Научная статья на тему 'Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направления развития'

Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1669
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытость внешнему миру / прибрежные и внутренние провинции / индустриализация / модернизация / промышленная структура / государственные предприятия / иностранные инвестиции / толлинговая торговля / энергопотребление / программа возрождения старой промышленной базы / приморский промышленный пояс / высокотехнологичные предприятия / Бохайский залив / судостроение / портовые сооружения / индустриальный парк / промышленные кластеры / сфера услуг / высокая добавленная стоимость / логистические центры / оптимизация структуры / диверсификация рынков / экспорт трудовых ресурсов / базовая инфраструктура / стратегия «выхода вовне»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Мария Викторовна

Провинция является наиболее экономически развитым регионом на Северо-Востоке КНР, что во многом обязано благоприятному экономико-географическому положению. Начиная в 11-ой пятилетки, в провинции выделено три 3 района внешнеэкономической открытости: стратегический пояс «Пять точек на одной линии», экономические районы Шэньяна и Северо-Запада провинции. В результате благоприятной инвестиционной атмосфере в провинции более 200 мировых ТНК открыли свои предприятия, 30 ТНК имеют свои научно-исследовательские центры в Шэньяне и Даляне. Для выхода на зарубежные рынки провинцией выделяются специальные средства и осуществляется целенаправленная политика поддержки экспортёров, включающая: продвижение новых торговых марок продукции с высокой добавочной стоимостью приобретение за рубежом месторождений природных ресурсов экспорт трудовых ресурсов «найм» зарубежных высококвалифицированных технических специалистов и учёных для развития современных высокотехнологичных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономический комплекс провинции Ляонин: современное состояние и направления развития»

М.В. Александрова'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОВИНЦИИ ЛЯОНИН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Провинция Ляонин является наиболее экономически развитым регионом Северо-Восточного Китая (СВК, Дунбэй). О динамичном развитии внешнеэкономической сферы на протяжении всех лет экономической реформы наглядно свидетельствуют соответствующие показатели.

Несмотря на положительные тенденции, в провинции до сих пор имеется немало проблем, сдерживающих развитие современных внешнеэкономических процессов. О проблемах и, главное — об основных направлениях развития экономики в ближайшем десятилетии будет рассказано в этой статье.

Перечислим проблемы, наблюдавшиеся во внешнеэкономической сфере провинции в период «открытости внешнему миру»:

• нарастающий разрыв между экономически развитыми прибрежными и пока еще сравнительно отсталыми внутрикон-тинентальными районами провинции, чреватый социальными взрывами. Так, прибрежная линия, земли, граничащие с КНДР, и провинциальный центр — город Шэньян уже более 20 лет включены в международное разделение труда (МРТ), в то же

* Александрова Мария Викторовна, к.э.н., в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

время как западная часть провинции находилась в относительной изоляции. Об этом наглядно свидетельствует статистика (графики 1 и 2);

• незавершенность процессов индустриализации и модернизации экономики провинции. По этой причине Ляонин значи-

График 1. Темп прироста ВВП и внешнеторгового оборота, %. Источник: рассчитано по данным Ляонин цзинцзи няньцзянь.

Хулудао

Фушунь

Ляоян

Бэньси

Аньшань

Инкоу

Шэньян

Далянь

Даньдун

Чаоян

Цзиньчжоу

Паньцзинь

Фусинь

Талин оу0

О 10 20 30 40 50 60 70 80

График 2. Доля экспорта городских округов в суммарном экспорте Ляонина в 2009 г. Источник: построено по данным иИЬ: http://shenyang.customs.gov.cn.

тельно отстает по уровню индустриализации от Чжэцзяня и Гуандуна, следствием чего явилась нерациональная и неконкурентоспособная структура экспорта. Это во многом связано с «тяжеловесностью» промышленной структуры, включающей крупные государственные предприятия, зачастую тесно связанные с оборонным комплексом — этот «груз» способствовал постепенному замедлению темпов экономического роста, поскольку имеющиеся в прошлом «плюсы» командной экономики в новых условиях обернулись очевидными «минусами»;

• «слабое» использование зарубежных капиталов в целях развития новых и модернизации старых подотраслей обрабатывающей промышленности. Перекос в структуре использования иноинвестиций получил название «три много и три мало». Под этим подразумевается, что значительные инвестиции вкладываются в промышленность, но небольшие объемы — в сферу услуг; при этом в традиционную сферу услуг инвестиций идет значительно больше, чем в современные (новые) отрасли; инвесторы активно вкладывают капиталы в малый и средний бизнес, но неохотно вкладывают свои финансовые средства в крупные государственные предприятия. Очевидно, что необходимо совершенствовать систему и механизмы инвестирования. До сих пор старые подходы к привлечению иностранных инвесторов превалируют над современными, теоретическими конференциями заменяют профессиональные практические действия, инвестиции в землю преобладают над вложениями в производство. Вкладывая значительные капиталы в покупку земли и других ресурсов, инвесторы мало заботятся об охране окружающей среды;

• несовершенство толлинговой торговли. Необходимо осуществлять технологические инновации в экспортируемые по этой линии торговли товары. До сих пор для толлинговой торговли характерны низкая добавленная стоимость, высокое энергопотребление, отсутствие очистных сооружения на предприятиях или их неэффективная работа. Именно для решения этих проблем компаниям необходимо проводить мероприятия по инновационному и технологическому обновлению. Только так можно осуществить трансформацию и модернизацию толлинговой торговли, а для этого необходимо самим предприятиям находить способы самостоятельной инновации предприятий;

• отставание в темпах роста торговли услугами Ляонина от других прибрежных провинций. Общей тенденцией мировой экономики в настоящее время является переход от экономики материальной продукции к экономике услуг: с каждым годом доля торговли услугами в мировой торговле возрастает. Доля сферы услуг во внешней торговле провинции Ляонин, как и в ряде других отсталых регионов КНР, пока еще невелика, в связи с этим можно отметить невысокую долю услуг в структуре внешней торговли провинции;

• несовершенство структуры внешнеторгового оборота. Доля электротехнической и высокотехнологической продукции в экспорте Ляонина на 17 и 13 процентных пункта ниже показателя восточного и юго-восточного развитого пояса, или составляет 50 % от уровня этих показателей прибрежных развитых провинций;

• группа вопросов, с которыми сталкиваются китайские предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, и решение коих, по мнению руководства провинции, является важным:

1) несоответствие продукции, выпускаемой в провинции, мировым стандартам;

2) слабые знания в области международного торгового законодательства и законодательства стран-контрагентов;

3) отсутствие должных маркетинговых исследований о рынках стран продвижения продукции;

4) слабая подготовка специалистов-регионоведов (чаще всего она заканчивается знанием иностранного языка).

Для решения вышеозначенных и иных существующих проблем в соответствии с Программой возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая, начиная с 11-й пятилетки (2006—2010 гг.), в провинции Ляонин было выделено три базовых района внешнеэкономической открытости: стратегический пояс «Пять точек на одной линии»1, экономический район Шэньяна (собственно город с прилегающими к нему городами-спутниками), экономический район североз-апада провинции.

Концепция формирования приморского промышленного пояса провинции Ляонин поэтапно осуществляется с 2005 г., к

маю 2007 г. она была оформлена в виде «Плана строительства приморского промышленного пояса провинции Ляонин», прошедшего экспертизу специалистов и одобренного Канцелярией Госсовета КНР по возрождению старой промышленной базы СВК. В плане конкретизированы цели и этапы этого проекта, описаны отводимые под него территории, взаимно увязаны направления развития морских портов, припортовых промышленных зон, транспортной инфрастуктуры, городов, отражены вопросы охраны окружающей среды и социальной сферы.

В приморский промышленный пояс провинции Ляонин включены территории 36 городов общей площадью 92 тыс. 800 кв. км. Он протянется на 1000 км вдоль береговой линии Желтого моря и Бохайского залива, из которых 400 км уже осваиваются либо признаны пригодными для размещения портов. Основу портовой инфраструктуры составят уже имеющиеся крупные порты городов Далянь, Даньдун, Инкоу, Цзиньчжоу и Хулудао, а также свыше 30 других средних и мелких портов. Большая часть из них либо будет реконструирована, либо модернизирована в ближайшие годы и объединена единой транспортной, диспетчерской и информационной системами. В непосредственной близости от портов создаются промышленные зоны, в значительной

2

степени ориентированные на экспортное производство .

