НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
63
УДК 93/94(430) |19|
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ (1933-1045): АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
B.В. МАЛАЙ
C.Ю. КРУПСКАЯ2
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу работ ведущих англоамериканских специалистов по нацизму и нацистской пропаганде. Рассматриваются основные направления трактовки внешнеполитической пропаганды Третьего Рейха. Дана критическая оценка наиболее значимым работам.
Ключевые слова: нацизм, НСДАП, нацистская пропаганда, идеология, внешняя политика, Третий Рейх, историография.
Английские и американские исследователи традиционно уделяют много внимания нацизму, пропаганде и внешней политике гитлеровской Германии. В работах общего порядка вопросы пропаганды в Третьем Рейхе освещались и освещаются с разной степенью глубины и анализа1. Так, Дж. Стоекс, не затрагивая ее как таковую, дает характеристику внешнеполитическим установкам Гитлера до и после прихода к власти, его отношениям с Италией, Британией, частично с СССР и США, останавливаясь на нацистской доктрине внешней политике, и полемизирует с ее трактовками историками различных направлений - К. Гильдебрандом, Дж. Вейнбергом, Дж. Ноак-сом и Дж. Придхэмом и др.2
В работе Р. Эванса большой пласт фактической истории Германии 1920-1930-х гг. интегрирован с новыми концепциями и интерпретациями. Обращаясь к не потерявшему своей остроты и актуальности вопросу, почему Германия пошла за Гитлером и нацизмом, Эванс подробно рассматривает историю страны в 20-30-е г. ХХ в. Обосновывая готовность немцев к диктаторской форме правления в начале 1930-х гг., он справедливо апеллирует, в том числе, и к социально-психологическим и этнопсихологическим концепциям3. Освещение проблем пропаганды в данной работе носит во многом подчиненный характер.
Собственно нацистскую пропаганду начинали анализировать еще современники Третьего рейха. Классик теории международных отношений Эдвард Карр подчеркивал роль пропаганды на примере большевиков (1939): «Их основная сила в их влиянии на мнение в других странах»4, а известный британский ученый Ф. Бартлет рассматривал ее (1940) как политический инструмент влияния в тогдашних Италии, Германии, СССР5. Одну из первых попыток исследования опыта пропагандистского аппарата гитлеровской Германии, пусть и в публицистической форме, предприняли Д. Сингтон и Э. Вейден-фельд (1943)6. Такой же публицистично-обличительный характер присущ монографии шотландского автора (а в годы Второй мировой войны - ведущего немецкой службы Би-
1 Evans R.J. The Coming of the Third Reich. L., Penguin. 2005; Geary D. Hitler and Nazism. Routledge, 1993; Gordon A. Craig. The Germain Foreign Office from Neurath to Ribbentrop / / The Diplomats, 1919-1939 / Ed. by Gordon А. Craig. Vol. 2. The Thirties. Princeton, 1976. P. 316-688; The Nazi Revolution. Hitler’s Dictatorship and the German Nation / Ed. by the J.L. Snell. Revised and with an intr. by A. Mitchel. Lexington, 1973; Noakes J., Pridham G. Nazism, 1919-45. Vol. 2: Slate, Economy and Society, 1933-39. Exeter, 1984; Paxton R. The Anatomy of Fascism. New York, 2004; Payne S.G. A History of Fascism, 1914-1945. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1995; Stoakes G. Hitler and the Quest for World Dominition. Nazi Ideology and Foreign Policy in the 1920s. N.Y., 1986; Weinberg G.L. The Foreign Policy of Hitler’s Germany: Starting World War II, 1937-1939. Chicago; L., 1980.
2 Stoakes G. Hitler and the Quest for World Dominition. Р. 224-234, etc.
3 Evans R.J. The Coming of the Third Reich. L., Penguin, 2005. См.: Эванс Р. Третий рейх. Дни триумфа: 1933-1939. М., 2010.
4 Carr E.H. Propaganda in International Politics. Oxford, 1939.
5 Bartlett F.C. Political Propaganda Cambridge, 1940. P. 143.
6 Sington D., Weidenfeld A. The Goebbels Experiment: A Study of the Nazi Propaganda Machine. New Haven, 1943.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
Би-Си) Л. Фрейзера «Германия между двумя войнами: исследование пропаганды войны и военной вины»7.
