Научная статья на тему 'Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом'

Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
1083
86
Поделиться
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ИЗДАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / AUTHOR'S POSITION

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Белоусова Наталья Шамильевна

Раскрывается мысль о том, что сегодня авторская позиция журналистов в чистом виде практически не встречается. Это связано с множеством факторов, которые оказывают влияние на авторов. В работе мы исследуем четыре внешних фактора – их можно назвать главными причинами, искажающими авторскую позицию в современных российских СМИ.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Белоусова Наталья Шамильевна,

External factors affecting the expression of the author’s position of journalists

In this article the author considers the variety of factors influencing authors. The four external factors which can be called the main reasons that distort the author’s position in modern Russian media are analysed.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 15-18.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖУРНАЛИСТОМ

Раскрывается мысль о том, что сегодня авторская позиция журналистов в чистом виде практически не встречается. Это связано с множеством факторов, которые оказывают влияние на авторов. В работе мы исследуем четыре внешних фактора - их можно назвать главными причинами, искажающими авторскую позицию в современных российских СМИ.

Ключевые слова: авторская позиция, внешние факторы, гражданская позиция, исторические предпосылки, политические факторы, информационная политика издания, экономические факторы.

СМИ как «четвертая власть»1 влияют на общественные и политические процессы, однако имеет место и обратное влияние. Определенные общественно-политические факторы могут препятствовать свободному проявлению мнений представителей прессы, что не позволяет исследователям быть объективными в определении характеристик авторской позиции журналистов. Можно сказать, что журналистика как социальный институт в современной России практически не является самостоятельной, она подвержена различным формам зависимости. Таким образом, понятие авторской позиции требует переосмысления с точки зрения определения условий для свободного проявления журналистского мнения.

Остановимся на основных научных представлениях об авторской позиции. В рамках нашей темы интересно мнение Е. П. Прохорова о том, что выражение истинной позиции журналиста, когда она не совпадает с позицией власти, становится похоже на гражданский поступок2. Он считает, что авторская позиция должна быть гуманистической с оттенком таких качеств, как справедливость, демократия, свобода, достоинство. Схожее с ним мнение выражает Г. В. Лазутина, говоря, что «морально устойчивая деятельность образует основу для профессиональной журналистской позиции, включающей долг, профессиональную совесть, профессиональное достоинство, ответственность и честь»3.

Мы присоединяемся к таким трактовкам, считая гражданскую позицию журналиста неотъемлемой частью его профессионализма и частью авторской позиции. Если быть точнее, речь идет о соответствии авторской позиции журналиста его ценностным ориентациям, об осознании автором того, что его реакции на

события адекватны личному ощущению внутреннего долга, основанного на ценностных ориентациях.

Теперь рассмотрим факторы, влияющие на выражение авторской позиции. Под таковыми мы будем понимать «причину, движущую силу какого-либо процесса, явления»4. По происхождению факторы могут быть внутренними и внешними, здесь мы рассмотрим только внешние факторы. Они включают в себя:

1) исторические предпосылки развития российской журналистики;

2) политические факторы (факторы власти, ограничение свободы слова властными структурами любого уровня);

3) информационную политику издания (позицию редакции, традиции и правила поведения журналистов в редакции, список разрешенных и запретных тем);

4) экономические факторы.

Остановимся на каждом из них подробно.

Первым внешним фактором являются

исторические предпосылки развития российской журналистики. В этом плане на поведение представителей российских СМИ влияют некоторые исторически сложившиеся особенности русского менталитета, среди которых Д. В. Ольшанский особенно выделяет синдром выученной беспомощности, возникший в результате ряда событий, таких как крепостное право, татаро-монгольское иго, фактор вынужденного почитания «хозяев» и вынужденной необходимости борьбы5. Синдром выученной беспомощности - это «особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя»6. Он характеризуется отказом от попыток преодолевать трудности, потерей мотивации, дефицитом внутренних ресурсов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В современных условиях ограничений прессы каждый журналист может либо поддаваться унынию и пассивности, замалчивать свою позицию, либо работать с риском для жизни, высказываясь открыто. После обысков и допросов в июне 2012 г. К. Собчак сказала: «Главное, что происходит с людьми, когда начинается такой беспредел, когда их унижают, когда у них отбирают последнее, - они ослабевают, они начинают быть еще злее, быть экстремальнее, либо ломаются. Вот самое сложное - сохранить свою искреннюю позицию, чтобы она у тебя не менялась независимо от того, что происходит с тобой»7.

