УДК 65.262.1 Т.П. ВАРСОНОФЬЕВА
ББК 336 аспирант Амурского государственного университета,
г. Благовещенск e-mail: [email protected]
ВНЕШНИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Рассмотрена национальная специфика процентной политики кредитной организации, затронуты основные инструменты осуществления денежно-кредитной политики, а также ориентиры процентной политики коммерческого банка. Исследована связь процентных ставок коммерческих банков по кредитам и депозитам со ставкой межбанковского рынка, а также динамика спрэда ставок кредитных учреждений.
Ключевые слова: денежно-кредитные инструменты, кредитная организация, индикаторы денежного рынка, процентная политика, процентная ставка по депозитам, процентная ставка по кредитам, спрэд, межбанковский рынок.
T.P. VARSONOF'EVA
post-graduate student of Amur State University,
Blagoveschensk e-mail: [email protected]
EXTERNAL LANDMARKS OF A COMMERCIAL BANK INTEREST RATE POLICY
The article deals with the national specific character of interest rate policy of a lending agency, with the basic tools of monetary-and-credit policy and also with some landmarks of interest rate policy of a commercial bank. The connection between credit and deposit rates of commercial banks and the rate of the interbank market, and also spread dynamics of credit institutions rates are studied.
Keywords: monetary-and-credit tools, lending agency, indicators of money market, interest rate policy, deposit rate, credit rate, spread, interbank market.
Процентная политика кредитных учреждений, являясь частью национальной денежно-кредитной политики, оказывает существенное влияние на развитие национальной экономики, ее стабильность. Коммерческие банки обычно свободны в выборе конкретных ставок по кредитам и депозитам и в качестве ориентиров при осуществлении процентной политики используют некоторые индикаторы, отражающие состояние краткосрочного денежного рынка. С другой стороны, центральный банк в процессе таргетирования устанавливает промежуточные цели денежно-кредитной политики, на которые он может воздействовать, а также конкретные инструменты для их достижения. Это может быть ставка рефинансирования или процентные ставки по
операциям центрального банка, на основе которых формируется ставка краткосрочного межбанковского кредитования, и т.д.
Нами поставлена задача: проанализировать, существует ли на российском рынке взаимосвязь между ставками межбанковского кредитования (МБК) и процентами по депозитам и кредитам коммерческих банков в ретроспективе. Это необходимо для понимания того, может ли ставка межбанковского рынка выступать промежуточной целью при инфляционном таргетировании.
Проблемы выделения факторов, влияющих на процентную политику коммерческих банков, волновали специалистов еще со времен становления экономической теории. Однако ответы на многие вопросы не найде-
© Т.П. Варсонофьева, 2010
ны до сих пор. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на эконометрических моделях. Так, Дж.Б. Тэйлор выводит правила проведения денежно-кредитной политики [7], другие специалисты оценивают зависимость процентной политики от изменения рыночной ставки на примере банковской системы Бельгии [6]. В России над указанной проблемой работают, например, A.A. Пересецкий [5], Г.И. Идрисов [2, с. 96], С.М. Дробышевский [1, с. 88] и др.
В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного — установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.
Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. — 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая [3].
Во многих странах, в том числе и в России, ставка рефинансирования стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике лишь приблизительный ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе, поскольку она находится в неизмененном состоянии длительное время, тогда как реальные ставки на денежном рынке меняются каждый день.
Ситуация на национальном денежном рынке отражается в межбанковском кредитовании. Поэтому краткосрочным ориентиром для коммерческих банков может быть как раз обстановка на межбанковском рынке. Именно эти ставки может регулировать
центральный банк с помощью такого инструмента, как «система коридора процентных ставок» (interest rates corridorsystem), или «система канала» (channel system) [4], используемого во многих странах (например, в еврозоне).
Наиболее известной ставкой денежного рынка, на которую ориентируются банки развитых стран, является ставка LIBOR, рассчитываемая Британской банковской ассоциацией для десяти валют по данным от 8 до 16 банков (так называемые Panel banks) с 1985 г. Она чаще всего используется в качестве базиса для установления ставок по кредитам конкретным заемщикам.
