Научная статья на тему 'Внешний имидж современной Мексики в испанском газетном дискурсе'

Внешний имидж современной Мексики в испанском газетном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА / ИСПАНСКИЙ ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / КАРТИНА МИРА / STATE IMAGE / SPANISH NEWSPAPER DISCOURSE / HETEROSTEREOTYPES / PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зененко Н.В., Зененко М.А.

Газета в эпоху развития цифровых информационных технологий это не только информационный посредник, но и важный инструмент создания и / или уничтожения имиджа государства. Целью данной статьи является определение внешнего имиджа Мексики, формирующегося в испанском газетном дискурсе. Мексика, являясь многонациональным государством, отстаивает демократические права и свободы своих граждан и заявляет о своем лидерстве в латиноамериканском регионе. опыт взаимодействия Испании и Мексики формирует позитивные гетеростереотипы о мексиканской нации у современных испанцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL IMAGE OF MODERN MEXICOIN SPANISH NEWSPAPER DISCOURSE

The newspaper in the era of the development of digital information technologies is not only an information intermediary, but also an important tool for creating and / or destroying the image of the state. The purpose of this article is to determine the external image of Mexico, emerging in the Spanish newspaper discourse. Mexico, as a multinational state, defends the democratic rights and freedoms of its citizens and declares its leadership in the Latin American region. The experience of interaction between Spain and Mexico forms positive heterostereotypes about the Mexican nation among modern Spaniards.

Текст научной работы на тему «Внешний имидж современной Мексики в испанском газетном дискурсе»

УДК 81-11

Н. В. зененко, М. А. зененко

Зененко Н. В., доктор филологических наук, доцент;

профессор кафедры романских языков Военного университета МО РФ;

e-mail: zenenko@mail.ru

Зененко М. А., кандидат филологических наук; доцент кафедры португальского языка МГЛУ; e-mail: zenenko@mail.ru

ВНЕШНИЙ ИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКИ

В испанском газетном дискурсе

Газета в эпоху развития цифровых информационных технологий - это не только информационный посредник, но и важный инструмент создания и / или уничтожения имиджа государства. Целью данной статьи является определение внешнего имиджа Мексики, формирующегося в испанском газетном дискурсе. Мексика, являясь многонациональным государством, отстаивает демократические права и свободы своих граждан и заявляет о своем лидерстве в латиноамериканском регионе. Опыт взаимодействия Испании и Мексики формирует позитивные гетеро-стереотипы о мексиканской нации у современных испанцев.

Ключевые слова: имидж государства; испанский газетный дискурс; гетеросте-реотипы; картина мира.

N. V. zenenko, M. A. zenenko

Zenenko N. V., Doctor of Philology, Associate Professor; Professor, Roman languages Department, Military University MD, Russian Federation; e-mail: zenenko@mail.ru

Zenenko M. A., Associate Doctor of Philology,

Associate Professor, Department of Portuguese Language,

Moscow State Linguistic University (Russia); e-mail: zenenko@mail.ru

EXTERNAL IMAGE OF MODERN MEXICO IN SPANISH NEWSPAPER DISCOURSE

The newspaper in the era of the development of digital information technologies is not only an information intermediary, but also an important tool for creating and / or destroying the image of the state. The purpose of this article is to determine the external image of Mexico, emerging in the Spanish newspaper discourse. Mexico, as a multinational state, defends the democratic rights and freedoms of its citizens and declares its leadership in the Latin American region. The experience of interaction between Spain and Mexico forms positive heterostereotypes about the Mexican nation among modern Spaniards.

Key words: state image; Spanish newspaper discourse; heterostereotypes; picture of the world.

Введение

В конце прошлого столетия в мировой геополитике произошли глобальные изменения: в Европе - это распад СССР, объединение Германии и образование Евросоюза, в Латинской Америке - это начало качественно новых политических и экономических преобразований, которые, в свою очередь, оказали влияние на изменение вектора поведения стран этого региона в глобальном мировом пространстве.

