УДК 316.65
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-3-14
В. А. Сагайдак
ВНЕШНИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛГОГРАДА: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аннотация.
Актуальность и цели. Развитие информационного общества обусловливает усиление внимания к непрофильным областям деятельности компаний. Внешний социальный имидж формирует имидж компании во внешней среде, влияя на восприятие организации потребителями ее услуг, партнерами, поставщиками, контролирующими органами. Актуальной является проблема формирования внешнего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда. Цель работы - выявить основные характеристики внешнего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда, мотивы его развития и наиболее эффективные инструменты формирования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе данных социологического исследования, проведенного автором в 2015 г. среди руководителей бизнес-организаций Волгограда. Методологический потенциал включает методы системного и компаративного анализа, детерминации, анкетирования.
Результаты. Проанализировано состояние внешнего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда, выявлены основные мотивы и наиболее эффективные инструменты его формирования.
Выводы. Основными мотивами формирования внешнего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда выступают создание общего положительного имиджа организации и увеличение ее конкурентоспособности через положительное отношение общественности. Наиболее эффективны монетарные методы формирования положительного внешнего социального имиджа: денежные гранты, благотворительные пожертвования, спонсорство и социально значимый маркетинг.
Ключевые слова: бизнес-организация, внешний социальный имидж, мотивы формирования, инструменты формирования.
V. A. Sagaydak
EXTERNAL SOCIAL IMAGE OF BUSINESS ORGANIZATIONS OF VOLGOGRAD: EXPERIENCE OF A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Abstract.
Background. The information society development causes an increased attention to non-core fields of companies' acticities. The external social image formsa company's image in the external medium influencing the perception of a company by its consumers, partners, suppliers, supervisory bodies. The problem of external social image formation for business organizations of Volgograd is a topical one. The aim of the work is to reveal main characteristics of the external social image of business organizations of Volgograd, motives for its development and the most efficient formation tools.
Materials and methods. The research taks were implemented on the basis of a sociological research, carried out by the author in 2015 among top managers of Volgograd companies. The methodological potential included methods of system and comparative analysis, determination, questionaires.
Results. The author analyzed the external social image condition of business organizations of Volgograd, revealed principal motives and most efficient tools of its formation.
Conclusions. The main motives for the external social image establishment for Volgograd companies are creation of a positive company image and increasing company's competitiveness through a positive public opinion. The most efficient financial methods of external social image formation are the following: grants, charity, sponsorship and socially significant marketing.
Key words: business organization, external social image, formation motives, formation tools.
Внешний социальный имидж бизнес-организации является частью корпоративного имиджа, которая формирует имидж компании во внешней среде, влияя на восприятие организации потребителями ее услуг, партнерами, поставщиками, контролирующими органами. В связи с этим возникает необходимость проведения научных исследований социологического профиля, связанных с определением текущего состояния развития и выявлением наиболее эффективных инструментов формирования внешнего социального имиджа региональных бизнес-организаций.
Несмотря на то что вопросам изучения имиджа в целом посвящено большое количество исследований, проблемы, связанные с методологическими основами изучения внешнего социального имиджа организаций, в современной научно-исследовательской литературе рассматриваются недостаточно полно. Значимым для исследования автора является массив публикаций, где осуществляется анализ понятия и сущности внешнего социального имиджа организации, определяется специфика его формирования. Вопросы социального имиджа упоминаются в ряде работ, посвященных социальной психологии, связям с общественностью и социальной ответственности, таких авторов, как Ф. Котлер, А. Панасюк, М. Томилова [1-3]. Особый интерес представляют также аналитические работы на отечественном материале, изучающие формирование имиджа с позиции социологического анализа: Д. Гавра, Ю. Иваненко, К. Киткина, В. Щербины [4-7].
В целом, анализируя весь массив научных исследований, затрагивающих отдельные аспекты изучаемой проблематики, следует отметить, что проблемы формирования внешнего социального имиджа сводятся к ограниченному набору инструментов и не принимают во внимание социально-экономические аспекты этого явления. Научная новизна данного исследования заключается в том, что определены основные мотивы формирования внешнего социального имиджа волгоградских бизнес-организаций, выявлены эффективные инструменты его формирования и развития, а также индикаторы позитивного внешнего социального имиджа.
