Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ GPP КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ'

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ GPP КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
надлежащая аптечная практика / аптечные организации / система здравоохранения / фармацевтическая помощь / система качества / фармацевт / good pharmacy practice / pharmacy organizations / health care system / pharmaceutical care / quality system / pharmacist / Тиісті дәріханалық практика / дәріханалық ұйымдар / денсаулық сақтау жүйесі / фармацевтикалық көмек / сапа жүйесі / фармацевт

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Омралиева, К.С. Жакипбеков, У.М. Датхаев

В данной статье рассмотрены информативность населения об основных принципов стандарта GPP, основных причинах, приводящих к самолечению населения, факторы, побуждающие к покупке лекарственных средств и основные пути обеспечения качественными и безопасными лекарственными средствами при внедрении стандартов GPP в аптечные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF STANDARDS FOR GPP AS A WAY OF ENSURING QUALITY AND SAFE MEDICINAL MEANS

This article describes the information content of the population about the basic principles of the GPP standard, the main reasons leading to self-treatment of the population, the factors that encourage the purchase of medicines and the main ways to provide quality and safe medicines in the implementation of GPP standards in pharmacy organizations.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ GPP КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ»

Вестник Ка^НМУ №2-2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Alexander S. Preker, Martin McKee, Andrew Mitchell, and Suwit Wilbulpolprasert Strategic Management of Clinical Services URL: https://www.ncbi.nlm.nih.goV/books/NBK11781/#A10556

2 Shortell, S. M., and A. D. Kaluzny Health Care Management: A Text in Organisation Theory and Behaviour. - New York: Wiley, 1983. - 526 P.

3 Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. Европейский Региональный Комитет, шестьдесят шестая сессия Копенгаген, Дания, 12-15 сентября 2016 г. URL: http://www.euro.who.int/ru/about-us/governance

4 Lamont BT, Marlin D, Hoffman JJ. Porter's generic strategies, discontinuous environments, and performance: a longitudinal study of changing strategies in the hospital industry // Health Serv Res. - 1993. - №28(5). - Р. 623-640.

5 Porter ME. The contributions of industrial organization to strategic management // Acad Manage Rev. - 1981. - №6(4). - Р. 609-620.

6 Cassels, A., and K. Janovsky Strengthening Health Management in Districts and Provinces. - Geneva: World Health Organization, 1995.

7 Jafari M, Bastani P, Ibrahimipour H, Dehnavieh R. Attitude of health information system managers and officials of the hospitals regarding the role of information technology in reengineering the business procedures: A qualitative study // Health MED. - 2012. - №6(1). - Р. 208-215.

8 Kaissi A. A, Begun J. W, Welson T. Strategic planning processes and hospital financial performance // Journal of Healthcare Management. - 2008. - №53(3). - Р. 197-208.

9 Perera F. P. R, Peiró M. Strategic Planning in Healthcare Organizations // Revista Española de Cardiología. - 2012. - №65(8). - Р. 749754.

10 Swayne L. E, Duncan W. J, Ginter P. M. Malden Strategic management of health care organizations. - MA: Blackwell Publishing, 2006. - 287 р.

11 Mintzberg H, Quinn J. B, Ghoshal S. Revised European edition. Englewood Cliffs. - NJ: Prentice Hall, 1998. - 652 р.

12 Jaworzynska, M. Using Tools of Strategic Management in Medical Facilities of Lublin Region // Engineering Management in Production and Services. - 2017. - №9(2). - Р. 82-89.

