Научная статья на тему 'Внешний облик, социальная организация и население Терского города в xvii - начале XVIII веков'

Внешний облик, социальная организация и население Терского города в xvii - начале XVIII веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
627
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / ГОРОД-КРЕПОСТЬ ТЕРКИ / ТЕРСКИЙ ГАРНИЗОН / ТЕРСКОЕ НИЗОВОЕ КАЗАЧЕСТВО / НАСЕЛЕНИЕ ТЕРКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРСКОГО ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суздальцева Ирина Анатольевна

В статье освещены некоторые аспекты истории становления и социального развития города-крепости Терки, который был основан российскими властями в 1588 г. в устье реки Терека и официально просуществовал 140 лет. Играя роль форпоста восточной политики России, Терский город с годами укрепился и оброс многолюдными слободами-кварталами. Особое внимание автором обращено на полиэтнический и поликонфессиональный состав населения Терского города, который привлекал переселенцев из России, различных регионов Северного Кавказа, Закавказья и способствовал выработке прекрасных традиций совместного добрососедского проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешний облик, социальная организация и население Терского города в xvii - начале XVIII веков»

ВНЕШНИЙ ОБЛИК, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

И НАСЕЛЕНИЕ ТЕРСКОГО ГОРОДА В XVII - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКОВ

© 2008 Суздальцева И.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещены некоторые аспекты истории становления и социального развития города-крепости Терки, который был основан российскими властями в 1588 г. в устье реки Терека и официально просуществовал 140 лет. Играя роль форпоста восточной политики России, Терский город с годами укрепился и оброс многолюдными слободами-кварталами. Особое внимание автором обращено на полиэтнический и поликонфессиональный состав населения Терского города, который привлекал переселенцев из России, различных регионов Северного Кавказа, Закавказья и способствовал выработке прекрасных традиций совместного добрососедского проживания.

The author of the article throws the light on some aspects of the history of the formation and social development of the town-fortress Terki, which was founded by Russian powers in 1588 in the mouth of the Terek river and officially existed for 140 years. Playing the role of the outpost of Russian eastern policy, Tersky town gradually grew stronger and surrounded by populous settlements-quarters. The author emphasizes the poly-ethnic and poly-confessional composition of the population of Tersky town, which attracted migrants from Russia, different regions of Northern Caucasus, Transcaucasus and promoted the formation of wonderful traditions of joint good-neighbour living.

Ключевые слова: Северо-Восточный Кавказ, Дагестан, город-крепость Терки, терский гарнизон, терское низовое казачество, население Терков, социальная организация Терского города.

Keywords: North-Eastern Caucasus, Daghestan, town-fortress Terki, Tersky garrison, Cossacks of the lower Terek, population of Terki, social organization of Tersky town.

Северо-Восточный Кавказ

исторически отличался высокой концентрацией населения самых разных национальностей, которые сосуществовали, обогащая друг друга. Одновременно с политической точки зрения Северо-Вос-точный Кавказ входит в число российских регионов, где потенциально

возможны острые сепаратистские и изоляционистские тенденции, а потому особую значимость

приобретает изучение ценного опыта

добрососедского проживания,

взаимодействия и взаимовлияния здесь представителей различных этнических и конфессиональных групп и диаспор.

Наиболее известными и исторически значимыми

многонациональными и

многоконфессиональными центрами Северо-Восточного Кавказа были российские города-крепости,

заложенные в Х\/11-Х\/111 вв. на реках Терек и Сулак. Одним из них является

Терский город, или Терки, который занимал на юге страны по значимости и величине второе место после Астрахани.

Многие историки писали о Терском городе, говорили о его большом значении в истории региона, однако историю Терков во всех ее аспектах воссоздать вряд ли возможно, так как документы о городе утрачены. Был уничтожен и архив Казанского дворца, где находились материалы по

Терскому городу. В документах

Посольского приказа сохранились «Терские столбцы», однако они не

могут восполнить гибель архива

Терского города. Все это, по словам Н. П. Гриценко, осложняет написание подробной истории Терского города [9. С. 26].

