Научная статья на тему 'ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АРМЕНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ'

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АРМЕНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / Республика Армения / ЕАЭС / внешнеторговые отношения / товарооборот / экспорт / импорт / Russian Federation / Republic of Armenia / EAEU / foreign trade relations / trade turnover / export / import

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблитаров Эрнест Рефатович, Каминская Анна Олеговна

Рассматриваются внешнеторговые отношения Российской Федерации и Республики Армения в современных условиях. Проводится анализ динамики внешней торговли России и Армении за 2014–2021 годы. Дается обзор структуры экспорта и импорта России и Армении за 2014 и 2021 годы. Выявляются факторы, влияющие на внешнеторговую деятельность между странами. Особое внимание уделяется геополитическим и геоэкономическим аспектам внешнеторгового сотрудничества. Рассматривается роль интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (далее по тексту — ЕАЭС) в развитии торгово-экономических отношений между странами. Освещаются основные направления межрегионального сотрудничества, определенные в Программе развития на 2022–2027 годы. Оценивается эффективность существующих механизмов торгово-экономического сотрудничества и предлагаются рекомендации по дальнейшему укреплению внешнеторговых связей между Российской Федерацией и Республикой Армения в контексте геополитической обстановки и мировых экономических трендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND ARMENIA: FEATURES AND TRENDS

The article considers the foreign trade relations of the Russian Federation and the Republic of Armenia in modern conditions. The analysis of the dynamics of foreign trade between Russia and Armenia for 2014–2021 is carried out. An overview of the structure of exports and imports of Russia and Armenia for 2014 and 2021 is given. The factors influencing the foreign trade activity between the countries are identified. Special attention is paid to the geopolitical and geo-economic aspects of foreign trade cooperation. The role of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU) in the development of trade and economic relations between the countries is considered. The main directions of interregional cooperation defined in the Development Program for 2022-2027 are highlighted. The effectiveness of the existing mechanisms of trade and economic cooperation is assessed and recommendations are proposed for further strengthening foreign trade relations between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the context of the geopolitical situation and global economic trends.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АРМЕНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 339.9

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-128-134 EDN: RHTZSJ

Э. Р. АБЛИТАРОВ А. О. КАМИНСКАЯ

Институт экономики и управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И АРМЕНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ_

Рассматриваются внешнеторговые отношения Российской Федерации и Республики Армения в современных условиях. Проводится анализ динамики внешней торговли России и Армении за 2014—2021 годы. Дается обзор структуры экспорта и импорта России и Армении за 2014 и 2021 годы. Выявляются факторы, влияющие на внешнеторговую деятельность между странами. Особое внимание уделяется геополитическим и геоэкономическим аспектам внешнеторгового сотрудничества. Рассматривается роль интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (далее по тексту — ЕАЭС) в развитии торгово-экономических отношений между странами. Освещаются основные направления межрегионального сотрудничества, определенные в Программе развития на 2022—2027 годы. Оценивается эффективность существующих механизмов торгово-экономического сотрудничества и предлагаются рекомендации по дальнейшему укреплению внешнеторговых связей между Российской Федерацией и Республикой Армения в контексте геополитической обстановки и мировых экономических трендов. Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Армения, ЕАЭС, внешнеторговые отношения, товарооборот, экспорт, импорт.

Постановка проблемы. В контексте глобализированных экономических связей Армения, интегрированная в Содружество Независимых Государств (СНГ), проявляет себя как стабильный торгово-экономический партнер Российской Федерации. Исторические, географические и социально-экономические аспекты играют ключевую роль в этом сотрудничестве. Динамика торгово-экономических отношений между данными странами демонстрирует чувствительность к внутренним и внешним экономическим шокам. В качестве значимых внутренних факторов дестабилизации выступают политическая нестабильность в Армении и ограниченная диверсификация национальной экономики, что усиливает её зависимость от внешнеторговых операций и иностранных инвестиций. Во внешнем контексте особое внимание уделяется геополитическим и геоэкономическим аспектам в отношениях Армении и России с государствами кавказского региона, оказывающими влияние на формирование экономической стратегии и торговой политики. Пандемия СОУГО-19, вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе и последовавший внутриполитический кризис в Республике Армения существенно повлияли на их внешнеторговые отношения. Обозначенные экзогенные шоки акцентировали особое внимание на необходимости переосмысления и адаптации существующих торгово-экономических стратегий в сложившихся условиях. При этом в результате

политических и экономических трансформаций появились новые траектории в эволюции торговых связей между странами, что обусловливает актуальность глубокого исследования данной тематики.

