Научная статья на тему 'Внешнеполитические приоритеты Евросоюза на Украине: между имиджем и realpolitics'

Внешнеполитические приоритеты Евросоюза на Украине: между имиджем и realpolitics Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС / FOREIGN POLICY OF THE EU / УКРАИНА / UKRAINE / РОССИЯ / RUSSIA / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕС / THE EU'S ENERGY POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметов Руслан Салихович, Зеркаль Дарья Анатольевна

В статье говорится о внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетах Евросоюза в отношении Украины. Показано, что Украина важна для ЕС как надежный транзитер российских энергоресурсов. Авторы считают, что целью внешней энергетической политики Брюсселя является присоединение энергетического рынка Украины к европейскому внутреннему рынку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Policy of the European Union in Ukraine: between Image and Real Politics

The article refers to the foreign policy and economic priorities of the European Union in Ukraine. It is shown that Ukraine is important for the EU as a reliable transit of Russian energy resources. The authors believe that the purpose of the external energy policy of Brussels is joining Ukraines energy market to the European internal market.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические приоритеты Евросоюза на Украине: между имиджем и realpolitics»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

2014. Т. 7. С. 134-140

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 327.2

Внешнеполитические приоритеты Евросоюза на Украине: между имиджем и realpolitics

Р. С. Мухаметов, Д. А. Зеркаль

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Аннотация. В статье говорится о внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетах Евросоюза в отношении Украины. Показано, что Украина важна для ЕС как надежный транзитер российских энергоресурсов. Авторы считают, что целью внешней энергетической политики Брюсселя является присоединение энергетического рынка Украины к европейскому внутреннему рынку.

Ключевые слова: внешняя политика ЕС, Украина, Россия, энергетическая политика ЕС.

Для большинства государств их основные внешнеполитические приоритеты сосредоточены в том географическом регионе, где они расположены. Поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное, ключевое значение, составляют первый круг забот дипломатов. Для Европейского союза таковыми являются отношения с государствами постсоветского пространства. Одной из стран, которая вызывает особый интерес Брюсселя, является Украина. Она представляет собой крупнейшее после России государство на постсоветском пространстве по размеру, населению и экономическому потенциалу. Географическое расположение Украины ставит ее на хорошие позиции в Европе, превращая в ключевого регионального игрока, имеющего значительное влияние на безопасность, стабильность и развитие всего континента. Поэтому Киев имеет стратегическую значимость для Брюсселя.

Внешнеполитическим приоритетам Брюсселя в отношении Украины отвечает необходимость противостояния российскому центру силы, развитие которого потенциально может пошатнуть геополитические позиции Евросоюза. Это обусловлено тем, что, как считают в Брюсселе, Россия изменила провозглашавшимся ею ранее демократическим идеалам, уже отошла от демократических ценностей и отбросила демократические модели, на которые прежде ориентировалась. Иными словами, утверждается, что Россия движется по пути построения полицейского государства.

Образ России, вставшей на путь построения авторитарного режима, дополняется образом страны с возрождающимися имперскими амбициями. Для Брюсселя Россия - это ревизионистская держава, которая стремится вернуть себе былую власть на постсоветском пространстве. «Газовые войны» с Украиной и российско-грузинский вооруженный конфликт в 2008 г. Брюссель

счел свидетельством империалистических намерений России [1, с. 64-65]. На Западе в последние годы сложился стереотип России как страны, которая пытается противодействовать развитию демократии на постсоветском пространстве. Запад считает, что Россия с помощью экономических рычагов пытается оказать политическое давление на Украину и Грузию [7, с. 11-12].

Во многих европейских странах усиливается беспокойство, что Россия использует свои углеводороды как политическое оружие и относится к своим независимым соседям как к прежней сфере влияния. В Евросоюзе считают, что авторитарная Россия использует свой контроль над значительной долей европейского импорта энергоносителей в качестве рычага давления и шантажа, угрожая «перекрыть вентиль». В подтверждение того, что подобные опасения небезосновательны, обычно приводят пример взаимоотношений России с Украиной и Грузией, поскольку считается, что Россия не раз прибегала к сокращению поставок энергоносителей, чтобы подавить и ограничить политическую и экономическую самостоятельность своих соседей, а также чтобы изменить их прозападную ориентацию [5, с. 22].

Европейские страны заинтересованы в создании так называемой буферной зоны на границах ЕС, т. е. Брюссель ставит своей целью отодвинуть восточные границы ЕС как можно дальше на восток. С точки зрения Брюсселя, Украина идеально подходит для этой роли. Иными словами, не менее значимым является геополитический фактор. Территориальное расположение Украины (положение между европейскими странами и Россией) представляет собой естественный форпост геополитическому влиянию РФ в регионе. Благодаря своему геополитическому положению, Украина блокирует выход России к границам европейских государств и позволяет создать «санитарный кордон» на западных границах России. Другими словами, европейские страны пытаются сделать из Украины некую буферную зону между своей территорией и Россией.

