172
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Вайнер Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 13-15.
3. Вахитов P.P. Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 21 с.
4. Дрибинский П.Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного воз -раста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2009. - 21 с.
5. Жданов С.И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009. - 23 с.
6. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. - 376 с.
7. Мещерякова Г.П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ВУЗа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 24 с.
8. Мулявина Э.А. Актуализация здоровье формирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
9. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здо-ровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2007. - 22 с.
10. Соловьева Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 24 с.
11. Халилов A.M. Педагогические условия формирования здоровьес-берегающих технологий образования в образовательном учреждении: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2004. - 22 с.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЛИТЕРАТУРЕ
© Валиева З.И.*
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,
г. Владикавказ
В рамках школьной программы не всегда удается реализовать педагогические технологии, способствующие формирования у школьников
* Доцент кафедры Психологии.
навыков чтения, развитию таких познавательных процессов, как интерес, художественное восприятие текста и т.д. В этом существенную помощь оказывают уроки внеклассного чтении, логика и структура построения которых представлена в данной статье.
В современном образовательном пространстве, когда идет интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, особо актуальной становится проблема формирования и развития у учащихся навыков чтения. Как известно, любой процесс, в том числе и обучение чтению, будет наиболее успешным и эффективным, если он вызывает у учащихся познавательный интерес. Только живое, эмоциональное, разнообразное ведение занятий по внеклассному чтению, отмечает Н.Е. Щуркова, привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах [4]. Огромную роль в формировании и развитии интереса учащихся играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмот-рение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточ-но раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения -чтения произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.
Структуру уроков внеклассного чтения следует строить так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, то есть они не боятся высказывать свое мнение по поводу чтения товарища, дать совет. Не стоит забывать о воспитательных задачах уроков внеклассного чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать свое мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса. Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. Внеклассная работа по литературе - это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет и всегда волновал преподавателей-словесников. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки
174
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты [3].
Нетрадиционный подход в построении уроков внеклассного чтения предлагает Ю.А. Ильченко: «От простого чтения - рассматривания книги на уроке внеклассного чтения мы перешли к нетрадиционным формам проведения занятий. Как то пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило опрос. Так как слова ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды, они стали самостоятельно составлять и предлагать одноклассникам разгадывать их».
По мнению М.Г. Качурина, - автора многочисленных публикаций по методике внеклассного чтения, - внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству [1].
Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие - расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения должны быть разными. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий. Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает наибольшую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учителю следует уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.
Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:
- во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения);
- во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе;
- в-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предпола-гающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.
Однако при выборе форм и методов внеклассных занятий следует учесть, что интерес к ним у детей может пропасть не только от однообразия приемов работы, но и от излишнего их разнообразия. В первом случае одни и те же впечатления, повторяясь, начинают надоедать, пропадает положительная мотивация, угасают основные стимулы активной познавательной деятельности. Во втором случае быстрая смена разнообразных впечатлений утомляет детей, они «привыкают» к разнообразию, теряют способность удивляться и радоваться чему-либо новому, необычному. Постоянное введение на занятии новых форм работы может даже вызывать раздражение, а как следствие этого - потерю интереса к внеклассным занятиям. При выборе форм и методов работы во внеурочное время учитель должен соблюдать чувство меры, не бояться повторять те виды деятельности на родном языке, которые понравились детям, лишь частично обновляя их, наполняя новым содержанием.
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе.
Список литературы:
1. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе // Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
2. Маранцман В.Г Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995.
3. Маранцман В.Г. Приемы изучения литературного произведения в школе // Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.
4. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
© Ерышева С.С.*
Поволжская государственная социально-гумнитарная академия, г. Самара
Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик человека и его развития, можно сделать вывод, что проблема личности, являясь одной из центральных в педагогике и психологии. Она выступает
* Аспирант кафедры Педагогики.