Научная статья на тему 'Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности России'

Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1648
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенко Лилия Сергеевна

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности России в увязке с глобальными целями по решению продовольственной проблемы. Особое внимание уделено внешнему фактору в поддержании достойного уровня продовольственной безопасности страны в период совмещения неблагоприятных общеэкономических, отраслевых и погодно-климатических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности России»

ЭКОНОМИКА

Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности России

Л.С. Ревенко

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности России в увязке с глобальными целями по решению продовольственной проблемы. Особое внимание уделено внешнему фактору в поддержании достойного уровня продовольственной безопасности страны в период совмещения неблагоприятных общеэкономических, отраслевых и погодно-климатических условий.

Обеспечение населения мира продовольствием на протяжении десятилетий считается одной из важнейших глобальных проблем. Несмотря на серьезные целенаправленные систематические усилия мирового сообщества по решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности, в настоящий момент человечество далеко от достижения намеченных целей, так как 16 % населения мира голодает или недоедает1. Это позволяет сделать выводы о невыполнении одной из самых важных задач, провозглашенных в эпохальном документе - Декларации тысячелетия, принятой в 2000 г.

В мировой практике под продовольственной безопасностью понимается способность всего человеческого сообщества и отдельных государств удовлетворять потребности населения в продуктах питания в необходимых объемах, ассортименте и качестве за счет обеспечения ресурсами и создания соответствующих экономических условий. Многие страны мира, в том числе и Россия, трактуют состояние продовольственной безопасности как одну из важнейших составляющих понятия национальной безопасности.

Россия одной из первых стран в мире разработала и приняла в 2010 г. Доктрину продовольственной безопасности, определяющую стратегические цели страны в данном направлении, основные задачи их достижения, показатели и критерии оценки состояния обеспечения населения продовольствием. В документе определены соответствующие риски и угрозы, а также намечены основные направления государственной

социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Характерной чертой самой доктрины является совмещение внутренних и внешних аспектов продовольственной безопасности. К первым относятся разработанные на протяжении десятилетий мировым сообществом критерии. При этом основной упор делается на устойчивое развитие производства в стране базовых видов продовольствия в достаточном объеме, то есть на количественных характеристиках, однако подчеркивается и необходимость обеспечения доступности продовольствия, а также его качества и безопасности. Выработка критериев оценки состояния продовольственной безопасности (как количественных, так и качественных) возложена на Правительство Российской Федерации.

Доктрина определяет: «Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов»2. К внешним факторам продовольственной безопасности России Доктрина относит импортозамещение по основным группам продовольствия, формирование внешнеэкономической политики, развитие международного сотрудничества в области исследований и разработок в агропродовольственной сфере, взаимодействие с международными институтами по соответствующей тематике.

Ревенко Лилия Сергеевна - д.э.н, профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: vestnik@mgimo.ru

Каждое из этих направлений является весьма значимым и в определенной степени амбициозным. Некоторые из этих направлений в краткосрочном и даже среднесрочном периодах могут быть оценены как нереализуемые, если исходить из действия факторов, сдерживающих развитие сельского хозяйства страны. К ним могут быть отнесены не только жестокие природные условия лета 2010 г, но и последствия мирового агропро-довольственного кризиса. Но так как доктрина имеет долгосрочный характер, то в этом контексте намеченные тренды внешнего взаимодействия России с другими странами в аграрной сфере выглядят реалистично.

Одним из ключевых внешних направлений доктрины можно считать импортозамещение по основным группам продовольствия. В качестве основной цели в этом направлении документ наметил самообеспечение страны качественной сельскохозяйственной продукцией на уровне не менее 80% от потребности, по наиболее значимым продуктам (мясо, молоко, зерно) - на уровне 85 -95 %3. Аномальная засуха 2010 г., охватившая 38 регионов России, поставила под сомнение реализацию данного направления доктрины в краткосрочный период. Несмотря на то, что в стране предпринимаются попытки создания необходимых условий для деятельности сельхозпредприятий всех отраслей, проблема «обеспечения экономической и физической доступности продовольствия для населения страны»4 стоит весьма остро.

