Научная статья на тему 'Внешнеполитическое ведомство США и теоретическое обоснование интеграционных процессов в Северной Америке (2002-2008 гг. )'

Внешнеполитическое ведомство США и теоретическое обоснование интеграционных процессов в Северной Америке (2002-2008 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ВЛАСТЬ / МОНАРХИЯ / ПАРЛАМЕНТ / ДУАЛИЗМ / INTEGRATION / STATE DEPARTMENT / INTERNATIONAL RELATIONS / FOREIGN-POLICY ANALYSTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Даркина Анна Владимировна

Статья посвящена анализу роли Государственного департамента США в строительстве Североамериканской зоны свободной торговли. Показано, что процесс глобализации неизбежно отразился на внешнеполитических стратегиях североамериканских государств, скорректировав экономические, социальные и политические взгляды Вашингтона, Оттавы и Мехико. Подчеркивается, что, по мнению аналитиков Государственного департамента, североамериканская интеграция в большей мере представляет интересы деловых элит, чем интересы США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE US FOREIGN SERVICE AND THEORETICAL JUSTIFICATION OF INTEGRATION PROCESSES IN NORTH AMERICA (2002-2008 YEARS)

The article is devoted to the analysis of the role of the US Foreign Service in building of North American Free Trade Area. It is shown that the process of globalization inevitably reflected on the foreign policy strategies of the North American nation states, shifting economic, social and political issues of Washington, Ottawa and Mexico City. It is underlined, that, in opinion of analysts of the State Department, North American integration has more in common with the interests of the business elite, rather than with the interests of the United States.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитическое ведомство США и теоретическое обоснование интеграционных процессов в Северной Америке (2002-2008 гг. )»

УДК 94:327(7) «2002/2008»

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО США И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (2002-2008 гг.)

© Анна Владимировна Даркина

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры истории нового и новейшего времени, e-mail: darkina08@mail.ru

Статья посвящена анализу роли Государственного департамента США в строительстве Североамериканской зоны свободной торговли. Показано, что процесс глобализации неизбежно отразился на внешнеполитических стратегиях североамериканских государств, скорректировав экономические, социальные и политические взгляды Вашингтона, Оттавы и Мехико. Подчеркивается, что, по мнению аналитиков Государственного департамента, североамериканская интеграция в большей мере представляет интересы деловых элит, чем интересы США.

Ключевые слова: интеграция; Государственный департамент; международные отношения; внешнеполитические аналитики.

Проект интеграции НАФТА имеет за собой серьезные теоретические основания, связанные с развитием американской внешней политики. Именно Соединенные Штаты Америки, являясь наиболее развитым с экономической точки зрения и самым мощным, с политической, государством в Северной Америке, прилагают значительные усилия для обоснования необходимости интеграции государств континента под эгидой США. Теоретическим обоснованием американской гегемонии в интеграционном процессе США, Канады и Мексики занимается Государственный департамент.

Американские внешнеполитические аналитики, связанные с Государственным департаментом, в обосновании интеграции исходят из уверенности в том, что США призваны в силу своей уникальности и исторического опыта играть лидирующую роль в процессе сближения государств Северной Америки. США позиционируются как уникальное государство, на которое возложена великая миссия интеграции Северной Америки и, возможно, мира в целом: «Соединенные Штаты занимают уникальное положение. Это страна, обладающая ни с чем не сопоставимой дипломатической, экономической, военной и культурной мощью. Наш народ имеет больше средств и возможностей для защиты и продвижения своих интересов в мире, чем в любой другой момент нашей истории. Как нация мы несем более высокую ответственность за осуществление лидерства, чем когда-либо прежде» [1].

Заместитель государственного секретаря США в период первой Администрации Джорджа Буша-мл. Пола Добрянски [2] настаивала на том, что «американский образ жизни опирается на права и свободы, гарантом которых выступает демократическое правительство. Сознавая жизненно важное значение демократии, Соединенные Штаты твердо привержены идее оказания помощи правительствам другим стран в процессе их демократического развития. Поэтому правительство и граждане США активно помогают зарубежным странам укреплять демократические институты, содействовать становлению нарождающейся демократии и показывать в истинном свете те правительства, которые отказывают своим гражданам в основополагающих правах и свободах» [3].

