Внешнеэкономическая деятельность предприятий в современных условиях: риски vs возможности
Воронкова Оксана Николаевна,
к.э.н., доцент Ростовского Государственного экономического университета (РИНХ), [email protected]
В статье автор исследует потенциал развития внешнеэкономической деятельности в условиях пандемии. Ограничения и барьеры на пути экспортных и импортных потоков между государствами, вводимые в условиях разворачивания пандемии коро-навируса СОУЮ-19, формируют риски экономического, финансового, маркетингового, политического характера, что требует учета в стратегии развития предприятий - участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. На основе проведенного анализа рисков, инфицированных развитием пандемии коронавируса, а также их влияния на внешнеэкономическую сферу РФ, автор обосновывает направления развития внешнеэкономической деятельности предприятий как демпфера в условиях разворачивающегося глобального кризиса. В качестве стратегических направлений развития для предприятий - участников ВЭД обоснованы диверсификация каналов продаж, ассортиментного портфеля, форм внешнеэкономического взаимодействия и географии выбора партнеров. Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, риски, пандемия коронавируса, зарубежные рынки, диверсификация.
см о см
Постановка проблемы: риски. Развитие ситуации с пандемией коронавируса привело к ряду последствий во внешнеэкономической деятельности предприятий. К их числу можно отнести:
- нарушение цепей поставок с точки зрения логистики и производства;
- введение запретительных и ограничительных мер в отношении определенных товаров в различных странах, что требует учета в географии поставок и договорном обеспечении;
- нерегулярная работа компаний-закупщиков, отстрачивающих закупку вследствие введения все новых мер по борьбе с распространением вируса.
Усугубляет ситуацию прогноз развития после пандемии. В частности, по наблюдениям за предыдущими пандемиями, последующий негативный эффект в области экономики длится до 40 лет: происходит падение реальной прибыли предприятий, сокращаются рабочие места, но растут сбережения граждан. Однако, по мнению ЭКОНС, «эпидемии вызывают необычный экономический шок, потому что сначала поражают предложение: из-за карантина останавливаются предприятия, рвутся цепочки поставок, производство товаров сокращается вне зависимости от спроса на них. Одним из следствий этого может быть сокращение или остановка кредитования, поскольку переживающие подобный шок компании не могут обслуживать кредиты, растут риски банкротств заемщиков и угрозы финансовой стабильности. Далее шоку предложения добавляется шок спроса: во время эпидемии даже здоровые люди перестают путешествовать, сокращают потребление, а компании вынуждены отправлять работников в неоплачиваемые отпуска, что еще больше сокращает потребление» [2].
Указанное наряду с реалиями современной ситуации свидетельствует о долгосрочном характере тенденции сжатия инвестиционного портфеля предприятий, оттока капитала, платежеспособного спроса в масштабах мировой экономики, об изменении стандартов потребления и требований к системам производства, сбыта, доставки и сервиса компаний различных сфер экономики. Цепная реакция падения совокупного спроса и предложения формирует новые витки развертывания кризисных тенденций (рис. 1).
О ш т х
<
т о х
X
ЕТГ
Т Т Т
Т
- ......■ - О!
Рисунок 1 - Изменение спроса и предложения в условиях кризиса [6]
Одновременно особенностью кризиса пандемии COVID-19 выступает попытка государствами тотально контролировать снижение экономической активности посредством косвенных и прямых мер поддержки (фискальные меры для бизнеса, ограничения внутренние и внешние, выплаты заболевшим и т.п.), что в итоге провоцирует новые риски - социальные беспорядки, разорение малых и средних предприятий, а также целых отраслей (особенно сферы обслуживания), усиление проблемы внешнего долга, дефолты государств и т.д. По оценке МВФ, на начало апреля 2020 года предпринятые государствами меры поддержки национальных экономик преимущественно были косвенными - отсроченными выплатами предприятий (займы, гарантии, поручительства, налоги, штрафы и т.п.) [3]. По выражению МВФ - «слишком мало и слишком поздно». При этом издержки распределяются крайне неравномерно как внутри одной страны, так и в мировой экономике в целом.
Учитывая, что экономика - это взаимосвязанный организм, в котором проблемы одной сферы прямо или косвенно влекут за собой новые проблемы в других сферах, кризис развертывается быстрее в рамках, ограниченных одной национальной экономикой. Соответственно, через механизм внешнеэкономической деятельности проблемы одного государства - национальной экономики страны базирования предприятия-участника ВЭД - могут быть скомпенсированы более благоприятной ситуацией в другой стране. При очень высоком уровне неопределенности в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, фактор внешнеэкономической деятельности может стать и условием получения более высокой прибыли для предприятий, имеющих антикризисное решение (продукт, отрасль), готовых к диверсификации портфеля внешнеэкономических проектов.
Влияние рисков на внешнеэкономическую сферу. Для адекватного восприятия на уровне предприятий возможностей использования внешнеэкономической деятельности как демпфера в условиях кризиса, следует обратиться к динамике развития экспортных и импортных потоков РФ (см. рис. 2).
ip2QI9 Июн2019 Сек2019 Де«2019 Map 2020
Мар2(П9 Ик>н2013 Сен2019 Дек2019 Шр2020
по странам определял и динамику внешней торговли в зависимости от значимости той или иной страны для РФ.
