Научная статья на тему 'Внеклассное чтение в системе работы по формированию психологического климата в группах слабослыщащих младших школьников'

Внеклассное чтение в системе работы по формированию психологического климата в группах слабослыщащих младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READING CHILDREN''S LITERATURE / ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / UNDERSTANDING OF PERSONAL QUALITIES / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова М. В.

В статье представлены данные экспериментальной работы, в которой была предпринята попытка установить взаимосвязь между состоянием психологического климата и качеством знания детьми личностных черт человека. Анализируется динамика развития детских взаимоотношений в экспериментальном классе за счет целенаправленной работы по формированию представлений о качествах личности в процессе внеклассного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOME READING IN WORK SISTEM ON FORMATION OF A PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN GROUPS OF YUONGER SCHOOLBOYS HARD OF HEARING

In article the data of experimental work is presented. In article attempt to establish interrelation between a condition of a psychological climate and quality of knowledge children of personal lines of the person has been undertaken. Dynamics of development of children's mutual relations in an experimental class at the expense of purposeful work on formation of representations about qualities of the person in the course of home reading is analyzed.

Текст научной работы на тему «Внеклассное чтение в системе работы по формированию психологического климата в группах слабослыщащих младших школьников»

6. Fromm, Eh. Psikhoanaliz i ehtika. - M., 1993.

7. Adler, A. Ponyatj prirodu cheloveka / per. E.A. Cihpina. - SPb., 2000.

8. Ponomarev, Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. - M., 1976.

9. Petrovskiyj, A.V. Obthaya psikhologiya. - M., 1986.

10. Buber, M. Dva obraza verih / per. G.S. Pomeranc. - M., 1999.

11. Galjperin, S.V. Moe mirovozzrenie. - M., 1992.

12. Akopov, G.V. Socialjnaya psikhologiya vihsshego obrazovaniya. - Samara, 1993.

13. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. -M., 1990.

14. Sharov, A.S. Ogranichennihyj chelovek: znachimostj, aktivnostj, refleksiya. - Omsk, 2000.

15. Bogoyavlenskaya, D.B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnosteyj. - M., 2002.

16. Petrovskiyj, A.V. Obthaya psikhologiya. - M., 1986.

Статья поступила в редакцию 09.03.12

УДК: 376.3.018.42.

Skvortsova M.V. HOME READING IN WORK SISTEM ON FORMATION OF A PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN GROUPS OF YUONGER SCHOOLBOYS HARD OF HEARING. In article the data of experimental work is presented. In article attempt to establish interrelation between a condition of a psychological climate and quality of knowledge children of personal lines of the person has been undertaken. Dynamics of development of children's mutual relations in an experimental class at the expense of purposeful work on formation of representations about qualities of the person in the course of home reading is analyzed.

Key words: reading children's literature; understanding of personal qualities; psychological climate; interpersonal relations.

М.В. Скворцова, аспирантка ГОУ ВПО МПГУ дефектологического факультета отделения

сурдопедагогики, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната II вида, г. Москва, E-mail: m-ckv@rambler.ru

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППАХ СЛАБОСЛЫЩАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены данные экспериментальной работы, в которой была предпринята попытка установить взаимосвязь между состоянием психологического климата и качеством знания детьми личностных черт человека. Анализируется динамика развития детских взаимоотношений в экспериментальном классе за счет целенаправленной работы по формированию представлений о качествах личности в процессе внеклассного чтения.

Ключевые слова: чтение детской литературы; понимание личностных качеств; психологический климат; межличностные отношения.

