Научная статья на тему 'Внешние интерфейсы информационных систем управления ресурсами и производственными процессами в строительстве'

Внешние интерфейсы информационных систем управления ресурсами и производственными процессами в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азарова А. В., Селезнева Е. В., Отчерцов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние интерфейсы информационных систем управления ресурсами и производственными процессами в строительстве»

ВНЕШНИЕ ИНТЕРФЕЙСЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Азарова А.В., аспирант, кафедра ИСТУС МГСУ Селезнева Е.В., соискатель, кафедра САС МГСУ Отчерцов М.В., соискатель, кафедра САС МГСУ

В последние десятилетия производство усложнялось, росли требования клиентов к качеству продукции и уровню обслуживания, сокращалось время вывода новых продуктов на рынок, что потребовало совершенствования методологии и технологии управления. Следовало, с одной стороны, систематизировать подходы к управлению производством, а с другой стороны, ускорить решение стоящих перед предприятием задач. Их возросшая сложность диктовала необходимость снять с человека рутинные расчетные функции, задействовав потенциал вычислительной техники и позволив, тем самым, специалисту сконцентрироваться на принятии управленческих решений.

Таким образом, были объединены две тенденции: методологическое решение задач управления и применение вычислительной техники для поддержки решения некоторых задач. Кроме прочего, последние несколько лет, по мере освоением компаниями "критической массы" IT-технологий вообще и Internet-технологий - в частности, кардинальные изменения стали происходить в принципах организации производства и бизнеса, которые незыблемо просуществовали около двухсот лет.

Объективно повышенное внимание к эффективному управлению бизнесом способствовало появлению различных подходов к построению систем, ориентированных на решение проблем управления бизнесом на высоком уровне и в строительной отрасли. Одним из возможных решений автоматизации бизнес-процессов здесь является применение системы ERP (Enterprise Resource Planning) II.

Концепция ERP II направлена на автоматизацию внешних связей и на создание так называемого "виртуального предприятия", отражающего взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, состоящее из автономных или временного объединенных предприятий, работающих над одним проектом, программой и проч. [2].

ERP II является очередным этапом в эволюции систем планирования ресурсов. Начиная с планирования потребности материалов для дискретного производства (MRP -Material Requirements Planning), система планирования расширялась вначале до планирования всех материальных ресурсов производства (MRP II), а затем и любых других ресурсов предприятия (ERP). При этом, методология планирования стала применяться и для непрерывного производства. В дальнейшем видение ресурсов стало простираться за границы предприятия ("расширенное" ERP).

Сегодня идентифицировано четыре области применения для функциональности ERP II [1]:

■ дискретное производство;

■ процессно-ориентированное производство;

■ отрасли, ориентированные на поддержку производственной инфраструктуры;

■ вид деятельности, ориентированный на сервисное обслуживание.

Процесс интеграции, предоставляемый ERP II, выходит за традиционные, внутренние процессы предприятия. Он включает все процессы - и внутренние, и внешние — они обеспечат связь предприятия с его контрагентами, что является весьма существенным при управлении предприятием в области строительства. _121

ВЕСТНИК МГСУ

3/2007

Для реализации сообщества по интересам в рамках ERP II-стратегии требуется наличие такой развитой системы электронного бизнеса, при которой у всех потенциальных контрагентов есть возможность в нем участвовать. Ведь цепочка создания стоимости по определению динамична, а значит, контрагенты должны легко входить и выходить из таких цепочек. В настоящее время ERP II можно рассматривать как стратегию перехода к Internet-ориентированному бизнесу.

В изложенном контексте целесообразно вести речь о проектировании модели внешнего интерфейса информационных систем управления ресурсами и производственными процессами в строительстве, ориентированного на ключевые аспекты управленческой деятельности предприятия, являющиеся основой информации для принятия решений, а также формирования инфраструктуры обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.

В этом смысле ERP включает в себя:

■ все функции MRP II;

■ совокупность всех финансовых функций;

■ предоставление всей необходимой отчетности;

■ автоматизацию продаж;

■ развитые производственные функции;

■ функции управления качеством;

■ функции предоставления сервиса;

■ функции управления персоналом;

■ инженерные функции;

■ функции распространения и логистики.

Поскольку ERP как стандарт еще окончательно не сложился, имеют место вариации и некоторые разночтения того, что же такое ERP: типовой набор функций, технологические особенности или ориентация на масштаб предприятия и объемы обрабатываемых данных.

Следует отметить и то, что ERP-системы предназначены сегодня, в значительной степени, для крупных предприятий.

Сегодня ERP II переводится еще и как "Enterprise Resource & Relationship Processing" - "управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия". В целом - это результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но и служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями.

Система ERP II, кроме интеграции традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия, таких, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

ERP II - система, включающая в себя такие приложения, как:

■ ERP;

■ CRM (Customer Relationships Management);

■ SCM (Supply Chain Management).

CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) - это стратегия компании, направленная на повышение эффективности бизнес-процессов, на привлечение и удержание клиентов во всех организационных аспектах: маркетинге, продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом.

CRM на практике обеспечивает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами. При любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с клиентами. Он принимает решение на основе такой информации, что в свою очередь, также документируется и доступно при всех последующих взаимодействиях.

В отделе продаж CRM дает возможность сотруднику оперативного доступа и управления информацией быстрее заключать сделки и уделять больше внимания ключевым клиентам, увеличить производительность благодаря автоматизации рутинных операций, календарному планированию и базе данных с контактами, точно прогнозировать продажи и эффективно использовать рабочее время.

CRM улучшает управление маркетингом за счет использования системы планирования, разработки, управления и реализации маркетинговых компаний, а также маркетингового анализа. Рекламные компании имеют более точную направленность и сфокусированы на нужной клиентской выборке. Профайлы клиентов основаны на всей совокупности данных, собранных в компании (например - платежные предпочтения, цикл продаж и частота закупок).

CRM в сервисе и обслуживании клиентов снижает издержки на службу поддержки за счет автоматизации основных операций, ставит на уровень выше качество сервиса и обслуживания клиентов благодаря использованию базы знаний обращений клиентов, автоматизации контроля прохождения заявок. Внедрение системы позволяет снизить время ответа на запрос клиента - направленных транзакций.

С точки зрения управления бизнесом эффект от внедрения CRM проявляется в том, что процесс принятия решения за счет автоматизации переносится на более низкий уровень и унифицируется.

SCM - это управление цепочками поставок. Системы SCM предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия, а также для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и существенно снизить затраты на логистику и закупки.

SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок:

■ производство;

■ поставки;

■ месторасположение;

■ запасы;

■ транспортировка;

■ информация.

Все решения по управлению цепочками поставок делятся на две категории: стратегические (strategic) и тактические (operational).

Система SCM может помочь определить оптимальный объем выпуска продукции, а также поддерживать процесс принятия соответствующих тактических решений о производственных мощностях и расширении производства основываясь на данных о спросе на продукцию и предложении от поставщиков.

Внешние интерфейсы систем SCM могут оказаться полезными и при разработке ценовой политики организации в части в определения себестоимости продукции. Поскольку система SCM покрывает весь процесс преобразования сырья и материалов в конечный продукт, фактически возникает возможность оценки добавленной стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения прямых и косвенных затрат.

Библиографический список

1. Жданов Б.И. ERPII - новая стратегия управления предприятием. -[http://quality.eup.ru]

2. Капранов A. ERP II - Новые возможности для среднего рынка. -[http://www.gaap.ru]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.