Однако при этом официально не предусматривается изменения общего курса на повышение степени самообеспечения страны продовольствием. Напротив, в качестве одной из основных мер повышения конкурентоспособности пищевой промышленности предусмотрено активное использование мер таможенно-тарифного регулирования «с целью защиты отечественных производителей на рынке мяса, молока, сахара и создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли»5.

В сфере внешнеэкономической политики в пункте 15 документа предусмотрена необходимость «обеспечивать:

— оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

— активное использование защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;

— эффективную работу системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;

— поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов»6.

В пункте 16 особо отмечается, что «формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности»7.

Важным практическим документом явился «План мероприятий по реализации положений доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», который был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г., № 376-р. Документ предусматривает проработку всех направлений обеспечения продовольственной безопасности. Внешней сферы касаются пункты 6, 8, 9, 10, 11, предусматривающие:

— разработку комплексной программы участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского и рыбного хозяйства, а также обеспечении продовольственной безопасности;

— совершенствование механизмов таможеннотарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с учётом формирования Таможенного союза;

— разработку предложений по государственной поддержке экспорта российской сельскохозяйственной, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

— разработку предложений по стимулированию научных исследований в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, освоению отечественных и зарубежных прогрессивных технологий в области сельского хозяйства, совершенствованию обучения этим технологиям, созданию технопарков соответствующего профиля деятельности8. Участие России в обеспечении глобальной продовольственной безопасности было обозначено на Саммите ФАО по данной теме преимущественно в направлении повышения устойчивости мирового аграрного сектора, регулированию продовольственных рынков, государственного контроля за качеством сырья и готовых пищевых товаров, наращивания экспорта зерна.

Сложившиеся в России летом 2010 г. погодно-климатические условия в значительной степени нивелировали практическую составляющую участия нашей страны в обеспечении глобальной продовольственной безопасности, преимущественно в части наращивания экспорта зерна. В стране был введен запрет на экспорт пшеницы с целью удовлетворения внутренних потребностей. В результате были нарушены обязательства по внешним поставкам пшеницы, что, безусловно, подорвало позиции российских экспортеров. Очевидно, что внешние зерновые рынки придется завоевывать заново.

Важным вопросом является соответствие ситуации с обеспечением продовольственной безопасности в России общемировым тенденциям. При разработке и принятии Доктрины

продовольственной безопасности российские специалисты опирались на выработанные в мировой практике подходы, понятия, критерии. В Доктрине учтены рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН - ФАО, членом которой Россия стала в 2006 г., а также ориентиры саммита Тысячелетия ООН, решения «Группы восьми» в Аквиле (Италия), саммита Продовольственной безопасности ООН, других международных форумов, посвященных данной проблеме.

В долгосрочной перспективе в подходах к обеспечению населения мира продовольствием наблюдались следующие глобальные тенденции:

— рост ответственности государств и мирового сообщества в целом не только за смерть от голода, но и за недоедание и несбалансированное питание;

— перенос усилий мирового сообщества по обеспечению продовольственной безопасности с выработки и реализации мер государств на создание условий для самообеспечения продовольствием за счет максимально либерализованного и эффективного рыночного механизма;

— увязывание гарантий продовольственной безопасности в большей степени с доступностью питания, а не с его наличием;

— переход от концепции национальной продовольственной безопасности, рассчитываемой на базе национального самообеспечения основными продуктами, к потенциальной продовольственной безопасности домашнего хозяйства. Последняя рассчитывается по показателям обеспечения энергетическими диетическими ресурсами и, далее, по реальной продовольственной безопасности домашнего хозяйства на основе достаточного количества белка в энергетической диете;

— улучшение продовольственной безопасности домашнего хозяйства и усиление мер по ликвидации недоедания на основе комплексных социально-экономических национальных мер при вмешательстве мирового сообщества лишь в чрезвычайных случаях. Формирование этих тенденций не было бесконфликтным. Изменение роли государства по отношению к продовольственной безопасности нашло отражение в формировании противоположных мнений по этому важному вопросу функционирования мировой продовольственной системы. На протяжении десятилетий оппоненты «свободных», или «глобализированных», рынков опасаются, что перенос проблемы в плоскость чисто рыночных отношений может нанести еще больший вред самым уязвимым социальным группам в обеспечении их продовольственной безопасности. Сторонники рыночного подхода высказывают суждения, что даже обычная конкуренция может сделать некоторые бедные слои еще беднее. В то же время в странах с высокой степенью либерализации рынка среднедушевые доходы растут быстрее, что снижает уровень бедности.