В послевоенный период трофейные материалы Рейха, позже - архивные источники стали основными источниками анализа нацистской пропаганды историками и политологами. Но неодинаковая степень и разное время их доступности (рассекречивания) не могли не сказаться на доказательности многих тезисов, а идеологическое противостояние времен «холодной войны» - на позициях их авторов. У историков американской школы очень популярными темами в контексте изучения нацизма вообще и его пропагандистского аппарата, в частности, были и остаются антисоветский и антисемитский компоненты пропаганды гитлеровской Германии и Холокост8. Не снимая со счетов их роль и значение в пропаганде Третьего Рейха, отметим, что изученность только этих направлений не дает ее полной картины, тем более, что эти векторы тесно переплетались и активно использовались в других пропагандистских построениях. А. Харди (1967) одним из первых попытался обобщить опыт пропагандистской машины Гитлера в подготовке и реализации его агрессивных планов9. Цель, механизм и роль пропаганды в тоталитарном государстве Э. Харди раскрывал на примере внешнеполитической тематики прессы. Останавливаясь на роли нацистской печати в австрийской и Судетской авантюрах Гитлера, Э. Харди справедливо подчеркивал, что «без печати Дитриха было бы невозможно для немецкого фашизма реализовать свои агрессивные намерения или совершить военные преступления и преступления против человечества»10. При этом пропагандистский аспект политики фюрера в войне в Испании (1936-1939 гг.) в работе не затрагивается вообще. При несомненных достоинствах данного исследования, оценка автором места и роли пропагандистского аппарата во внешней политике Рейха представляется несколько преувеличенной. В работе «Нацистская пропаганда» (1973) З. Зиман, раскрыв построение ее системы и роль в обществе («немецкий популизм был перемещен в политическую плоскость») остановился на ее месте во внешней политике (гл.3-5)11. Источниковая база, использованная при этом, неодинаково полна во всех разделах. Как и многие англоамериканские исследователи, Зиман почти отождествляет антисоветизм и антисемитизм в нацистских пропагандистских кампаниях12.
Различные аспекты пропаганды вообще: от теоретических выкладок (англоязычное издание французского философа и социолога Ж. Эллула) 13 до анализа идеологии нацизма, пропагандистской системы Третьего рейха, пределов ее власти над общественным мнением исследовали в своих работах и сборниках статей Дж. Бэйрд (1973)14, У. Рузер-форд (1978)15, Д. Уэлч (1983)16. Несколько особняком стоит монография Р. Герцштейна «Война, которую Гитлер выиграл» (1978)17 - комплексное исследование проблем нацистской пропаганды, ее системы, элементов, форм и степени воздействия на целевую аудиторию, особенно с началом Второй мировой войны, причин восприятия пропагандистских посылок различными слоями общества. При анализе этих аспектов Герцштейн также рассмотрел роль и формы участия в пропагандистской машине Третьего рейха таких
7 Fraser L. Germany between Two Wars: A Study of Propaganda and War-Guilt. Oxford Univ. Press, 1945.
8 Cm., например: Bachrach S., Luckert S. The Power of Nazi Propaganda [Hardcover] U.S. Holocaust Memorial Museum, 2009; Bankier D., The Germans and the Final Solution: Public Opinion under Nazism. Oxford: Blackwell, 1992; Idem. Probing the Depths of German Antisemitism. German Society’s Responses to Nazi Antisemitism, 2000; Bytwerk R.L. Bending Spines: The Propagandas of Nazi Germany and the German Democratic Republic. Michigan, 2004; Crowe D.M. The Holocaust: Roots, History, and Aftermath", 2008; Herf J. The Jewish Enemy: Nazi Propaganda during World War II and the Holocaust, 2006; Hoschstadt S. Sources of the Holocaust. New York: Palgrave Macmillan, 2004; Welch D. The Third Reich: Politics and Propaganda. Sec. / Ed. Routledge, 2002, etc.
9 Hardy A.G. Hitler’s Secret Weapon. The “Managed” Press and Propaganda Machine of Nazi Germany. N.Y.; Wash. 1967.
10 Hardy A.G. Hitler’s Secret Weapon. Р. 93.
11 Zeman Z.A. Nazi Propaganda. Sec. ed. L.; N.Y, 1973. Р.13.
12 Ibid. P.12, 92-93,95, 98, 102-109, etc.
13 Ellul J. Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. New York: Vintage, 1973.
14 Baird J.W. The Mythical World of Nazi War Propaganda, 1939-1945. Minneapolis: Univ of Minnesota Press, 1974.
15 Rutherford, W. Hitler's Propaganda Machine. L., Bison Books, 1978.
16 The Nazi Propaganda. The Power and the Limitations / Ed. by David Welch. L. ; Canberra. 1983.
17 Herzstein R.E. The War that Hitler Won. Nazi Propaganda: The Most Infamous Propaganda Campaign in History. N.Y., 1978; Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер / Пер. с англ. А.Л. Уткина, А.В. Бушуева, И.С. Соколова под общ. ред. Г Ю. Пернавского. Смоленск, 1996.