Банком России еще в 1990-е гг. в качестве индикатора состояния межбанковского рынка предложены ставки MIBID и MIBOR, определяемые ежедневно по большому числу банков. MIBID — это ставка, предлагаемая коммерческими банками по депозитам, MIBOR — ставка по кредитам. Третья ставка — ставка MIACR — рассчитывается Банком России как средневзвешенная ставка по состоявшимся сделкам за предыдущий день, т.е. она отражает ретроспективную ситуацию на межбанковском рынке, в чем и заключается ее недостаток. Банк России на своем сайте также публикует MosPrime Rate, которую рассчитывает Национальная валютная ассоциация (НВА). Эта ставка впервые в истории российского финансового рынка рекомендована Международной ассоциацией свопов и деривативов (ISDA) в качестве справочной рублевой процентной ставки.
Для исследования нами использованы помесячные данные с официального сайта Банка России за период с января 2007 г. по декабрь 2009 г.: межбанковская средневзвешенная ставка по однодневным кредитам на московском рынке в рублях; депозитная средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до года; средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до года.
Сначала рассмотрим динамику спрэда процентных ставок, поскольку сокращение разницы между ставкой по кредитам и ставкой по депозитам служит одним из индикаторов стабильности денежного рынка.
На рисунке достаточно четко выделяются два участка: один до июля 2007 г., когда ди-
намика спрэда незначительна (средняя величина за 31 предшествующий месяц составила 2,28%); второй — с августа 2007 г. до конца исследуемого периода. Последний участок характеризуется резким увеличением спрэда, на что повлияли в том числе инфляционные ожидания (инфляция в 2008 г. составила 8,8%), а также рост доли проблемных кредитов в банковской системе. Наибольшая величина спрэда — 7,4% — зафиксирована в январе 2009 г. как результат недостаточности и непрозрачности информации со стороны государственных регулятивных органов.
Однако уже с февраля 2009 г. наметилась тенденция к уменьшению спрэда, который в декабре составил 4,0%. Таким образом, динамика спрэда процентных ставок краткосрочного денежного рынка подтверждает его изменчивость в ответ на внешние шоки, в том числе регулятивные воздействия.
Для выбора спецификации модели взаимосвязи между ставками межбанковского кредитования и процентами по депозитам и кредитам коммерческих банков в ретроспективе определим помесячный цепной темп роста процентных ставок и спрэда. Рассмотрим две модели, при этом каждую модель будем тестировать сначала на всем ряду данных, а затем на более «спокойном» участке периода 2005-2007 гг.
Первая модель: парная линейная регрессия с зависимой переменной темп роста спрэда (Тспрэд)), независимой — темп роста ставок по МБК (Тмбк) в месяц /. Модель значима на 95%-ном уровне (табл. 1). Коэффициент детерминации модели I?2 = 0,59,
т.е. вариация спрэда на 59% определяется динамикой ставок МБК.
Таблица 1
Оценка первой модели
Показатель Коэффициент Стандартная ошибка Значимость /-критерия Стьюдента
Тмбк 0,683 0,050 13,595
Константа 0,322 0,047 6,896
I2 = 0,59 - - F = 47,56
Запишем полученное уравнение: Тспрэд = = 0,683Тмбк + 0,322. Это означает: изменение темпа роста ставки МБК на 1 единицу положительно определяет темп роста спрэда на 0,683 единицы. Иными словами, увеличение ставок МБК вызывает рост спрэда, что вполне логично, если ставки МБК воспринимаются банковской системой как некий индикатор устойчивости, ликвидности. Чем выше ставки МБК, тем ниже ликвидность и тем больше спрэд.
Для второй модели в качестве зависимой переменной используем темп роста ставок по кредитам (Ткред.), независимые переменные — темп роста ставок по МБК (Тмбк), темп роста ставок по депозитам (Тдеп.) (табл. 2).
