Научная статья на тему 'Внешняя кооперация завода "Красное Сормово" в период освоения производства танка Т-34 в 1941 г. '

Внешняя кооперация завода "Красное Сормово" в период освоения производства танка Т-34 в 1941 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
кооперирование / историография / организация / проблемы / производство / танки. / cooperation / historiography / organization / problems / production / tanks.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пустырев П. В.

В статье рассматривается вопрос о кооперировании завода "Красное Сормово" с другими предприятиями при освоении производства танка Т-34 в 1941 году. Приводится краткая историография вопроса. На основе архивных документов Военной приемки ГАБТУ на заводе "Красное Сормово", показан круг предприятий участвовавших в кооперации по производству танка Т-34 и проблемы с ней связанные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL COOPERATION OF THE " KRASNOE SORMOVO" PLANT IN THE PERIOD OF DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF THE T-34 TANK IN 1941

The article deals with the issue of cooperation of the plant "Krasnoe Sormovo" with other enterprises in the development of production of the t-34 tank in 1941. year. A brief historiography of the issue is given. On the basis of archival documents Of military acceptance GABTU at the plant "Red Sormovo", shows the range of enterprises involved in cooperation for the production of the t-34 tank and the problems associated with it.

Текст научной работы на тему «Внешняя кооперация завода "Красное Сормово" в период освоения производства танка Т-34 в 1941 г. »

122

PEDAGOGICAL SCIENCES /

УДК 947.085

Пустырев П.В.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10831 ВНЕШНЯЯ КООПЕРАЦИЯ ЗАВОДА "КРАСНОЕ СОРМОВО" В ПЕРИОД ОСВОЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВА ТАНКА Т-34 В 1941 Г.

Pustyrev P. V.

Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky

EXTERNAL COOPERATION OF THE " KRASNOE SORMOVO" PLANT IN THE PERIOD OF DEVELOPMENT OF PRODUCTION OF THE T-34 TANK IN 1941

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о кооперировании завода "Красное Сормово " с другими предприятиями при освоении производства танка Т-34 в 1941 году. Приводится краткая историография вопроса. На основе архивных документов Военной приемки ГАБТУ на заводе "Красное Сормово ", показан круг предприятий участвовавших в кооперации по производству танка Т-34 и проблемы с ней связанные.

Summary

The article deals with the issue of cooperation of the plant "Krasnoe Sormovo " with other enterprises in the development ofproduction of the t-34 tank in 1941. year. A brief historiography of the issue is given. On the basis of archival documents Of military acceptance GABTU at the plant "Red Sormovo ", shows the range of enterprises involved in cooperation for the production of the t-34 tank and the problems associated with it.

Ключевые слова: кооперирование, историография, организация, проблемы, производство, танки.

Key words: cooperation, historiography, organization, problems, production, tanks.

1 июля 1941 года постановлением № 1сс от Государственный Комитет Обороны возложил постройку танков Т-34 на завод "Красное Сормово" [4, с. 56], который "почти не знал массового производства, за исключением разве что артиллерийских снарядов" [7, с. 140], и предоставил народному комиссару среднего машиностроения В.А. Малышеву право давать любым предприятиям и организациям обязательные для исполнения указания, связанные с реализацией этого решения [1, с. 86.].

К сожалению, производственная кооперация предприятий при организации производства танка Т-34 изучена слабо. В Истории Красного Сормова сказано: "Неоценимую помощь сормовичам в поставке оборудования, комлектных деталей и материалов оказали многие заводы города и области" [2, с. 402]. В воспоминаниях бывшего директора завода Е.Э. Рубинчика кооперации посвящен один абзац: "Наше танковое производство было основано на широкой межзаводской кооперации с такими предприятиями города Горького, как автозавод, «Красная Этна», «Двигатель революции», завод фрезерных станков. Все они считали нужды сормо-вичеп такими же важными, как свои собственные" [5, с. 106]. Вот, что пишет о смежниках бывший заместитель главного металлурга "Красного Сормова" Н.Н. Смеляков: "В кооперированных поставках участвовало много заводов города и области: автомобильный, станкостроительный, Кулебак-ский металлургический, «Красная Этна» и др."[ 7, с. 140].

