Научная статья на тему 'Внешнеполитическая деятельность кадетской фракции в III Государственной думе'

Внешнеполитическая деятельность кадетской фракции в III Государственной думе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY / THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE / RUSSIA''S FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кустов Виталий Анатольевич

В статье предпринята попытка рассмотреть парламентскую деятельность конституционно-демократической партии в области международных отношений в ноябре 1907 г. июне 1912 г., выявить роль и место думских фракций во внешнеполитическом механизме Российской империи. Значительное внимание уделяется внешнеполитическим установкам и взглядам конституционных демократов, борьбе партии за право участия в международных делах, наличию прямых и косвенных инструментов контроля депутатов за внешней политикой самодержавия, а также активным шагам кадетов по налаживанию конструктивного сотрудничества с министерством иностранных дел, укреплению связей с политическими деятелями Антанты, развитию взаимодействия с Межпарламентским союзом. Именно привлечение парламентских фракций к обсуждению международных отношений, постоянные дебаты на страницах печати и думской трибуне способствовали стремительному росту интереса российского общества к вопросам внешней политики, заметному усилению влияния общественного мнения на выработку и принятие важнейших внешнеполитических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY TO THE FOREIGN POLICY OF THE STATE DUMA OF THE THIRD CONVOCATION

The paper examines parliamentary activity of the Constitutional Democratic Party related to foreign policy in November 1907 June 1912, identifies the role and place of the State Duma factions in the foreign policy mechanism of the Russian Empire. Considerable attention is paid to the opinions and attitudes to foreign policy of the Constitutional Democrats, the ♦ Party's struggle for the right to participate in international affairs, instrument of direct and indirect control of the foreign policy of the empire by deputies, active steps to engage in constructive cooperation with the Ministry of Foreign Affairs, strengthening of ties with Entente, and cooperation with the Inter-Parliamentary Union. Involvement of parliamentary factions in discussing international relations, constant debate in the press and the parliament contributed to the rapid growth of interest in Russian society to foreign policy issues and led to growing significance of public opinion in the development and adoption of the most important foreign policy decisions.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитическая деятельность кадетской фракции в III Государственной думе»

рассмотрены мнения представителей и евроскептиков, и евроэнтузиастов.

Стоит отметить, что, несмотря на различные оценки результатов членства Великобритании в БРМ, а также причин и последствий кризиса «Черной среды», точка зрения о ключевой роли Германии в возникновении кризиса доминировала.

1. Валуев А.В. Европейское направление внешней политики «новой» Великобритании. М., 2010.

2. Громыко Ал. Политический реформизм в Великобритании, 1970-1990-е годы. М., 2001.

3. Жоров Е.А. Экономическая модернизация Великобритании: новый этап (1990-1997). Челябинск, 2010.

4. Капитонова Н. Великобритания в конце XX - начале XXI века: от консерваторов к лейбористам. М., 2003.

5. Braiser M. Was is realy Germany's fault? // The Daily Telegraph. 1992. September, 18.

6. Conservative Party Manifesto. The Best Future for Britain. URL: http://www.johnmajor.co.uk/page86.html.

7. Ferguson N. Never mind which lane what about the direction // The Daily Telegraph. 1992. September, 23.

8. Gedye R. Banker who looks after Germany first // The Daily Telegraph. 1992. September, 23.

9. Hansard Parliamentary Debate. 1992. September, 24. Vol. 212. P. 2-116.

10. Hardsman R. Smith steals limelight from stilted John Major // The Daily Telegraph. 1992. September, 25.

11. Holmes M. John Major and Europe: The Failure of a Policy 1990-7. The Bruges Group. URL: http://www.brugesgroup.com/ any_article.live?framed=1&article=75.

12. Inman P. Black Wednesday 20 years on: how the day unfolded. The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/busi-ness/2012/sep/13/black-wednesday-20-years-pound-erm.

