Научная статья на тему 'Внедрение voice Flight vfs101 в управление навигационной системой на борту самолетов гражданской авиации'

Внедрение voice Flight vfs101 в управление навигационной системой на борту самолетов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суворов Ф.А.

Представлен обзор системы Voice Flight VFS101, способной управлять пилотажно-навигационным комплексом посредством голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение voice Flight vfs101 в управление навигационной системой на борту самолетов гражданской авиации»

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

УДК 621.396.932.1

Ф. A. Суворов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВНЕДРЕНИЕ VOICE FLIGHT VFS101 В УПРАВЛЕНИЕ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ НА БОРТУ САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Представлен обзор системы Voice Flight VFS101, способной управлять пилотажно-навигационным комплексом посредством голоса.

Голосовое управление устройствами на сегодняшний день имеет большее значение, как в авиации, так и в других отраслях. Голосовое управление работает по принципу распознавания речи - процесс преобразования речевого сигнала в текстовый поток.

Первый продукт распознавания речи от компании Voice Flight Systems. VFS101, представляет собой прорыв в авиационной технологии распознавания речи. Система позволяет пилотам быстро вводить навигационные данные, используя свой голос. Voice Flight VFS101 обеспечивает точное распознавание речи и мгновенную реакцию на действие пилотов. Система Voice Flight VFS101 позволяет пилоту, используя голосовое управление, вводить сложные данных в бортовой компьютер примерно в десять раз быстрее, чем при ручной записи информации.

VFS101 отвечает строгим требованиям безопасности FAA сертификации. Ручное управление системой

GPS всегда доступно, на случай возникновения трудностей и неисправностей с VFS101.

Рис. 1. Внешний вид УЕ8101

\Г8101 является первым и пока единственным устройством распознавания речи на борту воздушных судов гражданской авиации [1].

Рис. 2. Схема подключения VFS101

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

VFS101 использует стандартный фонетический алфавита ИКАО в авиационной отрасли. Фонетический алфавит — это стандартизированный (для данного языка и/или организации) способ прочтения букв алфавита. Применяется в радиосвязи при передаче написания сложных для восприятия на слух слов, сокращений, позывных, адресов электронной почты и т. п. с целью уменьшения количества ошибок [2].

Достоинства прибора:

• Высокая эффективность речевого интерфейса для Garmin GNS 430W и 530W

• Введение данных до десяти раз быстрее, чем ручным методом записи

• Первая сертифицированная система распознавания речи

• Точное и мгновенное распознавание

• Решает проблемы, связанные с ручным вводом данных в условиях турбулентности

• Экономит много времени при вводе плана полёта

• Обновление базы данных VFS101 выполняется совместно с навигационными данными (картами).

VFS101 взаимодействует с Garmin GNS 430W и 530W - это многофункциональный навигационный прибор. Он совмещает в себе GPS приемник с системой связи. Огромная специализированная авиационная база данных Jeppesen может быть обновлена при

помощи картриджей, загружаемых с лицевой стороны прибора. Она содержит подробную информацию обо всех аэропортах, пересечениях воздушных путей, частотах связи с диспетчерскими службами, о заходах на посадку и др. [3]. Имеет TFT LCD дисплей [4].

Пилоты имеют возможность проверить и подтвердить все команды отображаемые на экране Garmin GNS 430W/530W, прежде чем они будут отданы в систему GPS.

Варианты монтажа: VFS101 может быть установлен за приборной панели или в отсеке авионики, в зависимости от свободного пространства.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.voiceflight.com/content/products.

2. Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации : федеральные авиационные правила.

3. URL: http://buy.garmin.com/shop/shop.do?pID= 8052&ra=true.

4. Мухин И. А. Развитие жидкокристаллических мониторов. Телевидение и радиовещание. 2005. Ч. 1. № 2(46). С. 55-56; 2005. Ч. 2. № 4(48). С. 71-73.

© Суворов Ф. A., 2012

УДК 629.73.07

А. И. Таранов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЛОКАЛЬНЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Локальные ДПС СРНС имеют максимальные дальности действия от контрольно-корректирующей станции (ККС) до 50-200км. ЛДПС чаще всего включают в свой состав одну ККС, аппаратуру управления и контроля (в том числе, контроля целостности) и средства передачи данных. Существует три основных класса ЛДПС: морские, геодезические и авиационные. О последнем упомянутом классе далее и пойдет речь.

К настоящему времени разработано несколько типов авиационных ЛДПС посадки (спутниковых систем посадки). Эти системы отличаются несколькими достоинствами:

• сравнительно небольшой состав оборудования позволяет снизить издержки при улучшенных операциях в сложных метеоусловиях;

• позволяют в условиях 1-й и потенциально более сложных категорий обеспечить возможность работы для начальных участков всех взлетно-посадочных полос (ВПП) со стороны захода на посадку, располагающихся в радиусе 55 км, что делает эту систему экономически более эффективной, чем другие средства, которые, как правило, предназначаются для одной ВПП;

• позволяют оборудовать местные авиалинии;

• отличаются гибкостью, позволяющей реализовать траектории захода с переменной геометрией, минимизирующие время полета и обеспечивающие борьбу с помехами [1].

Для того чтобы удовлетворять жестким требованиям посадки самолетов, ЛДПС имеет в своем составе

монитор целостности со следующими функциями:

• обнаружение и исключение аномальных сигналов и ошибок, влияющих на измерительные каналы;

• аттестация дифференциальных ошибок определения дальности потребителя посредством сравнения некоррелированных показаний приемников;

• обнаружение и исключение перескоков фазы при слежении за фазой несущей;

• контроль передаваемых сообщений перед и после их излучения в эфир.

В качестве одного из примеров авиационной ЛДПС можно привести системы D920/D930 фирмы DASA (ФРГ) [2; 3], работающие по принципу GPS. Аппаратура D920 сертифицирована в соответствии со специальной категорией I, система D930 в состоянии удовлетворить требованиям I-й и II-й категорий ICAO. Радиус действия данных систем достигает 37 км. Система D920 включает ККС с монитором спутниковой радионавигационной системы (СРНС), ультракоротковолновую (УКВ) ЛПД с монитором (стандарт RTCA/DO-217 [3]), а также общий монитор для контроля и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.