Современная Европа, 2022, № 2, с. 58-70
УДК 327:354(470+571)(476)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31086 «Вызовы и возможности для Союзного государства Белоруссии и России: внутреннее и внешнее измерения»
ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛОРУССИИ И РОССИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР
© 2022 БАХЛОВА Ольга Владимировна*
Доктор политических наук ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1.
*E-mail: olga.bahlova@mail.ru
© 2022 БАХЛОВ Игорь Владимирович *
Доктор политических наук ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1.
*E-mail: bahlov@mail.ru
Поступила в редакцию 03.10.2021
После доработки 11.01.2022 Принята к публикации 27.01.2022
Аннотация. Статья посвящена анализу факторов военно-политической интеграции России и Белоруссии с учётом состояния внешней среды. Показано соотношение теоретико-концептуальных установок в области безопасности национального и интеграционного уровней, дискурсивных практик и предпринимаемых странами-участницами Союзного государства усилий на фоне умножающихся вызовов и угроз. Акцентирован европейский вектор как рисковый для них и Союзного государства в целом. Исследованы содержание и динамика интеграционных решений, обозначены основные достижения и уязвимости. Сопоставление подходов РФ и РБ позволило определить перспективные направления союзного строительства и точки соприкосновения. Высока вероятность усиления взаимосвязи военно-политической и экономической сфер двусторонней интеграции за счёт внедрения новых инструментов. Сделан вывод о стимулирующем воздействии белорусского кризиса 2020 г. на перезапуск российско-белорусской интеграции. На современном этапе проявляются драйверы её углубления в военно -политической сфере, обусловленные радикализацией позиций евроатлантических акторов, ужесточением их конфронтационного поведения.
Ключевые слова: военно-политическая интеграция, вызовы и угрозы безопасности, деструктивное воздействие, Евро-Атлантический регион, Союзное государство Белоруссии и России.
DOI: 10.31857/S020170832202005X
Союзное государство Белоруссии и России (СГБР) как интеграционный формат и геополитический проект испытывает серьёзное давление извне и изнутри. Опасности и риски для его успешного функционирования, достижения интеграционных целей и задач и реализации национальных интересов стран-участниц таятся во внутреннем и внешнем измерениях. Внешнее воздействие является, как правило, деструктивным, дезориентирующим, побуждающим к манипуляциям, но оно может подтолкнуть и к принятию прорывных интеграционных решений, считавшихся немыслимыми или преждевременными. События последних лет вокруг Союзного государства это вполне подтверждают.
Проблематика безопасности специалистами и практиками воспринимается как неотъемлемая часть интеграционной повестки. Константа теоретического и политического дискурса - признание увеличения и видоизменения угроз и вызовов в разных регионах мира и интеграционных объединениях [Чернявский, 2020; Щербак, 2021]. Примечательны оценки сопряжения динамики интеграции и внешних факторов [Чернега, 2019: 11-13]. Подчёркиваются сложности становления внешнеполитической и оборонной субъектности для Евросоюза [Громыко, 2021: 22].
Применительно к СНГ существуют негативные последствия военно-политического экспансионизма НАТО и информационно-психологического противоборства в формате политической коммуникации «Запад - Россия», вовлекающей, наряду с субъектами-акторами - антагонистами интеграционных процессов в регионе, «вторичных» субъектов [Цыбаков, 2021: 158-159]. В исследованиях российско-белорусской интеграции артикулируется военно-политический аспект [Marin, 2020]. Прослеживаются корреляции с дилеммой интеграционного выбора [Vysotskaya, Vieira, 2014; White, Biletskaya, et al., 2016; Rytövuori-Apunen, 2020]. Фиксируются возрастание «частоты военных столкновений России и Запада», разночтения в позициях РФ и РБ в контексте украинского кризиса [Âtland, Kabanenko, 2020; Hansbury, 2020]. Недостаточно изучены реакция РФ и РБ на эволюцию ситуации в области безопасности и перспективы их интеграционного взаимодействия под влиянием кризиса 2020 г., но и в данном случае исследователи акцентируют внимание на сближении двух стран [Коктыш, 2021; Межевич, 2020]. Обеспечение национальной безопасности РФ и РБ, безопасности СГБР рассматривается через призму геополитических и цивилизационных факторов. Актуальными, помимо экспансии НАТО, видятся практика двойных стандартов, политика сдерживания со стороны Запада, нагнетание информационной войны, санкционное давление, вмешательство во внутренние дела [Косов, 2018; Николаева, 2021].