Страны Латинской Америки, вопреки региональной политической нестабильности, развивают национальные экономики. Мексика сегодня входит в состав самых экономически развитых стран латиноамериканского континента. По добыче природных ископаемых (нефти, газа) страна занимает доминирующие позиции в мире. Объем промышленного производства и размер ВВП (в списке МВФ за 2017 г. Мексика на одиннадцатом месте, уступает Франции, но обходит Испанию по четырем позициям) позволяет ей занять место серьезного игрока в процессе администрирования мирового порядка [Экономика Мексики URL]. Однако мексиканский подъем проходит нелегко.

В данной статье предпринимается попытка определить внешний имидж современной Мексики. Материалом для исследования стал газетный дискурс, который отечественными лингвистами трактуется как самостоятельный подстиль массово-информационного дискурса, выполняющий конкретные функции и обладающий характерными признаками [Грушевская 2002; Котов 2003; Луканина 2003; Добро-склонская 2007]. По мнению отечественных политологов (Д. П. Гавра, А. С. Савицкая, Д. П. Шишкин и др.), СМИ обладают необходимыми ресурсами для создания или деструкции образа государства [Гавра, Савицкая, Шишкин URL].

Однако для выполнения поставленной нами задачи, сугубо лингвистический подход к этой тематике может сузить рамки нашего исследования, поэтому мы будем использовать достижения других наук. С конца XX в. отечественные и зарубежные лингвисты, изучающие язык газеты, активно используют в своем анализе результаты различных областей научного знания - когнитологии, психологии, теории коммуникации, социологии, культурологии, политологии.

Внешний имидж государства как стратегический ресурс нации

В эпоху глобального мирового пространства и развития цифровых информационных технологий для каждой страны важно, как ее воспринимают и оценивают во внешнем мире. Внешнеполитическая деятельность и внутренняя политика государства, базирующиеся на информационном посреднике, способны сформировать определенный имидж. Вопросы исследования имиджа государства в последнее десятилетие привлекают внимание таких отечественных ученых, как Д. П. Гавра, А. С. Савицкая, Э. А. Галумов, С. Е. Захарова, Д. Н. Замятин и др. Особую важность и актуальность создание положительного имиджа страны приобретает в формате современных геополитических трендов. Дальновидные политики считают, что устойчивый позитивный образ страны может стать стратегическим ресурсом для повышения конкурентоспособности государства на международной арене.

В социально-гуманитарном познании понятие «имидж» начали активно использовать зарубежные экономисты, а в конце XX века этот термин появился в трудах отечественных политологов. Позднее этот термин пришел в когнитивную лингвистику и лингвокультуро-логию.

В отечественной науке первые имиджевые исследования связаны с изучением образа видных политических деятелей. Имиджелогия как наука пришла из западной культуры и составляет методологическую базу для развития российской имиджелогии [Почепцов 2000]. Имиджелогия - это относительно молодая наука, которая занимается проектированием технологий создания общественного мнения у членов одного социума о другом [Голев 2004].

Важную роль в формировании образа страны играет газета, которая рассматривается нами как информационный посредник между собственной внешней информационной политикой и информационной политикой другого государства. Распространение информации в современной газетной статье происходит с целью оказать влияние на сознание человека и сформировать или изменить его психологические установки. Газета - это самый действенный инструмент в создании имиджа нации, она способна навязать читателю определенные социальные и этнические стереотипы. Принято считать, что впервые в научный лексикон понятие «стереотип» ввел американский аналитик

массмедиа У. Липпманн (Walter Lippmann). Согласно его мировосприятию, ввиду сложности и изменчивости окружающего нас мира, мы не в состоянии единовременно осознать его (мир) в полном объеме, и поэтому мы вынуждены моделировать в своей голове упрощенные схемы, которые состоят из стереотипов [Липпманн 2004].

Ученые подразделяют этнические стереотипы на автостереотипы (представления нации о самой себе как самобытной культуры, «наш имидж») и гетеростереотипы (оценочные суждения о других нациях) [Этнические автостереотипы ... URL]. Историческая практика взаимодействия определенных народов может формировать позитивные и / или негативные гетеростереотипы в картине мира.

Внешний имидж государства - это совокупность общих представлений, складывающихся у жителей зарубежных стран о нации в целом. Для формирования имиджа государства необходимо постоянное поступление информации, которая создает образ этого государства в глазах иностранцев. А это происходит в результате прочитанного (увиденного) в средствах массовой информации. По мнению современных российских политологов, внешний имидж государства складывается в результате единства ряда показателей: собственной внешней информационной политики и информационной политики других государств [Захарова 2002; Галумов 2005; Замятин 2003].