Младший школьный возраст является тем возрастным этапом, во время которого происходит становление основных личностных образований, формирование межличностных отношений. Значительное влияние оказывает чтение на развитие личности слабослышащего ребенка. Знакомясь с миром произведений художественной литературы, ребенок с нарушением слуха осваивает опыт предшествующих поколений, воспринимает образцы взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях, формирует собственные убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. Благодаря книге дети учатся разбираться в людях, размышлять об их взаимоотношениях, устанавливать связи между переживаниями персонажей и окружающей действительностью. Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют небольшой жизненный опыт, недостаточно представлений о человеческих взаимоотношениях, чувствах людей. Детская литература дает уникальную возможность для создания определенных условий, способствующих расширению опыта межличностного общения. Именно во время обучения в начальной школе закладывается база для развития устойчивого интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Исследования показали, что младшие школьники с нарушением слуха имеют неполные, ограниченные представления о личностных качествах людей [1 - 4].

В проведенном нами эксперименте участвовали 52 слабослышащих школьника вторых - пятых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 22 г. Москвы. Нами была разработана методика «Выделение и понимание личностных качеств» для того, чтобы оценить возможности слабослышащих детей младшего школьного возраста понимать и выделять личностные качества персонажей художественных произведений. Данная методика ориентирована на установление взаимосвязей между состоянием психологического

климата и качеством знания детьми личностных черт человека. Процедура проведения этой методики предполагала две части: устную инструкцию и тексты с вопросами и вариантами ответов. В текстах описывались реальные ситуации, где в неявной форме выражались личностные свойства человека. При составлении рассказов для экспериментального задания учитывалось состояние развития словесной речи слабослышащих младших школьников, поэтому содержание текстов было простым, конкретным. В списке качеств были такие как, хороший (добрый), злой, невоспитанный, смелый (отважный), ленивый, нетрудолюбивый. Дополнительно были предложены качества, обозначающие такие качества как заботливость, ум, глупость, воспитанность, трусливость, трудолюбие. Выбор указанных психологических качеств мотивируется тем, что понятия, их обозначающие, отражены в содержании учебной программы для школ II вида и должны быть усвоены учащимися в течение всего периода начального обучения. Главной же причиной этого выбора мы считаем важность умения слабослышащих детей разбираться в человеческих качествах, знание и понимание которых способствует налаживанию конструктивных эмоциональных отношений с окружающими людьми, в том числе со сверстниками. Были выбраны наиболее часто употребляющиеся в детской речи, знакомые понятия, с помощью которых человек выражает то или иное качество личности.

Данные методики “Выделение и понимание личностных качеств” показали, что больше половины слабослышащих школьников (65%) не знают значения понятий, обозначающих личностные качества. Еще больший процент (75%) составляют те дети, которым трудно определить, о каком психологическом качестве говорится в тексте. Во всех классах, со 2-го по 4-ый включительно, количество допущенных ошибок преобладает над количеством выбранных верных ответов. Только в пятом классе количество верных ответов (71%) превалирует над количеством допущенных

ошибок. Данное обстоятельство связано с тем, что уровень речевого развития пятиклассников выше, чем уровень речевого развития учащихся 2-4 классов с похожей степенью снижения слуха.

Из всех предложенных качеств личности понятие «ленивый» оказалось наиболее доступным слабослышащим младшим школьникам (самый высокий процент правильных ответов по сравнению с другими - 48%). Наибольшие затруднения у всех учащихся вызвало понятие «жестокий», наряду с этим понятием незнакомым оказалось также понятие «отважный». В целом, с помощью экспериментальной методики был выявлен низкий уровень знания слабослышащими детьми понятий, обозначающих личностные качества людей.

Незнание личностных свойств человека учащимися с нарушением слуха приводит к обеднению их социального опыта, замедляет, препятствует переходу личности ребенка на последующий, качественно новый, сложный уровень социально-психологического развития.

Состояние психологического климата в классе зависит от сформированности межличностных отношений, которые, в свою очередь, определяются индивидуальным социальным опытом каждого школьника. Для оптимального социально-психологического развития слабослышащих детей младшего школьного возраста необходимо формировать представления о качествах личности, а также воспитывать в детях положительные черты личности. Для достижения этой цели в нашем исследовании мы использовали организацию детского чтения как одно из условий оптимизации психологического климата в группе школьников с нарушениями слуха. Занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время. Обучающий эксперимент длился в течение 1,5 учебных лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате II вида № 22 г. Москвы.

