Внешнеэкономические аспекты Стратегии
национальной безопасности России
до 2020 года
flyKbaHOBMH H.B. *
This article examines the foreign trade aspects of the Russian National Security Strategy until 2020 signed on May 2009. The value of this Strategy for the effective development of the Russian external economic complex was determined, the basic problems of its realization demonstrated. The paper proves that the economic transition to an innovative way of development would allow Russia to strengthen its position in the global economy and neutralize threats of its national security.
Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. (далее Стратегия) была утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. С ее принятием утратила силу Концепция национальной безопасности Российской Федерации, введенная в действие Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.
Принятие данной Стратегии в условиях мирового финансового и экономического кризиса представляется обоснованной и необходимой мерой, поскольку социально-экономическая и политическая ситуация и в самой России, и в глобальном масштабе претерпела существенные изменения. Ранее в России данные изменения нашли отражение в принятии такого важного государственного документа как Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), определившей стратегические ориентиры развития российской экономики. В то же время и в СНГ была принята Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств до 2020 г. (утверждена Советом глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.), в которой впервые с момента основания Содружества были зафиксированы конкретные экономические цели и задачи его развития.
Таким образом, принятие нового документа по национальной безопасности является вполне закономерным и обоснованным шагом по укреплению положения России в мировой экономике и политике, который обусловлен целым рядом объективных внешних и внутренних факторов. И хотя в Стратегии отсутствует от-
дельный раздел по внешнеэкономической политике страны, роль внешнеэкономических факторов, как следует из контекста данного документа, является весьма существенной в реализации данной Стратегии.
В общих положениях Стратегии указано, что России удалось преодолеть негативные последствия системного кризиса конца ХХ в., восстановить возможности по повышению своей конкурентоспособности, повысить инвестиционную привлекательность национальной экономики. Таким образом, как далее указано в Стратегии, сформированы предпосылки для превращения России в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. В Стратегии подчеркивается объективный характер глобализации, в условиях которой формируются новые угрозы в сфере национальной безопасности. Одним из направлений нейтрализации угроз в экономике является обеспечение устойчивого развития страны. Во втором разделе данного документа «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития» конкретизировано, что глобализация обострила противоречия между государствами и углубила разрыв между уровнем благосостояния стран, что соответствует реальному положению дел в мировой экономике.
Вместе с тем, данное обстоятельство не отменяет того факта, и это подчеркивается в Стратегии, что Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе госу-
Профессор кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, доктор политических наук.
О
О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О
О N
О О О
а
d
са
s н
о
0
1
о (0 с
о «
ф ю
>5
О *
о ф
У S 5
0
1
о *
m
5
Ф
а
Я <
*
S I
н
о ф
са
дарств-лидеров в мировои экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышении глобальной конкурентоспособности национального хозяйства.
Россия как государство, обладающее значительными потенциальными ресурсами, не может не учитывать того обстоятельства, и об этом также сказано в Стратегии, что «внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе и на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря, районах Арктики, бассейне Каспийского моря и Центральной Азии». Именно поэтому усилия России в последнее время направлены на то, чтобы она по-прежнему оставалась ведущей энергетической державой, определяющей во многом конъюнктуру мирового рынка в этой важнейшей сфере. В докладе Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир» зафиксировано, что наиболее вероятен, невзирая на отдельные колебания, высокий уровень цен на энергоносители до 2015 г. В этих условиях Россия, наряду с Ираном, как подчеркивают авторы доклада, окажется в состоянии использовать свои финансовые ресурсы для усиления национальной мощи1. При этом в России (в Стратегии это прямо зафиксировано) существует понимание того, что в условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключено решение возникающих проблем с применением военной силы. В ст. 60 Стратегии указано, что в этих условиях основным содержанием энергетической безопасности государства является устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества и, что особенно важно для совершенствования внешнеэкономической деятельности, предполагается повысить эффективность использования энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
В третьем разделе Стратегии «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» указано, что в сфере экономики основное внимание и ресурсы будут сосредоточены на таких приоритетах устойчивого развития, как повышение качества жизни российских граждан и достижение высоких стандартов жизнеобеспече-
ния; на экономическом росте, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; на науке, технологии, образовании, здравоохранении и культуре, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; на экологии живых систем и рациональном природопользовании, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала государства. Таким образом, в Стратегии четко зафиксировано: во-первых, необходимость повышения роли государства в экономике, что является общемировой тенденцией, вопреки неолиберальным постулатам вашингтонского консенсуса; во-вторых, приоритетное развитие национальной инновационной системы, что предполагает последовательный отказ от сырьевой ориентации российского экспорта.
