Научная статья на тему 'Внешнеторговая политика РФ в современных условиях'

Внешнеторговая политика РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8847
1184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвир Дарья Павловна, Титова Ангелина Юрьевна

В статье проанализированы вопросы внешнеэкономической политики России на современном этапе. А именно: рассмотрены основные торговые партнёры Российской Федерации в 2018 г., выделены ключевые направления экспортных и импортных потоков (по странам), представлена их структура товаров и услуг на 2017 г. Проанализированы основные макроэкономические показатели, а также рассмотрены основные торговые барьеры для экономики России. На основании проведённого анализа основных статистических показателей сформулированы основные выводы о современных тенденциях сотрудничества РФ на международном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговая политика РФ в современных условиях»

11. Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст] / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2007. 68 с.

12. Международный бухгалтерский учет GAAP и JAS [Текст]: справ. бух. от А до Я. / сост. В.М.Матвеева. М.: Дело и Сервис, 1998. 192 с.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цвир Д.П.1, Титова А.Ю.2

'Цвир Дарья Павловна — ассистент;

2Титова Ангелина Юрьевна — студент, кафедра мировой экономики, Школа экономики и менеджмента Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье проанализированы вопросы внешнеэкономической политики России на современном этапе. А именно: рассмотрены основные торговые партнёры Российской Федерации в 2018 г., выделены ключевые направления экспортных и импортных потоков (по странам), представлена их структура товаров и услуг на 2017 г. Проанализированы основные макроэкономические показатели, а также рассмотрены основные торговые барьеры для экономики России. На основании проведённого анализа основных статистических показателей сформулированы основные выводы о современных тенденциях сотрудничества РФ на международном рынке. Ключевые слова: торговая политика, международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, внешнеэкономическая деятельность, торговые барьеры.

В01: '0.244''/24'4-57'8-20'9-'0604

При изучении международной торговли любой станы необходимо определить связь тандема внешней и внутренней экономических политик. Внешнеторговая политика государства является важным инструментом, влияющим на общенациональное экономическое развитие страны, а именно, оказывает влияние на экономический рост, уровень благосостояния, развитие отраслей экономики. Внутренняя торговая политика государства заключается в защите национальных интересов на мировом рынке. Основная цель торговой политики Российской Федерации - создание благоприятных условий для отечественных экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг [ 1].

Правильно расставленные приоритеты во внешнеторговой политике государства позволят расширить сферу влияния на внешних рынках и увеличить роль отдельных территорий и субъектов Федерации. В настоящее время Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» установлены следующие приоритетные направления внешнеэкономической политики:

— обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

— содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

— интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики [2].

Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» выделило основные направления ВЭД, (данные представлены в таблице 1).

Название подпрограммы Направления

Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ, обеспечение участия и защиты интересов РФ в деятельности ВТО, развитие интеграции РФ в международную экономическую систему и др.

Формирование Евразийского экономического союза Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза, обеспечение деятельности наднациональных и межгосударственных органов Евразийского экономического союза с передачей им необходимых полномочий.

Создание национальной системы поддержки развития ВЭД Финансовая поддержка экспорта, обеспечение планирования, координации и мониторинга внешнеэкономической деятельности, устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках, создание организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и др.

Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД Обеспечение эффективной реализации функций внешнеторгового регулирования в формате Таможенного союза, упрощение административных и налоговых правил и процедур для участников внешнеэкономической деятельности.

Совершенствование таможенной деятельности Совершенствование деятельности таможенных органов РФ, развитие административной и социальной инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации и др.

Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности Совершенствование системы пунктов пропуска, создание благоприятных условий для перемещения через государственную границу грузов и пересечения ее физическими лицами.

Источник: составлено автором согласно данным [3].

По итогам 2017 г., согласно данным Центра международной торговли Москвы, Россия входит в число ключевых участников международной торговли, занимая 12-е место по экспорту товаров после США, Германии, Японии, Кореи, Великобритания и других стран. В мировом экспорте РФ охватывает 3,04 % стоимостью 357,82 млрд долл., а в импорте на конец 2017 г. занимает 16-е место с долей 1,85 % [6].

Перспективы развития торговых отношений могут быть определены через анализ двусторонней торговли России с ключевыми странами-партнерами, а также группами стран, и применяемых ими торговых барьеров.

По итогам данных, Министерства экономического развития Российской Федерации на 2018 г. внешнеторговый оборот России вырос на 17,5% по отношению к 2017 г. и составил 687,5 млрд долл. Прирост экспорта составил 25,6%, импорта - 4,7%. В общем объеме товарооборота доля экспорта по сравнению с 2017 г. увеличилась до 65,4% с 61,1% при снижении доли импорта до 34,6% с 38,9%. Стоит отметить, что в 2018 г. значительное изменение товарооборота с партнерами в основном обусловлено динамикой экспорта топливно-энергетических товаров [4].

