Научная статья на тему 'Внешние связи Баварии'

Внешние связи Баварии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Альпийский регион / Бавария / международные связи / парадипломатия / теория ауксилиарной парадипломатии / торговля / Чехия / Alpine region / Bavaria / international relations / paradiplomacy / auxiliary paradiplomacy / trade / Czech Republic

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Минкова Кристина Владимировна, Савостьянов Артем Андреевич

Актуальность. Рассмотрены современное состояние внешних связей Баварии и их основные проблемы, предложены способы их решения. Отдельный акцент сделан на роли Баварии в решении общефедеральных задач ФРГ в сфере внешней политики, для этого используется концепция ауксилиарной парадипломатии Ю.Г. Акимова. Актуальность исследования продиктована отсутствием в научном поле работы, представляющей релевантный и современный анализ состояния внешней политики Баварии. Цель исследования – актуализация изучения внешних связей Баварии в настоящее время. Подчеркнут высокий уровень институционального развития, комплексность и взаимосвязанность реализуемых программ на уровне данной федеральной земли. Материалы и методы. Главными материалами послужили официальные сайты министерств Баварии и представительств Земли за рубежом, а также доклады комиссий ЕС по межрегиональному сотрудничеству. Для решения поставленных задач использовался институциональный метод в контексте рассмотрения основных акторов внешней политики Баварии и их функций, а также метод “case-study” для анализа сотрудничества между Баварией и Чехией. Результаты исследования. На примере Стратегии развития отношений между Баварией и Чехией от 2019 г. продемонстрирована многофакторность внешних связей Баварии, а также продуманный институциональный дизайн сотрудничества. Выводы. Баварская модель может быть успешно имплементирована в других регионах (в том числе и российских), стремящихся к большей глобальной кооперации. Эта модель противопоставляется традиционной модели развития внешних связей субнациональных акторов, ориентированной в основном на торговлю; подчеркиваются ее преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bavaria’s external relations

Importance. The current state of Bavaria’s foreign relations and their main problems are considered, and ways to solve them are proposed. A special emphasis is placed on the role of Bavaria in solving the federal tasks of Germany in the field of foreign policy, for this purpose the concept of auxillary paradiplomacy by Y.G. Akimov is used. The relevance of the study is dictated by the lack of work in the scientific field representing a relevant and modern analysis of the state of Bavaria’s foreign policy. The purpose of the research is to update the study of Bavaria’s foreign relations at the present time. The high level of institutional development, the complexity and interconnectedness of the implemented programs at the level of this federal state are emphasized. Materials and Methods. The main materials are the official Ministries websites of Bavaria and representatives of the Land abroad, as well as reports of the EU commissions on interregional cooperation. To solve the tasks set, the institutional method is used in the context of considering the main actors of Bavaria’s foreign policy and their functions, as well as the “case-study” method for analyzing cooperation between Bavaria and the Czech Republic. Results and Discussion. Using the example of the Strategy for the Development of Relations between Bavaria and the Czech Republic from 2019, the multifactorial nature of Bavaria’s external relations, as well as a well-thought-out institutional design of cooperation, are demonstrated. Conclusion. The Bavarian model can be successfully implemented in other regions (including Russia) seeking greater global cooperation. This model is contrasted with the traditional model of development of external relations of subnational actors, focused mainly on trade; its advantages are emphasized

Текст научной работы на тему «Внешние связи Баварии»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities

ISSN 1810-0201 (Print), ISSN 2782-5825 (Online) https://ve stsutmb .elpub.ru

Научная статья УДК 93/94+327

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-2-541 -552

Внешние связи Баварии

Кристина Владимировна МИНКОВА *, Артем Андреевич САВОСТЬЯНОВ

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 *Адрес для переписки: [email protected]

Актуальность. Рассмотрены современное состояние внешних связей Баварии и их основные проблемы, предложены способы их решения. Отдельный акцент сделан на роли Баварии в решении общефедеральных задач ФРГ в сфере внешней политики, для этого используется концепция ауксилиарной парадипломатии Ю.Г. Акимова. Актуальность исследования продиктована отсутствием в научном поле работы, представляющей релевантный и современный анализ состояния внешней политики Баварии. Цель исследования - актуализация изучения внешних связей Баварии в настоящее время. Подчеркнут высокий уровень институционального развития, комплексность и взаимосвязанность реализуемых программ на уровне данной федеральной земли.

Материалы и методы. Главными материалами послужили официальные сайты министерств Баварии и представительств Земли за рубежом, а также доклады комиссий ЕС по межрегиональному сотрудничеству. Для решения поставленных задач использовался институциональный метод в контексте рассмотрения основных акторов внешней политики Баварии и их функций, а также метод "case-study" для анализа сотрудничества между Баварией и Чехией.

Результаты исследования. На примере Стратегии развития отношений между Баварией и Чехией от 2019 г. продемонстрирована многофакторность внешних связей Баварии, а также продуманный институциональный дизайн сотрудничества.

Выводы. Баварская модель может быть успешно имплементирована в других регионах (в том числе и российских), стремящихся к большей глобальной кооперации. Эта модель противопоставляется традиционной модели развития внешних связей субнациональных акторов, ориентированной в основном на торговлю; подчеркиваются ее преимущества.

