3.^. Расторгуева
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН СНГ КАК ФАКТОР ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ
После распада СССР в экономике возникших на его пространстве стран СНГ, как известно, произошел значительный экономический спад, который, в основном, продолжался до 1998 г. Валовой внутренний продукт в 1998 г. в целом по Содружеству составил 59,6% от уровня 1991 г. В период реформирования экономики и адаптации к рыночным условиям большинство стран СНГ активизировали свои внешние связи. В условиях независимости бывшие союзные республики СССР были вынуждены самостоятельно выйти на мировой рынок. При этом преимущественной направленностью этих связей в большинстве стран стала ориентация на дальнее зарубежье.
Экономика всех бывших союзных республик стала более открытой и, соответственно, роль внешнеэкономического фактора в развитии хозяйственных комплексов большинства стран СНГ в период 1991-2000 гг. существенно возросла. Об этом можно судить по росту соотношения экспорта и импорта с ВВП стран СНГ.
Наиболее существенно стремление ориентировать экономику на мировой рынок проявилось в России. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП в 2000 г. по сравнению с 1991 г. возросла с 13,3 до 44,3%. Аналогичные тенденции имели место и во многих других странах Содружества. Так, за этот период доля экспорта в ВВП возросла в Украине с 26 до 62,4%, в Беларуси - с 36,8 до 69,2, в Казахстане - с 28,5 до 58,8, в Таджикистане - с 27,4 до 67,9%. Доля экспорта в ВВП увеличилась также в Кыргызстане и Молдове. Сокращение доли экспорта в ВВП наблюдалось только в странах Закавказья: Азербайджане, Армении, Грузии.
Одновременно существенно усилилась зависимость экономики стран от импорта. Доля импорта в ВВП в рассматриваемом периоде увеличилась в России с 13 до 24,1%, в Украине - с 23,9 до 57,4, в Беларуси - с 33,4 до 72,4, в Казахстане - до 49,3, в Таджикистане - до 66,4, в Молдове - до 76,6, в Кыргызстане - до 47,6, в Грузии - с 33,1 до 40,1%. Доля импорта в ВВП уменьшилась лишь в Азербайджане и Армении.
Усилилась зависимость экономик стран СНГ и их экономического роста от внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья. Основными партнерами стран СНГ стали страны ЕС, Ближний и Средний Восток, Турция. В то же время объем экспортно-импортных операций со странами Содружества существенно снизился.
За период 1991-2001 гг. в среднем по Содружеству произошло снижение объемов внешней торговли стран СНГ. Экспорт стран Содружества в 2001 г. составил 64% от уровня 1991 г., в том числе в страны СНГ -19%, в другие страны - 187%. При этом максимальное сокращение объемов экспорта в страны Содружества произошло в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове (3-8% от уровня 1991 г.). В несколько большей мере сохранились объемы поставок в страны СНГ в Беларуси, Казахстане, России (20-29% от уровня 1991 г.). Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был характерен для всех бывших союзных республик, за исключением Грузии.
Импорт из стран дальнего зарубежья снизился, хотя его объемы сокращались более умеренными темпами по сравнению с импортом из стран Содружества. В среднем по странам СНГ импорт в 2001 г. составил 41% от уровня 1991 г., в том числе из стран СНГ - 23%, из других стран - 81%. Максимальное сокращение объемов импорта из стран Содружества имело место в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Молдове (6-10% от уровня 1991 г.).
Ориентация стран СНГ на преимущественное развитие хозяйственных связей с промышленно развитыми странами привела к тому, что в рассматриваемом периоде доля экспорта в страны Содружества в общем объеме сократилась почти в 3,5 раза (с 73% в 1991 г. до 21% в 2001 г.), доля импорта из стран Содружества уменьшилась в 1,8 раза (с 70% до 40%) при соответствующем росте доли операций со странами дальнего зарубежья.
В 1991 г. минимальную долю оборота с другими республиками СССР имела Российская Федерация (58% экспорта, 55% импорта), соответственно, значительный объем ее внешнеторговых операций приходился на страны дальнего зарубежья. Для всех прочих республик доля межреспубликанских связей превышала 80%, при этом доля экспорта превышала удельный вес импорта.
