Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность российского сетевого ритейла: современное состояние и перспективы'

Внешнеэкономическая деятельность российского сетевого ритейла: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ РИТЕЙЛ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / NETWORK RETAIL / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / PARALLEL IMPORTS / WTO / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абушаева Н.М.

Данная статья посвящена анализу внешнеэкономической деятельности российского сетевого ритейла. Исследуются организационно-экономические проблемы внешнеэкономической деятельности сетевого ритейла, связанные с вступлением России в ВТО и Таможенный союз. Рассматриваются негативные последствия легализации параллельного импорта для сетевой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN RETAIL NETWORK: MODERN AND PROSPECTS

This article is devoted to analysis of foreign trade activities of the Russian retail network. Explores the organizational and economic problems of foreign trade activities of retail network, associated with Russia's joining the WTO and the Customs union. Discusses the negative effects of legalization of parallel import for network trade.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность российского сетевого ритейла: современное состояние и перспективы»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.56:339.378

Н.М. Абушаева

магистрант программы «Международный бизнес», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу внешнеэкономической деятельности российского сетевого ритейла. Исследуются организационно-экономические проблемы внешнеэкономической деятельности сетевого ритейла, связанные с вступлением России в ВТО и Таможенный союз. Рассматриваются негативные последствия легализации параллельного импорта для сетевой торговли.

Ключевые слова: сетевой ритейл, внешнеэкономическая деятельность, параллельный импорт, ВТО, Таможенный союз.

N.M. Abushaeva, Kuban State University

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN RETAIL NETWORK: MODERN AND PROSPECTS

Abstract. This article is devoted to analysis of foreign trade activities of the Russian retail network. Explores the organizational and economic problems of foreign trade activities of retail network, associated with Russia's joining the WTO and the Customs union. Discusses the negative effects of legalization of parallel import for network trade.

Keywords: network retail, foreign trade activities, parallel imports, WTO, the Customs union.

Динамичное изменение мировой экономики, вступление Российской Федерации в ВТО, создание Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации затронули всех участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и компании сетевого ритейла. Для успешной деятельности торговым сетям в данный период необходимо постоянно совершенствоваться и изменяться, укреплять позиции на национальных и внешних рынках. В результате внесения изменений в нормативные акты, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, многие торговые сети столкнулись с новыми проблемами.

Сетевой ритейл сегодня представляет собой новое явление для российской экономики, но в тоже время данная деятельность стала одной из самых динамично развивающихся. Ритейл представляет собой розничную торговлю товарами и услугами. Сетевой ритейл, по нашему мнению, представляют собой открытую и сложную динамичную экономическую систему, которая включает в свою структуру оптовые и (или) розничные торговые фирмы, объединенные общей системой менеджмента, и ведущие свою коммерческую деятельность в рамках одного или нескольких целевых рынков.

Внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) сетевого ритейла представ-

№ 8 (24) - 2013

137

Проблемы экономики и менеджмента

ляет собой совокупность организационно-экономических и правовых отношений, связанных с выходом субъектов сетевого ритейла на мировой рынок, реализацией экспортно-импортных операций с учетом их внешнеэкономической стратегии.

Основными импортерами в Краснодарском крае по данным Новороссийской таможни являются следующие представители сетевого ритейла: ЗАО «Тандер», ЗАО «КОРПОРАЦИЯ «ГЛОРИЯ ДЖИНС», ЗАО «ДИКСИ ЮГ». Внешнеэкономическую деятельность данных фирм можно охарактеризовать следующим образом: за январь-март 2013 года ЗАО «Тандер» ввезло товаров на сумму 185,55 тыс. долларов США, ЗАО «КОРПОРАЦИЯ «ГЛОРИЯ ДЖИНС» - 51,16 тыс. долларов США, ЗАО «ДИКСИ ЮГ» - 30,4 тыс. долларов США [9].