Любое государство - это определенный пакет ценностных установок, в который входят национальные приоритеты и учитываются геополитические интересы и особенности экономической системы страны. Имидж государства базируется на вышеуказанных положениях.

Для объективности нашего исследования, необходимо сделать небольшой экскурс в вопросы взаимосвязей и сотрудничества между Испанией и Мексикой. Отношения между этими странами всегда развивались на двусторонней основе и носили долгосрочный характер. Несмотря на разногласия по некоторым политическим и экономическим позициям, Испании и Мексики всегда удавалось сохранять тесные дружеские связи. «Единственный случай нарушения сложившийся традиции - разрыв дипломатических отношений в 1939 г., после прихода к власти в Испании Франсиско Франко, режим которого Мексика не поддержала. В марте 1977 г. двусторонние отношения были восстановлены. Но в целом ситуация никогда не доходила до столкновения политических интересов» [Косевич URL].

Мексика в СМИ Испании

Современная Мексика в средствах массовой информации Испании предстает перед нами как многонациональное государство, стремящееся завоевать лидирующие позиции среди стран Латинской Америки, но при этом не нарушающее демократические права и свободы граждан. В последние годы статьи популярных в Испании газет «ABC», «El País», «El Mundo», посвященные вопросам национальной и внутрирегиональной политике Мексики, насыщены идеями о том, что государство будет продолжать политику, направленную на международное сотрудничество, содействовать мирному урегулированию споров, а также уважать право соседних народов на самоопределение. Газеты изобилуют недвусмысленными лексемами: la cooperación internacional -международное сотрудничество1; autodeterminación de los pueblos -самоопределение народов; la solución pacífica de controversias - мирное разрешение споров; el respeto - уважение (El País. 05.01.2019).

Политическая и экономическая стабильность современной Мексики позволяет ей претендовать на роль главы не только в региональной дипломатии, но и в принятии необходимых мер по борьбе с политическим кризисом в некоторых латиноамериканских странах. В газетных публикациях навязывается гетеростереотип о превосходстве мексиканской дипломатии в Латинской Америке и Карибском бассейне, об обязанности руководства страны перед всеми странами этого региона: un papel decisivo - решающая роль; México debe ser un líder en la región - Мексика должна быть лидером в регионе; estamos dispuestos a asumir esta responsabilidad - мы готовы взять на себя эту ответственность (El País. 16.01.2019).

В новейшей истории Мексика, обладая мощными экономическими ресурсами и возможностями, привлекает внимание ведущих мировых держав. Основными соперниками за лидерство в Мексике являются США и Евросоюз. После победы Д. Трампа на президентских выборах отношения между Мексикой и США осложнились. Это объясняется жесткой политикой президента США в отношении незаконной миграции. Однако неконтролируемые миграционные потоки представляют для экономики Мексики серьезную социальную опасность: наблюдается отток рабочих рук.

1 Зд. и далее перевод наш. - Н. З.

Тесная связь с США влияет на внутренние и внешние политические приоритеты Мексики. Борьба действующего президента североамериканского государства с незаконной миграцией и распространением наркоторговли привела к тому, что Мексика становится пристанищем для безработных из других стран региона. Большая часть нелегальных иммигрантов - выходцы из Центральной Америки, бегут в США, преодолевая опасный путь через Мексику. Газетные публикации подобной тематики богаты оценочной лексикой: la inmensa mayoría - подавляющее большинство; peligroso periplo - рискованное путешествие (El País. 14.09.2018).

Руководство североамериканского государства в лице его президента, не заручившись согласием мексиканской стороны, приняло решение об отправке желающих получить пристанище обратно в Мексику на время рассмотрения их вопросов. В настоящий момент иммиграционные суды США переполнены подобными делами, поэтому процессуальные действия могут занять много времени. Несмотря на то, что чиновники Мексики официально заявили о готовности оказывать помощь людям, ожидающим на их территории получения убежища в США, мексиканское общество недовольно принятием таких решений. Доказательной базой формирующегося стереотипа «негодование населения» служат уточняющие детали некоторых событий в стране: se registró un incidente - был зафиксирован инцидент; unos 300 pobladores protestaron - около 300 жителей протестовали; cantaban el himno mexicano - они пели мексиканский гимн; ante la mirada de los agentes de seguridad - на глазах сотрудников правоохранительных органов (El Mundo. 26.10.2018).

