Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СЛУЖБЫ D-ATIS В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБМЕНА ДАННЫХ МЕЖДУ ПИЛОТОМ И ДИСПЕТЧЕРОМ УВД'

ВНЕДРЕНИЕ СЛУЖБЫ D-ATIS В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБМЕНА ДАННЫХ МЕЖДУ ПИЛОТОМ И ДИСПЕТЧЕРОМ УВД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КАНАЛ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ / ГОЛОСОВОЕ СООБЩЕНИЕ / ТЕКСТОВОЕ СООБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соколовский Александр Анатольевич

Цель статьи показать важность модернизации и применения новых технологий в авиации на примере службы АТИС методом анализа. Сделан вывод о преимуществе современной технологии D-ATIS по многим параметрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВНЕДРЕНИЕ СЛУЖБЫ D-ATIS В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБМЕНА ДАННЫХ МЕЖДУ ПИЛОТОМ И ДИСПЕТЧЕРОМ УВД

Purpose of the article is to show significance of modernize and using new technologies in aviation for example ATIS with method of analysis. It was made conclusion about advantage of modern technology D-ATIS at many aspects.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СЛУЖБЫ D-ATIS В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБМЕНА ДАННЫХ МЕЖДУ ПИЛОТОМ И ДИСПЕТЧЕРОМ УВД»

ВНЕДРЕНИЕ СЛУЖБЫ D - ATIS В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБМЕНА ДАННЫХ МЕЖДУ ПИЛОТОМ И ДИСПЕТЧЕРОМ УВД

Соколовский Александр Анатольевич

ФГБОУ СПБГУГА Санкт-Петербург

INTRODUCTION OF SERVICE D-ATIS TO IMPROVE QUALITY OF EXCHANGE DATA BETWEEN PILOT AND AIR TRAFFIC CONTROLLER

Sokolovskiy Alexander Anatolevich

FSBEISPSUCA Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

Цель статьи показать важность модернизации и применения новых технологий в авиации на примере службы АТИСметодом анализа. Сделан вывод о преимуществе современной технологии D-ATIS по многим параметрам. ABSTRACT

Purpose ofthe article is to show significance of modernize and using new technologies in aviation for example ATIS with method of analysis.

It was made conclusion about advantage of modern technology D-ATIS at many aspects. Ключевые слова: АТИС; метеорологическая информация; канал передачи данных; голосовое сообщение; текстовое сообщение.

Keywords: ATIS; meteorogical information; data link; voice message; text message.

Для технологической авиасвязи наступают новые времена. Основной упор делается на функционирование в глобальном масштабе. Недалек тот день, когда она будет представлять собой в основном обмен данными, а голосовая связь будет использоваться в нестандартных и аварийных ситуациях. Основной упор возложен на развитие и применение новых технологий в авиационной электросвязи, навигации и наблюдении, обеспечивающих новый подход к организации воздушного движения взамен изживших себя. Одним из таких устаревающих сервисов является ATIS.

ATIS (Automatic Terminal Information Service) -служба автоматической передачи информации в районе аэродрома. Основные функции заключаются в обеспечении пилота информацией об аэродроме, которая необходима для принятия решения о заходе на посадку или взлёте и является частью полетно-информационного обслуживания. Служба АТИС осуществляет приём, обработку и вещание метеорологической, аэродромной и орнитологической информации для аэродрома в соответствии с международными стандартами для сводок АТИС. Передача происходит заранее записанным голосовым сообщением непрерывным циклом на определенной для каждого аэродрома частоте. Языки передачи: русский и английский. Трансляция включает в себя такие данные как: позывной аэропорта, давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы и ее состояние, возможные системы захода на посадку, направление и скорость ветра, видимость на полосе, коэффициент сцепления, а также атмосферные явления. Использование АТИС позволяет снизить нагрузку на диспетчера управления воздушным движением, делая ненужной передачу одних и тех же сведений каждому новому экипажу в зоне его ответственности, однако имеет свои недостатки. Главные из них:

-Отсутствие возможности остановки голосового сообщения и прослушивание его отдельной части;

-Запись передаваемой информации пилотом вручную;

-Сложность восприятия речи и подверженность радиосвязи разного рода помехам , что приводит к потенциальным ошибкам , а также недопониманию воспроизводимого текста;

-Частые метеорологические изменения вынуждают к прослушиванию очередных специальных сводок, оказывая дополнительную нагрузку на пилота;

-Информация доступна только в зоне покрытия УКВ, через которые передается материал сводки.