Работа с детскими произведениями - одно из направлений нашего экспериментального исследования. На этом этапе происходит обогащение словаря понятиями, обозначающими личностные качества людей, расширение нравственного опыта слабослышащих детей. Художественные произведения воспитывают внимательное отношение к окружающим, представления детей пополняются примерами проявления заботы, отзывчивости, уважения, справедливости, взаимопомощи.

При работе со слабослышащими детьми мы подобрали произведения таких авторов, как Н. Носов, В. Осеева, Н.Артюхова, А. Гайдар, Е. Пермяк, В. Голявкин, В. Драгунский и др. В том числе были подготовлены и использованы авторские тексты, в содержании которых отражаются различные жизненные ситуации, часто встречающиеся в повседневной жизни школьников. Цель использования авторских текстов заключается в закреплении понятий, обозначающих личностные свойства человека. Поскольку не всегда удается подобрать именно то художественное произведение, в котором отражалось бы определенное личностное качество, нами был составлен ряд текстов. Каждое произведение способствовало пониманию, закреплению и выработке у детей представления об определенном личностном качестве.

После ознакомления с текстом осуществлялся анализ произведения, отличающийся от разбора произведения, проводимого на уроке. Отличие состояло в том, что на экспериментальных занятиях основное внимание уделялось формированию у слабослышащих детей нравственных представлений. Младшие школьники учились анализировать поступки героев, определять их характерологические черты, находить мотивы совершаемых персонажами действий, определять соответствие их моральным нормам.

Прежде чем начать работу по формированию нравственных понятий, мы стремились вызвать у детей интерес к чтению художественной литературы. Чтение без интереса превращается для ребенка в формальную деятельность, лишенную привлекательности, а, значит, и эффективности. Для формирования у детей интереса к чтению использовались различные педагогические приемы, такие, например, как: чтение вслух интересных эпизодов из доступных их пониманию рассказов или сказок, изготовление книжек-аннотаций, «заселение» домика полюбившимися персонажами.

После того, как у слабослышащих младших школьников возник интерес к чтению, мы предлагали ребятам произведения выбранной нами тематики, которая связана с формированием представлений о нравственных качествах личности. В начале экспериментальной работы подбирались небольшие по объему произведения, в которых четко прослеживается противопоставление

добра и зла, положительных и отрицательных поступков. Дети с нарушениями слуха легче воспринимают краткие рассказы, чтение которых занимает немного свободного времени, не вызывает утомляемости и нежелания читать. Некоторые рассказы педагог читал детям вслух. В начале эксперимента ответы детей были непродуманными, не всегда соответствовали сути поставленного вопроса. Например, при чтении рассказа В. Драгунского «Все тайное становится явным» ребятам предлагалось подумать, почему автор так назвал свой рассказ. Перед разбором предварительно была проведена словарная работа. Приведем некоторые ответы детей на поставленный вопрос. «Автор захотел так назвать рассказ» (Аня А., 11 лет). «Потому что домой пришел человек, у него на голове была каша» (Махина Ш, 12 лет).

В ходе беседы обращалось внимание на особенности поведения Дениски, на его желание скрыть от мамы свой поступок и на то, чем закончился рассказ. В результате высказывания школьников изменились. «Тайное становится явным, потому что про обман все равно узнают» (Никита А., 10 лет). «Денис обманул маму, а мама все узнала. Стыдно» (Аня А., 11 лет).

После беседы по прочитанному тексту детям предлагались различные задания, использовались различные способы анализа произведений. Например, составление рассказа о себе, своей помощи кому-либо, создание серии рисунков на заданную в произведении тему, написание небольших сочинений, проведение инсценировки.