Интересам Евросоюза отвечает стремление не допустить при президентстве В. Януковича реального сближения Украины с Россией в рамках каких-то организационных структур. Одним из главных внешнеполитических приоритетов России в ближнем зарубежье является вовлечение в Таможенный союз (ТС) Украины, без которой ни одна из интеграционных структур на постсоветском пространстве не может считаться полноценной военно-политической или экономической организацией. Москва предлагает Киеву войти в ТС, обещая взамен энергоносители по льготным ценам, отмену экспортных пошлин и снятие прочих барьеров. Советник Президента РФ по интеграции в рамках Таможенного союза (ТС) и единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана Сергей Глазьев сообщил, что Киев за счет российского бюджета и «Газпрома» мог бы получать по 11 -12 млрд долл. в год [4, с. 2]. Евросоюз не желает вступления Украины в Таможенный союз. Представители ЕС прямо заявляют, что любое участие Киева в ТС сделает невозможным дальнейшие переговоры о подписании договора об ассоциации и создании зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Как нам представляется, это обусловлено двумя причинами. Во-

первых, не допуская сближения Украины с российскими интеграционными объединениями, Брюссель ограничивает укрепление конкурента. Во-вторых, вовлекая Украину в свои интеграционные формирования, Брюссель укрепляет свои конкурентные позиции.

Европейский союз стремится окружить себя кольцом дружественных, хорошо управляемых государств, т. е. усилия Брюсселя направлены на приближение соседних государств к европейским нормам и стандартам. Украина, как и ее коллеги из постсоветского лагеря, должны перенять европейский управленческий опыт. В европейской стратегии безопасности сказано, что «наша задача заключается в содействии тому, чтобы к востоку от Европейского союза... существовало кольцо хорошо управляемых стран, с которыми мы могли бы поддерживать отношения тесного сотрудничества» [2]. По мнению разработчиков данной стратегии, «европеизация» соседних государств должна обеспечить Европейскому континенту стабильность, безопасность и процветание. Во внешнеполитическом документе Брюсселя говорится, что «лучшая защита нашей безопасности - это мир эффективно управляемых демократических государств. Распространение культуры качественного управления, поддержка социальных и политических реформ. утверждение власти закона и защита прав человека являются лучшими средствами укрепления международного порядка» [цит. по: 3, с. 108].

ЕС поместил такие ценности, как права человека, демократия и верховенство закона в центр своих отношений со всеми третьими странами. В одном из основополагающих внешнеполитических документов ЕС написано, что «в своем сотрудничестве с развивающимися странами ЕС. будет применять подход, основанный на правах человека» [2]. Это обусловлено тем, что уважение прав человека, демократических ценностей и верховенства закона, как считают в Брюсселе, является ключевым элементом стабильности и благополучия государств (хотя часть экспертов считают, что права человека используются Западом в качестве внешнеполитического инструмента для продвижения собственных интересов). В документе под названием «Стратегические рамки ЕС по правам человека и демократии» говорится, что «стабильный мир, развитие и процветание возможны только при условии, если они опираются на уважение прав человека, демократии и верховенства права» [9]. Брюссель рассматривает демократию и права человека как универсальные ценности, которые должны активно продвигаться по всему миру. Евросоюз считает вышеназванные принципы особенно важными для страны, которая стремится вступить в договорные отношения, основанные на политической ассоциации. Другими словами, соблюдение странами-партнерами вышеназванных принципов определяет уровень их отношений с Союзом. В частности, ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательства политических, судебных, экономических реформ в стране. Другими словами, для Брюсселя является невозможным сближение с Евросоюзом без соблюдения стандартов в области прав человека и верховенства закона. Так, европейская сторона намерена продвигаться в сторону подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, но при условии,

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 134-140

что в Киеве решат проблемы, связанные с избирательным правосудием («дело Тимошенко»). Без решения вопроса экс-премьера Ю. Тимошенко ряд европейских стран не подпишут соглашения об ассоциации с Украиной. Иными словами, политическая мотивированность дела Тимошенко и нарушение европейских стандартов ведения политической борьбы подтолкнули официальный Брюссель отложить переговоры о сближении с Украиной во всех форматах - как в экономическом (в рамках договора о ЗСТ), так и в политическом (в рамках договора об ассоциации).

Для Европы Украина важна как страна - транзитер российских энергоресурсов. Роль Киева в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза значительна, поскольку большая часть поставляемых в государства - члены ЕС российских углеводородов транспортируется через Украину. Примерно 40 % потребляемого Европой природного газа поступает из России (75 % из этого объема идет транзитом через Украину). Поэтому Брюссель заинтересован в обеспечении стабильных, бесперебойных поставок энергоносителей в страны ЕС через Украину.

