Внедрение цифровых технологий в сферу недвижимости Introduction of digital technologies in the fieldof real estate
УДК 352.075:351.711
Шурыгина Екатерина Витальевна,
студентка кафедры экономики недвижимости ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва Столяров Виктор Михайлович,
руководитель канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва Shurygina E.V., bestkatenkabest@mail.ru Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты цифровизации, исследуется масштаб внедрения цифровых технологий на рынок недвижимости. Рассмотрены основные компоненты участников рынка недвижимости. Проведен анализ цифровых технологий, как инструмента, стимулирующего трансформацию сферы недвижимости. Summary. This article discusses the aspects of digitalization, explores the scale of the introduction of digital technology in the real estate market. The main components of the real estate market participants are considered. The analysis of digital technologies as a tool stimulating the transformation of real estate.
Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, рынок недвижимости, цифровые технологии.
Key words: digitalization, information technologies, real estate market, digital technologies.
Цифровизация - тренд эффективного мирового развития [3]. Происходит она на фоне внедрения технологий в повседневную жизнь и формирования новой экономической реальности, в которой прошлые показатели рентабельности становятся историческим фактом [4]. Цифровые технологии становятся новой реальностью сферы недвижимости и от того, насколько быстро произойдет адаптация отрасли и ее участников к новой реальности, зависит ее будущее. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.
В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации.
Нами была поставлена задача в области изучения нормативных и программных предпосылок к цифровым трансформациям сферы недвижимости. Кроме того, сформирована задача по выявлению основополагающих течений формирования цифровых технологий.
Применение цифровых технологий в обыденной жизни становится нормой, формируя новые ожидания общества к обмену информацией, преобразованию сведений в идеи и новые продукты, услуги и виды взаимодействия [6]. Первоначально технологии разрабатывались и применялись с целью увеличения производительности. Информативные технологии и бизнес были разрознены, в настоящее время информационные технологии - элемент бизнес стратегии и операционной работы фирм различных сфер экономики [5]. Данные перемены несут за собой потребность обладания необходимым уровнем компетенций по применению технологий, в частности пользования профильной техникой (персональные компьютеры, смартфоны) и сетью «Интернет» [1].
Развитие цифровых технологий в сфере недвижимости совершается согласно трем тенденциям: объединение участников рынка, увеличение производительности и внедрение инноваций. Бесспорно, каждое из данных течений требует предоставления доступа к интернету и мобильной связи всех участников рынка, следственно, мгновенного доступа к информации об объектах недвижимости и их статусе в качестве объекта сделки.
Сведения об экспонируемых объектах находится на электронных площадках - онлайн досках объявлений. Сведения о правовом статусе объекта можно получить из выписки из единого реестра недвижимости минуя необходимость посещения множества инстанций, онлайн и в кратковременные сроки. Онлайн-инструменты гипотетически дают возможность выбрать объект недвижимости, заранее ознакомиться с его историей и даже зарегистрировать сделку, воспользовавшись услугами онлайн-регистрации.
Одновременно с этим цифровые технологии лишают одного из структурных игроков рынка недвижимости - риэлтерского агентства основного преимущества - монополии на информацию. Соответственно, уже сейчас можно рассуждать о возможности замещения определенных функций, которые выполняют основные участники рынка (банки, застройщики, агентства недвижимости), цифровыми технологиями.
Основополагающим навыком для участников рынка (застройщиков, банков, агентств недвижимости) считается способность организации, отдельного человека дать оценку и
реализовать свои способности «поставить технологии себе на службу и получать от этого прибыль» [2]. В другую очередь необходимо переосмысление выбора и реализации цифровых инициатив, фактическое воплощение культуры технологических инноваций.
Иной значимый компонент - владение и использование данными о личном положении на рынке и данными о клиенте.