Декларируемые намерения и предпринятые в ходе и под влиянием украинского и белорусского кризисов странами-участницами Союзного государства действия в военно-политической области можно понимать как маркеры степени их готовности к углублению интеграции и способности солидарно отвечать на вызовы и угрозы,
источники которых находятся во внешнем измерении. Взаимосвязь трансформации и роста внешних вызовов и угроз для Союзного государства, России и Белоруссии и их реакции на происходящее воплощается в определённых инициативах и мерах в интеграционной плоскости. Реализации цели способствовали качественный и формализованный анализ документов, событийных данных в обозначенном проблемном поле, контекстный анализ официального дискурса, бинарное сравнение (с выделением пар «Россия - Белоруссия»; «национальный - интеграционный уровни»). Хронологические рамки исследования - 2015-2021 гг. Ключевые рубежные события - украинский и белорусский кризисы, послужившие триггерами ряда интеграционных решений. Исследование опиралось на неофункционалистские трактовки логики интеграции и эффекта фрустрации как стимула сближения.
Концептуально-стратегические основы политики безопасности
России и Беларуси
В концептуально-стратегических документах обеих стран закреплён широкий перечень вызовов и угроз, коррелирующий с особенностями текущей международной ситуации/военно-политической обстановки. В РФ угроза национальной безопасности понимается как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам»1. Близка по смыслу белорусская трактовка - как потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам2. Не раскрываются понятие и содержание вызовов, хотя сам термин в официальных документах и дискурсе властей РФ и РБ наличествует. Отсутствовало определение обоих понятий в прежней Военной доктрине Союзного государства3. Данный пробел отчасти восполняется в ОДКБ. Вызов коллективной безопасности ОДКБ интерпретируется как «совокупность условий, потенциально способных перерасти в угрозу коллективной безопасности»4. Подобная формулировка отвечает направленности положений документов РФ и РБ, семантическим конструкциям и линиям репрезентаций в официальном дискурсе.
1 Стратегия национальной безопасности РФ: утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 17.10.2021)
2 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575 (ред. от 24.01.2014). URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000575 (дата обращения: 17.10.2021)
3 Военная доктрина Союзного государства: утв. Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 26.12.2001 № 8. URL: https://docs.cntd.ru/document/456089527 (дата обращения: 27.10.2021)
4 Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года: утв. Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14.10.2016. URL: https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_bezopasnosti_ organizatsii_ dogo-vora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/ (дата обращения: 17.10.2021)
Вызовы и угрозы для обеих стран многогранны и локализуются по-разному. Наиболее отчётливо сейчас проступает европейский/западный вектор. Очевидно сопряжение конкретных вызовов, угроз, опасностей, их источников с действиями/политикой европейских/евроатлантических акторов либо с эскалацией кризисов и конфликтов в европейском регионе. В Стратегии ОДКБ и документах РБ, в отличие от РФ, нет чёткой персонификации субъектов, с поведением которых они ассоциируются, но белорусская сторона на фоне деградирующей внешней среды заявляет о намерении скорректировать свою позицию.
Документально фиксируются «расширение (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов, в которые не входит Республика Беларусь»1; «системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским союзом (ЕС) геополитической экспансии»2. В Военной доктрине Союзного государства 2001 г. такой лейтмотив не просматривался, но новая её версия более категорична. По мнению А.В. Русаковича, заместителя председателя Комиссии Совета Республики Национального собрания РБ по международным делам и национальной безопасности, она учитывает реалии геополитической и военно-стратегической обстановки в Европе, традиционные и новые угрозы: расширение и наращивание военного потенциала НАТО, технологии «цветных революций», провоцирование внутренних конфликтов, использование экстремистских и террористических структур, частных военных кампаний, вызовы в киберпространстве3.
Внешние вызовы и угрозы безопасности в официальном дискурсе
России и Беларуси
Ключевым срезом официального дискурса ввиду специфики внешнеполитического процесса РФ и РБ, роли ВГС в СГБР, являются дискурсивные практики высшего политического руководства.
