Научная статья на тему 'Внешний вид как фактор формирования первого впечатления о человеке'

Внешний вид как фактор формирования первого впечатления о человеке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6887
683
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ВИД / ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / APPEARANCE / FIRST IMPRESSION / MAIN CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Песчанная Дарья Юрьевна,

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме влияния внешнего вида на первое впечатление о человеке. Также рассматриваются основные факторы, которые формируют первое впечатление. На основе данных можно сказать, что главными благоприятными характеристиками буду являться соответствие социальному статусу, внешний образ в целом и проявление характера. Благодаря социальным экспериментам зарубежные ученые социологи также проследили взаимосвязь влияния внешнего вида на первое впечатление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appearance as a factor in the formation of the first impression of a person

The article is devoted to the current problem of the influence of appearance on the first impression of a person. The main factors that form the first impression are also considered. Based on the data we can say that the main favorable characteristics will be the compliance with social status, the external image in General and the manifestation of character. Thanks to social experiments, foreign scientists and sociologists also traced the relationship of the influence of appearance on the first impression.

Текст научной работы на тему «Внешний вид как фактор формирования первого впечатления о человеке»

Внешний вид как фактор формирования первого впечатления о человеке

Appearance as a factor in the formation of the first impression of a person

Песчанная Дарья Юрьевна

Студент 1 курса Ф-т институт систем управления Научный руководитель- Чеджемов Герман Асланбекович

старший преподаватель Самарский Государственный Экономический Университет

Рф, Самара e-mail: [email protected]

Peschannaya Daria Yurievna

1 st yearstudent faculty of the Institute of control systems Sdentific director - Chedzhemov German Aslanbekovich

Senior Lecturer Samara State University of Economics Russia, Samara e-mail: [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме влияния внешнего вида на первое впечатление о человеке. Также рассматриваются основные факторы, которые формируют первое впечатление. На основе данных можно сказать, что главными благоприятными характеристиками буду являться соответствие социальному статусу, внешний образ в целом и проявление характера. Благодаря социальным экспериментам зарубежные ученые - социологи также проследили взаимосвязь влияния внешнего вида на первое впечатление.

Annotation.

The article is devoted to the current problem of the influence of appearance on the first impression of a person. The main factors that form the first impression are also considered. Based on the data we can say that the main favorable characteristics will be the compliance with social status, the external image in General and the manifestation of character. Thanks to social experiments, foreign scientists and sociologists also traced the relationship of the influence of appearance on the first impression.

Ключевые слова: внешний вид, первое впечатление, основные характеристики.

Key words: appearance, first impression, main characteristics.

При первой встрече с незнакомцем мы всегда в первую очередь обращаем внимание на то, как выглядит человек. Именно это определяет то, что отразится в нашем впечатлении о человеке, что обеспечивает дополнительные преимущества при знакомстве. Внешний вид должен характеризовать вас как личность и отражать ваши возможности. Необходимо, что бы он гармонировал с вашими внутренними качествами.

По мнению ученых, аспекты которые формируют первое впечатление о человеке на 60% зависит от внешности и поведения, на 20% - от его правильной и грамотной речи, и всего на 10% -как он преподносит ее. [6]

Первое впечатление формируется сразу осознанно и неосознанно. Осознанное впечатление складывается при специальном намерении оценить незнакомца. Неосознанное составление впечатления происходит автоматически, при отсутствии специальных усилий.

Один из ученых-социологов А. А. Бодалев выделил такие компоненты как:

1) характеристика внешнего облика человека;

2) одежда, прическа;

3) эмоциональное состояние;

4) поведение;

Зарубежные исследователи выделили такие характеристики:

1) одежда;

2) осанка;

3) поведение;

4) особенности общения;

5) качества личности.

Первое, что нам бросается в глаза - это лицо. И мы видим не столько его красоту, сколько выразительность. Именно оно показывает мимику человека, его чувства, переживания. Если человек выражает спокойствие, то мы оцениваем его положительно, но если он агрессивен и нервный, то наше впечатление меняется в противоположную сторону. Женщина же может выделить свое лицо макияжем, сделать его более выразительным или, наоборот , более естественным. Необходимо наносить «правильный» макияж в зависимости от того в какое место вы идете.

Мимика - это сокращение мышц лица, которые показывают эмоции человека. Именно она способна дать самые достоверные факты о том, что переживает и чувствует человек. Эти выражения несут в себе более 60% информации о психологическом состоянии человека. Научно доказано, что положительные эмоции более равномерно отражаются на лице, например, в отличии от негативных, которые видны более четко только на левой половине лица.