Актуальность исследования заключается в том, что анализ текущего состояния и перспектив развития торгово-экономических отношений между Россией и Арменией, а также их влияния на макроэкономические показатели и внешнеэкономическую деятельность стран, позволит выработать рекомендации по улучшению двустороннего сотрудничества и определению перспективных направлений совместной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами исследования торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения занимались такие отечественные исследователи, как И. А. Совик, А. Г. Пылин, Г. Р. Ва-зигатова [1—3]. Особое внимание учёных уделено анализу внешней торговли, внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества между странами. Несмотря на активное изучение данных аспектов, вопросы развития торгово-экономических отношений России и Армении в контексте интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, а также геополитических и геоэкономических вызовов в отечественной науке не получили широкого освещения [4]. В связи с этим данный вопрос является актуальным в современных геополитических

Армения во внешнеторговых показателях Российской Федерации*

Таблица 1

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

млн долл. США

Экспорт товаров из РФ 497,4 343,51 285,65 357,26 450,28 424,26 337,1 493,1

в т.ч. в Армению 1,09 1,06 0,94 1,75 1,35 1,69 1,66 1,89

Импорт товаров в РФ 287,1 182,9 137,29 227,87 238,71 244,57 231,67 293,53

в т.ч. из Армении 0,31 0,21 0,39 0,53 0,63 0,86 0,65 0,71

Внешнеторговый оборот товаров РФ 784,4 526,41 422,94 585,13 688,99 668,83 568,77 786,63

в т.ч. с Арменией 1,41 1,27 1,33 1,78 1,98 2,55 2,3 2,6

Внешнеторговое сальдо РФ 210,3 160,61 148,36 129,39 211,57 179,69 105,43 199,57

в т.ч. с Арменией 0,78 0,85 0,55 1,22 0,72 0,83 1,01 1,18

процентов, %

Экспорт товаров РФ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в т.ч. в Армению 0,22 0,31 0,33 0,49 0,3 0,4 0,49 0,38

Импорт товаров РФ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в т.ч. из Армении 0,11 0,11 0,28 0,23 0,26 0,35 0,28 0,24

Внешнеторговый оборот товаров 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100

в т.ч. с Арменией 0,18 0,24 0,31 0,3 0,29 0,38 0,4 0,33

Внешнеторговое сальдо РФ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в т.ч. с Арменией 0,37 0,53 0,37 0,94 0,34 0,46 0,96 0,54

Коэффициент покрытия экспорта импортом

Коэффициент покрытия 3,5 5,01 2,4 3,3 2,14 1,97 2,55 2,65

'Составлено автором по материалам [2]

и геоэкономических реалиях и требует комплексного изучения и определения ключевых направлений дальнейшего взаимодействия. Это подтверждается и практическими мерами, отражёнными в Программе межрегионального сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения на 2022 — 2027 годы, где акцентируется внимание на оптимизации показателей товарооборота между странами и привлечении взаимных инвестиций [5].

Целью статьи является комплексный анализ внешнеторговых отношений Российской Федерации и Республики Армения.

Изложение основного материала. Вхождение Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2014 г. стало ключевым элементом геоэкономических и геополитических процессов и стратегии национальной экономической политики, направленной на поддержание мира и укрепление торгово-экономических связей с Российской Федерацией в контексте интеграционного блока. 29 мая 2014 г., на заседании Высшего Евразийского экономического Совета, лидеры государств-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) ратифицировали Договор о ЕАЭС, предусматривающий более глубокую интеграцию [6]. В октябре того же года в Минске было подписано соглашение о присоединении Армении к ЕАЭС, а 23 декабря 2014 г. в Москве заключен аналогичный контракт с Киргизией, что является свидетельством расширения интеграционного поля действия ЕАЭС.