В России модельными в репрезентации актуальной повестки в области безопасности для внутренних адресатов выступают послания Президента Федеральному Собранию РФ, материалы заседаний и совещаний Совета Безопасности РФ, коллегии Министерства обороны, Федеральной службы безопасности. Одновременно в них обозначены внешние адресаты (НАТО, Альянс, партнёры и пр.). Проступает взаимосвязь внутреннего и внешнего измерений.
В выступлениях Президента РФ содержатся развёрнутые характеристики вызовов и угроз безопасности. Сделан акцент на новых формах соперничества, рисках
1 Военная доктрина Республики Беларусь: утв. Законом Республики Беларусь от 20.07.2016 № 412-З. URL: https://www.mil.by/ru/military_policy/basic/doktrina/ (дата обращения: 17.10.2021)
2 Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 17.10.2021)
3 Русакович: Военная доктрина Союзного государства учитывает угрозу расширения НАТО. 08.11.2021. URL: https://eurasia.experWoenmya-doktrina-soyuznogo-gosudarstva-uchityvaet-ugrozu-rasshireniya-nato/ (дата обращения: 23.11.2021)
(информационное противоборство и пр.). На европейском направлении отмечено форсирование создания европейского сегмента ПРО1.
Внешнее измерение также иллюстрируют документы, принятые в различных форматах с участием РФ и РБ (ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, СГБР и др.). В них прослеживаются сходные тенденции с большей детализацией. С точки зрения сопряжения усилий РФ и РБ по формированию системы коллективной безопасности, в регионе СНГ первостепенны ОДКБ и СГБР.
Лейтмотив позиции главы государства - концентрация усилий на открытом, доверительном диалоге по всему спектру проблем обеспечения безопасности. Новый ориентир - выстраивание «более плотных контактов» с ШОС, с подключением РБ (совместные учения участников ШОС «Мирная миссия-2021», сентябрь 2021 г.)2.
Взаимовыгодная, равноправная интеграция с Белоруссией в рамках Союзного государства позиционируется как стратегический приоритет РФ. Формулируется высокая оценка российско-белорусского опыта как способствующего развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ3. Артикулированы укрепление внешнеполитической координации и обеспечение безопасности государств и народов Союзного государства/вопросы строительства единого оборонного пространства и обеспечения безопасности Союзного государства на внешнем периметре. Традиционно затрагивается наращивание военного присутствия НАТО вблизи границ Союзного государства4.
Среди документов, предназначенных для внутренних адресатов в РБ, показательны доклады на всебелорусских народных собраниях и послания белорусскому народу и Национальному собранию. Фактически в большинстве из них фигурируют внешние адресаты, с поведением которых ассоциируются главные источники вызовов и угроз (Польша, НАТО, др.). Президент РБ подчёркивает, что вызовы и угрозы «происходят не только где-то далеко от нас, но уже, к сожалению, совсем рядом - у
1 Заседание Совета Безопасности. 26.03.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65231 (дата обращения: 27.10.2021); Заявление Владимира Путина о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). 26.10.2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64270 (дата обращения: 27.10.2021)
2 Совместное заседание глав государств-членов ШОС и ОДКБ. 17.09.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66707 (дата обращения: 27.10.2021)
3 Выступления на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. 25.02.2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/51391 (дата обращения: 05.11.2021); Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. 30.06.2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54917 (дата обращения: 05.11.2021)
4 Послание Президента Федеральному Собранию. 21.04.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 05.11.2021)
нашего порога»1. Доминанты его позиции - террористическая и миграционная угрозы, новые линии раздела внутри Евросоюза и вокруг него, размещение войск НАТО «непосредственно у наших границ и границ нашей союзной России»2. Указывается на обострение информационного противоборства, активизацию внешнего вмешательства и опасности «цветных революций»3. События 2020 г. трактуются как жёсткая атака извне, попытка государственного переворота, Белоруссия - как «господствующая высота на поле боя в центре Европы»4.
Фиксируются обострение обстановки на западных границах ОДКБ, риски силовых вариантов разрешения конфликтов. В качестве субъектов-инициаторов негативной повестки упоминаются ЕС, США и НАТО, коллективный Запад. В её рамках артикулированы «дальнейшее продвижение на восток якобы эталонных "демократии и европейских ценностей"»; давление коллективного Запада на суверенные государства за счёт ограничений, асимметричных действий и гибридного влияния; расширение военного присутствия США в Восточной Европе; наращивание боевых возможностей коалиционных формирований стран НАТО; попытки ЕС придать инцидентам на границе с беженцами и мигрантами «характер международной гибридной угрозы»5.