13. Jones G. Major to face treaty rebels // The Daily Telegraph. 1992. September, 26.

14. LamontN. Black Wednesday: 'I felt like a surgeon realising the patient was dead' // The Daily Telegraph. URL: http://www.tel-egraph.co.uk/comment/9545098/Black-Wednesday-I-felt-like-a-surgeon-realising-the-patient-was-dead.html.

15. Leigh-Pemberton R. How Britain can help itself outside the ERM // The Daily Telegraph. 1992. October, 9.

16. Mooro Ch. Mr. Major's penance for two years of destruction // The Daily Telegraph. 1992. September, 18.

17. Mr Major's Speech on Welsh Party Members. URL: http:// www.johnmajor.co.uk/page1425.html.

18. Mr Major's speech to 1992 Conservative Party Conference. URL: http://www.johnmajor.co.uk/page1208.html.

19. Press Release - Prime Minister's Comments on Business. URL: http://www.johnmajor.co.uk/page2436.html.

20. Shrimsley R. Heath warns of EC 'resentment' // The Daily Telegraph. 1992. September, 25.

kustovv@list.ru

УДК 94(47)

Виталий Анатольевич Кустов,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью, Саратовский социально-экономического институт (филиал)

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТСКОЙ ФРАКЦИИ В III ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

В статье предпринята попытка рассмотреть парламентскую деятельность конституционно-демократической партии в области международных отношений в ноябре 1907 г. - июне 1912 г., выявить роль и место думских фракций во внешнеполитическом механизме Российской империи. Значительное внимание уделяется внешнеполитическим установкам и взглядам конституционных демократов, борьбе партии за право участия в международных делах, наличию прямых и косвенных инструментов контроля депутатов за внешней политикой самодержавия, а также активным шагам кадетов по налаживанию конструктивного сотрудничества с министерством иностранных дел, укреплению связей с политическими деятелями Антанты, развитию взаимодействия с Межпарламентским союзом. Именно привлечение парламентских фракций к обсуждению международных отношений, постоянные дебаты на страницах печати и думской трибуне способствовали стремительному росту интереса российского общества к вопросам внешней политики, заметному усилению влияния общественного мнения на выработку и принятие важнейших внешнеполитических решений.

Ключевые слова: конституционно-демократической партия, Государственная дума Российской империи, внешняя политика России.

V.A. Kustov

CONTRIBUTION OF THE CONSTITUTIONAL DEMOCRATIC PARTY TO THE FOREIGN POLICY OF THE STATE DUMA OF THE THIRD CONVOCATION

The paper examines parliamentary activity of the Constitutional Democratic Party related to foreign policy in November 1907 - June 1912, identifies the role and place of the State Duma factions in the foreign policy mechanism of the Russian Empire. Considerable attention is paid to the opinions and attitudes to foreign policy of the Constitutional Democrats, the

Party's struggle for the right to participate in international affairs, instrument of direct and indirect control of the foreign policy of the empire by deputies, active steps to engage in constructive cooperation with the Ministry of Foreign Affairs, strengthening of ties with Entente, and cooperation with the Inter-Parliamentary Union. Involvement of parliamentary factions in discussing international relations, constant debate in the press and the parliament contributed to the rapid growth of interest in Russian society to foreign policy issues and led to growing significance of public opinion in the development and adoption of the most important foreign policy decisions.

Keywords: Constitutional Democratic Party, the State Duma of the Russian Empire, Russia's foreign policy.

Реформирование государственного устройства Российской империи в годы Первой русской революции, связанное с введением представительного учреждения, появлением многопартийности, расширением политических и гражданских свобод, значительно усложнило процесс функционирования внешнеполитического механизма и, по сути, предопределило перемены в самой консервативной сфере управления государством. Новые возможности открывались и для ведущих политических партий, стремившихся усилить свое влияние на внешнеполитический процесс, и для самодержавия, все больше нуждавшегося в поддержке обществом проводимого международного курса. Учитывая высокую вероятность возникновения в Государственной думе внешнеполитической повестки, в мае 1907 г. император разрешил главе дипломатического ведомства выступать перед парламентариями с разъяснениями вопросов внешней политики. Российское законодательное собрание и политические партии, в нем представленные, фактически наделялись правом совещательного голоса, имея возможность напрямую получать необходимую информацию и декларировать собственную позицию. Сотрудничество исполнительной и законодательной власти в области международных отношений должно было превратиться в весомый ресурс российской дипломатии, позволявший быстро согласовывать международные приоритеты основных политических сил, при необходимости усиливать воздействие МИД на общественное мнение и, самое главное, придавать дополнительный вес и обеспечивать твердую опору планируемым внешнеполитическим шагам правительства на международной арене.

