Научная статья на тему 'Внешнеполитические интересы России в Европе. Влияние миграционного кризиса в ЕС на построение двухстороннего сотрудничества'

Внешнеполитические интересы России в Европе. Влияние миграционного кризиса в ЕС на построение двухстороннего сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
678
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / FOREIGN POLICY INTERESTS / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PUBLIC DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролов Игорь Дмитриевич

Внешнеполитические интересы России находят своё отражение в нескольких основополагающих документах, принятых с участием высших руководящих органов страны и утверждённых Президентом. К таковым можно отнести Концепцию внешней политики 2016 года, Стратегию национальной безопасности 2015 года, а также Концепцию миграционной политики в новой редакции 2017 года. В дополнение к вышеуказанным документам, основанием аргументации статьи станут доклады ключевых российских “мозговых центров”, а также высказывания Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Прежде всего, для анализа влияния миграционного кризиса на интересы России в ЕС необходимо обозначить ключевые приоритеты европейской политики Российской Федерации, основываясь на рассматриваемой правовой базе государственных органов РФ. Кроме этого, стоит принять во внимание текущий внешнеполитический курс нашей страны, опираясь на политику, осуществляемую российским руководством в отношении европейского региона. Необходимо учесть внешние факторы влияния на ЕС, а также различие в видении дальнейшего сотрудничества с Россией среди стран, входящих в данное объединение. В связи с последними этапами расширения Европейского союза в альянсе оказались собраны государства с зачастую полярными экономическими и политическими приоритетами, что не всегда позволяет выработать единую позицию по многим вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOREIGN POLICY INTERESTS IN EUROPE. INFLUENCE OF THE MIGRATION CRISIS IN THE EU ON THE BUILDING OF A BILATERAL COOPERATION

Russian foreign policy interests are reflected in several basic documents adopted with the participation of the highest governing bodies of the country and approved by the President. These include the Foreign Policy Concept of 2016, the National Security Strategy of 2015, as well as the Concept of Migration Policy in the new version of 2017. In addition to the documents mentioned above, further evidence is based on the reports of key Russian "think tanks", as well as statements by Vladimir Putin, the President of the Russian Federation. First of all, it is necessary to identify the main priorities of the European policy of the Russian Federation based on the legal framework of state bodies of the Russian Federation in order to analyze the impact of the migration crisis on Russia's interests in the EU. The current foreign policy course of our country based on the actions of the Russian leadership towards the European region should be also taken into account. It is necessary to consider factors of external influence on the EU, as well as the difference in the vision for further cooperation with Russia among the countries that are members of the Union. In connection with the latest stages of EU enlargement different states often set polar economic and political priorities. It does not often allow developing a unified position on many issues.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические интересы России в Европе. Влияние миграционного кризиса в ЕС на построение двухстороннего сотрудничества»

политические Фролов Игорь Дмитриевич

науки ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ...

УДК 32

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЕВРОПЕ. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА В ЕС НА ПОСТРОЕНИЕ ДВУХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

© 2018

Фролов Игорь Дмитриевич, аспирант

Российский государственный гуманитарный университет (125993, Россия, Москва, Миусская площадь, дом 6, e-mail: igor93frolov@mail.ru)

Аннотация. Внешнеполитические интересы России находят своё отражение в нескольких основополагающих документах, принятых с участием высших руководящих органов страны и утверждённых Президентом. К таковым можно отнести Концепцию внешней политики 2016 года, Стратегию национальной безопасности 2015 года, а также Концепцию миграционной политики в новой редакции 2017 года. В дополнение к вышеуказанным документам, основанием аргументации статьи станут доклады ключевых российских "мозговых центров", а также высказывания Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Прежде всего, для анализа влияния миграционного кризиса на интересы России в ЕС необходимо обозначить ключевые приоритеты европейской политики Российской Федерации, основываясь на рассматриваемой правовой базе государственных органов РФ. Кроме этого, стоит принять во внимание текущий внешнеполитический курс нашей страны, опираясь на политику, осуществляемую российским руководством в отношении европейского региона. Необходимо учесть внешние факторы влияния на ЕС, а также различие в видении дальнейшего сотрудничества с Россией среди стран, входящих в данное объединение. В связи с последними этапами расширения Европейского союза в альянсе оказались собраны государства с зачастую полярными экономическими и политическими приоритетами, что не всегда позволяет выработать единую позицию по многим вопросам.

Ключевые слова: миграция, безопасность, Европейский союз, Российская Федерация, внешнеполитические интересы, публичная дипломатия.

