Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ "KAIZEN" НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ "KAIZEN" НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ / ПОТЕРИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачинский А. Г., Перевезенцева Е. Д., Корсакова В. К., Новиков В. А.

В статье рассматривается концепция бережливого производства, внедрение системы «Kaizen» на российских предприятиях с целью увеличения конкурентоспособности предприятий. История происхождения системы «Kaizen», и её основателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE KAIZEN SYSTEM AT RUSSIAN ENTERPRISES

The article considers the concept of lean production, the introduction of the Kaizen system at Russian enterprises with the aim of increasing the competitiveness of enterprises. The history of the origin of the Kaizen system, and its founders.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ "KAIZEN" НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

радиотехнических средств // Нелинейный

мир. — 2009. — № 10. — с. 6

2. Д. Высочий, Система Lean: Концепция бережливого производства // Д. Высочий

3. В.Колчков, И. Точность-Качество // Консультационно-информационный ресурс Точность-Качество.

4. Менеджмент качества // КПМС.

УДК 338.012

Бачинский А.Г. студент, 3 курс Институт финансов, экономики и управления

Перевезенцева Е.Д. студент магистрант, 1 курс Гуманитарно-педагогический институт

Корсакова В.К. студент, 4 курс Институт финансов, экономики и управления

Новиков В.А. студент, 2 курс Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ «KAIZEN» НА РОССИЙСКИХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ Аннотация: в статье рассматривается концепция бережливого производства, внедрение системы «Kaizen» на российских предприятиях с целью увеличения конкурентоспособности предприятий. История происхождения системы «Kaizen», и её основателей.

Ключевые слова: «Kaizen», концепция бережливого производства, бережливое производство, сокращение потерь, потери, стандартизация, стандарты ISO.

Bachinsky A. G., student

3 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Togliatti, Russia Perevezentseva E.D., master student 1 year, Humanitarian Pedagogical Institute

Togliatti State University Togliatti, Russia Korsakova V.K., student

4 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University

Togliatti, Russia Novikov V.A., student 2 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Togliatti, Russia

IMPLEMENTATION OF THE KAIZEN SYSTEM AT RUSSIAN

ENTERPRISES.

Annotation: the article considers the concept of lean production, the introduction of the Kaizen system at Russian enterprises with the aim of increasing the competitiveness of enterprises. The history of the origin of the Kaizen system, and its founders.

Key words: Kaizen, lean manufacturing concept, lean production, loss reduction, losses, standardization, and ISO standards.

На данный момент огромное количество упоминаний о достоинствах разных систем стандартизации процессов как пути к успеху компании. Впрочем, имеются и иные подходы, зачастую даже наиболее действенные и прогрессивные, чем соответствие условиям многочисленных стандартов.

«Kaizen» — является Японской стратегией небольших шагов, помогающих к стабильному совершенствованию, это является одним из ключевых инструментов «Бережливого производства». Данная идея появилась в Японии и является признанной во всём мире, что подтверждает её результативность, как в промышленном секторе, так и в другом секторе, как в сфере услуг или общественных организациях.

В сертификационной программе ISO огромное внимание отводится нормированию основных процессов и их неизменному совершенствованию.

Слово «Kaizen» возникло в 1980-х годах, с появлением печатного сборника «Kaizen: ключ к успеху японских компаний», является одна из ключевых идей менеджмента. Этот термин в 1990-х годах был внесён в «New Shorter Oxford English Dictionary», где рассказывается о «Kaizen» как о постоянном улучшении способов работы, собственной эффективности и т. д., то есть как о бизнес философии. [4]

«Kaizen» переводя с японского означает — «постоянное, совершенствование». Именно поэтому, в процессе совершенствования необходимы все звенья организации — от руководителя до рабочего, исполнение этой стратегии не обязывает организации тратить огромное количество денег. Идеология «Кайдзен» несёт в себе цель, что вся жизнь так или иначе обязана был нацелена на постоянное развитие. Большинство жителей Японии считают это своей заповедью и даже не задумывается, о своём совершенствовании, а делают это автоматически на протяжении всей жизни.

Основоположниками системы «Kaizen»:

Уильям Эдвардс Деминг, Джозеф Мозес Джуран, Филипп Кросби, Арманд Фейгенбаум, Гэнъити Тагути и Исикава Каору.

«Kaizen» — это система не на один день, а долговременная стратегическое становление компаний. Ключевая суть системы очень проста: это постоянное улучшение, в котором принимают участие каждый сотрудник: и руководители, рабочие. Принципы системы подразумевают, что жизнь должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Данная система включающая в себя большое количество систем качества Японских разработок. [1]

Система «Kaizen» заключается из следующих компонентов:

Ориентированность на клиента. Основой этой системы являться функционирование компании, которое направленно на удовлетворённость покупателя — формирование ценности для покупателя и исключение тех издержек, не дающие создать ценность. Также она подразделяется на внешних и внутренних клиентов

Командная работа. Обмен информации, происходящий внутри коллектива- является постоянным, также как опытом, анализ трудностей.

Самоконтроль и постоянное развитие. Каждый работник даёт ответ своим действиям и обязан совершенствовать свои умения. Всеобщий анализ проблем и систематическое наличие информации о всех мероприятиях и моментах связанными с работниками. Основная цель — модерирование ситуации, в которых сотрудник не допустит ошибок, вместо, того, чтобы его наказывать.