Ключевые слова: Альпийский регион, Бавария, международные связи, парадипломатия, теория ауксилиарной парадипломатии, торговля, Чехия

Для цитирования: Минкова К.В., Савостьянов А.А. Внешние связи Баварии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 541-552. https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-2-541 -552

© Минкова К.В., Савостьянов А.А., 2024

541

Original article

https://doi.org/10.2031Q/181Q-0201 -2024-29-2- 541 -552

Bavaria's external relations

Kristina V. MINKOVA *, Artem A. SAVOSTYANOV

Saint Petersburg University 7-9 Universitetskaya Emb., St Petersburg, 199034, Russian Federation ^Corresponding author: [email protected]

Importance. The current state of Bavaria's foreign relations and their main problems are considered, and ways to solve them are proposed. A special emphasis is placed on the role of Bavaria in solving the federal tasks of Germany in the field of foreign policy, for this purpose the concept of auxillary paradiplomacy by Y.G. Akimov is used. The relevance of the study is dictated by the lack of work in the scientific field representing a relevant and modern analysis of the state of Bavaria's foreign policy. The purpose of the research is to update the study of Bavaria's foreign relations at the present time. The high level of institutional development, the complexity and intercon-nectedness of the implemented programs at the level of this federal state are emphasized. Materials and Methods. The main materials are the official Ministries websites of Bavaria and representatives of the Land abroad, as well as reports of the EU commissions on interregional cooperation. To solve the tasks set, the institutional method is used in the context of considering the main actors of Bavaria's foreign policy and their functions, as well as the "case-study" method for analyzing cooperation between Bavaria and the Czech Republic.

Results and Discussion. Using the example of the Strategy for the Development of Relations between Bavaria and the Czech Republic from 2019, the multifactorial nature of Bavaria's external relations, as well as a well-thought-out institutional design of cooperation, are demonstrated. Conclusion. The Bavarian model can be successfully implemented in other regions (including Russia) seeking greater global cooperation. This model is contrasted with the traditional model of development of external relations of subnational actors, focused mainly on trade; its advantages are emphasized

Keywords: Alpine region, Bavaria, international relations, paradiplomacy, auxiliary paradiplomacy, trade, Czech Republic

For citation: Minkova, K.V., & Savostyanov, A.A. (2024). Bavaria's external relations. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 2, pp. 541-552. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-541-552

АКТУАЛЬНОСТЬ

Зародившаяся во время Второй мировой войны внешнеполитическая активность субнациональных акторов международных отношений прошла длинный путь своего развития. Из побратимских связей пострадавших от войны городов парадипломатия развилась в самостоятельное явление, которое играет заметную роль в современном мире. Сам же термин появился в 90-е гг. XX века благодаря И. Духачеку. В те же годы ввиду

окончания «холодной войны» роль паради-пломатии заметно выросла [1, с. 67]. В настоящее время одним из наиболее активных акторов в межрегиональном и межграничном взаимодействии являются немецкие земли. Изучению их межрегиональных связей посвящено большое количество работ, однако, в силу нестабильности текущей конфигурации международной системы связи субъектов с другими акторами мировой политики переживают постоянную трансформацию и, как результат, нуждаются в постоянном изучении

и анализе. Так, например, отдельные положения статьи К.В. Богданова и И.А. Кузьмина, рассматривающих сотрудничество Баварии с Россией [2, с. 477], в силу текущих межгосударственных отношений утратили свою актуальность. Ряд положений важной работы П. Фишера «Региональные отношения Баварии» (Die regionalen Beziehungen Bayerns) также устарел [3]. В частности, исследователь не уделил внимания внеевропейским контактам Баварии, считая их несущественными по сравнению с процессами внутри Европейского союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ).

Для достижения цели исследования, а именно, актуализации изучения внешних связей Баварии, видится необходимым, во-первых, проанализировать основные направления внешних сношений, указать на роль министерств и других административных и законодательных органов в них, а во-вторых, продемонстрировать реализацию этих направлений на примере отношений между Баварией и Чехией.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В основу анализа современного положения внешних связей Баварии в качестве теоретической рамки мы положили концепцию ауксилиарной дипломатии Ю.Г. Акимова, изложенную в его статье «Ауксилиарная па-радипломатия: использование внешних связей субнациональных единиц для решения национальных внешнеполитических задач (прошлое и настоящее)» [1]. Эта концепция, утверждающая, что федеральные центры используют свои субнациональные единицы для реализации внешнеполитических целей государства, способствует лучшему пониманию особенностей внешней политики Баварии [4, с. 39].

Фактической основой для исследования послужили сайты министерств, агентств и специальных программ, внешних представительств Баварии за рубежом, статистика с информационных ресурсов Министерства статистики Баварии и международных ин-

ститутов, главным образом ЕС, нормативные документы (Конституция ФРГ и Линдауское соглашение, Стратегия межрегионального развития между Баварией и Чехией), отчеты как органов региональной власти, так и ЕС.

Для достижения цели и задач был использован институциональный метод, который позволяет раскрыть роль акторов Баварии во внешней деятельности Земли, и метод "сase-study", позволяющий более подробно изучить сотрудничество и его результаты между Чехией и Баварией.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно выделить следующие направления внешних сношений Баварии: политика, экономика, защита окружающей среды, гуманитарное сотрудничество.

Перед тем как рассмотреть цели и задачи внешних связей Баварии, а также проанализировать их эффективность, логично оговорить, что, согласно Конституции ФРГ, «Поддержание отношений с иностранными государствами находится в ведении Федерации»1, а для заключения соглашений в области международного сотрудничества федеральная земля вынуждена получать разрешение Берлина.

Учитывая вышесказанную оговорку о полномочиях земель, их политические контакты следует рассматривать в контексте общей внешней политики Германии. Главной целью на настоящем этапе может считаться поддержание стабильного сотрудничества в рамках ЕС, его возможное расширение за счет балканских стран (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Албания, Македония) и Восточной Европы (Украина, Молдова), а также установление и развитие связей с новыми потенциальными поставщиками ресурсов ввиду выключения России из европейского рынка углеводородов. Стоит отметить,

1 Основной закон Федеративной Республики Гер-

мании, 23 мая 1949 г. (ст. 32) // 100(0) ключевых доку-

ментов по германской истории в XX веке. URL: https://www.1000dokumente.de/ (дата обращения: 23.01.2024).