Короткие рассказы оптимальны для инсценировки, которую при необходимости можно повторять несколько раз, меняя роли ребят и обсуждая мотивы поступков литературных героев. Наблюдения за детьми во время проведения инсценировок показали, что ребята предпочитали выбирать роль положительного героя, не желали изображать отрицательного персонажа. Экспериментатор использовал данную ситуацию в педагогических целях, обращая внимание школьников на то, почему именно не нравится персонаж, как бы они поступили на его месте. Таким образом, дети вступали в дискуссию, обсуждали возможные варианты поведения в той или иной ситуации. При анализе произведений особое внимание обращалось не столько на сам факт проступка персонажа, сколько на его мотив: почему он поступил так, что двигало им во время совершения действия. После серии дискуссионных занятий, которые послужили базой для формирования критического мышления, младшие школьники начали задумываться над поступками персонажей, проводить аналогии с ранее разобранными действиями героев, устанавливали связи между поступками.

У младших школьников с нарушениями слуха углублялись представления о межличностных отношениях, о детской группе как неком сплоченном сообществе, общение в котором определяется правилами поведения, нравственными нормами, установленными в конкретном коллективе.

После проведения обучающего эксперимента нами была использована разработанная методика «Выделение и понимание личностных качеств». В заключительной серии экспериментальной работы слабослышащим детям были предложены те же тексты, с которыми они познакомились в ходе проведения контрольного эксперимента. Это связано с тем, что нам необходимо сделать срез динамики развития способности младших школьников понимать и выделять в тексте понятия, обозначающие личностные качества людей.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал значительное отличие количественных показателей в экспериментальном классе до и после обучающего эксперимента. Слабослышащими детьми экспериментальной группы после обучения допущено в пять раз меньше ошибок (13% против 60%), тогда как в контрольной группы неверные ответы превалируют над правильными (63% и 37% соответственно).

У слабослышащих детей, участвовавших в эксперименте, сформирован интерес к самостоятельному чтению. Они по собственной инициативе подбирали себе для чтения интересующие их произведения, обменивались между собой книгами, без участия педагога обсуждали прочитанное.

Оценка состояния межличностных отношений и психологического климата в группах, проведенная с помощью социометрии, показала позитивные изменения. В экспериментальном классе количество всех выборов увеличилось с 53% до 83%, а количество взаимных выборов выросло почти в два раза (с 40% до 73%), что положительно сказалось на росте индекса групповой сплоченности. В контрольном классе количество всех выборов

увеличилось незначительно: с 40% до 47%, а количество всех ной динамики развития детских взаимоотношений в эксперимен-

отрицательных выборов осталось прежним 67%. Также не изме- тальном классе, о формировании благоприятного эмоциональ-

нил°сь количество взаимных выборов и °ткл°нений: 20% и 33% ного фона в классе за счет целенаправленной работы по форми-

соответственно, индекс групповой сплоченности остался на пре- рованию представлений о качествах личности в процессе вне-

жнем низк°м уровне. Полученные данные свидетельствует о не- классного чтения. Разработанная нами обучающая методика ока-

благополучном состоянии психологического климата в данном

классе, наличии конфликтных ситуаций и недоброжелательного зала положительное влияние на формирование нравственных

эмоционального фона в контрольной группе. понятий, развитие благоприятных межличностных отношений и

Результаты контрольного эксперимента, проведенного в двух оптимального психологического климата в классе слабослыша-

параллельных классах, свидетельствуют о наличии положитель- щих мпадонж школьников.

Библиографический список

1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.

2. Красильникова, О.А. Развитие младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. - СПб, 2005.

3. Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. - М., 1991.

4. Гайдова, Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед.

наук. - М., 2005.

