ВНЕШНЕЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Краснов Максим Анатольевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента.
Место работы: НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса».
Контакты автора: statjavak@mail.ru
Аннотация. В статье автор обосновывает инструментарий внешнего антикризисного управления как наиболее эффективный вариант финансового оздоровления предприятий Республики Татарстан, проводит оценку его результативности на примере отдельных предприятий и региона в целом. Все это позволило сохранить и создать условия для развития целого ряда социально значимых предприятий республики.
Ключевые слова: антикризисное управление, финансовое оздоровление, социально значимые предприятия, результативность внешнего управления, процедура несостоятельности.
EXTERNAL ANTI-CRISIS MANAGEMENT AS INSTRUMENT OF FINANCIAL IMPROVEMENT OF THE REPUBLIC TATARSTAN ENTERPRISES
Krasnov Maxim Anatolievich, Candidate of economic sciences, docent of management.
Place of employment: LEU VPO Nizhny Novgorod Institute of Management and Business.
Contacts of the author: statjavak@mail.ru
Annotation. In the article the author proves tool of external anti-crisis management as the most effective variant of financial improvement of the Republic Tatarstan enterprises, gives an estimation of its productivity on an example of the separate enterprises and region as a whole. All it has allowed to keep and create conditions for development of variety of socially significant enterprises of republic.
Keywords: anti-crisis management, financial improvement, socially significant enterprises, productivity of external management, inconsistency procedure.
Важнейшим фактором мотивации финансового оздоровления предприятий-должников является оценка результативности внешнего антикризисного управления не только на примере отдельных предприятий, но также и в региональном масштабе. По состоянию на 19.03.2003 года в Республике Татарстан в процедурах несостоятельности (банкротства) находилось 780 предприятий-должников, из них 28 предприятий в процедуре наблюдения, 70 - в процедуре внешнего управления и 682 в процедуре конкурсного производства.
По результатам процедуры внешнего управления в период с 2003 по 2005 годы в экономике Республики Татарстан доля убыточных предприятий сократилась в 1,7 раза, тогда как в целом по Российской Федерации
сокращение составило 1,4 раза. Реальные результаты финансового оздоровления достигнуты почти на 70% предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, тогда как в Российской Федерации в ходе внешнего управления удалось восстановить платежеспособность только 40% предприятий.
Рис. 1. Удельный вес убыточных организаций Республики Татарстан и Российской Федерации (в про-центах).
Таким образом, удалось сохранить и создать условия для развития целого ряда социально значимых предприятий республики. Одним из основных качественных показателей эффективности проводимой государственной политики по финансовому оздоровлению организаций должников является объем погашаемых обязательных платежей в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в соотношении с суммой имеющейся задолженности или, иными словами, показатель погашения обязательных платежей на 1 руб. долга.
Рис. 2 Сравнительный анализ процедур внешнего управления в Российской Федерации и Республике Татарстан (в процентах).
В 2005 г. процедуры несостоятельности (банкротства) обеспечили погашение 5,9 млн. руб. обязательных платежей из 10,6 млн. руб. суммарной задолженности по IV очереди в соответствии с реестрами требований кредиторов. Таким образом, по итогам 2005 года в Республике Татарстан показатель погашения обязательных платежей на 1 руб. долга составил 55,7 коп. (рис. 3). По данному показателю Республика Татарстан занимала в 2005 г. первое место в Приволжском федеральном округе [1].
При среднем сроке реализации процедур внешнего управления в 1,5 года и конкурсного производства в 2 года, успех реализации процедур несостоятельности в Республике Татарстан был обеспечен созданием в
1999 году нормативной базы финансового оздоровления организаций-должников, отдельные элементы которой заключаются в следующем: применение механизма реструктуризации бизнеса организаций-должников в целях их финансового оздоровления;
создание системы реализации имущества организа-ций-должников на открытых торгах;
60 -
П п п
П П П п
Ппп.
// * ^ ^ "С /// ///////// // // / / </// /
Рис. 3 Данные субъектов Приволжского федерального округа по показателю погашение обязательных платежей на 1 рубль долга.
- повышение качества арбитражного управления за счет квалифицированной подготовки и сертификации управляющих;
- координация деятельности государственных органов власти по решению вопросов инициирования процедур несостоятельности (банкротства);
- создание системы предотвращения преднамеренного банкротства юридических лиц в Республике Татарстан;
- информационная открытость при проведении процедур несостоятельности (банкротства) на предприятиях Республики.
Залогом успешного претворения в жизнь мероприятий по предотвращению банкротства, финансового оздоровления предприятий, реализации процедур банкротства, является тесное взаимодействие всех государственных органов, выработка механизмов для более эффективного сотрудничества и определение роли каждого министерства и ведомства в системе финансового оздоровления организаций-должников Республики Татарстан.