Реагируя на очередной виток ухудшения продовольственной обеспеченности в мире в начале 2011 г., президент Группы организаций всемирного банка Роберт Зеллик в качестве основных задач в направлении развития рынков продовольствия для снижения уровня недоедания в мире выделил расширение доступа широких слоев фермеров и потребителей к рыночной информации; предоставление беднейшим сельхозпроизводителям базовой информации

о погодно-климатических условиях, о взаимосвязи внутренних и мировых цен; формирование региональных продовольственных резервов в наиболее уязвимых странах; создание механизма надежного управления рисками; гибкой системы продовольственной помощи9.

Само понятие «продовольственная безопасность» трансформируется по мере роста степени интернационализации производства и потребления продовольствия, под влиянием новых знаний и концепций рационального питания, а также преимущественно под влиянием новых взглядов на систему взаимодействия стран мира в направлении борьбы с недоеданием и голодом. За весь период существования понятия продовольственной безопасности можно выделить четыре этапа такой трансформации:

— 50-60-е годы, то есть до начала «зеленой» революции;

— 70-е - начало 90-х годов, то есть период собственно «зеленой» революции, подведения ее итогов и выявления последствий для обеспечения населения мира продовольствием;

— с середины 90-х годов до начала современного агропродовольственного кризиса (2004 г.);

— с начала мирового продовольственного кризиса 2004 г. по настоящее время.

На первом этапе продовольственная безопасность трактовалась как сугубо национальная проблема достижения независимости обеспечения населения продуктами питания от внешних факторов. Однако на втором этапе подходы к этой проблеме претерпели весьма серьезные изменения. В это время стало очевидным, что локальные продовольственные кризисы, связанные с погодными или политико-экономическими условиями, быстро переходят на региональный и международный уровни, но одновременно создаются условия для их преодоления усилиями международного сообщества. В этот период появилось понятие «всемирная продовольственная безопасность». Обеспечение населения мира продовольствием и борьба с голодом провозглашаются одной из глобальных проблем человечества.

В этот период вырабатываются критерии продовольственной безопасности мира и страны. Они подразделяются на физиологические и экономические. К группе физиологических критериев продовольственной безопасности относятся потребности человеческого организма в определенном количестве энергии и отдельных элементов питания, а также допустимое содер-

жание в пище вредных для здоровья веществ. Экономические показатели продовольственной безопасности включают в себя как уровень физической доступности продовольствия для различных категорий населения при нормальных и экстремальных (засухи, наводнения, другие стихийные бедствия, а также войны) условиях, так и возможность приобретать необходимый для жизнедеятельности человека набор продуктов исходя из платежеспособности семьи.

Для отдельных стран уровень продовольственной безопасности оценивается по импортной квоте, то есть по доле импорта в потреблении, на основные виды пищевых продуктов, по общим условиям торговли на рассматриваемом рынке, то есть по соотношению индексов стоимостного объема экспорта и импорта продовольствия, а также по производству базовых продуктов питания на душу населения. Именно на этом этапе для определения пороговых значений продовольственной безопасности мира и отдельных стран ФАО предлагает использовать показатели производства зерновых на душу населения и состояния переходящих запасов зерновых. Нижней границей продовольственной безопасности считается уровень переходящих запасов (то есть запасов на конец сельскохозяйственного года) пшеницы, равный двухмесячному потреблению (17-20% годового производства).

На третьем этапе произошло изменение стратегий продовольственных запасов, а также концепций и подходов к продовольственной безопасности и степени самообеспечения продуктами питания, к уровню контроля за сельскохозяйственными рынками и доступа к рынкам, к праву на получение продовольственной помощи. Концептуально эти новые подходы были определены на Всемирном форуме по проблемам продовольствия, прошедшем под эгидой ООН в Риме в 1996 г., на котором была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Она впервые назвала бедность, а не демографическо-ресурсный дисбаланс основной причиной нехватки продовольствия и угрозы продовольственной безопасности мира и отдельных стран.