Первая русская крепость Терки на Северо-Восточном Кавказе была

поставлена весной 1567 г. на левом берегу реки Терека, против впадения в него реки Сунжи («на реке Терке на устье Суюнши реки» или «Сунши»), то есть вблизи рубежа, отделявшего Кабардинскую землю от Кумыкской. Она просуществовала около пяти лет. В 1571 г. Терки был оставлен русскими по требованию султана Турции и его вассала крымского хана, которые опасались усиления влияния России на Северном Кавказе. В 1578-1579 гг. Иваном IV по просьбе его кабардинских родственников на Тереке была основана новая крепость, которая также была оставлена русскими войсками.

В 1588 г. город Терки, имеющий большое стратегическое значение, был восстановлен, но на другом месте. В устье реки Терек («на устье Терском»), на протоке Тюменке (ныне Старый Терек), в 5 верстах от моря российскими властями была заложена новая крепость. Она получила название Терки, или Терский (Тюменский) город, который просуществовал более 100 лет.

Новый город на Тереке называли «Теркою», «Терским городом»,

«Тюменским новым городом», «Тюменским острогом на Тереке» (в последних двух случаях по протоке Терека Тюменке, близ которой стоял город). Известный путешественник

Адам Олеарий, оставивший нам свои мемуары, писал по этому поводу: «В северной своей части,

приблизительно в 5 милях от каспийского побережья, она (река Быстрая - автор) отделяет от себя два рукава, из которых один теперь получил название Тименки (Тюменки

- автор), а раньше назывался, как и теперь его зовут, Терком (Тереком -автор). Он дал городу, мимо которого течет, наименование Терки» [10. С. 130]. В исторических источниках новый город именовался Тюменью, или Терками. Сюда прибывали переселенцы из самых разных областей России: Дона, Волги,

Астрахани, Рязани и других. Рядом с ними обосновывались местные жители.

Для строительства города на Тереке были направлены Михаил Иванович Бурцев и келарь Протасьев. Вот что по этому поводу пишет В. А. Потто: «Не имея надобности

оказывать излишнюю уступчивость Турции, царь Федор Иванович распорядился, прежде всего, образовать из Терской окраины особое самостоятельное воеводство, с сильным опорным пунктом, и с этой целью, весною 1588 г., из Астрахани отправлены на Терек ратные люди с боярином Бурцевым и келарем Протасьевым. Они выбрали удобное место в Тюменском владении кабардинского князя Данглиша, давнего присяжника московских государей, и там, у самого устья Терека, вблизи протока Тюменки, поставили крепость и при ней воеводский город, более долговечный, чем прежние городки, благодаря тому, что Каспийское море и Астрахань служили ему надежною базой. Почти вслед за ними прибыл и первый Терский воевода князь Андрей Иванович Хворостин с значительным отрядом московских стрельцов и городовых казаков... 22 ноября

Хворостин донес государю, что город поставлен, и что он переселился в него с войсками и со многими жителями» [16. С. 47]. Судя по описаниям русских и

западноевропейских авторов XVII в., Терки представлял собой позднесредневековый город,

состоящий из двух частей: крепости и пригорода.

По словам Адама Олеария, «город Терки лежит в доброй полумиле от берега на небольшой, очень искривленной речке Тименке (Тюменке). . Так как берег здесь на мили протяжения низок, болотист и порос тростником, с моря нельзя иначе попасть в город, как по речке. Насколько глазу заметно, кругом местность тут ровная и не видно ни холма. Это самый крайний город московитского царя; он занимает в длину 2000, в ширину же 800 фут, окружен деревянными стенами и башнями и хорошо вооружен многими малыми и большими металлическими орудиями.

Ежедневный гарнизон этого города состоит из 2000 человек, которые находятся под наблюдением и управлением воеводы и полковника. В городе находится три приказа или канцелярии, и каждой из них подчинены 500 стрельцов.» [10. С. 81-82].