RUSSIAN FOREIGN POLICY INTERESTS IN EUROPE. INFLUENCE OF THE MIGRATION CRISIS IN THE EU ON THE BUILDING OF A BILATERAL COOPERATION

© 2018

Frolov Igor Dmitrievich, post-graduate student

Russian State University for the Humanities (125993, Russia, Moscow, Miusskaya square 6, e-mail: igor93frolov@mail.ru)

Abstract. Russian foreign policy interests are reflected in several basic documents adopted with the participation of the highest governing bodies of the country and approved by the President. These include the Foreign Policy Concept of 2016, the National Security Strategy of 2015, as well as the Concept of Migration Policy in the new version of 2017. In addition to the documents mentioned above, further evidence is based on the reports of key Russian "think tanks", as well as statements by Vladimir Putin, the President of the Russian Federation. First of all, it is necessary to identify the main priorities of the European policy of the Russian Federation based on the legal framework of state bodies of the Russian Federation in order to analyze the impact of the migration crisis on Russia's interests in the EU. The current foreign policy course of our country based on the actions of the Russian leadership towards the European region should be also taken into account. It is necessary to consider factors of external influence on the EU, as well as the difference in the vision for further cooperation with Russia among the countries that are members of the Union. In connection with the latest stages of EU enlargement different states often set polar economic and political priorities. It does not often allow developing a unified position on many issues.

Keywords: migration, security, European Union, Russian Federation, foreign policy interests, public diplomacy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Европейский союз является одним из приоритетных и стратегически важных партнёров для Российской Федерации. Несмотря на это, существующий глубокий кризис в отношениях и попытки ЕС отдалить нашу страну от стратегических партнёров из СНГ, которые подчёркиваются многими учёными (А.А. Громыко [1], М.Л. Энтин [2], А.В. Кортунов [3]), требует от нашей страны чёткой и однозначной стратегии в европейском регионе. Таким образом, важной задачей является поиск путей восстановления двухстороннего сотрудничества и преодоления политического кризиса, связанного с расхождением в позициях о статусе Крыма.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для Российской Федерации, как для одного из ключевых акторов мировой политики, необходимо обеспечить безопасность страны, а также эффективно защищать национальные интересы [4-6]. Прежде всего, данные пункты отражены в положениях концепций внешней и миграционной политики, а также национальной безопасности страны. Необходимо осознавать, что в связи с расширением Североатлантического альянса на Восток, которое началось в конце 90-х годов ХХ века и длится до сих пор(например, с присоединением к НАТО Черногории), российское руководство поставлено перед необходимостью учитывать фактор американского влияния на ЕС при осуществлении любых действий, связанных с

формированием европейской политики. К сожалению, Брюссель не обладает политической волей и суверенитетом, необходимым для принятия единоличных решений, что ставит во главу угла развитие экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом. Впрочем, США пытается повлиять на двухсторонние отношения и в данном аспекте, активно вкладываясь в разработку источников энергии в виде сжиженного газа, а также избирательно расширяя спектр действия санкций, поставив под удар европейские компании, работающие с Россией в нефтегазовой отрасли. Тем не менее, в приоритетных для себя вопросах Европейский Союз зачастую проявляет твёрдость. По словам постоянного представителя России в ЕС Владимира Чижова, понимая критичность ситуации для Европы, политики региона повлияли на США и не допустили принятие санкций по отношению к нескольким энергопроектам. К примеру, планка допустимого российского участия в международных энергетических проектах повысилась с 10% до 33% [7].

Проблема во взаимоотношениях усугубляется навязанным негативным восприятием России со стороны жителей Европы. К сожалению, концепции "мягкой силы" в нашей стране долгое время не придавалось должного значения как одному из эффективных инструментов влияния на людей в других странах, что существенно снизило уровень одобрения России среди европейских обывателей. Проамериканские неправительственные организации, финансируемые из бюджета США, активно работают над созданием положительного имиджа своей страны во всём мире, в то время как наши средства

