Научная статья на тему 'Внешние гиперссылки в структуре персонального политического сайта'

Внешние гиперссылки в структуре персонального политического сайта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
354
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ / ГИПЕРТЕКСТ / ВНЕШНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ГИПЕРССЫЛКИ / АДАПТИРОВАННЫЕ / НЕАДАПТИРОВАННЫЕ ГИПЕРССЫЛКИ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / EXTERNAL / INTERNAL HYPERLINKS / ADAPTED / NON-ADAPTED HYPERLINKS / PERSONAL WEBSITE / HYPERTEXT / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зыкова Е. В., Морозова О. Н.

В статье рассматривается понятие гипертекста как формы организации политического персонального сайта, в котором устанавливаются различные ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в отдельных информационных единицах. Особенностью персональных политических сайтов является направленность этих связей на самопрезентацию адресанта с целью формирования своего положительного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of hypertext as a form of political personal website, which sets out various associative links such as hyperlinks between the fragments, articles and graphics of its informative units. The main feature of these hyperlinks is self-presentation of the owner of the website to form his/her positive image.

Текст научной работы на тему «Внешние гиперссылки в структуре персонального политического сайта»

УДК 81.111 '42

Е. В. Зыкова, О. И. Морозова

Внешние гиперссылки в структуре персонального политического сайта

В статье рассматривается понятие гипертекста как формы организации политического персонального сайта, в котором устанавливаются различные ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в отдельных информационных единицах. Особенностью персональных политических сайтов является направленность этих связей на самопрезентацию адресанта с целью формирования своего положительного имиджа.

The article discusses the concept of hypertext as a form of political personal website, which sets out various associative links such as hyperlinks between the fragments, articles and graphics of its informative units. The main feature of these hyperlinks is self-presentation of the owner of the website to form his/her positive image.

Ключевые слова: персональный сайт, гипертекст, внешние / внутренние гиперссылки, адаптированные / неадаптированные гиперссылки, самопрезентация.

Key words: personal website, hypertext, external / internal hyperlinks, adapted / non-adapted hyperlinks, self-presentation.

Гипертекст в Интернете, представляя собой сложное явление, «единство двух сторон - смысловой и технологической» [4, с. 50], вызвал необходимость изучения основных текстовых категорий с новых позиций. Исследователи склоняются к тому, что в новых условиях подачи информации не существует больше строгой иерархической модели текста. В то же время, любой текст представляет собой «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных различными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи,

имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [1, с. 18].

Особенностью гипертекста является то, что он позволяет «устанавливать ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в текстовых массивах. Благодаря этому становится доступной не только последовательная, линейная, работа с текстом, как при обычном чтении, но и произвольный доступ, и ассоциативный просмотр в соответствии с установленной структурой связей, а также с учетом личного опыта, интересов и настроения пользователей. Гипертекстовый документ как бы получает дополнительные измерения» [2], а значит и дополнительные средства для осуществления связности частей этого целого речевого произведения. Исследователи, характеризуя структуру гипертекста указывают на два основных типа структурных элементов: информационная единица и средство, делающее возможным переход от одной информационное единицы к другой - гиперссылка (В.Л. Эпштейн, ОБ. Дедова и др).

Гиперссылка, помимо связывания информационных единиц гипертекста, часто является относительно самостоятельной смысловой единицей. Она может быть как вынесена за пределы основного сообщения страницы в Интернете, так и являться его составной частью, иными словами - участвовать в формировании смысла всего текста данной информационной единицы. В любом случае гиперссылка наделяется двумя измерениями:

1) передает смысл, заложенный непосредственно в семантике слов, ее составляющих;

2) осуществляет связь с другой информационной единицей гипертекста. В данной функции она является своеобразным подзаголовком и определенным образом настраивает, подготавливает восприятие читателя, позволяет рецептору предвосхитить содержание следующей информационной единицы.