В 2001 г. соотношение торговых операций со странами Содружества и странами дальнего зарубежья принципиально изменилось. В рассматриваемый период ни одна страна не пошла по пути увеличения экспортно-импортных отношений со странами СНГ. Внешняя торговля со странами Содружества сохранила существенную роль в экономике Беларуси (60% экспорта, 70% импорта), Казахстана (30% экспорта, 52% импорта), Кыргызстана (35% экспорта, 55% импорта), Молдовы (61% экспорта, 38% импорта), Туркменистана (52% экспорта, 38% импорта), Украины (29% экспорта, 56% импорта).
Переориентация экономических связей государств Содружества на мировой рынок не только ослабила их внутренние взаимосвязи, но и усилила их топливно-сырьевую направленность. Одновременно на внутреннем потребительском рынке всех стран СНГ существенно возросла доля импорта. Государства Содружества стали более зависимыми от импорта, причем не столько от высокотехнологических, наукоемких товаров, столько от потребительной продукции, которая в значительной мере может обеспечиваться за счет собственного производства.
В товарной структуре экспорта большинства государств Содружества более половины приходится на сырьевые ресурсы. В 2001 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них превышает 50% в Азербайджане, Казахстане, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. Экспорт сырьевых ресурсов в страны дальнего зарубежья занимает еще более существенное место. Для таких страна как Россия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Таджикистан доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них превышает 65%.
Структура ввоза продукции из стран Содружества и стран дальнего зарубежья значительно отличается. Из стран СНГ, прежде всего, импортируются сырьевые товары, а из других стран - продукция машиностроения, транспортные средства, а также продовольствие. В структуре импорта в таких странах как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Молдова более 50% составляла доля минеральных продуктов, недрагоценных металлов и изделий из них. В структуре импорта из стран дальнего зарубежья в России, Беларуси, Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Туркменистане, Узбекистане в 2001 г. более 40% приходилось на продовольственные и сельскохозяйственные товары, машины, оборудование и транспортные средства.
Способствовали ли произошедшие изменения структуры внешней торговли стран СНГ развитию экономик этих стран или они были обусловлены внешними факторами, конъюнктурой мирового рынка? Для ответа на этот вопрос нами была применена оптимизационная межотраслевая модель. Такая модель была разработана для каждой из стран СНГ (описание модели подробно изложено в [1]).
Суть применения данной модели сводится определению оптимальных общеэкономических и межотраслевых пропорций развития экономики стан СНГ и, в частности, оптимальных масштабов и структуры развития внешнеэкономических связей в условиях эквивалентного внешнеторгового обмена.
Информационной базой для проведения исследования служили отчетные межотраслевые балансы союзных республик за 1989 г., характеризующие базовое состояние экономики каждой из них.
Одной из сложных проблем, возникших при построении модели, явилась разработка методов оценки эквивалентности внешнеэкономических связей республик. Как известно, внутренние цены, существовавшие в СССР, на базе которых строились отчетные межотраслевые балансы, были принципиально непригодны для решения этой задачи. Поэтому потребовался пересчет показателей ввоза и вывоза продукции каждой республики во внешнеторговые цены.
Пересчет был осуществлен на основании данных Госкомстата России о величине российских внешних поставок и поступлений продукции каждой отрасли в фактически действующих ценах и средних внешнеторговых ценах (инвалютных рублях). Их сопоставление позволило получить соотношение между внешнеторговым и внутренними ценами на продукцию отдельных отраслей [2].
Полученные соотношения между внутренними и внешнеторговыми ценами на продукцию российских отраслей представлено в табл. 1.
