УДК 004:63:339.52 ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО
Ф.Ф. ИВАНОВ, соискатель аспирантуры Академия управления при Президенте Республики Беларусь
INTRODUCTION OF MODERN LOGISTICS TECHNOLOGIES IN AGRICULTURAL PRODUCTION AS AN IMPORTANT FACTOR OF BELARUS ENTRY INTO THE WTO
F.F. IVANOV, the researcher The Academy of management under the President of the Republic of Belarus
Обоснованы современные требо- Modern demands, approaches, and
вания и подходы, а также необходи- the necessity of logistical technologies
мость внедрения логистических тех- introduction in the sphere of agricultural
нологий в сферу сельскохозяйственно- production are shown in this article.
го производства. На конкретных при- Economic efficiency and expediency of
мерах показана экономическая эффек- use of logistical centers, information and
тивность и целесообразность исполь- communication technologies are
зования логистических центров, ин- illustrated by concrete examples that lead
формационных и коммуникационных to the considerable reduction of costs of
технологий, что приводит к значи- production, processing, conservation,
тельному сокращению издержек про- and transportation of agricultural
изводства, переработки, хранения и produce and growth of country's
транспортировки сельхозпродукции economy on the whole и росту экономики страны в целом.
Ключевые слова: логистические технологии, контроллинг, транснационализация, микрологистическая цепь, логистический центр.
Курс на построение социальноориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь требует все более активного использования таких современных систем управления, как логистика. Ее целью выступает решение тактических и стратегических задач хозяйственной деятельности на основе оптимизации потоковых процессов и достижения эффективности этой деятельности с точки зрения удовлетворения интересов конечных потребителей, снижения общих затрат цепи "поставщик-потребитель" и повышения качества продуктов и услуг [2,с.7].
Сегодня предприятия-производители, как никогда раньше, стоят перед необходимостью улучшить систему своих поставок. Движущими силами происходящих изменений выступают конкуренция и растущие требования клиентов. Потенциал цепочки поставок можно реализовать только силами всех ее звеньев. То, что недавно трудно было даже представить, сегодня можно реализовать при помощи инновационных информационных и коммуникационных систем, которые обеспечивают информационную прозрачность на всех участках цепочки создания стоимости от поставщиков сырья до конечного потребителя. Для целенаправленного и эффективного управления сетями необходимо иметь общие для всех предприятий показатели контроллинга цепочки поставок. Только на основе таких сетевых показателей можно провести оценку производительности отдельных цепочек поставок. Основными причинами, побуждающими обращаться к логистике, являются обострение проблемы сбыта продукции, рост затрат на транспортировку, достижение некоторыми предприятиями предела эффективности производства, изменение философии товарно-материальных запасов, расширение ассортимента выпускаемых товаров, развитие информационных и коммуникационных технологий в связи с необходимостью гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Применение логистических принципов управления в национальной экономике мотивируется и рядом других факторов. Так, низкий уровень обеспеченности собственными материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами заставляет отечественного производителя завозить их из других стран (по данным Министерства экономики Республики Беларусь в январе-апреле 2007 г. не удалось выйти на прогнозные параметры по росту экспорта товаров и услуг (111,6% к январю-апрелю прошлого года при прогнозе на 2007 г. - 113,2-114,5%), по ограничению импорта товаров и услуг (122,1% при прогнозе на год -108,5-109,5%), сальдо по товарам и услугам (минус 741,8 млн долл. при прогнозе на год - плюс 500-600 млн долл.), многие крупные предприятия республики являются экспортоориентированными. Выгодное геополитическое положение нашей страны, ускорение процессов глобализации и транснационализации, создание союзов и альянсов предприятий объективно предопределяют использование логистических подходов в ее международном бизнесе. Благодаря логистике существенно сокращается временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, резко уменьшаются материальные запасы, ускоряется процесс получения инфор-
мации, повышается уровень сервиса. По оценкам специалистов, современное логистическое управление потоковыми процессами позволяет экономить до 15-20 % совокупных издержек по производству и доведению товаров до потребителей [2,с. 8].
Деятельность в области логистики многогранна. Логистика сегодня распространена во всех сферах экономики. Она создает условия для эффективной деятельности той сети, которая призвана обеспечивать нормальную жизнедеятельность предприятий и организаций. Повышение производительности, достигнутое в логистике как в направлении экономической деятельности, создает источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Таким образом, логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности в целом, и является одним из существенных направлений научно-технического прогресса.
Логистика охватывает многочисленные функциональные области производственной, хозяйственной и экономической деятельности предприятий и организаций. В сферу ее действия входят: материально-техническое снабжение (закупка сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий);складское хозяйство (организация приемки, контроля, складирования и отпуска материальных ресурсов потребителям); транспортное хозяйство (выбор оптимальных видов транспорта, осуществление доставки материальных ресурсов потребителям, эксплуатация транспортных средств, разработка оптимальных маршрутов их движения); управление запасами (хранение материальных ресурсов, определение оптимальных объемов хранимых запасов, прогнозирование уровня запасов материальных ресурсов); распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям промышленных и сельскохозяйственных предприятий; движение материальных ресурсов, заготовок, деталей, узлов и агрегатов по технологическим операциям производственного процесса; сбытовая деятельность (организация и управление процессом реализации промежуточной или конечной готовой продукции потребителям по прямым или косвенным каналам распределения).