что Бавария уже принимала участие в программах, связанных с улучшением уровня образования, в недавно присоединившихся к ЕС стран - Польше и Чехии в 2003 г., а также проводила тренинги для работников судебной системы2. В настоящее время подобная помощь оказывается потенциальным членам ЕС - Украине и Турции. Для выполнения целей Бавария может оказывать федеральному центру и ЕС помощь в выполнении ряда задач, а именно: укрепление сотрудничества с пограничными регионами, регионами стран-участниц ЕС и регионами стран-претендентов на вступление в ЕС, установление прочных контактов с неевропейскими странами, богатыми ресурсами. Сотрудничество с неевропейскими партнерами, в частности, с ЮАР и другими африканскими республиками, должно помочь наладить импорт природных ресурсов. Однако стоит отметить, что такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. В противном случае такая кооперация будет иметь неоколониальный характер. Министерство экономики, регионального развития и энергетики Баварии особо подчеркивает стремление к углублению цифровизации региона, а также поддержанию социально ответственной рыночной экономики3.

Внешнеэкономическая деятельность Баварии весьма диверсифицирована, однако основной сферой сотрудничества между Баварией и другими территориями является экономическая кооперация. Экономика Баварии - одна из самых больших не только среди немецких земель, но и среди других регионов стран-членов ЕС. Кроме того, она характеризуется большой долей наукоемких производств: это микроэлектроника, оптика, химическая промышленность, фармацевтика

2 Unterstützung der EU-Beitrittsvorbereitungen mitte-lund osteuropäischer Lände // BMU-Zeitschrift "Umwelt". URL: https://www. bmuv. de/fileadmin/Daten_BMU/Down-load_PDF/ Europa_International/tw_artikel_pl_cz_bf.pdf (abrufen: 23.01.2024).

3 Tasks & objectives // The Bavarian Ministry of Economic Affairs, Regional Development and Energy. URL: https://www.stmwi.bayern.de/english// (accessed: 23.01.2024).

и производство медицинского оборудования, а также сферы услуг: банкинг, страховой бизнес4. По состоянию на 2022 г., реальный ВВП Баварии равнялся 716,78 млрд евро5, что выделяло экономику страны среди многих национальных экономик ЕС. К примеру, ВВП Польши в тот же период составлял 654 млрд6, а Швеции - 563 млрд евро7. Сравнивая показатели Баварии с данными по малым странам ЕС, мы увидим, что ВВП Латвии за 2022 г. не превышал 39 млрд8, а Мальты - 17 млрд евро9. В 2022 г. рост объема экономики Баварии составил 7,56 % (54,19 млрд). Экспорт на конец прошлого года составил 216,46 млрд, а импорт - 250,63 млрд10.

Высокий уровень развития технологий, включенность в европейские и мировые экономические цепочки, культурное разнообразие формируют уникальный подход к участию в международной кооперации. Бавария активно сотрудничает со странами-членами ЕС, а также с их регионами и муниципалитетами, с одной стороны, и акторами, не участвующими в европейском интеграционном объединении, - с другой.

Так, на сегодняшний день Бавария поддерживает особые отношения со следующими неевропейскими регионами: Шандунь и

4 Industrie Bericht Bayern // Bayerisches Staatsministerium für Wirtschaft, Landesentwicklung und Energie. URL: https: //www. stmwi.bayern. de/fileadmin/user_upload/ stmwi/Wirtschaft/Industrie/Industriebericht_Bayern_2022.pdf (abrufen: 23.01.2024).

5 Get to know Bavaria // Bayerisches Afrikabüro in Addis Abeba. URL: https://africa.bayern.de/europes-innovation-powerhouse/ (accessed: 23.01.2024).

6 Focus Economics: Poland // Focus Economics. URL: https://www.focus-economics.com/countries/poland/ (accessed: 23.01.2024).

7 Focus Economics: Sweden // Focus Economics. URL: https://www.focus-economics.com/countries/sweden/ (accessed: 23.01.2024).

8 Focus Economics: Latvia // Focus Economics. URL: https://www.focus-economics.com/countries/latvia/ (accessed: 23.01.2024).

9 Focus Economics: Malta // Focus Economics. URL: https://www. focus-economics. com/countries/malta/ (accessed: 23.01.2024).

10 Wesgro Research Bavaria Regional Fact Sheet // Wesgro. URL: https://www.wesgro.co.za/uploads/files/ Wesgro-Research_Bavaria-Regional-Fact-Sheet_2023.09.pdf (accessed: 23.01.2024).

Гуанчжоу (Китай), Квебек (Канада), Западно-капская провинция и Гаутенг (ЮАР), Сан-Паоло (Бразилия), Джорджия (США). Кроме того, в рамках внеевропейской кооперации по широкому кругу вопросов Бавария принимает участие в Региональном саммите лидеров (Regional Leaders' Summit), в рамках которого каждые два года проводятся встречи руководителей Гуанчжоу, Квебека, Баварии, Джорджии, Сан-Паоло, Верхней Австрии. На Саммите обсуждаются вопросы экономического развития, социальной защиты, сохранения окружающей среды и развития мультикультурализма11.

