[email protected] Таисия Михайловна Баландина,
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
[email protected] Андрей Викторович Кузьмин,
адъюнкт,
Саратовский военный институт УДК 316.354 внутренних войск МВД России
ВНЕШНИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В России трансформируется роль внешнего социального контроля организации, обновляется вся система внешнего социального регулирования деятельности формальных организаций. Развитие гражданского общества создает условия демократизации отношений государства и отдельных организационных систем общества, формируется потребность в модернизации всей системы внешнего социального контроля по отношению к отдельным группам, организациям, социальным объединениям. Поэтому представляется актуальным исследование процессов социального контроля организации, а также выявление критериев эффективности организационного контроля, представления путей его дальнейшего совершенствования.
В статье исследуется система внешнего (централизованного) социального контроля организации: государственная, муниципальная, партнерская. Внешний социальный контроль представляет собой систему государственных, муниципальных, партнерских механизмов, направленных на поддержание социально значимых параметров функционирования социальных систем, обеспечение соблюдения законодательных принципов, сохранения прав работников, соблюдения социальной безопасности функционирования организации. Внешняя система социального контроля призвана не только целенаправленно побуждать организации к определенному стилю поведения и взаимодействия, но и формировать механизмы организационного самоконтроля. Авторы приходят к выводу о том, что сегодня важной задачей государства является реализация проектов мотивации социально ответственного поведения организаций, формирования их организационной культуры, нацеленной на самоконтроль, развитие общественных ценностей и приоритетов, демократических норм привлечения работников к реализации функций само-
контроля, саморазвития, самоуправления. Государство должно не только создать условия и мотивировать социальное саморазвитие формальных организаций, но и активизировать механизмы организационного социального самоконтроля, обеспечить рост демократизации всех форм административного контроля.
Ключевые слова: централизованный социальный контроль, государство, муниципалитет, партнерский контроль.
T.M. Balandina, A.V. Kuzmin
EXTERNAL SOCIAL CONTROL OVER ECONOMIC ORGANIZATION
The paper states that in Russia the role of external social control over organizations is changing and the entire system of external social regulation of the activity of formal organizations is transforming. The development of civil society creates the conditions for democratization of relations between the state and the individual organizational public systems, and there is a need for modernization of the whole system of external social control in relation to the individual groups, organizations, and social associations. Therefore, it is urgent to study the processes of social control of the organization as well as the identification of performance efficiency criteria of organizational control and the ways for their further improvement.
The paper examines the external (centralized) system of social control over organizations: state, municipal, affiliate. External social control is a system of state, municipal, affiliate mechanisms aimed at maintaining socially relevant parameters of the functioning of social systems, ensuring compliance with legal principles, preserving workers' rights and respect for social security at the organization. The external system of social control is designed to not only encourage the organization to assume a certain style of behaviour and interaction, but also to form mechanisms of organizational of self-control. The authors conclude that today an important task of the state is to implement projects that encourage socially responsible behaviour of organizations, form their organizational culture aimed at self-control, development of social values and priorities, democratic forms of attracting workers to implement the functions of self-control, self-development, and self-government. The state should not only create the conditions and motivate social self-development of formal organizations, but also encourage mechanisms of social self-control, and ensure the growing democratization of all forms of administrative control.
Keywords: centralized social control, state, municipality, partner control.
Обострение социально-экономического кризиса в России приводит к необходимости активизации системы социального контроля деятельности организаций. В условиях роста нестабильности важным фактором социальной эффективности хозяйственной организации является ее социальная ответственность, способность создавать необходимую обществу продукцию или услугу, способность трансформации деятельности относительно изменяющихся требований внешней среды. Социальная эффективность может достигаться в контексте модернизации традиционных форм внешнего социального контроля, активизации субъектов контрольного взаимодействия общества и организации. Долгое время в России государство представлялось как единственный институт внешнего социального контроля хозяйственных организаций. Между тем в условиях демократических преобразований современное общество нуждается в эффективной комплексной системе внешнего социального контроля организации, разработке механизмов постоянного совершенствования данной системы. Поэтому в современных условиях необходимо исследовать проблему внешнего социального контроля организации, уточнить специфику проявлений проблем внешнего социального контроля в условиях обострения социально-экономического кризиса в России. Проанализируем отечественные и зарубежные теоретические разработки по данной проблеме, уточним сущность внешнего социального контроля современных организаций России.