В плане определены основные цели создания приморского промышленного пояса провинции Ляонин:

• превратить приморскую зону в «локомотив» возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая. Поставлены задачи: развивая припортовые производства с высокой степенью конкурентоспособности на мировых рынках, создать на основе портов Далянь, Инкоу, Даньдун, Цзиньчжоу, Хулудао и Паньцзинь единую оптимальную, многоуровневую, взаимодополняемую портовую структуру; ускорить создание комплексной транспортной инфрастуктуры СВК, расширить объемы и транспортное обеспечение экспорта и импорта;

• добиться того, чтобы приморский промышленный пояс провинции Ляонин стал четвертой зоной экономического роста Китая (после района Пекин—Тяньцзинь, дельты реки Чжуцзян и дельты реки Янцзы); создать крупнейшую базу современного

машиностроения, нефтехимии, черной и цветной металлургии, производства строительных материалов;

• превратить приморский промышленный пояс в передовой район международного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества в масштабах Северо-Восточной Азии; укрепить транспортное (морское, железнодорожное, автомобильное) сообщение с Корейским полуостровом; создать эффективную транспортную сеть, охватывающую три провинции Северо-Восточного Китая, Республику Корея, КНДР и Дальний Восток России;

• создать образцовый район, развитие которого осуществлялось бы строго на научной основе и принципах достижения социальной гармонии. Рационально использовать земельные и водные ресурсы, всемерно осуществлять охрану окружающей среды; помимо тяжелой промышленности, активно развивать сельское хозяйство, местную и легкую промышленность, производство продуктов питания, текстиля, бумаги, народные художественные промыслы, малый и средний бизнес и тем самым решить сложнейшую для региона задачу обеспечения максимальной занятости населения.

Прибрежный стратегический пояс возглавляет город Далянь, близ этого города строится крупнейший в СВА международный судоходный центр материкового типа, для этого имеются необходимые преимущества — благоприятное экономико-географическое положение (ЭГП) и более чем 30-летняя история открытости внешнему миру. В настоящее время в Далянь активно привлекается зарубежный капитал под строительство портовой инфраструктуры, руководство города и провинции прикладывает значительные усилия для повышения конкурентоспособности перерабатывающих предприятий города — все это может послужить формированию крупного промышленного узла, а также значительно повысит качество и объемы экспортируемой продукции. Ведется работа по созданию крупного логистического международного центра, который будет специализироваться на распределении экспортных потоков, транзите груза.

Развитие портов проводится в соответствии с определенной для каждого из них специализацией. Даляньский портовый узел

формируется как важнейший национальный центр контейнерных перевозок и региональный центр перевалки сырья и энергоносителей. В его рамках продолжится строительство и расширение нефтяного порта Няньюйвань, контейнерного и зернового порта Даяовань, рудного порта Дагушань, порта по перевалке металлургической продукции, химических удобрений, угля и промышленных товаров Хэшандао, припортовой промышленной зоны острова Чансиндао, автомобильного терминала, системы наземных коммуникаций3.

Далянь является основным звеном экономической зоны Ляодунского полуострова (карта-схема 1), именно в этом городе создаются высокотехнологичные предприятия следующих отраслей: судостроения, нефтехимии, промышленного оборудования, электроники, программного обеспечения, биотехнологии и фармацевтики.

Ляонинская прибрежная промышленная база города Инкоу;

Карта-схема 1. Источник: иИЬ: http://chinaneast.xinhuanet.com/2008-04/08/conte

Ш 1 2729848.htm

Помимо Даляня на прибрежной линии ускоренными темпами развивается весь стратегический пояс «Пять точек на одной линии». По стоянию на середину 2008 г., площадь района составляет 38 % площади провинции и 7 % площади Дунбэя, население — 42 % населения Ляонина, или 16,2 % Дунбэя, ВВП — 51,6 % ВВП провинции и 24 % ВВП региона4.

По этой «линии» намечается строительство нескольких современных промышленных парков, крупных промышленных объектов, портовой инфраструктуры. Планируется, что в этот район мировые ТНК будут переводить промышленные мощности, что создаст надежную базу для расширения внешнеэкономической открытости провинции, появятся возможности для сооружения новых промышленных предприятий и значительного роста конкурентоспособности прибрежного экономического пояса.

Помимо общей стратегии развития «линии», для каждой из «точек» разработан индивидуальный план. Так, в 11-й пятилетке были ускорены процессы проектирования и строительства на острове Чансин. Остров расположен в Бохайском заливе у западного побережья Ляодунского полуострова, от которого он отделен проливом шириной (в самом узком месте) всего около 300 метров. В административном отношении он подчинен г. Ва-фандянь, входящему в состав города Далянь. Порт на острове Чансин находится на расстоянии 84 морских миль от порта Далянь, 170 миль от Тяньцзиня, 101 мили от Инкоу. Расстояние от центра г. Далянь до порта по автодороге — около 130 км, от Шэньяна — 292 км. Площадь острова составляет 253 кв. км (30 км с востока на запад и 11 км с севера на юг), из которых 180 кв. км — преимущественно равнинная территория. Глубина Бо-хайского залива в 400 м от берега острова составляет 20 метров, в

1 км от берега — 30 метров5. Летом 2005 г. правительство и партком г. Далянь в рамках осуществления Стратегии возрождения старой промышленной базы Северо-Восточного Китая приняли решение о «Комплексном развитии острова Чанси». Основные его мотивы — отсутствие свободных территорий на побережье Даляньского залива, прогнозируемый на перспективу значительный рост объемов перевозок через Даляньский транспорт-

ный узел, поиск площадей для размещения новых портовых мощностей и крупных производств.

В соответствии с планом весь проект будет полностью реализован в течение 2005—2020 гг. Площадь портовых сооружений составит 21,1 кв. км, площадь промышленной зоны — 71,7 кв. км, в том числе 25,4 кв. км — для предприятий нефтехимической и химической промышленности с упором на переработку нефти, газа и угля. Предусмотрено сооружение 65 причалов; общая пропускная способность порта должна составить 181 млн т в год6.

Основные отрасли промышленности, которые будут развиваться на острове Чансин:

• производство крупногабаритного оборудования для химической промышленности, металлургии, а также портового, рефрижераторного, инженерного оборудования для электростанций;

• судостроение7 и судоремонт, строительство яхт, производство автомобильных комплектующих и запчастей;

• нефтехимическое производство;

• производство высококачественных сталей для судостроительной и машиностроительной промышленности.

Помимо промышленных объектов, на острове будет размещена вся необходимая инфраструктура: терминалы, скоростные дороги, железнодорожные линии и станции, водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, очистные сооружения. Будет обеспечено предоставление полного комплекса услуг в соответствии с современными требованиями: транспортных и логистических, страховых и банковских, строительных, туристических, медицинских, образовательных.

Спланировано и начато возведение и обустройство жилых районов, объектов социально-бытового и рекреационного назначения.

На острове Чансин строится специализированный глубоководный порт и портово-промышленный кластер, для чего активно используется промышленное оборудование, произведенное в материковых районах Дунбэя, что, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать созданию новых промышленных предприятий в отдаленных от моря районах и станет стимулом экономического роста и промышленной модернизации для

внутриконтинентальных районов Дунбэя. После введения в действие нового порта промышленная структура Даляня может быть пересмотрена, и он станет базой энергетических ресурсов, транзита больших объемов груза, портом перераспределения внутрикитайских контейнерных потоков.

Следующим, не менее значимым проектом является прибрежная промышленная база Инкоу. Город располагает преимуществами в виде сильной производственной базы, осуществляет переработку давальческого сырья, в городе имеются высокотехнологичные производства — эти факторы способствуют повышению степени открытости Инкоу.

В 11-й пятилетке в городе началось строительство основных промышленных объектов на общей площади 40 кв. км, к ним относятся предприятия, производящие текстиль и автозапчасти, новые высокотехнологичные материалы, а также фармацевтические предприятия. При этом следует отметить, что ко всем строящимся объектам предъявляются высокие экологические требования.

В период минувшей пятилетки наблюдался значительный рост объемов строительства. Ведется огромное по масштабам строительство жилья и благоустройство побережья. К 54 кв. км городской территории на первом этапе проекта добавилось еще 44 кв. км промышленной и городской площади. На втором этапе (после 2010 г.) к городу добавится еще 157 кв. км площади8.

В Инкоу функционируют более 1000 предприятий, производящих различную промышленную продукцию, в том числе и на экспорт:

• текстильная промышленность: хлопок, полиэстер, нейлон, шелк;

• легкая промышленность: пластиковые предметы обихода и бытовая электроаппаратура, офисная бумага;

• электронная промышленность: противопожарные сигнальные устройства, дымоуловители, автомагнитолы, комплектующие для компьютеров;

• фармацевтическая промышленность: традиционные и современные медикаменты, медицинское оборудование;

• пищевая промышленность: фруктовые соки, кулинарная продукция;

• производство оптических, электромеханических и иных высокоточных материалов.

Порт Инкоу — второй по значению в регионе, специализирующийся на контейнерных перевозках, «перевалке» сырой нефти и нефтепродуктов, железной руды, различных видов сырья, стального проката, зерна, промышленных товаров. Инкоу становится основным портом для расположенного в 150 км к северу от него Шэньяна — крупнейшего центра машиностроения СВК.