Функциональные области логистики включают в свой состав многообразие задач, среди которых можно выделить следующие: обеспечение потребителю полезности, связанной со своевременной доставкой продукта; прогнозирование потребности предприятий и организаций в продукции материально-технического назначения; прогнозирование спроса на перевозки различными видами транспортных средств; оперативный и аналитический контроль за состоянием запасов сырья, основ-
ных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; определение оптимальной потребности при организации звен-ности логистических цепей различных уровней управления. Системный подход к разделению логистики на различные функции привел ее на современном этапе к интеграции в соответствии с существующими тенденциями глобализации бизнеса и экономики [3,с.7].
Характерной особенностью функциональных логистических цепей является ограничение в принятии управленческих решений, которые осуществляются на уровне только функциональной деятельности в конкретной подсистеме логистики. В качестве примера можно привести складское хозяйство, в котором движение материально-технических ресурсов осуществляется по следующим укрупненным звеньям (процедурам): разгрузка и распаковка поступившей продукции; контроль поступившей продукции (визуальный, при необходимости - лабораторный); формирование партий продукции, подлежащей складированию; собственно складирование в ячейки и стеллажи; хранение продукции (возможно при соблюдении определенных температурных интервалов или режимов влажности); подготовка продукции к отпуску; комплектование заказов продукции по отдельным потребителям; формирование транспортных партий; погрузка продукции на транспортные средства.
Что касается микрологистических цепей, то их построение и функционирование зависит, в первую очередь, от направлений производственно-хозяйственной деятельности, осуществляемой субъектами хозяйствования - предприятиями и организациями. К примеру, сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции - птицы, мяса, зерна, молока, овощей, фруктов, сахара и т. д., отнесены к первой группе субъектов хозяйствования на микроуровне управления процессом товародвижения.
Формирование микрологистических цепей, их протяженность и раз-ветвленность зависят как от внутренней логистической среды - номенклатуры потребляемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями материальных ресурсов и количества технологических процессов в производстве продукции, так и от внешней логистической среды - количества поставщиков (каналов поступления материальных ресурсов) и количества потребителей (каналов распределения выпускаемой продукции). Так, для предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности характерно ограниченное количество поставщиков материальных ресурсов. Предприятия тяжелой и средней промышленности потребляют значительное количество материальных ресурсов и имеют разветвленную сеть поставщиков. Предприятия легкой, пище-
вой промышленности и предприятия, производящие промежуточный продукт, имеют значительное количество каналов распределения и потребителей.
Логистическая цепь на сельскохозяйственных предприятиях имеет минимальное количество звеньев при одновременном многообразии каналов сбыта продукции через торговые организации. К примеру, строительные предприятия имеют ограниченную номенклатуру потребляемых материальных ресурсов и соответственно незначительное количество поставщиков. Ремонтные предприятия имеют аналогичные производственным предприятиям тяжелой и средней промышленности логистические цепи.
Основой любой логистической системы являются логистические центры. Различают два типа логистических центров [5,с.232]:
1. Региональные логистические центры ("мультимодальные и грузовые терминалы") - крупные, хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания услуг другим предприятиям. Спектр их услуг обычно очень широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число подразделений, предназначенных для их оказания. Региональные логистические центры обычно специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных компаний.
2. Логистические центры компаний. Их структура зависит от профиля и размеров предприятия. На мелких предприятиях это может быть небольшая группа специалистов-логистиков и два-три компьютера. На крупных фирмах - это подразделения с многочисленным штатом и значительным количеством техники, объединенной в локальную сеть с выходом в Интернет. Главная трудность создания логистических центров заключается в дефиците высококвалифицированных кадров. По этой причине многие предприятия (особенно небольшие) предпочитают не создавать собственные центры, а пользоваться услугами региональных логистических центров.
Ядром логистического центра является его информационно-аналитический центр, который осуществляет управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в нем. Использование современных логистических технологий в сельскохозяйственном производстве необходимо хотя бы из-за свойств производимой скоропортящейся и сезонной продукции, а также необходимости ее транспортировки и быстрой переработки.
В связи с введением с 16 июня 2005г. Закона о госрегулировании внешнеторговой деятельности с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО) в Беларуси могут снизиться цены на импортные
товары, что настоятельно требует перехода народного хозяйства страны на мировые стандарты ISO 9000.
Полноправное членство Беларуси в ВТО будет способствовать предсказуемому инвестиционному климату, а значит и привлечению иностранных капиталов в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт отрасли нашей экономики. Помимо этого мы сможем использовать ВТО как средство отстаивания своих торгово-экономических интересов. Все это укрепит репутацию нашей страны как стабильного и надежного торгового партнера. Вот несколько примеров эффективного использования логистики в сельскохозяйственном производстве в России [4,с.165].