Осуществление внешнеэкономической деятельности компаниями ЗАО «Тандер» и ЗАО «ДИКСИ ЮГ» имеет определенное сходство. Оба ритейлера осуществляют «прямой» импорт товаров через таможенный орган в Россию без участия посредников [10]. В каждой компании создана специализированная структура. Например, в ЗАО «Тандер» с 2009 года [10] действует Департамент импортных закупок, а с ноября 2009 года Отдел правового сопровождения внешнеэкономической деятельности Юридического департамента компании. В ЗАО «ДИКСИ ЮГ» также создана аналогичная структура.

В магазины сети «ДИКСИ» ритейлер начал доставку фруктов и овощей из Северной Африки, Латинской Америки и Европы. В целом плодоовощное подразделение занимает до 12% в продажах сети. Около половины приходится на собственный импорт, а в зависимости от сезона этот показатель может достигать и 80%. В первую очередь этот проект выгоден тем, что компания может сама контролировать качество продуктов [10].

Для того, чтобы оценить объемы импорта овощей и фруктов ритейлерами рассмотрим показатели ВЭД за январь-август 2012 года. За указанный период импорт фруктов в Россию составил 119 755,086 млн рублей. При этом ЗАО «Тандер» за этот период ввез фруктов на сумму 11 294, 362 млн рублей, ЗАО «ДИКСИ ЛОГИСТИК» -на сумму 2 375, 538 млн рублей [4]. Следовательно, за указанный период доля только двух сетевых ритейлеров в импорте фруктов составила 11,4% от общего оборота (9,4% - ЗАО «Тандер», 2 - ЗАО «ДИКСИ ЛОГИСТИК»).

Теперь рассмотрим показатели внешнеэкономической деятельности сетевого ритейлера на примере ЗАО «Тандер» в период 2008-2012 гг. по странам-импортерам [11]. За период с 01.01.2008 г. по 31.12.2012 г. указанная компания заключила контракты на поставку импортных товаров с иностранными фирмами: из Литвы (222), Германии (217), Нидерландов (71), Украины (228), Китая (31), Чехии (44), Польши (18), Сербии (24), Турции (19), Израиля (16), Гонконга (5), Дании (1), Египта (2) на 39, 288 млн долларов США. Торговый оборот ЗАО «Тандер» с иностранными компаниями можно охарактеризовать следующим образом: импорт товаров из Германии составляет 22%, Нидерландов - 16%, Литва - 23%, Украина - 13%, Китай - 7%, иные страны - 5% [11]. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство продукции (по ассортименту)

138

№ 8 (24) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

торговая сеть «Магнит» (ЗАО «Тандер») ввозит из европейских стран.

Одной из проблем внешнеэкономической деятельности сетевого ритейла в России является параллельный импорт. Вопрос о его разрешении затронул не только самих предпринимателей, но и представителей власти на самом высшем уровне. 25.05.2013 на сайте www.retail.ru была опубликована статья «Интернет-магазины против параллельного импорта», в которой глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Сергей Румянцев, обращаясь к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, указал последствия легализации параллельного импорта: «Инвесторы покинут рынок онлайн-торговли, в тень уйдут до 100% сетевых продавцов, доля контрафакта продолжит расти» [5].

Это особенно актуально в связи с формированием нового типа инвестиционных стратегий в сетевом ритейле - инвестиций в интернет-торговлю. Интернет-торговля в сетевом ритейле в настоящее время один из один из наиболее перспективных инструментов диверсификации маркетинговых рисков, альтернатива стратегии расширения и M&A.

Затраты на открытие одного Интернет-магазина составляют всего 1,25% от инвестиций на открытие одного гипермаркета. При этом прибыль от торговой деятельности одного интернет-магазина на базе торговой сети прогнозируется на уровне 10-15% прибыли среднего гипермаркета [6].

Интернет-торговля является в настоящее время ключевым вопросом для многих ритейлеров. Поскольку ритейлеры понимают, что дифференцированный подход является лучшей возможностью максимизировать объемы продаж и удовлетворить спрос наиболее широкой аудитории, доля онлайн-торговли будет стремительно расти в ближайшие годы.