Как сообщает купец Федот Афанасьевич Котов, совершивший с товарищами по царскому указу в 1623 г. путешествие в Персию, Терки

- «город деревянный, небольшой, но хороший, стоит на реке Тюменке, на низком месте. Базары, храмы и дома находятся в крепости, а за ней -один монастырь». «Через реку

Тюменку построен высокий деревянный мост на козлах, под ними можно проезжать на лодках. В половодье в Тюменку впадает река Терек. Если вода невысокая, это место пересыхает, в такое лето вода в Тюменке застаивается и загнивает.» [10. С. 64]. Это говорит о том, что климатические условия города были не совсем благоприятны. Весной вся

низменность затоплялась водой,

которая оставляла после себя болота, а летом река почти пересыхала и застоявшаяся вода порождала болезни. Далее Ф. Котов пишет: «Город Терек стоит в пяти верстах от моря. Около города Терека много садов, а в садах много всяких овощей. В море напротив устья Терека находится остров

Чечень, - идти до него под парусом

полдня, этот остров большой, и около него много рыбы, на нем терские жители, тарковские кумыки и горские черкасы (так назывались горские народы Северного Кавказа, а иногда и дагестанские народы -автор) ловят рыбу» [10. С. 65].

Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби восторженно описывал Терки: «... на берегу. залива Каспийского моря, как белый лебедь виднелась Терская крепость.». По его сведениям, в значительной степени

преувеличенным, в Терках было 9000 каменных строений, 70 церквей, 3000 лавок и 10 постоялых дворов [23. С. 127].

По словам В. А. Потто, Терки -«город небольшой, но чистенький, производил приятное впечатление своими опрятными, красивыми зданиями. Через городские ворота путешественник по главной улице попадал на площадь, где находились собор, воеводский двор,

присутственные места, торговые ряды и караван-сараи. На одной из городских башен были даже часы с курантами, - чрезвычайная редкость по тогдашнему времени. Далее, по небольшому деревянному мосту,

устроенному на случай наводнения на высоких козлах, можно было перейти на другой берег Терека, где

находились слободы различных

горских выходцев, и там же, на правом берегу, стоял Благовещенский монастырь.

Самый город обнесен был кругом высокими деревянными стенами с бойницами и башнями, откуда грозно смотрели жерла чугунных орудий. На башнях стояли часовые и зорко следили, не появятся ли где-нибудь воровские шайки. В случае тревоги ворота тотчас же запирались, а стрельцы и пушкари по колокольному звону занимали свои места на городских стенах» [16. С. 47-48].

Начало гарнизону и населению города положили 1,5 тыс. стрелецких семей, переведенных сюда «на вечное житье» из центральных городов России. Когда «из оных несколько вымерло», то сюда было прислано еще 500 семей

«переведенцев» [4. С. 95]. Терский гарнизон состоял из московских стрельцов (2 тыс. человек) и

городовых или городских казаков (500 человек), называемых также «стрелецкими». Так, в 1637 г. в составе гарнизона Терской крепости состояло: детей боярских - 41

человек, конных стрельцов - 347, пеших стрельцов и городовых казаков

- 624, годовальщиков - 500, а всего -1512 человек [2. С. 40]. Во второй половине XVII в. временами в

прибавку к ним посылали 500 стрельцов - «годовальщиков» из

Астрахани и других городов и

солдатские полки [8. С. 33].

Городские казаки - это наемные люди, особый вид легкого войска, которых держали воеводы в тех приграничных городах, где стрелецкие приказы были

малочисленны и не представляли собой надежной охраны. В городские казаки нанимались добровольно на определенный срок

преимущественно люди

«безродные». Их боевая организация не отличалась от стрелецкой (воеводы, «приказы», головы,

сотники и пятидесятники). При совместной службе всякое различие между ними и стрельцами утрачивалось, и воеводы называли их общим именем: царские ратные люди. Особенность Терских городовых казаков состояла в том, что они в большинстве были пешие. Но этот недостаток в полной мере возмещался вольными казаками, отличными наездниками [3. С. 48].

В состав терского гарнизона входил конный отряд в 500 человек, выставляемый жителями нерусских слобод Терков. Командовал ими кабардинский князь Сунчалей Янглычевич, а позже - его потомки. Население этих слобод, как правило, находилось на военной,

дипломатической и

административной службе у русского государства в качестве послов, проводников, переводчиков.