История энергетического диалога между Москвой и Брюсселем знает примеры, когда из-за перебоев в транзите газа через территорию Украины европейские страны недополучали в полном объеме энергоносители из России. Российско-украинские газовые войны продемонстрировали зависимость поставщика (России) и потребителей (западноевропейских партнеров) энергоресурсов от страны-транзитера (Украины). Поэтому в последние годы российской стороной целенаправленно реализуются планы диверсификации экспортных поставок нефти, наращиваются мощности трубопроводного транспорта в направлениях, исключающих транспортировку нефти и газа по территориям сопредельных государств. Основными реализуемыми российской стороной проектами по диверсификации направлений экспорта являются: Nord Stream и South Stream. «Северный поток» (или Североевропейский газопровод) пройдет по дну Балтийского моря из российского Выборга в германский Грайфсвальд. Реализация проекта началась в апреле 2010 г. Первая очередь «Северного потока» была запущена в эксплуатацию 8 ноября 2011 г., вторая очередь - 8 октября 2012 г. Мощность газопровода составляет 55 млрд куб. м газа в год [6, с. 66]. «Южный поток» пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну, а затем разделится на две ветви -через Сербию и Венгрию в Австрию и через Грецию на юг Италии. Планируемая мощность этого газопровода составит 60 млрд куб. м газа в год [6, с. 66]. В декабре 2012 г. началось строительство морского участка газопровода. Строительство европейского сухопутного участка планируется начать на территории Болгарии в июне 2013 г. Первые поставки газа по газопроводу запланированы на конец 2015 г. [6, с. 66].

Основная цель данных проектов заключается в обеспечении прямых коммуникаций между продавцом (Россией) и покупателями (государствами -членами ЕС), минуя посредника (Украину). Осуществление этих проектов позволит Москве увеличить экспортные возможности на своей территории, что приведет к уменьшению объемов транзита по сопредельным странам.

Следовательно, в среднесрочной перспективе роль Украины в обеспечении энергетической безопасности Европы будет снижаться.

Украинская газотранспортная система (ГТС) является главным путем российского газа в страны Европы. Пропускная способность ГТС на входе составляет 288 млрд куб. м, на выходе 178 млрд куб. м в год, в том числе 142 млрд куб. м газа в европейские страны [10]. Стратегическое значение ГТС обусловлено и выгодным географическим положением Украины между основными газодобывающими регионами (Россией и прикаспийскими государствами) и основными потребителями газа в Европе. Наконец, ГТС Украины имеет уникальную систему газохранилищ мощностью в 30 млрд куб. м газа [10]. Эти хранилища играют ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности государств - членов Евросоюза. Поэтому ГТС Украины занимает значительное место и играет большую роль в обеспечении энергетической безопасности государств - членов Евросоюза. Брюссель подчеркивает важность газотранспортной системы Украины для транспортировки газа в государства - члены ЕС.

Европейский союз заинтересован в создании трехстороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой при участии Киева, Брюсселя и Москвы. ЕС как политический институт не может участвовать в коммерческих проектах, а в консорциум войдут, как нам представляется, немецкие и французские энергетические компании. Другими словами, европейцы предлагают Украине трехсторонний консорциум, в состав которого вошли бы российский участник, НАК «Нафтогаз Украины» с украинской стороны и европейский бизнес. Кроме того, ЕС заинтересован в системе газохранилищ Украины, которая является самой вместительной в Европе, и готов вкладывать средства в ее развитие.

В 2007 г. Евросоюз окончательно сформировал свою внешнюю энергетическую политику. В частности, целью внешней энергетической политики в отношении новых независимых государств, в том числе и Украины, является присоединение энергетических рынков этих стран к европейскому внутреннему рынку. Методом достижения этой цели избрано постепенное распространение европейского внутреннего рынка за пределы Евросоюза посредством внедрения в новых независимых государствах принципов и норм энергетического права Евросоюза [8, с. 4-5]. Так, 8 декабря 2009 г. Совет министров Энергетического сообщества единогласно принял решение о присоединении Украины к данной организации. Украина подписала протокол о присоединении к Энергетическому сообществу 24 сентября 2010 г. и стала полноправным членом этой организации с 1 февраля 2011 г. Главным условием подписания Протокола о присоединении Украины к Энергетическому сообществу явилась гармонизация национального энергетического и экологического законодательства в соответствии с требованиями Европейского союза.