В работах современных исследователей [3, 6] вопрос о кооперационных связях завода "Красное Сормово" практически не рассматривается. Хотя в фундаментальном труде М. Коломийца, одной из главных проблем завода № 112 при производстве

танков Т-34 названо "налаживание связей с кооперируемыми предприятиями" [3, с. 288], но "кооперируемые предприятия" так и не перечислены.

Настоящая статья является попыткой дать краткий обзор предприятий участвовавших в кооперации с заводом "Красное Сормово" и показать проблемы с ней связанные. Источником для этого послужили документы Военной приемки ГАБТУ на заводе "Красное Сормово" из фонда ГАБТУ в Центральном архиве Министерства обороны.

По данным из доклада старшего военпреда Белова на 10.08.1941 г. [ 8, л.70 -78.], в кооперации по производству танков, с заводом № 112 участвовало 13 заводов: Кулебакский завод им. Кирова НКСП (спецлист марок 8-с и 1-П, литые башни, литые крышки люка), Выксунский металлургический завод (спецлист 1-П), ГАЗ им. Молотова НКСМ (двигатели Н-17, отливка траков, изготовление деталей мелкой и горячей штамповки), Завод "Двигатель Революции" НКТМ (коробки передач). Завод "Красная Этна" НКСМ (нормали), Муромский па-ровозо-ремонтный завод НКПС (колеса гусеничного хода, поддерживающие передние, ленивцы), ЗАТИ НК Смежных производств Павлово на Оке (комплектуемый инструмент), Завод фрезерных станков им. Кагановича НКСС (шлицевых валики и шлицевые шестерни), Завод "Гудок Октября" НК Общего Машиностроения (траки), ЭРМ НКСП (вентиляторы, радио и электромонтаж), Затон "Карла Маркса" НКРФ (главный вентилятор), Выксунский завод дробильно-размольного оборудования НКСС (обработка погонов), ЗИС НКСМ (радиаторы).

Но "гладко было на бумаге...". Принудительно назначенные в кооперацию заводы, имели свои

/ РЕБЛ0001СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

123

утвержденные производственные планы, им не хватало ресурсов, некоторые просто физически не могли выполнить заказ, так как не владели необходимыми технологиями или станочным парком.

Посмотрим на результаты кооперирования к 10 августа 1941 г. Кулебакский завод им. Кирова -первая партия спецлиста в количестве 70 тн. поступила 3/ VIII с.г. [8, л.73-74]. Выксунский металлургический завод - договор заключен. ГАЗ им. Моло-това из 334 переданных ему наименований деталей принял на изготовление лишь 173. От изготовления 161 наименований отказался, со ссылкой на загруженность более сложными заданиями [8, л.74]. Завод "Двигатель Революции" принял заказ и приступил к изготовлению коробок передач. Договор оформлен с разногласиями в части поставки заготовок [8, л.74]. Завод "Красная Этна" из 565 нормалей принял к изготовлению около 50% [8, л.75]. Муромский паровозо-ремонтный завод принял детали на изготовление, но производственная база требует пополнения оборудования. Темпы подготовки производства не обеспечивают выполнение заказа в установленные сроки [8, л.75]. ЗАТИ из 57 наименований инструмента принял к изготовлению 36, от 7 наименований отказался из-за отсутствия оборудования и остальные принимает с условием, что Наркомат обеспечит их оборудованием. [8, л.75]. Завод фрезерных станков им. Кагановича принял на изготовление 13 деталей, из них 3 с полной обработкой, а остальное только шлицевку [ 8, л.75]. Завод "Гудок Октября" заказ на сборку траков принял, но договор оформлен с разногласиями в части поставки металла для пальцев трака [8, л.76]. ЭРМП - договор на изготовление вентиляторов, радио и электромонтаж, оформляется [8, л.76]. Затон "Карла Маркса" от исполнения заказа на изготовление главного вентилятора отказался, так как он совершенно не имеет соответствующей производственной базы для его выполнения [8, л.76]. Завод дробильно-размольного оборудования - договор на изготовление и проточку погона, оформлен с разногласиями, завод отказывается от нарезки зуба нижнего погона из-за отсутствия оборудования [8, л.76]. ЗИС - ведутся переговоры об изготовление радиаторов в сборе [8, л.76].