Изучение внешнеполитической деятельности конституционно-демократической партии, участия парламентских фракций в формировании международного курса в ноябре 1907 - июне 1912 гг. заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, в условиях стремительного обострения противоречий в конфликтных регионах мира, трансформации всей системы международных отношений рассмотрение взглядов одной из влиятельных оппозиционных партий, ее альтернативных подходов, безусловно, позволит глубже понять те внешнеполитические реалии, с которыми страна столкнулась накануне Первой мировой войны, иначе осмыслить предлагаемые кадетами альтернативные подходы по решению появившихся международных вызовов и угроз. Кроме того, проблемы влияния ведущих фракций Государственной думы на внешнюю политику страны, выбора внешнеполитических союзников, отлаженности государственного механизма управления международными отношениями, сохранения внутреннего единства остаются до настоящего времени предметом острых дискуссий в отечественной и зарубежной литературе [1; 9; 10]. Во-вторых, в период работы законодательного

собрания третьего созыва конституционные демократы предложили вполне выверенную и целостную внешнеполитическую концепцию, включавшую подробный анализ национальных интересов и сфер влияния, приоритетных направлений внешней политики Российской империи. Обладая значительными интеллектуальными возможностями, они инициировали обсуждение международных отношений на страницах периодической печати и в Государственной думе, очень быстро став признанными лидерами в разработке теоретических основ и принципов внешней политики среди думских партий.

Выборы в III Государственную думу, проходившие на основе третьеиюньского избирательного закона 1907 г., привели к существенному сокращению представительства оппозиционных партий. Большинство в « цензовом» парламенте получили правые (147 мест) и октябристы (154 места). Тем не менее конституционно-демократической партии удалось сформировать самую крупную оппозиционную фракцию в составе 54 депутатов, которая активно включилась в формирование как внутриполитической, так и внешнеполитической повестки российского законодательного собрания.

27 февраля 1908 г., в первую же сессию Государственной думы третьего созыва, министр иностранных дел А. П. Извольский, использовав в качестве предлога рассмотрение на пленарном заседании законопроекта о преобразовании русской миссии в Токио в посольство, представил депутатам обзор и свое видение современной дальневосточной политики Российской империи. Это выступление главы дипломатического ведомства и последовавший обмен мнениями по одному из наиболее актуальных внешнеполитических направлений государства создали весьма важный прецедент в деятельности российского парламента и правительства. «Политическое значение сегодняшнего дня, - констатировал главный печатный рупор конституционных демократов, - не столько в содержании сказанных речей, сколько в самом факте приобщения народного представительства к делам внешней политики, которыми русское общество до сих пор мало интересовалось» [15].

Кадеты полностью поддержали усилия руководителя дипломатического ведомства по налаживанию диалога с парламентариями, настаивая на регулярном обсуждении народным представительством международных отношений. Лидер кадетской партии приветствовал речь А.П. Извольского с разъяснением внешнеполитических проблем, заявив с думской трибуны, что «русский народ не менее заслуживает быть осведомленным о регулярном ходе нашей дипломатии, чем другие просвещенные народы мира» [3, ч. 2. стб. 120]. По мнению П.Н. Милюкова, опора на общественное мнение, парламентские партии позволяла исполнительной власти решить сразу несколько задач. Во-первых, содействие министерству

иностранных дел со стороны парламента было довольно испытанным приемом, который с успехом применялся многими европейскими государствами и мог «до некоторой степени заменить временный недостаток материальной силы». Во-вторых, именно в дальнейших выступлениях министра иностранных дел перед депутатами глава кадетской фракции видел некую гарантию защиты от « вмешательства безответственных дипломатов в регулярную деятельность ведомства», определенную страховку от втягивания страны в необдуманные внешнеполитические авантюры и военные конфликты [3, ч. 2. стб. 119-120].