64
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. Qc)
2013 № 22 (165). Выпуск 28
идеологов и проповедников нацизма, как А. Розенберг, Р. Лей, Й. Геббельс, зав. отделом печати НСДАП, пресс-секретарь имперского правительства О. Дитрих и др., сферы их ответственности и влияния, межличностные отношения и результаты деятельности.
Известный британский историк Ян Кершоу выпустил в 1980-е гг. по проблемам гитлеровской Германии ряд книг и статей, переживших впоследствии многочисленные переиздания: по общественному мнению и политическому инакомыслию в Третьем рейхе на региональном примере Баварии (1983)18, эффективности нацистской пропаганды (дискутируя с Р. Герцштейном) (1983)19, по историографии нацистской диктатуры (при неизменности многих положений этой книги в ее последующих изданиях претерпели существенные изменения интерпретации ключевых вопросов) (1985)20, дискуссионным вопросам т.н. «мифа о Гитлере» - о манипуляции общественным сознанием немцев пропагандистским аппаратом для достижения политических целей21. Как известно, в 1990-е гг. общие понятия фашизма и тоталитаризма пережили серьезную эволюцию не только в российской науке: «На Западе в этой области произошла определенная консолидация: ряд тенденций в изучении межвоенной Европы были объединены в довольно однозначную концепцию фашизма, более или менее принятую на сегодняшний день в англоязычном научном сообществе»22.
В конце ХХ - начале ХХ1 вв. был издан большой пласт англоязычной литературы по проблемам тоталитаризма, нацизма, пропаганды, авторы большинства работ отошли от идеологических парадигм времен «холодной войны», тем более, что, «проявляя повышенное внимание к политической мифологии и идеологически-репрессивному контролю сверху, теория тоталитаризма оказалась бессильной более-менее убедительно ответить на вопрос о причинах эффективности нацистской пропаганды»23. Предметом исследования на новой методологической основе все активнее становились социальнопсихологические факторы: менталитет различных социальных групп, этнопсихология немцев и восприятие обществом нацистских лозунгов. Так, к закономерностям установления нацистской диктатуры, ее внутренней структуре и подготовке к тотальной войне обратились Д. Джири (1993), фактически не затронув проблемы пропаганды24, известный израильский исследователь нацизма и холокоста Дэвид Бэнкиер, рассматривавший вопросы общественного мнения в Германии под влиянием нацизма и гитлеровской политики антисемитизма25. Г. Герб на хорошей документальной базе попытался раскрыть широкий спектр нацистских методов убеждения и навязывания идей, в т.ч., использование геополитических идей для самоидентификации немцев и обоснования своих внешнеполитических планов26. Полемизируя с некоторыми концепциями нацистской пропаганды и причинами ее эффективности в немецком обществе Д. Уэлч во втором издании «Третьего Рейха: политики и пропаганда» (2002)27 отразил научные дебаты по этим и смежным вопросам в 1990-х гг. Рассматривая систему управления и манипулирования пропагандистскими ведомствами немецким обществом, миф о Гитлере (главы 1-4), роль пропаганды во Второй мировой войне (глава 5), автор опирается на широкий спектр документальных материалов и заключает, что для своей эффективности пропаганда должна вовремя и адекватно реагировать на изменения внутреннего и внешнего порядка.
К другим аспектам нацистской пропаганды до и во время Второй мировой войны обращались ученые в последнее десятилетие. А. Каллис монографию «Нацистская пропаганда и вторая мировая война» (2005) начинает с серьезного теоретического исследования особенностей пропаганды и специфики ее восприятия, переходя к анализу ее ис-
18 Kershaw I. Popular Opinion and Political Dissent in the Third Reich. Bavaria, 1933-45. Oxford, 1983.
19 Kershaw I. How Effective was Nazi Propaganda? / / The Nazi Propaganda. The Power and the Limitations / Ed. by David Welch. L.; Canberra, 1983. P. 180-221.
20 Kershaw I. The Nazi Dictatorship. Problems and Perspectives of Interpretation, London, 1985.
21 Kershaw I. The 'Hitler Myth'. Image and Reality in the Third Reich. Oxford, 1987.
22 Умланд А. Современные концепции фашизма в России и на Западе// Неприкосновенный запас. 2003. № 5(31). C. 116.
23 Шварцкопф К. Э. Образ внешнего мира в национал-социалистической пропаганде (1933-1941 гг.): автореф. ... канд. ист. наук : 07.00.03. Краснодар, 2004. С. 9.
24 Cm.: Geary D. Hitler and Nazism. Routledge, 1993. P. 62-69.
25 Bankier D. The Germans and the Final Solution: Public Opinion under Nazism, Oxford and Cambridge, Blackwell, 1992; Idem. Hitler, the Holocaust and German Society. Jerusalem, 2007.