В настоящее время экономическое взаимодействие Баварии с ее основными внешнеторговыми партнерами (США, Китай, Австрия, Чехия, Италия, Великобритания, Нидерланды) состоит в торговле высокотехнологичными товарами и услугами. Анализируя торговый баланс Баварии с 2012 по 2022 г., стоит отметить, что экспорт и импорт росли на всем промежутке. В среднем годовой рост экспорта составил 3,13 %, а рост импорта -7,88 %. В 2019 г. сальдо торгового баланса впервые приняло отрицательное значение (189631024 млрд евро экспорта против 192841068 млрд евро импорта), в последующие годы диспропорция усиливалась12. Одной из важнейших причин изменения баланса является увеличение экспорта из Китая. Своей главной экономической целью власти Баварии видят сокращение диспропорции торгового баланса. Для ее достижения необходимо стимулирование экспорта с целью роста его среднегодового показателя до значений импортного роста через открытие для баварских производителей новых рынков, в частности, особый интерес представляют Юго-Восточная Азия и Китай13. Пока же ба-

11 About Us // Regional Leaders' Summit. URL: https://www.regionalleaderssummit.org/about/ (accessed: 23.01.2024).

12 Außenhandel: Land, Aus- und Einfuhr, Jahre // Bayerisches Landesamt für Statistik. URL: https://www.statistikdaten.bayern.de/genesis/online?operati on=previous&levelindex=1&step=1 (abrufen: 23.01.2024).

13 China und ASEAN bleiben im Trend // Außenwirt-

schaftsportal Bayern. URL: https://international.bihk.de/

варские производители предпочитают покупать в Азии отдельные компоненты, в том числе и высокотехнологичные (в сфере автомобилестроения, выработки и распределения энергии, промышленного оборудования и аэрокосмической сферы), для дальнейшего создания готового продукта в силу ценовых факторов, обусловленных стоимостью труда14. Кроме того, актуальной задачей является усовершенствование транспортных путей на границе с Чехией для увеличения объемов торговли15.

В сфере экологии одной из важнейших целей является привлечение большего числа участников к проблемам охраны Альп и Боденского озера, которое представляет собой общую территорию трех стран: Германии, Австрии и Швейцарии. Кроме того, это направление имеет высокую степень институ-ционализации. В рамках Альпийской конвенции 1995 г. прилежащие регионы регулируют вопросы управления и защиты водных ресурсов, ведения сельского хозяйства, лесничества, развития экотуризма, а также общее устойчивое развитие региона, нацеленного на сохранение биоразнообразия и традиционной культуры жителей региона. К сотрудничеству в рамках исследовательской программы по Альпам была привлечена также Норвегия - первая страна-участница, которая географически находится вне этого региона. Для реализации другой цели - гармонизации подходов к охране окружающей среды с Пльзенским и Южночешским краем -правительству Баварии предстоит сотрудничать с региональными властями чешских ре-

magazin/im-gespraech/detail/china-und-asean.html (abrufen: 23.01.2024).

14 Prognose: Industriezweige abhängig von ChinaEinfuhren // Süddeutsche Zeitung. URL: https://www.sued-deutsche.de/bayern/aussenhandel-muenchen-prognose-industriezweige-abhaengig-von-china-einfuhren-dpa.urn-newsml-dpa-com-20090101 -231102-99-791225 (abrufen: 23.01.2024).

15 Wirtschaftsbeziehungen! Außenhandel BayernTschechien // Delegation der Bayerischen Wirtschaft in der Tschechischen Republik. URL: https://www.bavariaworld-wide.de/tschechien/ueber-tschechien/wirtschaftsbezie-hungen/ (abrufen: 23.01.2024).

гионов, а также проводить большую работу по задействованию связей на Конференции европейских региональных министров окружающей среды и заседаниях Комитетов регионов (Committee of the Regions)16. Общей задачей для властей Южночешского края Баварии и Верхней Австрии является сохранение лесного пространства Шумавы. Кроме того, Бавария принимает участие в «Стратегии ЕС по Дунайскому региону» ("Strategie der Europäischen Union für den Donauraum"), в рамках которого разрабатываются и реализуются программы развития прилежащих к реке территорий.

Еще одно направление международной деятельности Баварии в рамках защиты окружающей среды - контроль содержания вредных веществ в воздухе. Исследовательская станция «Шнеефернерхаус» (Schneefernerhaus) ведет сбор и анализ данных о климатических изменениях в районе Альп. В проекте принимают участие ученые из Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции и Норвегии17.

Подобный проект развернут и на базе баварско-чешского сотрудничества, что особенно актуально в силу более низкого уровня развития экологических инициатив у новых членов ЕС .

В рамках систем RAPEX (Rapid Exchange of Information System) и RASFF (Rapid Alert System for Food and Feed) Бавария участвует в обмене данными о потенциально опасных продуктах питания и товарах с государствами ЕС и регионами стран-участниц

16 Bayerische Umwelt- und Verbraucherschutzbelange im EU-Gesetzgebungsprozess // Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz. URL: https: //www. stmuv.bayern. de/ministerium/eu/zusammenar beit/institutionen.htm (abrufen: 23.01.2024).

17 Über uns // Die Betriebsgesellschaft Umweltforschungsstation Schneefernerhaus GmbH. URL: https://schneefernerhaus.de/station/betriebsgesellschaft/ (abrufen: 23.01.2024).

18 German-Czech cross border cooperation for continuous monitoring of UFP and BC // International Symposium on Ultrafine Particles. URL: https://www.research-gate.net/publication/269519026_GermanCzech_cross_borde r_cooperation_for_continuous_monitoring_of_UFP_and_BC (accessed: 23.01.2024).

ЕС. Помимо этого существует соглашение об обмене данными с Китаем по импортно-экспортным товарам19.

Бавария также принимает деятельное участие в работе Конференции европейских региональных министров окружающей среды (Conference of European Regional Environment Ministers), в рамках которой совместно с правительством нидерландского Утрехта вырабатывает принципы защиты контроля качества за продуктами питания, а также лоббирует идею о недопуске на общий европейский рынок продуктов с ГМО20.