Из приведенных данных следует, что в целом внутренние цены по сравнению с внешнеторговыми на вывозимую продукцию были занижены, а на ввозимую, напротив, завышены. При этом наиболее существенно отклонялись цены торгового обмена со странами дальнего зарубежья, в меньшей степени - цены межреспубликанского обмена. Так, объемы экспорта продукции России при пересчете во внешнеторговые цены увеличивались на 29%, в том числе в союзные республики - на 18%, в страны дальнего зарубежья - на 57%. При этом, объемы импорта в инвалютных рублях, напротив, снизились на 25%, в том числе из союзных республик - на 15%, из стран дальнего зарубежья - на 34%.
Соответственно, кардинально менялось сальдо внешней торговли России. При исчислении во внутренних ценах в целом по отраслям производства ввоз превышал вывоз на 34,7 млрд. руб. за счет торговли со странами дальнего зарубежья, с которыми сложилось отрицательное сальдо в размере 39,1 млрд. руб. Внешнеторговый баланс с союзными республиками имел положительное сальдо в размере 4,4 млрд. руб. Переход к внешнеторговым ценам показывает, что в Российской Федерации в целом торговый обмен имел положительное сальдо, вывоз превышал ввоз на 32,1 млрд. руб. При этом в торговле с союзными республиками его величина достигает 28,3 млрд. руб., а со странами дальнего зарубежья 3,8 млрд. руб.
Наиболее значительно внешнеторговые цены отличались от внутренних по продукции нефтегазовой промышленности. Если в фактически действующих ценах доля этой отрасли в общем объеме вывоза составляла 16,5% (в том числе в межреспубликанском вывозе - 12,3%, а в страны дальнего зарубежья - 25,5%), то во внешнеторговых ценах эта доля достигает 31,2% (в том числе в межреспубликанском вывозе -25,1%, в страны дальнего зарубежья - 41,4%).
Таблица 1
Соотношения внутренних и внешнеторговых цен продукции отраслей материального производства России
Вывоз Ввоз
в том числе в том числе
Отрасли производства в целом в союзные республики в дальнее зарубежье в целом из союзных республик из дальнего зарубежья
Электроэнергетика 1,51 1,51 1,51 1,51 1,51 -
Нефтегазовая промышленность 2,43 2,40 2,47 2,03 2,09 1,85
Угольная промышленность 0,91 0,91 0,91 1,14 0,91 1,52
Прочая топливная промышленность 1,00 1,21 0,79 1,27 1,27 -
Черная металлургия 1,13 1,12 1,17 1,21 1,17 1,31
Цветная металлургия 1,53 1,53 1,53 1,22 1,44 1,01
Химическая и нефтехимическая промышленность 0,76 0,76 0,74 0,72 0,75 0,70
Машиностроение и металлообработка 1,41 1,32 1,61 1,09 1,29 0,93
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность 0,64 0,64 0,63 0,66 0,66 0,66
Промышленность стройматериалов 1,00 0,99 1,12 0,82 1,04 0,55
Легкая промышленность 0,30 0,29 0,42 0,29 0,34 0,25
Пищевая промышленность 0,47 0,48 0,45 0,39 0,33 0,45
Прочие отрасли промышленность 0,97 0,96 1,04 0,79 0,96 0,54
Промышленность, всего 1,30 1,19 1,59 0,77 0,87 0,68
Сельское хозяйство 0,24 0,35 0,10 0,43 0,40 0,45
Прочие виды деятельности сферы материального производства, включая оплату услуг транспорта 1,09 1,05 1,22 1,00 1,01 0,89
Всего по отраслям материального производства 1,29 1,18 1,57 0,75 0,85 0,66
Для изучения внешнеэкономической деятельности всех других стран СНГ был произведен аналогичный пересчет показателей вывоза и ввоза во внешнеторговые цены. При этом использовались коэффициенты, которые были рассчитаны на основании российских данных.