массовой информации (RT, Sputnik), а также организации (Россотрудничество) пока не имеют большого опыта для создания серьёзной конкуренции в этой сфере. Также стоит отметить ожесточённое противодействие, с которым сталкиваются российские организации: к примеру, счета телеканала RT в Великобритании были заблокированы в конце 2016 года, а руководитель канала Маргарита Симоньян подвергалась голословной критике в Европе и в США. Безусловно, уровень недоброжелательности по отношению к России в мире снижается, и это подтверждается статистическими данными американского агентства Pew Research, отметившем положительную тенденцию в общественном мнении на планете. Статистика подчёркивает эффективность использования инструментов мягкой силы - если в 2015 году 51% опрошенных в мире относился к нашей стране недоброжелательно, то к 2017 году это количество сократилось до 40%. Очаг антироссийских настроений находится в Европе и Северной Америке. Наибольшее неодобрение высказывают жители Нидерландов (82% опрошенных негативно относятся к России), Швеции (78% опрошенных) и Польши (69% опрошенных). Стоит отметить, что показатели ключевых политических акторов в регионе - Германии и Франции также находятся на достаточно низкой отметке, 67% и 62% соответственно. Наиболее дружественной по отношению к России в Европе является Греция - 64% опрошенных граждан определили своё отношение к нашей стране как дружелюбное [8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Главной целью данной статьи является анализ влияния текущего положения в сфере миграции в ЕС на формирование внешней политики РФ в европейском регионе. В нынешней миграционной ситуации в Европе есть как положительные, так и отрицательные для России стороны. Впрочем, при грамотной и взвешенной политике наша страна сумеет извлечь свою выгоду из кризиса европейской идентичности и политической раздробленности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Из положительных аспектов миграционного кризиса в Европе для России необходимо отметить следующие:

^Переориентирование внимания европейских лидеров и жителей региона на другую внешнюю проблему. Тематика России уже не играет ключевой роли в дискуссиях жителей Европы в связи со множеством терактов и резонансных преступлений, происходящих на территории страны. На данный момент врагом номер 1 является Исламское Государство, с которым страны ЕС воюют в коалиции с Россией, что также помогает в выстраивании положительного образа нашей страны среди европейцев.

2)Возможность перехода власти в Европе к политикам, более позитивно настроенным по отношению к РФ. На данный момент наибольшей поддержкой российской политики выделяется правый фланг истеблишмента стран Европейского Союза. Происходит это в связи с тем, что националистические партии европейского региона пропагандируют традиционные ценности, близкие нынешнему российскому руководству. Также немаловажным фактором данного альянса является негативное отношение к России со стороны действующей европейской власти, в основном сосредоточенной в партиях левого и центристского толка. Таким образом, "правый поворот" в европейской политике обеспечивает нашей стране улучшение отношений с Европейским Союзом, а также способствует снижению зависимости ЕС от США. В любом случае, повышение рейтинга партий патриотической направленности создаст давление на нынешние партии власти и приведёт к смене риторики существующей политической элиты Европы.

3)В связи с нежелательными внешними миграциями в Европу наша страна, также имеющая определённую привлекательность для переселенцев, поставлена перед необходимостью пересмотра миграционной политики в 344

сторону ужесточения законодательства. Данная инициатива была озвучена Президентом России Владимиром Путиным на заседании Совета Безопасности РФ 31 марта 2016 года: "Нелегальные каналы миграции пытаются использовать в своих интересах преступные группировки, наркоторговцы, зарубежные спецслужбы, а также эмиссары международных экстремистских, террористических организаций. Эти попытки необходимо жёстко пресекать, активно работать по линии всех наших ответственных ведомств" [9]. В новой концепции миграционной политики речь идёт о противостоянии нежелательной миграции за счёт "расширения перечня правовых инструментов сдерживания и регулирования миграционных потоков из стран с нестабильной общественно-политической и экономической обстановкой" [5]. Таким образом, уменьшается возможность прибытия радикально настроенных исламистов из-за рубежа, повышаются полномочия правоохранительных органов и спецслужб, что позволит более эффективно отсеивать неблагонадёжных переселенцев. К примеру, среди основных направлений миграционной политики в документе можно отметить следующие:

-"совершенствование законодательства в области гражданства в части возможности отклонения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации...а также в части отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации за совершение преступлений террористического и(или) экстремистского характера." - Глава 5, положение 26е

-"разработка межведомственного плана действий на случай экстренного массового прибытия иностранных граждан" - Глава 5, положение 32а

-"совершенствование системы выявления в миграционных потоках членов криминальных, террористических и экстремистских структур" - Глава 5, положение 32в

4)Увеличение возможностей привлечения граждан ЕС для разведывательной службы в интересах безопасности России. Последствия 90-х годов, во время которых мы потеряли собственную национальную идею и идентичность, практически преодолены. Патриотизм нации [10], её единение в рамках концепции традиционных ценностей и защиты семьи и страны, а также некоторая нерешительность специальных служб стран Европы и их слабая координация между собой помогут РФ в привлечении новых сторонников за рубежом, в том числе среди влиятельных европейских политиков.