С.Б. Пазилов12

1 Almaty Management University, Алматы, К^азацстан 2 «Smart Health University City», медициналыц директоры, №1 К,алалыц аурухана, Алматы цаласы, К^азацстан

МЕДИЦИНАЛЬЩ МЕКЕМЕЛЕРДЕГ1 СТРАТЕГИЯЛЬЩ ЖОСПАРЛАУДЬЩ Р6Л1

ty^h: Соцгы жылдары букы элемде денсаулы; са;тау жуйеа ;аржы жуйеамен, сондай-а; хальщтыц к;ажеттшжтер1мен байланысты eзгерiстердi талап етедь Жаhандык; бэсекелестжтщ eсуi медициналы; уйымныц тшмдшпн ;амтамасыз ету ушш бизнес-процестердi ;айта ;уру ;ажеттшпне экеледь Стратегиялы; жоспарлау мацызы - бул непзп ма;саттарды интеграциялау, сондай-а; саясатты жэне онымен байланысты эрекеттердi дамыту болып табылады. ty^híí сездер: бас;ару, стратегиялы; жоспарлау, медициналы; уйым

S.B. Pazylov12

1 Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan 2 Medical director of «Smart Health University City», Clinical City hospital 1. г. Almaty, Kazakhstan

THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN A MEDICAL ORGANIZATION

Resume: In recent years, the health care system around the world has required changes related to the financing system, as well as the needs of the population. The growth of global competition leads to the need to reengineer business processes to ensure the efficiency and effectiveness of the medical organization. An important strategic planning is the integration of the main objectives, as well as the development of policies and related actions. Keywords: management, strategic planning, medical organization

УДК 615.12:614.27

М.М. Омралиева, К.С. Жакипбеков, У.М. Датхаев

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ GPP КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ И БЕЗОПАСНЫМИ ЛЕКАРСТВЕНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В данной статье рассмотрены информативность населения об основных принципов стандарта GPP, основных причинах, приводящих к самолечению населения, факторы, побуждающие к покупке лекарственных средств и основные пути обеспечения качественными и безопасными лекарственными средствами при внедрении стандартов GPP в аптечные организации. Ключевые слова: надлежащая аптечная практика, аптечные организации, система здравоохранения, фармацевтическая помощь, система качества, фармацевт

Введение. Стандарт Надлежащей аптечной практики (GPP) определяет роль фармацевта в системе здравоохранения, его место в укреплении здоровья населения и профилактике заболеваний, безопасного, эффективного и рационального

лечения, выявления и решения проблем при применении лекарственных препаратов. Задача аптечной практики заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами

Vestnik KazNMU №2-2019

здравоохранения, а также оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении [1]. Также GPP включает в себя: установление связей с другими сообществами работников здравоохранения в работе по укреплению здоровья в масштабах всего населения, включая минимизацию злоупотребления и неправильного использования лекарственных средств; профессиональную оценку рекламных материалов по лекарственным средствам и другой продукции, связанной со здоровьем; распространение проверенной информации по лекарственным средствам и другим аспектам охраны здоровья; вовлеченность во все стадии клинических испытаний лекарственных средств [2]. Актуальность.

Надлежащая аптечная практика должна охватывать все вопросы и аспекты повседневной деятельности аптек. При этом, основными функциями аптеки в рамках GPP являются обеспечение населения медицинской продукцией надлежащего качества, предоставление пациентам соответствующей информации и консультации при необходимости использования препаратов, мониторинг действия лекарственных средств, ориентацию на пациента, пропаганду рационального и экономически обоснованного назначения лекарственных средств, соответствие цели каждого элемента аптечной деятельности [3]. А вот основными функциями провизора в аптеке при внедрении стандарта GPP в аптечные организаций будут изготовление, получение, хранение, безопасность, распространение, введение и утилизация медицинских продуктов; обеспечение эффективного управления медикаментозной терапией; поддержка и улучшение профессиональной деятельности; содействие повышению эффективности системы здравоохранения [4].

На сегодняшний день в Республике Казахстан требования к надлежащей аптечной практике утверждены приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 мая 2015 года № 392 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик» [5]. Всего с 2011 года было выдано 350 сертификатов. И за этот период у некоторых аптечных организаций истек их срок действия. Но на ресертификацию они по каким-то причинам

не подали. Наиболее активно на международные стандарты работы переходят аптеки ЮКО, г. Алматы, Алматинской и Карагандинской областей. В числе аутсайдеров входят Костанайская, Атырауская и Актюбинская области [6]. Методы и материалы исследования.

