звеном внешней культурной политики Франции являются советники по культуре при посольствах. Эта должность была введена в 1949 г. с двумя целями: координации действий культурных учреждений, входящих в компетенцию советника; и распределение средств, необходимых для проведения тех или иных культурных акций. Организация работы советника зависит от значимости страны, в которой расположено посольство. Во французских представительствах в небольших государствах служит единственный сотрудник, который управляет не только культурными и образовательными связями, но и контактами в области науки, техники, права, медицины - атташе по сотрудничеству и культуре. Что касается французских посольств в таких ведущих мировых державах, как Великобритания, Италия, Германия, Япония и США, то там советник по культуре может руководить отделом, состоящим из сотни служащих, в обязанности которых входит исключительно культурное, образовательное и лингвистическое сотрудничество, а научные и технические контакты находятся в компетенции другого советника. В большинстве же случаев, глава культурного отдела управляет всеми этими функциями внутри одной структуры - Департамента по сотрудничеству и культуре (5САС).22

Важным инструментом многосторонних культурных связей Франции является Французская комиссия ЮНЕСКО, которая играет роль связующего звена между организацией и государством. В задачи комиссии входит поддержка работы ЮНЕСКО во Франции, контроль за выполнением программ организации, осуществление международного сотрудничества в рамках компетенции ЮНЕСКО в соответствии с приоритетами своей страны, выработка идей, а также распространении информации. Комиссия работает в тесном контакт с Постоянной делегацией Франции в ЮНЕСКО.23

К настоящему времени Франция создала мощную и разнообразную сеть учреждений, призванных способствовать распространению французской культуры в мире и развитию внешних культурных связей, в которую входят культурные центры и институты, «Альянс Франсез», а также различные ассоциации и агентства, такие как Французская ассоциация художественной деятельности, Агентство по вопросам французского образования за рубежом и др.

Культурные центры и институты, действующие под эгидой Министерства иностранных дел Франции, во всех странах работают по единой схеме, согласно которой их основными подразделениями являются языковые курсы и медиатеки. Центры призваны выполнять три основные задачи: содействовать распространению французского языка; распространять информацию о Франции; заниматься составлением и реализацией культурных программ. Сфера их деятельности - культура, искусство, образование, межвузовские связи, наука, техника и информация. Первые французские культурные центры возникли в начале XX в., когда университет Гренобля основал Французский инсти-

тут во Флоренции, а по инициативе университетов Бордо, Тулузы и Монпелье был образован Французский институт в Мадриде. В настоящее время, по данным МИД Франции, в 91 стране по всему миру действует 151 культурный центр и институт (и 68 различных филиалов).24 Они тесно сотрудничают с посольствами, но существуют отдельно от них, имеют свой бюджет (государство выделяет на их деятельность порядка 70 млн евро в год2'') и довольно большую свободу действий.

«Альянс Франсез» - некоммерческая общественная организация, созданная в 1883 г. по идее ученых, писателей и дипломатов с целью благоприятствовать распространению французского языка и культуры. По данным конца 2004 г., в 138 странах мира действует 1135 комитетов2" «Альянс Франсез», каждый из которых - автономная структура, подчиняющаяся местному законодательству, но связанная посредством договора с главным Альянсом, расположенным в Париже. Кроме того, комитеты «Альянс Франсез» подписывают соглашение с Министерством иностранных дел Франции, по данным 2004 г. таких альянсов насчитывается 295, главным образом в географических зонах, где французские культурные учреждения немногочисленны. Данное соглашение дает им те же возможности, которыми обладают государственные культурные учреждения: субсидии, специальные фонды поддержки, помощь Французской ассоциации художественной деятельности и т.д.27 На оплату служащих «Альянс Франсез» из государственного бюджета ежегодно выделяется 25-30 млн евро плюс около 10 млн евро - на различные мероприятия ассоциации и другие нужды.28 Альянсы организуют курсы языка, театральные студии, кружки перевода, пения и совершенствования речи и дикции, регулярно проводят различные культурные мероприятия - концерты французской музыки и лекции о Франции. Негосударственный статус дает организации больше свободы, деятельность ассоциации признана более простой в плане реализации, менее дорогостоящей и довольно эффективной в распространении культуры, в связи с чем в некоторых странах, главным образом в Латинской Америке и Азии, где не существует еще французских культурных центров или институтов, открываются альянсы, которые организуют курсы по изучению французского языка и распространяют информацию о стране.2'1