Кроме постоянного гарнизона, стрельцов-годовальщиков и других «терских жилецких людей», здесь проживали беглые русские крестьяне и торговые люди, русские и

восточные купцы, семьи стрельцов, мастеровые и ремесленники [11. С. 85-86].

По данным источников, в 1645 г. в Терском городе была Соборная церковь, где были приведены к присяге царю Алексею Михайловичу «. дворяне, дети бояр,

новокрещены, всяких чинов русские люди, терские и гребенские атаманы и казаки» [13. С. 264].

В 1664 г. в Терках уже существовал и Благовещенский монастырь, расположенный за наружной стороной городского вала, и два храма, входивших в Астраханскую епархию [3. С. 43].

Строительство российского

городка в устье р. Терека сыграло большую роль в укреплении русского влияния на Северо-Восточном Кавказе и, по сути дела, положило начало регулярному пребыванию в регионе русского населения в лице поселенных правительством в Терском городке казаков, стрельцов, чиновников и торговцев.

Определенное количество русских стрельцов осело и в построенном в 1594 г. Койсинском остроге, но в 1604-1605 гг. этот острог был снесен, а казаки и стрельцы из него ушли в Терский город.

Близ Терской крепости обосновались вольные поселенцы (казаки), которые известны в устье реки Терека с 1563 г. под названием Терское низовое казачество. В одном из документов начала XVII в. говорится: «А по Терке реке и по иным речкам живут вольные многие казаки ...» [1. С. 546]. Кроме того, в казачьи городки уходили горцы, которые по каким-либо причинам (кровная месть, нарушение обычаев) вынуждены были покидать родные места. Здесь находили приют беглые ясыри (пленники, рабы), которых отказывались возвращать

владельцам по той причине, что они уже приняли крещение и т.д.

Кроме того, в XVII веке на Терек партиями и в одиночку уходили старообрядцы. С 60-х гг. XVII века в Притеречье уходили крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Документы XVI-XVII вв. определенно свидетельствуют, что пополнение

казачества в Притеречье шло (кроме естественного прироста) за счет различных социальных и

этнографических групп русского населения и «инородцев» - главным образом крещеных представителей северокавказских народов. Позже произошло «замыкание» казачьего социума, которое было связано с переходом к полной оседлости, сохранением старообрядчества, утверждением ислама у соседей, миграционной политикой

правительства.

Население Терского города пополнялось людьми,

освобожденными из горского плена. На Северном Кавказе в XVII - первой половине XIX века была широко распространена работорговля. Охота за людьми с целью работорговли или получения выкупа организовывалась феодальными владетелями как коммерческое предприятие [12. С. 21]. В подавляющем большинстве рабы в Дагестане были немусульманского происхождения или из мусульман-шиитов (каджары). Как показал в своем исследовании историк Х. Х. Рамазанов, в «Дагестане внешний источник рабства был основным и главным» [17. С. 157]. То есть контингент рабов, поставляемых на

невольничьи рынки Дагестана и Северного Кавказа, пополнялся в основном за счет пленников-христиан «мужска и женска полу, природы из Грузии, ясырей» [19. Л. 93]. Русская администрация прилагала усилия для прекращения работорговли и проводила политику невозврата беглых христиан. Горские владельцы не должны были содержать холопов из народностей христианского вероисповедания (русских, украинцев, грузин, армян и т.д.). Терские воеводы имели специальные денежные средства для выкупа рабов-христиан [18. Л. 27]. Компенсация за беглых ясырей выплачивалась лишь в том случае, если они признавали себя подданными российского

государства. Случалось, что беглые холопы-мусульмане принимали у русских христианство. Вступив в другую религию, тем самым они

находили себе путь к избавлению от прежних своих хозяев - местных владельцев: новокрещенных не

разрешалось забирать обратно в качестве холопов [15. С. 204].

Терский городок оказался живучим, укрепился, разросся, оброс слободами - кварталами, заселенными выходцами из местных народов. Как писал Ф. Котов, «за рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы -Черкесская слобода, Окоцкая и слобода новокрещенных черкесов» [10. С. 64].