В работах аналитиков Государственного департамента США неоднократно высказывалось мнение о сложности и многоуровне-вости американской внешней политики. В этой иерархии внешнеполитических процессов интеграционные усилия занимают свое определенное место. Ричард Армитадж полагает, что одной из форм внешней политики США является международное сотрудничество, определяемое им как «незаменимый компонент стратегии, ориентирована ли она на ведение войны с терроризмом, сохранение региональной стабильности, расширение

торговли и развития, поддержание дружественных связей с мировыми державами или противодействие таким транснациональным проблемам, как оружие массового пораже-

ния, инфекционные заболевания и международная преступность» [1]. Р. Армитадж, анализируя американскую внешнюю политику, исходит из убежденности в том, что США привержены принципу международного сотрудничества, наивысшей формой которого является добровольная, взаимовыгодная, в первую очередь - экономическая, интеграция.

Процессы глобализации стали значительным вызовом, с которым столкнулась американская внешнеполитическая стратегия в ХХ столетии. В этой ситуации следует принимать во внимание и то, что для внешнеполитического мышления американских элит в определенной степени характерны элементы изоляции и автаркии. В этом контексте стратегия США, направленная на то, чтобы играть роль лидера процесса североамериканской интеграции, может быть воспринята как попытка преодолеть неблагоприятные последствия глобализации в виде ее локализации в рамках трех государств североамериканского континента.

По мнению сотрудников Государственного департамента, процессы интеграции и развития демократии являются тесно связанными между собой: «содействие демократии в глобальном масштабе идет на пользу не только гражданам стран-получателей подобной помощи, но и другим демократическим государствам и всей международной системе в целом. Расширяя глобальное сообщество демократий и поддерживая нарождающиеся демократии в процесс их развития, Соединенные Штаты ставят перед собой задачу построения более безопасного и экономически благополучного мира, в котором каждый человек мог бы жить свободной, здоровой и продуктивной жизнью» [3].

В другой своей работе П. Добрянски описала эту особенность американской внешней политики более четко: «Соединенные Штаты поддерживают зарубежные страны и побуждают их проводить такую политику и формировать свои правительства таким образом, чтобы человеческое достоинство и свобода могли в них процветать. Некоторые из принципов, отстаиваемых Соединенными Штатами, восходят еще к временам древней Греции. Другие принципы выработаны в более поздние времена или представляют собой уроки, извлеченные из истории Соединенных Штатов и других стран» [4].

Демократическая риторика играет одну из центральных ролей в обосновании необходимости североамериканской интеграции: «Мир, процветание и свобода - на этих принципах основана уникальная форма внешней политики, известная как американский интернационализм. У нас в Америке есть давняя традиция опоры на такие фундаментальные ценности и идеалы, как свобода слова, избирательное право, свобода вероисповедания и свобода печати, которые часто бросают вызов власти диктаторов и идеологов... мы считаем экономические и политические свободы, права человека и возможности не привилегиями, раздаваемыми элитой своим фаворитам, а правами каждого человека, которые надо защищать и отстаивать» [5]. Интеграция осознается американскими аналитиками как инструмент, который не только способствует политической консолидации, но и обеспечивает, с одной стороны, экономический рост, а с другой - воспроизводство демократических ценностей и их успешное функционирование в жизни американского общества. Анализируя проблемы развития американской внешней политики в контексте ее интеграционных инициатив, американские аналитики полагают, что североамериканская интеграция в соответствии с той концепцией, которая предлагается США, будет в значительной степени способствовать прогрессу и развитию демократии в регионе, особенно - в его развивающейся части.