26 Herb G.H. Under the Map of Germany: Nationalism and Propaganda 1918-1945. L., 1997. P. 178-180.
27 Welch D. The Third Reich: Politics and Propaganda. Routledge, 2002.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
пользования нацистами28. Дискутируя с Р. Герцштейном относительно итогов пропаганды Третьего рейха, Каллис справедливо заключает, что «критерии успеха или неудачи пропагандистской деятельности по-прежнему чрезвычайно трудно определить однозначно»29. Описывая методику целевого воздействия пропаганды на различные социальные группы, А. Каллис доказывает, что эффективной пропагандой можно считать ту, которая «поддерживает диалог между традиционными социальными принципами и своими собственными альтернативными рецептами, используя что-то из лексики, терминологии и основ существующей системы ценностей» и иллюстрирует, как стандартизация содержания печати, рост посягательств на индустрию СМИ, монотонность материала, исключение любой критической функции печати и продолжающееся административное сражение между различными конкурирующими учреждениями НСДАП, не способствовали повышению облика прессы в немецком обществе30.
С позиций теории тоталитаризма попытался сравнить нацистскую пропаганду и пропаганду ГДР Р. Битверк (2004), исследовав их задачи, формы, спектр методов в тоталитарных государствах (применительно к ГДР такой подход неизбежно порождает ряд вопросов относительно политического характера режима этой страны в 1949-1990 гг.), ее мировоззренческие и моральные корни. Изучив функционирование этих пропагандистских машин, Р. Битверк заключает, что их неудачи повлияли на судьбу обеих систем31. Историю нацистской пропаганды с опорой на плакаты, редкие фотографии и другие, вводимые в научный оборот документы, издали на базе Мемориального музея холокоста США С. Бахарт и С. Луккерт (2009)32.
Таким образом, в зарубежной англоязычной историографии нацистская пропаганда рассмотрена как феномен тоталитарного государства со своим аппаратом и формами функционирования. Особо тщательно изучена ее роль уже в ходе Второй мировой войны, как в самой Германии, так и на оккупированных территориях. Отдельные внешнеполитические аспекты пропаганды предвоенного периода используются как примеры, иллюстрирующие общую концепцию: пропаганда в связи с гражданской войной в Испании 1936-1939 г. (Р. Уили, Д. Пайк. Д. Уотт, Дж. Вейнберг)33, аншлюсом Австрии 1938 г. (Г. Герб, Э. Харди, З. Зиман, Э. Каллис)34, проблемами судетских немцев и Чехословакией (Э. Харди)35. Но при всей широте палитры мнений англо-американских исследователей пропагандистское обеспечение внешнеполитических акций Третьего Рейха в 1936-1939 гг. в целом не стало предметом конкретного комплексного исследования.
THE ENGLISH-LANGUAGE HISTORIOGRAPHY OF FOREIGN POLICY PROPAGANDA IN NAZI GERMANY (1933-1945)
V.V. MALAY The article is devoted to the work of leading Anglo-American
S.U. KRUPSKAYA2 specialists on Nazism and Nazi propaganda. The basic directions of
the foreign policy propaganda of the Third Reich. The most signifi-Belgorod State University cant works are given a critical appraisal.
1 e-mail: [email protected] Keywords: Nazism, NSDAP, Nazi propaganda, ideology, for-
eign policy, Third Reich, historiography.
e-mail: [email protected]
28 Kallis A.A. Nazi Propaganda and the Second World War. L., 2005.
29 Ibid. P. 6.
3° Ibid. P.4, 30.
31 Bytwerk R. Bending Spines: The Propagandas of Nazi Germany and the German Democratic Republic / / Rhetoric & Public Affairs. Michigan, 2004.
32 Bachrach S., Luckert S. The Power of Nazi Propaganda [Hardcover] U.S. Holocaust Memorial Museum,
2009.
33 Whealey R.H. Foreign Intervention in the Spanish Civil War / / The Republic and the Civil War in Spain. Ed. by R. Carr. L., N.-Y., 1971. P. 213-238; Idem. Hitler and Spain. The Nazy Role in the Spanish Civil War, 1936-1939. Lexington, 1989; Pike D.W. Conjecture, Propaganda, and Deceit and the Spanish Civil War. Stanford, California, 1968; Watt D.C. Germany’s Strategic Planning and Spain, 1938-1939 // The Army Quarterly. 1960. N 2. P.220-227; Weinberg G.L. The Foreign Policy of Hitler’s Germany: Starting World War II, 1937-1939. Chicago; L., 1980.
34 Herb G.H. Op.cit.; Hardy A. G. Hitler’s Secret Weapon; Zeman Z.A Nazi Propaganda.
35 Hardy A.G. Op. cit.