ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
А.Р. Ашурбекова, студент Х.Р. Рабаданова, студент З.М. Залитинова, студент
Научный руководитель: А.Х. Ибрагимова, д-р экон. наук, профессор Дагестанский государственный университет народного хозяйства (Россия, г. Махачкала)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-20-22
Аннотация. В статье рассмотрено значение внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. В статье дана статистика внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов, выявленные нарушения, их структура. Также раскрыты основания для осуществления внеплановой внешней проверки аудиторской деятельности, по причине, значимости вопроса качества проведения аудита. Авторами сделан вывод, что имеются недочеты в законодательной базе внешнего контроля. Необходимость проведения контроля качества аудита неоспорима, и позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству. Недостатки и халатность в работе аудиторов могут привести к принятию неправильных управленческих решений на всех уровнях управления.
Ключевые слова: аудит, внешний контроль, качество аудита, требования, недостатки.
В последнее время, требования к аудиторским проверкам стали ужесточаться на основе требований инвесторов, которые могут потерять деньги из-за банкротств предприятий.
Аудиторская деятельность согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].
Рыночные условия диктуют необходимость хозяйствующему субъекту поддержания конкурентных преимуществ для своей инвестиционной привлекательности. В этих условиях необходимым становится проведение аудита, поскольку в ней заинтересовано много пользователей, особенно инвесторы. Достоверность выводов после аудита увеличивают доверие инвесторов к деятельности предприятия, Таким образом, немаловажным является повышение качества аудиторских услуг, что в свою очередь повышает требования к контролю качества аудита.
Исследователи отмечают существование проблем в сфере аудита, подозревая о предоставлении некачественных аудиторских услуг или о сознательной выдаче положительных заключений. Однако данный факт свидетельствует о неэффективности использования исключительно регулятор-ных инструментов воздействия на нее, в том числе путем ужесточения внешних требований [2, с. 241].
Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, производится уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору. Это федеральный государственный контроль, за соблюдением аудиторскими организациями обязательных требований, а также исполнение решений уполномоченного федерального органа по контролю и надзору о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого внешнего контроля.
Так, всего в 2021 году саморегулируемой организации аудиторов (СРОА) было проведено 3289 внешних проверок, из них: 3253 - плановых, 36 - внеплановых. По
545 внешним проверкам были выявлены нарушения, из них: по 103 - несущественные нарушения, по 96 - устранимые нарушения, по 329 - неустранимые нарушения [3]. При этом всего в 2021 году в ходе внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов было выявлено 5621 нарушение, в структуре которых преобладают следующие: нарушения, связанные с несоблюдением международных стандартов аудита - 4119 нарушений или 73,15%, а также нарушения Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) - 663 нарушения или 11,85% [2, с. 242].
Аудиторская организация или аудитор обязаны:
1) проходить внешний контроль деятельности, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию;
2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля деятельности других членов этой организации.
Уполномоченный федеральный орган при внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, делает следующие шаги в соответствии с ежегодным планом (рис. 1).
предостережения
практики
профилактический визит
Рис. 1. Шаги, при внешнем контроле деятельности аудиторских организаций
При внешнем контроле аудиторских организаций, необходимо управлять рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Планирование внешних проверок деятельности аудиторских организаций, происходит на платформе отнесения деятельности соответствующих аудиторской организации к определенной категории риска. Здесь учитывается тя-
жесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения аудиторской организацией обязательных требований и оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки аудиторской деятельности, становится (рис. 2).
Рис. 2. Основания для внеплановой проверки аудиторской деятельности
Имеется еще одна отрицательная тенденция такой деятельности. Те проверки,
которые проводятся со стороны СРО аудиторов, являются более лояльными, поэто-
му большинство проверяемых аудиторских организаций успешно проходят проверку по данному направлению, в то время как Росфиннадзор в ходе проверок предъявляет большие требования и нередко прибегает даже к исключению организации из СРО аудиторов по итогам выявленных нарушений. Данное обстоятельство приводит к тому, что по статистике 8 из 123 компаний, внесенных в план проверки со стороны Росфиннадзора, выходят из СРО до еще начала проверки [4, с. 366]. Проблемы связаны с тем, что при контроле качества аудита нет единых критериев
оценок - соответствия и несоответствия законодательству, другие применяет 10-ти бальную шкалу. Также несправедливо применение разных мер дисциплинарного воздействия разных СРО аудиторов за выявленные нарушения. Кроме того, есть недочеты в законодательной базе, есть ряд проблем, связанных с внешним и внутренним контролем. Однако необходимость проведения контроля качества аудита очевидна, и позволяет достичь требований достоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству.
оценки. Некоторые применяют два вида
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 30.12.2008 №307-ФЗ.
2. Донская, В.В. Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации / В.В. Донская // Молодой ученый. - 2022. - № 52 (447). - С. 241-244.
3. Контроль деятельности. Результаты внешних проверок деятельности // Официальный сайт Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sroaas.ru (дата обращения: 15.12.2023).
4. Кучеров, А. В. Проблемы организации внутреннего и внешнего контроля качества аудита / А.В. Кучеров, К.А. Салина // Молодой ученый. - 2013. - № 6 (53). - С. 365-369.
EXTERNAL CONTROL OF THE AUDIT
A.R. Ashurbekova, Student Kh.R. Rabadanova, Student Z.M. Zalitinova, Student
Supervisor: A.Kh. Ibragimova, Doctor of Economic Sciences, Professor Dagestan State University of National Economy (Russia, Makhachkala)
Abstract. The article considers the importance of external control of the activities of audit organizations providing audit services to socially significant organizations. The article provides statistics on external quality control of audit organizations and auditors, identified violations, and their structure. The grounds for carrying out an unscheduled external audit of audit activities are also disclosed, due to the importance of the issue of audit quality. The authors conclude that there are shortcomings in the legislative framework of external control. The need for audit quality control is undeniable, and allows us to achieve the requirements for the reliability of the audit results and compliance of the procedures performed with the current legislation. Deficiencies and negligence in the work of auditors can lead to incorrect management decisions at all levels of management.
Keywords: audit, external control, audit quality, requirements, shortcomings.