Еще одна историческая предпосылка состоит в том, что феноменом российской журналистики являются крайности в отношениях с властью: подчинение или отрицание. Это вызвано, по мнению Г. С. Криницкой, «традиционно сакральным характером власти в России, сформировавшимся здесь еще в православно-ведический период развития славяно-русской культуры и окончательно оформившимся с принятием Русью христианства»8. Так, во все временные промежутки правления власть приближала к себе СМИ для трансляции своего влияния. Такая особенность государственного устройства помешала русскому обществу достичь достаточного уровня в развитии самоорганизации, что отразилось и на деятельности журналистов.

Так, исторические факторы оказали влияние на возможность открытого выражения журналистами своей позиции.

Второй группой внешних факторов, которые мы рассмотрим, являются политические факторы, или факторы власти.

Говоря про ангажированность, мы имеем в виду материальные соблазны, инстинкт самосохранения и многое другое, перед чем сложно устоять представителям журналисткой профессии. «Даже у самых лучших, не потерявших достоинство, все равно есть запретные имена и темы, - говорит президент Фонда защиты гласности А. К. Симонов. - Дети - молодые журналисты, пришедшие на первую производственную практику, - быстро познают местные табу»9.

Масштабы действий по устрашению популярных журналистов, желающих высказывать радикальные мнения, стали более заметны в период перехода президентского поста от Д. А. Медведева к В. В. Путину. Кроме того, рубрика «Хроники беззакония» в журнале

«Журналист» описывает многочисленные случаи гибели российских корреспондентов, нападений на редакции, незаконного задержания милицией, угроз в адрес представителей СМИ. Поверхностность и спокойный тон газетных публикаций может являться лишь следствием инстинкта самосохранения журналистов. Соответственно, читатель может быть дезориентирован в отношении истинной позиции, которую каждый профессиональный журналист способен проявить в условиях свободы.

Таким образом, к политическим факторам, ограничивающим свободу журналистов, относятся все формы давления на личность, исходящие со стороны властных структур любого уровня, в том числе подверженных коррупции и криминализации.

Третья группа внешних факторов включает в себя информационную политику издания, традиции и правила редакции, позицию руководства по поводу того, как должен вести себя журналист, работающий в данном СМИ, каких тем ему можно касаться, а каких - нет.

По мнению М. Н. Кима и других теоретиков журналистики, в группе сотрудников существует идентификационное ядро, которое «является носителем коллективного сознания в редакции, оказывает социально-психологическое воздействие на других членов коллектива и ориентирует основные направления деятель-ности»10. Эти направления и можно определить как информационную политику издания. Е. П. Прохоров расшифровывает ее следующим образом: «Это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ»11.

Можно вспомнить информационную политику федеральных телеканалов, по отношению к которой появилась метафора «молчание телеягнят»12. Когда журналисты доносили с телеэкрана ложные данные после декабрьских митингов по итогам выборов 2011 г., появилось обращение к коллегам политического обозревателя «Коммерсант FM» С. Кучера, где он называет такую позицию непрофессиональной13.

На сегодня, с сожалением отмечает Я. Н. Засурский, «журналист должен балансировать между бизнесом, государством и частным интересом»14, так как государство, частные корпорации и граждане являются тремя партнерами в средствах массовой информации. В этой связи такой фактор, как правила редакции, часто бывает следствием другого,

экономического фактора, влияющего на авторскую позицию.