Одним из ключевых методов, применяемых в нашей работе является социологическое исследование, которое представляет собой комплекс различных методических, методологических и организационно-технических процедур, объединенных в одну общую цель, а именно, получение достоверных для дальнейшей разработки методических рекомендаций по оптимизации работы аптечных организации при условиях внедрения Стандарта Надлежащей аптечной практики.

Данный метод исследования был выполнен в виде социологического опроса, который является специфическим для данного метода, а также обязательной неотъемлемой частью любого социологического исследования. Нами было проведено анкетирование как один из видов социологического исследования для определения состояния аптечных организации в условиях внедрения стандарта Надлежащей аптечной практики в РК. В анкету вошли, в основном, вопросы для сбора информации о содержании исследуемого явления. Для получения репрезентативных результатов, согласно формуле бесповоротной выборки, исходя из общей численности фармацевтов города Алматы, нами было рассчитана количество респондентов. В итоге в анкетирование приняли 96 респондентов. Анкетирование респондентов проводилось среди фармацевтов-специалистов, которые явились объектом нашего исследования и мнение которых, как респондентов легли в основу нашего исследования.

Материалы исследования.

В результате обработки анкеты нами был создан «портрет респондента», который был составлен из 96 респондентов -87 женщин (96%).

Кроме того, нами проанализирован возраст респондентов, который составил: 26,6% - до 25 лет фармацевты, 63,8% -26-40 лет, а также 8,5% - 41-60 и 1,06% - 61-90 лет (рисунок 1).

1

1

1

в 1

■ 1

ш ш Ш

18-25 26-40 41-60 61-90

LJ х 25 60 8 1

Рисунок 1 - Показатели возраста респондентов

Таким образом, по результатам опроса нами определено, что респонденты в возрасте от 26 до 40 лет, которое составляет 63,8% всех респондентов, имеют высшее образование (68%). Правила GPP тесно связаны с относительно новым понятием «Pharmaceutical Care», которое переводится на русский язык как «фармацевтическая помощь». Это понятие делает акцент на интересы пациента и общества, и в целом, подразумевает приоритет профессионального подхода над экономическим. При этом, главное - это принятие фармацевтами доли ответственности, наряду с другими работниками здравоохранения и больными, за исход лечения [7].

Исходя из этого нами было изучено знание специалистов о стандарте Надлежащей аптечной практики. На вопрос «Знаете ли вы о стандарте надлежащей аптечной

практики?» 86% респондентов ответили «Да», а 13% респондентов ответили «Нет».

По результатам анализа анкет нами выявлено, что внедрение стандартов Надлежащей аптечной практики в аптечные организаций обеспечивает население Республики Казахстан надлежащим качеством фармацевтических услуг, точнее качественными, безопасными и доступными лекарственными средствами (ЛС).

В ходе социологического опроса было установлено, что за необходимость внедрения стандартов Надлежащей аптечной практики высказались 77,6% респондентов. ВОЗ уже многие годы проводит политику контролируемого, осознанного самолечения, за что подвергалась и продолжает подвергаться многочисленной критике. Однако от этого проблема не становится менее значимой, а многие пациенты не изменили своего отношения к ней [8].

Вестник Ка^НЖУ №2-2019

Учитывая, какая большая роль в самолечении отводится самому пациенту, первостепенное значение приобретает информация о ЛС, которая должна быть предоставлена в достаточном объёме и в таком виде, чтобы адекватно заменить собой медицинское наблюдение и предостеречь пациента от применения безрецептурного препарата, когда это противопоказано или небезопасно [8]. Сегодня многие пациенты непосредственно обращаются к провизору, минуя врача. Особенно это широко распространено при оказании платных медицинских услуг,

которые доступны не каждому. Для выявления причин обращения пациентов к самолечению, нами было поставлен вопрос «Как вы думаете, каковы причины самолечения населения?» и «Занимаетесь ли вы самолечением? Если «Да», то тогда можете указать причину». И многие работники и посетители аптек указали, что основными причинами обращения к самолечению являются высокая стоимость услуг врачей (39%), очереди к врачу (29%), большой ассортимент лекарственных средств, отпускаемых без рецепта (27%) (рисунок 2).