Основной движущей силой формирования рыночных отношений, в том числе и в сфере недвижимости, является взаимодействие, а никак не амортизация и продуктивность. Новые технологии не заменяют построение персональных отношений, а являются значимым дополнением к личным контактам. Применение возможности сбора и обработки данных с использованием новых технологий предоставляет возможность анализа сведений и получения на их основе знания о поведении клиентов и иных участников сферы недвижимости с целью выстраивания с ними персонифицированных отношений.
В целях дальнейших преобразований сферы недвижимости с использованием цифровых технологий нужны инвестиции в цифровые технологии. Мотивацией для инвестирования в цифровые технологии являются ожидание цифровых дивидендов -выгоды для бизнеса и необходимость в новаторстве - открытии новых потенциалов и инструментов. На рынке недвижимости внедрение цифровых технологий более рационально осуществлять не только в содействии с поставщиками технологий и консалтинговыми фирмами, но и на новых ресурсах (инкубаторы, стартапы, краудсорсинг, фирмы-производители, программные среды с открытым исходным кодом, университетские лаборатории).
Немаловажно принимать во внимание, как новые технологии изменяют порядок взаимодействия между человеком и машиной, принимают участие в разрешении конфликтов и формировании новых ролей. В целях результативного введения технологий и избегании ситуации, когда коллектив компании препятствует их внедрению, следует осуществлять повышение цифровой квалификации специалистов и быть готовым к смене ролей в отрасли.
В настоящее время уже совершается смещение в сфере основных компетенций брокеров от сведений об объекте недвижимости к экспертизе объектов и экспертизе потребительских предпочтений. Мы становимся очевидцами того, что риелтор из конкурента становится консультантом для предпринимателя.
Таким образом, цифровые технологии способны стать инструментом, стимулирующим трансформирование сферы недвижимости и фактором для серьезных
опасений ее участников. Ради поддержания актуальности своей деятельности участники сферы недвижимости, для того чтобы регулярно получать выгоду из вложений в цифровые технологии в условиях, когда общество стремительными темпами идет вперед, обязаны сконцентрировать внимание на пользовательском опыте. В целях формирования общего понимания, каким образом технологии станут применять, для изменения подходов, которые используются при выполнении индивидуальной деятельности или создании выгоды для бизнеса. Следует проставить цифровые приоритеты для того, чтобы понять, каким образом технологии могут посодействовать либо нанести вред бизнесу, в том числе как они могут оказать влияние на опыт сотрудников или покупателей. В итоге проведенного исследования получены соответствующее выводы:
- рынок труда поляризуется за счет того, что новые технологии расширяют собой высококвалифицированный труд и целиком заменяют стандартные трудовые операции;
- необходимо переосмысление выбора и реализации цифровых инициатив, практическое выражение культуры технологических инноваций;
- новые технологии никак не заменяют построение частных отношений, а считаются значимым дополнением к персональным контактам;
- использование возможностей сбора и обработки данных с использованием новых технологий предоставляет возможность анализа информации и извлечения на их основе знания о действии потребителей также иных соучастников области недвижимости с целью выстраивания с ними персонифицированных отношений.
Список использованной литературы
1. Брянов Г.А., Морозов С.Н. Развитие финтех-стартапов в Российской Федерации // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг, 2017. - №1.
2. Вирцев М.Ю., Власова А.Ю. В1М-технологии - принципиально новый подход в проектировании зданий и сооружений // Российское предпринимательство, 2017. - №23.
3. Гадасина Л.В., Пивень Г.И. Цифровизация - угроза или возможность развития для менеджмента? // Вопросы инновационной экономики, 2018. - №4.
4. Крымов С.Н., Кольган М.В. Методология инновационных обновлений предприятий на основе информационных технологий // Креативная экономика, 2018. - №6.
5. Панасенко С.В., Мкртчян В.С. Перспективы использования нейротехнологий в различных отраслях цифровой экономики // Российское предпринимательство, 2018. - №11.
6. Шатдинов Р.С., Богданова С.Ю. Информационные технологии и новые подходы к разработке современных инструментов маркетинговых исследований // Креативная экономика, 2017. - №12.