Одним из важных факторов являются эффективные формы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а именно Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, отраслевыми министерствами промышленности, транспорта и экономического развития России, Министерства финансов РФ, Федеральной службы занятости населения, Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, Российского комитета государственной статистики, Министерства экономики, Министерства торговли и промышленности Республики Татарстан и др.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2001 г. № 732 в республике выстроена институциональная иерархия принятия согласованных решений по финансовому оздоровлению организаций-должников в отраслевом разрезе (рис. 4), предполагающая:
- создание отраслевых балансовых комиссий по рассмотрению финансового состояния подведомственных предприятий;
- установление взаимодействия межведомственной комиссии с отраслевыми балансовыми комиссиями и Коллегиями министерств Республики по выработке согласованной позиции применения вариантов финансового оздоровления организаций-должников;
- возложение на совместные отраслевые комиссии по реструктуризации предприятий контроля за финансовым оздоровлением организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства).
На начало 2006 года была проведена реструктуризация более 150 крупных и средних предприятий-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), в том числе ГУП «Казанский завод «Серп и молот», ОАО «Казанский льнокомбинат», ГУП КПО СВТ «Терминал» (г. Казань), ОАО «Национальная обувь» (р.п. Арск) и др. Реализованы ценные бумаги около 30 новых юридических лиц, созданных в результате реструктуризации, в том числе ОАО «Азнакаев-ский завод «Нефтемаш», ОАО «Нурлатский сахар», ОАО «Нефтепромхим» (г. Альметьевск), ОАО «Заин-ский крекер», ОАО «Нижнекамский механический завод» и др.
С целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий, создаваемых в ходе реструктуризации организаций-должников, программой было предусмотрено выделение денежных средств в сумме 38,5 млн. руб. в виде государственных субсидий в размере до % ставки рефинансирования Центрального банка РФ на погашение части процентной ставки по выданному предприятию банковскому кредиту, что позволило привлечь кредитные ресурсы коммерческих банков в размере около 200 млн. руб.
Программой предусмотрено, что контроль за ходом реализации мероприятий по реструктуризации предприятий в ходе процедур несостоятельности (банкротства) осуществляют совместные отраслевые комиссии по реструктуризации предприятий, создаваемые на основании совместных приказов Комитета и соответствующих отраслевых министерств Республики Татарстан. Были созданы и начали свою деятельность совместные комиссии по реструктуризации предприятий с министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Дальнейшее совершенствование системы финансового оздоровления напрямую связано с принятым в 2003 г. федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [2] и переходом к качественно новому этапу развития системы финансового оздоровления в Республике Татарстан, характеризующемуся дальнейшим снижением роли государства в сфере регулирования антикризисного управления.
Важнейшими положениями этого закона были и остаются изменения в области законодательного регулирования процедур банкротства. В том числе предусматривается создание и развитие института саморе-гулируемых организаций арбитражных управляющих. Ужесточились требования, предъявляемые к арбитражным управляющим, введено финансовое обеспечение их деятельности. Государство, как кредитор по налоговым платежам получил равные права с остальными конкурсными кредиторами. Продажа имущества организаций-должников осуществляется только через публичные торги.
Необходимо отметить, что в Республике Татарстан положения новой модели несостоятельности были реализованы уже в 2002 году. Так, например, были созданы и успешно сегодня функционируют:
- гильдия арбитражных управляющих и 6 управляющих компаний, объединяющие 90 арбитражных управляющих, что составляет 58% от общего числа практи-
кующих арбитражных управляющих в Республике Татарстан;
- институт региональных уполномоченных представителей, основной задачей которого является представление интересов государства как кредитора по обязательным платежам;
- система оценки и реализации имущества организа-ций-должников, с помощью которой за период с 2003 по 2005 годы было реализовано более 470 млн. руб. имущества организаций-должников, находящихся в процедурах несостоятельности.
Таким образом, одним из итогов функционирования институциональной системы финансового оздоровления организаций-должников стало создание всех необходимых предпосылок для перехода административно-рыночной системы на качественно новый этап своего развития - посткризисный рыночный путь. За последние годы произошло кардинальное изменение менталитета общества по отношению к процедурам банкротства. Все это - гарантия того, что изменение федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве) не создаст серьезных проблем в процессе завершения финансового оздоровления органи-заций-должников и снижения доли убыточных предприятий Республики Татарстан.
Как известно, в период внешнего управления основной задачей арбитражного управляющего является восстановление платежеспособности предприятия-должника. С этой целью проводится комплекс антикризисных мероприятий, направленных на создание условий безубыточного функционирования производства, взыскание дебиторской задолженности, реализация активов, не участвующих в производственном процессе, перепрофилирование производства, пересмотр политики продаж и т.д.
При условии получения положительного эффекта от проведенных мероприятий арбитражный управляющий имеет возможность заключить с кредиторами предприятия-должника мировое соглашение. При невозможности заключения мирового соглашения перед арбитражным управляющим встает задача дальнейшего осуществления антикризисных мероприятий и поиска иных путей для расчета с кредиторами после завершения процедуры внешнего управления. По нашему мнению, реструктуризация является инструментом, позволяющим провести процедуру финансового оздоровления с максимальной эффективностью, обеспечивая при погашении кредиторской задолженности, сохранение и развитие производства конкурентоспособных предприятий. Реструктуризация предприятий в ходе процедур несостоятельности стала одним из важнейших элементов системы финансового оздоровления. Применение этого механизма позволяет в кратчайшие сроки на базе активов должника создать новое предприятии, сохранив тем самым его бизнес, зачастую являющийся уникальным как для региона, так и для России в целом, сохранить трудовой коллектив и обеспечить и обеспечить условия для погашения кредиторской задолженности.