Анализируя конъюнктуру рынков различных стран на фоне развертывания пандемии, с учетом товарной структуры экспорта и импорта РФ, можно констатировать резкие увеличения закупок продовольствия (зерновых, кормов, консервов) и средств индивидуальной защиты (перчатки, антисептики, салфетки, маски лицевые, костюмы химической защиты), спирта, по мере перехода стран на стадию подготовки к жизни в карантине, а затем на стадию ограничений повседневной жизни. Указанные тренды формировали направления российского экспорта с точки зрения товарной и географической структуры, однако, с учетом вводимых ограничений по вывозу из РФ (например, квота на вывоз зерновых, запрет на вывоз ряда овощей и круп). В Европе растет спрос на пшеничную муку, в Китае - на мясо, субпродукты, рыбу [4].
В химической отрасли происходит переориентация спроса со стран ЕС на Азиатские страны в поставках полимеров, АВС-пластиков, а производители нефтехимии работают «в долгую» (через биржевые рынки), в результате чего проседания спроса пока не ощутили.
Значительно в условиях кризиса снижается спрос на черные и цветные металлы вследствие приостановки производств основных отраслей-потребителей. Аналогичная динамика развивается и в машиностроении вследствие свертывания инвестиционных программ и стагнации производств (индекс PMI сокращается уже четыре месяца подряд).
Соответственно, в экспортном направлении в условиях пандемии за счет активизации поставок на внешние рынки могут выиграть предприятия таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая, легкая, химическая промышленность. В проигрыше остаются металлургия и машиностроение. Относительно стабильны позиции нефтехимии, лесопромышленного комплекса.
Относительно структуры импорта - наращивать импортные поставки могут поставщики химической, легкой промышленности, а также предприятия отраслей, работающих на внутренний российский рынок, способные переориентироваться на производство антикризисного продукта. Соответственно, импортный поток поддерживает либо растущий спрос населения (продукция химической и легкой промышленности), либо реализация быстро окупаемых инвестиционных проектов (по статье «машины, оборудование и транспортные средства»).
По оценкам АО «Российский экспортный центр», российские экспортеры могут рассчитывать в ближайшие 23 года на наращивание поставок преимущественно в страны СНГ и АТР (рис. 3).
Экспорт из РФ Импорт в РФ
Рисунок 2 - Динамика экспорта и импорта Российской Федерации на фоне пандемии COVID-19 Источник: https://ru-stat.com
Как видно по данным статистики, внешнеторговые потоки на фоне пандемии сокращались. Импортный поток сокращался быстрее вследствие того, что ограничения в связи с коронавирусом в РФ были введены позже, чем в Китае (первое место в экспорте и в импорте за март 2019-март 2020 гг.), странах ЕС (Нидерланды, Германия и др.). То есть волнообразный рост заболевших
2200 1700 3300 200 3200 700 Щ 4500 1100 1000
В00 11СЮ 2500 500 2700 2100
1300 500 1000 900 1000 900
2900 Э000 2800 1700 4700 1600
700 1000 600 800 700 500
■АПК I ЛПК
Стройматериалы ■ Маштех
Металлы ■ Легпром
Драгметаллы Потреб, товары
X X
о
го А с.
X
го m
о
Рисунок 3 - Возможности наращивания российского экспорта в среднесрочной перспективе по отраслям [4]
м о
M
es о es
о ш m
X
<
m О X X
Итак, можно констатировать, что внешнеэкономическая сфера изменяется, формируя различную динамику преимущественно в товарной структуре, а также в географии взаимодействия. В этих условиях предприятия-участники ВЭД также формируют адаптационные антикризисные стратегии.
Возможности решения проблем посредством ВЭД. Обозначая общие направления антикризисного развития экспортеров и импортеров РФ, можно выделить следующие.
Переориентация на расширение использования цифровых (телекоммуникационных) каналов сбыта/закупок в системе О2О (online to offline) с приоритетом дистанционной трансграничной торговли. Использование цифровых платформ и решений для обеспечения торговли может быть реализовано на стадиях производства и доставки продукции конечному потребителю, при поиске контрагентов, при анализе и мониторинге рынков оперирования. Именно онлайн-канал становится способом сохранения и расширения контактов и поставок, а цифровизация рынка транспортно-логистических услуг в условиях введения ограничений позволяет быстро изменять маршрут, выбирать более оптимально виды транспорта с учетом не только фактора «цена», но и «сроки» и «качество» доставки.
Освоение выпуска антикризисных продуктов с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка (для импортеров) и наращивания сбыта на внешних рынках (для экспортеров). Например, производители продукции АПК в период распространения вируса частично переключаются на производство дезинфицирующих средств, спиртовых гелей - это, прежде всего, производители алкоголя и сахара.