Целью образовательного международного сотрудничества Баварии является укрепление связей между партнерскими образовательными институциями для упрочнения позиций этой земли как региона в международном научном поле21. Для успешной реализации этой цели, сформулированной Исследовательским альянсом Баварии (Bavarian Research Alliance), видится необходимым расширение партнерских связей, систематическая поддержка научных инициатив как со стороны правительства этой федеральной земли, так и за счет частных инвесторов, заинтересованных в технологических инновациях. Главной задачей гуманитарной деятельности, как отмечает сеть организаций «Единый мир» (Das Eine Welt Netzwerk Bayern), остается помощь глобальному Югу в преодолении технологической отсталости путем многостороннего подхода, включающего в себя прямые инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, а также образовательные программы, нацеленные на повышение уровня человеческого капитала, который в свою

19 Verbraucherschutz, Produkt- und Lebensmittelsicherheit // Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz. URL: https://www.stmuv.bayern.de/ ministerium/eu/zusammenarbeit/internationale.htm (abrufen: 23.01.2024).

20 ENCORE - Konferenz der regionalen Umweltminister Europas // Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz. URL: https://www.stmuv. bayern.de/ministerium/eu/zusammenarbeit/encore/index.htm (abrufen: 23.01.2024).

21 Background // Bavarian Research Alliance. URL: https://www.bayfor.org/en/about-us/organisation/back-ground.html (accessed: 23.01.2024).

очередь должен приносить экономические и

22

социальные улучшения на местах .

Тем не менее уже сейчас в рамках своих внешних связей Бавария не только создает образ развитого технологического центра, уделяющего при этом большое внимание защите окружающей среды, но и поддерживает научные, образовательные и культурные контакты. За последние 10 лет количество иностранных студентов в университетах Баварии возросло на 161,9 %23. Четыре баварских университета (Технический университет Мюнхена, Университет Мюнхена, Университет Эрлангена-Нюрнберга и Вюрц-бургский университет) входят в сотню лучших университетов Европы, что представляет Баварию центром развития технического прогресса, общественной мысли и инноваций.

Между учебными заведениями среднего образования Баварии и Пльзенского края проходят программы по обмену студентами. Школьники из двух регионов проводят часть года в школе-побратиме, в результате чего устанавливаются связи между молодежью. Такие программы сыграли важную роль в 2000-х и 2010-х гг., когда происходила интеграция Чешской Республики в европейские инициативы24. Они помогли придать интеграционному процессу, который изначально носил политический и экономический характер, культурное, социальное измерение, устранив препятствия на пути выстраивания у чешской молодежи европейской идентичности. Кроме того, участие Баварии в программе «Егеатш+» позволяет интенсифицировать академические контакты в формате обмена между университетами этой федераль-

22 Fast überall in Bayern... // Eine Welt Netzwerk Bayern. URL: https://www.eineweltnetzwerkbayern.de/ewnb (abrufen: 23.01.2024).

23 79 374 Studierende mit internationalem Hintergrund an den Hochschulen in Bayern immatrikuliert // Bayerisches Landesamt für Statistik. URL: https://www.statistik.bayern.de/presse/mitteilungen/2023/p m314/index.html (abrufen: 23.01.2024).

24 Tandem - Koordinierungszentrum Deutsch-Tsche-

chischer Jugendaustausch // Austausch Macht Schule. URL: https://www.austausch-macht-schule.org/tandem (abrufen: 23.01.2024).

ной земли и неевропейскими образовательными институциями.

Помощь бедным районам Африки в модернизации экономики и решении базовых гуманитарных и социальных вопросов населения - еще одно направление международной гуманитарной деятельности, которое остается актуальным уже многие годы. В докладе, представленном Баварской государственной канцелярией (Bayerische Staatskanzlei), приведен подробный отчет о работе как государственных, так и не государственных баварских акторов в области улучшения социо-гуманитарной обстановки. Главными реципиентами помощи являются Тунис, Сенегал, Гана, Того, Камерун, Эфиопия, Уганда, Танзания, Кения, Малави и отдельные регионы ЮАР.

Основной объем помощи предоставляется в виде материальных благ (оборудование и инструменты для повышения урожайности местного сельского хозяйства, водоочистительные сооружения, генераторы электроэнергии) и услуг, оказываемых баварскими специалистами (главным образом, образование и профессиональная подготовка, соответствующая экономической специализации региона; подготовка управленческих кадров в сфере развития на базе немецких образовательных учреждений; подготовка рекомендаций по реформированию местного законодательства, направленного на поощрение частной деятельности, внедрению новых методов ведения производства)25.

Итак, текущие цели и задачи внешних связей Баварии отвечают тем актуальным проблемам внешней политики, с которыми сталкивается эта федеральная земля, Германия и весь ЕС. Углубление имеющихся связей и создание новых являют собой достойный ответ на кризисы интеграционных процессов и делают возможным продолжение отраслевого сотрудничества. Разветвленная

25 Der Beitrag Bayerns zu Stabilität und Entwicklung in Afrika // Bayerische Staatskanzlei. URL: https://www.bayern. de/wp-content/uploads/2021/05/BR0-SCHUeRE-AFRIKAPAKET-FINAL-2021.pdf (abrufen: 23.01.2024).

сеть контактов, широкие экономические и культурные возможности, богатая история успешных контактов с отдельными регионами упрощают достижение целей, содействуя политике федерального центра по этим вопросам. Вышеописанные цели стабильны и не подвержены сильным изменениям в зависимости от внутренней политической конъюнктуры. Смена правящей партии в Германии, как и изменения в баварском парламенте, не оказывают на них существенного влияния. Для всех последних властей эти цели остаются схожими. Долгосрочное планирование реализуемых инициатив и их бюджетов не дают пространства для внесения в них изменений.