Осанка тоже играет очень важную роль. Когда мы видим человека с выпрямленной спиной, расправленными плечами и приподнятой головой, что мы думаем о нем? Конечно же, что он уверен в себе, у него хорошее настроение и незнакомец располагает тем самым к себе окружающих людей. Когда же настроение подавленное или есть какие- то проблемы, человек опускает голову, смотрит в пол, становится более замкнутым, что отражается на его осанке, и это воспринимается как признак неуверенности и подчинения. [2] Важно учитывать, что индивид может контролировать свои слова и отчасти мимику, но он не способен следить за 5-7 факторами одновременно, тем самым «язык жестов» часто выражает проявление истинных мыслей и навыков. [1]

На формирование первого впечатления оказывают воздействие и особенности внешнего вида человека - его одежда, прическа и наличие аксессуаров.

Одежда делает вас выше и морально и физически. Она должна соответствовать стилю, смотря какое мероприятие вы посещаете. Если это офис или деловая встреча следует надевать строгую, классическую одежду, чтобы создать образ статусности и уважения. В повседневном стиле нужно носить более легкую одежду или спортивный костюм. Ведь если вы придете на официальную встречу в спортивном костюме вас, воспримут несерьезно и дальнейших успехов вы не добьетесь. Также не стоит забывать и о цвете одежды. Он может оказывать значительное влияние о впечатлении. Несмотря на то, как бы вы сильно не любили определенные цвета, нужно их правильно сочетать, а иначе неправильно подобранная гамма может лишь только испортить представление о вас.

Например, черный цвет. Прежде всего он считается официальным, строгим, солидным и сдержанным. Он уместен как на работе, так и на вечернем мероприятии.

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности. Он позволяет чувствовать в обществе себя более уверенно и раскрепощено. С этим цветом нужно быть осторожно потому, что на работе, например, его могут носить только руководители, так как красный цвет символ силы и могущества, на других же этот цвет будет смотреться не уместно. А вот на вечернее мероприятие подойдет в самый раз.

Все оттенки синего характеризуют мудрость в делах, уравновешенность в эмоциях и глубину в мыслях. Синий подходит людям с высоким интеллектом и амбициями. Поэтому его следует сочетать в одежде на официальную встречу.

Серый цвет вызывает отрицательное восприятие, так как он символизирует плохое настроение, скуку, мрачность. Поэтому при первом знакомстве лучше не использовать его, если вы хотите показать себя с хорошей стороны и уверенного в себе человека. [3]

Прическа, цвет наших волос тоже отражается на нашем первом впечатлении. Большинство людей, которые обладают темным цветом волос являются сильными, целеустремленными, властными, активными. Со светлыми волосами кажутся более, нежными, мягкими, а вот с рыжим цветом ассоциируются активные, креативные, веселые, неординарные люди. [2]

Оказывается, что и аксессуары, которые мы используем в образе тоже влияют на оценку окружающих нами людей. Например, такая вещь как очки, придают солидное впечатление. Люди кажутся более мудрыми и усердными. Часы и обувь показывают богатство и чувство стиля. [2]

Чтобы оставить хорошее мнение о себе необходимо правильно управлять языком своего тела. Есть много неречевых сигналов, которые, с одной стороны, располагают к себе окружающих людей, а с другой -препятствуют общению.

К первым располагающим сигналам относят: улыбку, кивок головы, наклон корпуса тела, свободная поза, зрительный контакт, открытые ладони.

К отрицательным сигналам, препятствующим общению можно отнести: обеспокоенный взгляд, вздохи, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки и много других сигналов.

Ученые доказали, что обратная связь и возможная реакция на нее играет очень важную роль при общении, на основе которой мы можем больше узнать информации о своем собеседнике. А именно узнать, как он ведет себя при общении с незнакомыми людьми, открыт ли он, общителен ли.

Очень важно правильно и грамотно себя самопрезентовать. Самопрезентация - это возможность показать себя, подать себя своей аудитории. Суть состоит в том, чтобы суметь правильно подчеркнуть свои хорошие качества и достоинства, а также отвлечь от недостатков. [5]

Согласно последним исследованиям люди способны сформировать первое впечатление о человеке всего за 7 секунд встречи. Существует 8 суждений, из которых оно состоит.

