С.С. Алабян, О.В. Морозенкова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ
В СФЕРЕ УСЛУГ
Алабян Сурен Саакович - кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.
Морозенкова Ольга Владимировна - кандидат экономических наук,
научный сотрудник Института экономики РАН.
В современной экономике, в результате формирования постиндустриального общества в развитых странах, опережающими темпами расширяется сфера услуг. Торговля услугами растет быстрее торговли товарами. По оценкам Секретариата ВТО, мировой экспорт услуг за 1980-2008 гг. вырос с 381 млрд долл. до 3,8 трлн долл. В 2012 г. объем мирового экспорта услуг достиг 4345 млрд долл., превысив докризисный уровень 2008 г. на 495 млрд долл., или на 12,9% [1; 5].
В 2010-2012 гг. отмечалось сильное замедление роста экспорта услуг как в целом, так и по отдельным видам (табл. 1). В ряде случаев происходило сокращение их объема. Характерной для этих лет была также скачкообразность динамики многих видов услуг.
Как явствует из данных таблицы 1 наибольший объем экспорта услуг приходится на транспорт (21%) и туризм (25,5%). В числе прочих услуг заметный объем составляют финансовые и компьютерные услуги, а также лицензионные сборы.
За период 2006-2012 гг. наиболее быстрыми темпами росли компьютерные и информационные услуги, а также страховые и строительные. Но абсолютный их объем и относительная доля в общем объеме мировой торговли услугами пока невелики.
В 2012 г. наибольший спад коснулся финансовых услуг: их экспорт более всего сократился в Греции (на 29%), на Кипре (на 21%), во Франции (на 20%). В Великобритании он составил 13%, Австрии и Испании - 11, Швей-180
царии - 8, США - 4, Германии - 2%. В то же время в Японии и Китае отмечался рост (соответственно на 13 и 58%). В таких азиатских финансовых центрах, как Сингапур и Гонконг, прирост был нулевым в первом случае и 4%-ным - во втором. Экспорт финансовых услуг из развитых стран сократился на 6%, а из развивающихся и СНГ - вырос на 3%.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МИРОВОГО ЭКСПОРТА УСЛУГ
Экспорт, млрд долл. Годовой прирост, % Среднегодовой прирост
^ ^ 2005-2012 гг.
гч гч
Всего 4170 4345 10 11 2 8
Транспортные услуги 860 885 16 9 2 7
Туристические услуги 1065 1105 9 12 4 7
Прочие услуги 2240 2350 8 12 1 10
В том числе:
Услуги связи 110 100 3 10 -3 8
Строительные услуги 100 110 -4 8 3 10
Страховые услуги 85 100 1 0 2 11
Финансовые услуги 310 300 7 12 -4 8
Компьютерные и информационные услуги 250 265 12 14 6 14
Роялти и лицензионные сборы 270 285 8 14 -2 9
Прочие деловые услуги 1070 1145 9 13 2 9
Услуги в области персонального обслуживания, культуры и рек- 50 35 14 13 3 7
реационные услуги
Источник: [1; 4; 5] http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf
Отмечалось различие преобладающих тенденций по странам и регионам. Экспорт указанного типа из США вырос на 4%, а из Германии и Франции -уменьшился, соответственно, на 2 и 7%. Существенной тенденцией является резкое сокращение поставок коммерческих услуг в ряд европейских стран: в Италию (-8%), Францию (-10%), Португалию (-16%), Грецию (-18%).
В мире насчитывается 30 ведущих экспортеров и импортеров мировой торговли услугами. В 2012 г. первое место в обоих случаях занимали США.
Россия находилась на 22-м месте по объему экспорта в 58 млрд долл., что соответствовало 1,3% от общемирового экспорта, при годовом приросте экспорта 10%. По импорту услуг Россия заняла 14-е место при объеме 102 млрд долл., что составило 2,5% от мировой торговли и 16% годового прироста.