Bibliography

1. Bogdanova, T.G. Surdopsikhologiya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.

2. Krasiljnikova, O.A. Razvitie mladshikh slaboslihshathikh shkoljnikov na urokakh literaturnogo chteniya. - SPb, 2005.

3. Nikitina, M.I. Uroki chteniya v shkole dlya slaboslihshathikh deteyj. - M., 1991.

4. Gayjdova, Yu.V. Formirovanie mezhlichnostnihkh otnosheniyj deteyj s narusheniem slukha mladshego shkoljnogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 24.02.2012

УДК 37.01

Sozonova S.D. STUDYING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS HEADS' OPINION ABOUT READINESS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL GRADUATES FOR SOCIAL PARTNERSHIP. This work defines both professional and personal qualities and skills of high school graduate that form readiness for partner relations establishment in modern educational space. The given article describes studying of educational institutions employers-heads' requirements to graduates of pedagogical high school.

Key words: pedagogical high school graduate, heads of educational institutions, professional and personal qualities and skills of the graduate, readiness for social partnership.

С.Д. Созонова, соискатель учёной степени канд. пед. наук каф. педагогики Тобольской гос. социальнопедагогической академии им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: sozonova1978@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНРСТВУ

В работе определены профессиональные и личностные качества и навыки выпускника вуза, формирующие готовность к установлению партнёрских отношений в современном образовательном пространстве, описано изучение предъявляемых требований работодателей-руководителей образовательных учреждений к выпускникам педагогического вуза.

Ключевые слова: выпускник педагогического вуза, руководители образовательных учреждений, профессиональные и личностные качества и навыки выпускника, готовность к социальному партнёрству.

На современном этапе развития общества рыночные отношения спроса и предложения из сферы экономики плавно распространились в сферу образования. Не только образовательное пространство, но и сам процесс подготовки молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений, стал формироваться и претерпевать изменения под влиянием спроса руководителей образовательных учреждений на молодых специалистов. Сегодня в педагогике много говорится о том, что спрос на рынке образовательных услуг формирует предложение, что он порождает необходимость реформирования, модернизации всего процесса подготовки будущих учителей. Несмотря на это до сих пор остаются не совсем понятными ответы на вопросы: Какой специалист требуется современной школе? Каким именно его хотят видеть работодатели-руководители образовательных учреждений? Что необходимо изменить в организации процесса подготовки молодых специалистов, чтобы они стали конкурентоспособными уже сегодня?

Мы считаем целесообразным, изучить спрос работодателей-руководителей образовательных учреждений на выпускников педагогического вуза. Для этого нами было организовано анкетирование, которое поможет представить реальную картину того, какими знаниями, качествами и навыками, с точки зрения работодателя, должен обладать выпускник вуза при трудоустройстве на работу, а также позволит определить, в каком специалисте нуж-

даются руководители образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели нами были разработаны вопросы анкеты «Выпускник педагогического вуза глазами работодателя» [1; 2; 3]. Подобного рода анкеты в настоящее время разрабатываются во многих российских вузах, так как в современных условиях всё более требовательными и избирательными к будущим своим сотрудникам стали работодатели в лице директоров средних общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и досуга.

Сложность в том, что очень трудно подобрать и сформулировать корректные и в тоже время конкретные вопросы для определения знаний, умений и качеств, которыми должен обладать выпускник педагогического вуза, по мнению работодателей, при трудоустройстве в образовательные учреждения.

На вопросы анкеты «Выпускник педагогического вуза глазами работодателя» мы предлагали ответить директорам средних общеобразовательных школ города Тобольска и Тобольского района Тюменской области, в том числе директорам лицея, гимназии №10 им. Н.Д. Лицмана. Всего с анкетой ознакомились и согласились ответить на предложенные вопросы двадцать четыре руководителя образовательных учреждений.

Обратимся к анализу полученных результатов. Первые четыре вопроса анкеты ориентированы на определение того, с каким уровнем образования молодой специалист будет более востребован (со средним профессиональным или с высшим профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.