Не менее важной «точкой» на «линии» является промышленная зона в районе залива Цзинъчжоу на западном побережье Бо-хайского залива. Строящаяся промышленная зона включает развитые города, расположенные на побережье, — Цзиньчжоу, Паньцзинь и Хулудао, которые окажут влияние на экономику связанных с ними внутриматериковых городов Фусинь и Чаоян. Рост экономики района залива Цзиньчжоу станет «прорывом» в развитии промышленной зоны западной части побережья Ляонина, даст импульс интеграции региональных ресурсов и выявит экономические преимущества района. На фоне этого получит развитие современное портовое хозяйство, а также начнется формирование нефтехимической промышленности общегосударственного значения. Создание интегрированного порта в г. Цзиньчжоу станет стимулом для появления крупных предприятий по глубокой переработке сельхозсырья во внутренних районах провинции. Таким образом, порт в заливе Цзиньчжоу станет новой «точкой» экономического роста провинции Ляонин и динамично развивающимся открытым портом на побережье Бохайского залива.

Под строительство индустриалъного парка Чжуанхэ выделена территория площадью 25 кв.км. Совместное развитие парка Чжуанхэ и уезда Минян приведет к созданию современного промышленного города. Главная цель проекта — адаптация промышленных технологий как передаваемых из г. Даляня, так и импортируемых из-за рубежа. Особое внимание будет уделяться развитию машиностроения, электроники, производству новых материалов, высокоэффективному сельскому хозяйству, пищевой промышленности, морским промыслам и рыболовству, ма-

рикультуре и её переработке, налаживанию выпуска медицинских препаратов на основе морского растительного сырья и др.

Строительство промышленного парка в Данъдуне, на границе с КНДР, является важным проектом в деле продвижения идеи развития приграничных районов страны. Происходит ускоренное строительство промышленной зоны Даньдуна, быстрыми темпами развивается портовое хозяйство, планируемая площадь парка составляет 30 кв. км. Сочетание очевидных преимуществ района — выгодное экономико-географическое положение, наличие портовых и промышленных объектов способствует ускорению строительства зоны переработки экспортно ориентированных товаров и зоны приграничной торговли, то есть складывается основа для развития экспортно ориентированной экономики. Формируются необходимые условия для создания открытых для внешнего мира приграничных районов: район Даньдун не только выполняет экономические функции, но и начинает играть роль нового современного портового города.

В центральной части провинции г. Шэнъян является «ядром» внешнеэкономической открытости, именно на этот город с примыкающими к нему крупными промышленными центрами приходится 31,7 % экспорта провинции и 56,6 % использован-

« 9

ных иностранных инвестиций9.

В настоящее время поставлена задача сделать Шэньян крупнейшим финансово-экономическим центром страны наряду с Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу. С этой целью необходимо:

• содействовать развитию промышленных кластеров (промышленных группировок) в центральной части провинции вокруг г. Шэньяна. При этом Шэньян должен стать политическим, экономическим, культурным и финансовым центром «большого экономического района» Дунбэя и с ним тесно свяжут следующие города района — Аньшань, Фушунь, Бэньси, Инкоу, Ляоян и Тэлин;

• ускорить строительство аэропорта Шэньяна, увеличить количеств международных рейсов, вылетающих с северо-востока КНР, обеспечить возможности к увеличению пассажиро-и грузопотоков, создать четвертый по значимости в Китае (после Пекина, Шанхая, Гуанчжоу) международный аэропорт;

• активно развивать сектор услуг, особенно финансовый сектор. Необходимо открыть 10 филиалов иностранных банков, побудить большее количество зарубежных финансовых структур к открытию офисов для того, чтобы г. Шэньян стал крупнейшим финансовым и экономическим центром всего Дунбэя.

Для того, чтобы выполнить поставленную перед «Большим Шэньяном» задачу, формируются семь промышленных кластеров:

• автомобильной промышленности (производство автомобилей и запчастей к ним), которая будет опираться на научные разработки и промышленную сборку продукции;

• часть обрабатывающей промышленности, расположенной в Шэньяне, переносится в шесть близлежащих городов, расположенных на «лучах». Таким образом формируются кластеры обрабатывающей промышленности;

• в качестве опоры для нефтехимической промышленности выбраны города Фушунь и Ляоян;

• металлургической промышленности: компания Angang Steel Co. Ltd., являющаяся «ядром» металлургической промышленности провинции, оказывает поддержку новым формирующимся кластерам промышленности — компаниям Benxi Iron & Steel (Group) Co. Ltd., Angang New Steel Co. Ltd., Fushun Xinfu Steel & Iron Co. Ltd.;

• промышленности строительных материалов: новая структура промышленности формируется, опираясь на преимущества следующих предприятий: Shenyang Yuanda Enterprise Group, Ginde Plastic Pipe Industry Group, Panpan Security Industries Co. Ltd, Liaoning Donglin Reynaers Joint-Stock Co. Ltd, Zhongwang Holdings Ltd;

• высоких технологий: высокотехнологичные зоны городов Шэньяна и Аньшаня выступают в качестве основных «лучей», на которых будут развиваться отрасли новых и высоких технологий;

• глубокой переработки сельхозпродукции: базами для промышленности, осуществляющей глубокую переработку сельхозпродукции и для производства препаратов китайской фармации, ведения плантационного хозяйства должны стать г. Тэлин и восточные горные районы провинции Ляонин.

И, наконец, третий район — Северо-западный, в отношении которого принята стратегия «Прорыва Северо-Запада». В 2008 г. на этот район приходится всего 7,9 % ВВП, 1,5 % экспорта и 1,7 % использованных иноинвестиций Ляонина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство провинции Ляонин не ограничилось региональными проектами: была принята к исполнению политика оптимизации структуры экономики и повышения качества выпускаемой продукции. Разработана модель развития провинции, состоящая из следующих звеньев: «крупные проекты — промышленные цепочки — промышленные группы (кластеры) — промышленные базы». Около 200 мировых ТНК уже инвестировали средства в провинцию Ляонин. 30 ТНК имеют свои штаб-квартиры и научно-исследовательские центры в Шэньяне и Даляне, поэтому экономика городов формируется во многом за счет предприятий ТНК с передовыми технологиями, что также поддерживает малые и средние предприятия провинции, обеспечивая их заказами на необходимые узлы и детали. Создание такого рода промышленный цепей повышает эффективность бизнеса, что, в свою очередь, вызывает новый приток иностранных инвестиций, которые «ведут за собой» передовые технологии, необходимые для создания ключевых промышленных кластеров.

Рассмотрим ведущие отрасли промышленности, которые, по мнению руководства провинции, должны ориентироваться на экспорт продукции.

Сырьевая промышленность опирается на имеющиеся в провинции ресурсы и построенные в последние годы крупные нефтехимические комплексы и предприятия по производству новых основных материалов. В ближайшее время вдоль Бохайского залива будут сооружены 7 нефтехимических баз и 2 нефтехранилища государственного значения. Появится возможность производить переработку хранящейся в них сырой нефти в этилен, синтетические и органические материалы, при этом будет поощряться создание масштабных, современных производственных объектов. В портовых городах Далянь, Инкоу, Цзиньчжоу, Хулудао строятся крупные нефтехимические индустриальные парки, планируется создание 8 новых баз по производству основных материалов. Основной упор делается на производство

высокотехнологичных материалов с высокой добавленной стоимостью, применяемых в судостроении и изготовлении промышленного оборудования.

Выпуск промышленного оборудования. В ближайшее время планируется превратить провинцию Ляонин в одну из крупнейших в мире судостроительных и судоремонтных баз. Так, в 3 городах — Даляне, Цзиньчжоу и Хулудао строятся судостроительные заводы, в них же, а также в Инкоу создаются базы по производству судового оборудования. Все это необходимо для ускоренного развития производственного кластера, отвечающего требованию «производство — комплектация — ремонт». В Даляне и Инкоу строятся ремонтные базы, сориентированные на поддержание и обслуживание зарубежных грузовых и рыболовецких судов.

С целью реорганизации и реструктуризации провинциальной промышленности, выпускающей индустриальное оборудование, увеличения ее масштабов и повышения международной конкурентоспособности необходимо привлекать крупных стратегических партнеров, к которым следует отнести, прежде всего, следующие компании10:

• китайские:

— Shenyang Mining Machinery Group Co. Ltd;

— China State Construction Engineering Corporation;

— Shenyang Heavy Machinery Group Co. Ltd.;

— China National Materials Group Corporation Ltd.;

— Dalian Bingshan Group Co. Ltd.;

— China Metallurgical Group Corporation;

— Shenyang Electric Motor ^. Ltd.;

— China Nonferrous Metal Mining (Group) Co. Ltd.;

— NFC Shenyang Metallurgy Machinery Co. Ltd.;

— Beijing Sevenstar Science & Technology Co. Lt;d.

— Wafangdian Bearing Group Corporation;

• японские:

— Mitsubishi Motor Corporation;

— Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co.Ltd;

— SANYO Electric Group;

• корейская:

— Hyosung Group.