В торговых отношениях Россия является основным экспортно-импортным партнером Армении.

Анализ внешнеторгового оборота между двумя государствами за период с 2014 по 2021 годы выявляет колебания в объемах торговли, свидетельствующие о переменчивых экономических условиях (табл. 1).

За исследуемый период (2014 — 2021 гг.) наблюдалось неустойчивое положение экспортно-импортных операций Армении с Россией, о чем свидетельствуют резкие скачки и спады внешнеторговых показателей как в денежном эквиваленте, так и в процентном. В целом, за анализируемый период экспорт и импорт товаров достигли рекордных значений в 2021 г. и составили при этом 1,89 млн долл. ( + 73,39 % по сравнению с 2014 г.) и 0,71 млн долл. (+129 % по сравнению с 2014 г.) соответственно. Наименьшие значения по экспорту из РФ зафиксированы в 2016 г. (0,94 млн долл.), а по импорту в РФ в 2015 г. (0,21 млн долл.). Также резкое снижение экспортно-импортных операций прослеживалось в 2020 г., главной причиной которого являлось обострение карабахского конфликта.

Армения осуществляет экспортно-импортные операции с Российской Федерацией, но импорт товаров в страну существенно превышает экспорт, о чем свидетельствуют показатели коэффициента покрытия импорта экспортом (табл. 1). Данный феномен объясняется, прежде всего, наложившимися на Республику Армения геополитическими ситуациями, вытекающими из них внешнеэкономическими отношениями с другими странами, а также воздействием пандемии СОУГО-19 на экономические процессы [1]. Однако можно сказать, что существуют благоприятные предпосылки, в числе которых устойчивые торговые отношения с Россией и потенциал производственных мощностей Арме-

Таблица 2

Таблица 3

Товарная структура экспорта Российской Федерации в Республику Армения, %*

Товарная структура импорта Российской Федерации в Республику Армения, %*

Товарные группы 2014 г. 2021 г.

Пищевые продукты, напитки, табак 6,8 9,0

Минеральные продукты 13,5 34,8

Продукция растительного происхождения 5,2 4,5

Металлы и изделия из них 6,1 8,4

Машины, оборудование и аппаратура 5,5 9,3

Продукция химической промышленности 2,7 5,6

Текстиль 0,3 1,7

Продукты животного происхождения 0,4 1,3

Драгоценности 0,5 3,1

Транспорт 1,6 6,7

Другое 57,4 15,7

Товарные группы 2014 г. 2021 г.

Пищевые продукты, напитки, табак 55,5 39,2

Минеральные продукты 0,5 1,6

Продукция растительного происхождения 9,2 13,2

Металлы и изделия из них 0,5 2,6

Машины, оборудование и аппаратура 2,4 2,4

Продукция химической промышленности 1,0 2,0

Текстиль 0,8 12,0

Продукты животного происхождения 13,0 8,7

Драгоценности 0,8 11,2

Транспорт 0,0 0,9

Другое 17,1 6,1

'Составлено автором по материалам [2]

'Составлено автором по материалам [2]

нии, которые могут способствовать наращиванию как импортных, так и экспортных потоков, с последующим укреплением экономических связей с Российской Федерацией.

Следует отметить, что основу российско-армянского товарооборота составляют главным образом: Российская Федерация преимущественно экспортирует минеральные продукты, необработанный алюминий и пшеницу, в то время как Армения фокусируется на поставках продовольственных товаров, напитков и текстильной продукции [2, с. 16]. Таким образом, торговый баланс между странами отражает специфическую продуктовую ориентацию, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2, 3.