На основании проанализированных научных исследований автором было предложено следующее определение внешнего социального имиджа: это, с одной стороны, целенаправленно сформированный информационно-
образный конструкт, целостно характеризующий организацию и адресованный элементам внешней среды организации (потребителям, поставщикам, органам власти) с целью эмоционально-психологического воздействия на них. С другой стороны, это субъективно воспринимаемый целевой аудиторией образ, содержащий сущностные характеристики организации и выражаемый в оценках, суждениях, представлениях общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества, в представлении компании во внутренних СМИ. Внешний социальный имидж направлен на увеличение конкурентоспособности организации через положительное отношение общественности.
Внешний социальный имидж современных бизнес-организаций Волгограда изучался нами на основе данных социологического исследования, проведенного автором с применением метода анкетирования в марте-августе 2015 г. среди руководителей бизнес-организаций Волгограда (п = 550, тип выборки - многоступенчатая случайная).
Участникам исследования был задан вопрос о ведущих для них мотивах развития внешнего социального имиджа организации. Для большинства руководителей бизнес-организаций наиболее значимым является формирование общего положительного имиджа компании. Вторым по значимости мотивом является увеличение конкурентоспособности организации через положительное отношение общественности к ее деятельности. Третья причина развития внешнего социального имиджа связана с желанием сформировать и поддерживать образ организации как социально ответственного субъекта. Принявшие участие в исследовании руководители видят вполне четкую взаимосвязь внешнего социального с общим имиджем компании и, как следствие, уровнем ее конкурентоспособности на рынке.
Распределение ответов респондентов показывает изменение ведущих мотивов формирования и развития внешнего социального имиджа в зависимости от продолжительности существования компании на рынке (табл. 1). Для молодых организаций (менее пяти лет) и для организаций, осуществляющих свою деятельность 11-20 лет, приоритеты распределились единым образом: на первом месте находится мотив, связанный с желанием создать общий положительный имидж компании, на втором - связанный с потребностью увеличить конкурентоспособность организации через положительное отношение общественности. Иначе складывается ситуация в компаниях, существующих на рынке 5-10 лет: единственный ведущий мотив формирования внешнего социального имиджа связан с желанием повысить степень информированности о деятельности организации, что может быть обусловлено нацеленностью компании на укрепление своих позиций на рынке и возможность дальнейшего развития на данном этапе ее жизненного цикла. В организациях, осуществляющих бизнес-деятельность более 20 лет, ведущие мотивы развития внешнего социального развития обусловлены стремлением удержать долю рынка, т.е. связаны равносильно с желанием увеличить конкурентоспособность организации через положительное отношение общественности и сформировать лояльность как долгосрочную и устойчивую потребительскую перспективу.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Какими мотивами Вы
руководствуетесь в развитии внешнего социального имиджа Вашей организации?» с учетом продолжительности существования компании (в процентах к опрошенным, п = 550)
Варианты ответов Менее 5 лет 5-10 лет 11-15 лет 16-20 лет Более 20 лет
Создание общего положительного имиджа организации 86,0 4,4 57,1 70,9 0,0
Увеличение конкурентоспособности организации через положительное отношение общественности 42,4 8,8 54,5 48,8 100,0
Формирование и реформирование общественного мнения о компании 31,8 0,0 27,7 24,4 50,0
Привлечение средств внебюджетного финансирования, лоббирования интересов компании 31,4 4,4 2,7 2,4 0,0
Формирование и поддержание образа организации как социально ответственного субъекта 31,4 4,4 27,7 70,9 0,0
Повышение делового престижа организации, ее надежности в глазах партнеров 25,8 4,4 17,9 4,7 50,0
Повышение степени информированности о деятельности организации 15,7 91,2 15,2 2,4 50,0
Формирование лояльности как долгосрочной и устойчивой потребительской перспективы 12,7 0,0 29,5 2,4 100,0
Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению продукции компании 1,3 0,0 12,5 0,0 50,0
Воздействие на внешнюю среду организации 0,0 4,4 0,0 29,1 50,0
Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.