Отстаивая участие российского парламента в международных делах, кадеты стремились закрепить «совещательные» компетенции и некоторые косвенные функции контроля Государственной думы за внешней политикой. При обсуждении проекта бюджета МИД 4 апреля 1908 г. М.С. Аджемов вновь озвучил позицию кадетской партии: «В будущем мы как представители организованного общественного мнения... должны иметь в области ведомства иностранных дел, ради успеха дела, голос совершенно ясный и повелительный» [3, ч. 2. стб. 1785]. Однако воплотить намеченные планы оказалось нелегко. Исполнительная власть продолжала ограничивать вмешательство депутатов во внешнеполитический процесс. После болезненного дипломатического поражения на Балканах весной 1909 г. руководители министерства не спешили в Таврический дворец. Сфера международных отношений продолжала оставаться наименее доступной для влияния думцев.

В то же время либеральной партии требовалось убедить в своей правоте и другие политические силы, нейтрализовать консервативные взгляды крайне правых, полагавших, что внешняя политика остается исключительной прерогативой императора и Государственная дума выходит за рамки своих полномочий. «Повсюду право ведения иностранной политики принадлежит главе исполнительной власти. Но никогда это не мешает министрам иностранных дел обмениваться мнениями с парламентариями, отвечать на их замечания и критику», - убеждал коллег П.Н. Милюков 2 марта 1911 г. на пленарном заседании Думы [5, ч. 2. стб. 3301].

Конституционные демократы использовали любую возможность для привлечения внимания к злободневным внешнеполитическим проблемам и возобновления их рассмотрения в российском законодательном учреждении. Одним из немногих депутатов в III Госдуме, подробно освещавших деятельность МИД, был председатель ЦК кадетской партии и бессменный руководитель парламентской фракции П.Н. Милюков. Постоянно выступая в парламенте с поддержкой или критикой исполнительной власти, он стремился дать развернутую оценку происходившим в мире событиям, тщательно разобраться в них и представить свой вариант решения проблемы. «Я участвовал в комиссионных работах и выступал на общих собраниях, - вспоминал главный идеолог кадетов, - но главной моей специальностью сделались вопросы иностранной политики, в которой у меня не было конкурентов при тогдашнем общем неведении в этой области. Правда, у меня были сильные помощники, в особенности в лице Ф.И. Родичева и В.А. Маклакова» [12, т. 2. с. 12]. Для многих парламентариев выступления Милюкова, наряду с заявлениями министерства иностранных дел, служили основным ис-

точником внешнеполитической информации аналитического характера.

Забегая вперед, следует отметить, что либеральной оппозиции удалось добиться некоторого усиления роли российского представительного учреждения в формировании внешней политики страны. К концу работы Государственной думы третьего созыва дебаты по внешнеполитическим вопросам на основе доклада министра иностранных дел или при рассмотрении бюджета дипломатического ведомства окончательно вошли в парламентскую практику. «Заслуга этого завоевания, - говорится в отчете депутатов кадетской партии, - всецело принадлежит фракции, так как кроме нее за все 5 лет никто не принимал серьезного участия в обсуждении вопросов внешней политики» [6, с. 17].

Серьезная теоретическая подготовка помогала конституционным демократам довольно эффективно использовать трибуну парламента в развернувшейся борьбе политических сил за влияние на внешнюю политику государства. В своих думских выступлениях они призывали самодержавие активнее отстаивать жизненные интересы страны на международной арене, использовать правовой подход к решению внутренних и международных конфликтов, придерживаться европоцентристской установки при выборе приоритетного для Российской империи внешнеполитического направления, развивать общую систему союзов и соглашений, нацеленную на складывание особых взаимоотношений с передовыми демократиями Европы - Великобританией и Францией [3, ч. 2. стб. 119-123; 4, ч. 2. стб. 2760-2765; 5, ч. 2. стб. 3301-3329].