Как считает Дмитрий Гордеев, глава одного из крупнейших мясных операторов России - группы компаний "Meatland", занимающихся дистрибуцией, логистикой и производством мясного сырья, рост внутреннего производства мяса вскрыл логистические проблемы отрасли. Вопрос формирования системы первичной переработки, хранения и транспортировки мяса нужно срочно включать в национальный проект. Российское животноводство переживает подъем - в этом году впервые увеличилось производство свинины: по итогам года рост составит около 710%. Однако пока на рынке логистики мяса никаких существенных изменений не происходит.
По мнению аналитиков Института аграрных маркетингов (ИАМ, г. Москва), неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура может стать препятствием на пути дальнейшего развития этого сегмента рынка. Столь серьезное предупреждение основано на знании ситуации: компания занимается импортом мяса с 1995 г., а с 2003 г. расширяет свой ассортимент поставок за счет отечественной продукции. По данным ИАМ, "Meatland", имеющая оборот около 210 млн долл., по итогам 2005 г. была второй по объемам поставок на столичный рынок и безусловным лидером по поставкам в Северо-Западном регионе России.
Распределительный центр в Санкт-Петербурге является сегодня уникальным: это современный автоматизированный складской комплекс с системой управления, поддерживающей разнотемпературное хранение. Все другие современные склады рассчитаны только на сухое хранение. В центре имеется полный набор дополнительных функций: фасовка, упаковка, маркировка, прайсинг. Все это позволяет соответствовать требованиям сетей. Например, если нужно привезти в магазин продукт в точно назначенное время и на разгрузку дается ровно пятнадцать минут, то это вообще невозможно, если нет склада, оборудованного системой управления. Создание профессиональных мощностей по логистике
показало, что спрос на нее довольно велик, и сегодня даже услуги по логистике мяса необходимо выделить в отдельный бизнес. То есть логистические мощности работают не только на собственную дистрибуцию, но и выполняют заказы любых других компаний - сетей, дистрибьюторов, производителей. Следующий шаг в этом направлении - строительство аналогичного специализированного распределительного центра в Москве.
Руководители корпорации " Агро-Союз" считают, что приобретение высокопроизводительной техники само по себе не может обеспечить эффективность агробизнеса. Своего решения требуют многие вопросы логистики, экономики и управления хозяйством - все это корпорация осознала на собственном опыте. Можно закупить высокопроизводительную технику, полностью перейти на No-Till и все равно терпеть огромные потери от простоев техники и неоптимизированной логистики, неправильно рассчитанных севооборотов, неорганизованного взаимодействия различных служб и, наконец, от отсутствия четко налаженной системы сбыта продукции. Оптимизация технического оснащения, логистики и процессного управления выдвинула на первый план человеческий фактор, фактор информативности и обучаемости. Никакие передовые технологии и совершенная техника не будут эффективными, если не изменится сознание работающих с ними людей. Понимая это, корпорация " Агро-Союз" основные усилия в последнее время прилагает в области просвещения, накопления и обмена передовым агроопы-том, создания неформального сотрудничества предприимчивых и социально активных людей, способных ломать сложившиеся стереотипы и внедрять в общественное мнение идеи разумного природопользования, ресурсосбережения и уверенной интеграции в мировое сообщество.
Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной логистики. С обретением независимости Республика Беларусь встала на путь трансформации административно-командной системы хозяйствования в рыночную. Переход к новой экономической системе в Беларуси осуществляется на основе умеренного подхода согласно избранной модели общественного развития социальноориентированной рыночной экономики [1, с.4]. Выбраны постепенные, эволюционные методы реформирования, характеризующиеся активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры, поддержке важных отраслей народного хозяйства, а также высоким уровнем социальной защиты граждан. Благодаря целенаправленной политике Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
и Правительства определенные положительные результаты имеются [5,с.291]. Однако для интенсивного экономического развития страны и достижения в короткий промежуток времени мирового уровня развития, как это видно из приведенных выше аргументов, необходимо переосмысление момента, разработка и внедрение логистических технологий и в сельскохозяйственное производство. Это позволит не только с логистических позиций правильно реорганизовать сельскохозяйственную отрасль страны, но и получить мощный импульс роста экономики.
Литература
1. Государственная программа возрождения и развития села на 20052010 годы. - Минск: Беларусь, 2005.- 95 с.
2. Логистика: учеб. пособие; под ред. И.И.Полещук. - Минск: БГЭУ 2007. - 431 с.
3. Еловой, И. А. Управление потоками в логистических системах мировой экономики / И. А. Еловой; под ред. В .Ф.Медведева. - Минск: Право и экономика, 2006. - 266 с.
4. Семененко, А.И. Логистика. Основы теории: учеб. для вузов / А.И. Се-мененко. - Санкт-Петербург: Союз, 2003. - 544 с. (Высшее образование).
5. Иванов, Ф.Ф. Построение логистической системы в трансформирующейся экономике/ Ф.Ф. Иванов, С. А. Пелих. -Минск: РИВШ, 2007.- 304 с.
Информация об авторе
Иванов Федор Федорович - соискатель аспирантуры Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор философии, член-корреспондент Международной академии информационных технологий. Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 284-02-69.
Дата поступления статьи - 3 сентября 2007 г.