На мировых рынках услуг наша страна выступает в роли нетто-импортера, постоянно имея в торговле ими отрицательный баланс. Это
объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям. По нашему мнению, масштабы пассива российской «невидимой торговли» в определенной степени связаны не с фактическим объемом импортируемого сервиса, а с завышением отечественными фирмами реальной стоимости ввозимых услуг либо оплатой их фиктивного импорта, позволявшего предпринимателям переводить валютные средства за рубеж и уклоняться от налогов. Предпринятые в последние годы в стране меры по укреплению валютного контроля содействовали в определенной мере ограничению этих тенденций.
Анализ географической структуры торговли услугами показывает, что она по существу остается неизменной и ориентированной главным образом на страны дальнего зарубежья. По данным платежного баланса за 2012 г., на их долю в отечественном экспорте приходится 83,3% и в импорте - 90,6%. У стран СНГ аналогичные показатели составляют 16,7 и 9,4% соответственно. Наиболее активно развивается торговля с ЕС, на нее приходится 43,3% российского экспорта и 51,2% импорта услуг (табл. 2). Среди стран ЕС главными торговыми партнерами России как поставщиками, так и потребителями услуг являются Германия, Кипр, Нидерланды, Соединенное Королевство, Финляндия, Франция. Среди стран АТЭС - США, Китай. В целом со странами дальнего зарубежья и в том числе с вышеперечисленными странами Россия имеет отрицательное сальдо.
Со странами СНГ, начиная с 2006 г., Россия в торговле услугами стала иметь положительный баланс. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина и Казахстан.
Таблица 2
СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ ПО ГРУППАМ СТРАН В 2012 г., К
Регион Доля в российском экспорте Доля в российском импорте
Страны ЕС 43,3 51,2
Страны АТЭС 14,7 15,0
Прочие страны дальнего зарубежья 24,5 24,5
Страны ЕврАзЭС 7,3 3,3
Прочие страны СНГ 10,2 5,9
Источник: [2] http://cbr.ru/statistics/print. а8рх?Ше=сгед11_81аи8ис8Лгаде_пеш_2012.Ь1т& pid=svs&sid=itm_44615
Позиции России на мировом рынке услуг по структуре предоставления, качественному уровню и по способам поставок уступают странам с высоким 182
уровнем экономического развития. В российской торговле услугами преобладают как и в мировой торговле транспортные услуги и услуги, связанные с перемещением через государственную границу физических лиц - деловые поездки и туризм.
В объеме экспорта на долю этих услуг в 2012 г. приходилось 48,4%, в импорте - 54,4%. При этом, по статье «транспортные услуги» Россия имеет положительный баланс, а по статье «поездки» складывается отрицательное сальдо. Еще одна сравнительно крупная статья торговли услугами «прочие деловые услуги», удельный вес которых составляет в экспорте 26,2% и в импорте 18,2%. Экспорт услуг делового, профессионального и технического характера растет наиболее динамично среди всех видов услуг (табл. 3).
Таблица 3
СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА И ИМПОРТА УСЛУГ, млн долл.
Виды услуг Экспорт Импорт
2009 г. 2012 г. 2009 г. 2012 г.