Традиционно социологи выделяют несколько форм социального контроля организации. Первая форма со-
циального контроля организации - общая внешняя (централизованная). Вторая форма - конкретизированный (децентрализованный) социальный контроль. При этом основные системы самоконтроля могут присутствовать и развертываться в системе как централизованного, так и децентрализованного контроля. В рамках данных систем находится множество иных подсистем. Например, по временным рамкам реализации выделяют: предварительный (допроцессный, консультативный), сопроводительный (процессный,направленный на поиск ошибок в функционировании, а также преодоление нежелательных последствий) и дополнительный (после-процессный, осуществляемый по итогам той или иной деятельности организации) контроль. Наиболее эффективным является дополнительный, послепроцессный контроль. При этом в автономном контексте данный контроль не может обеспечить эффективное исправление выявленных недостатков, так как он осуществляется по окончании всех основных контролируемых процессов в организации.
Рассмотрим подробно проявления внешнего (централизованного) социального контроля организации в условиях современного общества. Применяемый нами системный подход определяет необходимость рассмотрения внешнего социального контроля, с одной стороны, как набора взаимосвязанных элементов, а с другой - как технологии социального взаимодействия акторов. Данная двойственность не порождает методологических противоречий. Ведь предварительный, сопроводительный, дополнительный виды контроля осуществляются в рамках системы воздействия на организацию разных
уровней и в рамках различных методов контроля. Внешний социальный контроль представляет собой организационную системную технологию, являющуюся, с одной стороны, системой социальных отношений, а с другой - процессом реализации механизмов, методов и средств формального и неформального воздействия, обеспечивающих качественное и эффективное функционирование хозяйственной организации [1; 2].
В данном контексте внешний (централизованный) социальный контроль хозяйственной организации выступает как набор системных взаимосвязанных отношений, а также социальных процессов на уровне общества, региона, отдельной организации. П. Бергер в этой связи доказывает, что человек и его организационные структуры находятся в центре расходящихся и постоянно трансформирующихся кругов, представляющих разные системы процессов социального контроля [3, с. 73 - 76]. Каждый круг условно можно рассматривать как отдельную систему процессов социального контроля хозяйственной организации. Последнее позволяет выделение основных системных субъектов социального контроля хозяйственной организации. В данном контексте отношения социального контроля организации условно можно дифференцировать на три базовые системы.
Первая система внешнего социального контроля реализуется в рамках государственных структур общества, федеральными органами законодательной и исполнительной власти России. Вторая система внешнего социального контроля реализуется в рамках муниципальных формальных структур и нацелена на муниципальный контроль. Третья система внешнего социального контроля реализуется общественными организациями, средствами массовой информации, отдельными гражданами, в той или иной степени регулирующими и координирующими общественное взаимодействие отдельных хозяйственных организаций.
Данную систему контроля можно назвать общей (централизованной) системой контроля хозяйственной организации. Ведь контролю подвергаются прежде всего общие параметры функционирования работников организации, а также параметры соблюдения законодательных принципов сохранения прав работников, соблюдения социальной безопасности функционирования организации. Субъекты данного контроля не ограничены членами отдельных хозяйственных организаций. К данным субъектам также необходимо отнести внешние государственные структурные объединения, региональную и муниципальную власть, а также внешние социальные общественные формальные и неформальные организации (в том числе и профсоюзные). В рамках внешнего контролирующего конструкта проявляются централизованный потенциал социального контроля. Здесь осуществляется реализация деятельности «совокупности институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов» [4, с. 189].
Общая централизованная система социального контроля современными социологами определяется как социальный механизм адаптации функционирования организации к требованиям внешней социальной среды, а также достижения социальной стабильности, разрешения общих социальных конфликтов (в том числе и трудовых). В целом общая система контроля оказывает
сглаживающее, «дисбалансирующее влияние внешних источников и оказывает дополнительное влияние на производственный процесс» [9, р. 12]. Содержание общей централизованной системы контроля связано с рядом процессов, в результате которых осуществляется одобрение или выдвигаются санкции по отношению к определенному трудовому поведению акторов или к хозяйственной деятельности организации в целом. Одобрение или санкции могут быть формальными или неформальными [5, с. 329] со стороны государственных институтов, СМИ, внешних социальных организаций или структур управления, планирования, проектирования развития хозяйственной организации.
В.В. Незнамов, характеризуя общую централизованную систему социального контроля, отмечает, что последняя представляет собой внешний (преимущественно государственный) контроль за деятельностью хозяйственной организацией как деятельной социальной системой. Здесь «контролю подлежит вся административная деятельность, в том числе ее правовые, экономические и политические стороны» [6, с. 52]. Активизация общего централизованного контроля в России наблюдается с начала 1991 г. В 1991 г. вступил в силу Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В рамках данного юридического документа в России осуществляется внедрение новых форм системного организационного контроля, уточняются права субъектов социального контроля, а также обосновываются возможные контролирующие функции формальных и неформальных организаций, профсоюзных объединений, менеджмента (администрации) и государственных контролирующих структур. Раскрывается внешняя среда хозяйственной организации как общий системный и многоуровневый компонент, реализующий внешние контрольные социальные функции.