Одним из основных направлений экономики Ляонина является производство высокотехнологичной продукции: от его дальнейшего развития зависит и рост экономического потенциала региона, и его экономический статус. Достаточное условие успеха — наличие обширного рынка сбыта и трудовых ресурсов, необходимое — использование самых современных технологий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. В провинции создаются условия по привлечению инвестиций мировых ТНК с целью разработки совместных проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрению современных технологий. При этом предпочтение отдается компаниям, стремящимся создать на территории провинции исследовательско-внедренческие структуры. В Ляонине намерены сосредоточить внимание на развитии электронной и информационной промышленности, современных фармацевтической и биофармацевтической промышленности, альтернативной энергетики, на производстве новых материалов.

В ближайшие годы сфера современных услуг провинции будет развиваться по следующим направлениям:

• совершенствование сектора финансовых услуг, для чего ведутся переговоры с финансовыми структурами Японии и Южной Кореи. Некоторые из них уже создали филиалы и представительства в Шэньяне, Даляне и Аньшане. Помимо этого в провинции открываются филиалы зарубежных банков и страховых фирм. Изыскиваются способы более активного привлечения зарубежных финансовых структур в г. Шэньян: поощряется предоставление финансовых услуг для предприятий малого и среднего бизнеса в виде венчурного капитала, услуг по трансферту денежных средств, финансированию проектов, созданию инвестиционных фондов, созданию систем и филиалов международных финансовых структур, и др.;

• дальнейшее внедрение зарубежных методов ведения бизнес-услуг, прежде всего торговли. В этой связи в Шэньян, Далянь и другие города с развитой системой оптово-розничной торговли поощряется привлечение иноинвестиций с целью изучения «философии» и методологии маркетинга, содействия продвижению и адаптации международных механизмов и моде-

лей торговли — всё это необходимо для совершенствования системы торговых услуг провинции и приведения их в соответствие мировым стандартам;

• осуществление мероприятий, способствующих капиталовложениям со стороны международных компаний, специализирующихся на финансовом и юридическом консалтинге, информационных технологиях, осуществляющих оценку и консультации по связанным с этим вопросам; особый интерес провинция испытывает к развитию международного сотрудничества с зарубежными фирмами, специализирующимися на подготовке и обучении специалистов с профессионально-техническим, средним и высшим образованием;

• поощрение создания совместных предприятий, занимающихся аудиторской и адвокатской деятельностью;

• активизация работы по привлечению в провинцию ТНК, специализирующихся на исследовательских изысканиях регионального уровня и открывающих центры промышленного дизайна;

• углубление сотрудничества со специалистами выставочной индустрии Сянгана. Сянганские фирмы, занимающиеся выставочной деятельностью, открывают в провинции свои офисы и организуют совместные выставки, что в конечном итоге должно привести к повышению статуса и уровня выставок, проводимых провинцией;

• создание 10 логистических торгово-распределительных центров, 40 логистических распределительных цепочек, 40 профессиональных логистических и дистрибьюторских компаний.

Для «втягивая во внешнеэкономическую орбиту» отсталого северо-западного района в провинции активно проводится работа по развитию экспортно ориентированного сельского хозяйства, для этого используются уникальные ресурсные возможности и выгодное географическое положение провинции, которые способствуют росту объемов производства мяса скота и птицы, морепродуктов, фруктов, овощей и иной сельхозпродукции. Уже сегодня Ляонин является одной из лидирующих китайских провинций по экспорту морепродукции (график 3).

Годы

График 3. Экспорт аквапродукции. Источник: построено по данным Ляонин

цзинцзи няньцзянь.

Руководство провинции намерено создать систему поддержки экспорта сельхозпродукции. С этой целью предпринимаются следующие шаги:

• создается механизм раннего оповещения о ситуации на мировом рынке сельхозпродукции. В этих целях проводится работа в области консультирования и проработки вопросов по следующим направлениям: развитие подотраслей сельского хозяйства, совершенствование производства и переработки сельхозпродукции на экспорт, оказание технической поддержки экспорта, профессиональное обучение специалистов;

• активизируется работа, направленная на строительство баз экспорта сельхозпродукции, оказывается поддержка крупнейшим предприятиям, осуществляющим экспорт, проводятся мероприятия, способствующие повышению качества и безопасности продукции и приведению ее в соответствие международным экологическим стандартам и иным международным нормативам. Для роста конкурентоспособности сельхозтоваров провинции на мировом рынке внедряются современные технологии агрономии и производства;

• совершенствуется система земледелия и осуществляется реформирование системы управления с целью продвижения сельскохозяйственной продукции провинции на международные рынки, повышается качество подготовки специалистов и

управления отраслью, что будет способствовать повышению уровня внедрения инноваций в сельское хозяйство региона;

• растут темпы использования иностранного инвестиционного капитала в сельском хозяйстве, проводится работа по улучшению инвестиционного климата с целью привлечь не только финансовые, но и технологические иностранные инвестиции в отрасль;

• создаются благоприятные условия и вводятся поощрительные меры для предприятий, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции, экспортируемой за рубеж.

В целях продвижения экономических реформ и для расширения международных связей руководство провинции планирует вкладывать значительные финансовые средства в развитие базовой инфраструктуры.

Используя преимущества географического положения высокоурбанизированных районов, расположенных вдоль побережья моря и реки Ляохэ, а также близ государственной границы, провинция намерена ускоренно развивать портовую инфраструктуру, что самым положительным образом скажется на экономике всего прибрежного пояса. Руководство провинции поощряет привлечение инокапитала для строительства крупных инфраструктурных объектов, таких, как скоростные дороги провинциального уровня, крупные водохранилища, доки и пирсы, аэропорты, инфраструктура для общественного транспорта, мосты, тоннели. Кроме того приветствуется вложение иностранного капитала в развитие коммунальных объектов — дорог, трубопроводов, сооружений для очистки сточных вод, мест стоянки общественного транспорта, в строительство новых и реконструкцию старых транспортных узлов и развязок, сооружение объектов га-зо- и водоснабжения.

В провинции рассматриваются различные формы иноинвестиций, к примеру, франшизы, что может стимулировать конкуренцию на рынке, способствовать полной либерализации инвестиционного рынка и дальнейшей диверсификации инвестиций.

За 30 лет проведения реформы экономической открытости провинция Ляонин в вопросе привлечения иноинвестиций добилась значительных результатов. Так, в период 1982—2008 гг. в

провинции было использовано прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на общую сумму 64,79 млрд долл., было утверждено порядка 39 тыс. проектов, при этом если в 1982 г. объем фактически использованных иноинвестиций составлял лишь 380 тыс. долл., то в 2008 г. этот показатель достиг 12,02 млрд долл. Ляонин занял 3-е место среди провинций КНР после Цзянсу и Гуандуна. Только с 2003 по 2008 г., т. е. в период реализации программы возрождения старой промышленной базы, всего за 6 лет, сумма инвестиций составила 41,68 млрд долл., было утверждено

11 685 инвестиционных проектов, 2035 из которых — на сумму свыше 10 млн долл. каждый11.

На начальном этапе география стран, из которых направлялись основные инвестиции, была «скромна» — Гонконг (впоследствии Сянган), Япония, РК и США, но уже в 2001 г. она расширилась до 30 государств.

Как видно из диаграммы (график 4) на долю четырех основных стран-инвесторов — Гонконга, Японии, РК, США — в 1998 г. приходилось 77,5 % общего объема фактически использованных прямых иностранных инвестиций, а в 2008 г. — 72,5 %. Правда, следует оговориться, что доли Гонконга (Сянгана) и Республики Кореи значительно возросли, а Японии и США сократились в 2 раза.

□ Гонконг □ Тайвань [3 Япония □ Сингапур □ РК

1 США □ Страны ЕС □ Канада ■ Прочие

График 4. Доля зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями по странам и регионам. Источник: построено на основании данных Ляонин цзинцзи няньцзянь 1999, 2009.

В настоящее время провинция проводит работу по расширению каналов привлечения иностранных капиталовложений и стимулированию различных способов инвестирования, а также по регулированию инвестиционной деятельности для повышения степени эффективности использования зарубежных вложений. Здесь главным направлениями работы являются:

• оптимизация структур промышленности и выпускаемой продукции, организация промышленного производства для крупномасштабного накопления и оптимизации ресурсов в целях интенсивного роста иностранных инвестиций в провинции;

• реорганизация и преобразование государственных предприятий путем их слияния с ТНК. В порядке преобразования крупных и средних государственных предприятий предусматриваются различные формы иностранного участия — контроль за использованием вложенных инвестиций, долевое участие в акционировании, покупка предприятий. Приобретение иностранными компаниями предприятий провинции может оптимизировать структуру внешних инвестиций;

• полномасштабное задействование рыночных механизмов и конкурентных преимуществ провинции, для чего необходимо ускорить процесс привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичные сферы, поощрять создание транснациональными компаниями в Ляонине штаб-квартир, научно-исследовательских центров, центров закупок. Укреплять стратегическое партнерство с ТНК по вопросам сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, комплексном использовании природных ресурсов, разработке новых продуктов и в других сферах;

• в процессе реформирования структуры промышленности необходимо ускорение развития высокотехнологичных отраслей совместно с ТНК. Следует осуществлять «поглощение» ключевых мировых технологий, что будет содействовать становлению в провинции высокотехнологичных отраслей (электронно-информационной, биоинженерии, мехатроники, производства новых материалов, судостроения), которые впоследствии станут новым «промышленным столпом» экономики Ляонина;