Союзное государство в видении А.Г. Лукашенко тоже наделяется весомой ролью в области безопасности. Белорусско-российское военное и военно-техническое сотрудничество, СГБР рассматриваются как эффективное средство противодействия современным вызовам и угрозам, область обороны и безопасности - как наименее противоречивая и спорная в российско-белорусских отношениях. Предполагается консолидация на площадках Союзного государства6.
1 Доклад Президента Беларуси на пятом Всебелорусском народном собрании. 22.06.2016. URL: https://president. gov.by/ru/events/uchastie -v-pj atom-vsebelorusskom-narodnom-sobranii-13867 (дата обращения: 17.10.2021)
2 Послание белорусскому народу и Национальному собранию. 21.04.2017. URL: https://president.gov.by/ru/events/ezhegodnoe-poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-16059 (дата обращения: 17.10.2021)
3 Совещание с руководителями ведущих государственных СМИ. 11.02.2020. URL: https://president.gov.by/ru/events/soveschanie-s-rukovoditeljami-veduschix-gosudarstvennyx-smi-23018 (дата обращения: 17.10.2021)
4 Встреча с журналистами, представителями общественности, экспертного и медийного сообщества «Большой разговор с Президентом». 09.08.2021. URL: https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-zhurnalistami-predstavitelyami-obshchestvennosti-ekspertnogo-i-mediynogo-soobshchestva-bolshoy-razgovor-s-prezidentom (дата обращения: 17.10.2021); Доклад Президента Беларуси на VI Всебелорусском народном собрании 11.02.2021. URL: https://president.gov.by/ru/events/shestoe-vsebelorusskoe-narodnoe-sobranie (дата обращения: 17.10.2021)
5 Участие в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. 16.09.2021. URL: https://president.gov.by/ru/events/rabochiy-vizit-v-tadzhikistan-uchastie-v-sessii-soveta-kollektivnoy-bezopasnosti-odkb (дата обращения: 17.10.2021)
6 Встреча с Президентом России В.В. Путиным. 14.09.2020. URL: https://president.gov.by/ru/events/rabochiy-vizit-v-rossiyskuyu-federaciyu-1600074654 (дата обращения: 17.10.2021); Поздравление с Днём единения народов Беларуси и России.
Смысловые характеристики дискурсивных практик российского и белорусского лидеров в плоскости безопасности довольно близки. Во многом совпадают перечни актуальных вызовов и угроз и персонификация их источников. Оба президента фокусируют внимание на факторе внешнего деструктивного воздействия и проявлениях гибридных войн. Заметна большая концентрация А.Г. Лукашенко на европейском векторе. Детерминанты - географическое положение Республики Беларусь и различия внешнеполитических ролей РФ и РБ. Подчеркнём конъюнктурность белорусской позиции по ЕС: от интерпретации Евросоюза как вероятного партнёра в реализации идеи «интеграции интеграций» до артикуляции разностороннего давления с его стороны. Белорусская позиция сдвигается в сторону все большей актуализации совместных действий РФ и РБ в области безопасности.
Реагирование на внешние вызовы и угрозы: инициативы и действия
Как же соотносятся провозглашённые ориентиры и реальное состояние дел в военно-политическом сегменте союзного строительства? Некоторые узловые моменты сопряжения российско-белорусских усилий по совместному противостоянию внешним вызовам и угрозам представлены в таблице 1. Они характеризуют мероприятия в военно-политической области (стратегические учения, штабные тренировки и пр.), внешнеполитические (консультации и др.), стратегические решения.
В таблице учтены мероприятия и решения, выражающие стремление сторон к углублению интеграционного взаимодействия. Акцент сделан на реакции официальных, правительственных субъектов обеих стран. В обсуждение вовлекались и неправительственные объединения, например, Ассоциация «Агентство интеграционных инициатив» (РФ), Информационно-просветительское учреждение «Актуальная концепция» (РБ), при содействии которых разработана дорожная карта, направленная на снятие противоречий в сфере формирования единой системы безопасности Союзного государства1. Примечательно участие разнообразных институций Союза/Союзного государства Белоруссии и России.