Респондентам было предложено не только оценить приоритетные мотивы формирования внешнего социального имиджа в собственной организации, но и выступить в роли экспертов, ответив на вопрос о наиболее распространенных мотивах развития внешнего социального имиджа в бизнесе в целом. На этот раз иерархия приоритетов изменилась (табл. 2). Так, на первом месте оказался мотив, связанный с формированием и поддержанием образа организации как социально ответственного субъекта. 16,6 % опрошенных отметили значимость внешнего социального имиджа в формировании и реформировании общественного мнения о компании, что сделало данный мотив вторым по значимости. Третьей причиной респонденты обозначили желание создать общий положительный имидж компании. На основании полученных данных можем сделать вывод о том, что в представлении руководителей организаций о ведущих мотивах формирования внешнего социального имиджа в бизнесе в целом акценты смещены в сторону формирования восприятия и мнения общества о деятельности компании.
Таблица 2
Мотивы развития внешнего социального имиджа организации (в процентах к опрошенным, п = 550)
Варианты ответов В отношении бизнес-деятельности в целом В отношении собственной бизнес-деятельности
Формирование и поддержание образа организации как социально ответственного субъекта 18,1 14,5
Формирование и реформирование общественного мнения о компании 16,6 10,2
Создание общего положительного имиджа организации 14,9 26,4
Увеличение конкурентоспособности организации через положительное отношение общественности 14,3 17,2
Воздействие на внешнюю среду организации 12,4 3,1
Повышение делового престижа организации, ее надежности в глазах партнеров 9,9 6,8
Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению продукции компании 5,6 1,5
Формирование лояльности как долгосрочной и устойчивой потребительской перспективы 4,1 5,3
Повышение степени информированности о деятельности организации 2,7 8,9
Привлечение средств внебюджетного финансирования, лоббирования интересов компании 1,4 6,1
Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Участвовали ли Вы в федеральных или региональных социальных проектах и программах?» в разрезе масштаба бизнеса показывает наличие определенных различий в позиции представителей малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 3). В практике опрошенных, занимающихся бизнес-деятельностью, чьи масштабы невелики, такой активности нет. В ответах представителей крупного бизнеса прослеживается тенденция на уделение большего внимания данной практике: более половины (54,2 %) респондентов участвовала в данных мероприятиях единожды, 9 % - несколько раз.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос «Участвовали ли Вы в федеральных или региональных социальных проектах и программах?» с учетом масштабов бизнеса (в процентах к опрошенным, п = 550)
Варианты ответов Выборка Малый Средний Крупный
Да, один раз 16,9 0,0 0,8 54,2
Да, несколько раз 3,9 0,0 1,7 9,0
Нет 79,2 100,0 97,5 36,8
Итого 100 100 100 100
Приоритетным направлением социальных проектов и программ, в которых принимали участие бизнесмены, является поддержка незащищенных групп населения (каждый третий респондент выбрал такой вариант ответа), вторым по значимости является помощь в организации культурно-досуговой деятельности (каждый пятый респондент отметил данный вариант ответа). Анализ полученных данных показывает, что проблема реализации образовательных проектов для населения региона, в котором развивается бизнес, остается вне зоны внимания бизнесменов.
Анализ ответов респондентов показывает, что каждый третий бизнесмен предпочитает такую форму участия в федеральных или региональных социальных проектах и программах, как благотворительные пожертвования. 16 % опрошенных делают выбор в пользу спонсорской помощи в натуральной форме, 3,3 % - в пользу делегирования сотрудников компании на подобные мероприятия.
Отвечая на вопрос о том, намерена ли компания в дальнейшем участвовать в каких-либо социальных проектах или программах, лишь каждый четвертый опрошенный выбрал вариант «Да». Анализ полученных с учетом масштабов бизнеса данных показывает, что если абсолютно все респонденты, занятые в бизнесе, чьи масштабы невелики, не планируют в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях, то 17,7 % бизнесменов компаний среднего уровня намерены и далее участвовать в федеральных или региональных социальных программах. В ответах представителей крупного бизнеса прослеживается тенденция на уделение большего внимания ситуации в регионе: 44,6 % опрошенных планируют вновь участвовать в социальных программах.