• постепенно «впускать» ТНК из списка пятисот крупнейших для развития глобального сетевого маркетинга. Опираясь

на инвестирование предприятий провинции международными ТНК, формируются новые рыночные промышленные цепи, способствующие повышению степени открытости экономики и повышению качества продукции, выпускаемой частными предприятиями, что в свою очередь ведет к росту их конкурентоспособности на мировом рынке;

• предоставление внешнему миру современного комплекса услуг, с этой целью поощрять создание иностранных банков, совместных с иностранными компаниями предприятий, туристических агентств, страховых компаний в городах — Шэньяне, Даляне, Аньшане и в других открытых городах провинции;

• содействие инвестированию ТНК в развитие телекоммуникационных услуг — в телекоммуникационные компании и высокотехнологичные предприятия, производящие информационные технологии;

• создание совместно с иностранными инвесторами и специалистами в области среднетехнического образования различных типов профессионально-технических училищ;

• ускорение строительства за счет иностранных инвестиций 20 сельскохозяйственных баз по выращиванию различных видов агропродукции на экспорт;

• создание аудиторских, юридических, бухгалтерских фирм и иных посреднических агентств, способствующих развитию современной индустрии услуг в провинции Ляонин;

• в связи с модернизацией бюджетной и налоговой политики активно привлекать иностранные инвестиции для участия в разработке программного обеспечения, в трансграничном аутсорсинге, в оказании логистических услуг и др.;

• поощрение использования иностранных инвестиций для развития альтернативных отраслей промышленности в городах, исчерпавших свои ресурсы;

• ввод разумных ограничений на исполнение проектов, имеющих высокие показатели энергопотребления, низкий технологический уровень, загрязняющих окружающую среду, поскольку внутренний рынок уже насыщен подобными проектами;

• укрепление местного самоуправления в целях привлечения иноинвестиций, образования новых рабочих мест, введения

в оборот экстенсивно используемых земель, заимствованных технологий; наложение ограничений на потребление ресурсов, соблюдение норм по охране окружающей среды и других показателей. Для этого необходимо создать научную концепцию развития комплексной системы оценки использования иностранного капитала;

• увеличение в 2 раза объема инвестиций из Сянгана, Японии, РК, США и других стран, расширение импорта капитала ЕС, Австралии и Канады в провинцию Ляонин путем увеличения объемов товарооборота, совершенствования инвестиционной деятельности и с помощью других мер.

Для выхода на зарубежные рынки руководством провинции выделяются специальные средства и осуществляется целенаправленная поддержка политики разработки торговых марок (брендов) экспортируемой продукции. Эти мероприятия проводятся с опорой на ключевые предприятия провинции. К приоритетным товарным группам отнесены электротехническая, текстильная и сельскохозяйственная продукция, именно в этих отраслях необходимо провести высокотехнологичные преобразования с целью создания новых брендов.

Для ускорения процесса внедрения провинциальных новых торговых марок разрабатывается документ «Руководящее мнение по вопросам развития известных экспортных марок продукции провинции Ляонин», создаются специальные фонды, которые будут поддерживать создание новых экспортных марок провинции. Уже сегодня провинциальное руководство активно осуществляет меры по обеспечению продвижения независимых марок торговой продукции за рубеж. С этой целью предусмотрено:

• упростить процедуру оформления экспортных и импортных лицензий, прохождения таможенного оформления, карантинного контроля;

• прорабатывается действие механизма возврата налогов по экспортным операциям;

• предприятиям, производящим известные марки продукции, участвующим в зарубежных выставках, выделять площади на китайских стендах.

Так, к примеру, «платформой» для внедрения брендов высокотехнологичных экспортных товаров в области программного обеспечения должна стать Китайская международная выставка программного обеспечения, «центром» научных разработок должна быть Национальная база экспорта программного продукта в г. Даляне. Необходим «альянс» производителей программного обеспечения Шэньяна, Даляня, Аньшаня, с этой целью создается первая в КНР база по научно-технической разработке, внедрению, производству и экспорту программного обеспечения12.

Продвижение Ляонином собственных торговых марок будет затруднительно, если в короткие сроки не оптимизировать структуру и режим внешней торговли. Прежде всего, рассмотрим изменения, которые уже произошли в структуре экспорта и импорта провинции в ходе проведения экономических реформ.

Следует отметить, что с момента образования КНР и до 1960-х годов основной специализацией Ляонина являлось производство сельскохозяйственной продукции и продукции тяжелого машиностроения, с начала 1960-х и до начала 1970-х годов — производство сельхозпродукции. Постепенно, с началом проведения экономических реформ и увеличением притока иноинвестиций экспорт стал пополняться новыми статьями, прежде всего продукцией легкой промышленности. Так, в 2001 г. доля текстильной продукции в экспорте провинции достигла 36 %, основу этой товарной группы составляли хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Экспорт сельскохозяйственной продукции провинции в этот период был представлен растительными маслами, арахисом, замороженным мясом, курами и морепродуктами.

Помимо этого, постепенно увеличивался экспорт маттти-но-технической и электронной продукции. Так, в 2001 г. он составил 4,030 млрд долл. (36,6 % суммарного экспорта), а экспорт высокотехнологичной продукции — 1,750 млрд долл. (15,9 %), в 2008 г. доли электротехнической продукции и высокотехнологичных товаров составила в экспорте провинции 38,1 и 10 % соответственно. Наиболее динамичный рост экспорта отмечался по следующей продукции машино-технической группы: судам,

График 5. Структура экспорта провинции Ляонин в 2009 г. Источник: иИЬ: http://shenyang.customs.gov.cn.

автомобилям, запчастям к автомобилям, телевизорам, электромоторам, генераторам, станкам.

В отношении основных групп импортируемых товаров прослеживалась следующая тенденция: в 1980-е годы наблюдался стабильный рост всех статей импорта, для 1990-х годов характерен стремительный рост импорта промышленной продукции, а в настоящее время отмечается сокращение импорта продукции первичной переработки и непрерывный рост импорта группы промышленных товаров.

В 1990-е годы лидирующее положение среди импортируемых товаров занимали: оборудование и транспортные средства, текстильные изделия, резинотехническая продукция, минеральные ресурсы. В частности, провинция импортировала легковые и грузовые автомобили, грузовые суда и другие виды транспортных средств, сталь, станки, чугун, резину и проч., помимо этого из-за рубежа завозились холодильники, цветные телевизоры, магнитофоны и запасные части к ним.

При этом если в первые годы реформы импортировались в основном отдельные наименования оборудования, то постепенно провинция перешла к импорту производственных линий и дорогостоящего современного оборудования для модернизации предприятий старой промышленной базы.

В настоящее время «главой дракона» является именно экспорт провинции: за счет него происходит стремительное развитие экономики, но в тоже время осуществляются меры по оп-

тимизации регионального потребления, налаживается его упорядоченность и сбалансированность, т. е. можно сказать, что структура экспортно-импортных операций становится более зрелой.

31%

26%

28%

□ Соевые бобы

□ Молибденовая руда Ш Железная руда

ЕЗ Сырая нефть

□ Механич. и алектротехн. продукция [3 Аквапродукция

■ Прочее

График 6. Струтура импорта провинции ляонин в 2009 г. Источник: иЯЬ: http://shenyang.customs.gov.cn.

В целях дальнейшей оптимизации структуры экспортно-импортных поставок и повышения эффективности внешнеэкономической сферы в провинции проводятся мероприятия в рамках стратегии «торговля — качество продукции — технология — наука»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• планируются меры по защите прав интеллектуальной собственности на экспортируемую высокотехнологичную продукцию, в экспорте данной группы должны преобладать известные местные торговые марки с высокой добавленной стоимостью;

• намечается введение контроля за эффективностью использования ресурсов, потреблением энергии, воды, за степенью загрязнения предприятиями окружающей среды при производстве экспортируемой продукции;

• внедряются поощрительные меры в отношении фирм, импортирующих современные технологии и оборудование, которых провинции недостает;

• планируется постепенное увеличение объемов торговли услугами в экспортно-импортных операциях;

• поддерживаются и поощряются зарубежные холдинги, работающие в сфере торговли, а также осуществляются меры,

способствующие повышению конкурентоспособности экспортно ориентированных предприятий Ляонина;

• намечается внедрение механизмов разрешения торговых трений и споров, а также системы раннего предупреждения нестабильности цен на мировых рынках в целях повышения способности экономики провинции противостоять рискам, возникающим в ходе ведения внешнеэкономической деятельности;

• предусматривается осуществление финансовой поддержки и совершенствование экспортной политики, акцент должен быть перенесен на создание системы страхования экспортных кредитов;

• планируется использование финансовых средств для поддержания экспорта провинции, ежегодно выделяемых властями из местного бюджета;

• намечено создание стабильного специализированного механизма, осуществляющего процесс возврата экспортных пошлин;

• предполагается использование средств создаваемых фондов в целях продвижения экспортной продукции малых и средних предприятий при их выходе на международный рынок и смягчения международной конкуренции.

