М.И. Ленкова
доцент кафедры сервиса и туризма, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт
M.I. Lenkova
associate professor of the department of service and tourism,
Kuban social and economic institute (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
А. Ф. Кузина
доцент ВАК, доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет
A.F. Kuzina
associate professor VAK, candidate of economic sciences, department
of accounting, Kuban state agrarian university (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
С.Н. Волкова
магистрант 2 курса учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет
S.N. Volkova
the 2-year student of accounting and finance faculty of the,
Kuban state agrarian university (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
ВНЕДРЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ТУРИНДУСТРИИ
Аннотация. В статье рассмотрена значимость управленческого учета в туристском комплексе в современных условиях, с четом особенностей данной отрасли, которые необходимо учитывать при разработке систем управленческого учета.
Annotation. The article considers the significance of management accounting in the tourist complex in modern conditions, with Chet features of this industry that need to be considered in the development of management accounting systems. Ключевые слова: управленческий учет, туристский комплекс, турпродукт, доходы, расходы, калькуляция.
Key words: management accounting, tourist complex, tourist product, income, expenses, calculation.
Целесообразность и необходимость использования управленческого учета в современных условиях хозяйствования определено как экономическими условиями, так и галопирующим нарастанием кризиса. Их важность значительно возрастает в связи с возможностью выбора альтернативных ориентиров инвестирования и функционирования. Что же касается сферы туристских услуг, то для экономических субъектов, представляющих эту отрасль, характерен, как известно, целый ряд специфических особенностей функционирования, которые необходимо учесть в процессе разработки системы управленческого учета и его элементов.
Проблема разработки системы управленческого учета и постановки его в туристических организациях в настоящее время приобрела особую ак-
туальность так как в отрасли туристической индустрии существует определенная специфика и сильная конкурентная среда [1, 2].
Процесс развития экономических субъектов туриндустрии требует пересмотра традиционных систем учета, отказа от сложившихся стереотипов в учете. В условиях быстро меняющейся рыночной среды появляются новые объекты учета, меняются структура, объем, назначение, и пользователи учетной информации, растут и варьируются их требования. Поэтому трудно переоценить необходимость развития управленческого учета, который позволяет обеспечить решение большого количества управленческих вопросов экономических субъектов туриндустрии на основе соизмерения затрат и результатов в разрезе отдельных видов турпродуктов (товаров, работ, услуг), центров ответственности и сегментов деятельности.
Рассмотрим основные направления методологии ведения бухгалтерского учета исследуемых экономических субъектов, учитывая специфику их деятельности на примере ГУП РО «ОК «Дон» Туапсинского района, которые выступают учетно-аналитическим кластером в системе управленческого учета.
В 2016 г. ГУП РО «ОК «Дон» осуществляло самостоятельное приготовление питания для проживающих на территории Комплекса детей и сопровождающих их.
Операции по питанию отражались в системном бухгалтерском учете следующим образом:
- оприходование продуктов питания в бухгалтерской базе осуществлялось на основании первичных документов общей суммой, при этом формировались приходные накладные на бумажных носителях в разрезе номенклатуры и количества полученных продуктов. Составлялся реестр приходных документов, с указанием лиц, принявших продукты;
- ответственный склада продуктов по результатам периода формировал Оборотную ведомость по продуктам питания в разрезе номенклатуры, где указывал цену, начальные остатки, количество и стоимость пришедших товаров, расход в количественном и стоимостном выражении и остаток на конец периода;
- формировался список количества детей за период в разрезе дней питания. Выводилась средняя стоимость питания на одного ребенка в день;
- на основании вышеуказанных документов главным бухгалтером делалась счетная запись по списанию продуктов питания: дебет счета 20 «Основное производство» - кредит счета 10 «Материалы» [1].
На ГУП РО «ОК «Дон» утверждены рецептурные карточки, но для работы они не применялись. Следует отметить, что списание продуктов по рецептурным карточкам требует существенных трудозатрат и, как следствие, отдельного бухгалтера. В условиях ограниченного количества сотрудников бухгалтерии (главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера) было принято решение о применении «котлового» способа учета продуктов питания, который закреплен учетной политикой.
В отношении применяемого ГУП РО «ОК «Дон» Туапсинского района метода хотелось бы заметить, что подобное формирование расходов на питание затрудняет контроль над расходованием продуктов питания.
При формировании затрат по питанию должны учитываться не толь-
ко продукты питания, но также, как минимум, амортизация эксплуатируемых основных средств, заработная плата сотрудников, страховые взносы и иные подобные расходы.
При учете расходов столовой также следует уделить внимание учету посуды.
Учет движения столовой посуды и приборов предприятие общественного питания фиксирует в отдельном журнале учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам организации.