Необходимо отметить, что конкретные параметры развития национальной инновационной системы указаны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. В соответствии с ней доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти к 2020 г. до 40-50 % (2007 г. - 8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2007 г. - 5,5 %). Доля высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20 % (2007 г. - 10-11 %).
Достижение данных показателей, как указано в Концепции, может позволить России к 2020 г. занять значимое место (5-10%) на мировых рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах2.
В четвертом разделе Стратегии «Обеспечение национальной безопасности» в подразделе «Государственная и общественная безопасность» указано о необходимости реализации Национального плана противодействия коррупции, которая во многом препятствует развитию внешней торговли. По данным международной неправительственной организации по противодействию коррупции (Transparency International) Россия по уровню коррупции занимала в 2008 г. 147-е из 180 мест в мире3.
В подразделе «Повышение качества жизни российских граждан» в числе других приоритетных задач указана необходимость обеспечения продовольственной безопасности за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Актуальность проблемы продовольственной безопасности обусловлена тем, что Россия только в 2007 г. закупила продовольствия на 27,6 млрд долларов, но на пищевое оборудование затратила лишь 5 % от общих затрат на закупку продовольствия. Стоимостной объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 27,3 % прежде всего за счет повышения контрактных цен на основные виды продовольствия. При этом по оценкам экспертов примерно 50 % российского импорта продовольствия составляют товары, которые могут качественно производиться в России4. Такое положение противоречит Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., в которой указано на необходимость усиления «позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия».
В целях развития фармацевтической отрасли, как указано в Стратегии, формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков. Это положение Стратегии связано с тем обстоятельством, что по данным Федеральной таможенной службы, импорт продукции химической промышленности увеличился по стоимости в 2008 г. на 27,4 % по сравнению с 2007 г. и в значительной степени этот рост обеспечивался расширением ввоза медикаментов. Таким образом, государство тратит десятки миллиардов рублей на закупку иностранных лекарств при наличии более дешевых отечественных аналогов. Мно-
гие годы не реализуется развитие отечественных мощностей по производству инсулина, антибиотиков, вакцин. При этом высока доля импортной продукции, не имеющей экономического и социального значения для страны. Так, за последние 15 лет импортировано алкогольной продукции на сумму более 17 млрд долларов, при том, что потребление алкоголя в России является одним их самых высоких в мире. К положительным последствиям экономического кризиса можно отнести тот факт, что импорт алкогольных напитков в 2009 г. начал постепенно снижаться.
Наиболее подробно внешнеэкономические цели и задачи Стратегии поставлены в подразделе «Экономический рост», в котором указано (ст. 53), что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. При этом (ст.54) подчеркивается, что обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
В числе главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности (ст.55) в экономической сфере на долгосрочную перспективу названы сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.
Таким образом, в Стратегии внешнеэкономические факторы определены как первостепенные в обеспечении нацио-
о
о
N
С С О
а с[ са
Н
С
0
1
с (0 с
о «
ф ю
О *
С Ф У
2
0
1
о *
т
2
Ф
я <
I Н
С ф
са
О
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
нальной экономической безопасности, что соответствует реальному положению дел в российской экономике. За последние двадцать лет зависимость национальной экономики от внешнеэкономических факторов постоянно усиливалась. Так, экспортная квота в советский период не превышала 8 %, в середине 1990-хгг. составляла 20 %, в 2008 г. составила — 26,6 % (примерно в полтора-два раза выше, чем у развитых стран), что делает экономику России весьма уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков. При этом основной проблемой ВЭД России в настоящее время является низкая товарная и географическая диверсификация экспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90 % экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья и она не имеет тенденции к снижению. Таким образом, российская обрабатывающая промышленность лишается собственной сырьевой базы, так как более половины углеводородов и 2/3 минерального сырья из добываемых уходят на экспорт, в связи с чем переход к инновационной модели развития экономики представляется затруднительным. В ранее упоминавшемся докладе Национального разведывательного совета США «Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир» также указано, что недиверсифицирован-ная экономика России создает угрозу для ее экономического роста. Именно поэтому в ст. 56 Стратегии зафиксировано, что недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.