Помимо вышеперечисленных систем защиты и поддержки, производителям предлагаются новые мобильные и, зачастую, менее затратные и более эффективные методы ведения внешнеэкономических операций. Так, к примеру, малые и даже средние производственные компании не в состоянии участвовать в зарубежных выставках и открывать представительства в других государствах: соответствующие издержки могут значительно повысить себестоимость выпускаемой продукции, что снизит ее конкурентные преимущества на мировых рынках. В этом случае на помощь предприятиям приходят посреднические фирмы, для них создаются торговые сайты, а также активизируется выставочная деятельность в рамках самой провинции.

В развитии экономики провинции и ее внешней торговли заметную роль играют посреднические организации. В настоящее время создается сеть профессиональных посреднических организаций, которые будут заниматься информационной деятельностью, международной сертификацией, разрешением коммерче-

ских споров и т. п., то есть осуществлять координацию делового поведения бизнесменов, стандартизацию рыночных порядков, способствовать выходу на международный рынок продукции провинциальных предприятий, защищать корпоративные интересы и др.

Планируется ускоренными темпами развивать электронную коммерцию: улучшать сервисные функции сайтов электронной коммерции, обеспечивающих предприятия заказами, организовывать оперативную и достоверную систему он-лайн торговли с целью захвата доли международного рынка. Именно эта форма торговли в автоматическом режиме через Интернет может привлечь инвестиции и станет основой для поиска новых форм сотрудничества с зарубежными предпринимателями, что повлечет за собой рост внешнеторгового товарооборота.

Для продвижения фирменных товаров в провинции создается MICE-индустрия13, что улучшит инвестиционный климат и повысит конкурентоспособность городов, где проводятся соответствующие мероприятия. В провинции Ляонин организуются десятки выставок, три из них имеют общегосударственный статус, но, к сожалению, их влияние и значимость до сих пор невелики. Провинция Ляонин ежегодно принимает участие в 20 мероприятиях, проводящихся одним из лидеров мировой выставочной деятельности компанией Hong Kong Exhibition & Convention Industry Association; на эти цели провинцией тратятся миллиарды юаней. Для того, чтобы стимулировать и развивать MICE-индустрию, совместно с Hong Kong Exhibition & Convention Industry Association провинцией было создано СП, отделения которого откроются в городах Ляонина с целью привлечения выставочных компаний из Сянгана для проведения выставок и конференций, а также с целью изучения передового опыта. В результате должен повыситься статус местных и качество проведения общегосударственных выставок, а также улучшиться работа международных выставочных комплексов г. Шэньян и Далянь.

Еще одной немаловажной задачей, вставшей перед экономикой провинции в период кризиса, является диверсификация рынков.

Хотя провинция Ляонин в настоящее время поддерживает торгово-экономические отношения со многими регионами и государствами мира, главными ее партнерами по-прежнему остаются развитые страны и новые индустриальные страны (НИС) (график 7). Так, в 1990-е годы тремя ключевыми партнерами провинции были Япония, США, Гонконг (с 1997 г. — Сянган), в настоящее время Сянган сменила Республика Корея.

Япония является для Ляонина наиболее важным торговым партнером: на ее долю в течение многих лет приходилось в среднем 33 % суммарного годового товарооборота провинции, но год от года этот показатель менялся: от 37 % в 1996 г. до 20 % в 2008 г.

Статистика наглядно свидетельствует о тенденции к диверсификации географического распределения торговых партнеров Ляонина. Так, если 1996 г. доля 10 крупнейших контрагентов провинции составляла 80 % внешнеторгового оборота, то в 2006 г. она снизилась до 60 %; в то же время роль и значение 3 ведущих стран-партнеров также показала тенденцию к уменьшению: если в 1998 г. на них приходилось 60 % товарооборота, в 2006 лишь 45 %, а в 2008 г. — менее 40 %.

Руководство провинции полагает, что до сих пор не использованы преимущества географического положения Ляонина: необходимо создать условия для развития приграничной торговли в районе Даньдун на границе с КНДР.

Власти провинции считают приоритетным внешнеэкономическое сотрудничество со следующими странами и регионами мира.

Сингапур. Необходимо в полной мере задействовать механизм «Сингапурско-ляонинского торгово-экономического совета» (8ЬЕТС), расширять сотрудничество с Сингапуром в таких областях, как финансы, образование, логистика, портовое хозяйство, туризм, охрана окружающей среды, транспорт, СМИ и др., укреплять всестороннее взаимодействие с Сингапуром в районах порта острова Чансин, прибрежной промышленной базы в Инкоу, внутреннего речного порта г. Шэньян.

ОАР Сянган и ОАР Аомынь (до 1999 г. — Макао). В ближайшие годы состоится открытие представительств Сянгана и Ао-

Основные внешнеторговые партнеры провинции Ляонин в 1993 г.

Япония США Гонконг РК

Сингапур РФ

Германия КНДР

О 5 10 15 20 25 30

млн долл.

ЕЭ Импорт □ Экспорт

Основные внешнеторговые партнеры провинции Ляонин в 2008 г.

Япония

РК

США

Германия

Сингапур

Австралия

РФ

Бразилия

Сянган

Нидерланды

Индонезия

Италия

КНДР

0 25 50 75 100 125 150

млн долл.

График 7. Основные внешнеторговые партнеры провинции Ляонин. Источник: построено по данным Ляонин цзинцзи няньцзянь 1994, 2009.

мыня в Ляонине и соответственно Ляонина в этих особых административных района КНР. Существуют планы по организации совместных торгово-инвестиционных ярмарок (выставок), главная цель которых содействовать развитию сотрудничества на уровне малого и среднего бизнеса, руководствуясь положениями

чтг//л : I ; ' ; ; ;

! ! ! ! !

ш 11 ! ! ! ! !

777т ■ ■ ■ ■ ■

Я I

'Л-А

Соглашения о тесном экономическом партнерстве между материковым Китаем и Сянганом14, активизировать импорт продукции из Сянгана, создать на территории провинции розничные торговые предприятия со 100 % сянганским капиталом, а также Координационную группу, отвечающую за развитие сотрудничества в области туризма между провинцией Ляонин и ОАР Сянган; интенсифицировать взаимодействие в финансовой сфере и др.

Тайвань. Имеется большое сходство в направлениях развития современных отраслей на Тайване и в провинции Ляонин. В списке «100 крупнейших фирм Тайваня» преобладают предприятия, выпускающие 1Т-продукцию и новые материалы, которые реализуются и в Азии, и во всем мире. В течение последнего десятилетия провинции Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун и город Шанхай привлекают крупнейших тайваньских инвесторов, входящих в список «Ста крупнейших», но только немногие из них «пришли» в провинцию Ляонин. При этом и количество, и объемы инвестиций, и их качество до сих пор невысоки. На ближайшие годы перед провинцией поставлены задачи привлечения капитала крупнейших тайваньских фирм, а также ускорения процесса по созданию на территории Ляонина 3—5 особых «индустриальных парков» на базе тайваньского капитала.

Страны АСЕАН. Сотрудничество между провинцией и АСЕАН является эффективной платформой для ведения свободной торговли в регионе, осуществляется оно под четким контролем местных властей провинции. Создана координационная группа, отвечающая за экспорт продукции в страны Ассоциации, КНР планирует осуществлять стратегию «выхода вовне» в виде инициации толлинговой торговли.

КНДР, Камбоджа, Россия и страны СНГ. Используя территориальную близость, Ляонин расширяет и укрепляет торгово-экономическое сотрудничество с КНДР, намечается строительство Промышленно-торговой миссии провинции Ляонин в Северной Корее. Существуют планы по строительству на территории Камбоджи торгово-экономической зоны, в которой будут расположены предприятия текстильной промышленности. Про-

винция намерена расширять торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ и, в особенности, с РФ, Казахстаном и Украиной в целях углубления кооперации в нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, а также в области аквакультуры и сельского хозяйства.

Страны Африки и Латинской Америки. В этом направлении надежды возлагаются на малый и средний бизнес. С целью изучения потенциала этих стран необходимо ежегодно принимать участие в региональных тематических выставках. Для повышения эффективности сотрудничества следует на уровне правительства провинции создавать специальные торговые структуры, в которых участвовали бы посреднические организации и предприятия-производители.

Помимо внешнеэкономических процессов, происходящих в границах «собственно» Ляонина, провинция постоянно идет «вовне». Проведение стратегии «выхода вовне» включает в себя несколько направлений, среди которых наиболее важные:

• продвижение новых торговых марок продукции с высокой добавочной стоимостью;

• приобретение за рубежом месторождений природных ресурсов;

• экспорт трудовых ресурсов;

• «покупка» («найм») зарубежных высококвалифицированных технических специалистов и ученых для развития современных высокотехнологичных отраслей;

• создание в оффшорах и других государствах производственных баз, научно-исследовательских центров с целью развития собственных маркетинговых сетей.