1. Заслуживаете ли вы доверия? (человек способен понять с первой секунды можно ли довериться незнакомцу)

2. Уверены ли вы в себе? (складывается в течении первых 2-ух секунд. Человек, который ходит с прямой осанкой и уверенной походкой создает впечатление целеустремленного в себе человека. И наоборот, человек, который размещает свои руки в карманах или за спиной демонстрирует отсутствие уверенности в себе или в своих способностях не располагает к себе окружающх)

3. Имеете ли вы высокий статус? (3-ья секунда: формируется от визуального воздействия одежды, если вы носите брендовую одежду, то конечно люди будут думать, что вы располагаете высоким социальным статусом)

4. Успешны ли вы? (4- 5 секунда также влияет одежда и статус)

5. Экстраверт ли вы? (6-ая секунда, где характерным признаком является рукопожатие. Человек, у которого рукопожатие с сильным и целенаправленным захватом, передает открытость и чувство уверенности в себе, а вот у кого оно вялое, передает такие чувства, как тревога, неуверенность)

6. Умны ли вы? (6-ая и 7-ая секунды, в основном можно определить через зрительный контакт, который оставляет впечатление силы и уверенности в себе. А также можно понять уровень интеллекта)

7. Доминируете ли вы? (эти люди кажутся более выше и сильнее, что позволяет им вводить людей в заблуждение и оставлять положительное первое впечатление о себе)

8. Любите ли вы риск? (здесь все зависит от походки, если она более свободная плавная, то человек расположен к риску, а если более тяжелая и грубая, то наоборот). [4]

Многие зарубежные исследователи изучали влияние первого впечатления на человека. Например, один из них К.Клайнке. В своем эксперименте он представил мужчину с незаметной внешностью двум незнакомым группам людей. Затем эти группы рассказывали о впечатлении, которое произвел на них этот человек. Но в одной группе мужчина был с женщиной с привлекательной внешностью, а в другой с женщиной, которая не следит за собой и за своим здоровьем. В результате больше положительного впечатления и оценок осталось за первой группой, чем второй.

Эксперименты Э. Хола были основаны на влиянии аксессуаров на первое впечатление. Он доказал, что такой аксессуар как очки, которые все считают признаком мудрости, никак не отражается на мнении людей о представлении добра и честности по отношению к незнакомым людям. [7]

А.Лачинс доказал, как важна правильная полученная информация и факты о человеке, которые в дальнейшем будут формировать впечатление и мнение о нем.

М.Снайдер заметил неизбежность формирования первого впечатления по «ярким» признакам, таких как внешность, пол и раса. С помощью социального эксперимента он выявил, что люди с привлекательной внешностью могут вести себя раскрепощенно, уверенно.

В исследовании Д.Лэнди и Е.Аронсона было показано, как социальная привлекательность может оказать влияние на формирование впечатления о незнакомом человеке. В этом эксперименте испытуемые участвовали в роли преступников, которые сбили на смерть человека. В одном случае подсудимый был описан как 64 летний агент страховой компании, имеющий многодетную семью, который до этого ни раз не попадал под стражу и не имел судимости. В другом случае, подсудимый был представлен как 33 летний дворник, без постоянного места жительства, без образования и семьи. Результаты были очевидными суд смягчил приговор по отношению к первому подсудимому так как социальная привлекательность формирует позитивное впечатление.

Автор решил провести собственное исследование в Самарском государственном экономическом университете в группе «Налоги и налогообложение». Был задан вопрос: «Какой из факторов, влияющих на формирование первого впечатления о человеке, является для вас главным»? В опросе приняли участие 23 респондента.

Таблица 1. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления о человеке

Фактор Количество ответивших

Характер 2

Мимика лица 7

Одежда 13

Аксессуары 1

Отсюда можно сделать вывод о том, что приоритетным фактором, влияющего на первое впечатление о человеке является одежда, который выбрали 13 человек, что составляет 57%. Также среди опрошенных мимика

лица играет важную роль, 7 человек выбрали именно этот вариант, что составляет 30 %. Наименьшее влияние в этом опросе оказывает характер - 2 человека (9%) и аксессуары - 1 человек (4 %).

Таким образом, ряд исследователей зарубежных психологов подтверждает, уточняет и дополняет существующие данные о влиянии внешнего облика объекта восприятия на формирование первого впечатления. Доказали, что уже можно за пару секунд понять человека, подходит ли он вам, хотели вы бы продолжить с ним общение. Существующая всем известная народная мудрость «встречают по одёжке» тем самым имеет научные обоснования. При этом первое впечатление, произведённое человеком, нередко остаётся окончательным. Именно первое впечатление — самое стойкое. Не зря говорят, что у тебя не будет второй возможности произвести первое впечатление.

Список используемой литературы:

1. Моисеева Ю.А, Чеджемов Г.А. Невербальные способы общения и их эффективное использование в повседневной жизни// Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. Самара-2017.№1(15). С.76

2. http://sekretovnet.com/atributy-formiruyushhie-pervoe-vpechatienie-o-cheloveke/

3. https ://psychologyofcommunication.j imdo.com/значение -одежды-при-общении-с-людьми/

4. https://uspeh-woman.com/pervoe-vpechatlenie-o-cheloveke-sostoit-iz-8-suzhdeniy/

5. http://psyvision.ru/stati-2/ya-i-drugie/132-eifpervy

6. https ://obu4ayka. ru/stati/ trashed-918. html

7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.:Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.