В целях устранения данных недочетов повсеместно распространяется сервис D-ATIS (Data Link ATIS). Суть сервиса заключается в предоставлении сводки в текстовом виде. Если раньше погоду было необходимо прослушать на определенной частоте при прибытии в аэропорт назначения, то теперь ее можно получить и распечатать на принтере в кабине нажатием нескольких клавиш независимо от расстояния до аэродрома назначения. Такую передачу данных позволяет осуществлять система ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) - цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких, относительно простых сообщений между воздушным судном и наземными станциями, либо через прямую радиосвязь, либо через спутниковые системы. Система разработана для уменьшения нагрузки и улучшения надежности данных и является гарантией эффективности для авиакомпаний всего мира, автоматизируя обмен информацией между пилотами и диспетчерами. Для полноценной работы ACARS необходимо оборудование на воздушном судне и наземная часть. Бортовая система состоит

из: Management unit- обеспечивает прием и передачу сообщений посредством радиосвязи и Control Unit- служит для взаимодействия с экипажем, выводит сообщения на экран и принтер.

В состав наземной части входят приемо-пере-дающие станции и компьютерные коммутационные системы. Все это обеспечивает двухсторон-

Дальность действия УКВ ограничена, радиус действия одной станции составляет около 300 км для высоты полета 9000м, покрытие же над территорией РФ неполное, однако ARINC и SITA проявляют интерес к российскому рынку, ежегодно расширяя сеть станций. Если говорить о восточной части страны, где зона покрытия особенно мала, то в данном случае удобно использовать спутниковые каналы передачи данных, где для обеспечения функционирования ACARS используется такая система связи, как INMARSAT. В случае использования данной технологии покрытие становится глобальным и позволяет отказаться от традиционных каналов передачи данных через УКВ радиостанции. Единственный недостаток заключается в дороговизне спутниковой связи.

ATIS и D-ATIS функционируют одновременно и независимо друг от друга. В случае установки и использования D-ATIS пилот сможет сам выбирать, что ему использовать: прослушивать ли голосовую запись и ждать повтора в случае недопонимания или распечатать готовую информацию и ей

по каналу УКВ радиосвязи, а также используется спутниковый канал передачи данных. В настоящее время существует два основных провайдера сервиса ACARS: ARINC и SITA. Каждый имеет свои наземные радиостанции и свое программное обеспечение. Сеть ARINC изначально ориентировалась на пользователей в США, в то время как SITA -ев-

же и руководствоваться. В сервисе DATA LINK ATIS отсутствуют недостатки традиционной ATIS, в недалеком будущем он заменит голосовую запись по причине ее ненадобности.

Преимущества D-ATIS:

-отсутствие надобности голосовой записи очередного и специального материала;

-нет необходимости в выделенной частоте для воспроизведения сводок;

-снижение нагрузки на пилота. Информация в текстовом виде на бумаге воспринимается лучше и занимает до 80% меньше времени для ее восприятия;

-отсутствуют ограничения по дальности, сводку можно просмотреть на любом этапе полета.

Литература:

1. AIP (Aeronautical Information Publication) -сборник аэронавигационной информации.

2. Силяков В.А. Красюк В.Н. Системы авиационной радиосвязи. Учебное пособие. Санкт-Петер-бург,2004 г.

3. Энциклопедия http://dic.academic.ru

нюю связь и позволяет функционировать такому ропейская компания, однако зона покрытия у обеих сервису, как Б-АТК. Передача данных происходит компаний примерно одинакова.

AirComm Processor Singapore

Рисунок 2. Передача данных ACARS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.