Страны - участницы форума взяли на себя обязательства прилагать все усилия к обеспечению продовольственной безопасности путем создания справедливой системы торговли продовольствием, равноправного доступа к базовым продуктам питания для всех слоев населения, к ликвидации голода и недоедания. Были выработаны также принципы оказания международным сообществом экстренной продовольственной помощи странам и регионам, пострадавшим от стихийных бедствий. Кроме того, продовольственная безопасность была признана важнейшей частью экономической безопасности каждой страны.

С этого периода национальная продовольственная безопасность в равной мере стала увязываться как с количественными факторами ме-

ждународной продовольственной безопасности, так и с проблемами доступа к продовольствию на основе общего уровня благосостояния страны и доходов семьи. В зависимости от причин озабоченности по поводу полноценности и гарантированности питания в этот период стали выделять понятия продовольственной безопасности страны, технологической продовольственной безопасности, общей диетической и белковой продовольственной безопасности.

Этот этап характеризуется влиянием новых элементов на продовольственную систему. Прежде всего, это изменения на политической сцене, включающие распад социалистической системы и появление новых государств в Восточной Европе и Азии, что оказало в целом отрицательное воздействие на состояние продовольственной безопасности в этих странах и в мире. С этим фактором непосредственно связана эволюция подходов к экономическому и сельскохозяйственному развитию. Переход от промышленной автаркии, централизованного планирования и жесткого государственного вмешательства к либерализации экономики и включению в систему институционального государственного регулирования международной торговли продовольствием оказался столь разрушительным для сырьевого сельскохозяйственного сектора этих стран, что резко снизил уровень их продовольственной безопасности.

Государственная политика многих развивающихся стран стала строиться с учетом циклического развития экономики, в том числе специфических сельскохозяйственных циклов. При этом на фазах оживления и роста улучшение общего экономического положения не всегда преобразовывается в соразмерное снижение бедности и рост показателей продовольственной безопасности. На фазах же депрессии и кризиса соответствующие жесткие меры непременно приводят к немедленному и ощутимому падению этих показателей. Распространение голода и нехватка продовольствия в значительной степени стали ассоциироваться с войнами и конфликтами. В некоторых странах, особенно африканских, они были самым важным фактором регрессии продовольственного сектора экономики и соответственно сохранения голода.

Голод и недопотребление продовольствия оказывают отрицательное воздействие на здоровье нации, на производительность труда и интеллектуальное развитие личности, что тормозит экономический рост и в свою очередь способствует углублению проблем продовольственной безопасности. На национальном уровне получается замкнутый круг. Возможности для импорта продовольствия не покрывают внутренние потребности. Таким образом, эти страны в настоящее время обречены не просто на высокую степень зависимости потребления продовольствия от внешних факторов, но и на невозможность биологического выживания населения без международной помощи.

В этих условиях стирается грань между «производительными» и «распределительными» подходами к индивидуальной продовольственной безопасности, то есть между концепциями, трактующими причины наличия голода и недоедания как нехватку продовольствия и как недостаточную его доступность для отдельных стран, социальных кругов, отдельных домохозяйств. Современный этап состояния мировой продовольственной системы в контексте продовольственной безопасности связан с агропро-довольственным кризисом и оценивается как неблагоприятный.

За время последнего агропродовольственно-го кризиса число недоедающих в мире выросло в 2009 г. до 923 млн. человек10, что почти на 75 млн. человек больше уровня начала десятилетия. По оценкам, в 2010 г. данный показатель превысил

1 млрд. человек. Экономический кризис оказал негативное, а порой и разрушительное, воздействие на развитие практически всех отраслей экономики и секторов товарных рынков. При этом наиболее тяжелым бременем он лег на те сферы, которые обеспечивают физиологическое выживание человеческого сообщества, прежде всего на продовольственный сектор. Особая сложность ситуации в продовольственных отраслях многих стран мира и в сфере обмена продовольственными продуктами объясняется тем, что агропродовольственный кризис начался раньше глобального экономического кризиса. Его проявления в условиях углубления общеэкономических проблем получили более выраженный характер, а масштаб и глубина увеличились.