Подводя итоги рассмотрения основных направлений, необходимо еще раз указать на многопрофильную деятельность Баварии. Важной особенностью ее внешних связей является их продуманность и глубокая взаимосвязанность всех направлений. Так, улучшение экологии в районе Альп и Боденского озера способно повлечь за собой увеличение туристического потока, что перекликается с политикой транспортного развития на приграничных территориях. Помощь африканским странам, улучшение жизненных условий населения (в особенности в Тунисе) приводит к снижению количества беженцев, спаду нелегальной миграции и, как следствие, ослаблению политической напряженности в самой Баварии, в Германии и во всем ЕС, что высвобождает средства бюджета на дальнейшую гуманитарную деятельность и другие виды международного сотрудничества.

Одним из важнейших институтов реализации внешних связей Баварии является Министерство экономики, регионального развития и энергетики. В его структуре находится 10 отделов. Непосредственное участие в международном сотрудничестве принимает 6-й отдел, занимающийся интернационализацией, региональными связями и курирующими деятельность агентства "Invest in Bavaria". В рамках отдела существует пять направлений деятельности, четыре из которых привязаны к конкретным регионам: 1) основные вопросы

внешней экономики, Америка; 2) Европа, выставочный бизнес; 3) Африка, Ближний и Средний Восток, Турция, сотрудничество в целях развития; 4) Азия, агентство "Bayern International", зарубежные выставки; 5) агентство "Invest in Bavaria", локальный маркетинг и поддержка инвесторов26. Развитием туристических связей занимается 7-й отдел. Основными механизмами реализации поддержки являются прямые субсидии компаниям Баварии, которые хотят выйти на международный рынок (помощь на местах оказывается благодаря представительствам Баварии), финансовые гранты на развитие международного направления бизнеса и информационная

27

поддержка .

Агентство "Invest in Bavaria" занимается оказанием помощи иностранным компаниям в развертывании бизнеса на территории этой федеральной земли - выборе места деятельности, консультировании по вопросам маркетинговой стратегии, а также возможности кооперации с уже существующими в регионе компаниями28.

Учрежденное Министерством экономики агентство "Bayern international", напротив, оказывает помощь компаниям из Баварии при выходе на международный рынок. Выделяется деятельность, связанная с организацией промоутерских выставок в других странах, а также проект "Key to Bavaria", являющийся базой данных экспортно-ориентированных компаний из Баварии, благодаря которой потенциальные покупатели могут находить потенциальных продавцов29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одно министерство, активно участвующее в международной деятельности Ба-

26 Organisation // The Bavarian Ministry of Economic Affairs, Regional Development and Energy. URL: https://www. stmwi.bayern. de/ministerium/organisation/ (accessed: 23.01.2024).

27 Förderung // Außenwirtschaft in Bayern. URL: https://www.aussenwirtschaft.bayern/foerderung/ (abrufen: 23.01.2024).

28 Über Invest in Bavaria // Invest in Bavaria. URL: https://www.invest-in-bavaria.com/unsere-services/ueber-uns (abrufen: 23.01.2024).

29 Key to Bavaria - the foreign trade database // Bayern International. URL: https://www.bayern-intema-tional.de/en/company-database (accessed: 23.01.2024).

варии, - это Министерство окружающей среды и защиты прав потребителей. Основная форма его деятельности - участие в создании и имплементации договоров по вопросам экологии и продуктового контроля, а также организация международных исследовательских групп30.

Исследовательский Альянс Баварии занимается поддержкой международных научных связей в регионе. Для этого он осуществляет помощь в проведении исследований, коммерциализации изобретений, предоставляет научную, административную и финансовую поддержку на всех этапах научной деятельности, проводит мероприятия по налаживанию научных контактов между исследовательскими институциями Баварии и научными центрами других стран, оказывает поддержку при создании консорциумов, связанных с проектами31.

Зонтичная организация «Единый мир» сосредоточена на разработке и реализации проектов гуманитарной направленности. В рамках этой деятельности она проводит образовательные семинары о глобальных проблемах, участвует в акциях и публичных компаниях, лоббирует включение в повестку помощи развивающимся странам, финансирует и информационно поддерживает проекты, направленные на помощь32.

Также на внешние связи Баварии работает проект "Study in Bavaria", организованный Министерством науки и искусства (Bayerisches Staatsministerium für Wissens-chaft und Kunst). Задача проекта - оказать информационную помощь абитуриентам, собрав основную информацию о поступлении на одном ресурсе. Также он выступает агрегатором

30 Für Mensch und Umwelt - Aufgaben des Ministeriums // Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz. URL: https://www.stmuv.bayern.de/ ministerium/aufgaben/index.htm (abrufen: 23.01.2024).

31 Bayerische Forschungsallianz (Bavarian Research Alliance) // Bayern innovativ. URL: https://www.bayer-ninnovativ.de/en/company/bayerische-forschungsallianz-gmbh (abrufen: 23.01.2024).

32 Selbstdarstellung // Eine Welt Netzwerk Bayern.

URL: https://www.eineweltnetzwerkbayern.de/ewnb (abrufen: 23.01.2024).

международных программ в университетах Баварии, оказывая помощь в поиске подходящих вариантов.

Баварский ландтаг, равно как и Правительство Баварии, участвует в международном сотрудничестве не настолько активно, как это делают специализированные агентства и профильные министерства. Однако от них зависят фундаментальные основы внешней связей этой федеральной земли. В частности, к их функциям относится определение правовых рамок международного сотрудничества, заключающихся в принятии законодательных актов и ратификации договоров, принятие и исполнение бюджета. Важно отметить, что земли в ФРГ влияют на принятие международных договоров федерального центра, предоставляя свое согласие на них, в случае если их интересы затрагиваются этими договорами. Федеральное правительство должно учитывать интересы регионов согласно Линдаускому соглашению 1957 г.33 Однако, если федеральная земля не высказала претензий в ходе обсуждения планирующегося договора в рамках консультаций с Берлином, то в дальнейшем она несет ответственность за его неукоснительное соблюдение. Кроме того, отдельные представители земельных органов выполняют представительную функцию во время приема иностранных делегаций, а также посещения других государств.