В настоящее время в рамках стратегии «выхода вовне» китайское центральное и провинциальное руководство активно поощряют передовые предприятия, выходящие на мировой рынок. Основные инвестиции провинции за рубежом должны быть нацелены на импорт энергетических и иных и минеральных ресурсов, а для эффективного их использования необходимо осваивать современные технологии и оборудование, изучать опыт развитых стран в вопросах управления и организации производства, рационального использования ресурсов. Ляонин намерен

оказывать поддержку своим конкурентоспособным предприятиям, осуществляющим приобретение иностранных компаний или слияние с ними, покупающим на бирже акции зарубежных предприятий. Особый интерес проявляется к возможности доступа к передовым технологиям и «покупке» квалифицированных и талантливых инженерно-технических кадров. В проводимой стратегии «выхода вовне» приоритет отдается крупным компаниям провинции, акцент в настоящее время должен быть перенесён на строительство ими предприятий за рубежом, сотрудничество по контрактам на подрядные работы, предоставление ими трудовых услуг, а также экспорту промышленного и строительного оборудования для «сопровождения» подрядных работ.

Для успешного «выхода вовне» предприятий малого и среднего бизнеса необходимо вложение инвестиций. Предлагается активнее использовать посреднические агентства, к примеру, иностранные консалтинговые фирмы, которые могут оказать малым и средним фирмам поддержку в процессе «выхода вовне»: проводить исследование рынка, предоставлять информацию о политике того или иного государства, финансировать проекты.

В настоящее время перед бизнесом Ляонина ставится задача ускоренного продвижения конкурентоспособных отраслей промышленности на рынки ЮВА, Ближнего Востока, Африки, СНГ и Латинской Америки с целью инвестирования в долгосрочные и дорогостоящие проекты совместными усилиями банков, промышленных предприятий, внешнеторговых организаций, управления геологии, транспортных компаний и других ведомств провинции. Планируется создавать объединенные холдинги и инвестиционные компании, которым будет легче участвовать в крупных проектах, главным образом, в освоении и добыче стратегических природных ресурсов: нефти, цветных металлов и пр. Следование такой политике должно привести к повышению экономического потенциала провинции и стать стимулом для развития Ляонина, то есть появится реальная возможность в кратчайшие сроки построить «Китайскую (ляонинскую) зону торгово-экономического сотрудничества» за пределами страны.

Активизация экономической деятельности провинции за рубежом тесно связана с вопросом экспорта трудовых ресурсов.

Успех проведения экономической реформы напрямую связан с развитием сотрудничества с зарубежными странами в сфере труда, которое предоставит возможности по:

• трудоустройству избыточного населения с целью снижения социальной напряженности;

• обучению низкоквалифицированной, по сравнению с европейской и американской, рабочей силы на зарубежных объектах с целью обретения опыта и повышения квалификации;

• созданию дополнительного источника иностранной валюты для страны;

• продвижению китайских экономических и иных интересов за рубежом.

С началом осуществления стратегии «выхода вовне» и особенно со вступлением КНР в ВТО, выполнение подрядных работ за рубежом и вывоз рабочей силы провинции вступили в новый этап (график 8). Так, в 2001 г. было подписано контрактов на выполнение подобных работ на общую сумму 470 млн долл., что в 2,2 раза больше чем в 1993 г. По этим контрактам было привлечено 42 тыс. человек, что также в 2,2 раза больше чем в 1993 г. Если в 1983 г. провинция подписала контрактов на выполнение за рубежом подрядно-строительных работ и предоставление трудовых услуг на общую сумму 4,36 млн долл., то в 2008 г. этот показатель составил уже 2,6 мдрд долл. (ежегодный прирост — 38,9 %). При этом в 1983 г. объем выполненных работ

График 8. Экспорт трудовых ресурсов провинции Ляонин, тыс. человек. Источник: построено по данным иЯЬ: http://www.ln.gov.cn.

составил 590 тыс. долл., а в 2008 г. — 1,11 млрд долл. (ежегодный прирост — 33,6 %). В 1983 г. за рубежом в подобных работах приняло участие 20 рабочих, а в 2008 г. — 90 тыс. (среднегодовой прирост — 38,2 %)15.

В провинции эффективно используется возможность экспорта трудовых услуг. Если ранее он был затруднителен ввиду отсутствия специалистов во многих областях, то в последние годы промышленность провинции активно развивается и появляются высококлассные специалисты, спрос на которых неуклонно растет. Так, в 10-й пятилетке (2001—2005 гг.) сумма контрактов на подрядные работы за рубежом и по предоставлению трудовых услуг составила 2,66 млрд долл., количество привлеченных рабочих достигло 285 тыс. (0,001 всех рабочих провинции), и по сравнению с 9-й пятилеткой прирост составил 41 % и 102 % соответственно16.

Для расширения присутствия трудовых ресурсов Ляонина на зарубежных рынках планируется:

• использовать преимущество высокой численности трудовых ресурсов, которое имеет провинция, при этом организованно управлять экспортными потоками этих ресурсов;

• проводить мероприятия по дальнейшему укреплению отношений с правительствами главных стран — импортеров трудовой силы Ляонина, а также неправительственными организациями, местными и зарубежными предприятиями;

• выявить потенциал сотрудничества на традиционных рынках поставки провинцией трудовых ресурсов — в Японии, РК, Сингапуре и других странах, расширять масштабы и сферы сотрудничества в области трудовых ресурсов, осваивать новые рынки экспорта рабочей силы, в том числе в США, в европейские страны;

• укреплять связи с развитыми провинциями юго-восточного побережья страны для создания условий по расширению сотрудничества в области трудовых ресурсов;

• активизировать работу по подготовке и обучению квалифицированной рабочей силы. Для решения вопроса повышения качества и международной конкурентоспособности трудовых ресурсов провинция строит учебную базу, специализирующуюся

на подготовке специалистов и повышении квалификации, укреплении профессиональных навыков и адаптивном тренинге экспортируемых рабочих. В провинции стремятся добиться того, чтобы услуги по поставке трудовых ресурсов за рубеж стали брендом Ляонина.

Помимо обычного экспорта рабочей силы, провинция увеличивает количество контрактов на подрядные работы в следующих форматах:

• BOT (Build — Operate — Transfer)17;

• контракт ЕРС (engineering, procurement, construction — инжиниринг, поставки, строительство), под которым понимается договор на строительство «под ключ» с фиксированной (паушальной) ценой («lump sum»)18;

• PMC (Project Management Contractor — подрядчик по управлению проектом).

С начала 2000-х годов в связи с повышением технологического уровня производства в провинции количество проектов по подрядным работам за рубежом с использованием собственных технологий и оборудования увеличивается. Так, уже не один год провинция наряду с экспортом трудовых ресурсов продвигает как дополнительную услугу использование продукции собственного машиностроения. Поскольку зачастую китайским фирмам сложно проникнуть на рынки других стран со своей невысококачественной техникой, действуют следующим образом: при подписании контрактов на поставку трудовой силы и выполнение подрядных работ китайцы вынуждают заказчика оговаривать в договоре применение необходимого, по их мнению, оборудования того или иного производителя из КНР. В случае проявления недовольства со стороны заказчика используется тривиальная, но в значительной степени убедительная аргументация: китайские рабочие могут пользоваться только своей техникой, а дорогую иностранную они сломают, поскольку она сложная, а наши «высококвалифицированные» рабочие не умеют ее эксплуатировать. Таким образом заказчик трудовых услуг наносит своей стране двойной ущерб: во-первых, лишает трудовых мест коренное население страны, а, во-вторых, оставляет без заказов производителей собственного оборудования. Тем не

менее, в период 2000—2005 гг. Ляонин смогла экспортировать необходимое для осуществления работ комплексное оборудование на общую сумму в 1 млрд долл.

В настоящее время перед провинцией стоит задача расширить участие в подрядных работах в следующих отраслях зарубежной экономики: строительстве, базовых инфраструктурных проектах, в сфере транспорта, энергетики, связи. Для ее успешного решения Ляонин намерен осуществлять финансовое сопровождение контрактов по подрядам в виде льготных кредитов и иных механизмов.

* * *

В заключение хотелось бы сделать ряд выводов в отношении современного состояния внешнеэкономического сектора провинции Ляонин. В условиях проведения экономических реформ старая промышленная база провинции столкнулась с большим количеством проблем. Хотя на начальном этапе у провинции имелся ряд экспортных преимуществ, а именно, наличие традиционно сильного тяжелого машиностроения, за счет продукции которого (металлообрабатывающие станки, автомобили и подшипники) можно было бы значительно расширить экспортные потоки, но для успешного продвижения этой продукции на международный рынок требовалось реформировать крупные и средние госпредприятия, а для этого надо освоить азы рыночной экономики и, прежде всего, ее законы, провести модернизацию станкового парка. В связи с тяжеловесностью бюрократического аппарата министерств и ведомств время было упущено, а на восточном побережье (в провинциях Шаньдун, Цзянсу и Аньхой) появились сильные предприятия-конкуренты, которые сумели не только приобрести более современные станки и оборудование, но и провести маркетинг внутреннего и зарубежного рынков, в результате чего провинция Ляонин была вытеснена даже со своего традиционного внутрикитайского рынка. В последние 5—6 лет провинция, пытаясь наверстать упущенное, использует зарубежные инвестиции и технологии, которые способствуют осуществлению реформы госпредприятий, процессу оптимизации и модернизации структуры промышленности.

