Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / цифровые технологии / грузовые перевозки / логистические компании / качество управления / road safety / digital technologies / freight transportation / logistics companies / management quality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Карбышев

В статье автор рассматривает основные требования, которые предъявляются к современным российским компаниям-грузоперевозчикам, а также вопросы актуальности внедрения цифровых технологий в управленческий процесс. По итогам исследования сделан вывод, что транспортная отрасль на сегодняшний день проходит активную цифровую трансформацию, которая, несомненно, оказывает положительное влияние на работу логистических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Карбышев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF CARGO TRANSPORTATION ORGANIZATION

In the article, the author examines the basic requirements that apply to modern Russian freight forwarding companies, as well as the relevance of introducing digital technologies into the management process. Based on the results of the study, it was concluded that the transport industry is currently undergoing an active digital transformation, which undoubtedly has a positive impact on the work of logistics enterprises.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК»

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

А.В. Карбышев, старший преподаватель Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOL10.24412ШП-0450-2024-8-П3-П6

Аннотация. В статье автор рассматривает основные требования, которые предъявляются к современным российским компаниям-грузоперевозчикам, а также вопросы актуальности внедрения цифровых технологий в управленческий процесс. По итогам исследования сделан вывод, что транспортная отрасль на сегодняшний день проходит активную цифровую трансформацию, которая, несомненно, оказывает положительное влияние на работу логистических предприятий.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, цифровые технологии, грузовые перевозки, логистические компании, качество управления.

Грузоперевозки представляют собой не просто транспортировку груза из одной точки в другую, но и серьезный процесс, при котором от транспортной компании требуется выполнение ряда технических и организационных моментов. Если они не будут реализованы, то процесс перевозки грузов может представлять опасность для других транспортных средств на дороге. Сегодня именно грузовые автомобили являются одной из самых серьезных угроз для участников дорожного движения, так как, согласно статистике, обладают повышенной аварийностью. Так, в 2023 году на каждые 10 тысяч зарегистрированных грузовых автомобилей примерно шесть погибших в ДТП пришлось именно на аварии с их участием. Данный вид транспорт-

ных средств довольно популярен, о чем говорит количество водителей, которые каждый год получают удостоверения на управление грузовыми автомобилями -10% от числа всех получивших водительское удостоверение [1, с. 98]. Опасность грузоперевозок заключается в том, что как правило, они связаны с хозяйственной деятельностью, которая нередко требует перевозку грузов на дальние расстояния и является массовой. Поэтому от транспортных компаний по грузоперевозке требуется соблюдение особых условий и правил.

Согласно экспертным статистическим данным, в 2023 г коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом в стране выросли на 12%: с 2,17 до 2,42 млрд т. (рис. 1).

Среди основных причин роста количества перевозчиков и трансформации логистической сферы эксперты выделяют возросший объем перевозки грузов на Дальний Восток и повышение товарооборота России с восточными государствами. Но существует еще одна причина, которая оказывает значительное влияние на сферу грузоперевозок, - активная цифровая трансформация логистической сферы. В процессе цифровой трансформации отрасли необходимо провести оптимизацию контроля за безопасностью и надежностью грузоперевозок, то есть за соблюдением предъявляемых к перевозчикам требований. Цифровые технологии все более прочно укореняются во всех сферах жизни населения страны и государства в целом. В случае с транспортной сферой, для эффективной цифровизации необходимо активное участие государства. В России цифро-визация логистической сферы относится к приоритетному направлению ее развития и реализации транспортной политики.

На сегодняшний день соблюдение ряда требований транспортными компаниями уже находится под контролем при помощи цифровых технологий. Ниже рассмотрим инновационные решения, которые в настоящий момент постепенно внедряют в работу логистических компаний [1, с. 99]:

1. Проверка технического состояния грузового автомобиля. Сегодня проводится только предрейсовый или предсменный контроль за исправностью технического состояния транспортного средства. Полученные результаты прописываются в путевом листе и действуют неограниченное количество времени. Затем отслеживание нормального технического состояния грузового автомобиля лежит на водителе. Мы считаем, что в этом заключается серьезный недостаток системы, так как нередко проблемы с исправностью транспортного средства возникают уже после начала движения автомобиля по маршруту. Если вовремя не выявить неисправность транспортного средства и не произвести ремонтные работы, то может произойти аварийная ситуация. Справиться с этой сложностью способен предиктивный контроль

за исправностью автомобиля. Данный инструмент входит в федеральный проект «Искусственный интеллект», который, в свою очередь, является частью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

2. Перевод документации в цифровой вариант. С начала 2022 года Устав автомобильного транспорта дополнили новым положением, позволяющим использовать электронные перевозочные документы на территории всей России. Спустя год устав был вновь изменен и в результате в нем появился пункт, в котором говорится о возможности использования электронных путевых листов.

3. Установка в грузовых автомобилях тахографов для отслеживания режима труда и отдыха водителей в режиме реального времени. Сегодня нет возможности постоянно отслеживать исполнение требования по соблюдению режима труда и отдыха со стороны водителей, так как контроль осуществляется в процессе проведения контрольных мероприятий при помощи проверки распечатанных с тахографа данных. Проблемой здесь является то, что основная часть маршрута грузовых автомобилей проходит вне населенных пунктов, поэтому постоянный контроль отсутствует.