Е. Росс, характеризуя систему внешнего общего социального контроля, констатирует, что общий (централизованный) социальный контроль представляет собой направленное и системное влияние институтов общества на деятельность организаций в целом и ее отдельных индивидов в целях достижения необходимого организационного порядка. Всякий общий централизованный «контроль, который мы имеем какое-нибудь право называть социальным, опирается на авторитет всего общества» [8, р. 77]. П. Сорокин доказывает, что контроль общества отдельной организации реализуется через средства, связанные с карами (наказаниями), а также наградами (поощрениями) [7, с. 337]. В данном контексте социальный контроль организации можно рассматривать как систему внешней среды в виде общественных институтов, воздействующих и взаимодействующих с организацией с целью регулирования и координации ее деятельности.
Таким образом, внешняя система социального контроля хозяйственной организации отражает комплекс высшего централизованного уровня социального контроля в организации (общая централизованная система контроля). В рамках данного уровня реализуются как внешние (государственные, муниципальные или общественные), так и внутренние (внутриорганизационные) функции контроля общих аспектов деятельности хозяйственной организации. Субъектами данного контроля
являются государственные и муниципальные институты, общественные организации внешней среды, топ-менеджмент (высший состав управления), менеджмент (средний и низший состав управления). Различные социальные государственные институты поддерживают порядок хозяйственной и социальной деятельности, разрабатывают и контролируют функционирование через систему общественных норм организационного поведения, а также санкций. Государство планирует, проектирует и программирует социальное развитие, осуществляет образовательное и профессиональное совершенствование трудового потенциала, формирует необходимый образ научного, духовного и культурного потенциала организаций, размещает на конкурсной основе научно-образовательный, экономический, культурный заказы, разрабатывает планы прямых и косвенных вложений в физические, интеллектуальные, социальные и культурные ресурсы хозяйственных организаций. Одновременно на государственном уровне законодательно разрабатываются и контролируются основные условия социально-экономической деятельности организаций, осуществляется налоговый, а также специализированный контроль всех видов деятельности и общественного взаимодействия общества и отдельной организации. Государство оптимизирует деятельность централизованных стратегических процессов социального контроля: разработку и принятие норм организационного взаимодействия (социальные организационные нормы регулируют общий ход процесса социализации, определяют стиль социального взаимодействия организаций); разработку санкций как средства поощрения и наказания (социальные санкции призваны контролировать социальные действия организаций, обеспечивать вознаграждение за соблюдение норм и наказание за отклонение от них, пресекать социально нежелательные тенденции в развитии организационной культуры). Социальные группы и организации четко реагируют на те или иные воздействия государства. Они стремятся избежать штрафов и наказаний (кар) и получить награды (поощрения и положительные формальные и неформальные оценки). На организационном уровне общий (централизованный) контроль осуществляется через реализацию власти (полномочий административных работников высшего, среднего и низшего звена). Здесь не только осуществляется организация, регулирование и координация взаимодействия работников, но и разрабатываются проекты развития организационной культуры в целом, внедряются новые организационные ценности, нормы, принципы общего поведения и функционирования работников организаций.
Государственный социальный контроль деятельности хозяйственных организаций условно можно разделить на несколько этапов. На первом этапе разрабатываются цели внешнего социального контроля на 5 - 10 лет. В рамках практических оценок уточняются цели, исходя из важнейшей общественной миссии, социальных стратегий и задач. В современных условиях на общественном уровне основными целями социального контроля государства являются: эффективное реформирование научного и образовательного комплекса хозяйственных организаций; разработка и внедрение принципов организационной деятельности и поведения трудовых кол-
лективов организаций, а также их социальных подсистем (подразделений). Здесь разрабатываются конкретные технологии применения норм, принципов, текущих правил, техники корректировки действий и санкций против организаций, нарушающих общественно необходимые алгоритмы поведения.
На втором этапе планируются и реализуются мероприятия, направленные на поиск и выделение необходимых ресурсов для реализации социального государственного контроля хозяйственных организаций. На третьем этапе разрабатывается стратегическая государственная социальная политика контроля организаций, определяются роль и место в социальном контроле общественных организаций и объединений, СМИ, конкретизируются планы развития институтов государственного контроля организаций. На четвертом этапе осуществляется социальная политика контроля организационной деятельности. На данном, завершающем этапе непосредственно реализуется функция социального контроля как государственными и муниципальными органами, так и общественными организациями и объединениями. Реализуются конкретные шаги по контролю, мотивации практик социально ответственного поведения акторов.