Анализируя структуру экспорта, можно отметить, что в 2021 г. доминирующей товарной группой были минеральные продукты, занимавшие 34,8 % всего экспорта, что на 21,3 % больше, чем в 2014 г. Далее следуют машины, оборудование и технические аппараты с долей 9,3 % (рост на 3,8 %) и продовольственные товары, напитки и табачные изделия с увеличением на 2,8 %. В то же время в меньшей степени представлены такие группы, как драгоценности (3,1 %), текстиль (1,7 %) и продукция животного происхождения (1,3 %). Особенно значительный рост доли за исследуемый период наблюдается в таких категориях, как минеральные продукты (на 21,3 %) и транспортные средства (на 5,1 %).

В свою очередь, структура импорта Российской Федерации с Республикой Армения преимущественно определяется потребностями российского рынка. Так, более половины армянского экспорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё. В частности, выделяются алкогольные напитки, фрукты и овощи (табл. 3).

Исследуя структуру импорта Российской Федерации с Республикой Армения за анализируемый период (2014 и 2021 гг.), можно сделать вывод, что в 2021 г. наибольшую долю в структуре занимали пищевые продукты, напитки и табачные изделия, составляющие в совокупности 39,2 % от общего объема, что на 16,3 % ниже по сравнению с 2014 г. Продукция растительного происхождения занимает 13,2 %, демонстрируя рост на 4 %. Текстильные изделия составляют значительную часть импорта — 12,0 %, увеличившись на 11,2 % по сравнению с 2014 годом. Также наблюдается заметное увеличение в сегменте драгоценностей, которые в 2021 г. составили 11,2 % от общего импорта, увеличив свою долю на 10,4 %. Значительно уступают в общей структуре импорта такие товарные группы: продукция химической промышленности — 2,0; минеральные продукты — 1,6 %; транспорт — 0,9 %. Среди товарных групп, по которым прослеживается значительный рост удельного веса в структуре импорта за исследуемый период: текстиль (в 15 раз), драгоценности (в 14 раз).

Сбалансированность экспортно-импортных отношений России и Армении*

Таблица 4

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Внешнеторговое сальдо, млрд долл. США 0,78 0,85 0,55 1,22 0,72 0,83 1,01 2,0

Товарооборот, млрд долл. США 1,41 1,27 1,33 1,78 1,98 2,55 2,3 2,6

Коэффициент сбалансированности 0,55 0,67 0,41 0,69 0,36 0,33 0,44 0,77

'Составлено автором по материалам [2]

На макроэкономическом уровне анализ эффективности международной торговли представляет собой комплексный процесс, требующий применения определенных методологических инструментов и глубокого понимания теоретических подходов [3]. В контексте настоящего исследования важным этапом такого анализа является экономическая оценка внешнеторговых отношений между Россией и Арменией, для чего рекомендуется использовать коэффициент сбалансированности торговли, данные о котором представлены в табл. 4. Этот коэффициент отражает пропорциональность между экспортными и импортными потоками, указывая на степень взаимной выгоды от торговых отношений. Анализ динамики коэффициента сбалансированности за последние годы выявляет значительные колебания: в 2021 г. он достиг максимального значения 0,77, в то время как в 2019 г. упал до минимума в 0,33.

Следовательно, структура торговых отношений между странами демонстрирует отклонения от равновесного уровня, что свидетельствует о наличии определенных асимметрий в экспортно-импортных операциях.

Анализируя экономические взаимоотношения между Россией и Арменией, критично важно учитывать влияние присоединения Армении к ЕАЭС в январе 2015 года. Данное стратегическое решение, обусловленное, среди прочего, усилением роли Турции на Южном Кавказе, экономическим укреплением Азербайджана, украинским кризисом и обострением отношений между РФ и ЕС, значительно повлияло на торговые связи региона. По официальным данным, за период 2015 — 2019 гг. наибольшую выгоду от интеграции в ЕАЭС получила именно Армения, демонстрируя рост внутрирегионального экспорта в 2,3 раза и увеличение общего экспорта в страны союза на сумму более 1,3 млрд долл., что составило 9,7 % от ВВП страны [4, с. 343]. Особенно значительным стало увеличение армянского экспорта в Россию по разнообразным товарным группам.