28% 30% ■ Очереди к врачу Высокая стоимость

медицинских услуг

42% ■ Большой ассортимент безрецептурных ЛС

Рисунок 2 - Основные причины самолечения населения

Учитывая вышеизложенное, 60,6% респондентов считают, что фармацевты должены консультировать пациентов по поводу самолечения, а 26,6% указали, что нету необходимости их консультирования при самолечении. С внедрением стандартов GPP будут меняться подходы к работе у фармацевтов. Они должны будут не просто отпускать лекарства, но и проводить консультацию, при необходимости даже индивидуальные беседы с пациентами (посетителями) в аптеке по вопросам качества отпускаемых лекарственных препаратов, их противодействий, возможных рисков возникновения побочных эффектов, аналогов и цен.

Кроме этого, аптечные работники должны будут принимать активное участие в пропаганде здорового образа жизни и профилактике хронических заболеваний, а также проводить диагностическое тестирование.

По результатам анализа анкет, выявлено, что 55% аптечных работников думают, что аптечная организация должна проводить диагностическое тестирование и этим должен заниматься фармацевт. В связи с чем, вызывает необходимость более углубленного изучения в ВУЗах предметов, касательно вышеуказанного направления. Анализ результатов опроса показал, что при покупке безрецептурных лекарственных препаратов и других фармацевтических продуктов посетители аптеки руководствуются, прежде всего, рекламой (34%), далее консультацией фармацевтов (31,9%), и в-третьих ценовой доступ лекарственного средства (17%), а 15,9% респонденотов ответили, что рассчитывают только на собственный опыт ( (рисунок 3).

Рисунок 3 - Основные побуждающие ф

Согласно стандарту Надлежащей аптечной практики, фармацевты при соблюдении данных стандартов должны принимать участие в мониторинге терапии и осуществлять сбор информации об эффективности и побочных реакциях препаратов. Данную информацию не только предоставляют фармацевтические работники, но и дают медицинские работники, общественные организации, представляющие интересы потребителей лекарственных средств, а также население в виде карты-сообщения.

В связи с этим, по мнению фармацевтических работников, карты-сообщения о побочных действиях помогут

при покупке безрецептурных препаратов

надлежащему обеспечению качественными и безопастными лекарственными средствами (45,7%).

Вывод. Таким образом, переход на международные стандарты GPP решит главный вопрос - качество лекарств и безопасность их для населения. В результате опроса нами выявлено, что население недостаточна информирована о системе управления качеством ЛС (40,4%) и что отсутствует специалисты по управлению качеством ЛС (39,4%), которые, в свою очередь, являются основными барьерами при внедрении стандартов Надлежащей аптечной практики.

Vestnik KazNMU №2-2019

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Стрелков С.В., Подушкин В.Ю. Инновации в здоровье нации. Формирование системы контроля качества ЛС в аптечной организации путем внедрения Надлежащей аптечной практики URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_26229348_48767678.pdf. - Дата обращения: 13.03.2018.

2 Good Pharmacy Practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. - Geneva: WHO (WHO/PHARM/DAP/96.1), 1996. - 10 р.

3 Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation. - FIP, 1993. - 12 p.

4 Menabde N., Stobbelaar F. The patient in focus. A strategy paper. - Geneva: WHO/EURO (WHO/DAP/98.8), 1998. - Р. 2-9.

5 Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 мая 2015 года № 392. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 июня 2015 года № 11506 «Об утверждении надлежащих фармацевтических практик».