"Для большей оперативности но вопросам кооперации на заводе №112 создан специальный Отдел Кооперирования, которому передается группа квалифицированных инженеров для временной работы на кооперированных заводов на период освоения, для решения всех технических вопросов на месте" [ 8, л.76 -77]. В двадцатых числах августа 1941 г. "С кооперируемых заводов начинают поступать требуемые материалы: Нормали с завода "КРАСНАЯ ЭТНА" и друг."[ 9, л.54.]. "23/УШ с.г. получены две коробки передач с завода "ДВИГАТЕЛЬ РЕВОЛЮЦИИ"...". "23/УШ - получен первый комплект гусеницы с завода "ГУДОК ОКТЯБРЯ" [ 9, л.56.].

Но и к середине сентября 1941 г. проблему межзаводской кооперации полностью решить не

удалось. В письме старшему военпреду, директор завода Кузьмин пишет: "... некомплектность и задержки в выполнении имеется и со стороны заводов поставщиков по внешней кооперации. Горьковский завод имени Молотова задерживает литье для траков, передаваемое Гудку Октября. Детали горячей штамповки из 48 позиций дал 7, а холодной штамповки из 140 позиций дал 84 с укомплектовкой от 5 до 57 машин вместо 150 по договору. Завод Двигатель Революции из 90 коробок передач дал 5, выполнив их из деталей завода 183. Станкозавод из 22 позиций на обработку шли-цевых валиков и шестерен - подал 3 на 10 машин. Завод Гудок Октября собрал траков на 5 ком. (задание 22) из деталей завода 183 и Газ. Муромский Па-ровозо-Ремонтный завод подал колес только на 2 комплекта из деталей завода 183. Своих колес не дал ни одного. ДРО на Выксе получив от Кулебак-ского завода 265 компл. погон, дал 11 верхних и 48 нижних погонов, при задании дать в августе 65 комп. 39 погонов отправлено для нарезки зубьев заводу № 183 в Харьков и 9 - [в документе неразборчива]. Задерживаются отправкой заводом № 213 гибкие валы к тахометру и компасы, которыми укомплектованы только 5 машин и совершенно не даны вентиляторы ЭРМом." [9, л.103.].

Старший военпред Белов просит командование: "Обязать Наркоматы установить постоянный контроль за работой подведомственных им заводов, кооперируемых, с заводом № 112: ГАЗ им. Молотова НКСМ, «Двигатель Революции" НКТМ, Станкозавод им. Кагановича НКСС, Муромский завод НКПС."[ 9, л.100.].

11 сентября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, был образован общесоюзный Народный Комиссариат Танковой Промышленности. Это во многом решило проблемы кооперации вошедших в него предприятий. Проблему с поставками комплектующих от других поставщиков, руководство завода "Красное Сормово" постепенно решало организацией производства всего необходимого на своём предприятии.

Список литературы

1. Ермолов А.Ю. Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы: Танковая промышленность. - СПб., 2013.

2. История Красного Сормова. - М., 1969.

3. Коломиец М.В. Т-34. Первая полная энциклопедия. - М., 2009.

4. Подрепный Е.И. Выполняя решение Государственного Комитета Обороны. // Военно-исторический журнал. 2018. № 5. - 56-58.

5. Рубинчик Е.Э. Бастион рабочей славы. // Во имя победы. - Горький, 1976.

6. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937-1943. - М., 2006.

7. Смеляков Н.Н. Сормовская «тридцатьчет-вёрка» // Во имя Победы. Горький, 1976.

8. Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) Оп. 11599, Д. 1343 ж.

9. ЦАМО РФ. Оп. 11355, Д. 235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.