В результате представление о характере сальдо внешнеэкономической деятельности существенно изменилось. Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Параметры сальдо внешней торговли стран СНГ
Страна Сальдо вывоза-ввоза, млн. руб. Доля сальдо вывоза-ввоза в конечном продукте, %
в фактических ценах во внешнеторговых ценах в фактических ценах во внешнеторговых ценах
Россия -34659,7 32101,5 -7,1 6,5
Украина -9820,9 -1043,9 -7,4 -0,8
Беларусь 953,8 3753,3 3,2 12,4
Казахстан -8475,0 -6731,3 -19,9 -15,8
Кыргызстан -1695,8 -1155,8 -21,0 -14,3
Узбекистан -3989,0 -4067,1 -13,7 -14,0
Таджикистан -1403,2 -1434,0 -20,9 -21,4
Туркменистан -674,0 218,7 -10,2 3,3
Молдова -1155,1 -2632,8 -10,9 -24,9
Азербайджан 1933,1 2651,0 18,5 25,3
Армения -1206,7 -1145,7 -13,7 -13,0
Грузия -384,8 -882,4 -3,4 -7,8
Положительное сальдо вывоза-ввоза во внутренних ценах имели только две республики: Азербайджан и Беларусь. Максимальное отрицательное сальдо вывоза-ввоза по абсолютным данным имело место у России, Украины, Казахстана, Узбекистана.
При пересчете во внешнеторговые цены оценка ситуации меняется. Россия становится основным кредитором других республик, поскольку ее сальдо становится положительным и составляет 6,5% конечного продукта. В Беларуси положительное сальдо возрастает до 12,4% конечного продукта, а в Азербайджане достигает 25,3%. Положительным становится сальдо внешнеторгового обмена в Туркменистане (3,3% конечного продукта). Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза сокращается в Армении, Казахстане, Кыргызстане. И, напротив, его доля увеличивается в Грузии, Молдове, Таджикистане.
Для учета фактора эквивалентности внешнеторговых операций в модельных расчетах отдельных республик применялось усредненное соотношение между внешнеторговыми и внутренними ценами на продукцию отдельных отраслей. Соответствующие коэффициенты для продукции каждой отрасли были определены в следующих размерах: электроэнергетика -1,51, нефтегазовая промышленность - 2,5, угольная промышленность - 0,91, прочие отрасли топливной промышленности - 1,0, черная металлургия -1,15, цветная металлургия - 1,5, химическая промышленность - 0,75, машиностроение - 1,0, лесная и деревообрабатывающая промышленность - 0,64,
промышленность стройматериалов - 1,0, легкая промышленность - 0,25, пищевая промышленность - 0,4, прочие отрасли промышленности - 1,0, сельское хозяйство - 0,4, транспорт и связь - 1,0, торговля и общественное питание - 1,0, прочие отрасли материального производства - 1,0.
Межотраслевая модель была сформулирована как задача линейного программирования, обеспечивающая максимизацию конечного продукта как суммы его основных элементов - потребления и валового накопления в условиях заданной системы балансовых ограничений, построенных на основе уравнений балансов производства и распределения продукции отраслей. В каждом таком уравнении отдельно отражаются потоки вывоза и ввоза продукции соответствующих отраслей.
Основное балансовое уравнение продукции для i-й отрасли имеет вид
X = ЪауХг+дгО +SS +V-Щ, где Xi - объем продукции i-й отрасли экономики; Vг - вывоз продукции i-й отрасли (включая экспорт); Щ - ввоз продукции i-й отрасли (включая импорт); G - фонд потребления; S - фонд накопления и возмещения износа основных фондов (валовое накопление); а у - коэффициент затрат продукции i-й отрасли на единицу продукции j-й отрасли; gi - коэффициент отраслевой структуры потребления; Si - коэффициент отраслевой структуры валового накопления.
Кроме балансовых уравнений продукции, в модель вводится уравнение баланса внешнеэкономических связей, предполагающее равенство суммарных объемов вывоза и ввоза во внешнеторговых ценах:
ър у-ър W =0,
где Рг - индекс пересчета внутренних цен во внешнеторговые в i-й отрасли.
Кроме того, в модель вводятся ограничения на предельно допустимые объемы производства продукции по отраслям:
X < Х°„
где X i - задаваемое предельное значение объема выпускаемой продукции i-й отрасли экономики. При использовании модели эти значения определялись на фактическом уровне объема производства в исследуемом году.
В качестве критериальной функции в модели выступает максимизация суммы фонда потребления и фонда валового накопления, представляющая собой внутренний конечный продукт:
G+S ^ max.