В данном подразделе также говорится о возможности дискриминационных мер и усилении недобросовестной конкуренции в отношении России. По данным российской статистики только в 2008 г. против российских товаров зафиксировано 100 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 42 антидемпинговые меры, 7 специальных защитных мер и 51 мера нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводилось 3 анти-
демпинговых расследования, а также 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер5.
Указанные в Стратегии направления противодействия угрозам экономической безопасности предполагают, в первую очередь, реализацию перехода к инновационной модели развития экономики, что осуществить без развития науки и техники невозможно. Именно поэтому в следующем подразделе Стратегии «Наука, технологии и образование» в числе первой стратегической цели названо развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы.
Необходимо подчеркнуть, что конкурентные преимущества национальной экономики могут быть обеспечены только за счет роста экспорта высокотехнологичной продукции. Так, в товарной структуре международной торговли более 3/4 мирового экспорта приходится на продукцию обрабатывающей промышленности, около 40 % стоимости мирового экспорта составляет высокотехнологичное оборудование, которое поставляют в основном развитые страны и поэтому именно они аккумулируют большую часть мирового дохода. В России же доля экспорта машин и оборудования в развитые страны по данным Росстата значительно сократилась за последние 20 лет (примерно на 20 %) и в 2007 г. составила с учетом поставок военно-технической продукции лишь 3,4 %, а в 2008 г. — 2,9 %. Удельный вес готовых изделий в экспорте в эти страны не достигает и 10 %. Доля экспорта машин и оборудования из России в мировом экспорте этой продукции в 2007 г. составила 0,4 %, что в десятки раз ниже, чем у многих развитых стран. Отсюда и следствие, о котором говорится в ст. 67 Стратегии: «Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий».
В Стратегии особо подчеркивается, что государственная поддержка развития науки и технологий в стране гарантирована. В сущности — это общемировая практика и Россия в данном случае только опирается на мировой опыт.
В последнем шестом разделе Стратегии «Основные характеристики состояния национальной безопасности» из семи главных критериев указан и один чисто внешнеэкономический — уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта. На наш взгляд, этого явно недостаточно, учитывая то обстоятельство, что внешнеэкономический комплекс играет в настоящее время особую роль в российской экономике. Он является важнейшим сектором национальной экономики и его значение в условиях глобализации будет постоянно возрастать. Как указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 45 % валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют значительную часть доходной части бюджета: в 2004— 2007 гг. они достигли 42 %. В 2008 г. объем
поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил примерно 40 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Поэтому в перечень основных характеристик национальной безопасности следует включить такие показатели как наукоемкость ВВП (объем финансирования науки и техники в процентах от ВВП), без увеличения которого переход к инновационной экономике, по меньшей мере, затруднителен; значение экспортной и импортной квот; объем экспорта и импорта высокотехнологичного оборудования и ряд других. Поскольку в Стратегии указано, что перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности, то при последующей редакции данные показатели необходимо ввести в качестве основных.
В целом четко выраженная ориентация Стратегии на повышение эффективности государственного регулирования экономики в условиях перехода страны к инновационной модели экономического роста, в том числе и во внешнеэкономической сфере, должна способствовать нейтрализации тех угроз, которые не позволяют России в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества на мировом рынке.
Литература и примечания
1. Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М.: Европа, 2009. С.99.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]: http: //www.government.ru.
3. Global Corruption Report 2009 [Электронный ресурс]: http: //www.transparency.org.
4. Сельцовский В.Л. Количественные и качественные параметры участия России в мировом товарном обмене: автореф. дис. ... доктора экономических наук. М.:ВАВТ, 2009. С.32—33.
5. Российская экономика в 2008 г. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) [Электронный ресурс]: http: // www.iet.ru.
О
О N
О О О
а
d
са
s н
о
0
1
о (0 с
о «
ф ю
>5
О *
о ф
У S 5
0
1
о *
m
5
Ф
а
Я <
*
S I
н
о ф
са