5)Предотвращение "утечки мозгов" и отток европейцев с российскими корнями на историческую Родину. Среди главных приоритетов российской внешней политики можно выделить защиту интересов граждан России за рубежом, а также способствование возвращению россиян в нашу страну. Кризисные процессы в миграционной сфере ожидаемо влекут за собой проблемы во всей европейской политике и влияют на жизнь обычных европейцев. Данный аспект необходимо учитывать при выстраивании политики возвращения квалифицированных работников из числа этнических россиян.

6)Миграционный кризис стал одним из катализаторов выхода Великобритании из Европейского Союза. Именно эта страна являлась проводником идей НАТО и США на европейском пространстве. Выход островитян из ЕС ослабит атлантистские настроения в регионе, позволит странам объединения более независимо вести политику и позволит нам рассчитывать на их сближение с Россией.

Отрицательные аспекты миграционного кризиса в Европе для России:

1)Активизация террористических ячеек ИГИЛ происходит не только в европейском регионе, но и на территории РФ. Предотвращение терактов становится всё более сложным в связи с появлением исламистов-одиночек, совершающих преступные действия с использованием автомобилей. Также усложняется и выявление по-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)

политические науки

Фролов Игорь Дмитриевич ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ...

тенциальных террористов, поскольку на данный момент в Европе существует разветвлённая сеть, оказывающая помощь в совершении преступлений, а также пропаганде экстремизма в социальных сетях. Таким образом, расширяется география руководства радикальными мусульманскими организациями. Внедрение информаторов ФСБ на территории Европы видится довольно сложной задачей, а спецслужбы ЕС не делятся полученными оперативными данными с нашей страной, что приводит к угрозе безопасности России. Важность данного вопроса для нашей страны подчёркивает многократное упоминание опасности экстремизма и важности сотрудничества в борьбе с ним в Концепции внешней политики РФ, в которой имеются следующие пункты: "Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе [4] . Россия рассматривает борьбу с международным терроризмом в качестве важнейшей государственной задачи и ключевого приоритета в сфере международной безопасности [4]".

2)Потенциальное повышение межэтнического и межрелигиозного напряжения внутри страны. Несмотря на то, что Россия имеет давний опыт проживания на совместной территории с представителями мусульман, а также сильную власть на местах, лояльную нынешнему руководству, поддержка правых политиков и организаций Европы со стороны РФ может привести к усилению межрелигиозных конфликтов. Впрочем, в связи с вышеописанными факторами вероятность реализации данного сценария достаточно низка. Основная угроза исходит не от граждан России, исповедующих мусульманство, а от мигрантов, способных на совершение преступления в условиях недостатка правовых инструментов отслеживания их деятельности. Впрочем, есть надежда, что новая концепция миграционной политики восполнит данный пробел.

Таким образом, можно отметить, что европейский кризис, скорее, создаёт нашей стране благоприятную среду для проведения необходимой России политики. Реализация данного преимущества позволит РФ укрепить своё влияние в Западной Европе, даст возможность получить долгосрочных союзников в перспективе и поможет более эффективно использовать рычаги мягкой силы для воздействия на обывателей Старого Света.

Несмотря на то, что ключевым регионом в Концепции внешней политики РФ является постсоветское пространство, политика стран НАТО и ЕС также занимают крайне важное влияние на определение внешнеполитического курса России. Прежде всего, ключевыми направлениями двухстороннего взаимодействия между нашей страной и Европейским Союзом являются:

1)Торгово-экономическое сотрудничество. Поставка энергоресурсов из России в Европу является главным пунктом, в котором сходятся интересы акторов. Для того, чтобы понять важность нефтегазовых доходов для России, необходимо привести цифры, приведённые в федеральном бюджете РФ. Общая доходная часть бюджета за 2017 год, рассчитанная с поправками на конец июня, составит 14 678,8 млрд. рублей [11], при этом доходы в сфере поставок энергоресурсов, по словам главы Министерства Финансов Антона Силуанова, дополнительно увеличатся на 623 млрд. рублей по отношению к прогнозу в начале 2017 года [12]. С учётом всех изменений, прибыль РФ от ресурсного экспорта составляет 5,673 млрд. рублей, то есть порядка 39% от доходной части бюджета. При этом, именно рост поставок газа в Европу с 1 января по 15 июля 2017 г. на 12% оказался фактором, увеличившим доходную часть бюджета на 4% [13]. С другой стороны, и страны Европейского Союза являются крайне зависимыми от российских ресурсов: доля "Газпрома" на рынке ЕС в 2016 году составляла около 33% [14], что позволяет считать позиции российской компании доминирующими в Европе. Взаимозависимость партнёров обусловливает необходи-

мость налаживания диалога, основанного на взаимном уважении. Это, в свою очередь, приводит ко второму важному пункту кооперации Российской Федерации и Европейского Союза.