Гиперссылкой может стать любой элемент текста, включая изображение, например, номинативные слова (существительные, местоимения, наречия, глаголы), словосочетания, предложения, части текста, а также графические изображения (пиктограммы, картинки,

символы). Многогранность гиперссылок как средств связности гипертекста представляет несколько принципов их классификации, например, по способу представленности в тексте, по тематическому признаку, по функции и т. п.

Как показал анализ для персональных страниц британских политиков, наиболее характерны навигационные гиперссылки, которые, создавая видимость свободы посетителя сайта, в конечном итоге в определенной степени регламентируют эту свободу, так как посетитель вынужден следовать одному из предлагаемых маршрутов. Свобода адресата проявляется здесь в выборе последовательности восприятия информации и ее количества. Это относится как к внешним, так и внутренним навигационным ссылкам, задача которых предоставить всестороннюю информацию о политическом деятеле с целью завоевания своего потенциального электората.

Внутренние ссылки можно разделить на: тематические, новостные, интерактивные и технические. Важной особенностью этой группы является то, что все информационные единицы, входящие в этот блок связаны как с главной страницей (Ноте) сайта, так и между собой.

Главная страница персональных сайтов британских политиков -это сочетание навигационных меню, графиков, картинок и текстовой информации. Для ориентации в информационном пространстве сайта простая и удобная навигация играет первостепенную роль. В тоже время, для разработчика интерфейса веб-страницы не существует каких-либо однозначных правил, которые регламентировали бы построение навигации и выбор названий пунктов меню. Это позволяет подходить к реализации данной задачи с собственными представлениями.

Приоритетами считаются партийные интересы индивида, а также создание имиджа конкретного политического деятеля для его личной самореализации. Этот подход находит свое выражение в структуре главной страницы - символика, определяющая партийную принадлежность (это может быть цвет, эмблема), обязательно присутствует ссылка на основной партийный сайт, наличие баннеров с политической рекламой, связанных с общей партийной деятельностью.

Внешние гиперссылки расширяют пространство персональной страницы, вступая в сложные семантические связи, они выводят посетителя сайта за его границы. Семантическое поле одной информационной единицы, содержащей ссылку, вступает в отношения с семантическим полем другой информационной единицы, к которой данная гиперссылка приводит адресата. В ряде случаев эта связь выражена неявно, имплицитно и обнаруживается лишь в процессе декодирования коммуникативной установки сайта, которая лежит в основе структурно-содержательной организации его гипертекстового пространства.

Эти ссылки можно подразделить на адаптированные и неадаптированные. Ссылки, которые ведут к внешней информационной единице через информационную единицу сайта, относятся к адаптированным гиперссылкам. Их основное назначение связано с расширением, дополнением, подтверждением, акцентуацией представленной на сайте информации.

В свою очередь, адаптированные гиперссылки с точки зрения парадигматики можно разделить на релевантные и частично релевантные, что связано со степенью семантической близости этих информационных единиц и характером их связей. Главным критерием для определения релевантности гиперссылки являются, как правило, общие значимые ключевые слова, понятия, образы, содержащиеся в информационных единицах, между которыми устанавливается связь. Причем семантическое поле, создаваемое ключевыми словами, должно отражать тему (подтему) исходной информационной единицы. Это выражается, прежде всего, в наличии общих ключевых слов - своеобразных точек соприкосновения двух информационных единиц.

Неадаптированные гиперссылки обычно представлены на сайте, как прямой выход на другой сайт и они могут быть, как частично релевантными к этому сайту, так и нерелевантными, то есть совсем не связанными с главной темой сайта, а именно, с самопрезентацией его владельца. Для более яркой иллюстрации разницы адаптированных и неадаптированных гиперссылок приведем пример, где

на персональном сайте дается две гиперссылки на один и тот же внешний сайт.