Основные функции описанных выше ведомств - привлечение иностранного капитала в Баварию, а также помощь компаниям из Баварии при осуществлении международной деятельности. Тем не менее, отдельные институты направлены на расширение сотрудничества в научной, экологической и гуманитарной среде. Вместе они служат повышению международного престижа региона. Отдельно следует отметить плодотворное сотрудничество некоммерческих организаций и официальных властей в реализации внешних связей. Кроме того, использование широкого

33 Lindauer Abkommen (Text) // lexexakt.de. URL: https://www.lexexakt.de/index.php/glossar/lindauerabkomm entxt.php (abrufen: 23.01.2024).

набора инструментов дает возможность проведения гибкой политики в отношении уже существующих программ, что отражается на функционале институтов, готовых к взаимодействию в новых форматах и условиях, что в свою очередь избавляет от необходимости постоянно увеличивать их количество. Сравнительно небольшое количество институтов с гибким функционалом позволяет избежать забюрократизированности сферы международного сотрудничества.

Учитывая разнообразие сфер международной деятельности Баварии и ее масштаб, мы не можем в полной мере рассмотреть все примеры успешного межрегионального сотрудничества, однако, ниже приведен наиболее репрезентативный пример.

В 2019 г. был принята стратегия межрегионального развития между Баварией и Чехией на 2021-2027 гг.34 Главная ее особенность - комплексный подход к развитию трансграничных отношений. Было определено 5 приоритетов: исследования и передача знаний, адаптация к изменению климата и защита окружающей среды, образование, культура и устойчивый туризм, улучшение межрегионального управления. Наиболее важной, как отмечают авторы стратегии, остается задача укрепления сотрудничества между пограничными муниципалитетами.

По данным статистики, около 65 % всех граждан Чехии, постоянно проживающих и работающих в Германии, приходится на Баварию. В основном они заняты в промышленном производстве, транспорте и логистике, а также в сфере услуг. Такой приток мигрантов частично компенсирует дефицит кадров, наблюдаемый в Баварии последние пять-десять лет35. Однако наследие «железного занавеса», проявляемое в отсутствии

34 INTERREG Bayern-Tschechien 2021-2027 programmdokument // European Regional Development Fund (ERDF) URL: https://interreg.eu/wp-content/uploads/ 2017/08/Programmdokument_BY-CZ_1.Version-17.03.2022.pdf (abrufen: 23.01.2024).

35 45000 Tschechen und Österreicher arbeiten in Deutschland // Zeit Online. URL: https://www.zeit.de/ news/2021 -02/12/45-000-tschechen-und-oesterreicher-

arbeiten-in-deutschland (abrufen: 23.01.2024).

приграничных связей, дает о себе знать до сих пор, даже спустя 30 лет после его падения. Пандемия СОУГО-19 показала, что в подобных экстремальных ситуациях все сотрудничество, имевшее место до этого, быстро прекращается. Региональные власти замыкаются в попытке решить проблему исключительно на своей территории, не предполагая, что тактика продолжения сотрудничества может быть выгоднее, чем стремление к изоляции. Для решения этой задачи предполагается создание специализированных групп с участием профильных специалистов с двух сторон для выработки стратегий совместного действия в экстренных ситуациях. Также подразумевается активное вовлечение региональных властей в процесс содействия трудовой миграции и интенсификации движения общественного транспорта.

К настоящему моменту в рамках Стратегии достигнута договоренность об обмене данными по загруженности дорог в приграничных районах для совместной оценки необходимости создания новых транспортных путей и модернизации уже существующих36.

Настоящая Стратегия - наглядный пример всестороннего подхода, проявляемого Баварией к международному сотрудничеству. Программы и мероприятия несут в себе цель создания устойчивых практик, на основе которых в дальнейшем можно реализовы-вать новые, более сложные интеграционные модели. Опыт европейского сотрудничества играет в этом большую роль. Его многоступенчатый характер, нацеленный на углубление интеграции с каждым шагом, помогает постепенно преодолевать имеющиеся барьеры и гармонизировать подходы в области правового регулирования, экологических инициатив и других сферах. Взаимовыгодность сотрудничества - основополагающая характеристика для подобных программ. Обе стороны должны получать выгоды в равной степени,

36 Bayern und Tschechien: Gegenseitiger Austausch von Verkehrsdaten vereinbart // Bayerisches Staatsministerium für Wohnen, Bau und Verkehr. URL: https://www.stmb.bayern.de/med/pressemitteilungen/presse archiv/2023/54/index.php (abrufen: 23.01.2024).

так как от этого зависит их мотивация к продолжению сотрудничества. Сам факт существования шестилетней стратегии отражает стремление к долгосрочному партнерству по всем вопросам региональной политики. Понимание важности диверсификации направлений сотрудничества и уход от традиционной модели с упором на торговые отношения делает современную политику Баварии такой разносторонней и концептуально сложной. В этом кейсе также видится проявление аукси-лиарной парадипломатии: оказывая Чехии помощь, Бавария способствует снижению уровня общевропейского неравенства и сглаживанию социальной сферы всего ЕС.

Подведем некоторые итоги анализа нынешнего состояния внешних связей Баварии. Ключевые выводы, которые можно сделать по результатам исследования, заключаются в следующем.