Участникам исследования был задан вопрос об оценке эффективности инструментов формирования внешнего социального имиджа организации. Наиболее эффективным инструментом руководители бизнес-организаций считают денежные гранты: данный вариант ответа выбрали более 43 % респондентов. Для 14,6 % волгоградских бизнесменов очевидна эффективность благотворительных пожертвований. В восприятии 13,4 % участников опроса одинаково эффективны в формировании внешнего социального имиджа спонсорство и социально значимый маркетинг. Отметим тот факт, что в понимании современных бизнесменов наиболее эффективны в формировании внешнего социального имиджа компании именно монетарные инструменты.
В ответах на вопрос о восприятии наиболее эффективных инструментов формирования внешнего социального имиджа обнаружилась дифференциация, детерминированная таким фактором, как продолжительность суще-
ствования организации на рынке. Так, для компаний на этапе становления (первые пять лет) на первом месте оказалось делегирование сотрудников для участия в социальном проекте или программе, на втором - денежные гранты. Третьим по эффективности бизнесмены данной группы считают благотворительные пожертвования. Такой выбор инструментов формирования внешнего социального имиджа может быть обусловлен предпочтением выделить кадровые ресурсы, нежели денежные, ввиду ограниченного количества свободных финансов на этапе становления бизнеса. В компаниях, существующих 5-10 лет, наиболее эффективными руководители признают благотворительные пожертвования, чуть менее эффективны корпоративное спонсорство и делегирование сотрудников. Можно предположить, что на данном этапе становления компании приоритеты смещаются в сторону укрепления позиций на рынке, соответственно появляется готовность выделять и вкладывать финансовые ресурсы в формирование внешнего имиджа. Иначе выглядят представления об эффективных инструментах формирования социального имиджа у компаний, существующих более 11 лет: если первая позиция по своему содержанию совпадают с распределением ответов первой группы «молодых» компаний, то вторую позицию в данном случае занимают социальные инвестиции, третью - социально значимый маркетинг, что свидетельствует о более зрелом подходе к участию в решении социальных проблем региона.
Развитие внешнего социального имиджа во многом определяется представлением руководства компании о его эффективности в бизнес-деятельности. В связи с этим респондентам был задан вопрос, что, по их мнению, свидетельствует о наличии положительного внешнего социального имиджа компании. Каждый пятый опрошенный руководитель бизнес-организации связывает положительный внешний социальный имидж с лояльностью клиентов компании и их настроем на долгосрочные отношения, что может говорить о важности поддержания отношений с действующими клиентами в условиях информационного общества в сочетании с высоким уровнем конкуренции на региональном рынке. По мнению 18,6 % респондентов, о наличии положительного внешнего социального имиджа свидетельствуют позитивные взаимоотношения с органами государственной власти. Вариант ответа «продукция компании пользуется высоким спросом» был выбран 15,5 % опрошенных и, таким образом, представляет собой третий по важности для принявших участие в опросе признак наличия положительного внешнего социального имиджа (табл. 4).
