Научная статья на тему 'Внедрение системы качества на железнодорожном транспорте'

Внедрение системы качества на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТА ISO 9001 / СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 9000 / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ISO 9001 STANDARD / ISO 9000 SERIES STANDARDS / PROCESS APPROACH / PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT / NORMATIVE DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина Лариса Андреевна, Медников Дмитрий Андреевич

Система менеджмента качества (СМК) это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия. Грамотное внедрение системы качества на железнодорожном транспорте позволит получить целый ряд преимуществ: повысить уровень безопасности, конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг, значительно снизить затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каргина Лариса Андреевна, Медников Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation Of The Quality System On Railway Transport

The quality management system (QMS) is a system that ensures the effective operation of the enterprise. Competent implementation of the quality system in railway transport will provide a number of advantages: improve the level of security, competitiveness and quality of services provided, significantly reduce costs.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы качества на железнодорожном транспорте»

МЕнЕДжМЕнт: научный АнАЛиЗ

УДк 330.4:656

Каргина Л.А., Медников Д.А.

внедрение системы качества на железнодорожном транспорте

Система менеджмента качества (СМК) - это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия. Грамотное внедрение системы качества на железнодорожном транспорте позволит получить целый ряд преимуществ: повысить уровень безопасности, конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг, значительно снизить затраты.

Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарта ISO 9001, стандарты ISO серии 9000, процессный подход, процессный подход к менеджменту, нормативная документация.

L.A. Kargina, D.A. Mednikov

implementation of the quality system on railway transport

The quality management system (QMS) is a system that ensures the effective operation of the enterprise. Competent implementation of the quality system in railway transport will provide a number of advantages: improve the level of security, competitiveness and quality of services provided, significantly reduce costs.

Key words: quality management system, ISO 9001 standard, ISO 9000 series standards, process approach, process approach to management, normative documentation.

С

истема менеджмента качества (СМК) - это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия. Грамотное внедрение системы качества на железнодорожном транспорте позволит получить целый ряд преимуществ: повысить уровень безопасности, конкурентоспособность и качество предоставляемых услуг, значительно снизить затраты [Васильев 2002].

Для того чтобы построить систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9001, на железнодорожном транспорте должны быть созданы следующие ее элементы:

- документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а также методы их достижения;

- нормативные документы, описывающие и регулирующие процессы деятельности в рамках СМК;

- эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой;

- персонал организации, специально обученный СМК [Никитин 2002].

Рассмотрим этапы построения СМК.

Этап 1. Решение руководства.

Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, сформулировать цели построения СМК, выделить критерии оценки качества процессов построения.

Этап 2. Обучение персонала.

Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК.

Этап 3. Формирование программы внедрения СМК.

Внедрение СМК следует рассматривать как сложный и длительный проект. При его построении нужно руководствоваться следующими принципами:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителя;

- вовлечение работников;

- процессный подход;

- процессный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное на фактах [Строителев 2002].

Этап 4. Описание и оптимизация процессов.

Основой системы менеджмента качества является процессный. В первую очередь необходимо описать те процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Затем их необходимо оптимизировать, а также разработать новые процессы согласно правилам стандарта.

Менеджмент: научный анализ

Этап 5. Разработка нормативной документации СМК.

На этом этапе формируются нормативные документы, регламенты и процедуры, обеспечивающие работу системы менеджмента качества. Основой для них обычно является уже существующий на предприятии набор документов, который модифицируется и дополняется в соответствии с требованиями стандарта. В случае железнодорожного транспорта за основу должны быть взяты существующие ГОСТы и СП, и на их базе созданы регламенты.

При составлении нормативной документации нужно учитывать требование стандарта ISO 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должен описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т.д.

Этап 6. Тестирование СМК и внутренний аудит.

После разработки всех нормативных документов начинается опытная эксплуатация системы менеджмента качества. Она сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы СМК.

При отсутствии возможности взять качественные показатели из аналогичной отрасли (другие виды транспорта), необходимо создать оптимальные, но объективные критерии. В ходе внутреннего аудита должны выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также нормативной документации, для того чтобы в дальнейшем избегать отклонений [Азаров 2002].

Этап 7. Получение сертификата.

Для того чтобы сертифицировать СМК, необходимо подать заявление в сертификационный орган. Его специалисты в течение месяца проводят экспертизу представленных документов. По результатам первого этапа организации необходимо устранить выявленные несоответствия. После этого проводится собственно

80 Вестник ММА

сертификация. Если все значимые несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат.

Литература

Васильев В.А., Каландаришвили Ш.Н., Новиков В.А., Одиноков С.А. Управление качеством и сертификация. Издательство: Интермет Инжиниринг, 2002 г. - 416 с.

Азаров В.Н., Леохин Ю.Л. Интегрированные информационные системы управления качеством. Европейский центр по качеству, 2002. - 64 с.

Никитин В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. Питер, 2002. - 272 с.: ил.

Строителев В.Н., Яницкий В.Е. Статистические методы в управлении качеством Европейский центр по качеству, 2002. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.