По-прежнему для провинции характерны значительные территориальные диспропорции в развитии экономики, поэтому одной из главных задач на ближайшее будущее является «сглаживание» этих противоречий и осуществление стратегии «Прорыва на Северо-Запад», направленной на всестороннее открытие экономики внугриматериковых уездов и городов для внешнего мира. Для этого выбраны следующие направления работы:

• быстрыми темпами осуществлять реформирование структуры инвестиций в сторону их увеличения в сельское хозяйство; необходимо сократить разрыв между «городом и уездом», порожденный «двойственной экономикой», в этом вопросе движущей силой должна стать программа возрождения старой промышленной базы Ляонина;

• проводить льготную политику в области финансирования промышленности, поощрять иностранное инвестирование в северо-западный район Ляонина, создавать условия для увеличения его объемов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществлять поощрение иноинвестиций, направленных на развитие сельского хозяйства и туриндустрии, а также мероприятия по охране окружающей среды;

• поощрять и привлекать иностранные инвестиции в города, где наблюдается «истощение ресурсов», для открытия предприятий по глубокой переработке продукции и создания альтернативных отраслей промышленности, активно способствовать преобразованию городов, в которых «исчерпаны ресурсы»;

• поощрять использование преимуществ экономики и промышленности экономически развитых районов провинции за счет создания анклавов и других форм за северо-западе Ляонина, что будет содействовать экономическому развитию района;

• перенести акцент на развитие животноводства, растениеводство, плодоводства, выращивание высококачественного риса, а также на осуществление специальной и глубокой переработки сельхозпродукции, создать базу по экспорту сельхозпродукции. Содействовать развитию «здорового» сельского хозяйства в районе, добиться открытия экономики района внешнему миру;

• в соответствии с линией на «обогащение приграничного населения» увеличить открытость восточных районов провинции, для чего ускорить темпы развития их инфраструктуры.

Ляонин, в отличие от соседей по Дунбэю, смог воспользоваться главным своим преимуществом — благоприятным ЭГП. Как известно, провинция обладает удобными гаванями и портами; для освоения этих территорий, создания прибрежного промышленного пояса и прибрежных промышленных парков привлекаются иностранные инвестиции с целью формирования экспортно-ориентированной экономики.

К 2007 г. был сформулирован и одобрен «План строительства приморского пояса провинции Ляонин», непосредственно связанный со стратегией «Пять точек на одной линии»: создание прибрежного экономического пояса, сориентированного, прежде всего, на привлечение иностранных инвестиций (главным образом из Японии и Республики Кореи), содействие развитию экспортно ориентированной обрабатывающей промышленности и толлинговой торговли. Помимо этого «пояс открытости» создан для поддержания связей с материковыми районами и глубинной интернационализации (глобализации) экономики провинции.

Кроме того, строительство новой приморской зоны развития должно оптимизировать работу расположенных там предприятий металлургии, нефтехимии, обрабатывающих отраслей, заводов по производству тяжелого оборудования. В связи с этим провинции будут передаваться технологии для тяжелой промышленности, планируется модернизация и технологическое перевооружение индустрии с целью создания производственной базы нового типа, содействующей развитию экономики и внешней торговли Ляонина.

Примечания

1 «Пять точек» включают в себя города и районы, расположенные по берегу Бохайского залива, — Даляньскую портовую промышленную зону роста, производственную базу Инкоу, приморскую экономическую зону

Цзиньчжоу (включает промышленную зону Цзпньчжоу и северную портовую промышленную зону Хулудао), а со стороны Желтого моря — технопарк Даньдуня и Даляньский индустриальный парк «Сад Чжуанхэ». URL: http://baike.baidu.com/view/962294.htm; http://news.xinhuanet.com.

2 URL: http://www.cycnet.com.

3 URL: http://www.port.org.cn.

4 Источник : [Датун чжэн бянь янь фа чжунсинь].

5 URL: http://www.china.com.cn.

6 URL: http://www.china.com.cn.

7 В 2009 г. на острове Чансин завершилось строительство крупнейшего в мире дока, длина которого достигает 460 м, ширина — 135 м, высота — 14,5 м. Док, предназначенный для сборки крупных судов и крупных морских конструкций, построен южнокорейской судостроительной корпорацией STX — четвертым по величине судостроительным предприятием мира. Строительство дока продолжалось более полугода, в нем можно одновременно сооружать два сверхкрупных танкера водоизмещением 320 тыс. т. Синьхуа. 03.07.2009.

8 URL: http://www.lnln.cn.

9 Ляонин цзинцзи няньцзянь 2009.

10 URL: http://www.35ln.com.

11 URL: http://www.ln.stats.gov.cn.

12 URL: http://www.35ln.com.

13 Индустрия встреч MICE является одним из двух секторов делового туризма наряду с корпоративной трэвел-индустрией. Аббревиатуру образуют первые буквы английских слов: M — Meetings (встречи), I — Incentives (поощрительные поездки), C — Conferences (конференции), E — Exhibitions (выставки). MICE формируется на базе индустрии «гостеприимства» и индустрии «творчества», хотя охватывает в рамках своей деятельности — все отрасли мировой экономики. В MICE-индустрии работают специалисты, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и сфере развлечений. Также отрасль привлекает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе, и, прежде всего, в области туризма, финансов, юриспруденции.

К основным задачам в MICE-индустрии относится организация отраслевого и межотраслевого сотрудничества на городском, региональном, межрегиональном и международном уровне. В то же время индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности от распространения и продвижения информации, разработки развлекательных программ до технического обеспечения встреч. Институциональное строение индуст-

рии встреч (MICE) можно разделить на 2 составляющие — обслуживающую и идейно-содержательную. Первая объединяет управляющие миллиардными бюджетами компании, обслуживающие встречи (транспортные и туристические фирмы), гостиницы, организаторов питания и места проведения (конгресс-выставочные комплексы и залы). Вторая включает малобюджетные компании или индивидуальных консультантов, непосредственных разработчиков содержания встреч. URL: http://ru.wikipedia.org.

14 Соглашения о тесном экономическом партнерстве (Closer Economic Partnership Arrangement, CEPA), в соответствии с которым около 1600 товаров сянганского происхождения, включая лекарства, пластмассовые изделия, одежду, продукты питания и напитки, могут беспошлинно поставляться в материковый Китай. Льготы, включая менее жесткие ограничения на владение акциями и размер бизнеса, менее жесткие требования к капиталу, предоставляются также квалифицированным сянганским поставщикам услуг в 44 секторах (включая юридические, банковские, аудиовизуальные, логистические и транспортные услуги). По данным на июнь 2010 г., 45,1 % компаний сферы услуг (565 из 1252), имеющих право на льготы по СЕРА, финансировались из стран за пределами Сянгана. URL: http://www.tid.gov.hk.

15 URL: http://www.ln.stats.gov.cn

16 URL: http://www.35ln.com.

17 Существует несколько схем концессионного девелопмента, наиболее распространенные из которых BOT (Build — Operate — Transfer), т.е. «строй — эксплуатируй — передай» и BTO (Build — Transfer — Operate), т.е. «строй — передай — эксплуатируй» и аналогичные им. В соответствии со схемами ВОТ и ВТО девелопер строит, вводит в строй и эксплуатирует объект недвижимости в целях возвращения инвестиций и получения прибыли в течение установленного договором срока.

Концессионный девелопмент базируется на договорах с государством, но сегодня вполне может иметь место так называемая коммерческая концессия, которая строится на принципе окупаемости затрат девелопера и получения прибыли от не принадлежащего ему объекта недвижимости. По договору концессионного девелопмента одна сторона (Девелопер-Концессионер) обязуется за свой счет создать и/или реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (Концеденту), осуществлять деятельность по эксплуатации объекта концессионного девелопмента, а концедент обязуется предоставить девелоперу права владения и пользования созданным объектом недвижимости для осуществления данной деятельности на срок, установленный соглашением. URL: http://www.cfin.ru.

18 EPC-подрядчик — это генеральный подрядчик, выполняющий за твердую цену основной объем работ инвестиционно-строительного проек-

та и принимающий на себя все риски его осуществления с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику (включая выполнение гарантийных обязательств), по которым он несет финансовую ответственность перед заказчиком. ЕРС-контракт используется, как правило, в тех проектах, где опытный подрядчик может с достаточной степенью точности оценить размер своих расходов, а также степень рисков. ЕРС-контракт предполагает, что основной объем работы ЕРС-подрядчик выполняет собственными силами, поэтому не предусматривается специальное вознаграждение за организацию и управление работами привлекаемых контрагентов нижнего уровня. иЯХ: http://www.zhuk.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.