Научная статья на тему 'ВНЕШНИЙ ИМИДЖ СТАРОВЕРОВ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ВНЕШНИЙ ИМИДЖ СТАРОВЕРОВ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / СТРУКТУРА ИМИДЖА / ИМИДЖ СТАРОВЕРОВ / IMAGE / IMAGE STRUCTURE / IMAGE OF OLD BELIEVERS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижова Е.А., Дрынь Я.А.

Знание собственной культурной уникальности формирует положительную репутацию страны. Репутации предшествует целенаправленный имидж, динамическая модель которого представляет собой трехчастную структуру: ядро имиджа, внутренний имидж и внешний имидж. Имидж староверов является одним из элементов имиджа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL IMAGE OF CONSERVATIVES IN THE OPINION OF THE STUDENT YOUTH

Knowledge of own cultural uniqueness forms positive reputation of the country. Reputation is preceded by a purposeful image, the dynamic model of which is a three-part structure: the core of the image, the internal image and the external image. The image of old believers is one of the elements of the image of Russia.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНИЙ ИМИДЖ СТАРОВЕРОВ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»

УДК 659.4.012.12

ВНЕШНИЙ ИМИДЖ СТАРОВЕРОВ ПО МНЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Е. А. Чижова, Я. А. Дрынь

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: chigovaea@yandex.ru.ru

Знание собственной культурной уникальности формирует положительную репутацию страны. Репутации предшествует целенаправленный имидж, динамическая модель которого представляет собой трехчастную структуру: ядро имиджа, внутренний имидж и внешний имидж. Имидж староверов является одним из элементов имиджа России.

Ключевые слова: имидж, структура имиджа, имидж староверов.

EXTERNAL IMAGE OF CONSERVATIVES IN THE OPINION OF THE STUDENT YOUTH

E. A. Chizhova, Y. A. Drin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: chigovaea@yandex.ru.ru

Knowledge of own cultural uniqueness forms positive reputation of the country. Reputation is preceded by a purposeful image, the dynamic model of which is a three-part structure: the core of the image, the internal image and the external image. The image of old believers is one of the elements of the image of Russia.

Keywords: image, image structure, image of old believers.

Имидж - многоаспектное явление и, несмотря на значительную разницу в подходах, большая часть исследователей выделяет в имидже ядро и два основных пласта: внутренний и внешний [1].

Ядро имиджа представляет собой устойчивое образование, содержащее смысложизненные ценности, установки, позиции (например, «победителя» или «проигравшего»), мифы, легенды. Для староверов ядром имиджа может служить мысль, высказанная Федором Ефимьевичем Мельниковым: «Православие до раскола - истинная вера Святой Руси: непоколебима и нерушима».

Внутренний уровень имиджа (внутренний имидж) группируется вокруг ядра имиджа и представляет собой относительно динамичное по сравнению с ядром образование, которое включает в себя качества субъекта имиджа, отвечающие за реализацию базовой идеи: уровень и качество мотивации, творческий и профессиональный потенциал, интеллектуальные и морально-нравственные качества. Ф. Е. Мельников так описывает своих единоверцев: староверы отличаются набожностью, благочестием, способны на молитвенные подвиги; в быту бескорыстные, прямодушные, честные. Описывая староверов в 1917 году, он использовал следующие характеристики [2]: «... совместные совещания старообрядцев поповцев и беспоповцев проходили в мирном, истинно братском единении, во взаимном доверии и в полном согласии...»; «... в это трудное время величайшая ответственность ложится на всех нас за будущее страны.»; «... наше прошлое было сплошным мученичеством, и мы устояли.»; «Никакие посулы разных лжепропро-ков нас не одолеют, и все мы душой сумеем разобрать, где правда, а где ложь.»; «В горе и унижении России будет виновен сам народ, не умеющий определить свою судьбу и по малограмот-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

ности, безволию и слабости безропотно идущий за людьми, искренней веры в которых мы не имеем...». Интерпретируя последнюю фразу, староверы - люди грамотные, волевые и понимающие, кого они выбирают себе в верховенство.

В результате сочетания ядра и внутреннего имиджа определяется основное направление: разрушительное или созидающее. У староверов оно явно созидающее, можно сказать, что оберегающее зерно будущего.

Внешний уровень имиджа (внешний имидж) включает в себя компоненты, ориентированные на восприятие окружающими. Он формируется многообразными и многочисленными средствами внешней выразительности. Здесь, как правило, оказываются задействованы все каналы восприятия и коммуникации.

Внешний уровень имиджа зачастую рассматривается по сферам практической деятельности, в результате чего представители разных научных направлений выделяют определенную структуру имиджа. Нами была взята структура, разработанная А. Ю. Панасюком [3] и включающая пять элементов: габитарный, вербальный, кинетический, средовой, овеществленный.

Для определения внешнего имиджа современных староверов, а также соотнесения с внутренним имиджем, описанным Ф. Е. Мельниковым, в феврале 2018 года мы провели разведывательное исследование методом ассоциативного ряда среди студентов Института социального инжиниринга Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. Полученные ассоциации были сгруппированы по элементам внешнего имиджа. На основе полученных данных сформирован следующий внешний имидж старообрядцев.

Габитарный имидж староверов: светло-русые, голубоглазые люди крепкого телосложения, высокого роста, мускулистые, женщины не полные, здоровые, скромные; одежда свободная, длинная темных / бежевых тонов из натуральных тканей, на одежде изображены славянские символы, мужчины носят рубахи - косоворотки, бороды, бакенбарды; женщины носят традиционные длинные одежды, косы (волосы в природном состоянии), платки на головах, украшения: бусы из натуральных камней, гребни, без макияжа; носят самодельные нательные кресты, вырезанные из дерева, рюкзаки бежевого цвета.

Вербальный имидж староверов: говорят не громко, медленно, вдумчиво, спокойно, напевно, часто в рифму, используя старые слова, имена у староверов старые, не используют бранные слова, не матерятся.

Кинетический имидж староверов: крестятся двумя персами, не крестятся на православную церковь, активная жестикуляция / мало жестикулируют, широкие, плавные движения, мало мимики, могут показать фигу (кукиш).

Средовой имидж староверов: в доме порядок, чистота, простота, минимализм (пусто в доме), отделка из дерева, много растений, почти нет техники.

Овеществленный имидж староверов: делают вещи своими руками, делают качественно, землю хорошо возделывают (занимаются сельским хозяйством), хорошие ремесленники, дрова рубят, своим пользуются (выращенным, сделанным).

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что респонденты малознакомы с реальным внешним имиджем (обликом) староверов и путают старовера с сектантом, язычником и отшельником. Внутренний имидж, описываемый самими староверами, и внешний имидж, сформированный на основе мнений студентов, абсолютно не коррелируется. Результаты исследования показывают низкие знания у студенческой молодежи культурных и религиозных особенностей Красноярского края. Следует отметить, что незнание собственной культурной уникальности значительно влияет на формирование отрицательной репутации нашей страны.

Библиографические ссылки

1. Чижова Е. А. Имиджелогия в схемах ; СибГАУ. Красноярск, 2014. 112 с.

2. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул : БГПУ, 1999. 557 с.

3. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники. Москва : Омега-Л, 2009. 272 с.

© Чижова Е. А., Дрынь Я. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.