Таким образом, модель позволяет определить необходимые изменения пропорций в структуре производства и внешнеэкономических связей, которые бы способствовали максимизации конечных экономиче-
ских результатов. В частности, расчет межотраслевой модели дает возможность определить наиболее целесообразные направления изменения экспорта и импорта, обеспечивающие приспособление экономик стран СНГ к условиям независимого функционирования.
Сопоставление оценок, полученных в расчетах при помощи межотраслевой модели, с показателями объема и структуры внешней торговли, которые имели место в действительности в период 1991-1998 гг., позволило оценить, в какой мере фактические изменения объема и структуры внешней торговли стран СНГ соответствовали оптимальному варианту внешнеэкономической стратегии.
При проведении соответствующих сопоставлений приходилось учитывать, что показатели структуры внешней торговли в расчетах по модели характеризовали структуру чистого экспорта, то есть экспортноимпортного сальдо, для отраслей, где экспорт превышал импорт, и, соответственно, структуру чистого импорта, то есть импортно-экспортного сальдо, для отраслей, где импорт превышал экспорт. Соответствующие показатели рассчитывались и по фактическим данным. Сложность сопоставлений структуры внешнеэкономических связей по модельным расчетам и фактическим данным связана с тем, что модель содержит информацию об отраслевой структуре внешних связей, тогда как в отчетности имеются лишь данные о структуре внешних связей в разрезе товарных групп.
Проведенный анализ показал, что в большинстве стран СНГ развитие внешнеэкономических связей не способствовало повышению эквивалентности внешнеторгового обмена. Сравнение фактической динамики экспорта-импорта стран СНГ с результатами, полученными по модельным расчетам приводятся в табл. 3.
Таблица 3
Динамика показателей экспорта и импорта Стран СНГ, %
Экспорт Импо рт
по фактическим данным, 1998 г., % к 1991 г. по расчетам модели по фактическим данным, 1998 г., % к 1991 г. по расчетам модели
Россия 59 99 44 187
Украина 34 199 41 54
Беларусь 39 117 51 188
Казахстан 55 929 32 174
Кыргызстан 14 339 22 17
Узбекистан 30 200 27 30
Таджикистан 28 186 32 20
Туркменистан 15 106 33 137
Молдова 14 161 22 29
Азербайджан 9 33 18 406
Армения 8 217 22 54
Грузия 6 139 22 30
Развитие внешнеторговых связей России в результате реформирования экономики привело к росту положительного сальдо внешнеторгового баланса, которое было достигнуто за счет резкого сокращения импорта при значительно меньшем сокращении экспорта. Объем импорта в 1998 г. составил 44%, а в 2001 г. - 42% от уровня 1991 г., тогда как экспорт составил в 1998 г. 59%, а в 2001 г. - 81% от уровня 1991 г. По расчетам межотраслевой модели, оптимальным предполагалось лишь незначительное сокращение объемов экспорта (на 1,5%) при увеличении импорта в 1,9 раза. Это позволило бы не только не допустить экономического спада, но даже обеспечить некоторый рост российской экономики. Фактически усиление неэквивалентности внешнеторгового обмена явилось одним из существенных факторов, обусловивших спад российской экономики.
К началу 90-х годов в структуре экспорта Российской Федерации основную долю составляла продукция нефтегазовой промышленности (63%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (22%), цветной металлургии (7%). По расчетам, полученным на основе межотраслевой модели, существенных изменений в структуре российского экспорта не предполагалось. В определенной мере это соответствует фактически сложившейся товарной структуре российского экспорта. Наиболее заметные изменения в структуре чистого экспорта связаны с ростом доли продукции металлургии и сокращением доли продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности. Общее сохранение сырьевой направленности российского экспорта (доля вывоза минеральных продуктов в структуре чистого экспорта превышает 60%) было предопределено конъюнктурой мирового рынка и сложившейся структурой российской экономики.