Текущая ситуация порождает общие (принятие Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 гг., новой редакции Военной доктрины СГ, Концепции миграционной политики, акцентирование стратегического планирования в СГБР) и предметные (патрулирование стратегической авиацией ВКС РФ воздушного пространства РБ и пр.) ответы. Важна корреляция союзных программ с вектором на безопасность.
02.04.2021. URL: https://presidentgov.by/ru/events/pozdravlenie-s-dnem-edineniya-narodov-belarusi-i-rossii (дата обращения: 17.10.2021)
1 Круглый стол «Военно-стратегическая безопасность Союзного государства России и Беларуси в XXI веке» прошел в Смоленске. 13.06.2017. URL: https://www.postkomsg.com/news/politika_ekonomika/214382/ (дата обращения: 17.10.2021)
Таблица 1
Ключевые мероприятия и решения в плоскости реагирования на внешние вызовы и угрозы в рамках Союзного государства Белоруссии и России
Год Мероприятия Главные участники Основные результаты
2015 15 ВГС, президенты РФ и РБ; СМ СГ; коллегии МИД РФ и РБ; Совместная коллегия оборонных ведомств РФ и РБ; советы безопасности РФ и РБ; Парламентское Собрание, его комиссии; Белорусско-Российская межправительственная комиссия по ВТС; Объединённое командование региональной группировки войск (сил) РБ и РФ, ВКС России, ВВС и ПВО РБ Утверждены: приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 годы); план совместных мероприятий РБ и РФ в военной сфере на 2016-2018 годы
2016 18 + Коллегия Пограничного комитета Союзного государства, ВДВ, Силы специального назначения Подписано Соглашение о совместном техническом обеспечении региональной группировки войск (сил) РБ и РФ Принята Программа согласованных действий в области внешней политики на 2016-2017 годы Завершено формирование Объединённой системы ПВО в ВосточноЕвропейском регионе коллективной безопасности
2017 20 + Совместная консультативная группа по вопросам контроля над вооружениями министерств обороны РБ и РФ Принято Постановление СМ СГ «О Концепции программы «Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства» на период 2017-2021 годов
2018 11 + Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики в Союзном государстве Утверждены Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы Принята Программа согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 го ды
2019 10 + Совместная коллегия КГБ РБ и СВР России Принята Программа согласованных действий во внешней политике на 2020-2021 годы
2020 13 + Госсекретарь Союзного государства; Глава диппредставительства РФ в РБ; начальники генштабов РФ и РБ Обсуждены проекты программ Союзного государства в области безопасности
2021 31 + Госпогранкомитет РБ и Пограничная служба ФСБ России Подписаны: - протоколы о продлении сроков действия соглашений о размещении российских объектов - узла связи в Барановичах и радиостанции в Ви-лейке на прежних условиях - Программа стратегического парт-
нёрства в военной области на 20212025 годы - Принято решение о создании учебно-боевых центров совместной подготовки ВС РБ и РФ - Разработан проект концепции программы «Развитие пограничной безопасности Союзного государства» на период 2023-2027 годов
Источник: составлено авторами на основе анализа материалов Информационно-аналитического портала Союзного государства. URL: https://soyuz.by/bezopastnost и официального сайта Постоянного комитета Союзного государства. URL: https://www.postkomsg.com/news/politika_ekonomika/ (дата обращения: 09.11.2021)
Очевидна поступательная активность в целом, что обнаруживается в проектировании интеграции и во внедрении специальных механизмов и инструментов противодействия (например, ЕРС ПВО, учебно-боевых центров совместной подготовки) внешним вызовам и угрозам. В качестве последних, помимо экспансии НАТО, заявлены вмешательство коллективного Запада/иностранных государств во внутренние дела стран-участниц СГБР, деструктивное информационное воздействие -также на гражданское общество, санкционная и общая политика ЕС. Детализация вызовов и угроз и конкретизация их внешних источников типичны для второй половины периода. Количественные индикаторы служат подтверждением некоторого спада интеграционной активности в 2018-2019 гг. и её резкого роста в 2021 г.