Французская ассоциация художественной деятельности (АЕАА) - созданный в 1922 г. главный действующий орган Министерства иностранных дел и Министерства культуры и коммуникации в области сценического искусства (музыка, танец, театр, цирк), изобразительного искусства и архитектуры. За границей АЕАА опирается на помощь посольств и французских культурных центров.30 Ассоциация не только поддерживает французские культурные мероприятия за пределами страны, но и способствует распространению иностранной культуры во Франции.'"

Под патронажем Министерства иностранных дел и Министерства народного образования действует организованное в 1990 г. Агентство по вопросам французского образования за рубежом (АЕЕЕ). Согласно документам, агентство призвано выполнять четыре главные задачи: поддерживать учреждения, занимающиеся воспитанием и обучением французских учеников, находящихся за рубежом; способствовать распространению французского языка и культуры путем приема иностранных учеников; способствовать развитию сотрудничества между иностранными и французскими образовательными системами; финансово поддерживать французские семьи, проживающие за пределами своей страны, в расходах на французское образование за границей.32 По данным 2005/06 учебного года за пределами Франции насчитывается 429 французских учебных заведений, деятельность 251 из них (160 тыс. учащихся, из которых 70 тыс. -

французы) координирует Агентство, руководя напрямую или подписывая соглашения. '3 Главная цель АЕЕЕ - предоставление возможности французам, проживающим за пределами своей страны, продолжать то же обучение, которое они могли бы получить на родине. При этом подобные учебные заведения открыты для иностранных учащихся (их большинство), ищущих качественное образование: в 2002 г. 93,42% учеников последнего года обучения получили степень бакалавра (во Франции - 78,8%).;м В 2005 г. бюджет АЕЕЕ составил 413,2 млн евро, в 2006 г. - 426,3 млн.35

Что касается высшего образования, то здесь Министерство иностранных дел тесно сотрудничает с другими министерствами и высшими учебными заведениями. В 1998 г. по инициативе МИДа и Министерства народного образования было создано государственное агентство «Ес1иЕгапсе», которое призвано способствовать росту популярности французской системы высшего образования за границей, упрощать административные процедуры при поездке на учебу во Францию, а также гарантировать качество выбора учебных программ и организации пребывания в стране. Агентство предоставляет бесплатные информационные услуги, а также платные услуги по записи в учебные заведения, поиску жилья во Франции и т.п. Его представительства действуют в 50 странах мира.31'

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, что наличие во Франции многочисленной разветвленной сети учреждений, участвующих в международной культурной деятельности, а также регулярные мероприятия в этой сфере, проводимые внутри страны и за рубежом, свидетельствуют об активной и продуманной внешней культурной политике страны. Во Франции, несмотря на отсутствие единого стратегического документа, давно уже определили культурные ценности и осознали приоритетную роль развития и важность финансирования гуманитарных связей с другими странами, создали и продолжают совершенствовать систему институтов, работающих в этой области, а также поддерживают различные неправительственные организации, связанные с вопросами внешней культурной политики.

' Боголюбова H.M., Николаева Ю.В. Проблемы внешней культурной политики: история и современность/ /Российская государственность: история и современность. СПб., 2003. С. 556-562.