В структуре импорта в Россию к началу 90-х годов основное место занимал импорт продукции легкой и пищевой промышленности (34 и 33%) и машиностроения (17%). По расчетам на модели, в условиях независимого функционирования для России было бы целесообразно увеличить общие объемы импорта, прежде всего, за счет роста объемов ввоза продукции легкой и пищевой промышленности, при этом доля продукции машиностроения в импорте могла бы снизиться. Фактически в структуре чистого импорта доля продукции пищевой промышленности действительно возросла (продукты животного и растительного происхождения и готовые пищевые продукции составили 49%). Однако доля продукции машиностроения в структуре импорта также увеличилась, что явилось одним из факторов сокращения отечественного производства.
В Украине в результате реформ произошло значительное сокращение внешней торговли, объемы которой стали восстанавливаться, только начиная с 2000 г. Общее уменьшение внешней торговли было обу-
словлено сокращением обмена со странами СНГ. В страны дальнего зарубежья объемы поставок устойчиво росли. В целом импорт в Украину в 1998 г. составил 41% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 44%. По расчетам на модели, импорт в Украину должен был сократиться примерно в два раза, что соответствовало фактическим тенденциям.
Однако по расчетам на модели предполагался двукратный рост экспорта, главным образом, за счет роста экспорта продукции пищевой промышленности. В действительности объемы экспорта в 1998 г. составили 34% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 44%. В соответствии с требованием мирового рынка, структура чистого экспорта Украины изменилась в направлении роста экспорта металлов и изделий - их доля в экспорте достигла 88%, а доля продукции пищевой промышленности сократилась. Поэтому отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось, а ее зависимость от импорта возросла.
В Беларуси в сложившихся условиях возникло небольшое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Это было результатом резкого сокращения экспорта (объемы экспорта в 1998 г. составили 39% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 41%) при значительно меньшем сокращении импорта (в 1998 г. - 51% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 48%). Тот факт, что Беларусь перешла с положительного сальдо внешнеторгового баланса на отрицательное, способствовал поддержанию уровня ее экономического развития, хотя и снизил степень ее экономической независимости.
В фактически сложившейся структуре экспорта Беларуси сохранилась ведущая роль продукции машиностроения и легкой промышленности. В 1998 г. в товарной структуре чистого экспорта наибольший удельный вес имел вывоз средств транспорта (43%) и текстильных изделий (31%).
Структура импорта Беларуси, сложившаяся к началу 90-х годов, отражала зависимость республики, прежде всего, от российских поставок продукции нефтегазовой промышленности (12% общего объема), а также ввоза продукции металлургии (54%) и сельскохозяйственной продукции (21%). В ходе реформ в структуре импорта Беларуси сократилась доля ввоза металлов и продуктов сельского хозяйства и увеличилась доля ввоза минеральных продуктов (до 53%) и готовых пищевых продуктов. Произошедшие структурные изменения, во многом соответствовали тенденциям, определенным расчетами модели, и способствовали адаптации Беларуси к новым условиям. Таким образом, Беларусь максимально использовала возможности для стабилизации экономики за счет оптимизации структуры внешней торговли.
Казахстану в значительно большей степени, чем другим бывшим союзным республикам, удалось сохранить объемы экспортных поставок при существенном снижении импорта. Объемы экспорта в 1998 г. составили 55% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 88%. В тоже время как объемы импорта в Казахстане заметно снизились и в 1998 г. составили 32%
от уровня 1991 г., в 2001 г. - 46%. В результате, к 2001 г. у Казахстана сложилось положительное сальдо внешнеторгового баланса. Таким образом, становление политической независимости Казахстана сопровождалось ростом его экономической независимости.
В соответствии с требованиями внешнего рынка, структура чистого экспорта Казахстана изменилась в направлении развития сырьевых отраслей: в 1998 г. удельный вес экспорта минеральных продуктов составил 52%, металлов - 39%. При этом экспорт продукции сельского хозяйства, который, по расчетам, мог быть увеличен, в действительности, сократился. В структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования и средств транспорта до 60%, продукции химической промышленности - до 14%, а также продуктов животного и растительного происхождения - до 12%.