Одним из основных мотивов внешнеполитических устремлений всегда были и остаются экономические интересы. Украина интересует Европу и как рынок для сбыта своих товаров. ЕС является вторым по величине торговым партнером Украины: в 2011 г. 26,6 % всего украинского экспорта товаров

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 134-140

приходился на ЕС и 31,2 % импорта товаров пришли из ЕС. Товарооборот между Украиной и ЕС составил в 2011 г. 36,6 млрд евро. Основными товарами, которые Украина экспортирует в государства - члены ЕС, являются черные металлы, железная руда, электрические машины и зерновые культуры. ЕС в Украину экспортирует машины, транспортное оборудование, химикаты, текстиль и сельскохозяйственную продукцию [11].

Таким образом, Европейский союз декларирует свою заинтересованность в расширении влияния на Украину. В основе этой заинтересованности лежат стратегические цели ЕС, к которым можно отнести: обеспечение безопасности, обеспечение надежного коридора для транспортировки углеводородов и укрепление политического влияния ЕС. Иными словами, внешнеполитические приоритеты Евросоюза объективны и обусловливаются географическими, геополитическими, экономическими, политическими факторами.

Список литературы

1. Баталов Э. Я. Европейские образы России: вчера, сегодня завтра / Э. Я. Баталов // Россия в Европе = Russia in Europe: как нас воспринимают в Европе и евроатлантическом сообществе. - М., 2007. - С. 48-69.

2. Безопасная Европа в мире, который должен стать лучше. Европейская стратегия безопасности [Электронный ресурс] // Совет Европейского союза : офиц. сайт. -URL: http://consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/031208ESSIIRU.pdf (дата обращения: 1.05.2013).

3. Бископ С. Основы обновленной Европейской стратегии безопасности / С. Бископ // Вестн. междунар. организаций. - 2009. - № 2. - С. 105-120.

4. Вислогузов В. Сергей Глазьев обещает Киеву миллиарды // Коммерсантъ. -2013. - 3 сент. - С. 2.

5. Монаган Э. Дилемма энергетической безопасности / Э. Монаган // Pro et Contra. - 2006. - № 2-3. - С. 16-29.

6. Мухаметов Р. С. Украина между Евросоюзом и Россией: опыт геополитического анализа / Р. С. Мухаметов // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 3, Общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 62-69.

7. Носов М. Г. Россия и Европа: стереотипы и реальность / М. Г. Носов // Россия в Европе = Russia in Europe: как нас воспринимают в Европе и евроатлантическом сообществе. - М., 2007. - С. 7-13.

8. Пашковская И. Европейский союз: энергетическая политика в отношении новых независимых государств / И. Пашковская. - М., 2009. - 40 с. - (Аналитические доклады Ин-та междунар. исследований МГИМО-Университет ; № 1).

9. Стратегические рамки ЕС по правам человека и демократии [Электронный ресурс] // Европейские новости - новости мира и Украины с европейским акцентом : офиц. сайт. - URL: http://euroua.com/europe/eu/1322-strategicheskie-ramki-es-po-pravam-cheloveka-i-demokratii (дата обращения: 1.05.2013).

10. OilCapital.ru [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - URL: http://www. oilcapital.ru/transport/context/gts_ukrainy.html (дата обращения: 1.05.2013).

11. European Commission [Electronic resource] : official website. - URL: http://ec. europa.eu/ trade/policy/ countries-nd-regions/countries/ ukraine/(accessed: 1.05.2013).

The Foreign Policy of the European Union in Ukraine: between Image and Real Politics

R. S. Mukhametov, D. A. Zerkal

Ural Federal University, Yekaterinburg

Abstract. The article refers to the foreign policy and economic priorities of the European Union in Ukraine. It is shown that Ukraine is important for the EU as a reliable transit of Russian energy resources. The authors believe that the purpose of the external energy policy of Brussels is joining Ukraine's energy market to the European internal market.

Keywords: foreign policy of the EU, Ukraine, Russia, the EU's energy policy.

Мухаметов Руслан Салихович

кандидат политических наук, доцент, кафедра теории и истории политической науки

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 тел.: 8(343)3507378 e-mail: muhametov.ru@mail.ru

Зеркаль Дарья Анатольевна

аспирант, кафедра теории и истории политической науки

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51 тел.: 8(343)3507378 e-mail: Zerkal@cupp.ru

Mukhametov Ruslan Salihovich

Candidate of Sciences (Politology), Associate Professor, Department of Theory and History of Political Science Ural Federal University Named after the First President of Russia B. N. Yeltsin 51, Lenin st., Yekaterinburg, 620000 tel.: 8(343)3507378 e-mail: muhametov.ru@mail.ru

Zerkal Daria Anatolievna

Postgraduate, Department of Theory and History of Political Science Ural Federal University Named after the First President of Russia B. N. Yeltsin 51, Lenin st., Yekaterinburg, 620000 tel.: 8(343)3507378 e-mail: Zerkal@cupp.ru

Известия Иркутского государственного университета. 2014 Т. 7. Серия «Политология. Религиоведение». С. 134-140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.