Выражение во внешней политике общенациональных целей способствовало совпадению позиций либералов и правительства. Между тем взгляды кадетов на международные события зачастую расходились с оценками внешнеполитического ведомства. К примеру, конституционные демократы критиковали нерешительность и постоянные колебания министерства иностранных дел во время Боснийского кризиса, отсутствие у российских дипломатов четкой стратегии, выверенной системы целей и задач. «В течение месяца, - полагал П.Н. Милюков, - мы совершили четыре дипломатических шага: 17 февраля, 25 февраля, 4 марта и 12 марта 1909 г. ... Это именно "жесты" нашего министра, а не общие шаги европейской политики или общей политики наших друзей вместе с нами. Каждый из них противоположен друг другу, это ряд зигзагов, ничем не связанных» [4, ч. 2. стб. 2770-2771]. Также они считали сложно осуществимой идею МИД привлечь Османскую империю к созданию Балканской федерации славянских стран, направленной против Австро-Венгрии; выдвинули совершенно новую систему международных союзов на Дальнем Востоке, предлагая отказаться от ориентации на Японию, которая умело использовала достигнутые договоренности с Россией для расширения своей экспансии в регионе, и сделать ставку на других постоянных участников дальневосточной дипломатии - США и Китай [4, ч. 2. стб. 2772-2789].

В итоге поддержка кадетами внешнеполитического курса самодержавия напрямую зависела от конкретных шагов правительства, от того, насколько действия МИД в понимании конституционных демократов соответствовали национальным интересам и внешней безопасности страны.

Большое значение конституционные демократы уделяли международной деятельности III Государственной думы. Необходимо отметить, что они проделали большую работу по налаживанию прямых контактов с зарубежными парламентариями, развитию взаимодействия с крупнейшей международной организацией -Межпарламентским союзом. С 1909 г. кадеты входили в руководство русской группы Межпарламентского союза, неоднократно организовывали визиты иностранных парламентских делегаций в Россию, принимали участие в ежегодных конгрессах организации, посвященных проблемам правового урегулирования межгосударственных споров и укреплению института международного посредничества. Учитывая резкое обострение противоречий между великими державами, нарастающую напряженность в конфликтных регионах мира, кадетская фракция весьма высоко оценивала вклад организации, объединившей практически все европейские парламенты, в развитие современного международного права, распространении идей третейского суда, регламентации ведения войны, ограничения вооружений [7. Ф. 927. Оп. 1. Д. 16. Л. 12-64; 16, Ф. 1276. Оп. 7. Д. 456. Л. 7-22].

В июне-июле 1909 г. по приглашению председателей английской и французской групп Межпарламентского союза (лорда Филиппа Стентона Уэрдейля, барона Эстурнель-де-Констана) состоялся первый визит русских законодателей в столицы стран Антанты. Во главе парламентской миссии находилась «декоративная фигура председателя Госдумы (на отлете) Н.А. Хомякова» [12, т. 2, с. 34], роль же неформальных лидеров отводилась либералам А.И. Гучкову, И.Н. Ефремову, П.Н. Милюкову. За относительно небольшой период представители Госдумы и Госсовета встретились практически со всеми политическими деятелями, причастными к принятию внешнеполитических решений. В Великобритании депутаты были приняты королем Эдуардом VII, премьер-министром и лидером либеральной партии Г. Асквитом, главой консерваторов А.Дж. Бальфуром, министром иностранных дел Э. Греем, во Франции -главой правительства Ж. Клемансо, председателем Сената А. Дюбюстом, председателем палаты депутатов Г. Бриссоном, руководителем МИД С. Пишоном. Помимо официальных приемов, обсуждение перспектив двусторонних отношений с политической и деловой элитой Англии и Франции продолжалось и в ходе многочисленных частных встреч [8].