Кыргызстан при переходе к новым условиям значительно сократил объемы своих внешних связей. Так, объемы импорта в 1998 г. составили 22% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 12%, что соответствовало модельным расчетам. Однако, по расчетам, экспорт из Кыргызстана мог бы увеличиться за счет роста вывоза электроэнергии и продукции цветной металлургии. В действительности объемы экспорта также сократились и в 1998 г. составили 14% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 13%. В результате, в условиях политической самостоятельности усилилась экономическая зависимость Кыргызстана.
Узбекистан, также как и другие республики, значительно сократил объемы своих внешних связей, прежде всего, за счет уменьшения объемов внешней торговли со странами Содружества. Объемы импорта в 1998 г. составили 27% от уровня 1991 г., объемы экспорта - 30%. Масштабы снижения импорта соответствуют расчетам модели. Однако для достижения экономической независимости экспорт из Узбекистана должен был увеличиться в два раза. В действительности этого не произошло. В результате в Узбекистане сохранилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, и реальная экономическая независимость республики не была достигнута.
Аналогичная ситуация сложилась в Таджикистане. Объемы импорта в республику в 1998 г. составили 32% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 31%. Объемы экспорта в 1998 г. составили 28% от уровня 1991 г., в 2001 г. -31%. По расчетам модели, для обеспечения реальной экономической независимости действительно было необходимо сокращение импорта. При этом экспорт из Таджикистана, по расчетам, мог быть увеличен за счет роста экспорта продукции черной металлургии и легкой промышленности. Однако в действительности увеличить экспорт этой продукции не удалось. Вследствие этого существенная экономическая зависимость Таджикистана сохранилась.
Туркменистан в 1991-1998 гг. также существенно сократил объемы экспортно-импортных связей. Так, объемы импорта в 1998 г. составили 33% от уровня 1991 г., объемы экспорта - 15%. По расчетам модели, Туркменистан имел потенциальные возможности для расширения масштабов внешней торговли. Переход к эквивалентному обмену предполагал некоторое увеличение как экспорта, прежде всего, за счет роста вывоза продукции сельского хозяйства и нефтегазовой промышленности, так и импорта, в основном, за счет увеличения ввоза продукции пищевой промышленности.
Однако в действительности роста не произошло. При этом товарная структура экспорта Туркменистана практически не изменилась - доля минеральных продуктов составила 61%, текстильных материалов и изделий - 39%. В структуре импорта Туркменистана в 1998 г. по-прежнему наибольшую значимость имел импорт машин, оборудования и средств транспорта (48%).
Молдова также сократила свои внешнеторговые связи, в основном, за счет сворачивания отношений со странами Содружества. Объемы импорта в Молдову в 1998 г. составили 22% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 19%. Объемы экспорта в 1998 г. составили 14% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 12%. Здесь до настоящего времени сохранилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. По расчетам модели, для перехода к эквивалентному обмену Молдова должна была увеличить объемы своего экспорта, сократив объемы импорта.
В начале 90-х годов основными экспортными отраслями Молдовы были: пищевая промышленность (88%) и сельское хозяйство (9%). При сохранении объемов их выпуска Молдова могла бы увеличить вывоз продукции этих отраслей. В действительности в результате сокращения объемов производства уменьшились и объемы вывоза. Общий спад производства не позволил повысить уровень развития экономики и привел к росту экономической зависимости республики.
В Азербайджане в период реформ наблюдалось значительное сокращение экспорта и импорта, их объемы стали восстанавливаться только начиная с 1999 г. Общее уменьшение объемов внешней торговли было обусловлено сокращением обмена со странами СНГ. В целом, объемы импорта в Азербайджан в 1998 г. составили 18% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 24%. Объемы экспорта в 1998 г. составили 9% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 34%. По расчетам, полученным при помощи межотраслевой модели, Азербайджан имел возможность обеспечить неотрицательное сальдо внешнеторгового баланса даже при снижении экспорта.