Страна Товарооборот (млрд долл.) Прирост по отношению к 2017 г. (%)

Китай 108,3 24,5

Германия 59,6 19,3

Нидерланды 47,2 19,4

Белоруссия 34,0 11,0

Италия 27,0 12,7

Источник: составлено автором согласно данным [4].

Одним из ведущих партнёров России является Китай. Прирост экспорта России произошёл за счёт роста поставок в Китай сырой нефти, нефтепродуктов и рафинированной меди. В 2018 г. экспорт из России в КНР по сравнению с 2017 г. вырос на 44% и превысил 56 млрд долл. В торговле с другими странам прослеживается такая же тенденция - увеличение экспорта за счёт поставок из России углеводородов, необработанного алюминия [4].

Структура торговли Российской Федерации в 2017 г. представлена на рис. 1, 2. Почти 60% экспорта составляет минеральное топливо, что говорит о сырьевой направленности развития экономики страны.

Рис. 1. Структура экспорта РФ в 2017 г.

Источник: [6]

Импорт в 2017 г. формировался за счёт поставок механического оборудования, электрооборудования, средств наземного транспорта. Если говорить о несырьевом экспорте, то в 2018 г. он увеличился на 19,5% по отношению к 2017 г. и составил 235 млрд долл., экспорт инновационных товаров увеличился на 3,8% и в стоимостном выражении составил 30,1 млрд долл. [4].

Механическое оборудование, ядерные реакторы и др. 19,92%

• Электрооборудование, прочая аппаратура -| 1 (7б%

• Средства наземного транспорта 9,46%

• Фармацевтика 4,77% Пластмассы 3,86% Оптические, медицинские аппараты и др. 2,72% Изделия из черных металлов 2,34%

• Прочее 45,16%

Рис. 2. Структура импорта РФ в 2017 г.

Источник: [6]

Далее рассмотрим основные экспортируемые и импортируемые сельскохозяйственные товары. По данным Всемирной торговой организации, большую часть экспорта сельскохозяйственных товаров занимали: пшеница, подсолнечное и хлопковое масло, кукуруза, ячмень, шоколад и какао-продукты. Большую долю в импорте заняли: цитрусовые, бананы, вино, соевые бобы и спирт [5].

Также помимо товарных потоков, необходимо рассмотреть торговлю услугами. Структура экспорта и импорта услуг в 2017 г. представлена на рисунках 3, 4.

■ Транспортные

■ Туристические

■ Услуги, относящиеся к торговле

■ Другие коммерческие услуги

Рис. 3. Структура российского экспорта услуг (%) в 2017 г.

Источник: составлено автором согласно данным [5].

Большую долю в экспорте услуг занимают транспортные услуги. Основными странами -партнёрами в 2016 г. выступали Европейский союз, Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Китай, Казахстан [5].

■ Транспортные

■ Туристические

■ Услуги, относящиеся к торговле

■ Другие коммерческие услуги

Рис. 4. Структура импорта услуг (%) в РФ в 2017 г.

Источник: составлено автором согласно данным [5].

В структуре импорта услуг большую часть занимают туристические услуги (35,6%). В основном Российская Федерация в 2016 г. пользовалась услугами, предоставляемыми ЕС, США, Швейцарией, Турцией и КНР [5].

В экспорте и импорте транспортных услуг в 2017 г. большую долю занимали воздушные перевозки - 50,1% в экспорте и 60,4% в импорте. Морские перевозки в экспорте транспортных услуг занимали 24,8%, в импорте - 26,7%. Другие коммерческие услуги состоят из бизнес-услуг, информационно-коммуникационных услуг, строительства и др. [5].

Также, следует рассмотреть существующие барьеры в торговле между странами. В настоящее время направлено 164 барьера против России. Они распределены на 19 типов: антидемпинговые меры, административные меры, специальные защитные меры, санкционные меры, технические барьеры и др. [6].

По всем товарным группам существует 2 вида барьеров: санкционные и административные меры. Эти меры распространяются на Россию со стороны следующих стран: Австралия, Албания, Аргентина, Белоруссия, ЕС, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, США, Узбекистан, Украина, Черногория, Швейцария, Япония. Санкционные меры заключаются в запрете на осуществление торговли и инвестиций с Республикой Крым.

Административные меры заключаются в предварительном декларировании импорта посредством обращения импортера в Федеральное управление по государственным доходам (АФИП) и получения

49

■ 15,7

необходимого разрешения. К административным мерам, распространённых на все виды товаров также относятся компенсация импортных поставок экспортом, регулирование цен на социально значимые товары, расширение перечня российских товаров, подлежащих ветеринарному контролю и др.

■ Мексика

■ Узбекистан

■ Китай

■ Индонезия

■ Белоруссия

■ Турция

■ США

■ Индия

■ Украина

■ ЕС

Рис. 5. Распределение торговых барьеров по странам

Источник: [6].