Американские аналитики склонны связывать интеграционные процессы с развитием демократического политического опыта: «Одним из факторов, объясняющим устойчивость демократии в сегодняшних условиях, стало отсутствие антидемократической идеологии с претензиями на общемировое господство, которыми в свое время были коммунизм и фашизм и которая в качестве альтернативы составила бы конкуренцию демократическому универсализму» [6]. В публикациях Государственного департамента особое внимание акцентируется на политическом содержании интеграционных инициатив: «Общие цели нынешней администрации США - решать основные внешнеполитические проблемы нашего времени, помогая большему числу людей реализовать дары свободы и демократии. Мы считаем много-

стороннюю дипломатию необходимой для этих усилий» [7].

Пола Добрянски склонна мотивировать специфику североамериканской интеграции особенностями политического опыта США и уникальностью американской политической идентичности: «Американцы очень дорожат свободами и возможностями, которые у них есть, и считают, что следование принципам, лежащим в основе наших демократических институтов и динамичного гражданского общества, является наилучшим способом достижения устойчивого экономического роста. это будет способствовать объединению приверженности развивающихся стран обеспечивать справедливое управление и намерений Соединенных Штатов поддерживать их реформаторские усилия, помогая тем самым воплощать мечты свободолюбивых людей во всем мире» [4].

В значительной степени аналогичную идею выражает и Ким Холмс, исполнявший в период администрации Джорджа Буша-мл. обязанности помощника государственного секретаря по делам международных организаций: «История показала, что самые сильные, самые стабильные, толерантные и благополучные страны - это те, которые соблюдают всеобщие принципы прав человека, власти закона и демократии. Укрепление прав и основополагающих свобод человека отвечает национальным интересам каждого члена международного сообщества, потому что правительства, защищающие права человека, наиболее способны обеспечивать мир, поощрять экономическое развитие, бороться с международным терроризмом и преступностью, предотвращать гуманитарные кризисы и улучшать глобальную окружающую среду» [5].

Американские авторы полагают, что до начала 1990-х гг. Соединенные Штаты не обладали необходимыми ресурсами для интеграции ввиду того, что именно США от имени всего западного мира вели борьбу против коммунизма, будучи своеобразным гарантом существования Европы, что дало последней возможность начать эффективный интеграционный процесс. Согласно американской концепции, только после завершения холодной войны и краха СССР у США появились ресурсы, которые были необходимы для интеграции Северной Америки.

Несмотря на столь разнообразные цели интеграции, американские эксперты полагают, что североамериканская интеграция является преимущественно экономическим проектом. Анализируя особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Ли Гамильтон подчеркивает, что «ключевая задача Соединенных Штатов в области внешнеэкономической политики - использовать свое большое влияние для того, чтобы обеспечить открытую и процветающую мировую экономику, углубить и расширить преимущества глобализации. Органичной составной частью этой задачи служит также возможность оказать сильное воздействие на способность Америки добиваться своих международных целей - политических, стратегических и гуманитарных» [8].

Ли Гамильтон, анализируя интеграционные процессы в Северной Америке, полагает, что интеграционные процессы развиваются в трех измерениях. Первое измерение - развитие национальной экономики: «Мы должны и впредь подавать пример процветания, поддерживая сильную отечественную экономику. Успех нашей экономики побуждает другие страны обеспечивать либерализацию, свободу торговли и другие меры, способствующие росту. Американские государственный и частный сектора могут стимулировать технологические нововведения, поощрять экспорт и содействовать закреплению наших лидирующих позиций в области науки и информационных технологий путем массированных инвестиций. наше лидерство в этих отраслях будущего представляет собой один из самых больших наших внешнеполитических активов» [8].

Вторым измерением интеграционного процесса является борьба за свободные рынки: «Нам следует энергично бороться за свободные рынки и открытую торговлю, создавая более эффективные международные экономические институты. Устранение барьеров на пути торговли обеспечивает рост, способствует интеграции национальных экономик и стимулирует международное политическое сотрудничество. свобода торговли создает и проблемы, решить которые могут помочь эффективные международные институты. Мы должны укреплять Всемирную торговую организацию, делая ее более ответственной, прозрачной и учитывающей широкий спектр

экономических забот. Нам следует также выстраивать более прочную международную финансовую систему, способную предотвращать кризисы и реагировать на них» [8].