Всего 45 797 62 686 63 397 108 894
Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 2006 2166 183 212
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров 1358 1782 513 1527
Транспортные услуги 12 365 19 161 9344 16 443
Поездки 9366 11 187 21 019 42 798
Строительство 4123 4751 4638 7424
Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов 373 329 854 1288
Финансовые услуги 1032 1312 2169 2757
Плата за пользование интеллектуальной собственностью 381 664 3987 7629
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги 2551 3494 3302 5715
Прочие деловые услуги 11 455 16 410 14 394 19 875
Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 348 556 806 1117
Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям 440 875 2188 2110
Источник: [3] Ьир://шшш.сЪг.ш/81аи8ис8/ргт1.а8рх?:Г11е=сгед11_81ай8ис8Лгаде-ех-Ь_пеш 2012.Мш&рМ=5У5&5М=йш_9828
Под влиянием научно-технического прогресса в мире меняется структура услуг, появляются их новые виды, такие как компьютерные услуги, информационно-коммуникационные сети, глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, логистика, электронная торговля и др. Если 20 лет назад
экспорт и импорт компьютерного программирования или космической транспортировки находились в зародышевом состоянии, то теперь они получили ускоренное развитие. Так, в мировом экспорте удельный вес транспорта и международного туризма сократился с 70% в 1980 г. до 46,2% в 2011 г.1
В последние годы удельный вес сферы услуг в ВВП России заметно поднялся. Одновременно наметилась тенденция к расширению ассортимента и повышению качества ряда видов услуг, росту туристических поездок за рубеж, быстрому развитию сотовой телефонной сети, увеличению числа абонентов Интернета, а также деловых и финансовых услуг, опирающихся на рыночные принципы. Данные тенденции связаны главным образом с деятельностью вновь создаваемых частных и смешанных компаний, которые заняли ведущие позиции в ряде секторов сферы услуг. Значительная часть из них установила тесные отношения с крупными иностранными компаниями, что обеспечило получение современных технических средств и освоение зарубежного опыта обслуживания.
Россия 22 августа 2012 г. стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран - членов ВТО2.
В число основных документов, которые были необходимы для присоединения РФ к ВТО, входит:
- Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна будет выполнять после присоединения, описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства.
- Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования)3.
Обязательства России являются гарантией того, что режим доступа на российский рынок услуг не станет более жестким для иностранных поставщиков. В настоящее время Россия принимает обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 до 50%, а
1. International Trade Statistics 2012. — http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its 2012_e/its2012_e.pdf
2. http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_C7EAC6C3-50D8-4886-81E7-B189 B002A410.html; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
3. http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6
лимит на участие иностранного инвестора в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, вырастет с 49 до 51% и отменяется через пять лет4.
Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются обязательства, определяющие условия поставки услуг четырьмя основными способами: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.
При формировании проекта перечня российских обязательств преследовалась цель создать нормальную конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлечь иностранные инвестиции, с одной стороны, и обеспечить необходимый уровень защиты для тех российских поставщиков услуг, которые пока находятся в неравном положении по отношению к иностранным конкурентам, - с другой5.
Перспективы развития экспорта и импорта услуг в большой степени зависят от состояния общего экономического климата в стране, прежде всего от улучшения условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Для дальнейшего развития сектора услуг в России важным представляется обеспечение средствами государственной политики максимально благоприятных условий в тех секторах, где есть реальные возможности в сжатые сроки (3-5 лет) выйти на качественные и ценовые параметры предложения своего сервиса, как минимум не уступающего тем, что достигнуты иностранными конкурентами. Реализация этих возможностей может строиться на имеющихся в отечественной сфере услуг преимуществах в технологиях или в квалификации кадров, на использовании унаследованной от прошлых лет инфраструктуры, на более низких в сравнении зарубежными затратами на оплату труда.
Учитывая быстро растущую роль сферы услуг в современной экономике, России предстоит решить в перспективе комплекс сложных задач. Во-первых, ей необходимо добиваться увеличения объемов и расширения ассортимента современных по классу и доступных по ценам услуг (как отечественных, так и импортных). Во-вторых, необходимо повышение и подтягивание к международному уровню конкурентоспособности производимых в стране услуг, которые могли бы экспортироваться либо замещать импортируемые. В-третьих, требуется модернизация видовой структуры российского экспорта и импорта. И наконец, в-четвертых, нужно создавать предпосылки для
4. http://www.gfskur.ru/news/2106/; Россия 22 августа стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Бизнес-ТАСС, 22.08.2012.
5. http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela1&t=11; О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО.
существенного сокращения либо даже устранения формирующегося в торговле страны услугами пассивного сальдо.
Литература
1. БИКИ. - М., 2013. - № 40. - 30 мая.
2. Внешняя торговля услугами в Российской Федерации по основным странам-партнерам в 2012 г. (по методологии (РПБ6)).
3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)).
4. International Trade Statistics 2011.
5. International Trade Statistics 2012.