Унифицированная форма № ОП-19 журнала учета столовой посуды приведена в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Журнал ведется лицом, ответственным за сохранность столовой посуды и приборов, например заместителем директора, распорядителем зала, бригадиром официантов и так далее.
В журнале учета столовой посуды фиксируется информация об учете столовой посуды и приборов, выданных под отчет работникам организации общественного питания.
Столовая и кухонная посуда, приборы, инвентарь учитываются по количеству и сумме с оформлением соответствующих записей в журнале учета столовой посуды и приборов.
Записи в этом журнале оформляются на основании товарных накладных на получение указанного имущества (форма № ОП-4), его сдачу, актов о бое, ломе или утрате посуды и приборов (форма № ОП-8).
Журнал учета столовой посуды подписывается материально- ответственным лицом и работниками, которым выдаются под отчет столовая посуда и приборы.
Рекомендуем ГУП РО «ОК «Дон» Туапсинского района наладить учет данного участка, возможно, применяя специализированную программу и увеличив штат сотрудников, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В 2015-2016 гг. было выявлено, что при формировании себестоимости реализованных товаров, работ, услуг ГУП РО «ОК «Дон», часть расходов со счета 20 «Основное производство» списывалась в дебет счета 90 «Продажи», а часть в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Как нам было пояснено, таким образом счетные записи формировались из-за того, что бухгалтерская программа не настроена надлежащим образом. Часть расходов при «Закрытии месяца» автоматически относятся программой в дебет счета 90 «Продажи». Те расходы, которые не были автоматически списаны, были отражены проводкой ручного учета на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
По нашему мнению, оснований отражать расходы в прочих расходах из-за дефектов бухгалтерской программы не возникает.
Данное нарушение не повлекло за собой искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как данные суммы отражались по строке «Себестоимость продаж».
Обращаем внимание главного бухгалтера ГУП РО «ОК «Дон» Туап-синского района, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его
применению, утвержденным Приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г. счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом, используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».
Реализация путевок осуществлялась по агентским договорам, при этом в договорах указывалось, что агентом самостоятельно определяется окончательная стоимость реализации путевок, стоимость путевок, оплачиваемая ГУП РО «ОК «Дон», в договорах фиксировалась. Договоры носили признаки договоров комиссии, то есть агенты выступали от своего имени, но за счет принципала.
В качестве оправдательных документов агентами ежемесячно предоставлялись Отчеты агента, где указывалось количество путевок, срок и период путевок, а также вознаграждение агента, полученное в результате реализации. Для реализации путевок агентами использовались их бланки, стоимость указывалась равной стоимости ГУП РО «ОК «Дон», либо обозначалась фразой «по договору».
На основании Отчетов агентов ГУП РО «ОК «Дон» формировались товарные накладные на необходимое количество путевок. Агенты перечисляли суммы, отраженные в накладных, без учета агентского вознаграждения.
В выручку от реализации ГУП РО «ОК «Дон» включались суммы без учета агентского вознаграждения. В отношении такого порядка учета выручки хотелось бы сказать следующее. По нашему мнению, в состав выручки для целей бухгалтерского и налогового учета необходимо включать всю сумму расчетов с агентом, в том числе и агентское вознаграждение.
Доходом комитента от операций по реализации товаров комиссионером признается вся полученная сумма выручки от реализации товаров в рамках договоров комиссии, включая комиссионное вознаграждение комиссионера.
В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ, в целях применения гл. 26.2 НК РФ, датой получения доходов у налогоплательщиков, в том числе у комитентов, признается день поступления им денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Для учета расчетов с агентом в целях бухгалтерского учета ГУП РО «ОК «Дон» может использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а для учета расчетов с клиентами - счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. В данном случае речь идет о доходах от обычных видов деятельности.
Указанные доходы отражаются в бухгалтерском учете ГУП РО «ОК «Дон» на дату получения извещения от агента о продаже путевок (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). При этом производится запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90.1 «Выручка» - в сумме, фактически уплаченной клиентами. Одновременно задолженность агента перед ГУП РО «ОК «Дон» отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», аналитический счет «Расчеты с агентом по реализованным путевкам», в корреспонденции с кредитом счета 62»Расчеты с покупателями и заказчиками».
Агентское вознаграждение и компенсируемые агенту затраты являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, абз. 2 п. 9, п. 16, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Такие затраты признаются на дату утверждения отчета агента и отражаются по дебету счетов затрат, например, по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по соответствующим аналитическим счетам).
По факту удержания агентом вознаграждения из поступивших от клиентов денежных средств в учете ГУП РО «ОК «Дон» производится внутренняя запись в аналитическом учете по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Таким образом, у предприятия возникают и доходы (в виде выручки, включающей вознаграждение агента) и расходы (в виде агентского вознаграждения) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
Данное нарушение повлекло за собой искажение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и величины налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В отношении вопросов, неоднозначно освещенных в действующем налоговом законодательстве и носящих спорный характер, считаем целесообразным ГУП РО «ОК «Дон» Туапсинского района обратиться за разъяснениями в налоговые органы.