Таким образом, торговля товарами является ключевым фактором экономического взаимодействия между двумя странами, внося значительный вклад в экономику Армении. Россия, в свою очередь, укрепила свою позицию в структуре внешней торговли Армении: с 2016 по 2021 год доля России в товарном экспорте Армении возросла с 20,6 % до 26,9 %, а в товарном импорте — с 30,8 % до 33,5 % [7].

Россия сохраняет позиции ключевого прямого инвестора в экономику Армении. Однако анализ актуальных данных по динамике прямых иностранных инвестиций демонстрирует тенденцию к умеренному снижению ее участия. Исходя из отчетов международных финансовых институтов, прогнозируется, что доля инвестиций из России может продолжить сокращаться в связи с геополитической обстановкой и внутренних экономических изменений в обеих странах [8].

Наряду с этим, экономическая составляющая Армении, характеризующаяся относительно либеральным режимом предпринимательства, создаёт благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Тем не менее значительные инвестиционные риски, обусловленные транспортными барьерами и нестабильностью финансового сектора, ограничивают потенциал привлечения капитала. Данный факт подтверждается текущей экономической ситуацией в Республике

Армения, которая сталкивается с острым дефицитом ПИИ.

Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), к концу 2021 года Россия инвестировала в Армении 2 млрд долл., что составляет 40 % от общего объёма ПИИ в стране, в сравнении с 49,7 % в 2014 году [8]. Большая часть ведущих армянских предприятий функционирует на основе иностранного капитала, причём российские инвестиции затрагивают практически все ключевые сектора экономики. В Армении действует приблизительно 1300 предприятий с российским участием, что представляет более четверти всех компаний с иностранным капиталом. Кроме того, в стране работают более 40 ведущих российских компаний, включая «Газпром-Армения», «ГеоПроМайнинг Голд», «МТС-Армения» и другие, которые являются одними из крупнейших налогоплательщиков [9]. Российские инвестиции в основном сосредоточены в таких секторах, как инфраструктура, цветная металлургия, энергетика, связь, ИТ и транспорт.

Ключевым аспектом российско-армянских инвестиционных отношений является их многоуровневая природа, где экономические и геополитические факторы тесно переплетены. Стратегическое положение Армении на Кавказе определяет её особую роль в геополитических планах России, что, в свою очередь, оказывает влияние на объем и структуру российских инвестиций в страну. Однако, несмотря на эти аспекты, наблюдается снижение притока российского капитала в последние годы [2, с. 15]. Данный тренд подчеркивает текущий дефицит Армении в разрезе привлечения ПИИ, особенно в сравнении с соседней Грузией, где приток ПИИ в 2017 — 2019 гг. достигал 1,3 — 2,0 млрд долл. [8], что указывает на необходимость активизации усилий по диверсификации источников прямого инвестирования, включая привлечение капитала из других стран.

Перспективы межрегионального сотрудничества России и Армении представлены в Программе развития на 2022 — 2027 годы [5]. В этом документе акцентируется внимание на оптимизации товарооборота, выделяя ключевые сферы для взаимных инвестиций и создавая основу для развития потенциала в области совместных капиталовложений. Важным шагом в этом направлении представляется создание Российско-Армянского делового Совета, задачей которого является инициирование новых проектов, развитие производственных мощностей и усиление инвестиционного сотрудничества [10]. Программа также определяет стратегические цели и приоритетные направления взаимодействия, включая торговлю, промышленность, транспорт, здравоохранение, образование, науку, культуру и туризм.

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Национальная экономика Армении характеризуется невысокими доходами, малой емкостью внутреннего рынка, высокой степенью зависимости экономики от внешнеэкономических связей. В этих условиях Российская Федерация выступает в качестве основного и стратегически важного внешнеторгового партнера, играя ключевую роль в торгово-экономических отношениях Армении.