Согласимся с экспертным мнением, что в сложившейся ситуации «нужно не просто вырабатывать стратегические ответы, но и решать, насколько РФ и РБ готовы сделать выбор в пользу совместной стратегии», кроме того, «определиться со стратегией развития на основе соответствующих ценностей и идеологии» для обеспечения своей циви-лизационной безопасности и развития по инновационному механизму [Российско-белорусские отношения, 2022: 6-7].
Заключение
Проведённый анализ убеждает в сближении подходов России и Белоруссии в области безопасности на современном этапе, что способствует продвижению интеграционных начал в военно-политической плоскости союзного строительства. Укрепляется солидарная репрезентация тесной взаимосвязи национальной безопасности и безопасности Союзного государства. Однако для достижения большего эффекта необходим переход к союзной политике обороны и безопасности, к интеграционным внешнеполитическим механизмам.
Изменение формулировки ст. 18 Конституции РБ по итогам референдума 27 февраля 2022 г. сняло некоторые ограничения, сдерживавшие участие страны в военно-политической интеграции в рамках СГБР и ОДКБ. Ещё ранее в ходе казахстанских событий января 2022 г. РБ и её политическое руководство продемонстрировали активность при проведении миротворческой операции ОДКБ, что также
подтверждает тенденцию к углублению перспектив взаимодействия в рассматриваемой области. Яркое проявление - совместные учения «Союзная решимость-2022». Представляется всё же, что белорусская сторона и новой формулировкой ст. 18, и своим поведением после начала 24 февраля 2022 г. специальной военной операции РФ на Украине показывает стремление сохранить за собой определённую свободу манёвра. Российская сторона, в свою очередь, не настаивает на безоговорочной лояльности.
Положительный момент - усиление сопряжения разных сфер российско-белорусской интеграции, в частности, экономической и военно-политической. Несмотря на экономическую ориентированность пакета решений ВГС от 4 ноября 2021 г., вырисовываются контуры внедрения института совместного оборонного заказа и распространения на данную область российско-белорусских высокотехнологических исследований. Нельзя исключить конфликта интересов экономических субъектов РФ и РБ, но отдельные озабоченности здесь могут быть сняты благодаря введению единой промышленной политики.
Вместе с тем содержание и динамика позиций РФ и РБ в 2015-2021 гг. по проблематике национальной и союзной безопасности свидетельствуют о различиях в реагировании на те или иные вызовы и угрозы. Украинский кризис создал дополнительные риски преимущественно для России и Союзного государства как дееспособного интеграционного объединения, побудив РФ к попыткам применить компенсаторные механизмы. Например, актуализирован вопрос о создании российской авиабазы на территории РБ. Белорусский кризис стал испытанием в первую очередь для белорусского руководства и вызовом для СГБР, запустив процесс его обновления. Собственно события и действия ряда акторов на европейском - западном, евроатлантическом векторе - были отрезвляющими и создали своеобразный «эффект фрустрации», стимулирующий укрепление усилий стран-участниц Союзного государства в области безопасности. Одновременно они серьёзно ухудшают условия стабильного функционирования обеих стран, Союзного государства. Нагнетание санкционной политики против РФ и РБ в 2022 г. объективно подталкивает страны-участницы Союзного государства к дальнейшему сближению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Громыко Ал.А. (2021) Субъектность Евросоюза - между атлантизмом и европоцентризмом. Современная Европа, № 4 (104). С. 10-25. Б01: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420211025
Коктыш К.Е. (2021) Белоруссия: новая геополитическая реальность? Полис. Политические исследования, № 3. С. 91-110. Б01: 10.17976/jpps/2021.03.07
Косов А.П. (2018) Союзное государство Беларуси и России в 1999-2018 гг.: геополитический аспект. Постсоветские исследования, том. 1, № 6. С. 537-549. https://www.eHbrary.m/item.asp?id=35664467 (дата обращения: 17.10.2021)
Межевич Н.М. (2020) Беларусь: политические и экономические предпосылки будущего кризиса. Институт Европы РАН. Аналитическая записка № 34 (217). С. 1-9. БОТ: 10.15211/апа1у^342020
Николаева Ю.В. (2021) Проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь. Образование и право, № 4. С. 16-30. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-4-16-30
Российско-белорусские отношения в 2022 г.: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции (2022) Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко, Институт Европы РАН, Москва.