Для решения данной проблемы успешным считается внедрение в работу водителей цифрового контроля, за счет чего можно будет отслеживать их деятельность дистанционно. Требования к тахографам в 2022 году были подвергнуты корректировкам, что привело к появлению пункта о возможности передачи данных о соблюдении водителями режима труда и отдыха в АИС «Тахографический контроль» в режиме реального времени. Стоит сказать, что в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» одной из ключевых задач является именно обеспечение корректной работы АИС «Тахографический контроль» [2, с. 17].

4. Проведение предрейсовых и после-рейсовых медицинских осмотров. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит в себе

требования к деятельности транспортных компаний, которые указывают на обязательное проведение медосмотров в отношении водителей. В пункте 10 статьи 10 данного закона сказано, что проведение медицинских осмотров может быть реализовано при помощи технологий телемедицины. При этом конкретные нормы и правила в отношении данного процесса отсутствуют, что приводит к некачественному прохождению водителями предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Причиной этого является несоответствие прохождения медицинских осмотров при помощи технологий телемедицины положениям «Закона о безопасности дорожного движения». Это, в свою очередь, указывает на несоблюдение транспортной компанией требований в отношении прохождения обязательных медицинских осмотров. Для решения данной проблемы требуется разработка инструментов для качественного проведения медицинских осмотров водителей при помощи дистанционных технологий.

5. Разработка цифрового портала для получения информации о транспортных компаниях. Появление такого портала позволит контролирующим органам отслеживать количество логистических организаций в стране, определять число задействованных в работе грузовых автомобилей и отслеживать их характеристики. Также в рамках цифрового портала необходимо дать возможность получать информацию о том, насколько часто водители конкретного перевозчика создают или попадают в аварийные ситуации, привлекались ли перевозчики к административной или уголовной ответственности и т.д.

Подобные цифровые платформы уже внедрили в работу различных сфер, в том числе они используются в областях, имеющих отношение к перевозке пассажиров и грузов. К примеру, существует интернет-сервис для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который дает возможность использовать личный кабинет предпринимателя или мобильное приложение. Данный сервис разработан в ходе реализации подпрограммы «Информационное государство» Государственной про-

граммы «Информационное общество» Минцифры России на базе федеральной ГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» [4].

Как правило, сфера перевозки грузов в России пополняется определенными категориями цифровых компаний:

1. Сервисы для отслеживания и управления транспортировкой груза. Такие системы предназначены для контроля за передвижением грузового отправления, повышения эффективности загрузки парка, отслеживания бюджета компании, работы с документацией. В рамках их функционирования получается оптимизировать логистику, снизить время на планирование перевозки и ускорить процесс транспортировки груза.

2. Транспортно-логистические платформы с транзакционной моделью работы. Данные сервисы являются посредниками между отправителем и перевозчиком груза. При этом с каждой транзакции они получают определенный процент от суммы сделки. Нередко помимо данной услуги такие сервисы предлагают дополнительные, которые значительно упрощают процесс грузоперевозки.

3. Доски объявлений с подписной моделью работы. Деятельность данных сервисов заключается в том, что отправители груза размещают заказы на транспортировку на сайте, а потенциальные перевозчики видят эти заказы и могут связаться с владельцем груза по телефону, который так же для них доступен.

Вышесказанное показывает, что транспортная отрасль на сегодняшний день проходит активную цифровую трансформацию, которая несомненно оказывает положительное влияние на работу логистических предприятий. Однако если рассматривать внедрение цифровых технологий в разрезе реализации грузоперевозок посредством автотранспорта в целом, то стоит отметить, что по отдельности цифровые технологии не оказывают широкого воздействия на сферу. Например, процесс перевода путевых листов в электронный формат направлен на отслеживание соблюдения транспортной компанией требований безопасности дорожного движения.

Однако по факту отследить это можно ства. Важно принимать определенные ме-только по информации, полученной в про- ры, которые позволят сделать перевозчи-цессе предрейсового осмотра транспорт- ков заинтересованными в организации ного средства. В свою очередь технологии безопасности дорожного движения. телемедицины при проведении медосмот- Например, можно сделать данный факт ров водителей дают возможность лишь со- одним из ключевых факторов, указываю-блюсти формальности при оценке состоя- щих на конкурентное преимущество кон-ния водителя, но реально проверить его не кретного перевозчика на рынке грузопере-позволяют. возок. Также следует пересмотреть и дру-

Таким образом, для регулирования гие критерии, которые относятся к цифро-цифровизации отрасли грузоперевозок визации сферы грузоперевозок. необходимо участие со стороны государ-

Библиографический список

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 г.: информ.-аналит. обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. - 341 с.

2. Белозерова И.Г. Совершенствование системы планирования перевозок грузов / А.Т. Осьминин, И.Г. Белозерова // Железнодорожный транспорт. - 2020. - № 3. - С. 1721.

3. Герами В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для вузов / В.Д. Герами, А.В. Колик. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 536 с.

4. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 г.: информ.-аналит. обзор. - М.: ФКУ «НЦ бДд МВД России», 2023.

5. Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/187/191/documents.

IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF CARGO TRANSPORTATION ORGANIZATION

A.V. Karbyshev, Senior Lecturer Pacific State University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. In the article, the author examines the basic requirements that apply to modern Russian freight forwarding companies, as well as the relevance of introducing digital technologies into the management process. Based on the results of the study, it was concluded that the transport industry is currently undergoing an active digital transformation, which undoubtedly has a positive impact on the work of logistics enterprises.

Keywords: road safety, digital technologies, freight transportation, logistics companies, management quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.