Жители Мексики, патриоты своей страны, выступают не только против незаконных мигрантов, претендующих на их территорию, с призывами ¡Migrantes sí, invasores no! ¡Fuera, fuera! (El País. 19.10.2018) - Мигрантам да, захватчикам нет! Убирайтесь отсюда!, но и прославляют свою страну лозунгами ¡Tijuanaprimero! ¡Tijuanase respeta! ¡Viva México! - Тихуана1 на первом месте! Тихуанауважает себя! Да здравствует Мексика! В данном примере мы наблюдаем использование анафоры - стилистического приема, для повышения экспрессивности декларации.

1 Тихуана (Tijuana) - город на северо-западе Мексики (2 750 км от Мехико), расположенный на границе с США, рядом с американским Сан-Диего (прим. Н. З. ).

Однако не все мексиканцы призывают к изгнанию нелегалов из своей страны, определенная часть населения относится с пониманием и состраданием к людям, которые волею судеб оказались на их территории. В связи с растущей миграцией в Мексике они выступают за необходимость проведения реформ в социальной сфере:

Si Estados Unidos cierra su frontera, es previsible que en la nuestra se acumulen personas. También, que muchas no quieran volver a sus países. Esto conllevará que el Estado mexicano tenga que satisfacerles condiciones de vida adecuadas en educación, salud y seguridad pública (El País. 14.10.2018).

Если Америка закроет свою границу, то, конечно же, в нашей стране будут скапливаться толпы мигрантов. Кроме того, многие из них не захотят вернуться в свои страны. Это приведет к тому, что мексиканское государство должно будет предоставить им нормальные условия в сфере образования, здравоохранения и общественной безопасности.

Определенные сложности в некоторых отраслях экономики, которые испытывает Мексика сегодня, не позволяют сократить растущую безработицу и способствуют обнищанию населения. Средства массовой коммуникации Испании отмечают, что страна ожидает от правительства проведения реформ в сфере здравоохранения и образования. Общественные организации обеспокоены проблемой ожирения населения, которая в Мексике стоит не менее остро, чем в США и странах Европы. Для аргументации подобной информации используются статистические данные, точные цифры, названия общественных организаций: según la Organización para la Cooperación y el Desarrollo (OCDE) -по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); el segundo país con mayor obesidad del mundo - вторая по величине страна в мире по количеству людей, страдающих ожирением; con un 32,4 % de la población - 32,4 % населения (El País. 01.03.2019).

Социальные институты Мексики, реагируя на общественные потребности населения, обеспокоены уровнем образования в стране. В 2016 г. в Мексике проводился мониторинг качества образования, и международный тест PISA1 показал, что грамотность школьников и умение применять знания на практике - на низком уровне (El País. 06.12.2016). Автор статьи категоричен в своих высказываниях в

1 PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

отношении этой жизненно важной для страны темы и обращает внимание читателей на то, что результаты тестов подтверждают острую необходимость прямого воздействия правительства на реализацию образовательной реформы (la necesidad y la urgencia de avanzar en la implementación de la reforma educativa - необходимость и срочность проведения реформ в сфере образования).

Мексика подвержена глобальным экологическим проблемам, которые в основном связаны с загрязнением окружающей среды, плохим качеством водных ресурсов и изменением климата на планете. Правительство рассматривает меры по улучшению экологии и развитию возобновляемой энергетики в качестве неотъемлемой части экономической политики государства:

En México se recolectan más de 86.000 toneladas de basura al día, de las cuales solo se reutiliza el 11 %, según datos del Instituto Nacional de Estadística y Geografía.

По данным Национального института статистики и географии, в Мексике собирают более 86 000 тонн мусора в день.

Sólo en el Valle de México, 70.000 industrias producen 1.338 toneladas de emisiones al año, equivalentes al 31 %% de los contaminantes totales que afectan al aire de la capital, dice la Comisión Ambiental de la Megalópolis.