Исследование выявило, что 43% ритейлеров планируют существенно увеличить долю товаров, реализуемых через интернет. Некоторые ритейлеры, перед тем как открыть магазин на новом рынке, сначала создают интернет-магазин, с помощью которого тестируют потребительский рынок [9].

Учитывая тот факт, что большинство ритейлеров импортируют товары для традиционной и интернет-торговли, легализация параллельного импорта негативно отразится на их внешнеэкономической деятельности. Главной проблемой в рассматриваемом вопросе является защита правообладателей не только иностранных, но и российских.

По нашему мнению, параллельный импорт противоречит всей концепции развития России и реформы гражданского законодательства, которые направлены на защиту интеллектуальной собственности. Разрешение на параллельный импорт автоматом «разрешает» нарушать права российских брендов на иностранных рынках.

Еще одной проблемой, влияющей на развитие внешнеэкономической деятельности сетевого ритейла, является «серый» импорт. Согласно данным Ассоциации участников часового рынка, в 2012 году порядка 80% всех ввезенных в страну наручных часов попали в Россию нелегально. Одной из причин называют изменение импортных

№ 8 (24) - 2013

139

Проблемы экономики и менеджмента

пошлин. Из почти 80% импортных шелковых тканей более 67% ввезены на российский рынок незаконным путем.

Серый импорт не только уменьшает налоги, поступающие в российский бюджет, но и является серьезным фактором, снижающим конкурентоспособность сетевого ритейла. Для импорта брендового товара требуется разрешение правообладателя, в большинстве случаев заключается лицензионный договор, предусматривающий немалые выплаты за пользование товарным знаком, товары с брендом проходят дополнительную проверку документов на ввоз на таможне, что увеличивает время оформления грузов в таможенном посту. Данные издержки компании, осуществляющие «серый» импорт, не несут. Разрешение параллельного импорта и как следствие легализации «серого» импорта приведет, на наш взгляд, к понижению объемов внешнеэкономической деятельности сетевого ритейла.

Рассмотрим далее проблемы, которые возникли у торговых сетей, после вступления России в ВТО. Изменения коснулись санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (например, на территории России начал действовать международный стандарт фитосанитарной обработки ISPM 15, заключенный в Риме в 2002 году), применяемых для контроля ввоза товаров через границу Российской Федерации. По нашему мнению, эти изменения в первую очередь касаются компаний сетевого ритейла. Дополнительные требования и нормы по фитосанитарной обработке, таможенному оформлению требуют дополнительных расходов, которые непосредственно влияют на бюджет компаний сетевого ритейла.

Следует также обратить внимание, что Соглашение от 09.12.2010 «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» (далее - Соглашение) с 22 августа 2012 года на Российскую Федерацию не распространяется. Взамен этого будут действовать принципы государственной поддержки сельского хозяйства, установленные Протоколом о вступлении РФ в ВТО. Внутренняя поддержка государства по сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая поэтапно будет уменьшаться с 9 млрд долларов в 2012 году до 4,4 млрд долларов в 2018 году. Все это приведет к увеличению импорта продовольствия в сетевой торговле.

В заключение необходимо отметить, что в ближайшей перспективе развитие внешнеэкономической деятельности усилится благодаря влиянию ВТО и Таможенного союза. Изменения затронут в первую очередь внешнеэкономическую деятельность компаний сетевого ритейла, заставляя менять методы ведения данной деятельности в изменившихся условиях.

Список литературы:

1. Александрин Ю.Н. Диверсификация инвестиционных стратегий как фактор повышения конкурентоспособности в сетевом ритейле / Ю.Н. Александрин, Т.Ю. На-биулина // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 6. - С. 429-433.