1. Внешние связи Баварии, сколь географически разнообразными они бы ни были, все еще фокусируются в основном на сотрудничестве со странами ЕС. Это объясняется тем, что национальные успехи евроин-теграции создают прочную основу для дальнейшего развития связей между отдельными акторами региона.

2. Институциональная развитость Баварии делает возможным ее эффективное участие в различных программах от экономических до гуманитарных.

3. Распределение направлений реализации внешних связей между государственными министерствами и агентствами и некоммерческими организациями повышают эффективность реализации программ.

4. Для решения текущих задач (улучшение сальдо торгового баланса, привлечение большего внимания со стороны неприле-гающих территорий к участию в экологических проектах по Альпам и Боденскому озеру, помощь в развитии бедных регионов планеты) Бавария располагает всеми необходи-

мыми инструментами в силу включенности во многие международные организации, а также своего экономического и культурного веса.

5. Несмотря на серьезные вызовы, с которыми сталкиваются Германия и ЕС, Бавария продолжает демонстрировать рост экономических показателей, а также расширять сотрудничество как с партнерами по ЕС, так и с неевропейскими акторами.

6. Бавария активно помогает Германии и всему ЕС в решении задач, среди которых можно выделить уменьшение неравенства между странами ЕС, развитие многосторонних программ по охране окружающей среды и привлечение к уже существующим новых участников, уменьшение потока нелегальной миграции из стран Африки, повышение престижа, увеличение товарооборота.

ВЫВОДЫ

Стоит отметить, что та рамочная модель, которую использует Бавария, может быть позаимствована и другими крупными регионами, в том числе и российскими (Санкт-Петербургом, Москвой, Новосибирской областью, Свердловской областью, Республикой Татарстан) для выстраивания многофакторных связей с другими странами и регионами. Пример Баварии показывает, что для позиционирования субнационального актора в качестве подлинно глобального игрока недостаточно поддержания одних лишь экономических связей, хотя они безусловно важны и зачастую служат драйвером развития других направлений. Вовлеченность в экологическую, туристическую, образовательную и исследовательскую деятельность, создание работающих двух- и многосторонних органов -вот, что помогает развивать международные связи, пользу от которых, в конечном итоге, ощущают жители региона, а не узкая прослойка компаний, занятых в экспорте, как при традиционной торговоцентричной модели.

Список источников

1. Акимов Ю.Г. Ауксилиарная парадипломатия: использование внешних связей субнациональных единиц для решения национальных внешнеполитических задач (прошлое и настоящее) // Внешнеполи-

тические интересы России: история и современность: сб. материалов 9 Всерос. науч. конф. Самара, ООО «САМАРАМА», 2021. С. 66-72. https://elibrary.ru/jajtjft

2. Богданов К.В., Кузьмин И.А. Парадипломатия федеральной земли Бавария в 2008-2022 годах на примере сотрудничества с Российской Федерацией // Via in Tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 2. С. 471-478. https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-2-471-478, https://elibrary.ru/gnllab

3. Fischer P. Die regionalen Beziehungen Bayerns // Entwicklungspolitik in Bayern. Analysen und Perspektiven. Augsburg, 2013. S. 175-193.

4. Акимов Ю.Г. Международная деятельность субнациональных акторов и внешняя политика государства: варианты взаимодействия и интерпретации // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 3. С. 33-41. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2021-10026, https://elibrary.ru/faqcwj

1. Akimov Yu.G. (2021). Auxilary paradiplomacy: using the external relations of sub-national units to solve national foreign policy tasks (past and present). Sbornik materialov 9th Vserossijskoi nauchnoi konferentsii « Vneshnepoliticheskie interesy Rossii: istoriya i sovremennost'» [Proceedings of 9th All-Russian Scientidic Conference "Russia's Foreign Policy Interests: History and Modernity"]. Samara, LLC "SAMARAMA" Publ., pp. 66-72. (In Russ.) https://elibrary.ru/jajjft

2. Bogdanov K.V., Kuz'min I.A. (2022). Paradiplomacy of the Federal State of Bavaria in 2008-2022 on the example of cooperation with the Russian Federation. Via in Tempore. Istoriya. Politologiya = Via in Tempore. History and Political Science, vol. 49, no. 2, pp. 471-478. (In Russ.) https://doi.org/10.52575/2687-0967-2022-49-2-471-478, https://elibrary.ru/gnllab

3. Fischer P. (2013). Die regionalen Beziehungen Bayerns. Entwicklungspolitik in Bayern. Analysen und Perspektiven. Augsburg, S. 175-193. (In German)

4. Akimov Yu.G. (2021). International activities of subnational actors and foreign policy of the Nation State: models of interaction and interpretations. Sravnitel'naya politika = Comparative Politics Russia, vol. 12, no. 3, pp. 33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2221-3279-2021-10026, https://elibrary.ru/faqcwj

References

Информация об авторах

Information about the authors

Минкова Кристина Владимировна, доктор исторических наук, доцент кафедры американских исследований, зам. директора Центра канадских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Kristina V. Minkova, Dr. habil. (History), Associate Professor of American Studies Department, Deputy Director of Canadian Studies Center, Saint Petersburg University, St Petersburg, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-0001-5833-6808 Scopus: 56401887900 ResearcherlD: M-6859-2016 [email protected]

https://orcid.org/0000-0001-5833-6808 Scopus: 56401887900 ResearcherlD: M-6859-2016 [email protected]

Савостьянов Артем Андреевич, научный сотрудник Центра канадских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Artem A. Savostyanov, Research Scholar at Canadian Studies Center, Saint Petersburg University, St Petersburg, Russian Federation.

[email protected]

savostyanov2459@gmail .com

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Поступила в редакцию 20.02.2024 Одобрена после рецензирования 19.03.2024 Принята к публикации 17.04.2024

Received 20.02.2024 Approved 19.03.2024 Accepted 17.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.