Таблица 2
Оценка вто
рой модели
Показатель Коэффициент Стандартная ошибка Значимость /-критерия Стьюдента
Константа 0,318 0,111 2,854
Тмбк 0,108 0,111 2,854
Тдеп 0,574 0,109 5,249
I = 0,723 - - F = 41,7
.а .0 .0 .0 .0 .0 .а .0 .0 .0 .а .0 .0 .0 .а .0 .0 л .а .0
а с с а а с а а с а а с а а с а
га ф 2 ю га ф 2 ю га ф 2 ю га ф 2 ю га Ф 2 ю
т X а с X к н т X а с X к н т X а с X к н т X а с X к н т X а с X к н
с* < * 0 с* < * 0 с* < * 0 с* < * 0 с* < * 0
2005 г. 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г.
Спрэд процентных ставок
В соответствии со второй моделью два выбранных параметра положительно влияют на динамику ставок по кредитам и на 72,3% объясняют ее изменчивость.
По массиву данных за период с 2005 по 2007 г. обе модели не дали достоверных результатов (для первой модели I?2 = 0,124; для второй I2 = 0,306, коэффициенты незначимы).
Отсюда напрашиваются следующие выводы. Во-первых, в стабильные периоды функционирования банковской системы публикуемые ставки МБК оказывают незначительное влияние на фактические ставки коммерческих банков по кредитам
и депозитам. Во-вторых, в условиях кризиса банковская система в значительно большей степени ориентируется на ставки межбанковского кредитования. Безусловно, этот вывод предварительный, он не учитывает, что в кризисный период Банк России реа-лизовывал специальные меры поддержки банковской ликвидности.
Следовательно, деятельность Банка России по инфляционному таргетированию, использующего в качестве инструмента коридор процентных ставок МБК, может создать реальные ориентиры для коммерческих банков при установлении ими ставок по кредитам и депозитам.
Список использованной литературы
1. Дробышевский С.М., Трунин П.В., Каменских М.В. Анализ правил денежно-кредитной политики Банка России в 1999-2007 гг. М., 2009.
2. Идрисов Г., Фрейнкман Л. Гистерезис в динамике структуры банковских вкладов: исследование для стран СНГ. М., 2009.
3. Китайская банковская комиссия: [офиц. сайт]. URL: http://www.cbrc.gov.cn.
4. Моисеев С.Р. Роль коридора процентных ставок центрального банка в управлении банковской ликвидностью // Банковское дело. 2008. № 2. С. 15-19.
5. Пересецкий А.А., Карминский А.М., Головань С.В. Розничный бизнес российских банков: Анализ неоднородности процентных ставок по депозитам физических лиц // Сборник работ по материалам 8-й Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие». М., 2007.
6. Graeve F.D., Jonghe O.D., Vennet R.V. The determinants of pass-through of market conditions to bank retail interest rates in Belgium, National Bank of Belgium // Working Paper. 2004. № 47.
7. Taylor J.B. A historical analysis of monetary policy rules. Stanford University, 1998.
Bibliography (transliterated)
1. Drobyshevskii S.M., Trunin P.V., Kamenskikh M.V. Analiz pravil denezhno-kreditnoi politiki Banka Rossii v 1999-2007 gg. M., 2009.
2. Idrisov G., Freinkman L. Gisterezis v dinamike struktury bankovskikh vkladov: issledovanie dlya stran SNG. M., 2009.
3. Kitaiskaya bankovskaya komissiya: [ofits. sait]. URL: http://www.cbrc.gov.cn.
4. Moiseev S.R. Rol' koridora protsentnykh stavok tsentral'nogo banka v upravlenii bankovskoi likvidnost'yu // Bankovskoe delo. 2008. № 2. S. 15-19.
5. Peresetskii A.A., Karminskii A.M., Golovan' S.V. Roznichnyi biznes rossiiskikh bankov: Analiz neodnorodnosti protsentnykh stavok po depozitam fizicheskikh lits // Sbornik rabot po materialam 8-i Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Modernizatsiya ekonomiki i obshchestvennoe razvitie». M., 2007.
6. Graeve F.D., Jonghe O.D., Vennet R.V. The determinants of pass-through of market conditions to bank retail interest rates in Belgium, National Bank of Belgium // Working Paper. 2004. № 47.
7. Taylor J.B. A historical analysis of monetary policy rules. Stanford University, 1998.