В корреляции с данным направлением можно выделить и контрактацию с зарубежными производителями (преимущественно в развивающихся странах) с целью организации косвенного реэкспорта востребованной в мире продукции. Как пример, торговые предприятия, ориентированные на оптовые поставки продукции для индустрии медицинского обслуживания, имеющие контрактные производства в Узбекистане и Китае, с 3 апреля 2020 года после наделения АО «Корпорации Росхимзащита» монопольным правом оптовых продаж и импорта СИЗ, - вынуждены были удовлетворять потребности внешних рынков за счет косвенного реэкспорта [5].
Возникшие проблемы со сбоями в цепях поставок показали важность избегания кластеризации поставщиков в одном регионе, ухода на аутсорсинговую (контрактную) модель взаимодействия с краткосрочными и среднесрочными обязательствами вплоть до дропшиппинго-вой функции по налаживанию сбыта прямого производителя.
Сохранение деятельности малых и средних предприятий предполагает их включение в систему международной торговли за счет дозагрузки производственных мощностей и использования национальной, относительно дешевой рабочей силы, посредством диверсификации реализуемых форм ВЭД в рамках программ контрактного производства:
- СМТ (Cut, Make & Trim) производство под торговой маркой и с использованием сырья и материалов, поставляемых подрядчиком за его счет);
- ОЕМ (Original equipment manufacturer) - производство по заказу и под торговой маркой, но из собственного или самостоятельно закупаемого сырья;
- ODM (original design manufacturer) - производство по заказу подрядчика из самостоятельно закупаемого сырья и на основе собственных разработок.
Аналогичные проекты можно реализовать и российским предприятиям на рынках менее развитых стран, что позволит эффективно инвестировать финансовые ресурсы и одновременно получить преференции за рубежом как инвесторам.
В целом, можно констатировать, что развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий в современных условиях лежит в русле стратегии диверсификации - каналов продаж, ассортиментного портфеля, форм внешнеэкономического взаимодействия и географии выбора партнеров. Возможности использования этих направлений подкрепляются ситуацией на рынке различных стран с учетом динамизма ее развития и формируют потенциал реализации антикризисных решений во ВЭД.
Литература
1. Воронкова О.Н. Новые «черные лебеди» мировой экономики и политика риск-менеджмента. // Международный журнал научных публикаций «Colloquium-journal» (Варшава, Польша) - 2020 - №9 (61). - ч. 6. - с. 5-9.
2. Защита от шока. //ЭКОНС - 12 марта 2020 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://econs.online/articles/ekonomika/zashchita-ot-shoka/
3. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией ко-ронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии. /Под ред. О.В. Синявской. Институт социальных исследования НИУ ВШЭ, 27.04.2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/C0VID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf
4. Оперативный штаб АО «Российский экспортный центр» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. exportcenter.ru/operativnyi-shtab-rec/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года №431 «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1343796/
6. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/926/674/1219/Glava_10. pdf
Foreign economic activities of enterprises in modern
conditions: risks vs opportunities Voronkova O.N.
Rostov State University of Economics (RINH) In the article, the author explores the potential for the development of foreign economic activity in a pandemic. Restrictions and barriers on the way of export and import flows between states, introduced in the context of the deployment of the COVID-19 coronavirus pandemic, create risks of an economic, financial, marketing, political nature, which requires consideration in the development strategy of enterprises participating in the foreign economic activity of the Russian Federation. Based on the analysis of the risks infected by the development of the coronavirus pandemic, as well as their impact on the foreign economic sphere of the Russian Federation, the author
substantiates the directions for the development of foreign 3. economic activity of enterprises as a damper in the context of the unfolding global crisis. The diversification of sales channels, assortment portfolio, forms of foreign economic interaction and geography of partner selection are substantiated as strategic directions of development for enterprises participating in foreign economic activity.
Keywords: foreign economic activity, risks, pandemic coronavirus, overseas markets, diversification
References
1. Voronkova O.N. New "black swans" of the world economy and 4. risk management policy. // International journal of scientific publications "Colloquium-journal" (Warsaw, Poland) - 2020 -№9 (61). - h. 6. - p. 5-9. 5.
2. Protection against shock. // ECONS - March 12, 2020 [Electronic resource] - Access mode: https://econs.online/articles/ekonomika/zashchita-ot-shoka/
Review of the international practice of supporting the economy and population in the fight against the coronavirus pandemic in Armenia, Great Britain, Germany, Denmark, Spain, Italy, Kazakhstan, China, the Netherlands, USA, Finland, France, Sweden, South Korea, Japan. / Ed. O.V. Sinyavskaya. Institute for Social Research, National Research University Higher School of Economics, April 27, 2020 [Electronic resource] -Access mode:
https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/C0VID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf Operational headquarters of JSC Russian Export Center [Electronic resource] - Access mode: https://www.exportcenter.ru/operativnyi-shtab-rec/ Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2020 No. 431 "On establishing the peculiarities of the circulation of medical devices and restrictions on the wholesale and retail trade in medical devices and on the list of such products" [Electronic resource] - Access mode: https: // www. garant.ru/hotlaw/federal/1343796/
Federal educational portal [Electronic resource] - Access mode: http://ecsocman.hse.ru/data/926/674/1219/Glava_10.pdf
X X
O
OD >
c.
X
00 m
o
ho o ho