2. Тенденции внешней торговли между Россией и Арменией складываются в сложных геоэкономических и геополитических условиях. Кроме того, они связаны с ограниченной диверсификацией то-

варной структуры и невысокой конкурентоспособностью. Товарный обмен между странами включает поставки минеральных продуктов, необработанного алюминия и пшеницы со стороны Российской Федерации и продовольственных товаров, напитков, текстильных изделий со стороны Армении.

3. Рассматривая общую динамику развития торгово-экономических связей между Россией и Арменией, можно выделить потенциал их дальнейшего сотрудничества через совместные инвестиции, развитие стратегических платформ и усиление инвестиционного взаимодействия. Такие меры будут способствовать укреплению национальной безопасности и эффективному использованию экономических возможностей обеих стран.

Библиографический список

1. Совик И. А. Перспективы межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Армения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 1 (58). С. 157-168. EDN: VGCOIU.

2. Пылин А. Г. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества Армении и России в современных условиях // Инновации и инвестиции. 2021. № 6. С. 13-17. DOI: 10.24412/2307-180X-2021-6-13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вазигатова Г. Р. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. 2021. № 4 (26). С. 178-183. EDN: TSYYFZ.

4. Гринберг Р. С., Пылин А. Г. Евразийский экономический союз: основные тренды развития на фоне глобальной неопределенности // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 2. С. 340-351. DOI: 10.17059/2020-2-1.

5. Программа межрегионального сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения на 2022-2027 годы (принята в г. Ереване 22.12.2021). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Экспорт и импорт России по товарам и странам // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL:

https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 11.09.2023).

8. Международный валютный фонд. URL: https://www.imf. org/ru/Home (дата обращения: 13.09.2023).

9. Торгово-экономическое сотрудничество // Посольство Российской Федерации в Республике Армения. URL: https:// armenia.mid.ru/ru/countries/bilateral-relations/trade-economic-cooperation/ (дата обращения: 13.09.2023).

10. Российско-армянские отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https:// www.mid.ru/print/?id = 1701709&lang = ru (дата обращения: 15.09.2023).

АБЛИТАРОВ Эрнест Рефатович, студент гр. Э-б-о 205 Института экономики и управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»), г. Симферополь. БРНЧ-код: 1864-6815 ЛиШотГО (РИНЦ): 1222974 ОЯСГО: 0009-0002-8956-9596 Адрес для переписки: ablitaroff@mail.ru КАМИНСКАЯ Анна Олеговна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика предприятия» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Симферополь. БРНЧ-код: 5402-3128 ЛиШогГО (РИНЦ): 832795 ОЯСГО: 0000-0002-3372-6508

Адрес для переписки: anna_kaminskaya329@mail.ru Для цитирования

Аблитаров Э. Р., Каминская А. О. Внешнеторговые отношения России и Армении: особенности и тенденции // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 1. С. 128-134. БОН 10.25206/2542-04882024-9-1-128-134.

Статья поступила в редакцию 05.12.2023 г. © Э. Р. Аблитаров, А. О. Каминская

UDC 339.9

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-128-134 EDN: RHTZSJ

E. R. ABLITAROV A. O. KAMINSKAYA

institute of Economics and Management (structural unit) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Republic of Crimea, Russia

FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND ARMENIA: FEATURES AND TRENDS

The article considers the foreign trade relations of the Russian Federation and the Republic of Armenia in modern conditions. The analysis of the dynamics of foreign trade between Russia and Armenia for 2014—2021 is carried out. An overview of the structure of exports and imports of Russia and Armenia for 2014 and 2021 is given. The factors influencing the foreign trade activity between the countries are identified. Special attention is paid to the geopolitical and geo-economic aspects of foreign trade cooperation. The role of integration processes within the framework of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU) in the development of trade and economic relations between the countries is considered. The main directions of interregional cooperation defined in the Development Program for 2022-2027 are highlighted. The effectiveness of the existing mechanisms of trade and economic cooperation is assessed and recommendations are proposed for further strengthening foreign trade relations between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the context of the geopolitical situation and global economic trends.