В 90-х гг. XVI века из Кабарды в Терский город выехали кабардинские князья (мурз) Куденет (Куденек) Камбулатов и Сунчалей Янглычев (Енгалычев) - внук князя Темрюка Айдаровича - тестя Ивана Грозного, вместе с подвластными ему людьми, а также некоторые другие владетели. Они покинули Кабарду из-за усобиц и стали служить царю в Терском городке вместе со своими узденями. В конце XVI - начале XVII века у стен Терского города, в его заречной части, за рекой Тюменкой, образовалась Черкасская слобода, основанная кабардинцами. К 1640 г. в Черкассой слободе числилось 175 дворов [5. С. 52].

В 1590-х гг. возникла Окоцкая слобода. Первым прибыл сюда Ших-Мурза Окуцкий, а в 1596 г. на жительство в Терки перешло 160 семей чеченцев-окочен (окочан) из племени Акко или Окохи, давних союзников России. Вслед за ними в Терки переселились многие чеченцы из общества Мичкиз и Шибут [1. С. 4, 64, 558-561].

Имелась под городом и Татарская слобода. Она была населена выходцами из Дагестана, главным образом кумыками, которых в те времена часто называли татарами. В 1640 г. в Терском городке насчитывалось 43 двора и 7 кибиток татар. Они занимались в основном земледелием и рыбной ловлей.

Вслед за ними образовалась Новокрещенская (Новокрещенная) слобода, заселенная переселенцами и беглыми представителями кавказских народов, принявшими христианство [13. С. 104, 105, 133135; 1. С. 4, 50-51, 64].

Слободы города были

многолюдны, их население

пользовалось свободой

вероисповедания. Наиболее

значительной была Черкасская слобода, являвшаяся резиденцией кабардинских князей, служивших в Т ерках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На состав населения Терского города, учрежденного и построенного русскими, большое влияние оказало его пограничное расположение. Большинство его населения составляли кавказцы. Так, в 1669 г. в нерусских слободах города насчитывалось более 1000 дворов [14. С. 94-96, 138, 143, 164]. В целом, к концу XVII в. общее число выходцев из среды горских народов Северо-Восточного Кавказа чуть ли не в три раза превосходило численность русского населения города [16. С. 38-39].

Немногочисленное присутствие русских в Терках подтверждает донесение царю терского воеводы, который в 1614 г. писал, что «на Тереке. твоих, государь, ратных людей мало, и те все бедны, наги и босы и голодны, в твоей государевой казне на Тереке денежной казны и хлебных запасов нету и порожу мало, а свинца и нету, потому что на Терек денежной казны и хлебных запасов и пороху и свинцу в присылке не бывало 10-й год» [1. С. 542].

Во второй половине XVII - начале XVIII вв. усилился прилив русского населения в Терки. Сюда прибывали переселенцы - представители различных сословий из самых разных областей России: Дона,

Волги, Астрахани, Рязани и др. Этому способствовали широкие связи Терской крепости с Россией. Еще Эвлия Челеби отмечал, что «московский флот идет в Каспийское море по реке Волге, а оттуда на кораблях они проходят в Дагестан до Терской крепости и множества деревень .». Далее он писал, что «все московские купцы сходят здесь (в Терской крепости - автор) с кораблей и направляются в Дагестан, Грузию и Иран» [23. С. 109, 127]. О русских купцах, временно или постоянно проживавших в Терках,

говорят многие документы. В частности отмечается, что большое участие в торговле принимали русские маркитанты - торговцы, обслуживающие русские войска, которые активно участвовали и в торговле с местным населением [20. Л. 18-22, 24; 21. Л. 1-5, 30-32; 22. Л. 5, 127].

Население Терков исторически отличалось национальной пестротой. По словам Н. П. Гриценко, на улицах Терского города, особенно в период его расцвета, можно было увидеть грузин, армян, индусов, турок, представителей Средней Азии и т.д. [9. С. 33]. По данным источников, в нем жили или временно находились русские и осетины, кабардинцы, кумыки, азербайджанцы, армяне и грузины . и другие. [13. С. 265]. Здесь постоянно или временно находились представители западных стран -поляки, литовцы, немцы и другие.