2)Внешнеполитическое партнёрство. Прежде всего, ключевыми пунктами здесь являются:

-Активизация совместной работы России и ЕС по противодействию терроризму, неконтролируемой и незаконной миграции, а также организованной преступности [4].

-Сотрудничество в рамках международных организаций - прежде всего, ООН, ОБСЕ и СЕ. При этом, стоит отметить, что конфликт на Украине повлиял на участие нашей страны в Совете Европы: с 2014 года Россия была лишена права голоса в Парламентской Ассамблее организации, а также не могла принимать участие в её руководстве. Это привело к тому, что РФ вышла из состава ПАСЕ в 2015 году, а с 2018 года и вовсе сократит финансирование Совета Европы на треть, вычитая расходы на Парламентскую Ассамблею [15]. Таким образом, многосторонний диалог затруднён вследствие конфликта интересов.

-Постепенная отмена визового режима между партнёрами, которая, по мнению руководства страны, позволит улучшить сотрудничество в экономической, гуманитарной, культурной, образовательной и иных областях [4].

Важнейшие с точки зрения стратегического сотрудничества государства Европейского Союза для Российской Федерации также определены в концепции внешней политики: ими являются Германия, Франция, Италия и Испания. Эти государства во многом определяют политику ЕС в мире. К сожалению, на данный момент у нашей страны нет влиятельных союзников в этих странах, какими были Гельмут Коль, Жак Ширак и Сильвио Берлускони ещё 10 лет назад. Появление стратегических партнёров и друзей России в высших эшелонах европейской власти также является одной из ключевых задач нынешнего времени.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Резюмируя, стоит перечислить ключевые внешнеполитические интересы России в Европе:

1)Доминирующее положение на рынке нефтегазовых продуктов в ЕС, которое поставит Европу перед необходимостью считаться с РФ во всех аспектах. К сожалению, нынешняя зависимость от доходов с нефти и газа в нашей стране не позволяет в полной мере использовать данный рычаг власти, поскольку европейский истеблишмент также осознаёт нашу острую необходимость в поставках. Развитие тяжёлой и лёгкой промышленности в стране, привлечение капитала и дальнейшее поступательное развитие в сфере сельского хозяйства позволит РФ в перспективе более эффективно управлять процессами выстраивания политики в отношении России в Европе;

2)Усиление влияния на Балканах. Помимо репута-ционных издержек в виде уступок прозападным силам, Россия рискует потерять своего ключевого союзника в регионе в лице Сербии. Как уже было сказано выше, в случае вооружённого конфликта балканская республика будет со всех сторон окружена враждебными государствами, что ставит сербские власти перед необходимостью интеграции в ЕС и НАТО. Дальнейшее бездействие, как в случае с Черногорией, приведёт к полной потере влияния РФ на Балканском полуострове;

3)Приход к власти в ЕС партий, лояльных Российской Федерации. Наша страна всегда умела находить могущественных союзников в Европе, и именно сейчас, когда Россия находится в сложном экономическом положении из-за санкций, а страны Европейского Союза близки к расколу вследствие миграционного кризиса, серьёзно ударившего по европейской экономике и безопасности, нам необходимо заручиться поддержкой руководителей

или элит ключевых стран Европы. Также нельзя забывать и о странах Восточного блока, ещё недавно входивших в Варшавский договор вместе с СССР. Чешский президент Милош Земан и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стоят на позициях сотрудничества с нашей страной и отказа от политики санкций могут в дальнейшем повлиять на решение различных внешнеполитических вопросов в Европе в благоприятном для РФ направлении.