(1) Адаптированная гиперссылка

You can find further information on Peter's work in Parliament by using the following links:

. To see the Early Day Motions Peter has signed, click here

. For information on Peter's Green Energy Private Members Bill, click here

[http://www.peterainsworth.com/]

Адаптированность этой гиперссылки проявляется в том, что адресант направляет посетителей на конкретную страницу внешнего сайта (в данном случае на вебстраницу Парламента Великобритании) с целью предоставления дополнительной персонифицированной информации о владельце политического сайта. Связь между этими информационными единицами семантически очень близкая -имя политического деятеля, что позволяет отнести их к категории релевантных адаптированных внешних гиперссылок. Кроме того, ссылка активизируется в отдельном окне или вкладке, что позволяет посетителю легко вернуться на страницу источника, после знакомства с этой дополнительной информацией.

Адаптированные ссылки осуществляют взаимную поддержку связанных ими информационных единиц. Адресант как бы предвосхищает информацией по ссылке вопросы, которые могут возникнуть у адресата (страноведческого, культурологического, исторического, языкового характера и т. д.).

(2) Неадаптированная гиперссылка

In Parliament

Click here to view the Parliamentary Website

[http://www.peterainsworth.com/]

Вторая внешняя ссылка также представлена на главной странице персонального сайта, однако, семантические поля обеих информационных единиц достаточно отдалены друг от друга. Связь с

тематическим ядром основной информационной единицы опосредованная, то есть является частично релевантной сайту источнику. Если предоставленная информация о месте депутатской деятельности адресанта, указывает на общие точки соприкосновения с темой основного сайта, то так называемый «ближний круг», ближайшие гиперссылки второй информационной единицы создают семантическое поле с совершенно другим смыслом и содержанием. Информационная нагрузка гиперссылки минимальна. Ее назначение в данном случае - подтвердить наличие достоверного источника и, возможно, позволить адресанту связаться непосредственно с местом работы депутата, поскольку ближний круг информационной единицы, к которой приводит данная гиперссылка, позволяет это сделать.

Ведет эта ссылка на главную страницу внешнего сайта и полностью выводит его за пределы персонального сайта политического деятеля. Связь здесь односторонняя, вернуться можно только активируя функцию «Назад» на панели инструментов браузера. Тем самым, с одной стороны, гиперссылка выводит адресата за границы персональной страницы, с другой стороны, она расширяет пространство гипертекста сайта, включая в его состав новые информационные единицы. Для таких гиперссылок возможно значительное семантическое расстояние. Тем не менее, содержание информационных единиц не выходит за рамки гипертекста, что позволяет назвать подобные связи между информационными единицами гипертекста частично релевантными. Гиперссылки маркируют перспективу развития темы, наличие общих значимых ключевых понятий выражает принадлежность информационной единицы к одному и тому же гипертекстовому пространству. Основное назначение этих гиперссылок - повышение информационной, эмоциональной, смысловой емкости гипертекста.

Проведенный анализ персональных сайтов показал, что внешние гиперссылки могут быть полностью нерелевантными, но это не означает, что гипертекст в данном направлении себя исчерпал, в данном случае меняется характер связи этих информационных единиц. Выделены, например, связи информационных единиц, которые

тематически никак не связаны между собой, но они несут в себе определенную функционально-прагматическую нагрузку. Именно таким гиперссылкам гипертекст в среде Интернет обязан своей «размытостью границ». Этот тип связи «погружает» произведение в единую гипертекстовую среду, одновременно делая его доступным массовому пользователю.

Например, гиперссылка <Kids' Zone> представлена как раздел сайта, но она тематически никак не связана с другими информационными единицами сайта, хотя и входит в его гипертекстовое пространство. В то же время наличие этого раздела косвенно характеризует владельца сайта, как человека, заботящегося о детях, их досуге, а значит, добавляет к имиджу политического деятеля положительную характеристику, что является важной задачей персонального сайта.

Такие ссылки обычно сопровождаются дополнительными предупреждениями и пояснениями, например:

If you want to see some videos click here, or play some games then click here.

You Are Leaving Edward Timpson's Website

Edward Timpson is neither responsible for, nor necessarily endorses the content of the website to which you are going.