При анализе полученных данных в разрезе масштаба бизнеса обнаружилась существенная дифференциация представлений респондентов по данному вопросу. По мнению представителей малого бизнеса, о наличии положительного внешнего социального имиджа одинаково свидетельствуют высокий спрос на производимую продукцию, привлекательность компании как работодателя на рынке труда и позитивные взаимоотношения с органами государственной власти. Респонденты, чей масштаб бизнеса имеет средний размер, наиболее важным индикатором наличия положительного внешнего социального имиджа считают лояльность клиентов и их настрой на долгосрочные отношения (55,6 % опрошенных выбрали данный вариант ответа), второй маркер для них - наличие позитивных взаимоотношений с органами государственной власти (этот вариант выбрали 54,2 % опрошенных), третий -
привлекательность компании как работодателя (38,1 % согласились с этой позицией). Большинство бизнесменов (72,3 %) к индикаторам наличия положительного внешнего социального имиджа относят интерес инвесторов к компании, 59,6 % опрошенных данной группы отметили высокий спрос на производимую продукцию, 44 % - лояльность клиентов. Подобное распределение ответов демонстрирует смену сферы интересов в зависимости от масштабов бизнеса: если для мелких компаний важны спрос на продукцию, кадровые ресурсы и государственная поддержка, то для компаний среднего масштаба - это еще и лояльность клиентов, а для крупных бизнесменов на передний план выходит инвестиционная привлекательность компании.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, свидетельствует о наличии положительного внешнего социального имиджа компании?» с учетом масштаба бизнеса (в процентах к опрошенным, п = 550)
Варианты ответов Выборка Малый Средний Крупный
Общественность воспринимает организацию как социально ответственную 10,2 0,0 28,1 20,5
По мнению деловых партнеров, компания обладает высокой степенью надежности 4,7 0,0 13,9 7,2
Продукция компании пользуется высоким спросом 15,3 100,0 24,5 59,6
Клиенты компании лояльны и настроены на долгосрочные отношения 20,7 0,0 55,6 44,0
Реклама высокоэффективна 7,4 0,0 25,3 3,6
Компания является привлекательным работодателем на рынке труда 12,5 100,0 38,1 7,2
Компания вызывает интерес у инвесторов 10,7 0,0 6,3 72,3
Позитивные взаимоотношения с органами государственной власти 18,6 100,0 54,2 20,5
Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.
Определенная дифференциация в ответах фиксируется при анализе данных по рассматриваемому вопросу с учетом продолжительности существования компании на рынке. Для молодых организаций, существующих менее пяти лет, основными маркерами положительного внешнего социального имиджа являются лояльные клиенты, настроенные на долгосрочное сотрудничество, и статус компании как привлекательного работодателя (табл. 5). Подобное мнение отражает потребности молодого бизнеса в привлечении специалистов и перспективных клиентов. По мнению респондентов, чей бизнес существует 5-15 лет, о наличии положительного внешнего социального имиджа свидетельствуют позитивные отношения с органами государственной власти и лояльность клиентов. Подобное смещение акцентов может объясняться желанием более зрелых компаний получать поддержку со стороны государства для дальнейшего развития. Руководители компаний, действую-
щих на рынке 16-20 лет, считают основными индикаторами положительного внешнего социального имиджа высокий спрос на продукцию компании и интерес со стороны инвесторов, что отражает потребности бизнеса на данном этапе развития. Респонденты, чья компания существует более 20 лет, выбрали такие варианты ответа, как «продукция компании пользуется высоким спросом» и «клиенты компании лояльны и настроены на долгосрочные отношения». Подобная точка зрения может отражать развитое состояние бизнеса и желание удержать позиции на рынке.
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, свидетельствует о наличии положительного внешнего социального имиджа компании?» с учетом продолжительности существования на рынке (в процентах к опрошенным, п = 550)
Варианты ответов Менее 5 лет 5-10 лет 11-15 лет 16-20 лет Более 20 лет
Общественность воспринимает организацию как социально ответственную 29,2 8,8 27,7 24,4 0,0
По мнению деловых партнеров, компания обладает высокой степенью надежности 19,1 4,4 5,4 4,7 50,0
Продукция компании пользуется высоким спросом 22,5 4,4 19,6 95,3 100,0
Клиенты компании лояльны и настроены на долгосрочные отношения 53,8 91,2 40,2 29,1 100,0
Реклама высокоэффективна 1,3 86,8 2,7 24,4 50,0
Компания является привлекательным работодателем на рынке труда 44,9 4,4 17,0 29,1 50,0
Компания вызывает интерес у инвесторов 31,8 4,4 2,7 48,8 0,0
Позитивные взаимоотношения с органами государственной власти 30,5 95,6 69,6 26,8 0,0
Примечание. Поскольку респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, то сумма ответов составила более 100 %.