Комиссия по охране окружающей среды утверждает, что только в долине Мехико 70 000 отраслей промышленности ежегодно производят 1 338 тонн выбросов, что эквивалентно 31 % от общего объема загрязняющих веществ, пагубно влияющих на воздух в столице (El País. 17.05.2018).

Возобновляемая энергетика играет огромную роль в мексиканском промышленном секторе. Регенеративная энергия уже составляет более 16 % от всей мексиканской электроэнергии. Однако мексиканская общественность критикует инициативу действующего президента страны, направленную на поддержку строительства нефтеперерабатывающих заводов под его (президента) руководством. Автор статьи отмечает, что это может затормозить инвестирование в возобновляемую энергетику:

La política energética de López Obrador provoca incertidumbre en el sector de las renovables (El País. 11.02.2019).

Энергетическая политика Лопеса Обрадора вызывает неясность в сфере возобновляемых источников энергии.

Высокая вулканическая активность на территории Мексики часто приводит к возникновению землетрясений, которые наносят серьезный ущерб экономике страны, однако эффективные мероприятия мексиканских властей, правоохранительных органов и содействие жителей позволяет обеспечить оперативный поиск жертв катастрофы и снизить количество пострадавших в стихийных бедствиях. В статье «Ciudad de México se enfrenta a la reconstrucción» (El País. 13.01.2018) упоминается о последствиях землетрясения, произошедшего 19 сентября 2017 года, и о принятых правительством мерах по восстановлению Мехико. Некоторые статистические данные и точные цифры обеспечивают валидность предпринятых властями действий: más de 110.000 damnificados - более 110 000 пострадавших в катастрофе; recuperar más de 20.000 millones de pesos (más de 1.000 millones de dólares) - выделить из финансового бюджета страны более 20 000 миллионов песо (более 1000 миллионов долларов); el plan de reconstrucción - план восстановления.

Заключение

Результат проведенного исследования статей из популярных испанских газет («ABC», «El País», «El Mundo») показал, что стабильные многоуровневые связи между Испанией и ее бывшей колонией влияют на мнение испанцев о современном имидже Мексики. Наш анализ продемонстрировал, что после политической и экономической турбулентности Мексика уверенно заявляет о своем главенстве в латиноамериканском регионе. Газета, являясь информационным посредником, способна сформировать внешний имидж государства. Конструктивный опыт сотрудничества двух стран способствует созданию позитивных гетеростереотипов о мексиканской нации у испанского читателя. В современных реалиях Мексика проявляет себя как многонациональное государство, которое способно гарантировать права и свободы своих граждан. Географическая близость и излишняя зависимость от торговых и финансовых рынков США препятствуют экономическому процветанию Мексики, страна испытывает трудности в сфере здравоохранения и образования, которые тормозят развитие страны. Мексиканцы обеспокоены проблемой нелегальной миграции, требуя от правительства принятия необходимых мер для обеспечения безопасности государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с.

Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве // КиберЛенинка. URL : www.cyberleninka.ru/ article/v/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve (дата обращения: 30.03.2019).

Галумов Э. А. Имидж против имиджа. М. : Известия, 2005. 552 с.

Голев С. В. Политическая психология : словарь-справочник. Херсон : ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2004. 164 с.

Грушевская Т. М. Концептуальный мир политического газетного текста (на материале французской политической прессы) // Семантическая организация и интерпретация дискурса. Майкоп, 2002. С. 171-176.

Добросклонская Т. Г. Язык СМИ: становление и содержание понятия // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 4. С. 9-17.

Замятин Д. Н. Геополитика образа и структурирование метапространства // Полис. Политические исследования. 2003. № 1. С. 82-102.

Захарова С. Е. Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 230 c.

Косевич Е. Ю. Современные мексикано-испанские отношения // КиберЛенинка. URL : www.cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-meksikano-ispan-skie-otnosheniya (дата обращения: 05.04.2019).

Косевич Е.Ю. Мексика в поисках реформы Совета Безопасности ООН // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12 (85). С. 148-159.

Котов А. А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ : дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. 280 с.

Липпманн У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова ; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М. : Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

Луканина М. В. Газетный текст через призму теории коммуникации // Вестник МГУ Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 123-134.

Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М. : Рефл-бук, 2000. 315 с.

Экономика Мексики. URL : countrymeters.info/ru/MEXICO/economy (дата обращения: 19.04.2019).

Этнические автостереотипы и гетеростереотипы. URL : arheologija.ru/

etnicheskie-avtostereotipyi-i-geterostereotipyi (дата обращения: 03.04.2019).

ABC. 2018. URL : www.abc.es/internacional/abci-mexico-convierte-policia-fron-teriza-trump-201810210259_noticia.html (дата обращения: 14.01.2019).

El Mundo. 2018. URL : www.elmundo.es/internacional/2018/11/26/5bfc40cfe2704e 1e588b458b.html?cid=MNOT23801&s_kw=2 (дата обращения: 16.01.2019).

El Pais. 2019. URL : elpais.com/internacional/2019/01/04/

america/1546633029_367630.html (дата обращения: 16.01.2019).

REFERENCES

Arutjunova N. D. Jazyk i mir cheloveka. M. : Jazyki russkoj kul'tury, 1999. 896 s.

Gavra D. P., Savickaja A. S., Shishkin D. P. Vneshnij imidzh gosudarstva v media-prostranstve // KiberLeninka. URL : www.cyberleninka.ru/article/v/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve (data obrashhenija: 30.03.2019).

Galumov Je. A. Imidzh protiv imidzha. M. : Izvestija, 2005. 552 s.

Golev S. V. Politicheskaja psihologija : slovar'-spravochnik. Herson : OMURCh «Ukraina» HF, 2004. 164 s.

Grushevskaja T. M. Konceptual'nyj mir politicheskogo gazetnogo teksta (na materiale francuzskoj politicheskoj pressy) // Semanticheskaja organizacija i interpretacija diskursa. Majkop, 2002. S. 171-176.

Dobrosklonskaja T. G. Jazyk SMI: stanovlenie i soderzhanie ponjatija // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija. 2007. № 4. S. 9-17.

Zamjatin D. N. Geopolitika obraza i strukturirovanie metaprostranstva // Polis. Politicheskie issledovanija. 2003. № 1. S. 82-102.

Zaharova S. E. Psihologicheskie osobennosti imidzha vedushhih politicheskih partij Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2002. 230 c.

Kosevich E. Ju. Sovremennye meksikano-ispanskie otnoshenija // KiberLeninka. URL : www.cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-meksikano-ispanskie-otnosheniya (data obrashhenija: 05.04.2019).

Kosevich E. Ju. Meksika v poiskah reformy Soveta Bezopasnosti OON // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 12 (85). S. 148-159.

Kotov A. A. Mehanizmy rechevogo vozdejstvija v publicisticheskih tekstah SMI : dis. ... kand. filol. nauk. M., 2003. 280 s.

Lippmann U. Obshhestvennoe mnenie / per. s angl. T. V. Barchunova ; pod red. K. A. Levinson, K. V. Petrenko. M. : Institut fonda «Obshhestvennoe mnenie», 2004. 384 s.

Lukanina M. V. Gazetnyj tekst cherez prizmu teorii kommunikacii // Vestnik MGU. Serija 19. Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija. 2003. № 2. S. 123-134.

Pochepcov G. G. Imidzhelogija. M. : Refl-buk, 2000. 315 s.

Jekonomika Meksiki. URL : countrymeters.info/ru/MEXICO/economy (data obrashhenija: 19.04.2019).

Jetnicheskie avtostereotipy i geterostereotipy. URL : arheologija.ru/etnicheskie-avtostereotipyi-i-geterostereotipyi (data obrashhenija: 03.04.2019).

АВС. 2018. URL : www.abc.es/internacional/abci-mexico-convierte-policia-fronteriza-trump-201810210259_noticia.html (data obrashhenija: 14.01.2019).

Е1 Mundo. 2018. URL : www.elmundo.es/internacional/2018/11/26/5bfc40cf e2704e1e588b458b.html?cid=MNOT23801&s_kw=2 (data obrashhenija: 16.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е1 País. 2019. URL : elpais.com/internacional/2019/01/04/

america/1546633029_367630.html (data obrashhenija: 16.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.