Цыбаков Д.Л. (2021) Развитие международных политических коммуникаций в целях укрепления коллективной безопасности ОДКБ. Среднерусский вестник общественных наук, том 16, № 2. С. 155-163. DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-2-155-163
Чернега В. (2019) ЕС и инициатива Э. Макрона относительно «европейской армии». Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, № 52 (68). С. 10-15. https://elibrary.ru/item.asp?id=38549174 (дата обращения: 17.10.2021)
Чернявский С.И. (2020) Содружество независимых государств как организация региональной безопасности. Проблемы постсоветского пространства, № 7 (2). С. 142153. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-142-153
Щербак И.Н. (2021) Стратегия кризисного реагирования Евросоюза в условиях глобальных вызовов. Современная Европа, № 4. С. 151-160. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021151160
Atland K., Kabanenko I. (2020) Russia and its Western Neighbours: A Comparative Study of the Security Situation in the Black, Baltic and Barents Sea Regions, Europe-Asia Studies, vol. 72, No 2, pp. 286-313. DOI: 10.1080/09668136.2019.1690634
Hansbury P. (2020) Friends in Need: Belarusian Alliance Commitments to Russia and the Ukraine War, The Journal of Slavic Military Studies, vol. 33, No 4, pp. 542-555. DOI: 10.1080/13518046.2020.1845093
Marin A. (2020) The Union State of Belarus and Russia. Myths and Realities of Political-Military Integration. Vilnius Institute for Policy Analysis, Vilnius, Lithuania.
Rytovuori-Apunen H. (2020) Power and Conflict in Russia's Borderlands. The PostSoviet Geopolitics of Dispute Resolution. I. B. Tauris, London & New York, USA.
Vysotskaya A., Vieira G. (2014) The Politico-Military Alliance of Russia and Belarus: Re-Examining the Role of NATO and the EU in Light of the Intra-Alliance Security Dilemma, Europe-Asia Studies, vol. 66, No 4, pp. 557-577. DOI: 10.1080/09668136.2014.899769
White S., Biletskaya T., McAllister I. (2016) Belarusians between East and West, PostSoviet Affairs, vol. 32, No 1, pp. 1-27. DOI: 10.1080/1060586X.2014.986872
External Challenges and Threats to the Union State of Belarus and Russia:
the European Vector
The reported study was funded by RFBR and EISR, project number 21-011-31086 «Challenges and Opportunities for the Union State of Belorussia and Russia: Internal and External Dimensions».
O.V. Bakhlova *
Doctor of Science (Politics) National Research Ogarev Mordovia State University.
68/1, Bolchevistskaja St., Saransk, Russia, 430005.
*E-mail: olga.bahlova@mail.ru Современная Европа, 2022, № 2
I.V. Bakhlov *
Doctor of Science (Politics) National Research Ogarev Mordovia State University. 68/1, Bolchevistskaja St., Saransk, Russia, 430005. * E-mail: bahlov@mail.ru
Abstract. The article analyzes the factors of the military and political integration of Russia and Belarus, taking into account the conditions of the external environment. The authors show the correlation of theoretical and conceptual attitudes in the field of security of the national and integration levels, discursive practices and efforts undertaken by the member nations of the Union State against the background of increasing challenges and threats. The European vector is emphasized as a risky one for both nations and the Union State as a whole at the present stage. On the basis of a comparative analysis of the approaches and practices of the Russian Federation and the Republic of Belarus within the framework of the Union State the authors distinguish the most perspective areas of union construction and key points of contacts. First of all, it seems highly likely that the relationship between the military and political and economic spheres of bilateral integration will be strengthened through the application of new integration tools. Foreign policy support is required for measures to ensure Allied security. The conclusion is made about the stimulating effect of the Belarusian crisis in 2020 on the restart of the Russian-Belarusian integration. At the present stage, the drivers of its deepening in the military-political sphere are manifested, due to the radicalization of the positions of Euro-Atlantic actors, the tightening of their confrontational behavior.
Keywords: military-political integration, challenges and threats to security, destructive impact, Euro-Atlantic region, Union State of Belarus and Russia.