Продовольственные кризисы имеют структурный характер и не связаны непосредственно со среднесрочными циклами воспроизводства. Нынешняя ситуация, когда очередной продовольственный кризис совпал по времени с мировым экономическим, сначала несколько опережая его, а затем дав вспышку новой волны, явилась в определенной степени уникальной.

В общем виде агропродовольственный кризис можно определить как состояние мировой продовольственной системы, характеризующееся такими нарушениями взаимодействия ее элементов, которые приводят, во-первых, к ухудшению показателей продовольственной безопасности в мире в целом или в значительном числе регионов и, во-вторых, к снижению эффективности деятельности основного числа хозяйствующих субъектов, занятых в соответствующих отраслях.

Проявлениями продовольственных кризисов являются резкое изменение цен на основные продовольственные товары, ухудшение доступа к продовольствию со стороны малообеспеченных слоев населения, и, как следствие - рост числа голодающих и недополучающих физиологическую норму питания, разорение мелких товаропроизводителей за счет усиления конкуренции, изменение направления товаропотоков в мировой торговле продовольствием.

На состояние глобальной продовольственной безопасности, прежде всего, повлиял длительный период повышения цен. Индекс мировых цен на продовольствие, составленный по методике ФАО и состоящий из средней величины индексов цен на шесть важнейших товарных групп (55 товаров), взвешенных по средней доле экспорта в торговле каждой группой товаров в 1998-2000 гг, за период последнего продовольственного кризиса вырос с 111 в 2004 г. до 191 в 2008 г.11. Затем наблюдалось некоторое снижение цен, за которым последовал их новый рывок. В начале 2011 г. был зафиксирован максимальный уровень цен с 1990 г., то есть начала наблюдения ФАО. Индекс цен на продовольствие составил в этот период 23112. По отдельным товарным группам изменения цен были следующими:

— мясо - с 111 в 2004 г до 166 в 2011 г.;

— молочные продукты - с 123 до 221;

— зерновые - с 107 до 245;

— масла и жиры - с 112 до 278;

— сахар - с 102 до 424 соответственно.13

Значительную роль в увеличении амплитуды колебаний цен во время агропродовольствен-ных кризисов играет спекулятивный фактор. Для рынков базовых сырьевых продовольственных товаров спекуляция является постоянно действующим ценообразующим фактором, раскачивающим ценовой маятник в среднем, по оценкам экспертов, на 8-10 % от общего уровня изменения цены. Однако в последнем кризисе спекуляции были значительно выше. По оценкам ЮНКТАД, их влияние превысило 30% от изменения цен14.

Ухудшает состояние продовольственной безопасности мира не отвечающее интересам большого числа мелких производителей регулирование. При общемировой тенденции к либерализации мировой торговли продовольственными товарами регулирование рынка становится все более разнообразным и сложным. Появляются новые мотивации к ужесточению норм регулирования, основанные на объективных особенностях развития рынка, что приводит к обострению продовольственной проблемы.

Озабоченность мирового сообщества вызывает также снижение темпов прироста инвестиций в агропродовольственный сектор, а в ряде стран и снижение капиталовложений в абсолютном выражении. При этом меняется отраслевая структура инвестиций в пользу сферы переработки и предоставления услуг в ущерб производству сырьевых продовольственных товаров.

Финансовый кризис повлек за собой дестабилизацию системы кредитования производителей продовольственного сырья, что оказало воздействие на сферу предложения. Одной из причин ухудшения продовольственной безопасности в период кризиса можно считать производство биотоплива. В последние годы на аграрных рынках все более внятно проявляется тенденция использования воспроизводимых биологических ресурсов планеты для непродовольственных, преимущественно энергетических целей.

Продовольственный аспект функционирования данного энергетического рынка является для ряда стран наиболее сложным, спорным и в определенной степени негативным. Развитие отраслей по производству жидкого автомобильного топлива - биоэтанола и биодизеля, требующих большого количества сельскохозяйственного сырья (которое традиционно является продовольственным), приведет в среднесрочной перспективе к дальнейшему росту цен практически на все виды продуктов питания. Изъятие из продовольственного сектора значительного количества базовых растительных товаров является своеобразным «шоком предложения», а из кормового сектора, - соответственно, снижает эффективность животноводства и птицеводства и через аналогичный механизм приводит к росту цен на мясную и молочную продукцию.