Также необходимо учитывать, что все неустранимые сомнения, про-
тиворечия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Следует отметить, что ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов в виде взыскания штрафа в размере 30 тыс. руб.
На основании вышеизложенного рекомендуем главному бухгалтеру ГУП РО «ОК «Дон» Туапсинского района в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Налоговым Кодексом РФ, по возможности восстановить и (или) исправить первичные документы, внести изменения в бухгалтерский учет и отчетность, доначислить и уплатить в бюджет соответствующие налоги и сдать уточненные расчеты по каждому отчетному периоду.
В целом управленческий учет в организациях туриндустрии является эффективным контуром управления бизнесом. Управленческий учет формирует информационный кластер для принятия управленческих решений. Внедрение управленческого учета в учетно-аналитическую деятельность рекомендуем осуществить посредствам интегрированного варианта, вменив в обязанности главного бухгалтера ГУП РО «ОК «Дон» ведение управленческого учета.
В системе управленческого учета экономических субъектов туринду-стрии представляется возможность определить эффективность развития дополнительных видов деятельности, например, создание собственного турагентства или разработки бизнес-плана по расширению существующих видов деятельности - организации лагеря палаточного типа.
В системе управленческого учета экономических субъектов туринду-стрии, в частности ГУП РО «ОК «Дон», необходимо разработать управленческую учетную политику, которая будет включать:
- организационный раздел;
- технический раздел;
- методический раздел.
Учитывая особенности деятельности экономических субъектов ту-риндустрии, следует разработать график документооборота в системе управленческого учета. Выделить и организовать учет по центрам финансовой ответственности. Использовать возможности бюджетирования, по-средствам разработки индивидуальных бюджетных форм финансовых (бюджета доходов и расходов, бюджета о движении денежных средств) и основных операционных частных бюджетов (бюджета материальных затрат на продукты питания в столовой, бюджета на приобретение медикаментов). Особое внимание следует уделить современным системам управленческого учета, например, системе учета сокращенной себестоимости «Директ-костинг», которая является альтернативным вариантом «котловому методу», повсеместно использующемуся в организациях туриндустрии.
Повышение эффективности системы управленческого учета в организациях туриндустрии невозможны без дальнейшей интеграции учета, анализа и контроля в рамках единого информационно-аналитического кластера для принятия управленческих решений, который будет наиболее эффективен при использовании автоматизированных информационных систем. Так, рекомендуем руководству и главному бухгалтеру ГУП РО «ОК
«Дон» при расширении видов деятельности (открытие собственного турагентства) применить «1С:Турагентство 8» - программный продукт, который предназначен для автоматизации управленческого учета в туристических агентствах. Конфигурация «Турагентство» разработана на основе типовой конфигурации «Управление нашей фирмой», редакция 1.6 системы программ «1С: Предприятие 8» с сохранением всех возможностей и механизмов типового решения с учетом специфики экономических субъектов отрасли туриндустрии. Источники:
1. Кузина А.Ф. Возникновение и развитие бухгалтерского управленческого учета / А.Ф. Кузина, Е.А. Сальникова, Т.С. Пряморукова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 4. - С. 179-180 с.
2. Кузина А.Ф. Особенности управленческого учета в туроперейтинге / А.Ф. Кузина, С.А. Муллинова, С.Н. Волкова // Международный научный журнал AS-PECTUS / ООО Издательство «Светочъ», - 2017. - № 1. С. 143 -146.
3. Кузина А.Ф. Учетная политика организации в управленческом учете / Кузина А.Ф., Павленко Е.А., Куценко И. // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 146-149.
М.И. Ленкова
доцент кафедры сервиса и туризма, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт
M.I. Lenkova
associate professor of the department of service and tourism,
Kuban social and economic institute (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
E.A. Павленко
преподаватель кафедры предпринимательской деятельности, Кубанский социально-экономический институт
E.A. Pavlenko lecturer, department of entrepreneurship, Kuban social and economic institute (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
А.Е. Кривоносова
студентка 3 курса факультета предпринимательства, сервиса и туризма, Кубанский социально-экономический институт
A.E. Krivonosova
3rd year student, Kuban social and economic institute (E-mail: [email protected]; тел. 8(861)2345015)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация. В данной статье мы рассмотрено, для чего России необходим переход на международные стандарты финансовой отчетности, какие субъекты обязаны вести данную отчетность на сегодняшний день. Проанализированы основные проблемы внедрения международных стандартов в России, с чем они связаны, а также сравнение МСФО и ПБУ и перспективы внедрения МСФО в России