Тенденции изменения отраслевой структуры экспорта Азербайджана, предложенные в расчетах по межотраслевой модели, совпадали с реальными тенденциями. По расчетам, Азербайджану целесообразно было увеличить вывоз продукции нефтегазовой промышленности (до
88% общего объема), цветной металлургии и электроэнергетики. Фактически в структуре чистого экспорта доля вывоза продукции нефтегазовой промышленности резко возросла: в 1998 г. доля вывоза минеральных продуктов достигла 89%.
Фактические тенденции изменения структуры импорта Азербайджана также во многом соответствовали результатам расчетов межотраслевой модели. В структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования и средств транспорта (до 47%) и сократилась доля металлов и изделий из них (14%).
Армения сократила объемы внешней торговли за счет снижения объемов операций со странами Содружества. При этом в республике сохранилось отрицательное сальдо торгового баланса. Объемы импорта в Армению в 1998 г. составили 22% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 21%. Объемы экспорта в 1998 г. составили 8% от уровня 1991 г., в 2001 г. -12%. Таким образом, Армении не удалось обеспечить реальной экономической независимости. По модельным расчетам, для перехода к эквивалентному обмену Армения должна была увеличить объемы своего экспорта и сократить объемы импорта в два раза.
Для этого, по расчетам, требовалось усилить специализацию Армении на вывозе продукции машиностроения. Однако в связи с неконку-рентоспособностью его продукции, единственной экспортной статьей в 1998 г. стали цветные металлы. В этих условиях обеспечить эквивалентные отношения с внешним миром Армения не смогла.
В Грузии, по сравнению с другими странами СНГ, произошло наиболее сильное снижение объемов внешнеторговой деятельности. В отличие от других республик, здесь сократились не только торговые отношения со странами Содружества, но и с другими странами. Объемы экспорта в 1998 г. составили 6% от уровня 1991 г., в 2001 г. - 10%. Объемы импорта в Грузию, в целом, в 1998 г. составили 22% от уровня 1991 г., а в 2001 г. - 17%. По расчетам модели, в Грузии действительно предполагалось сократить объемы импорта. Однако для достижения экономической независимости республика должна была увеличить объемы своего экспорта за счет роста вывоза продукции пищевой промышленности -единственной экспортирующей отрасли.
В действительности в результате реформ Грузия становится единственной страной среди всех стран Содружества, в которой ни одна отрасль не имела положительного чистого экспорта. В 1998 г. во всех отраслях импорт превышал экспорт. В условиях сокращения объемов производства пищевой промышленности Грузия не смогла использовать потенциальные возможности данной отрасли, и в настоящее время республика зависит от поставок продовольствия из других стран. Следовательно, задачу обеспечения реальной экономической независимости Грузии решить не удалось.
Итак, как показал анализ, большинство стран Содружества, получив политическую самостоятельность, реально не смогли использовать свой внутренний потенциал и обеспечить эквивалентные экономические отношения с внешним миром.
Требования мирового рынка значительно скорректировали структуру экспортно-импортных операций стран СНГ. Фактически сложившаяся отраслевая структура внешней торговли соответствовала оптимальному пути развития, предложенному расчетами по межотраслевой модели, только в России, Беларуси, Азербайджане, Молдове, Таджикистане. Однако в условиях резкого сокращения производства с последующим снижением объемов экспортно-импортных операций, эти республики также не смогли в полной мере использовать внешнеэкономический фактор для своего развития.
Таким образом, возможности внешней торговли для развития хозяйственных комплексов в большинстве стран СНГ не были реализованы.
Литература и информационные источники
1. Расторгуева В А. Оценка потенциальных способностей хозяйственных комплексов стран СНГ к независимому функционированию. Сборник научных трудов. Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2003.
2. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Статистический ежегодник. — М., Республиканский информационный -издательский центр, 1991.
3. Содружество независимых государств в 1999 году. Стат. ежегодник. М., Статкомитет СНГ, 2000.
4. Содружество независимых государств в 2001 году. Стат. ежегодник. М., Статкомитет СНГ, 2002.
5. Содружество независимых государств в 2002 году. Краткий справочник. М., Статкоми-тет СНГ, 2003.