Таким образом, некоторое общее снижение цен на энергетические товары за счет развития сектора биотоплива, не снижает себестоимость переработанной аграрной продукции, а меняет структуру затрат и влечет за собой рост сырьевой составляющей. В перспективе это негативно скажется на потребителях не только из развивающихся, но и из развитых стран с высокой долей самообеспеченности продовольствием. В этой связи производство биотоплива, безусловно, можно считать фактором, дестабилизирующим мировую продовольственную систему. При всей значимости вышеуказанных факторов воздействия на состояние продовольственной безопасности мира и отдельных стран необходимо отметить, что особую озабоченность вызывает их взаимодействие, комплексный характер. Именно поэтому комплексными должны быть и меры реагирования мирового сообщества на вызовы продовольственной безопасности.

------------ Ключевые слова --------------------

продовольственная безопасность, внешняя торговля, базовые продукты питания, регулирование.

Еще в 2009 г. в Докладе ЮНКТАД о мировых инвестициях отмечалось, что мировой агропродовольственный кризис обострил проблему продовольственной безопасности. Для выхода из этой ситуации наметилась определенная децентрализация усилий отдельных стран: на национальном уровне предпринимается ряд мер, включающих введение протекционистских мер15. Однако подчеркивалось, что «продовольственная безопасность не означает продовольственную автаркию. Импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции являются элементами государственной политики продовольственной безопасности и определяют роль сельского хозяйства в экономическом развитии»16.

С тех пор ситуация не улучшилась, а по многим показателям обеспечения продовольственной безопасности, напротив, усилились негативные тенденции. Бесспорно, на современном этапе глобальная продовольственная безопасность все в большей степени становится производной не столько от уровня самообеспечения отдельных стран продовольствием, сколько от эффективности функционирования мировой продовольственной системы, в том числе от состояния мирового рынка пищевых товаров. Это повышает роль внешнего фактора в обеспечении продовольственной безопасности России.

Revenko L.S. External Economic Aspects of Food Security of Russia.

Summary: Topical issues of ensuring food security of Russia in connection with global objectives on resolving food problem are examined. Special consideration is given to external factor in maintaining a deserving level of food security of the country when adverse macroeconomic, sectoral, weather and climate conditions are combined.

------------- Keywords ------------

food security, foreign trade, basic foods, regulations.

Примечания

1. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. ООН. Нью-Йорк. 2010. С. 11.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / http://www.mcx.ru/documents/document/show/13296.19.htm

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / http://www.mcx.ru/documents/document/show/13296.19.htm

4. Тезисы к выступлению министра сельского хозяйства Е.Б. Скрынник на заседании президиума Госсовета «О регулировании внутреннего продовольственного рынка», 02.09.2010., г. Саратов / http://www.mcx.ru/news/news/show_print/4066...htm

5. Выступление министра сельского хозяйства Е.Б. Скрынник на совещании по вопросам переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции 15.09.2010 г., г. Мурманск / http://www.mcx.ru/news/news/show_print/4072..htm

6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / http://www.mcx.ru/documents/document/show/13296.19.htm

7. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / http://www.mcx.ru/documents/document/show/13296.19.htm

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 376-р «План мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» http://www.mcx.ru/documents/document/show/13263.19.htm

9. Zoellick R. B. Op-Ed: Free Markets Can Still Feed the World / http://go.worldbank.org/06RQ701RJ0

10. Финансовый кризис нанесет ущерб сельскохозяйственным рынкам. http://www.fao.org/news/story/ru/item/8294/icode

11. Индекс цен ФАО на продовольствие и индексы цен на сырьевые товары. http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/

12. http://www.fao.org/worldfoodsituation/wfs-home/ru/

13. Индекс цен ФАО на продовольствие и индексы цен на сырьевые товары. http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/

14. Trade and Development Report, 2008. UNCTAD. New York and Geneva. 2008. Р 24.

15. World Investment Report 2009. Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. UNCTAD. New York and Geneva:

- 2009. Р. 104.

16. World Investment Report 2009. Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. UNCTAD. New York and Geneva:

- 2009. Р. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.