Keywords: Russian Federation, Republic of Armenia, EAEU, foreign trade relations, trade turnover, export, import.

References

1. Sovik I. A. Perspektivy mezhregional'nogo sotrudnichestva Rossiyskoy Federatsii i Respubliki Armeniya [Prospects for interregional cooperation between the Russian Federation and the republic of Armenia] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investments. 2022. No. 1 (58). P. 157-168 EDN: VGCOIU. (In Russ.).

2. Pylin A. G. Problemyi perspektivytorgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Armenii i Rossii v sovremennykh usloviyakh [Problems and prospects of trade and economic cooperation between Armenia and Russia in the current context] // Innovatsii i investitsii. Innovations and Investments. 2021. No. 6. P. 13-17. DOI: 10.24412/2307-180X-2021-6-13-17. (In Russ.).

3. Vazigatova G. R. Otsenka effektivnosti vneshne-ekonomicheskoy deyatel'nosti [Evaluation of the effectiveness of foreign economic activity // Zhurnal «U». Ekonomika. Upravleniye. Finansy. Journal «U». Economy. Management. Finance. 2021. No. 4 (26). P. 178-183. (In Russ.).

4. Grinberg R. S., Pylin A. G. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: osnovnyye trendy razvitiya na fone global'noy neopredelennosti [Eurasian Economic Union: the main development trends amid Global Uncertainty // Ekonomika regiona. Economy of Region. 2020. Vol. 16, no. 2. P. 340-351. DOI: 10.17059/2020-2-1. (In Russ.).

5. Programma mezhregional'nogo sotrudnichestva mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki

Armeniya na 2022-2027 gody (prinyata v g. Erevane 22.12.2021) [The program of interregional cooperation between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Armenia for 2020-2027 (adopted in Yerevan on 22.12.2021)]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

6. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 24.03.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.04.2023 [The Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on 29.05.2014) (as amended on 24.03.2022) (with amendments and additions, effective from 03.04.2023). Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

7. Eksport i import Rossii po tovaram i stranam [Export and import of Russia by goods and countries] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Rosstat). Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ vneshnyaya_torgovlya (accessed: 11.09.2023). (In Russ.).

8. Mezhdunarodnyy valyutnyy fond [International Monetary Fund]. URL: https://www.imf.org/ru/Home (accessed: 13.09.2023). (In Russ.).

9. Torgovo-ekonomicheskoye sotrudnichestvo [Trade and economic cooperation] // Posol'stvo Rossiyskoy Federatsii v Respublike Armeniya. Embassy of the Russian Federation in the Republic of Armenia. URL: https://armenia.mid.ru/ru/countries/ bilateral-relations/trade-economic-cooperation / (accessed: 13.09.2023). (In Russ.).

10. Rossiysko-armyanskiye otnosheniya [Russian-Armenian relations] // Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii.

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: https:// www.mid.ru/print/?id=1701709&lang = ru (accessed: 15.09.2023). (In Russ.).

ABLITAROV Ernest Refatovich, Student of gr. E-b-o 205, Institute of Economics and Management (structural unit), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V. I. Vernadsky Crimean Federal University» (KFU), Simferopol. SPIN-code: 1864-6815 AuthorID (RSCI): 1222974 ORCID: 0009-0002-8956-9596 Correspondence address: ablitaroff@mail.ru KAMINSKAYA Anna Olegovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Enterprise Economics Department,

Institute of Economics and Management (structural

unit) KFU, Simferopol.

SPIN-code: 5402-3128

AuthorID (RSCI): 832795

ORCID: 0000-0002-3372-6508

Correspondence address: anna_kaminskaya329@mail.ru For citations

Ablitarov E. R., Kaminskaya A. O. Foreign trade relations between Russia and Armenia: features and trends // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2024. Vol. 9, no. 1. P. 128-134. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-1-128-134.

Received December 05, 2023. © E. R. Ablitarov, A. O. Kaminskaya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.