Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ VR/AR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС'

ВНЕДРЕНИЕ VR/AR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
349
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / VRи AR-технологии / виртуальная реальность / дополненная реальность / туризм / инновационный прогресс.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Прошина Елизавета Юрьевна

рассмотрены возможности внедрения виртуальной реальности в туризме Российской Федерации. Раскрыты понятия инноваций и виртуальной реальности. В статье были выявлены преимущества использования VRи AR-технологий в туризме. Проведён анализ отечественного опыта внедрения виртуальной и дополненной реальности в туристскую индустрию. На основе анализа были выявлены сдерживающие факторы развития данных направлений, а также предложены способы решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ VR/AR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС»

ВНЕДРЕНИЕ VR/AR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС

Прошина Е.Ю.

Прошина Елизавета Юрьевна - магистрант, кафедра туризма и индустрии гостеприимства, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: рассмотрены возможности внедрения виртуальной реальности в туризме Российской Федерации. Раскрыты понятия инноваций и виртуальной реальности. В статье были выявлены преимущества использования VR- и AR-технологий в туризме. Проведён анализ отечественного опыта внедрения виртуальной и дополненной реальности в туристскую индустрию. На основе анализа были выявлены сдерживающие факторы развития данных направлений, а также предложены способы решения проблем.

Ключевые слова: инновации, VR- и AR-технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, туризм, инновационный прогресс.

Развитие инновационных технологий — двигатель прогресса в любой среде.

Инновации в туризме — это разработка, создание новых туристских продуктов, услуг, проектов и т.д. с применением достижений науки, техники, передовых технологий, а также передового опыта в областях управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить уровень занятости населения, обеспечить рост его доходов, ускорить социально-экономическое развитие и улучшит туристский имидж страны и регионов.

Виртуальная реальность в туризме — это один из новейших и наиболее перспективных инструментов для демонстрации туристических мест, курортов, отелей и прочего в режиме VR/AR [3]. Эффект полного погружения, высокое качество изображения, широкие возможности демонстрации туристических объектов и достопримечательностей - все это делает Virtual Reality мощным маркетинговым инструментом уже сегодня.

Инновации в области туризма направлены на изменение или создание нового туристического продукта. Каждый проект с применением AR-технологии уникален, поскольку будет воплощен на определенную туристическую услугу будь то экспонат на выставке или просмотр тура, куда хочет отправиться турист. Таким образом можно, учитывая опыт ученых и коллег создавать что-то похожее и вместе с тем отличное, но индивидуальное, инновационное.

VR- и AR-технологии в России только начинают своё развитие, выходя на рынок, тем самым привлекая внимание своей инновационностью.

В 2017 году был запущен проект «ARTEFACT» - гид по музеям с применением виртуальной реальности, через приложение смартфона. Принцип работы данного приложения простой: пользователь, наведя на объект камеру телефона, получает полную информацию об экспозиции с применением аудиогида. Благодаря данным технологиям пользователь сможет не только услышать, но и полностью погрузиться в атмосферу, увидев недостающие фрагменты, вид до реставрации и т.д. [4].

Привлечь внимание к своему бренду с помощью VR- и AR-технологии решили и владельцы отелей и гостиниц. Например, компания «InterContinental» в 2016 году оборудовала свой отель в Москве очками виртуальной реальности. В клубной гостиной посетители могли совершать виртуальное кругосветное путешествие и смотреть другие отели сети, расположенные в разных уголках мира [5].

Если раньше вопрос куда поехать был сложным и даже менеджер в турагентстве не мог помочь определиться с ответом, то теперь он может надеть на вас «волшебное устройство» и вы сами увидите все своими глазами. Примерно пять минут на каждую позицию, и вы принимаете обоснованное решение. Если вернуться к бронированию, то становится сложно решиться с отелем или курортом удаленно, оперируя только одними фотографиями, и даже отзывами. Даже самая хорошая реклама может быть обманчива. Вот вы посмотрели на хорошую фотографию шикарной кровати в номере отеля, а по прибытии понимаете, что это самое лучшее место во всем отеле, грязь в душе вводит вас в ступор, а пятно на полу явно старше вас. Но будь у вас фото формата «360 градусов», вы смогли бы избежать таких неприятностей [1].

Все сказанное выше поднимает вопрос: Если я все это увижу в виртуальной реальности, зачем мне платить за то, чтобы туда поехать? Важно понимать, что VR- и AR-технологии никогда не заменят полностью реальное путешествие. Вы можете много увидеть, это так. Но вы никогда не узнаете, чем пахнет море, какой на ощупь краб и как больно он может укусить, как, загорая на пляже, вас может окатить волной. Вы сможете посмотреть на вкусное итальянское блюдо, но карбонара и болоньезе для вас останутся просто словами. Конечно, если вы не можете по каким-то причинам подняться сами на Эверест, этого вам будет хватать, но никто не упустит возможность сделать это самому [2].