В этой связи представляет определенный научнопрактический интерес оценка эффективности проведенных антикризисных мероприятий в Республике Татарстан. Заслуживает внимания сравнение итогов социально-экономического развития Республики Татарстан в благополучный период экономического роста 2005-2007 годов с годами развития экономического кризиса (2008-2009 гг.). Сводные результаты развития по данным министерства экономики, Министерства
промышленности и торговли и территориального органа государственной статистики Республики Татарстан показаны в таблице 1.
Из итоговых данных социально-экономического развития видно, что весь период с 2005 по 2008 год включительно можно отнести к периоду экономического роста, а именно [1]:
- объемы валового регионального продукта в основных ценах росли на 7-8% в год;
- индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года был ниже уровня инфляции по России и составлял от 7 до 11,6% в год;
- объем отгруженной продукции (работ и услуг) за период с 2005 по 2008 гг. увеличился с 499,8 до 821,8 млрд. руб. или на 64%, что составляет в среднем за год на 16%;
- индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году имел значения от 104 до 108%;
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в действующих ценах каждого года увеличился с 139,4 млрд. руб. до 267,0 млрд. руб. при среднегодовых темпах от 99% до 121%;
- ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования увеличился с 1778 тыс. м2 в 2006 году до 2222 тыс. м2 в 2008 г.;
- денежные доходы на душу населения в среднем за месяц выросли с 7251 руб. в 2005 году до 14400 руб. в 2008 году или на 199% при среднегодовых темпах прироста 25%, что выше уровня инфляции в эти годы;
- среднемесячная заработная плата работающих в среднем за год увеличилась с 7068 в 2005 году до 14650 в 2008 году.
Прогнозные данные на 2009 год были сделаны в конце 2008 года или в I полугодии 2009г. и не отразили реального спада экономики республики Татарстан, который в целом ниже, чем по России, но тем не менее все же имеет место.
Источник: Социально-экономическое положение
Республики Татарстан. Комплексный информационноаналитический доклад / Госкомстат РТ, -Казань, 2009 [3].
Таким образом, результаты проведенного анализа дают все основания для утверждения о достаточно высоком уровне результативности внешнего антикризисного управления на предприятиях Республики Татарстан. Так с 2003 по 2005 годы доля убыточных предприятий в Республике сократилась в 1,4 раза. За этот период проведена реструктуризация более 150 предприятий-должников. Объем реализованного имущества предприятий-должников составил более 312 млн. руб., из общего числа предприятий 57% стали рентабельными.
Все это существенно повлияло на темпы экономического роста 2005-2008 гг., когда в основном была завершена программа реструктуризации убыточных предприятий в отраслях материального производства. В преддверии кризиса объемы валового регионального продукта росли ежегодно на 7-8%, отгруженной продукции от 7 до 11% в год. Денежные доходы на душу населения росли по 25% в год, что выше средних темпов роста валового регионального продукта. Однако это привело к нарушению пропорции в развитии сфер производства, обмена и потребления, что в результате способствовало развитию кризисных явлений в 2008-2009 гг.
Список литературы:
1. Россия в цифрах. 2005, 2006, 2007. Стат. сборник/ Росстат. М., 2005, 2006, 2007.
2. Закон Российской Федерации № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 23.04.2003.
3. Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Комплексный информационно - аналитический доклад / Татстат, -Казань, 2009.
РЕЦЕНЗИЯ
Представленная на рецензирование статья отражает основные тенденции и специфику регионального опыта реализации механизма внешнего антикризисного управления как инструмента финансового оздоровления предприятий Республики Татарстан. При этом автор рассматривает опыт реализации политики антикризисного управления на предприятиях различных отраслей экономики региона. Автор обосновывает инструментарий внешнего антикризисного управления как наиболее эффективный вариант финансового оздоровления предприятий Республики Татарстан, проводит оценку его результативности на примере отдельных предприятий и региона в целом. Все это позволило сохранить и создать условия для развития целого ряда социально значимых предприятий республики.
Так, по результатам процедуры внешнего управления в период с 2003 по 2005 годы в экономике республике Татарстан доля убыточных предприятий сократилась в 1,7 раза, тогда как в целом по Российской Федерации сокращение составило 1,4 раза. Реальные результаты финансового оздоровления достигнуты почти на 70% предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, тогда как в Российской Федерации в ходе внешнего управления удалось восстановить платежеспособность только 40% предприятий.
Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне результативности внешнего антикризисного управления на предприятиях Республики Татарстан.
Точка зрения автора достаточно обоснована, аргументирована обширными статистическими данными и может быть использована в процессе разработки ряда документов, касающихся стратегии антикризисного управления на промышленных предприятиях.
Данная статья может быть рекомендована для публикации в центральных научных изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации.
Директор Высшей школы Экономики Казанского государственного Технологического университета, д.э.н., профессор, заслуженный Деятель науки Республики Татарстан Киселев С.В.