DOI: 10.31857/S020170832202005X
REFERENCES
Atland K., Kabanenko I. (2020) Russia and its Western Neighbours: A Comparative Study of the Security Situation in the Black, Baltic and Barents Sea Regions, Europe-Asia Studies, vol. 72, No 2, pp. 286-313. DOI: 10.1080/09668136.2019.1690634
Chernega V. (2019) ES i iniciativa Je. Makrona otnositel'no «evropejskoj armii» [The EU and E. Macron's initiative on the «European army»], Evropejskaja bezopasnost': sobytija, ocenki, prognozy, No 52 (68), pp. 10-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38549174 (accessed: 17.10.2021). (in Russian).
Chernjavskiy S.I. (2020) Sodruzhestvo nezavisimyh gosudarstv kak organizacija region-al'noj bezopasnosti [Community of Independent States as an organization of regional security], Problemy postsovetskogo prostranstva, No 7 (2), pp. 142-153. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-142-153. (in Russian).
Gromyko Al.A. (2021) Subektnost' Evrosojuza - mezhdu atlantizmom i evropocentriz-mom [Subjectivity of the European Union - between Atlanticism and Eurocentrism], Sov-remennaja Evropa, No 4 (104), pp. 10-25. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420211025. (in Russian).
Hansbury P. (2020) Friends in Need: Belarusian Alliance Commitments to Russia and the Ukraine War, The Journal of Slavic Military Studies, vol. 33, No 4, pp. 542-555. DOI: 10.1080/13518046.2020.1845093
Koktysh K.E. (2021) Belorussija: novaja geopoliticheskaja real'nost'? [Belarus: the new geopolitical reality?], Polis. Politicheskie issledovanija, No 3, pp. 91-110. DOI: 10.17976/jpps/2021.03.07. (in Russian).
Kosov A.P. (2018) Sojuznoe gosudarstvo Belarusi i Rossii v 1999-2018 gg.: geopolitich-eskij aspect [The Union State of Belarus and Russia in 1999-2018: the geopolitical aspect], Postsovetskie issledovanija, vol. 1, No 6, pp. 537-549. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35664467 (accessed: 17.10.2021). (in Russian).
Marin A. (2020) The Union State of Belarus and Russia. Myths and Realities of Political-Military Integration. Vilnius Institute for Policy Analysis, Vilnius, Lithuania.
Mezhevich N.M. (2020) Belarus': politicheskie i jekonomicheskie predposylki budush-hego krizisa [Belarus: political and economic prerequisites for the future crisis], Analytical papers of the Institute of Europe RAS, No. 34 (217), pp. 1-9. DOI: 10.15211/analytics342020. (in Russian).
Nikolaeva Ju.V. (2021) Problemy obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus' [Problems of ensuring national security of the Russian Federation and the Republic of Belarus], Obrazovanie i pravo, No 4, pp. 16-30. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-4-16-30. (in Russian).
Rossijsko-belorusskie otnoshenija v 2022 g.: sojuznye programmy, novye vyzovy i napravlenija integracii [Russian-Belarusian Relations in 2022: Union Programs, New Challenges and Directions of Integration] (2022) A.A. Gromyko Association for Foreign Policy Studies, IE RAN, Moscow. (in Russian).
Rytövuori-Apunen H. (2020) Power and Conflict in Russia's Borderlands. The PostSoviet Geopolitics of Dispute Resolution. I. B. Tauris, London & New York, USA.
Shcherbak I.N. (2021) Strategija krizisnogo reagirovanija Evrosojuza v uslovijah glob-al'nyh vyzovov [EU's Crisis Response Strategy in Light of Global Challenges], Sovremennaja Evropa, No 4, pp. 151-160. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42021151160 (in Russian).
Tsybakov D.L. (2021) Razvitie mezhdunarodnyh politicheskih kommunikacij v celjah ukreplenija kollektivnoj bezopasnosti ODKB [Development of international political communications in order to strengthen the collective security of the CSTO], Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, vol. 16, No 2, pp. 155-163. DOI: 10.22394/2071-2367-2021-16-2-155163. (in Russian).
Vysotskaya A., Vieira G. (2014) The Politico-Military Alliance of Russia and Belarus: Re-Examining the Role of NATO and the EU in Light of the Intra-Alliance Security Dilemma, Europe-Asia Studies, vol. 66, No 4, pp. 557-577. DOI: 10.1080/09668136.2014.899769
White S., Biletskaya T., McAllister I. (2016) Belarusians between East and West, PostSoviet Affairs, vol. 32, No 1, pp. 1-27. DOI: 10.1080/1060586X.2014.986872