6 Аптечный бизнес в Казахстане: обзор рынка на начало 2018 года URL: https://www.etoday.kz/business-and-economy/32052-aptechnyy-biznes-v-kazahstane-obzor-rynka-na-nachalo-2018-goda.html. - Дата обращения: 13.03.2018.

7 Багирова В.Л. Фармацевтическая этика и деонтология. Концепция фармацевтической помощи URL: http://www.solvay-pharma.ru/pharma- cists/article.asp?id=4465. - Дата обращения: 13.03.2018.

8 Минуя врача. Проблемы самолечения в России URL: http://www.aif.ru/health/life/minuya_vracha_problemy_samolecheniya_v_rossii. - Дата обращения: 13.03.2018.

М.М. Омралиева, К.С. Жакипбеков, У.М. Датхаев

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина yHueepcumemi

GPP СТАНДАРТТАРЫН САПАЛЫ ЖЭНЕ ЦАУ1ПС1З ДЭР1Л1К ЗАТТАРМЕН ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУДЩ Б1Р ТЭС1Л1 РЕТ1НДЕ ЕНГ1ЗУ

ТYЙiн: Бул ма;алада халы;тыц GPP стандартыныц непзп ;агидаттары, халы;тыц e3ÎH-e3i емдеуге экелетш непзп себептер, дэрыж заттарды сатып алуга итермелейтш факторлар жэне дэр1ханалы; уйымдарга GPP стандарттарын енпзу кезшде сапалы жэне ;аушаз дэрыж заттармен ;амтамасыз етудщ Heri3ri жолдары туралы а;параттылыгы ;арастырылган.

ТYЙiндi свздер: Тиiстi дэрiханалык; практика, дэр1ханалы; уйымдар, денсаулы; са;тау жуйеа, фармацевтикалы; кемек, сапа ЖYЙесi, фармацевт.

M.M. Omraliyeva, K.S. Zhakipbekov, U.M. Datkhayev

Asfendiyarov Kazakh National medical university

IMPLEMENTATION OF STANDARDS FOR GPP AS A WAY OF ENSURING QUALITY AND SAFE MEDICINAL MEANS

Resume: This article describes the information content of the population about the basic principles of the GPP standard, the main reasons leading to self-treatment of the population, the factors that encourage the purchase of medicines and the main ways to provide quality and safe medicines in the implementation of GPP standards in pharmacy organizations.

Keywords: good pharmacy practice, pharmacy organizations, health care system, pharmaceutical care, quality system, pharmacist

УДК 334.0:615.1

У.М. Датхаев1, Э.А. Серикбаева1, К.С. Жакипбеков1, К.Е. Сагиндыкова1, И.В. Пестун2

1Казахский национальный медицинский университет им.. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан 2Национальный фармацевтический университет, г. Харьков, Украина

ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Казахстанская фармацевтическая отрасль, являющаяся одним из важнейших элементов системы здравоохранения, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда. В связи с этим вопрос о совершенствовании государственного регулирования фармацевтической промышленности становится все более актуальным.

Ключевые слова: политика, формирование, фармацевтический кластер, инновация, инвестиция, концепция, развитие, фармация

Актуальность. Состояние отечественного рынка фармацевтической продукции характеризуется двумя основными чертами: преобладанием среди поставляемой продукции устаревших, потерявших клиническую эффективность субстанций и готовых лекарственных средств, а также; предельно высокой и постоянно растущей долей импорта. Изготовление лекарств требует огромных вложений и усилий, и РК сегодня практически полностью

зависит от импортных препаратов, что создает угрозу национальной биологической безопасности Казахстана [1]. Бесспорно, что создавать какую-либо новую отрасль или возрождать имеющуюся отсталую в условиях жесткой международной конкуренции весьма затруднительно - ей нужно дать некоторое время набрать силы. Однако в данном случае очень важно определить момент, когда подобную защиту можно прекратить и каким образом новая или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.