Научная статья на тему 'Внедрение системы мониторинга и управления транспортом на базе технологии ГЛОНАСС/GPS на предприятии'

Внедрение системы мониторинга и управления транспортом на базе технологии ГЛОНАСС/GPS на предприятии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
741
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА / ТЕХНОЛОГИЯ ГЛОНАСС/GPS / RANSPORT MONITORING / GLONASS / GPS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шеметова О. В.

Предлагается внедрение системы мониторинга и управления транспортом на базе Большеулуйского филиала ГПКК «Ачинское ДРСУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF SYSTEM OF MONITORING AND MANAGEMENT OF TRANSPORT ON THE BASIS OF GLONASS/GPS TECHNOLOGY AT THE ENTERPRISE

The introduction of a transport monitoring and management system based on the Bolshoyului DRSU.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы мониторинга и управления транспортом на базе технологии ГЛОНАСС/GPS на предприятии»

УДК 656.1

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС/GPS НА ПРЕДПРИЯТИИ

О. В. Шеметова* Научный руководитель - Г. И. Латышенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: [email protected]

Предлагается внедрение системы мониторинга и управления транспортом на базе Боль-шеулуйского филиала ГПКК «Ачинское ДРСУ».

Ключевые слова: мониторинг транспорта, технология ГЛОНАСС/GPS.

INTRODUCTION OF SYSTEM OF MONITORING AND MANAGEMENT OF TRANSPORT ON THE BASIS OF GLONASS/GPS TECHNOLOGY AT THE ENTERPRISE

O. V. Shemetova* Scientific Supervisor - G.I. Latyshenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

The introduction of a transport monitoring and management system based on the Bolshoyului DRSU.

Keywords: ransport monitoring, GLONASS / GPS technology.

Транспортная логистика немыслима без активно использования информационных технологий. В настоящее время появились новые, современные возможности контролировать и планировать грузоперевозки [2].

Управление транспортом в режиме онлайн, дает уникальную возможность всегда иметь точную и достоверную информацию о реальном местоположении и маршрутах движения транспорта. Появляется возможность сверить маршрутные листы с реальным маршрутом, отображаемым на географической карте, с отчетом, на котором перечислены точки маршрута, либо со списком пройденных адресов. По итогу можно легко сделать выводы о имеющем место нецелевом использовании транспортных средств, принадлежащих компании (отклонение от маршрутов, использование служебного транспорта в личных целях), или о кражах и повреждении груза, топлива.

Объектом исследования является Большеулуйский филиал Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское дорожное ремонтно-строительное управление» (Большеулуйский филиал ГПКК «Ачинское ДРСУ»).

Большеулуйский филиал ГПКК «Ачинское ДРСУ» является коммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме унитарное предприятие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предприятие является юридическим лицом и действует на основании законодательства РФ и устава.

Предметом статьи является система мониторинга и управления транспортом на базе технологии ГЛОНАСС/GPS.

Внедряемая система управления и мониторинга транспорта - это высокотехнологичная система, функционирующая на базе инфокоммуникационных технологий:

Секция «Инновационная экономика и управление»

- спутниковые системы определения местоположения ГЛОНАСС и GPS;

- Технология беспроводной передачи данных GSM (GPRS/SMS) поколений 2G, 3G, 4G, Wi-Fi, УКВ;

- Интернет (WEB, WAP и LBS сервисы);

- RFID;

- ГИС-технологии.

Благодаря использованию современных технологий спутниковой навигации и мобильной связи система позволяет в режиме реального времени отслеживает точное местоположение объектов и персонала, показывает траекторию движения и соблюдения маршрута, определяет параметры движения (скорость, пробег), а также фиксирует расход топлива и анализирует техническое состояние различных узлов и агрегатов.

При проведении анализа технического состояния техники предприятия было выявлено, что 93 % техники сильно изношено и, за счёт нерационального использования, часто находится в ремонте. Так же был проведён анализ расхода топлива.

Расход топлива на 100 км. превышает нормативное значения для данной техники (25-28 л. на 100 км. для автомобилей и 8-9 л. на 1 маш/час для механизмов), что графически представлено на рис. 1. Следует учитывать, что заполнение путевых листов на груз заполняется в ручную, что влечёт за собой не достоверную информацию о перевозках. Показатели снимаются со спидометров, есть вероятность, что на многих машинах они не исправны.

2013г. 2014г. 2015г.

Рис. 1. Расход топлива в динамике

Так же не секрет, что основными проблемами практически любого российского предприятия, так или иначе связанного с транспортировкой грузов, являются «левые» рейсы, слив топлива, низкая трудовая дисциплина водителей и приписки, нарушение режимов эксплуатации транспортных средств.

Для решения этих проблем предложено внедрить систему мониторинга и управлении транспорта на базе технологии ГЛОНАСС/GPS.

На данный момент существует две наиболее популярные спутниковые системы Российская -ГЛОНАСС и американская- GPS.

ГЛОНАСС- глобальная навигационная спутниковая система, предназначена для определения местоположения, скорости движения и точного времени различными категориями потребителей [1].

GPS - спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84 [3].

Анализ основных технических характеристик представлен в табл. 1.

Определить какая система из двух лучше на сегодняшний день невозможно. Каждая из них имеет свои недостатки и свои преимущества. Но возможно использование обоих систем, тогда все их преимущества складываются, и работа становится ещё более надёжной.

Для осуществления мониторинга транспортом потребуется: датчик уровня топлива, трекер ГЛОНАСС/GPS, специальное программное обеспечение.

Таблица 1

Основные технические характеристики навигационных систем

Характеристики ГЛОНАСС GPS

1. Количество спутников (проектное) 24 24

2. Количество орбитальных плоскостей 3 6

3. Количество спутников в каждой плоскости 8 4

4. Тип орбиты Круговая Круговая

5. Высота орбиты 19100 км 20200 км

6. Наклонение орбиты, град 64,8+-0,3 55 (63)

7. Способ разделения сигналов Частотный Кодовый

8. Период повторения ПСП 1 мс 1 мс

9. Тактовая частота ПСП, МГц 0,511 1,023(С/А-код) 10,23 (Р,У-код)

10. Скорость передачи цифровой информации, бит/с 50 50

11. Погрешности* определения проекций линейной скорости, см/с 15 (СТ-код) <200 (С/А-код) 20 (Р,У-код)

12. Погрешность* определения времени в режиме свободного доступа, нс в режиме ограниченного доступа, нс 1000 (СТ-код) 340 (С/А-код) 180 (Р,У-код)

13. Система отсчета пространственных координат ПЗ-90 WGS-84

*Погрешности в определении координат, скорости и времени для системы ГЛОНАСС - 0,997, для GPS - 0,95.

Библиографические ссылки

1. ПАО «Навигационно-информационные системы» 2010-2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nis-glonass.ru/ (дата обращения 15.03.2017).

2. Шушкович А. Г., Долгова Т. Г., Информационные технологии в транспортной логистике. Gps-мониторинг// Актуальные проблемы авиации и космонавтики 2011, 226 с.

3. GlobalSat Technology Corporation. 2008-2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpshome.ru/ (дата обращения 20.03.2017).

© Шеметова О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.