В современных условиях внешняя (централизованная) система социального контроля организации нуждается в серьезной модернизации, в повышении гибкости и социальной эффективности. Важно совершенствование практик внедрения кодексов организационного поведения, направленное на ускорение формирования специфических инновационных черт культуры управления не только крупными, но и средними, и мелкими организациями разных форм собственности. Анализ деятельности современных крупных и средних организаций России дает неоднозначную картину в области среды реализации внешнего социального контроля организации. С одной стороны, реальная ситуация в системе внешнего взаимодействия организации далека от идеальной: рыночный сектор функционирует в неэффективном режиме, нет четких параметров организационной культуры ведущих организаций России, стиль управления компаниями не имеет социально ответственной ориентации. С другой - деформирована структура внешней среды организаций, в которой большую долю составляет неэффективный сектор, где неадекватная система цен искажает реализацию мотивов деятельности производителей и потребителей. Постепенное устранение данных противоречий является важным резервом повышения эффективности общественного социального контроля.
На современном этапе практики внедрения кодексов организационного поведения должны включать эффективный социальный контроль. Должно быть внедрено положение об обязательном отчете организаций по соответствию ее деятельности кодексу организационного поведения, что призвано ускорить формирование специфических инновационных черт культуры управления крупными и средними организациями, положительно повлиять на совершенствование всего стиля трудового взаимодействия в компаниях России. Необходимо административное введение обязательной отчетности организаций о социальных нарушениях кодекса органи-
зационного поведения, что может определять уровень социальной ответственности данных организаций с соответствующими административными последствиями для них в дальнейшем.
Внедрение кодекса организационного поведения нуждается в серьезных действиях государства по комплексной поддержке процесса формирования нового (инновационного) типа организационной культуры. В рамках гибкой системы социального контроля важно предусмотреть обновление практик передачи контролирующих функций непосредственным работникам, расширение различных форм самоконтроля. Внедрение данной системы определяет условия саморазвития творческого труда. Она ориентирована прежде всего на аккумуляцию новаций на основе поиска, обработки, анализа знаний, развития партнерского инновационного творчества сотрудников. По сути дела, инновационная организационная культура определяет демократизацию системы административного контроля и развитие практик самоконтроля. Гибкая система социального контроля определяет социальные условия, в которых работники - профессиональные лидеры - раскрепощены в своей трудовой деятельности, нормативный контроль и ограничения творчества минимальны, работники ориентированы на социально ответственный самоконтроль и достижение конечного хозяйственного результата. Они знают параметры необходимого контроля и самоконтроля, стремятся занять лидирующие профессиональные позиции, имеют высокую степень свободы и потребности в инновационных накоплениях в процессе трудовой деятельности.
Реализацию всех уровней управления развитием организационной культуры необходимо сориентировать на рост инновационных факторов, определяющих развитие организаций, ее структурных компонентов. Необходима новая структуризация научного и культурно-образовательного сектора в России, определение динамичного развития общественного, частного и региональ-
ного научно-технических потенциалов. Государственный контроль призван обеспечить взаимопроникновение и обогащение научно-технических потенциалов различных уровней, внедрение механизма культурного накопления организациями новых инновационных идей. Необходимо учесть, что научно-технический потенциал региона и отдельных организаций, как правило, формируется за счет достижений и накоплений научно-технического потенциала общества в целом и только в дополнительном объеме - за счет других регионов, а также привлечения внутренних научных и образовательных потенциалов отдельных организаций. Поэтому главный акцент контролирующей деятельности государства должен быть направлен на обеспечение эффективного общегосударственного взаимодействия национальных научно-технических и культурно-образовательных потенциалов общества.
1. Баринов В.А. Организационное проектирование. М., 2010.
2. Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество. СПб., 2006.
3. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. СПб., 2000.
4. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социальный контроль // Социология: в 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы.
5. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М., 2004.
6. Незнамов В.В. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в сфере социального контроля // Социально-экономические проблемы управления человеческим развитием. Саратов, 2005. Ч. 1.
7. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.
8. RossE.A. Social Control. A Survey of the Foundations Order. Cleveland-London, 1996.
9. Thompson J.D. Organization in Action. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
Сергей Александрович Константинов,
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры экономической социологии и связей с общественностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА
В статье разрабатывается подход к определению и представлению профессий и профессионалов на рынке труда через описание понятия профессии как дела, исследуется социально-профессиональное сознание. Это позволяет охарактеризовать актуальный процесс возникновения новых видов профессиональных деятельностей. В структуре социального сознания выделяется социально-профессиональное сознание при условии удовлетворения его критерию социальности и с вносимым определением профессии содержанием. Из возможности структурирования социального сознания следует структурированность социально-профессионального сознания, что позволяет изучать состояние профессионального сознания и поведения людей как акторов в пространстве рынке труда, а также отдельные профессиональные группы.
Сформулированы следующие гипотезы:
1. Профессиональные ориентации и выбор людей в настоящий момент видоизменяются и переориентируются от прежних профессиональных практик к новым, которые приносят популярность, высокие зарплаты и прочие социальные выгоды.
truxiflyandex.ru
УДК 331.54