I Canez G. Rapport fait au nom de la Commission des finances, de l'économie générale et du plan sur le projet de

loi de finances pour 2005 (N 1800) // http://www.assemblec-nationale.fr/12/budget/plf2005/bl863-13.asp

3 Данные соответствуют 2006 г. (См.: Rochcbloine F. Avis présénte au nom de la Commission des affaires étrangères sur le projet de loi de finances pour 2006 (N 2540). T. II // http://www.asscmblee-nationale.fr/12/ budget/plf2006/a2571-02,asp)

4 Cerisier-ben Guiga M. Projet de loi de finances pour 2005: Relations culturelles extérieures et francophonie // http://www.scnat.fr/rap/a04-077-2/a04-077-2_mono.html

5 Assouline D. Projet de loi de finances pour 2005: Relations culturelles extérieures // http://www.senat.fr/rap/ a04-075-11/а04-075-1 l_mono.htm I

" Боголюбова H.M., Николаева Ю.В. Внешняя культурная политика: сравнительный анализ концепций европейских стран // Исследования международных отношений. СПб., 2004. С. 184; пол р. см.: www.diplomatie.gouv.fr

7 DuvemoisL. Pour une nouvelle stratégie de l'action culturelle extérieure de la France: de l'exception à l'influence // URL: http://www.senat.fr/rap/r04-091/r04-091.html

8 Ibid.

,J La France en bref: La politique étrangère // URL: http://www.ambafrance.ru/article.php37id_articlc-255

10 Le Xlème Sommet de la Francophonie // URL: http://www.sommct-francophonie.org

II La francophonie: échange et solidarité // URL: http://www.diplomatic.gouv.fr/fr/france_829/decouvrir-france_4177/francc-a-z_2259/politiquc-etrangcre_2628/francophonie-cchange-sol idarite_6075.html

,г Rochcbloine F. Avis présenté au nom de la commission des affaires étrangères sur le projet de loi de finances pour 2004 (N 1093). T. IV // http://www.asscmblec-nationalc.fr/12/budget/PLF2004/alll3-04.asp

13 Carrez G. Op. cit.

14 CFII // URL: http://fr.wikipcdia.org/wiki/Chaîne_d'inforrnation_intcrnationale

15 Soutenir la diffusion et la production des documentaires français // URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/ rubriquc.php3?id_rubrique=1045

10 Le Plan Traduire // URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/actions-francc_830/livre-ecrit_1036/politiqucs-ecri t_l 2690/lire-les-au teurs-francais-etranger_l 269 l/plan-traduire_l 2702/index. html

17 Цит. по: Lombard A. Politique culturelle internationale // Collection internationale de l'imaginaire. N 16. Paris, 2003.

" Duvernois L. Op. cit.

13 La coopération internationale française - 2005 / J.-M. Berthon, B. Humbaire. Paris, 2005. P. 2.

20 Duvernois L. Op. cit.

21 Carrez G. Op. cit.

22 Duvernois L. Op. cit.

23 Commission française pour l'UNESCO // URL: http://www.diplomatic.gouv.fr/fr/ article.php3?id_article= 10862

24 Centre culturels et Instituts français à l'étranger. Paris, 2005. P. 2.

23 Cerisier-ben Guiga M. Op. cit

26 Duvernois L. Op. cit.

27 Assouline D. Op. cit.

и Ibid.

29 Dauge Y. Rapport d'information N2924 déposé en application de l'article 145 du Règlement par la Commission des affaires étrangères sur les centres culturels français à l'étranger // http://www.assemblec-nationale.fr/rap-info/ i2924.asp

30 Association française d'action artistique // URL: http://www.afaa.asso.fr/

31 Duvernois L. Op. cit.

32 Assouline D. Op. cit.

33 Agence pour l'Enseignement Français à l'étranger // URL: http://www.aefe.diplomatic.fr/aefe/Tcxtc.nsf/ Pagcs+HTML/L'enseignement+francais+a+1'etranger? OpenDocument

34 Тевепон Э. Французская школа за границей: уникальная сеть // Label France. 2004. № 54. С. 12-13.

35 Cerisier-ben Guiga M. Projet de loi de finances pour 2006: Action extérieure de l'État (action culturelle et scientifique extérieure) // http://www.senat.fr/rap/a05-102-2/a05-102-2_mono.htm

36 L'Agence EduFrance // URL: http://www.edufrance.fr/fr/b-agcnce/agence01.htm

Статья поступила в редакцию 21 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.