Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕАЭС'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / цифровая повестка / цифровые технологии / цифровое право. / Eurasian Economic Union / digital agenda / digital technologies / digital law.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барыбин Д. С., Щедрина И.Н.

В статье рассматриваются решения, и меры по внедрению цифровых технологий в ЕАЭС. Были изучены новые стратегии, и процессы по созданию интегрированной информационной стратегии ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EAEU

The article discusses solutions and measures for the introduction of digital technologies in the EAEU. New strategies and processes for creating an integrated information strategy of the EAEU were studied.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕАЭС»

УДК 339.543

Барыбин Д. С. студент 4 курса

38.05.02 Таможенное декларирование и таможенное платежи

Курский государственный университет Научный руководитель: Щедрина И.Н., к.э.н. Курский государственный университет

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕАЭС

Аннотация. В статье рассматриваются решения, и меры по внедрению цифровых технологий в ЕАЭС. Были изучены новые стратегии, и процессы по созданию интегрированной информационной стратегии ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, цифровая повестка, цифровые технологии, цифровое право.

Barybin D.S.

4th year student

38.05.02 Customs declaration and customs payments

Kursk State University Scientific supervisor: Shchedrina I. N., PhD in Economics

Kursk State University

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EAEU

Abstract. The article discusses solutions and measures for the introduction of digital technologies in the EAEU. New strategies and processes for creating an integrated information strategy of the EAEU were studied.

Keywords: Eurasian Economic Union, digital agenda, digital technologies, digital law.

На сегодняшний день идет активное внедрение современных цифровых технологий в деятельности ЕАЭС. Происходят многие изменения в развитии экономики и повышении конкурентоспособности в государствах-членах ЕАЭС.

Союз ЕАЭС обновляется каждый год. Главные задачи ЕАЭС состоят в создании и понятии основных направлений гармонизации правового регулирования цифровой модернизации в союзе. Все инновации согласуются с интересами государств - членов ЕАЭС. Цифровые преобразования в ЕАЭС планируется обсуждать и прорабатывать с использованием экспертных площадок под эгидой государственных органов, компаний и предпринимателей из государств - членов ЕАЭС.

ЕАЭС поставил цель в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», являющимся документом основного стратегического планирования, в котором установлены все инструменты сотрудничества государств — членов по вопросам реализации цифровой повестки ЕАЭС [1].

В сферах, где внешнеэкономическая деятельность обладает определенной самостоятельностью или получила единогласную поддержку от стран-членов, процесс интеграции идет довольно активно, однако зачастую создается разрыв между двумя уровнями принятия решений, действия на национальном уровне запаздывают и требуют более активной координации. Если же между странами-членами существуют противоречия или несогласие, внешнеэкономическая деятельность затрудняется, процессы тормозятся. Необходимо повысить интенсивность взаимодействия национальных ведомств с Комиссией, ускорив процесс принятия решений на национальном уровне [2]. Эта проблема напрямую связана с необходимостью улучшения нормативно-правовой и институциональной базы реализации цифровой повестки. При этом в определенных аспектах каждая из стран ЕАЭС готова углублять интеграцию, активно сотрудничать с Комиссией для обеспечения принятия соответствующих решений и нормативных актов. Однако отсутствие соглашений чаще всего тормозит процесс, а наднациональный уровень не обладает достаточным количеством компетенций, чтобы обеспечить необходимое согласие между всеми членами союза. Удалось обеспечить принятие стратегий развития цифровой экономики во всех странах-членах и их максимальную синхронизацию. Отсутствие некоторых важных определений и закрепленных подходов по целому ряду направлений развития цифровой экономики в странах-членах тормозит процесс координации на уровне соответствующих основных документов, позволяющих приступить к непосредственной координации и выработке общих решений. При этом необходимо активное сотрудничество и обмен лучшими практиками, в том числе регуляторными, с теми странами-членами, в которых процесс формулирования основных политик в сфере цифровизации еще не закончен.