If you are not redirected automatically within a few seconds please click here

[http://www.edwardtimpson.com/redirect.aspx?ref=http://www.parlia

ment.uk/education/online-resources/games.htm]

Отдельные информационные единицы объединены в рамках сайта при помощи внешних неадаптированных навигационных ссылок, которые могут выводить посетителя за рамки данного сайта к другим текстам, изображениям, аудио и видеофрагментам, связанных различными отношениями с текстом, который читатель избирает в качестве опорного (или основного). Проведенный анализ персональных веб-страниц политических деятелей Британии в самом общем виде позволил выделить следующие основные группы неадаптированных гиперссылок по синтагматическому основанию:

• уточняющие, конкретизирующие (устанавливают такие отношения между частями гипертекста, при котором информация одной каким-либо образом дополняет информацию другой, уточняет ее);

• расширяющие тему (гиперссылка устанавливает такие отношения между частями гипертекста, при которых содержание следующей информационной единицы гипертекста дает новый виток развития темы из предыдущей, предлагая новый контекст);

• иллюстрирующие основной материал сайта (это могут быть ссылки на СМИ, телевидение, фото-, аудио- и видеоматериалы и т. п.);

• подтверждающие - ссылки на источник для придания достоверности представляемой на сайте информации;

• акцентирующие включают в себя обычно некоторый набор ссылок для оказания убеждающего воздействия в важности того или иного действия, события, решения и т. п.

В зависимости от их семантической близости, которая может быть выражена в наличии или отсутствии общих ключевых слов, они могут быть, как частично релевантными, так и нерелевантными по отношению к сайту-источнику. Однако все они входят в состав гипертекстового пространства этого сайта и связаны с реализацией его главной коммуникативно-прагматической установки, направленной на всестороннюю самопрезентацию политического деятеля и привлечение сторонников в своей политической и депутатской деятельности.

Границы гипертекста в этом случае могут расширяться до «бесконечности». Понятие этой «бесконечности» достаточно относительное и зависит, главным образом, от адресата, его целей, интересов, образования и т. п., который рано или поздно ставит в нем свою точку. Упрощенно электронное пространство Интернета можно представить как совокупность сайтов. Сайт - это адрес, по которому размещается определенный контент (содержание). Проникая по гиперссылкам в пространство другого сайта, адресат расширяет границы исходного сайта. Таким образом, сайт можно охарактеризовать, как форму представления информации, при которой кодирование и раскодирование смысла выходит за пределы отдельно взятой информационной единицы, оказывается зависи-

мым от линейных (внутренних) и пространственных (внешних) отношений, устанавливаемых автором сайта. Связывая части собственного гипертекста при помощи механизма гиперссылки, он делает выбор в пользу «своей» области электронного пространства или «чужой».

Следуя по ссылкам, предлагаемым адресантом, посетитель сайта остается в его информационном пространстве, за счет уточнения, расширения, иллюстрации и т.д. информационных единиц данного сайта. Но адресат может уйти с предлагаемого пути и перейти на другой сайт, расширяя пространство уже другой информационной единицы. Задача владельца сайта состоит в том, чтобы как можно дольше задержать адресата в своем информационном пространстве, на что и направлены все используемые им языковые и неязыковые средства при формировании и организации сайта.

Список литературы

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981.-139 с.

2. Гасов В.М., Цыганенко A.M. Методы и средства подготовки электронных изданий: учеб. пособие. - М.: МГУП, 2001 // URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook081 /01 /index, html?

3. Дедова O.B. О гипертекстах: "книжных" и электронных // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 9. Филология. - М.: МГУ, 2003. - № 3. - С. 106-120.

4. Клементьева Е.Е., Котов Н.М. Гипертекстовые технологии в образовании / Информационные технологии и образование. - М.: ИНИОН РАН, 1996. -С. 50-63.

5. Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы // URL: http://newasp.omskreg.ru/intellect/f27.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.