Подводя общий итог, мы можем сделать ряд выводов о характеристиках внешнего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда. Принявшие участие в опросе руководители видят вполне четкую взаимосвязь внешнего социального имиджа с общим имиджем компании и, как следствие, степенью ее конкурентоспособности на рынке, так как для большинства руководителей бизнес-организаций основным мотивом формирования внешнего социального имиджа является создание общего положительного имиджа компании.
Социально ориентированная деятельность как инструмент формирования внешнего социального имиджа используется представителями крупного бизнеса: каждая вторая компания данного сегмента участвует в федеральных или региональных социальных проектах и программах. Основной формой
участия в подобных проектах и программах являются благотворительные пожертвования. Мелкий и средний бизнес практически не вовлечен в социально ориентированную деятельность.
Наиболее эффективным инструментами формирования внешнего социального имиджа бизнесмены Волгограда считают денежные гранты, благотворительные пожертвования, спонсорство и социально значимый маркетинг. В целом, в понимании волгоградских бизнесменов наиболее эффективны в формировании внешнего социального имиджа компании именно монетарные инструменты.
Список литературы
1. Котлер, Ф. Основы маркетинга : [пер. с англ.] / Ф. Котлер. - 5-е европейское изд. - М. : Вильямс, 2012. - 751 с.
2. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. - М. : Омега-Л, 2007. - 266 с.
3. Томилова, М. В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 1. - URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/ 1998-1/05.shtml
4. Гавра, Д. П. Категория имиджа: основные характеристики / Д. П. Гавра // Имидж государства/региона в современном информационном пространстве : материалы симпозиума. - СПб. : Роза мира, 2010. - С. 25-29.
5. Иваненко, Ю. А. Имидж как выражение связи организации с обществом / Ю. А. Иваненко // Среда обитания, здоровье и физическое развитие личности : сб. науч. тр. - Саратов : СГСЭУ, 2007. - С. 38-42.
6. Киткин, К. Н. Категория «образ» в социологии / К. Н. Киткин // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирических исследований : в 2 ч. - Екатеринбург : УрГУ, 2006. - Ч. 2. - С. 139-140.
7. Щербина, В. В. Предмет, статус и проблематика социологии организации / В. В. Щербина // Социс. - 2000. - № 8. - С. 138-143.
References
1. Kotler F. Osnovy marketinga: [per. s angl.] [Principles of marketing: translation from English]. 5th european ed. Moscow: Vil'yams, 2012, 751 p.
2. Panasyuk A. Yu. Formirovanie imidzha: Strategiya, psikhotekhniki, psikhotekhnologii [Image formation: strategies, psychotechnics, psychotechnologies]. Moscow: Omega-L, 2007, 266 p.
3. Tomilova M. V. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russian and abroad]. 1998, no. 1. Available at: http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml
4. Gavra D. P. Imidzh gosudarstva/regiona v sovremennom informatsionnom prostranstve: materialy simpoziuma [State/regional image in modern information space: symposium proceedings]. Saint-Petersburg: Roza mira, 2010, pp. 25-29.
5. Ivanenko Yu. A. Sreda obitaniya, zdorov'e i fizicheskoe razvitie lichnosti: sb. nauch. tr. [Environment, health and physical development of the personality: collected works]. Saratov: SGSEU, 2007, pp. 38-42.
6. Kitkin K. N. Kachestvo zhizni v sotsiokul'turnom kontekste Rossii i Zapada: metodolo-giya, opyt empiricheskikh issledovaniy: v 2 ch. [Life quality in the sociocultural context of Russia and the West: methodology, empirical research experience: in 2 parts]. Ekaterinburg: UrGU, 2006, part. 2, pp. 139-140.
7. Shcherbina V. V. Sotsis. 2000, no. 8, pp. 138-143.
Сагайдак Варвара Александровна аспирант, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8)
E-mail: [email protected]
Sagaydak Varvara Aleksandrovna Postgraduate student, Volgograd branch of Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (8 Gagarina street, Volgograd, Russia)
УДК 316.65 Сагайдак, В. А.
Внешний социальный имидж бизнес-организаций Волгограда: опыт социологического анализа / В. А. Сагайдак // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 3 (39). -С. 143-153. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-3-14