Эти процессы позволили повысить эффективность отбора и реализации инициатив и проектов. Также необходимо проанализировать итоги реализации первого этапа повестки и проектов, чтобы выявить проблемы, а также положительный опыт. Например, представители бизнеса отмечают, что реализация первых цифровых механизмов маркировки и проверки товаров в ЕАЭС, показав свою целесообразность и жизнеспособность, столкнулась с множеством проблем и барьеров. Одной из причин этого стали различия в приоритетах экономического развития государств - членов ЕАЭС технологий и решений.

Такой подход действительно может дать преимущества в дальнейшем развитии проектов и постепенном движении от простого действия к более сложному действию. Также необходимо обеспечить достаточное финансирование реализации повестки развития цифровой инфраструктуры и сокращения цифрового разрыва внутри стран и между ними, а также развитие навыков. Финансирование проектов и инициатив должно быть достаточным как на национальном, так и на наднациональном уровне. Необходимо обеспечивать Комиссию для реализации повестки, активно обсуждать бюджет ЕАЭС, его размер и целевые расходы. Развитие инфраструктуры и знаний, как на национальном уровне, так и на уровне Союза - необходимое условие успешного развития цифровой экономики. При равноправном согласии всех членов возможна передача технологий и помощь и реализация планов в любой сфере. Сферы цифровизации государственных услуг находятся на высоком уровне развития и могут обеспечивать обмен лучшими практиками и обучения специалистов из других государств - членов ЕАЭС [3].

Развитие сотрудничества с ЕАЭС и странами ЕС стало сложным из -за санкций, и чтобы не только интегрировать цифровое пространство в рамках Союза, но и встроить его в более широкие региональные и глобальные сети и пространства и избежать изоляции. Несмотря на санкции против некоторых стран - участников все равно продолжается активное сотрудничество с ЕАЭС. Другими словами, условием участия в программе и извлечения из нее выгод является принятие норм и стандартов ЕС в сфере регулирования цифровой экономики. Появились следующие термины, которыми активно пользуются таможенные органы такие как «регулятивная песочница» и Единое окно ЕАЭС. «Регулятивная песочница» подразумевает собой обмен идеями, инновациями, знаниями между административной средой и бизнес - средой. «Единое окно ЕАЭС» - это инструмент, который выполняет все действия таможенных органов, которые коснулись экспорта, импорта, и транзита. Это и является деятельностью таможенных органов [4].

В нынешних условиях происходит формирование единого безопасного пространства перемещения и обработки персональных данных в ЕАЭС. Главным преимуществом во внедрении современных технологий послужило ускорение и упрощение информационных процессов, как участникам внешнеэкономической деятельности, так и государственным службам. Именно современные технологии сформировали единое окно ЕАЭС.

Подводя итог, можно сказать, что внедрение цифровых технологий в ЕАЭС, облегчило многие процессы в целом. Стало проще работать таможенным сотрудникам, стало проще досматривать товары при перемещении товаров через границу ЕАЭС, появилась более подробная информация на товары, а также таможенные органы теперь могут заранее получать информация о товарах. Также современные технологии позволили

проверять подлинность сертификатов и лицензий на товары, если это требуется, а также снизился уровень терроризма, благодаря современным технологиям [5].

Использованные источники:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). [Электронный ресурс]. https://www.consultant.run/document/cons_doc_LAW _163855/?ysclid=lsd7mt3s26205976062 (дата обращения 08.02.24).

2. Решение от 16.10. 2015 №28 Высшего Евразийского экономического совета «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс], (дата обращения 08.02.24).

3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». https://www.alta.ru/tamdoc/ 17vr0012/?yscHd=lsd7ught7j743428256 [Электронный ресурс], (дата обращения 08.02.24).

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22.08.2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года. https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/?ysclid=lsd7qj90yo272369247 [Электронный ресурс], (дата обращения 08.02.24).

5. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/6b700b9dab8020 7090e73221ac127f8e10e19f8f/?ysclid=lu8iabvsr3411207557[Электронный ресурс] (дата обращения 26.03.24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.