Россия по итогам 2017 г. являлась лидером по числу торговых и инвестиционных ограничений, действующих в отношении компаний Евросоюза. Большое число барьеров действует также в отношениях с Украиной, Индией, США. В отношениях с Украиной существуют барьеры в виде антидемпинговых мер, санитарных и фитосанитарных мер; с Индией - в виде специальных защитных мер, технических барьеров, антидемпинговых мер; с США - в виде санкционных мер, антидемпинговых мер, ограничений по номенклатуре [6].

Таким образом, в ходе исследования основных внешнеторговых показателей, анализа тенденций торговой политики Российской Федерации были сделаны следующие выводы. Во-первых, в географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз, второй группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Во-вторых, в товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно-энергетические товары, наибольший прирост экспорта России наблюдался в отношении Китая. В товарной структуре импорта преобладают товары глубокой степени переработки, высокотехнологичная продукция. В-третьих, в торговле услугами Российская Федерация не занимает значительной доли в мировой торговле. В-четвертых, торговые барьеры со стороны ряда стран не сокращаются, большее количество барьеров возникает между Россией и Европейским союзом, что в свою очередь ограничивает мировую торговлю между странами.

Список литературы

1. Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ: принят Гос. Думой 21.11.2003 г.: [ред. от 28.11.2018 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 03.06.2019).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 № 1662-р: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [ред. от 28.09.2018 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8afD9d7244d8033c66928fa27e5 27/ (дата обращения: 03.06.2019).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330: [ред. от 28.03.2019]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSЮN/PILOT/main.htm/ (дата обращения: 03.06.2019).

4. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 03.06.2019).

50

5. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto/org/ (дата обращения: 03.06.2019).

6. Центр международной торговли Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tradestat.wtcmoscow.ru/ (дата обращения: 03.06.2019).

7. База данных ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://comtrade.un.org/ (дата обращения: 03.06.2019).

8. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика / Д.Е. Сорокин // Журнал экономической теории, 2014. № 4. С. 25-39.

9. RudenkoL.G. Socio-Economic Role of Service-Sector Small Business in Sustainable Development of the Russian Economy / L.G. Rudenko, N.A. Zaitseva, A.A. Larionova, A.D. Chudnovsky, M.V. Vinogradova // European Research Studies Journal, 2015. Vol. 18. № 3. P. 219-234.

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ Камолкин Д.С.

Камолкин Денис Сергеевич — магистрант, кафедра эономики предпринимательства, Институт экономики и управления Уфимский авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: бизнес в России претерпевает не самые лучшие времена. Каждый день закрываются торговые сети, а с рынка уходят международные бренды. Иностранным компаниям не выгодно вести коммерческую деятельность в нашей стране. Однако сегодняшние дни — это лучшие времена для франчайзинга, ведь именно в кризис раскрываются все положительные стороны. Ключевые слова: франчайзинг в России, франшизная сеть.

Франчайзинг в России — наши дни

С рынка уходят мелкие игроки, которые не могут составить конкуренцию большим сетям. Крупным торговым сетям легче договориться с арендодателями и получить хорошую прибыль благодаря большим объёмам продукции. Игроки стараются проводить маркетинговые акции, чтобы привлечь к себе внимание покупателей. Именно поэтому стать партнёром франчайзинговой сети — значит иметь стабильное и прибыльное место. Мелкие игроки не могут соперничать с такими сетями, поэтому либо уходят, либо становятся партнёрами

Быть партнёром франчайзинговой сети на сегодняшний день — это получать множество прибыльных преимуществ. Так, франчайзи становятся не только самостоятельными предпринимателями, но и получают поддержку от крупного франчайзера. Партнёр не будет рисковать, ведь он будет работать по выстроенной бизнес-системе, которая имеет мировую известность.

Франчайзи получают основное преимущество среди прочих игроков — узнаваемость. Открыв предприятие под узнаваемым товарным знаком, бизнесмен сразу же становится узнаваемым, ведь он сотрудничает с франчайзинговой сетью. При этом не стоит забывать, что сам франчайзи не тратит большие суммы денег на рекламу и продвижение своих товаров, ведь товар уже считается брендом.

Влияние франчайзинга на страну

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франчайзинг оказывает положительное влияние не только на малый, но и на средний бизнес. В наше время многие люди хотят открыть своё дело, которые бы приносило постоянный доход. В будущем начинающие бизнесмены бы изменили свой социальный статус, а это уже положительно влияет на государство. В России постоянно растёт численность среднего класса, отражаясь на структуре ВВП.

В Российской Федерации большой процент безработных людей, который растёт с каждым днём. Но ситуация изменяется благодаря франчайзингу, ведь открываются новые компании, в которые требуются работники. Создание новых рабочих мест положительно отражается на экономической ситуации в Российской Федерации.

С отечественного рынка ушло множество игроков, как малого, так и среднего рынка. Большинство людей отправляются в другие страны, чтобы начать там свою коммерческую деятельность. Однако уезжать не придётся, если стать партнёром франчайзинговой сети. При этом молодым предпринимателям не нужно будет вкладывать большие финансовые средства, ведь за основу берется проверенный лизинг, который может обеспечить минимальные затраты для франчайзеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.