2. Александрин Ю.Н. Оптимизация инвестиционных стратегий в сетевом ритейле / Ю.Н. Александрин, Т.Ю. Набиулина //Экономика: теория и практика. - 2012. -

140

№ 8 (24) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

№ 2 (26). - С. 26-35.

3. Импорт овощей в Россию в январе-апреле 2012 года [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ved-stat.ru/analiz/71-importovoshey (дата обращения: 17.06.2013).

4. Интернет-магазины против параллельного импорта [Электронный ресурс]. -URL:. http://www.retail.ru/news/72491/?sphrase_id=652243 (дата обращения: 23.06.2013).

5. Основные показатели деятельности и статистика внешней торговли в регионе деятельности Новороссийской таможни за 3 месяца 2013 года [Электронный ресурс]. -URL: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22699 (дата обращения 17.06.2013).

6. Розничная торговля FMCG России. Тенденции 2012 года. Прогноз до 2015

года [Электронный ресурс]. - URL: http://infoline.spb.ru/shop/issledovaniya-

rynkov/page.php?ID=37635 (дата обращения: 07.06.2013).

7. Розничные сети РФ: степень развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.retail.ru/article/all_retail/retail_development_grade/ (дата обращения 17.06.2013).

8. Статистическая информация о деятельности таможенного органа [Электронный ресурс]. - URL: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=26&Itemid=146 (дата обращения: 17.06.2013).

9. Экспорт и импорт товаров [Электронный ресурс]. - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/6fc956004fc5546a9883ff 6be9e332ec/Экс_имп_товаров_03_2013.htm (дата обращения: 13.06.2013).

10. Х5 может начать прямой импорт фруктов и овощей [Электронный ресурс]. -URL: http://www.advertology.ru/article99157.htm (дата обращения: 18.06.2013).

11. Информационный портал группы компаний Кронос-Информ [Электронный ресурс]. - URL: www.croinform.ru (дата обращения: 21.06.2013).

List of references:

1. Alexandrin U.N. Diversification of investment strategies as a factor of increase of competitiveness in network retail / U.N. Alexandrin, T.U. Nabiulina // Economics and entrepreneurship. - 2012. - № 6. - C. 429-433.

2. Alexandrin U.N. Optimization of investment strategies in network retail / U.N. Alexandrin, T.U. Nabiulina // Economics: theory and practice. - 2012. - № 2 (26). - C. 26-35.

3. Import of vegetables in Russia in January-April of 2012 [Electronic resource]. - URL: http://www.ved-stat.ru/analiz/71-importovoshey (date of access: 17.06.2013).

4. Internet-shops parallel imports [Electronic resource]. - URL: http://www.retaiLru/news/72491/?sphrase_id=652243 (date of access: 23.06.2013).

5. Key performance indicators and statistics of external trade in the region of Novorossiysk customs for 3 months 2013 [Electronic resource]. - URL: http://yutu.customs.m/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=22699 (date of access: 17.06.2013).

6. Retail trade in FMCG Russia. Trends of 2012. Forecast until 2015 [Electronic resource]. - URL: http://infoline.spb.ru/shop/issledovaniya-rynkov/page.php?ID=37635 (date of access: 07.06.2013).

7. Retail network of the Russian Federation: development degree [Electronic resource]. - URL: http://www.retail.ru/article/all_retail/retail_development_grade/ (date of access 17.06.2013).

8. Statistical information on the activity of customs body [Electronic resource]. - URL:

http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=26&Itemid=146 (date of access: 17.06.2013).

9. Exports and imports of goods [Electronic resource]. - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/6fc956004fc5546a9883ff6be9e332ec/Экс_имп_тов аров_03_2013ЕШ (date of access: 13.06.2013).

10. X5 can start direct import of fruits and vegetables [Electronic resource]. - URL:

http://www.advertology.ru/article99157.htm (date of access: 18.06.2013).

11. Portal of group companies Kronos-Inform [Electronic resource]. - URL: www.croinform.ru (date accessed: 21.06.2013).

№ 8 (24) - 2013

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.