У технологий виртуальной реальности масса преимуществ.

Во-первых, благодаря эффекту погружения появляется возможность быстро и комплексно познакомиться с дестинацией. Виртуально побывав в интересующем месте, турист получает возможность не только посмотреть, а также полностью прочувствовать, там самым получив более точные данные, на основе которых принимается решение о поездке в тур.

Во-вторых, использование данных технологий открывает доступ к путешествиям разным слоям населения таким как: люди с ограниченными возможностями, подросткам, незамужним европейским женщинам, матерям с грудными детьми, многодетным родителям и т.д. Ведь они смогут с легкостью путешествовать по всему миру.

В-третьих, использование дополненной реальности станет отличным помощником к экскурсионной программе, если объект показа находится в труднодоступном месте или сохранился частично. С помощью данных инновационных технологий турист сможет увидеть, как выглядели города, регионы много лет назад.

В-четвертых, люди смогут минимизировать расходование личных ресурсов, таких как время и деньги. Виртуальные туры могут быть бесплатны, они не требуют времени на дорогу, личное присутствие, к тому же в любой момент такое путешествие можно прервать и затем продолжить в удобное время. А туроператорам не придется тратить время на поиск дестонации, трансфера, пунктов питания, средств размещения, так как он сможет оценить всю необходимую инфраструктуру в виртуальном пространстве. В-пятых, важнейший человеческий ресурс - это здоровье. Риски при путешествии по сети минимальны. В-шестых, бесконтактный способ знакомства с регионом. Не все путешественники владеют иностранными языками, т.к. виртуальный туризм не предполагает прямой вербальной коммуникации с коренным населением это отличная возможность избежать трудностей, связанных с незнанием языка и нехваткой знаний о регионе пребывания.

При всех плюсах внедрения VR/AR-технологий в туризм существует несколько сдерживающих факторов.

Во-первых, поскольку данная технология только появляется на Российском рынке не хватает квалифицированных специалистов, которые могли бы работать над созданием проектов и приложений VR/AR-технологий. Сейчас не хватает разработчиков по данному направлению, поэтому чтобы удовлетворить этот спрос нужно обеспечить квалифицированную подготовку специалистов в технических вузах России.

Во-вторых, высокая стоимость внедрения. Многие инновационных стартапы разрабатывают пилотные проекты благодаря энтузиазму разработчиков, но, к сожалению, не всегда реализуются из-за нехватки финансирования.

В-третьих, боязнь у руководства создавать что-то свое и внедрять новое. Людям проще идти по наработанным схемам, чем решиться на эксперимент. Способы решения данных проблем:

- поиск инвесторов, которые заинтересованы в крупных инновационных проектах;

- обмен опытом с иностранными коллегами;

- демонстрация руководству достижения экономического эффекта;

- сотрудничество с технологическими Вузами, стартами, разработчиками на выгодных условиях;

- получение грантов от государства.

Таким образом, внедрение данных инновационных технологий позволит увеличить внутренний и выездной поток туристов, сократить время и расходы на поиск информации о туре, расширит возможности экскурсионной программы. Однако в данный момент развитие УЯ/АЯ-технологий в туризме затрудненно из-за наличия проблем, которые требуется решать.

Список литературы

1. Что сделает с путешествиями виртуальная реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://therunet.com/articles/7802/ (дата обращения: 23.04.2022).

2. Турагентства внедряют технологии виртуальной реальности для повышения продаж. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourdom.ru/news/taagentstva-vnedryayut-tehnologii-virtualnoy-realnosti-dlya-povysheniya-prodazh.html/ (дата обращения: 23.04.2022).

3. Виртуальная реальность в туризме [Электронный ресурс]: специализированный магазин устройств виртуальной, дополненной и смешанной реальности "Виртуальные очки". Режим доступа: https://virtualnyeochki.ru/stati/virtualnaya-realnost-v-turizme (дата обращения: 22.04.2022)

4. InterContinentalMoscowTverskaya — первый в России отель с виртуальной реальностью [Электронный ресурс]: информационное издание "Loffitielvoyage." Режим доступа: https://www.lofficielvoyage.ru/gde-totam/intercontinental_virt/ (дата обращения: 28.04.2022)

5. Комарова К.О. Феномен экономики впечатлений [Электронный ресурс]: международный студенческий научный вестник. Режим доступа: http://eduherald.m/ru/artide/view?id=13481/ (дата обращения: 29.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.