Предложения по корректировкам. Каждый работник, от управляющего до рабочего, обладает правом предложить идеи по изменению чего-либо на специальных собраниях и совещаниях или же отправить письмо в особый почтовый ящик «Проекты по улучшению». Для этого необходимо внедрить систему поощрения: моральную и материальную[2]

Стандартизация. Как только работник добивается результатов по улучшению, то его опыт обязательно необходимо отметить, создать инструкцию, где каждый сотрудник должны ознакомиться, чтобы зафиксировать приобретённый успех. Система «Kaizen» включает в себя такие инструменты как:

1. «5S» — организация рабочего места

2. «TQM» — Всеобщее управление качеством

3. «Дзидока» — система при которой оборудование находит проблему и приостанавливает производство.

4. «Just-in-time» system — система «точно вовремя»

5. «Система предложений»

6. «Бережливое производство» и другие.

Как только получается благополучно внедрить систему Kaizen, то в компании происходят изменения, приводящие к хорошим результатам:

Исключение потерь в компании;

Улучшение качества товара или услугу;

Увеличение степени удовлетворенности покупателей.

Также плюсом внедрения системы, является то, что она даёт

возможность избегать основного страха перед изменениями, поскольку данный процесс осуществляется постепенно.

10 основных принципов системы Kaizen:

1) клиентонаправленность

2) постоянство изменений

3) оценка неэффективности компании

4) открытость предприятия

5) формирование рабочех группы

6) координирование проектами с помощью межфункциональных групп

7) гормонные взаимоотношений

8) самоконтроль

9) извещение каждого сотрудника

10) возможность делегирование обязанностей для каждого работника.

Функция «Kaizen» для российского предпринимательства большая.

Если вопросы, связанные с маркетингом и финансами предприятия, нашли решения, то вот вопросами эффективного производства до сих пор открыты. Большие издержки в компании приводят тому, что российских продукт становиться неконкурентоспособным. На данный момент большая часть выпускаемого товара не отвечает тем стандартам качества, которые введены по всему миру. Даже, если продукт качественный и реализуется по приемлемой цене, предприятие всё равно располагается позади фаворитов всемирного бизнеса. Поскольку логистические вопросы, начинаются от покупки материалов и составляющих и заканчиваться доставкой готового товара, в Российской Федерации является примитивным. [1]

Ключевым препятствием, мешающим распространению системы «Kaizen» в РФ, является сознание самого предпринимателя. За последние 10 лет большинство предприятий сделали огромный рывок в своем развитии. Данные предприятия как правило, вдохновленные успешным стартом, продолжают стремительно развиваться и стараются захватить всё и сразу. Сама система «Kaizen» подразумевает последовательное, градационное и долговременное усовершенствование определённых частей. [2]

Также, в менталитет русского человека «заточен», на то, что если работать, то совершать много работы В Японской системе «Какеп» всё иначе. К примеру, в школах Японии есть предмет «Малое дело». школьников с малых учат, тому, что любое, и малое и большое дело равноценно значимо и что от незначительных, с виду, ошибок может возникнуть большая проблема. В России система «Kaizen» внедрена, но не так хорошо, как хотелось бы. Руководители множества компаний до сих пор недооценивают значимость незначительных улучшений, воздерживаются выделять деньги на мотивацию работников и существенно большое внимания отводят продаже и маркетингу, увеличению эффективности предприятия, его модернизации. Данная система поможет работать в разных компаниях, которые создают товары или услуги. Следовательно, эта система применяется в малых, и в крупных компаниях, и в любой отрасли. [3]

В России рассматривают ее с 2000-х годов. Первыми стали заводы создающие машины, которые были вдохновлены триумфом японской корпорации Toyota.

Ранее считалось, что менталитет народа, повлияет на систему и она не найдёт своё применение, но это кардинально не так, «Kaizen» получила своё развитие в России, иногда и по своим законам.

На данный момент ситуация активно меняется в хорошую сторону: большое количество руководители предприятия понимают необходимость улучшения эффективности процессов производства, студенты ВУЗов, как технической, и управленческой, экономической специальности показывают большой интерес в этой области познаний, а также уже имеются позитивные итоги введения системы в российских компаниях. [1]

На мой взгляд, российские предприятия объясни стремиться ввести в систему, ведь без улучшения мы не будем создавать конкуренцию. Для эффективного введения нужно провести обучение персонала, также, чтобы каждый сотрудник должен осознавать свою важность в процессе производства, нужно обеспечивать обратную связь, для, применения чтобы рациональных и полезных идеи работников в производственные процессы. современные компании уже свершают первые шаги на пути создания РПС (Российской Производственной Системы), данный пусть, безусловно, будет сложным, но эти шаги уже выполнены, а как гласит древнейшая мудрость: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Использованные источники:

1. Все о системе 5S в одном месте [электронный ресурс]. URL:http://www.5sexpert.m (дата обращения 25.01.2018)

2. Мунт О.В., Перевезенцева Е.Д., Корсакова В.К., Шурыгин.С.В. Как построить систему качества // e-Журнал Форум молодых ученых. - 2017 -№10(14).Д. Высочий, Система Lean: Концепция бережливого производства // Д. Высочий

3. В.Колчков, И. Точность-Качество // Консультационно-информационный ресурс Точность-Качество.

4. Ноулер Л., Хауэлл Дж. , Голд Б. , Коулмэн Э. , Моун О. , Ноулер В. Статистические методы контроля качества продукции. - М: Издательство стандартов, 2009.- 96с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.