4)Ослабление блока НАТО и влияния США в регионе. Несмотря на попытки борьбы руководителей государств Европейского Союза с невыгодными для немецкого бизнеса американскими санкциями, в политическом плане воздействие истеблишмента Белого Дома ощутимо в полной мере. Оно проявляется в попытках планомерной изоляции России от большой политики. Ярким примером может служить исключение нашей страны из переговоров в формате "Большой восьмёрки", в котором мы имели возможность для взаимодействия с ключевыми европейскими державами - Германией, Францией, Великобританией, Италией. И даже приход к власти более позитивно настроенного по отношению к России Трампа мало что изменил в раскладе сил: процесс принятия внешнеполитических решений в США устроен сложным образом, и у Сената США всегда есть возможность обойти вето президента страны и принять необходимое им решение. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью постоянного противостояния сторонникам идей американского неоконсерватизма и исключительности, что приводит к конфликтным ситуациям в разных частях света. Прежде всего, для ослабления влияния на ЕС из-за океана нам необходимо получить более широкие полномочия в ключевых мировых властных структурах - ООН, МВФ, а также увеличить финансирование пророссийских политических сил Европы.

5)Отмена санкций со стороны Европейского Союза. Решение данного вопроса во многом зависит от успешности выполнения 3 и 4 пунктов данной программы. Беспрецедентное давление, оказываемое на Россию от международных организаций, экономические санкции, попытка дискредитации руководства нашей страны - всё это является следствием экспансии антироссийских сил и агрессивной политики по отношению к набирающему силу русскому миру. Смена идеологического курса европейского руководства позволит улучшить отношения между РФ и ЕС. Это, в свою очередь, в перспективе может привести к отмене санкций и, как следствие, признанию российского Крыма.

Практика показывает, что Россия, поставленная перед необходимостью выживания, часто сплачивается и совершает рывок во всех сферах. В кризисной для Европы ситуации у нашей страны есть уникальная возможность утвердиться как один из лидеров многополярного мира и ключевых акторов мировой политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Громыко А.А.. Международные отношения 2018 в десяти главах. Евросоюз. // РСМД, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/2018/eu.html (дата обращения: 01.21.2018).

2. Энтин М.Л., Энтина Е.Г., Тниэлм Н.И. Россия и Европейский Союз в 2011-2014 годах. В поисках партнёрских отношений V: в 2 т. - М.: Эксмо, 2015. - Т.1. - С.5-15.

3. Кортунов А.В. Россия и Европейский союз: четыре сценария на будущее. // РСМД, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-com-ments/analytics/rossiya-i-evropeyskiy-coyuz-chetyre-stse-nariya-na-budushchee/ (дата обращения: 01.22.2018)

4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.).

5. Проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции миграционной полити-346

ки Российской Федерации " (подготовлен МВД России

28.06.2017).

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 декабря 2015 г.).

7. Гаврилова О. Чижов: ЕС и США предстоят непростые дискуссии по поводу санкций против РФ. // РИА Новости, 2017. [Электронный ресурс]. www.ria.ru/ radio_brief/20170817/1500493584.html (дата обращения:

01.18.2018).

8. Vice, М. Publics Worldwide Unfavorable Toward Putin, Russia. // Pew research center, 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.pewglobal.org/2017/08/16/publics-worldwide-unfavorable-toward-putin-russia/ (дата обращения: 01.18.2018).

9. Заседание Совета Безопасности. // Официальные сетевые ресурсы Президента России, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/51618 (дата обращения: 01.16.2018).

10. В.В. Путин. Патриотизм - «это и есть национальная идея» // ТАСС, 2016. [Электронный ресурс]. URL: www.tass.ru/politika/2636647/ (дата обращения: 01.16.2018).

11. Закон "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов"(с поправками, принятыми 2 июля 2017 г.).

12. Антон Силуанов. Бюджет РФ в 2017 г. дополнительно получит 623 млрд руб. нефтегазовых доходов // ТАСС, 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.tass.ru/ ekonomika/4374979 (дата обращения: 01.18.2018).

13. «Газпром» с начала года увеличил экспорт газа в Европу на 12%. // Ведомости, 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.vedomosti.ru//business/ news/2017/07/17/724056-gazprom-eksport-gaza_(дата обращения: 01.18.2018).

14. Алексей Топалов. Газпром выпихивают из Европы. // Газета. ru, 2017. [Электронный ресурс]. URL: www.gazeta.ru/business/2016/12/22/10443287.shtml (дата обращения: 01.18.2018).

15. Меньше на треть: Россия сократила взнос в Совет Европы. // РИА Новости, 2017. [Электронный ресурс]. URL:www.ria.ru/politics/20170606/1495936330.html (дата обращения: 01.18.2018).

Статья поступила в редакцию 30.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.