В XVI-XVII вв. небольшую часть многонационального населения города Терки составляли армяне и грузины, значительная часть которых принадлежала к купеческому сословию. Это было связано с тем, что Терки играл значительную роль в экономике Северо-Восточного

Кавказа. Кроме того, через Терки проходил сухопутный и морской торговый путь, который связывал Россию со странами Востока. Через терские степи пролегал торговый путь из Персии в Астрахань и обратно. Наличие в Астрахани армянской диаспоры так же создавало благоприятные условия для посещения армянскими купцами Притеречья. В документах есть сведения о том, что бежавшие из лезгинского плена грузинские армяне находили убежище в Терках, откуда могли переправиться в Астрахань [1. С. 40-41].

За время своего существования Терский город пережил много разных бед и несчастий. В 1660 г. в нем вспыхнула эпидемия чумы. Она

произвела такое сильное

опустошение среди его населения и гарнизона, что в следующем году царь повелел астраханским воеводам направить на Терек

присланных из Симбирска 1379

стрельцов и городовых казаков с семьями, которые были поселены в Терском городе [3. С. 41]. Так как город и крепость были деревянными, пожары стали для него частым явлением, и город не раз полностью уничтожался огнем. Так, пожар 1639 г. уничтожил гостиные дворы, торговые лавки и многие дома [9. С. 47].

За время своего существования Терский город неоднократно

переносился с места на место. В 1668 г. из-за повышения уровня Каспийского моря вода затопила город, и по царскому указу Терки был перенесен на новое место, «на

Копань» «верст с восемь» по

Тюменке. Работы по возведению города начались весной 1669 г. В 1669-1670 гг. Кремль был построен на новом месте по чертежу, присланному из Москвы, расширен и укреплен под руководством

московских строителей -«горододельцев», которых возглавил английский полковник Томас Бейли. Через 20 лет, в 1688 г., в результате сильного пожара в городе сгорело «все без остатку». Пришлось строить его заново. В 1689 г. были построены сосновый Кремль и земляная крепость с башнями и валами четырехсаженной высоты. Новые стены были сооружены по «старой черте в вышину в 10 бревен» [6. С. 40].

Кремль - небольшая, но хорошо укрепленная цитадель, был административным центром города. В Кремле находились: воеводский двор, окруженный бревенчатым частоколом, с двухэтажными

хоромами, избами для челяди и хозяйственными постройками;

приказная изба с колодничьей палатой и застенком; пороховой склад, житница, три избы для аманатов, воротные караульни, «соборная церковь» и 149 жилых дворов. По площади Кремль был невелик, и его часто называли «Малым городом» [16. С. 35-36].

Джон Белл, участвовавший в походе Петра I на побережье Каспийского моря, писал, что «Терки

- есть город пограничный. . В нем находится комендант и с тысячу

человек гарнизона, состоящих из обученных войск и казаков, и

снабден множеством военных и

съестных припасов» [10. С. 197].

К Кремлю примыкала земляная крепость с башнями, называемая Земляным, или Большим городом. По четырем углам крепости возвели 4 глухие башни: Красная, Деловая, Угольная и Малый Раскат; 2

проезжие башни: Троицкая и

Никольская и трое малых ворот, одни из которых назывались Водяными. В стенах Большого (Земляного) города было 8 башен: Кузнечная, Окоцкая, Труба, Пригонная, Степная, Банная, Николаевская и Богородицкая. Внутрь Земляного города вели 5 ворот: Николаевские, Богородицкие или Пречистинские, Степные, Песчаные и Калиточные. Кроме того, в состав укреплений входил ров, вырытый с внешней стороны земляного вала. За стенами города располагались жилые слободы, базар с торговыми рядами, гостиные дворы, харчевни, отдельные лавки и две приходские церкви. Здесь находились административные здания: таможня, кружечный двор, торговая баня и полковые избы.

3 сентября 1705 г. в Терках произошло сильное землетрясение, напугавшее жителей, а весной 1708 г. в ходе неожиданного набега кубанских, крымских татар и части горцев город был разграблен и

сожжен. От Терков остались одни развалины и куча пепла. Из-за

сильного разрушения города было принято решение перенести его на новое место. Старое городище оставили, а новую крепость возвели на взморье. Ее пришлось перенести ниже по главному рукаву Терека (река Быстрая), примерно в 7 верстах от его впадения в

Аграханский залив. Генерал К.