Третье измерение североамериканской интеграции - устойчивое развитие: «Мы должны вкладывать средства в устойчивое развитие, образование и обеспечение законности в более бедных странах, а также в странах, осуществляющих переход к свободному рынку и демократии. Важно, чтобы глобализация не рассматривалась многими как феномен, который экономические элиты навязывают остальному населению Земли, не предлагая ему никакой защиты или помощи. Чтобы способствовать распространению преимуществ глобализации, мы должны оказывать экономическую помощь и облегчать долговое бремя странам, приверженным ответственной экономической политике, поддерживать программы обменов» [8].

Таким образом, значительная роль в выработке внешнеполитической стратегии США относительно североамериканской интеграции принадлежит Государственному департаменту. Именно усилиями аналитических служб Госдепартамента происходит выработка внешней политики США. Наиболее значительной особенностью американской внешнеполитической аналитики в отношении североамериканской интеграции является почти полное отсутствие попыток разработать концепцию политической интеграции, которая привела бы к созданию новых политических транснациональных институтов, что, вероятно, вызвано доминированием среди представителей американского аналитического сообщества убежденности в том, что

интеграция в Северной Америке будет успешной исключительно как экономический проект.

1. Армитадж Р.Л. Союзники, друзья и партнеры: международное сотрудничество в области стратегии национальной безопасности // Внешняя политика США. 2002. Т. 7. № 4. URL: http ://usinfo. state. gov/j ournals/itps/1202/ ijpr/pj7-4armitage.htm. Загл. с экрана.

2. Кирчанов М.В. Формирование внешнеполитических доктрин США. Воронеж, 2007. С. 63.

3. Добрянски П. Освещая путь: усилия США по укреплению демократии во всем мире // Внешняя политика США. 2003. Т. 8. № 1.

4. Добрянски П. Принципы добросовестного управления // Экономические перспективы. 2004. Т. 9. № 3. С. 6-10.

5. Холмс К.Р. Американский интернационализм: поощрение свободы, демократии и развития // Внешняя политика США. 2003. Т. 8. № 1. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/ 0803/ijpr/pj81holmes.htm. Загл. с экрана.

6. Гершман К. Формирование общемирового движения за демократию: роль неправительственных организаций // Внешняя политика США. 2003. Т. 8. № 1. URL: http://usinfo.state. gov/journals/itps/0803/ijpr/pj81gershman.htm. Загл. с экрана.

7. Холмс К.Р. ООН и американская моногосто-роняя дипломатия: принципы и приоритеты для создания мира // Внешняя политика США. 2003. Т. 8. № 1. С. 40.

8. Гамильтон Л.Х. Международные экономиче-

ские проблемы и внешняя политика США // Внешняя политика США. 2000. Т. 5. № 1. URL: http//usinfo. state. gov/j ournals/itps/0300/

ijpr/pj51hami.htm. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.04.2011 г.

UDC 94:327(7) «2002/2008»

THE US FOREIGN SERVICE AND THEORETICAL JUSTIFICATION OF INTEGRATION PROCESSES IN NORTH AMERICA (2002-2008 YEARS)

Anna Vladimirovna Darkina, Voronezh State University, Voronezh, Russia, Candidate of New and Newest Time History Department, e-mail: darkina08@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the role of the US Foreign Service in building of North American Free Trade Area. It is shown that the process of globalization inevitably reflected on the foreign policy strategies of the North American nation states, shifting economic, social and political issues of Washington, Ottawa and Mexico City. It is underlined, that, in opinion of analysts of the State Department, North American integration has more in common with the interests of the business elite, rather than with the interests of the United States.

Key words: integration; State Department; international relations; foreign-policy analysts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.