Четвертый внешний фактор, экономический, проявляется в том, что в условиях финансового выживания сотрудники редакций зачастую закрывают глаза на отсутствие объективности в своих материалах в пользу лиц, спонсирующих жизнь издания и обеспечивающих рабочие места журналистам. Закон о свободе слова послужил лишь смене ограничительных факторов для журналистики: «Выяснилось, что политическая свобода печати еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи, - пишет Я. Н. Засурский. - Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати»15.

Четыре перечисленных выше фактора, таким образом, можно считать основными внешними причинами, ограничивающими свободу мнений.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Итогом данной публикации, с одной стороны, является убежденность в том, что исследования авторской позиции в журналистских текстах не всегда могут претендовать на правильность выводов, так как на позицию автора влияет множество факторов. Поэтому читатель видит только то, что журналист показал исходя из силы давления вышеперечисленных факторов и способности противостоять этому давлению. Другими словами, то, что мы называем авторской позицией, является почти всегда интеграцией позиции редактора издания, политики влиятельных структур и действия подсознательных мотивов самого автора.

Однако, с другой стороны, представители журналистского сообщества имеют возможность выбирать как уровень риска, так и место работы в плане соответствия взглядов руководства своим собственным взглядам. Работая в острополитической оппозиционной прессе, местном издании нейтрального характера или «желтой прессе», журналист негласно выражает степень своей готовности к откровенному проявлению авторской позиции по поводу тех событий и явлений, о которых он пишет. В этом плане он как будто свободен в своем выборе, однако этот выбор определяется уже внутренними факторами. Их мы исследуем в другой статье.

Главный вывод состоит в следующем: исходя из природы внешних факторов, влияющих на авторскую позицию, исследователям можно рассчитывать на истинность выраженного журналистом мнения только при условии полной свободы прессы. В ином случае представляется оптимальным использовать методологический инструментарий для исследования наиболее глубинных мотивов и ценностей автора. Преследуя эту цель, мы разработали свой подход к контент-анализу по выявлению ценностно-смысловых доминант журналистских текстов16. Он позволит, как нам представляется, приблизиться к настоящей позиции автора, даже если она скрыта.

Примечания

1 См.: Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учеб. пособие. 5-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 186.

2 См.: Там же. С. 334.

3 Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник. М., 2010. С. 201.

4 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М., 1982. С. 1391.

5 См.: Ольшанский, Д. В. Психология масс. СПб., 2001. С. 125.

6 Выученная беспомощность [Электронный ресурс] // Психологический словарь / отв. ред.

B. К. Мульдаров. URL: http://psi.webzone.ru/ st/330500.htm

7 Срок/ The Term. Эпизод 418. Собчак обыскали [Электронный ресурс]. URL: http://www. youtube .com/watch?v=yF8bgp-pk9I.

8 Криницкая, Г. С. Проблема взаимосвязи профессиональных ценностей журналистики и смены исторических парадигм // Журналистика в поисках моделей развития. Вып. II / ред. Н. В. Жилякова, П. П. Каминский. Томск, 2010.

C.136.

9 Симонов, А. К. Свобода СМИ - условия и гарантия открытости общества. Публичная лекция в Екатеринбурге 24.10.2003 // Социальная ответственность журналиста : опыт современного прочтения проблемы: в 2 ч. Ч. 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и текста / под ред. Ю. В. Казакова. М., 2003. С. 25.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

10 Там же. С. 23.

11 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 228.

12 См.: Молчание телеягнят [Электронный ресурс]. URL: http://www.media-office.ru/?go=33

73698&pass=e53a2b78bce5b1b8c42435c58ddb9 5df.

13 См.: Кучер, С. Можете выбросить все «Тэфи», которые вы получили за «лучшие информационные программы» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ FM. 07.12.2011. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1832621.

14 Засурский, Я. Н. СМИ и становление в России гражданского общества // Искушение свобо-

дой. Российская журналистика: 1990-2007. М., 2007. С. 144.

15 Засурский, Я. Н. Десять лет свободы печати в России // Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. М., 2007. С. 222.

16 Нами была разработана и апробирована собственная методика для выявления ценностно-смысловых доминант. См. публикации на эту тему.