Ригмонт, руководивший

строительством, 21 декабря 1708 г. сообщал: «. новопостроенный

город Терек на означенном острову строить зачато и линию Малому и Большому городу, смотря по местам, по размеру положили и ров под тою линию около Малого города, для опасения неприятельских людей,

скопали, и из старого города Терека соборную церкву возят в тот новопостроенный город Терек. И та церковь будет построена скорых числех». 29 января 1709 г. собор был освящен [7. С. 42]. Возвели и другие здания, однако после этого Терки начал умирать из-за плохих климатических условий и сырости, уменьшалось его торговое значение.

К началу 20-х гг. XVIII в. население Терского городка резко сократилось. Петр I, побывавший во время Персидского похода (1722-1723 гг.) на Тереке, принял решение об упразднении Терков и о создании новой крепости на реке Сулак. П. Г. Бутков писал, что расположение города «ему не понравилось по низкому и нездоровому месту, а особливо, что укрепление оного потопляемо бывает морскою прибылою водою, а также и из озер полою водою» [3. С. 20]. После 1728 г. Терский город не упоминается в документах.

Таким образом, Терский город, или Терки, просуществовал

официально около 140 лет (с 1588 по 1728 год). Он представлял собой позднесредневековый город,

состоящий из двух частей: крепости и пригорода. Административным

центром города был Кремль, вокруг которого раскинулись большие многонациональные слободы -кварталы. К стенам Терской крепости переселялись люди из разных мест Кавказа, Закавказья и России. В период расцвета Терки был оживленным городом с посадом и большим гарнизоном. Население города считалось значительным по тому времени. Терки был многолюдным и разноязыким. Здесь сосуществовали представители

самых разных народов, культур и вероисповеданий. Однако

отдаленность Терского города от других российских городов, сложность снабжения и постоянная

напряженность местной обстановки замедляли темпы роста и привели к его упразднению.

Примечания

1. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. 2. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч. 1. СПб., 1869. 3. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека: (досоветский период). Махачкала, 1986. 4. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965. 5. Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - первой половине XIX вв.: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Махачкала, 2004. 6. Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Автореф. дис. ... канд. исторических наук. Махачкала, 1999. 7. Гарунова Н.Н. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII - первой половине XIX вв.: проблемы политической, экономической и культурной интеграции. Махачкала, 2007. 8. Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. М., 1982. 9. Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края (V - середина XIX вв.). Ростов н/Д, 1984. 10. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХШ-ХУШ вв./Сост., введение, вступительные статьи к текстам и примечания проф. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. 11. Ибрагимов М.-Р.А. К истории формирования русского населения Дагестана//Советская этнография. 1978. №2. 12. Иноземцева Е.И. К вопросу о политике России по пресечению

работорговли на Северном Кавказе в XVIII - первой половине XIX вв.//Вопросы Северокавказской истории. Выпуск 9/Под ред. В. Б. Виноградова. Армавир, 2004. 13. Кабардино-русские отношения в ХУ1-ХУШ вв. Документы и материалы. Т. 1. М., 1957. 14. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI - 30-е гг. XVII в. М., 1963. 15. Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в.: (Опыт историко-филологического

исследования документов фонда «Кизлярский комендант»), Махачкала, 2002. 16. Потто ВА. Два века Терского казачества (1577-1801 )/Репринтное издание. Ставрополь, 1991. 17. Рамазанов Х.Х. К вопросу о рабстве в Да геста не//Ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1961. Т.9. 18. ЦГА РД. Ф. 339. Оп. 1. Д. 125. 19. ЦГА РД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 1193. 20. ЦГА РД. Ф. 382. Оп. 1. Д. 22. 21. ЦГА РД. Ф. 382. Оп. 1. Д. 25. 22. ЦГА РД. Ф. 382. Оп. 1. Д. 26. 23. Челеби Э. Книга путешествия: земли Северного Кавказа, Поволжья, Подонья (извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). М., 1979.

Статья поступила в редакцию 09.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.