Наиболее резонансной в огромной череде раутов и визитов стала речь П.Н. Милюкова, произнесенная в лондонской мэрии. Собравшиеся с большим воодушевлением встретили заявления, декларировавшие готовность либералов к совместной работе с властью, приверженность к парламентским формам политической борьбы, сохранению внутреннего единства и отстаиванию общегосударственных интересов на мировой арене. «До тех пор, пока в России существует Законодательная Палата представителей с правом контролировать бюджет, русская оппозиция, - подчеркнул лидер конституционных демократов, - останется Оппозицией Его Величества, а не Его Величеству» [8, с. 119].

В самой конституционно-демократической партии, особенно среди ее левого фланга, выступавшего против любых компромиссов с правительством П.А. Столыпина, эта речь вызвала далеко не однозначную реакцию. Между тем она вполне соответствовала внешнеполити-

ческим установкам партии, базировавшимся на необходимости в области международных отношений «выражать мнения по возможности общенационального значения, стоять на внепартийной точке зрения» [14, т. 1. с. 332].

Пристальное наблюдение за ходом визита и в России, и за границей, взаимный интерес правящих кругов Антанты к расширению контактов с российскими политическими партиями, а также признание и поддержка, оказанная думцам со стороны правительств и представительных учреждений ведущих западных стран, показали, что Государственная дума стала весомым фактором не только внутренней, но и внешней политики страны. Несомненный успех международного дебюта русских парламентариев подтвердили и высокопоставленные дипломаты царского МИД. По утверждению И.Н. Ефремова, российский посол в Великобритании А. К. Бенкендорф не скрывал своего удовлетворения результатами парламентской поездки, «устранившей все препятствия к приезду Государя в Английские воды, о чем он телеграфировал, по его словам, в Петербург» [8, с. 138]. Схожих взглядов придерживался поверенный в делах России во Франции А.И. Нелидов, заявив во время пребывания депутатов в Париже: «Мы, дипломаты, счастливы чувствовать позади себя народных представителей, которые своим контролем и своими вотумами поддерживают нас в вопросах, касающихся национальных интересов» [13, с. 2].

Депутаты кадетской фракции активно участвовали в работе думских комиссий, которым приходилось постоянно взаимодействовать с министерством иностранных дел. Так, в Бюджетной комиссии и Комиссии по направлению законодательных предположений находились наиболее влиятельные идеологи кадетской партии -М.С. Аджемов, В.А. Маклаков, П.Н. Милюков, Н.В. Некрасов, Ф.И. Родичев, А.И. Шингарев, М.В. Челноков. Кроме того, в Государственной думе третьего созыва глава фракции нередко выступал содокладчиком по бюджету МИД [2, с. 7-8, 110-111].

Обсуждение финансовых параметров сметы министерства иностранных дел (расходной и доходной части, перераспределение средств между отдельными статьями, выделение дополнительных ассигнований) и законопроектов по изменению статуса и штатов зарубежных представительств ведомства, проходившее, как правило, при присутствии руководства МИД во главе с министром, позволяло поднимать вопросы, касающиеся функционирования всего внешнеполитического механизма, выступать с развернутой критикой устройства МИД, его деятельности на международной арене. Выступая в думских комиссиях, депутаты требовали завершить с самые короткие сроки разработку реформы центральных учреждений МИД, настаивали на повышении качества подготовки дипломатов, реорганизации архивной службы, большей открытости ведомства, усилении мер по защите интересов русских граждан, торговых и промышленных предприятий за границей [16. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 3316, 3317]. Как вспоминала член кадетского ЦК А.В. Тыркова, «в смете министерства иностранных интересовались не столько цифрами, сколько поводом высказать недовольство общим направлением иностранной политики и слабой организацией ведомства» [17, с. 487]. В итоге даже весьма ограниченные финансовые и контрольные функции Государственной думы очень быстро превратились в один из главных рычагов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.